Конспект урока по теме полезные ископаемые россии
Полезные ископаемые России
Цели и задачи:
1) Образовательные – проверить знания учащихся по изученной ранее теме, расширить знания и обобщить, систематизировать их с помощью метода сравнения. Учить доказывать свою точку зрения, аргументировать ответ, учиться обсуждать проблемы.
2) Развивающие – развивать у учащихся географическое мышление и интерес к предмету, самостоятельность, ответственность, умения оценивать, объяснять природные условия и природные богатства как условия для жизни и хозяйственной деятельности людей.
3) Повышение интереса к предмету, формирование экологического мышления у учащихся.
Оборудование: Физическая карта России, образцы полезных ископаемых, иллюстрации из дополнительной литературы, условные знаки полезных ископаемых,
мультимедийный проектор.
Методы: Объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый.
Ход урока
1. Организационный момент.
Слайд №1 Заставка. «Хочешь познать мир – изучай географию»
Слайд №2 Автор
Слайд №3 География России 8 класс.
Слайд №4 Россия на карте мира.
Слайд №5 Москва. Кремль.
2. Проверка домашнего задания.
Слайд №6 1.Что такое рельеф?
2. Какие крупнейшие формы рельефа выделяют на территории России.
3.Как называется выход на поверхность фундамента платформы.
4.Внедрение магмы в слои осадочных пород.
5.На какие три группы по высоте делятся горы?
6.К каким тектоническим структурам принадлежат горы?
7. Им соответствуют равнины.
8. Карта, на которой показаны части земной коры.
Слайд №7 Изображение гор.
Уральские Кавказские
(возрожденные) (молодые)
В чем различие между ними?
Почему одни высокие, а другие низкие?
(беседа)
Слайд №8 Изображение равнин
Восточно-Европейская Западно-Сибирская
Холмистая плоская
Почему имеют равнинный характер рельефа?
(беседа)
Слайд №9 Таблица. Проверяем заполнение двух колонок.
Новый материал:
Слайд №10 Загадки
Росли на болоте растения. Он на кухне у мамы помощник отличный,
Теперь – это топливо и удобрение. Он синим цветком, расцветает от спички.
(Торф) (Газ)
В воде родится, а воды боится.
(Соль)
Он черный и блестящий,
Людям помощник настоящий. Без нее не поедет
Он несет в дома тепло Ни такси, ни мотоцикл,
От него в домах светло. Не поднимется ракета
Помогает плавить стали, Отгадайте, что же это?
Делать краски и эмали.
(Уголь ) (Нефть)
Слайд № 11 : Тема урока
Слайд № 12 : Новые понятия – полезные ископаемые, месторождения, бассейны.
Слайд № 13 : Карта (показать образцы полезных ископаемых), месторождения на карте .
Рассказ о нефти и газе.
О нефти и газе Западной Сибири
Институт нефти носит имя И. М. Губкина. Именно при его непосредственном участии начались тщательные поиски нефти. Первый фонтан газа ударил в 1953 г. а нефтяной фонтан Шаима — через семь лег. Но предшествовали этому событию долгие поиски, научные споры, подвиг первопроходцев, Западно-Сибирская равнина — огромная низменность площадью З млн. км2. Лежит равнина на плите, толщина осадочного чехла достигает мощности в 6 км. Это благоприятные условия для залегания нефти, но на поверхности сотни километров топких болот в неосвоенной тайге.
Как определить точку для буровой? Это можно сравнить с поиском иголки в стоге сена. И. М. Губкин считал: надо искать. У него было множество противников. В 1934 году в Среднее Приобье была послана поисковая партия. Открыли невиданные запасы нефти Усть-Балыкское и нефтяную «жемчужину» месторождение Самотлор. Поиски нефти и газа велись в северных районах и были открыты в тундре, в Заполярье газовые месторождения — Ямбург, Медвежье, Заполярное. А у Северного полярного круга — Уренгойское — газовую «жемчужину». Сегодня Россия занимает 1 место но добыче природного газа. С севера Западной Сибири в Европейскую часть России проложены крупные газопроводы, по которым газ — экологические чистое и калорийное топливо идет не только в европейскую часть России и в Западную Европу.
Открытые месторождения нефти и газа дали мощный толчок освоению
Западной Сибири. Здесь построены новые города: столица нефтяников – г. Сургуг, столица газовиков г. Новый Уренгой. Западная Сибирь стала главной нефтегазоносной территорией России.
Как находят месторождения полезных ископаемых? Люди, какой профессии?
Рассказ о растениях.
Растения помогают геологам
Геологи давно заметили, что при залегании какой-либо руды в глубинах земли в поверхностных слоях почвы содержится повышенное количество рудного элемента. Иногда это лишь тысячные доли процента, но и они улавливаются некоторыми растениями. Есть растения, растущие только на почвах, обогащенных определенным химическим элементом. Например, на Алтае многолетнее растение качим растет на почвах с присутствием меди. Существуют и медистые мхи, благодаря им, например, в Швеции были открыты три месторождения медной руды.
Есть растения, предпочитающие селиться на почвах, обогащенных никелем, кобальтом, оловом.
Геологи при поиске рудных месторождений учитывают и еще одно отношение к ним растений: некоторые «не хотят» расти на почвах с повышенным содержанием того или иного химического элемента, в результате на общем фоне растительного покрова выделяются прогалины, где нет этих растений. Так нередко обнаруживаются залежи бора, хрома.
В местах залегания руд кобальта на Кольском полуострове все исследованные растения содержат кобальта в 40—50 раз больше по сравнению с подобными растениями того же вида, растущими на нерудных участках.
При повышенном содержании в почве каких-либо химических элементов изменяется часто и внешний вид растения. Наблюдения показали, что у растений под влиянием меди может измениться окраска цветков — появляется голубоватый или синий тон. Никель обесцвечивает цветки, марганец придает им красную или розовую окраску.
Геологи должны быть всегда внимательными наблюдателями: измененный внешний облик растения может подсказать многое. Например, иногда наблюдается изменение формы цветков, листьев и стеблей растения и даже некоторые уродства. При повышенном содержании в почве бериллия у молодых сосен вместо обычных образуются метелкообразные ветви. Укорачивание корней и скручивание листьев вызывает высокое содержание в почве алюминия. Цинк способствует развитию карликовых форм и отмиранию кончиков листьев.
Слайд №14 : Из истории использования полезных ископаемых.
Слайд №15 : Александр Евгеньевич Ферсман (1883 – 1945).
Слайд №16 : Схема.
Все полезные ископаемые делятся по происхождению на две группы.
Экологические проблемы, связанные с добычей полезных ископаемых.
Россия большая страна и как мы с вами выяснили, богата разнообразными полезными ископаемыми, которые используются для развития черной и цветной металлургии, топливной и химической промышленности.
Полезные ископаемые – это исчерпаемые и невозобновимые природные ресурсы. Чем больше их добывается, тем меньше их остается, поэтому необходимо заботиться, чтобы они как можно более экономично расходовались. Извлечение из недр Земли огромных масс вещества не проходит бесследно. Человек создает антропогенные формы рельефа.
Рассмотрим влияние добычи железной руды на окружающую среду в зоне КМА.
Слайд №17 : Панорама КМА.
Рассказ о КМА.
Слайд №18: Открытая добыча.
Слайд №19 : Рекультивация.
Закрепление: 1.Повторить понятия: месторождения, бассейны, рекультивация.
Слайд №20: Таблица
2.Заполнить таблицу и сделать вывод.
3. На магнитной доске условные знаки полезных ископаемых, разделить их на две группы, согласно составленной схемы.
Слайд №21: Задание на дом. § 11
1. На примере полезных ископаемых своей области покажите, какая зависимость от форм рельефа и строения территории существует в их размещении.
2.Нанесите на контурную карту основные месторождения полезных ископаемых:
Нефть и газ: Западно-Сибирская равнина, Волго-Уральский бассейн, Северный Кавказ, остров Сахалин;
Каменный уголь: Кузбасс, Печорский, Донбасс, Тунгусский, Ленский, Южно-Якутский бассейн;
Бурый уголь: Канско-Ачинский бассейн;
Железные руды: КМА, бассейн Ангары, Кольский полуостров.
Медно-никелевые руды: Кольский п-ов, г. Норильск;
Алмазы: Якутия (г. Мирный), Архангельская область:
Золото: Забайкалье (Бодайбо):
Соли калийные: Предуралье.
Подведение итогов.
Подготовила
учитель географии
первой категории
МОУ «Солдатская СОШ»
Мамонова Ольга Петровна
2008
НАЧАЛЬНЫЙ КУРС ГЕОГРАФИИ
6 класс (68 ч, 2 ч в неделю или 35 ч. 1час в нед.)
Практические работы.
1. Организация и обучение приемам учебной работы: наблюдение над погодой, фенологическими явлениями (водоемы, растительность); измерение высоты Солнца над горизонтом, ориентирование по Солнцу.
2. Экскурсия по изучению форм земной поверхности, характера залегания горных пород, водоемов (их использование, изменения, охрана).
3. Нанести маршруты путешествий Ф. Магеллана, X. Колумба. 2. Надписать названия материков и океанов.
4. Ориентирование на местности.
5. Глазомерная съемка небольшого участка местности (одним из способов).
6 Определение объектов местности по плану, а также направлений, расстояний между ними.
7. Топографический диктант.
8. Обучение приемам: показ объектов по карте, оформление контурной карты, надписи названий объектов.
9. Обучение определению направлений по карте; определению географических координат по глобусу и карте (в том числе: своя местность).
10. Проведение на контурной карте меридианов и параллелей, в том числе проходящих через вашу местность.
11. Характеристика карты (или ее части) своей местности.
12. Изучение свойств горных пород и минералов (по образцам).
13. Определение по карте географического положения и высоты гор, равнин.
13. Изучение рельефа своей местности.
14. Обозначение на контурной карте названных объектов рельефа. Описание земной коры.
15. Характеристика карты океанов.
16. Определение географического положения объектов: океана, моря, залива, полуострова, реки, озера, водохранилища (по выбору), обозначение их на контурной карте.
17. Определение по карте расстояния (приблизительно) от своего населенного пункта до ближайшего моря.
18. Изучение подземных и поверхностных вод своей местности как части мирового круговорота воды в природе. Описание гидросферы.
19. Наблюдение погоды и обработка собранных материалов (составление графиков, диаграмм, описание погоды за день, месяц).
20. Описание климата своей местности. Описание атмосферы.
21. Описание растительного и животного мира, почв своей местности.
22. Наблюдения за природой: установление сроков начала времен года.
23. Работа по плану местности: найти природные комплексы и комплексы, созданные человеком.
24. Составление полного описания географического комплекса своей местности.
И. В. Душина
ГЕОГРАФИЯ МАТЕРИКОВ И ОКЕАНОВ
7 класс (68 ч, 2 ч в неделю)
1.Обучение простейшим приемам работы с источниками географической информация (учебником, картами, справочниками); составление по ним летописей наиболее важных (с позиций школьников) путешествий в разные исторические эпохи.
2.Определение по картам и глобусу расстояний между точками в градусной мере и километрах, координат различных точек.
3.Определение по карте направлений и скорости передвижения литосферных плит и предположение об изменении расположения материков и океанов через миллионы лет (на основе теории тектоники плит).
4.Сравнительное описание по климатической карте основных показателей климата двух климатических поясов (по выбору учащихся).
5.Выделение на карте территорий, где в наибольшей мере проявляется взаимодействие Океана, атмосферы и суши.
6. Анализ особенностей проявления природной зональности в Африке и Австралии.
7. Обозначение на контурной карте направлений миграций людей в прошлом и в настоящее
время, стран, в которых в настоящее время происходят особые природные явления, а также важные события в жизни народов
8. Изображение на контурной карте природных поясов и особых (азональных) аквальных комплексов океана, а также шельфа и видов хозяйственно деятельности на нем в одном из океанов (по выбору)
9. Сравнительная характеристика природы двух океанов-(по выбору).
10. Определение географических координат крайних точек, протяженности материка с севера на юг в градусной мере и километрах. Обучение определению географического положения материка.
11.Обозначение на контурной карте крупных форм рельефа и месторождений полезных ископаемых.
12. Анализ климатических диаграмм: сопоставление их с показателями климатической карты; оценивание климатических условий на материке для жизни населения.
13. Определение причин разнообразия природных зон материка.
14. Описание по картам атласа природных условий населения и хозяйственной жизни одной из африканских стран.
15. Сравнение географического положения Австралии и Африки; определение черт сходства и различия основных компонентов природы этих континентов.
16. Обоснование причин современного размещения коренного населения Австралии на основе сравнения природных условий и хозяйственной деятельности населения.
17. Описание по картам и тексту учебника одного из островов Океании.
18. Определение сходства и различий в рельефе Африки и Южной Америки.
19. Сравнительное описание крупных речных систем Южной Америки и Африки (по выбору учащихся).
20.Составление описания природы, населения и его хозяйственной деятельности одной из стран материка (по выбору).
21. Сравнение природы Арктики и Антарктики; объяснение причин полученных результатов сравнения.
22.Сравнение климата отдельных частей материка, расположенных в одном климатическом поясе, оценка климатических условий для жизни и хозяй| ственной деятельности населения.
23. Составление описания путешест-вия по одной из стран континента с определением особен ностей природы, населения, его хозяйственной деятельности (по линии следования).
24.Сравнение климата Евразии с климатом Северной Америки; определение типов климата Евразии по климатограммам, оценивание климатических условий для жизни людей и их хозяйственной деятельности
25.Сравнение природных зон по 40-й параллели в Евразии и Северной Америке, выявление черт сходства и различия в чередовании зон, в степени их антропогенного изменения.
26. Обозначение на контурно карте стран, сгруппированных по различным признакам
2. Составление по картам и другим источникам описания одной из стран зарубежной Европы или зарубежной Азии
27. Работа на местности по выявлению природных комплексов, образование которых обусловлено различиями в строении рельефа, в получении тепла и влаги, а также степени антропогенного воздействия.
28. Составление простейшего плана местности, на котором изучаются природные комплексы.
ГЕОГРАФИЯ РОССИИ. ПРИРОДА 8 класс (68 ч, 2 ч в неделю) Автор И. И. Баринова
1. Характеристика географического положения России. Сравнение ГП России с ГП других стран.
2. Определение поясного времени для разных пунктов России.
3. Объяснение зависимости расположения крупных форм рельефа и месторождений полезных ископаемых от строения земной коры на примере отдельных территорий.
4. Определение по картам закономерностей распределения солнечной радиации, радиационного баланса, выявление особенностей распределения средних температур января и июля, годового количества осадков по территории страны.
5. Оценка основных климатических показателей одного из регионов страны для характеристики условий жизни и хозяйственной деятельности населения.
6. Составление характеристики одной из рек с использованием тематических карт и кли-матограмм, определение возможностей ее хозяйственного использования.
7. Объяснение закономерностей размещения разных видов вод суши и связанных с ними опасных природных явлений на территории страны, их зависимости от рельефа и климата.
8. Оценка обеспеченности водными ресурсами крупных регионов России, составление прогноза их использования.
9 Выявление условий почвообразования основных типов почв (количество тепла и влаги, рельеф, характер растительности) и оценка их плодородия. Знакомство с образцами почв своей местности.
10 Составление прогноза изменений растительного и животного мира при заданных условиях изменения других компонентов природного комплекса.
11. Сравнительная характеристика двух природных зон России (по выбору).
12. Объяснение принципов выделения крупных природных регионов на территории России.
13. Оценка природных условий и ресурсов одного из регионов России. Прогнозирование изменений в результате хозяйственной деятельности человека.
14. Характеристика взаимодействия природы и общества на примере одного из природных регионов.
15. Сравнительная характеристика природных условий и ресурсов двух регионов России.
16. Составление карты «Природные уникумы России».
17. Характеристика экологического состояния одного из
регионов России (по выбору).
9 класс ГЕОГРАФИЯ РОССИИ. НАСЕЛЕНИЕ И ХОЗЯЙСТВО 9 класс (68 ч, 2 ч в неделю) Автор В. П. Дронов
1. Определение главных районов размещения отраслей трудоемкого и металлоемкого машиностроения по картам.
2. Составление характеристики одного из нефтяных бассейнов по картам и статистическим материалам.
3. Составление характеристики одного из угольных бассейнов по картам и статистическим материалам.
4. Составление характеристики одной из металлургических баз по картам и статистическим материалам.
5. Определение по картам главных факторов размещения металлургических предприятий по производству меди и алюминия.
6. Составление характеристики одной из баз химической промышленности по картам и статистическим материалам.
7. Определение по картам основных районов выращивания зерновых и технических культур, главных районов животноводства.
8. Экскурсия на местное предприятие. Составление карты его хозяйственных связей.
9. Моделирование вариантов нового районирования России.
10. Сравнение географического положения и планировки двух столиц: Москвы и Санкт-Петербурга.
11. Составление картосхемы размещения народных промыслов Центральной России.
12. Объяснения взаимодействия природы и человека на примере одной из территорий Центральной России.
13. Составление и анализ схемы хозяйственных связей Двино-Печорского подрайона.
14. Выявление и анализ условий для развития рекреационного хозяйства Европейского Севера.
15. Определение факторов развития и сравнение специализации промышленности Европейского Юга и Поволжья.
16. Выявление и анализ условий для развития рекреационного хозяйства на Северном Кавказе.
17. Изучение влияния истории населения и развития территории на этнический и религиозный состав населения.
18. Экологические и водные проблемы Волги — оценки и пути решения.
19. Определение тенденций хозяйственного развития Северного Урала. Результат работы представить в виде картосхемы.
20. Оценка экологической ситуации в разных частях Урала и пути решения экологических проблем.
21. Изучение и оценка природных условий Западно-Сибирского (или Кузнецко-Алтай-ского) района для жизни и быта человека.
22. Составление характеристики нефтяного (газового) комплекса: значение, уровень развития, основные центры добычи и переработки, направления транспортировки топлива, экологические проблемы.
23. Разработка по карте туристического маршрута с целью показа наиболее интересных природных и хозяйственных объектов региона.
24. Составление характеристики Норильского промышленного узла: географическое положение, природные условия и ресурсы, набор производств и их взаимосвязь, промышленные центры.
25. Оценка особенности природы региона с позиций условий жизни человека в сельской местности и городе.
26. Выделение на карте индустриальных, транспортных, научных, деловых, финансовых, оборонных центров Дальнего Востока.
27. Учебная дискуссия: свободные экономические зоны Дальнего Востока — проблемы и перспективы развития.