Конспект урока по превентивной программе полезные привычки
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Табарсукская средняя общеобразовательная школа
Общеобразовательная
превентивная программа
для работы с несовершеннолетними
«Полезные привычки»
1 – 4 классы
Пояснительная записка
Курение, употребление алкоголя, приобщение подростков и молодежи к наркотикам, ВИЧ- инфекция стали широко распространенным и открыто обсуждаемым явлением современной жизни. Все большее количество семей сталкивается с проблемой детского алкоголизма, наркомании, ВИЧ-инфицирования. Все больше учителей начинают понимать, что предупреждение социально-негативных заболеваний – важная задача школы. Существует несколько подходов к школьной профилактике или превентивному обучению. Традиционными подходами считается информационный, нравственный, эмоциональный и организация досуга. Более современные подходы – это так называемые «психологические прививки», направленные на формирование навыков сопротивления давлению и развитие личностной и социальной компетентности. Потребность педагогической общественности в программах профилактики употребления психоактивных веществ (ПАВ) и распространения ВИЧ/СПИДа с использованием современных подходов может быть удовлетворена за счет внедрения превентивных образовательных программ, допущенных Министерством образования РФ, – «Полезные привычки», «Полезные навыки», «Полезный выбор», «Полезная прививка», «Все цвета, кроме черного», и программы утвержденной областным экспертным советом – «Я и моя будущая семья».
Теоретическую основу данных программ составляют современные научные представления о факторах риска приобщения несовершеннолетних к употреблению ПАВ, заражения ВИЧ и защитных факторов, позволяющих сопротивляться неблагоприятным условиям социального окружения. В рамках этих программ реализуются принципы позитивной профилактики, ориентированные на потенциал здоровья, освоение ресурсов психики и личности, на поддержку молодого человека и помощь ему в самораскрытии. Стратегическая цель позитивной профилактики состоит в воспитании физически здорового и личностно развитого человека, способного самостоятельно справляться с жизненными проблемами, не нуждающегося в приеме ПАВ. Стимуляция личностного роста и развития психики позволяет успешно справляться со многими возрастными трудностями.
Обучение школьников по программам «Полезные привычки», «Полезные навыки», «Полезный выбор», «Полезная прививка» предполагает:
- Предоставление учащимся научно обоснованной, соответствующей возрасту информации о ПАВ и ВИЧ/СПИДе;
- Формирование отрицательного отношения к употреблению ПАВ;
- Обучение навыкам ответственного безопасного поведения в потенциально опасных ситуациях. Среди формируемых поведенческих навыков наиболее важными являются навыки эффективного общения, рационного принятия решений и отказа от опасных для здоровья поступков в ситуациях группового давления;
- Формирование толерантного отношения к людям, живущим с ВИЧ/СПИДом (ЛЖВС).
Учебные пособия «Полезные привычки», «полезные навыки», «Полезный выбор», «Полезная прививка» созданы авторским коллективом российских ученых (Т.Б.Гречаной, Л.Ю. Ивановой, Е.Н.Тимакиной, Е.В.Гедзь, Р.А.Туревской, Л.С.Колесовой, О.Л.Романовой, О.П.Васютиной) и построены с учетом двух принципов: преемственности и спирали – профилактическая работа, начатая в начальной школе, продолжается и дополняется в средней ступени, затем в старшей ступени. По мере обучения с 1-11 класс повторяющиеся темы усложняются и развиваются, а поведенческие навыки усиливаются и шлифуются.
Сквозная учебная программа «Полезные привычки, навыки, выбор» охватывают учащихся с 1-11 класс и посвящена профилактики употребления ПАВ детьми и подростками. Программа включает в себя 92 урока. 50 из них направлены на формирование личностной и социальной компетентности (ЛСК), связанных с развитием таких основных жизненных навыков, как общение, самопознание, управление эмоциями и стрессом, принятием решений, критическое мышление и креативность. Оставшиеся 42 урока программы формируют специфические жизненные навыки, способствующие выработки критического отношения к табакокурению, употреблению алкоголя и наркотиков, инфекциям, передающимся половым путем, ВИЧ- инфекции, насилию. В случаи, если учитель поставил своей целью формирование личностной и социальной компетентности учащихся вне конкретного профилактического контекста, он может ограничится 50 базовыми уроками, направленными на формирование основных жизненных навыков.
Учебно-методическим комплектом обеспечены также федеральная программа «Все цвета, кроме черного» для учащихся 2-11 классов и областная программа «Я и моя будущая семья» для старшеклассников (9-11 классы).
Нормативно – правовые документы.
Основанием для организации превентивного обучения в образовательной среде являются следующие нормативные документы.
- Концепция государственной антинаркотической политики РФ от 24.11 2009 г.
- Концепция демографической политики РФ на период до 2025 года.
- Концепция превентивного обучения в области профилактики ВИЧ, СПИД в образовательной среде. Приказ МО РФ АС – 1270/06 от 06.10. 2005 г.
- Закон Иркутской области «О профилактики наркомании и токсикомании в Иркутской области» от 07.10.2009 г.
- Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа.(Стандарты второго поколения). М.: Просвещение, 2010
- Письмо Министерства образования Иркутской области «О внедрении превентивных образовательных программ» от 19.05.2010 г.
Полезные привычки 1-4 класс.
Программа «Полезные привычки» предназначена для учащихся 1-4 классов и направлена на профилактику употребления детьми табака и алкоголя.
Целью «Полезных привычек» является овладение учащимися объективными, соответствующим возрасту знаниями, а также формирование здоровых установок и навыков ответственного поведения, снижающих вероятность приобщения к употреблению табака, алкоголя и других психоактивных веществ.
Задачи:
- Предоставить детям объективную, соответствующую возрасту информацию о табаке и алкоголе;
- Учить детей лучше понимать самих себя и критически относиться к собственному поведению;
- Помочь школе и родителям в предупреждении приобщении учащихся начальной школы к табаку и алкоголю.
Программа «Полезные привычки» содержит 32 урока. Для каждой возрастной ступени разработаны 8 уроков, разделенных на 4 блока, по 2 урока в каждом. Первые тир блока (6 уроков) посвящены развитию личностной и социальной компетентности детей (ЛСК), последние два урока 4 блока содержит информацию о табаке и алкоголе, доступной ученикам начальной школы по возрасту.
Для формирования специфических жизненных навыков предусмотрено 12 уроков.
Учебно-тематическое планирование
1 класс
№ урока | Тема урока | Обоснование |
1 | Я – неповторимый человек. | Показать уникальность каждого ученика |
2 | Культура моей страны и Я. | Показать культурные традиции ЗОЖ |
3 | Чувства. | Дать представление о различных чувствах людей и возможность управления ими. |
4 | О чем говорят чувства. | Показать способы предупреждения и преодоление отрицательных чувств. |
5 | Множество решений. | Показать многообразие принимаемых людьми решений |
6 | Решения и здоровье. | Способствовать формированию у детей отношения к здоровью как ценности. |
7 | Нужные и ненужные тебе лекарства. | Познакомить с понятиями «лекарства» и «яд» |
8 | Пассивное курение: учусь делать здоровый выбор. | Дать информацию о вреде пассивного курения |
Учебно-тематическое планирование
2 класс
№ урока | Тема урока | Обоснование |
1/9 | Вкусы и увлечения. | Показать разнообразие вкусов и увлечений |
2/10 | Учусь находить новых друзей и интересные занятия. | Показать, что у одноклассников можно многому научиться |
3/11 | О чем говорят выразительные движения. | Познакомить с выразительными движениями как средствами невербального общения |
4/12 | Учусь понимать людей. | Показать, что эффективное общение предполагает совпадение вербальных и невербальных компонентов общения. |
5/13 | Опасные и безопасные ситуации. | Обсудить опасные и безопасные ситуации. |
6/14 | Учусь принимать решения в опасных ситуациях. | Способствовать рациональному принятию решений |
7/15 | Реклама табака и алкоголя. | Познакомить с рекламными приемами |
8/16 | Правда об алкоголе | Рассказать о действии алкоголя на организм |
Учебно-тематическое планирование
3 класс
№ урока | Тема урока | Обоснование |
1/17 | Мой характер | Способствовать анализу детьми собственных личностных качеств |
2/18 | Учусь оценивать себя. | Разговор о самооценке |
3/19 | Учусь взаимодействовать. | Способствовать пониманию детьми важности уважительных отношений во взаимодействии с другими. |
4/20 | Учусь настаивать на своем. | Научить настаивать на интересах в неагрессивной форме |
5/21 | Я становлюсь увереннее . | Способствовать преодолению учениками неуверенности в себе |
6/22 | Когда на меня оказывают давление. | Объяснить, что давление это одна из форм влияния на людей |
7/23 | Курение (часть 1) | Показать вредное влияние табачного дыма на организм |
8/24 | Курение (часть 2) | Показать последствие курения на организм |
Учебно-тематическое планирование
4 класс
№ урока | Тема урока | Обоснование |
1/25 | Самоуважение. | Способствовать самоуважению детей |
2/26 | Привычки. | Способствовать анализу своих привычек |
3/27 | Дружба (часть 1) | Поговорить о дружбе |
4/28 | Дружба (часть 2) | Рассмотреть дружбу и влияние друзей |
5/29 | Учусь сопротивляться давлению | Обсудить давление и способы сопротивления давлению |
6/30 | Учусь говорить «НЕТ» | Научить отказываться в опасных ситуациях |
7/31 | И снова алкоголь. | Повторить информацию об алкоголе и его рекламе |
8/32 | Алкоголь в компании. | Познакомить с распространенными мотивами и последствиями употребления алкоголя в компании |
Занятие по программе превентивного обучения «Полезные привычки», 3 класс
Тема: Принятие решений. Я становлюсь увереннее
Цель: способствовать преодолению учениками неуверенности в себе
Задачи: выяснить возможные причины неуверенности в себе;
обсудить способы преодоления неуверенности в поведении.
Оборудование: рабочие тетради учащихся, цветные карандаши.
Подготовка помещения к началу урока: стулья расставляются по кругу, для каждой группы готовится отдельное рабочее место.
Ход урока.
- Организационный этап. Приветствие
а) Игра-приветствие.
Я рада приветствовать вас, видеть ваши добрые улыбки и верю, что у нас все получится. Наши занятия называются «Полезные привычки». Давайте вспомним, о чем мы говорили на этих занятиях.
(учимся лучше понимать себя, общаться, взаимодействовать, принимать правилдьное решение)
- Энергизатор «Комплимент».
Сейчас мы поиграем в игру «Комплименты». А что такое комплимент? (добрые, приятные слова)
Скажите, пожалуйста, комплимент своему соседу.
– Как чувствовали себя, когда выполняли это задание? (не очень уверенно, стеснялись)
– Как говорили комплименты? (некоторые громко, четко, а другие тихо и неуверенно)
- Работа по теме занятия
а) Определение темы и цели занятия.
Сегодня наше занятие посвящено неуверенности в себе и тому, как её преодолевать.
Тема занятия (записана на доске) Я становлюсь увереннее
б) Ролевое моделирование
Сейчас я предлагаю Маше прочитать стихотворение К.Бальмонта «Гномы»
На лугу большие кучи
Свежевырытой земли.
Лето. Жарко. Полдень жгучий.
Дым стоит вдали.
Кто здесь рылся? Может гномы
Всей смешной толпой своей
Строят нижние хоромы
Для своих царей?
Города во тьме возводят,
Строят замки под землёй,
И, уродливые ходят
Под моей ногой?
Зажигают вырезные
Лампы в царстве темноты?
Нет, ошибся. То – слепые
Чёрные кроты.
– Как можно назвать поведение Маши во время чтения? (неуверенное)
Почему вы решили, что поведение было неуверенным? (она читала тихо, не выразительно, запиналась)
в) «Мозговой штурм» (3 мин.) – работа в группах
Задание группе 1: сформулировать поведение неуверенного в себе человека;
Задание группе 2: сформулировать поведение уверенного в себе человека
- Подумайте и через 3 минуты расскажите нам, как, по-вашему, ведет себя уверенный (неуверенный) в себе человек?
Детям предлагаются вопросы для обсуждения:
- Как держится такой человек: прямо или сутулится? (Запись на доске: сутулится)
- Как он говорит: тихо, или громко? четко, внятно или невнятно?
- Какой у него взгляд: смотрит прямо или опускает глаза, смотрит в сторону или бегающий взгляд?
- Какое у него поведение: уверенное или неуверенное, суетливое?
На доске во время ответов детей появляется запись:
Неуверенный в себе человек
- сутулится;
- говорит тихо, невнятно;
- опускает глаза;
- поведение неуверенное, суетливое.
Уверенный в себе человек
- держится прямо;
- говорит громко, четко;
- смотрит прямо;
- ведет себя уверенно
г) Работа в тетради (стр. 24-25)
Задание: закончить предложения.
Желающим детям предлагаю прочитать свои предложения.
Вывод: бывают разные ситуации, когда люди испытывают неуверенность в себе. Что же может быть причиной неуверенности в себе? Неуверенность в себе иногда связана с боязнью ошибиться или быть наказанным. Все люди имеют право делать ошибки, учиться на них, исправлять их.
- Народная мудрость гласит: «На ошибках учатся». Объясните, как вы понимаете эту поговорку.
- Вспомните случай из жизни нашего класса, к которому можно применить эту поговорку.
- Иногда причиной неуверенности в себе может быть физический недостаток или некрасивая внешность.
- В истории есть примеры, когда люди с физическими недостатками добивались успехов, например, полководец Александр Македонский был горбатым. Вильям Шекспир – хромым. В конце жизни Бетховен перестал слышать, но продолжал писать музыку и др.
- Упражнение «Советы неуверенным»
- Ребята, молча подумайте, кто из вас недоволен своей внешностью и чем именно?
- Дайте совет, чтобы он(а) почувствовали себя уверенным в своей неповторимой красоте.
- Как вы думаете, что же на самом деле делает человека привлекательным и красивым? (Опрятность, доброжелательность, помощь людям и др.)
- Самостоятельная работа
Задание № 17 в ТПО, стр. 27
Рассмотрите рисунки и скажите, что помогает развивать уверенность в себе? (рис. 1-7)
Ситуации на стр.27 – задание по колонкам: 1 колонка – 1 ситуация, 2 колонка – 2 ситуация, 3 колонка – 3 ситуация. Для каждой ситуации выбрать свои действия и свойства из предложенного списка.
Вывод: как тренировать уверенность в себе (со стр. 28 – поместить на доску)
Задание № 16 в ТПО, стр. 26.
Самодиагностика учащихся (лесенка)
6. А сейчас я предлагаю вернуться к стихотворению, которое мы слушали в начале урока. И предлагаю прочитать его Насте (Настя знакомилась со стихотворением заранее). Оцените чтение с точки зрения уверенности.
7. Энергизатор: Игра «Я прошу вас…»
Если я свою просьбу начинаю со слов: «Я прошу вас …. », то вы её выполняете. Если к заданию я не прибавлю эту фразу, выполнять его не надо.
– я прошу вас улыбнуться друг другу
– я прошу вас улыбнуться гостям
– попрыгайте на месте
– я прошу вас потянитесь
– присядьте 5 раз
– я прошу вас присаживайтесь на места.
Спасибо.
- Подведение итогов занятия
Учитель предлагает каждому сказать, что сегодня на уроке ему больше понравилось, меньше понравилось.
Закончить предложение: На уроке я узнал(а)… Клоуны… (дорисовать рот).
Приложение
- Как держится такой человек?
- Как он говорит?
- Какой у него взгляд?
- Какое у него поведение?
Краткое описание документа:
Урок по профилактической программе “Полезные привычки”
во2-м классе по теме: “Культура моей страны и Я”
Цель: показать детям уникальность культуры, к которой они принадлежат и древние корни здорового образа жизни.
Задачи:
1. Напомнить детям о богатстве родной культуры.
2. Показать связь культуры семьи с культурой народа.
3. Объяснить детям, что следует критически относиться к употреблению табака, алкоголя- как явлениям, распространенным в настоящее время, но не имеющих древних корней.
Оборудование: иллюстрации памятников культуры, рисунки русских костюмов, рисунки убранства избы, фотографии города. Выставка детских книжек с русскими народными сказками, прялка, и выставка поделок народного промысла.
Ход урока:
1. Организационный момент.
(Дети сидят кружком.)
– Ровненько встали. Вы сегодня такие красивые. Я вижу ваши заинтересованные взгляды и мне очень приятно.
2. Упражнение – энергизатор.
2.1. Повернулись друг к другу, улыбнулись и сказали друг другу комплименты. Тот, кому сделаны комплименты, должны благодарить.
2.2. “Разожми кулак”
Один сжимает кулак, другой старается его расжать( ломать руки, пальцы не надо).
После окончания упражнения выясняем, применялись ли несиловые методы (просьбы, уговоры, хитрости).
3. Подготовка к восприятию темы.
Играет музыка.
- Сядьте удобно
- Расслабьтесь
- Закройте глазки, слушайте и представляйте.
(Учитель читает наизусть)
О чем-то скрипит половица
И спицам опять не спится
Присев на кровати подушки
Уже навострили ушки…
И сразу меняются лица
Меняются звуки и краски
Тихонько скрипит половица
По комнате ходит сказка
- Сделайте глубокий вдох
- Напрягите кулачки
- Сладко потянитесь
- Откройте глазки
- Настройтесь на работу
Беседа:
- Что вы представили?
- Кому из вас перед сном родители читают сказки?
На доске:
Рукавица
Синеглазка
Уточка
Колобок
Стрела
Алёнушка
Сестрица
Змей
Конь
Кощей
Избушка
Иван
Емеля
– Что же это за слова?
(Предметы и герои из сказок)
-Прочитайте первые буквы слов.
– Что получилось?
(Ответ детей: Русские сказки)
4. Мозговой штурм
– Причём здесь сказки, когда тема нашего урока “Культура моей страны и Я”?
– Как вы думаете, что же такое культура?
(Дети говорят, а учитель записывает на листе ватмана: картины, песни, памятники, загадки, танцы и т.д. )
– Да, правильно. Молодцы!
– Культура – это не только здания, картины, памятники, национальные костюмы, но так же сказки, песни, танцы, загадки, пословицы, поговорки, игры.
– Я вам тоже предлагаю поиграть.(Учить читает загадки, а дети отгадывают названия сказок и их персонажей).
У Аленушки-сестрицы
Унесли братишку птицы
Высоко они летят
Далеко они глядят. (Гуси-лебеди)
Уплетая калачи
Ехал парень на печи
Прокатился по деревне
И женился на царевне. (Емеля)
Бабусю знает целый свет
Ей отроду лишь 300 лет
Там, на неведомых дорожках
Дом её на курьих ножках. (Баба-Яга)
Я на балу никогда не бывала
Чистила, мыла, варила, пряла
Когда же случилось попасть мне на бал
То голову принц от любви потерял
А я башмачок потеряла тогда же
Кто я такая ? Кто тут подскажет? (Золушка.)
Тянут – потянут, и вытянуть не могут.
Позвала внучка Жучку. (Репка.)
Клевал как- то петушок бобовые зёрнышки
Да второпях и подавился. (Петушок и бобовое зёрнышко)
– В давние времена, когда не было телевизоров, люди после трудового дня собирались в какой-то избе (зимой), а летом на завалинке. Приходили они не просто посидеть, поговорить. Каждый приносил с собой какое-то рукоделие. (Учитель в русском сарафане сидит за прялкой и прядет, девочки вышивают, а мальчики делают из бумаги журавликов. ) Так и проводили длинные, зимние вечера.
(Дети в народных костюмах читают стихи.)
Саша Б.
– Роднило одно: собирались, чтобы себя показать и на других посмотреть, переброситься частушкой, посоперничать в потешках и забавах, умением и мастерством блеснуть.
Оля Г.
– Добрый день вам, и поклон
Гости дорогие!
Собрались со всех сторон
Наши все, родные.
Маша К.
-Я смотрю на ваши лица
Хорошо, отрадно мне.
Словно я в огромной, дружной
И приветливой семье.
-Какие пословицы, поговорки вы знаете о семье?
При солнышке светло, при матушке тепло.
В семье и каша гуще.
Вся семья вместе и душа на месте.
На что клад, когда в семье лад.
Всякий дом хозяином держится.
На свете всё найдёшь, кроме отца и матери.
– У каждого человека есть родной дом, в котором живёт его семья. Каждый дом, квартира – это неповторимый, особенный мир со своим укладом, порядком, традициями, праздниками.
– Как вы думаете, что не нравится вашему дому, квартире?
(Грязь, пыль, беспорядок, немытые полы, разбросанные вещи, грубые и громкие крики, ссоры….)
– А что радует?
(Чистота, уют, добрые приветливые отношения между людьми, забота друг о друге.)
5. Физминутка.
Утром бабочка проснулась
Улыбнулась, потянулась,
Раз – росой она умылась,
Два – изящно покружилась,
Три – нагнулась и присела,
На четыре улетела
И на стульчик тихо села.
– А знаете ли вы, как в старые времена строили дом? Как выбирали место?
Дети: На высоком месте, на сухом
-Правильно. Дом строили на высоком месте,дружно. Когда дом был построен,то сначала впускали кошку,приносили угольки из старой печки, чтобы растопить печь в новом доме.
Так из дома в дом, из поколения в поколение переходили традиции домашнего уюта, порядок и правила.
– Есть ли у вас любимые семейные праздники? Какие?
(Дети говорили о семейных праздниках: дни рождения,
Новый Год, день Победы.)
-Как ваш дом к ним готовится?
-А вы участвуете в подготовке к домашним праздникам?
Праздник- это замечательно.
Он тем и радостен, бывает не часто, его ждут, готовятся,
О нём мечтают. Гораздо больше в нашей жизни будничных дней, заполненных заботами и трудом. Когда много и честно потрудишься, тогда и веселишься на празднике с чистой совестью.
-Что вам нравится на праздниках?
(Весело, красиво, все нарядные, в доме чисто. На столе много всего вкусного.)
-А что не нравится?
(Ругаются, взрослые пьют, матерятся, дерутся)
6. Игра “Накрой стол”.
(Детям предлагает учитель накрыть праздничный стол из того, что стоит на столе: шампанское, водка, вино, коньяк, соки, торт, пироги, пряники, печенье, фрукты)
-Молодцы! Вы правильно выбрали продукты к своему праздничному столу. Я очень рада за вас,что вы будете вести здоровый образ жизни .Ведь употребление табака крепких напитков не было на Руси традиционным. Наши предки не пили, не курили. Они защищали своё Отечество, выигрывали много сражений. Кольчуги их были тяжёлыми,так что воины должны были иметь хорошее здоровье.
-Что же укрепляло здоровье людей раньше?
(Летом ходили босиком, купались в реке, а зимой в проруби, кололи дрова, косили, носили воду, пахали, сеяли, валили лес, собирали грибы, ягоды)
Они очень много времени проводили на свежем воздухе.
Вспомните,что мы читали на уроке чтения о жизни Л. Н.Толстого
– Почему он прожил так много?
(Он летом ходил босиком, сам колол и носил дрова,много времени проводил на свежем воздухе)
-Какой же можно сделать вывод?
(Чтобы быть здоровым,сильным надо соблюдать правила личной гигиены, не пить, не курить)
7. Итог урока:
Спасибо за урок! Вы меня порадовали своей работой на уроке. (Раздаю сладости из волшебного сундучка)