Конспект урока по познанию мира 4 класс горючие полезные ископаемые
Этапы урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
1.Мотивация к учебной деятельности.
2.Актуализация опорных знаний и способов действий.
3.Решение проблемы.
4.Организация самостоятельной работы.
5.Самопроверка.
5.Информация о домашнем задании.
6.Рефлексия.
Прозвенел звонок.
Начался урок.
Мы пришли сюда учится,
Не ленится, а трудится.
Работаем старательно,
Слушаем внимательно.
-А сейчас я попрошу дежурного рассказать о сегодняшней погоде.
(Дата, облачность, осадки, ветер.)
-Ребята, давайте вспомним, какую тему мы изучали на прошлом уроке?
-Ребята, скажите, какие бывают полезные ископаемые?
-На какие группы делятся рудные?
– На какие группы делятся нерудные?
– И так, ребята давайте сделаем вывод по домашнему заданию:
– Какое значение полезные ископаемые, которые используются в строительстве имеют в жизни человека?
-А в каких полезных ископаемых спрятаны тепло и свет, без которых человек не может существовать? Почему?
-Как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить на уроке?
– Да ребята мы с вами узнаем, где и как используются горючие полезные ископаемые и поучимся самостоятельно определять их свойства. Работа будет проходить в группах.
(Слайд 1)
-А сейчас вам нужно отгадать загадку, ответом которой будет являться то вещество над которое мы будем с вами проводить опыт.
– И так, первая загадка:
Он чёрный, блестящий,
Людям помощник настоящий.
Он несет в дома тепло,
От него в домах светло,
Помогает плавить стали,
Делать краски и эмали.
(Слайд 2,3).
-Молодцы, ребята.
-Что вы знаете о каменном угле?
-А сейчас, ребята мы с вами по будем геологами-исследователями, проведём практическую работу.
-А кто знает кто такие геологи?
-Правильно, ребята.
-И вот мы с вами сегодня будем изучать природные богатства. У вас перед глазами план работы. Ваша задача – по плану рассмотреть полезное ископаемое и заполнить таблицу.
Карточка № 1,2
При проведении опытов следует соблюдать меры предосторожности. А при работе в группе помнить правила:
• Все участвуют в работе.
• Все друг другу помогают.
• Споры решаются мирным путём.
• Когда один говорит, все внимательно слушают.
(Слайд 4)
(Слайд 5)
-Молодцы, ребята, а сейчас давайте сделаем вывод.
-И так, ребята давайте послушаем сообщение о каменном угле.
-Слушаем следующую загадку:
Без неё не побежит
Ни такси, ни мотоцикл,
Не поднимется ракета
Отгадайте, что же это?
(Слайд 6,7)
-И так, ребята, так как у нас нет нефти вам сейчас нужно, заполнить таблицу с помощью учебника. Откройте учебник на стр. 101. На выполнение этого задания вам отводится 3 минуты.
-Давайте проверим правильно ли вы заполнили таблицу. Ели правильно ставим знак плюс, если не правильно знак минус.
(Слайд 8)
-И так, ребята время закончилось, кто желает сделать вывод.
Физминутка
– Молодцы! Но геологи должны быть не только умными, но и физически закаленными. Сделаем перерыв в нашей исследовательской работе и проведем физкультминутку.
Мы геологами станем
Да?-Да! (хлопок над головой)
Будут все гордиться нами.
Да?-Да! (хлопок над головой)
Что ждет нас впереди?
Высокая гора (показывают руками)
Бурная река (показывают руками)
Ее не обойдешь(топают ногами)
Ее не проплывешь(плывут),
Ее не пролетишь(крылья),
Надо напрямик.
Все мы сможем, все сумеем
И своей достигнем цели.
Да?-Да! (хлопок над головой)
-Слушаем следующую загадку:
Росли на болоте растения
Стали топливом и удобрением.
(Слайд 11,12)
-Перед вами лежит это вещество сейчас вам нужно провести опыт и заполнить таблицу.
-И так, ребята время закончилось, кто желает сделать вывод.
-А сейчас давайте послушаем сообщение о торфе.
-Сегодня мы много узнали о горючих полезных ископаемых, много исследовали и чтобы завершить нашу сегодняшнюю работу давайте подведем итог урока. Вам нужно продолжить предложения:
Карточка № 3
– А сейчас, открываем дневники, записываем домашнее задание:
- Составить кроссворд на тему «Полезные ископаемые», стр. 88 -102.
- Заполнить таблицу (природный газ)
-И так, ребята сейчас выбираем на столах картинки:
*Если вы усвояли и вам понравился сегодняшний урок, вы выходите и приклеиваете картинка Горючие полезные ископаемые;
*Если вы не много не поняли и считаете, что вам нужно еще вложить кирпичик знаний, то вы идете приклеивать картинку Строительные полезные ископаемые.
*Если вы не поняли и вам не понравился урок то вы идете приклеивать картинки металлы.
Спасибо за внимание, урок окончен!
Приветствуют учителя.
Дежурный встает и рассказывает о погоде.
Какие полезные ископаемые используются в строительстве.
Рудные, нерудные.
Черные, цветные металлы.
Строительные, горючие.
Ответы детей.
Ответы детей.
Ребята разделены на 3 группы.
Каменный уголь.
Ответы детей.
Геологи – это люди, которые ищут природные богатства и изучают их
Дети делают опыт.
Один ученик делает вывод.
Ученик рассказывает сообщение.
Нефть
Ребята заполняют таблицу.
Ребята сверяют ответы с эталоном на слайде.
Один ученик делает вывод.
Торф
Заполняют таблицу.
Один ученик делает вывод.
Ученик делает сообщение.
Записывают домашнее задание.
ФИО студента: Пляскина Ольга Павловна
Программа (УМК): «Гармония»
Дата проведения урока: 30 ноября 2017 года.
Дисциплина: Окружающий мир.
Тема урока: Горючие полезные ископаемые, их использование. Альтернативные источники энергии.
Цель урока: Формирование познавательного интереса обучающихся к современным экологическим проблемам через их включение в активную творческую деятельность по решению проблемы поиска альтернативных источников энергии.
Задачи урока:
Обучающая: сформировать представление обучающихся о перспективах использования искусственных материалов и альтернативных (восполняемых) источников энергии;
Развивающая: продолжить развитие общеучебных умений и навыков:
готовить рабочее место и школьные принадлежности к выполнению работ;
ставить проблему, обсуждать с одноклассниками способы её решения;
выбирать нужную информацию из учебного и художественного текста, иллюстраций, представлять её с использованием знаково-символических средств.
Воспитывающая: воспитывать бережное отношение к богатствам земных недр и изделиям из них, интерес к профессии эколога.
Планируемые результаты:
Личностные:
формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир;
принятие и освоение социальной роли;
формирование принимаемой обществом системы ценностей.
Предметные:
формировать умение наблюдать за природой;
формировать и развивать образовательные компетенции обучающихся;
Познавательные действия:
развивать у школьников познавательную активность и творческие способности;
знакомить школьников с методами и приемами научного поиска;
учить анализировать, систематизировать информацию, выявлять и формулировать проблемы.
Коммуникативные действия:
способствовать овладению обучающимися искусством дискуссии;
содействовать формированию гражданской позиции обучающихся.
Тип урока: урок изучения новых знаний.
Методы: объяснительно – иллюстративные, словесные.
Формы: фронтальная, индивидуальная.
Оборудование: учебник О.Т.Поглазовой “Окружающий мир” 4 класс 1 часть.
Ход урока:
Организационный момент.
Учитель:
Прозвенел звонок,
Начинается урок.
Наши ушки на макушке.
Глазки шире открываем,
Слушаем и запоминаем.
Ни минуты не теряем.
АОЗ.
На доске модели карточек с нарисованными знаками полезных ископаемых
бурый уголь – железная руда;
фосфориты – медная руда;
золото;
асбест;
Учитель: Ребята, что обозначают эти знаки?
Дети: Эти знаки обозначают полезные ископаемые.
Учитель: Для чего используют эти знаки?
Дети: Эти знаки используют для обозначения месторождений полезных ископаемых на карте.
Учитель: Что мы называем полезными ископаемыми?
Дети: Все природные богатства, которые люди добывают из глубины земли и её поверхности, называют полезными ископаемыми.
Учитель: Все полезные ископаемые, залегающие в недрах земли, делятся на 2 большие группы: рудные и нерудные. Какие рудные полезные ископаемые вы знаете?
Дети: Железная руда.
Учитель: А нерудные полезные ископаемые еще делятся на 2 подгруппы: строительные и горючие. Какие группы полезных ископаемых мы уже изучили?
Дети: Мы изучили рудные полезные ископаемые.
Учитель: В каком состоянии находятся полезные ископаемые в природе?
Дети: В твердом – гранит, в жидком – нефть, в газообразном – природный газ.
Постановка темы урока.
Учитель: Ребята, как вы думаете, почему горючие полезные ископаемые так называют?
Дети: Ископаемые – потому что извлекаются из недр Земли, отторгаются
человеком от её каменной оболочки.
Полезные – потому что служат человеку, то есть по его воле
превращаются в разнообразные необходимые вещи, которые создают уют, обеспечивают безопасность, обогревают, кормят, перевозят. Одним словом, полезные ископаемые необходимы всегда и везде, оказывают огромное влияние на всю нашу жизнь.
Учитель: Как вы думаете, какова тема нашего урока?
Дети: Горючие полезные ископаемые.
Работа по теме урока.
Учитель: Ребята, сейчас я предлагаю вам прочесть текст на странице 94 до слов «Каменный уголь» и заполнять таблицу в ТПО на стр. 37. Откройте тетради.
Дети выполняют.
Учитель: Теперь выполним то же самое с «каменным углем».
Дети выполняют.
Учитель: Читаем дальше, устно выделяя главное.
Беседа по прочитанному.
Учитель: В каких местностях следует искать торф?
Дети: В болотистых.
Учитель: Какое полезное ископаемое в старину называли «греческий огонь»?
Дети: Нефть.
Учитель: Какой вред природе наносит разлившаяся нефть, угольный карьер, осушение торфяных болот?
Дети отвечают.
Физкультминутка.
Отдых наш-физкультминутка,
Занимай свои места.
Раз присели, два-привстали,
Руки кверху все подняли.
Сели, встали, сели, встали
Ванькой- встанькой словно стали
А потом пустились вскачь,
Словно наш упругий мяч.
Изучение нового материала.
Учитель: Ребята, а сейчас послушайте стихотворение.
Природа дарит людям чудеса,
Мы перед ней навечно стали должниками.
Но долг природе мы обязаны отдать,
Иначе мы не сможем выжить сами.
Как вы понимает эти слова? О каком долге идет речь?
Дети отвечают.
Учитель: Для того, чтобы лучше понять, о чем же это стихотворение, предлагаю вам прочесть статью со стр. 98 по 100.
Дети выполняют.
Учитель: Так о чем же этот текст?
Дети отвечают.
Учитель: Сейчас я предлагаю вам побыть исследователями и рассказать мне о том, какие альтернативные источники энергии использует человек.
Дети: Энергия солнца (солнечные батареи), энергия ветра (турбины), гидроэлектростанции (гидроэлектростанции преобразуют энергию потока воды в электроэнергию посредством гидравлических турбин, приводящих во вращение электрические генераторы), геотермальные электростанции (Электростанции такого типа преобразуют внутреннее тепло Земли (энергию горячих пароводяных источников) в электричество), водород (Водород, самый простой и легкий из всех химических элементов, можно считать отличным топливом. Он имеется всюду, где есть вода. При сжигании водорода образуется вода, которую можно снова разложить на водород и кислород, причем этот процесс не вызывает никакого загрязнения окружающей среды), биотопливо (это топливо из биологического сырья, получаемое, как правило, в результате переработки биологических отходов.)
Учитель: Молодцы! Вы осень любознательные дети!
Домашнее задание.
Учитель: Дома вы выполните следующие задания: выделить на контурной карте крупнейшие месторождения нефти, торфа, каменного угля и природного горючего газа в России. На выполнение этой работы вам дается неделя. К следующему уроку вы выполните задания №1, 2, 3, 5,7 в ТПО.
Подведение итогов, рефлексия.
Учитель: Я думаю, что сегодня на уроке вы узнали много нового. Для того, что бы оценить свою работу на уроке, нарисуйте смайлика, отражающего ваше настроение, а после урока сдайте мне.
Учитель:_____________
Оценка:____________
Предмет: Познание мира
Класс: 4 «Б»
Тема урока: Горючие полезные ископаемые.
Цель (обучения): Систематизировать понятия о горючих полезных ископаемых.
Ожидаемые результаты:
А. Ученик умеет обобщать приобретенные знания о горючих полезных ископаемых.
В. Ученик умеет применить знания о признаках и свойствах угля, нефти и газа.
С. Ученик знает месторождения и способы добычи горючих полезных ископаемых.
Этапы
урока
Деятельность учителя
Деятельность ученика
Ресурсы
8 м
1мин
2 мин
5 мин
Побуждение
1.Психологический настрой
2.Выход на новую тему
3.Работа в паре «Ромашка Блума»
– Посмотрите на своего соседа по парте, улыбнитесь ему и пожелайте друг другу успехов.
– А теперь начнём работать.
– Над каким Разделом мы работали последние уроки? На какие группы делятся полезные ископаемые?
– На флипчарте изображена коробка в обертке, в ней записаны слова, относящиеся к теме сегодняшнего урока. С помощью «лупы», которая делает обертку прозрачной, прочитайте эти слова.
– Исходя из данных слов, сформулируйте тему урока.
– Мы впервые работаем над этой темой?
– Какая цель стояла перед нами раньше?
– Какая цель будет на этот урок?
Корректирует цель урока.
– Верно, иными словами мы будем обобщать и применять полученные знания о горючих полезных ископаемых.
– Вначале вам предоставляется возможность при работе в паре проверить знания свои и друг друга по теме «Горючие полезные ископаемые»: поочереди вытягивайте вопрос, записанный на лепестках «Ромашки Блума» и давайте полный ответ своему соседу.
Наблюдает за работой в парах, следит за коллаборативной средой, при необходимости организовывает подмостки, проводит консультирование.
– Покажите, как вы оцениваете работу соседа по парте с помощью «Большого пальца», объясните друг другу, почему оценили именно так.
Поворачиваются друг к другу, желают успехов и улыбнувшись приступают к уроку.
Ответы детей: Полезные ископаемые. Полезные ископаемые делятся на группы: рудные, нерудные, горючие.
Один ученик (Даша П.) с помощью «Лупы» читает слова.
– На флипчарте записаны слова: нефть, уголь, газ. Они относятся к горючим полезным ископаемым. Поэтому я думаю, что тема урока «Горючие полезные ископаемые». Над этой темой мы работали на прошлом уроке. Мы учились объяснять использование горючих полезных ископаемых, различать свойства, признаки угля, нефти и газа, узнали о способах добычи горючих полезных ископаемых. Сегодня мы закрепим свои знания.
Ученики поочереди вытягивают вопрос, думают, отвечают, при необходимости консультируются друг у друга, обсуждают в паре. Вопросы «Ромашки Блума» – Расскажи всё, что ты знаешь о нефти и газе? – Чем отличается бурый уголь от каменного? – В каких ситуациях лучше применить каменный уголь, а в каких – бурый уголь и почему? – Почему добытый открытым способом каменный уголь гораздо дешевле того, который добывается в шахте? – Какая связь между Карагандинским и Экибастузским месторождением? – Это хорошо или нехорошо, что иногда природный газ выходит из-под земли попутно нефти и почему?
Оценивают друг друга, поясняют свою оценку.
Флипчарт «Лупа»
Флипчарт «Тема. Цель»
Раздаточный материал «Ромашка Блума»
28 м
2м
3м
5м
1м
7м
10м
10 м
Реализация
1.Операционный этап
Игра «Путешествие по станциям»
– Ваши знания вы можете применить в Игре «Путешествие по станциям»: задания станций (они содержатся в конвертах на столах групп) вы будете выполнять группой. Заработанные баллы заносите в «Маршрутный лист»: правильно – 1 б, неправильно – 0 б. Не забывайте о правилах работы в группе, тем более их соблюдение может повлиять на «Шкалу успеха». Кстати, в ней будет отражаться любой ваш успех: и поведение, и правильное выполнение заданий, и скорость, и включенность в работу всех согрупников. Итак, желаю успехов.
Во время игры наблюдает за работой, следит за коллаборативной средой, отражает наблюдения в «Шкалу успеха», руководит процессом.
а)Первая станция называется «Угадай-ка». Ищите конверт с данным названием и приступайте к выполнению задания.
– Проверьте результаты работы по флипчарту. Занесите заработанный балл в маршрутный лист.
б) Станция «Месторождения»
в) Станция«Слова-невидимки»
Проверьте на флипчарте с помощью волшебных чернил.
г) Станция «Музыкальная». Включаю видеозарядку, выполняю движения вместе с учениками.
д) Станция «Знак вопроса».
е) Последняя станция «Говорящий постер +, -»
1. Символами, рисунками отразите пользу и вред данного горючего полезного ископаемого.
2. По часовой стрелке передайте работу, обсудите и расшифруйте постер, подготовьте спикера к выступлению.
3. Оцените работу соседней группы («Две звезды, 1 пожелание»)
– А теперь оцените лично свою работу на каждой станции во время Путешествия с помощью критерий таблицы «Я в игре»: 0 – плохо, 1 – хорошо, 2 – отлично.
Слушают правила игры.
Находят конверт, изучают задание, определяют по знакам название полезных ископаемых, подписывают карточки. Показывают жестом «Вершина» окончание работы.
Производят проверку, вносят балл в маршрутный лист.
Соотносят месторождения с полезным ископаемым. Показывают жестом «Вершина» окончание работы. Проверяют по ключу. Вносят балл в маршрутный лист.
Вставляют пропущенные слова в утверждения:
Людей, которые добывают уголь под землей называют ____ . Коридоры прорубленные от ствола шахты называются _____ . Место добычи угля в шахте называется ________. Нефть – это маслянистая _____, которая хорошо горит. Чтобы добыть нефть из глубин земли бурят ______ . В ________ месторождениях природный газ выходит из-под земли попутно с нефтью.
Производят проверку. Результат вносят в маршрутный лист.
Делают зарядку вместе с учителем.
Подготавливают по 1вопросу высокого порядка. По завершению по часовой стрелке обращаются к соседней группе с вопросом, оценивают ответ. Аналогично работают остальные группы. Заносят заработанные баллы в «Маршрутный лист»: по 1 б за правильную постановку вопроса и правильный ответ.
Символами отражают пользу и вред: 1гр. – Каменный Уголь 2 гр. – Бурый уголь 3 гр. – Нефть 4 гр. – Газ 5 гр. – Способы добычи угля 6 гр. – Способы добычи газа и нефти
Анализируют работу соседней группы.
ФО – Сообща оценивают «Говорящий Постер» соседней группы.
Спикер комментирует Говорящий постер соседней группы и оценивает его с помощью стратегии «Две звезды, 1 пожелание».
КО «Я в игре»
0, 1 или 2
Знаки и символы
Месторождения
Слова-невидимки
Говорящий постер
Флипчарты, раздаточный материал: конверты, карточки с заданиями, маршрутные листы, таблицы критериального оценивания, звезды, Магнитная доска, магниты для «Шкалы успеха», видеозарядка, маркеры, А3
9м
6м
2м
1м
Рефлексия
Стратегия «Тест»
Домашнее задание
Подведем итог. Выполним задание теста.
А.Закрытый
В. На соотнесение
С. Открытый
Проверим по «ключу».
1-б
2-б
3-а
4-в
5-б
Критерии оценок:
«5»-нет ошибок
«4»-1 ошибка
«3»- 2 ошибки
Оценки выставляются в журнал.
Предлагает Домашнее задание на выбор:
Заполнить таблицу
Написать, где применяются данные полезные ископаемые
Сочинить сказку по данной теме
Ученики выбирают тест по уровню.
Думают, отвечают на вопросы теста.
Ученики смотрят, проверяют по ключу, сами себя оценивают.
Выбирают уровень Домашнего задания
Тесты, флипчарт-ключ, карточки с Д.з.