Конспект урока по окружающему миру на тему полезные ископаемые 3 класс

Конспект урока по окружающему миру на тему полезные ископаемые 3 класс thumbnail

Разработка учебного занятия

Малетиной Татьяны Александровны, учителя начальных классов

МОУ Аргаяшской средней общеобразовательной школы №1

Полезные ископаемые

Предмет

Окружающий мир

Класс

3

Тип урока

Урок постановки и решения учебной задачи

Цели урока

Познакомить учащихся с полезными ископаемыми, их свойствами и применением.

Задачи урока

Образовательные:

  1. Организовать постановку детьми задач исследования, изучение свойств горных пород.

  2. Раскрыть значение полезных ископаемых  для человека.

  3. Создавать условия для формирования универсальных учебных действий.

Развивающие:

  1. Развивать познавательную активность детей, интерес, умение наблюдать, сравнивать, обобщать, излагать мысли логически верно.

  2. Развивать исследовательские навыки через изучение горных пород.

Воспитательные:

  1. Формировать гражданственность, патриотизм через осознание важности заботы о природе родного края (в частности, об охране полезных ископаемых).

Методы обучения

1. Словесный.

2. ИКТ: мультимедийная презентация.

3. Наглядно-демонстрационный.

4. Практический.

5.Частично-поисковый.

Формы работы

1. Фронтальная.

2. Индивидуальная.

3. Групповая.

Приемы работы

1. Ребус.

2. Кластер.

3. Бортовой журнал.

4. Практическая работа обучающихся.

5. Построение домика.

Этапы урока

Содержание урока, деятельность учителя

Деятельность

учеников

Используемый материал

Формируемые метапредметные

и предметные умения

  1. Организационный этап

Задача: создать условия

для последующего про-

явления эмоционально-

го отношения к учебно-

познавательной дея-

тельности.

Здравствуйте, ребята! Меня зовут Татьяна Александровна. Я рада вас сегодня видеть и для того, чтобы наша работа была успешной давайте настроимся (я говорю тихо, а вы повторяйте громко).

Слайд 1.

Вместе не трудно

Вместе не тесно

Вместе легко и всегда интересно.

У нас сегодня не просто урок.

Слайд2

К нам в гости на урок пришёл сказочный герой, хозяйка Медной Горы. Вы знаете кто это? А кто написал этот замечательный сказ? (Павел Петрович Бажов) А кто знает, откуда родом этот писатель? (с Урала).

Хозяйка Медной Горы приглашает вас в геологическую экспедицию. Кто-нибудь из вас знает, кто такие геологи?

Геологи – люди, занимающиеся изучением и поиском полезных ископаемых.

Хозяйка Медной Горы принесла из недр уральских гор сокровища. А какие именно, вы послушайте (учитель достаёт предметы из сундучка)

Проверяют готовность уроку, слушают учителя, желая хорошего настроения на протяжении всего урока.

– умение принимать социальную роль обучающегося, проявлять эмоциональную отзывчивость;

– умение организовывать своё рабочее место.

2. Актуализация опорных знаний

Задача: актуализировать знания обучающихся о природных богатствах Земли.

Учитель читает текст:

Какие хитрые секреты

Таят обычные предметы:

Блестят в солонке минералы!

Снежинки – это же кристаллы!

Фольга, скрывавшая конфету –

Металл такой же, как в ракетах.

Таит его простая глина,

Сестра сапфира и рубина!

А коль споткнешься ты о камень,

Не думай, что виной булыжник,

И тут всесильная природа

Тебе подсунула породу!

– Одни из богатств находятся на поверхности, другие спрятаны глубоко под землёй.

– Ребята, как вы думаете, о каких богатствах говорится в этом стихотворении?

– Возможно, кто-нибудь из вас знает, как, в общем, назвать все эти богатства Земли? (Полезные ископаемые)

Слушают текст, отвечают на поставленные вопросы.

– умение ориентиро-ваться в собственной системе знаний;

– отвечать на постав-ленные вопросы с ориентировкой на их содержательный аспект;

3. Формулировка темы урока, постановка учебных задач

Задача: активизировать познавательную активность обучающихся, направленную на дальнейшее целеполагание; создать проблемную ситуацию для оценки правильности или ошибочности выдвинутой версии, для овладения навыками рефлексивной деятельности.

– Предположите, о чем пойдет речь сегодня на уроке?

– Давайте сформулируем тему нашего урока. (Полезные ископаемые).

– Правильно, тема нашего урока «Полезные ископаемые». Слайд3

– Хозяйка Медной Горы принесла 2 полезных ископаемых (в руках у учителя гранит и известняк). Может кто-нибудь из вас знает, как называются эти полезные ископаемых? Правильно, это гранит и известняк.

– Чем они отличаются?

– Давайте определим ряд вопросов, на которые нам предстоит ответить в ходе урока.

Слайд 4

Что такое «полезные ископаемые»? Какие полезные ископаемые бывают? Где находятся? Как люди используют в своей жизни? Как надо охранять полезные ископаемые?

– Как вы думаете, какова же цель нашего урока? (Познакомиться с полезными ископаемыми, их свойствами, применением). Слайд 5

Самостоятельно формулируют тему урока («Полезные ископаемые») и его цель.

Осуществляют описание полезных ископаемых в ходе зрительного восприятия.

Предлагают ряд вопросов, на которые хотели бы получить ответ.

Прочитывают вопросы по ходу их появления на экране.

Формулируют цель урока

– умение формули-ровать тему и цель урока;

– принимать высказы-вания собеседников, осуществлять рефлексивно-оценоч-ную деятельность;

– осознанно строить речевое высказывание

в соответствии с за-дачами коммуникации;

– умение характеризо-вать объекты по внешним признакам,

-умение договариваться в ходе учебного взаимодействия;

– умение проявлять себя в различных социальных ролях.

4. Формирование новых знаний

Задача: создание условий для совместного открытия новых знаний, соотнесения уже имеющихся знаний с новыми.

– В мире существует много полезных ископаемых и их залежи безмерно велики. Задавались ли вы вопросом, что такое «полезные ископаемые»?

-Хозяйка Медной Горы предлагает попробовать сформулировать определение понятия «полезные ископаемые» проанализировав каждое слово отдельно.

Как вы понимаете значение слова «полезные» и «ископаемые» слайд

– Теперь попробуйте самостоятельно в паре дать определение понятию «полезные ископаемые».

У вас на партах лежат карточки со словами, из которых нужно составить определение понятию полезные ископаемые.

ПОЛЕЗНЫЕ ИСКОПАЕМЫЕ – это горные породы и минералы, которые человек использует в хозяйстве.

слайд 7

-Мы узнали, что такое полезные ископаемые. А какие полезные ископаемые вы знаете?

(Варианты: нефть, уголь, алмазы, природный газ и т.д.)

-Хозяйка Медной Горы предлагает решить интеллектуальную задачу, разгадав которую вы узнаете название полезного ископаемого (разгадать ребусы). Вы можете совещаться и работать в группе. Прежде, чем начать работать в группе. Давайте вспомним правила работы в группе. Напишите ответ на листочке внизу ребуса.

– Проверим результат вашей работы. Представители каждой группы вывешивают на доска ребус с ответом.

– Молодцы!

Отвечают на поставленные вопросы.

Исследуют значение слов «полезные» и «ископаемые».

Наблюдают за ходом составления кластера учителем.

.

Выдвигают версии относительно происхождения слова «ископаемые».

Работают в паре, дают определение понятию.

Отвечают на вопрос учителя. Называют виды полезных ископаемых.

Решают интеллектуальную задачу – разгадывают ребус.

Выступление

спикеров.

Следующие слайды аналогичны первому.

– умение ориентиро-ваться в собственной системе знаний: отли-чать новое от уже из-вестного;

– умение слушать, по-нимать и рефлексиро-вать высказывания со-беседников.

– умение совместно договариваться о пра-вилах общения и вза-имодействия на уроке, следовать им;

– умение преобразовывать информацию, структурировать её;

– умение извлекать информацию из различных источников;

– умение выстраивать умозаключение, исходя из задач коммуникации;

  1. Физминутка

Задача: проводить профилактику утомления, нарушения осанки, зрения;

снять психоэмоциональную напряженность.

– Молодцы! Вы успешно справились с заданием. Но вы должны быть не только умными, но и физически закаленными. Сделаем перерыв в нашей исследовательской работе и проведем физкультминутку.

Мы геологами станем
Да? – да! (хлопок над головой).
Будут все гордится нами.
Да? – да! (хлопок над головой).
Что ждет нас впереди?
Высокая гора (показывают руками),
Бурная река (показывают руками)
Ее не обойдешь (топают ногами),
Ее не проплывешь (плывут),
Ее не пролетишь (крылья),
Надо напрямик.
Все мы сможем, все сумеем
И своей достигнем цели.
Да? – да! (хлопок над головой).

– Ребята, я желаю вам достигать своей цели и никогда не сдаваться!

Повторяют движения за учителем.

Соотносят свои действия с действиями учителя.

– принимать целевую установку педагога.

– соотносить свои действия с эталоном.

6. Практическая работа

Задача: создать условия для самостоятельного овладения новыми знаниями;

проанализировать, дать оценку успешности достижения цели.

Мы узнали, что в мире существует много разных видов полезных ископаемых. А, для того, чтобы знать, как их использовать, где применять, мы должны знать и свойствах о полезных ископаемых.

– Вначале урока Хозяйка Медной Горы приглашала нас в геологическую экспедицию. И мы сейчас с вами будем в роли геологов. Кто-нибудь из вас знает, кто такие геологи?

Геологи – люди, занимающиеся изучением и поиском полезных ископаемых. Слайд 9

– Каждое полезное ископаемое обладает каким- либо свойством. Хозяйка Медной Горы предлагает вам заняться изучением свойств полезных ископаемых.

– На столах лежат образцы полезного ископаемого.

Результаты исследования будете заносить в исследовательский журнал.

Исследовательскую работу вы будете проводить с помощью инструктивной карточки.

Название полезного ископаемого________________________

Твёрдое или жидкое _______________

Растворимость ____________________

Цвет _______________________________________________

Плотное или рыхлое (или пластичное)______________ ______

Прозрачное или непрозрачное __________________________

Горючее или негорючее ________________________________

Применение (в строительстве, топливо,

для получения металлов)____________

Обозначение на карте__________________

– У каждой геологической группы свое задание. Начинать свой рассказ, по завершению исследования, будете со слов: “Мы геологи только что вернулись с экспедиции….” Для заполнения исследовательского журнала используйте дополнительную информацию, которая находится у вас на столах.

– Сейчас вы можете приступить к работе.

– Давайте проверим, как вы справились с заданием.

– Три человека из каждой геологической группы (спикер) должны представить результат совместной работы.

Отвечают на вопросы учителя.

Слушают учителя.

Принимают инструкцию педагога о ходе исследовательской работы.

Осуществляют исследование по инструкции.

Выполняют самостоятельную работу в группе – исследуют полезное ископаемое с помощью инструктивной карточки и атласа – определителя.

Проговаривают основные правила работы в группе.

Применяют на практике полученные знания.

Группы (спикеры) представляют резуль-таты своей исследо-вательской и практи-ческой деятельности, остальные обучаю-щиеся – слушают.

По завершению выступления каждой группы, остальные высказывают свое мнение, относительно выступления, используя сигналы обратной связи.

Анализируют работу в группе.

-организовывать свое рабочее место;

-определять план выполнения учебной задачи и следовать ему;

-применять практические умения в ходе работы;

– умение слушать, понимать и рефлексировать высказывания собеседников;

– умение совместно договариваться о правилах общения и взаимодействия на уроке, следовать им;

– осуществлять самоконтроль по заданному алгоритму действий;

– умение фиксировать результаты наблюдений, опыта в предложенной форме.

– оценивать проделанную работу;

– соотносить результат учебной деятельности с поставленными целями;

– осуществлять рефлексивную деятельность;

– умение представлять результаты своей исследовательской и практической деятельности.

7. Первичное закрепление

Задача: закрепить у учащихся те знания и умения, которые необходимы для самостоятельной работы.

-Ребята, мы открыли новые знания о полезных ископаемых. Именно они сейчас помогут нам выстроить здание. И это не случайно, ведь именно полезные ископаемые используются в строительстве. Здание это необычно. Оно будет состоять из наших знаний. Хозяйка Медной Горы приготовила для вас загадки, а вы будете отвечать, и собирать домик по кирпичику.

(По ходу отгадывания загадок появляется кирпичик, которые по окончанию работы образуют домик).

Он черный, блестящий,

Людям помощник настоящий.

Он несет в дома тепло,

От него в домах светло,

Помогает плавить сталь,

Делать краски и эмаль.

(Каменный уголь)

Он очень нужен детворе,

Он на дорожках во дворе,

Он и на стройке, и на пляже,

И он в стекле расплавлен даже. (Песок)

Если встретишь на дороге,

То увязнут сильно ноги.

А сделать миску или вазу –

Она понадобится сразу. (Глина)

Что за странный камень это?
Непонятного он цвета…
Он из зёрен состоит,
Называется: (Гранит)

Этот мастер белый-белый,

В школе не лежит без дела,

Пробегает по доске,

Оставляет белый след. (Мел)

– Как правильно называется это полезное ископаемое? (Известняк)

Без неё, ребята, повар просто как без рук,
И становится вся каша несъедобной вдруг!
А если в ранку попадёт – испытываешь боль.
Вы, конечно, догадались – это: (Соль)

Росли на болоте растения…
А теперь это топливо и удобрение. (Торф)

-Посмотрите, какой прочный у нас получился дом. Благодаря вашим знаниям.

Но не все богатства полностью выявлены. Геологи продолжают поиски и исследования полезных ископаемых. Может кто-нибудь из вас в будущем откроет новое месторождение нужного человеку полезного ископаемого.

.

– Что же должен делать человек, чтобы по- хозяйски использовать богатства подземных кладовых?

Полезные ископаемые – это клад нашей Земли. Поэтому, как любой другой клад, их нужно беречь и охранять. Запасы полезных ископаемых на Земле не бесконечны. Нужно правильно и бережно относиться к подземным богатствам, которые невозможно восстановить.

Как вы думаете как надо охранять полезные ископаемые?

  • Экономично использовать

  • Оберегать от пожаров

  • Соблюдать правила перевозки

  • Заменять по возможности искусственными материалами

Технология критического мышления «Круги на воде»

А в завершении нашей экспедиции подведём итог. Прочитайте слово (ископаемые), какие слова, ассоциации можно подобрать на каждую букву вот этого слова.

И – ископаемые…

С – соль…

К – каменный уголь…

О – окраска…

П – польза..

А – апплодисменты

Е – еда…

М – мрамор…

Ы – мы слыхали от совы, что нету слов на букву Ы

Е – если бы не было полезных ископаемых…

Отвечают отгадывают загадки, выстраивая кирпичный домик.

Слушают учителя, отвечают на вопросы.

– применение собственных представлений для решения практических задач;

– умение узнавать и называть по описаниям природные объекты.

8. Рефлексия деятельности

на уроке

Задача: организовать рефлексивную деятельность обучающихся, соотнести намеченные цели с результатом работы.

– Ребята, подведем итог урока. Нашли ли мы ответы на вопросы, которые ставили в начале урока?

– Достигли ли мы цели урока?

-Что помогло нам в работе?

– Какие открытия для себя сделали?

  • сегодня я узнал…

  • было трудно…

  • я понял, что…

  • я научился…

  • я смог…

  • было интересно узнать, что…

  • меня удивило…

  • мне захотелось… и т.д.

– оценивать результат деятельности на уроке.

Источник

2.

Постановка учебных задач и её решение

Словесн.: ответы на вопросы;

Практический:

формулирование темы и цели урока;

5

-Отгадайте загадки:

.Этот мастер белый-белый

В школе не лежит без дела:

Пробегает по доске, 

Оставляет белый след. (Мел)

Он очень нужен детворе

Он на дорожках во дворе, 

Он и на стройке, и на пляже

Он и в стекле расплавлен даже. (Песок)

На кухне у мамы

Помощник отличный.

Он синим цветком 

Расцветает от спички. (Газ)

Без неё не побежит

Ни такси, ни мотоцикл, 

Не поднимется ракета

Отгадайте, что же это? (Нефть)

Если встретишь на дороге,

То увязнут сильно ноги.

А сделать миску или вазу-

Она понадобится сразу. (Глина)

-Как назвать все эти отгадки? (полез. ископаемые)

– Верно, тема нашего сегодняшнего урока «Полезные ископаемые»

– Давайте определим ряд вопросов, на которые нам предстоит ответить в ходе урока. (Что такое « Полезные ископаемые»? Какие полезные ископаемые бывают? Как люди используют в своей жизни? Как добывают? Как надо охранять полезные ископаемые?)

– Какова цель нашего урока? (Изучить полезные ископаемые)

– Верно, молодцы!

Отвечать на вопросы;

Определять тему урока;

Ставить цели урока;

Р: определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;

3.

Решение частных задач

Словесный:

учебный диалог;

Словесный:

ответы на вопросы;

Практический: 

Практическая работа в группах;

Практический: защита работ;

10

7

5

– А сейчас ответьте на вопрос: из чего строят дома, школы, заводы?

– А из чего делают автомобили, самолёты?

– Правильно. Для того, чтобы построить дом, нужно много песка, цемента, известняка; чтобы сделать машины, станки, необходимы чугун, сталь, медь, алюминий. Но вот построили автомобили, самолёты, только ведь сами они не поедут и не полетят. Что ещё нужно для них? (Ответы детей)

– Да, им нужно горючее, которое получают из нефти.

 Топливо необходимо и для отопления жилых помещений и промышленных предприятий. Все эти вещества залегают на разной глубине в недрах земли и на её поверхности. Чтобы пользоваться этими богатствами, их необходимо добыть. Поэтому нефть, уголь, торф, песок и другие, необходимые для людей вещества, которые добывают из недр земли или с её поверхности, называют ископаемыми.

– А почему они полезные? (Ответы детей)

– Молодцы! Полезные ископаемые – это богатства земных кладовых, которые человек использует в хозяйстве.  

– Все полезные ископаемые делятся на три группы: горючие, рудные (металлические) и нерудные (строительные).

Мы будем знакомиться с полезными ископаемыми, и делить их на группы.

– Знаете ли вы, какие полезные ископаемые используют в качестве топлива?

– К горючим ископаемым относятся уголь, торф, нефть, природный газ. Всё это разные виды ископаемого топлива.

– А какое значение имеет топливо? (ответы детей)

– При сжигании этих ископаемых образуется тепло. Оно необходимо для работы фабрик, заводов, отопления домов, приготовления пищи.

– Ископаемое топливо является ценным сырьём для химической промышленности. Например, из нефти делают вазелин, лекарства, мыло, пластмассы, бензин, керосин. А из каменного угля – краски, духи, также лекарства и пластмассы. Пластмассы делают и из природного газа.

– Поговорим о рудных полезных ископаемых. Многие из окружающих нас предметов сделаны из чугуна, стали, железа, которые не встречаются в природе в чистом виде. Эти металлы выплавляют из руды. Из железной руды – чугун, сталь, из медной – медь. Разведано 800 млрд. тонн железной руды.

– Посмотрите вокруг. Какие предметы сделаны из металлов?

– Молодцы. Перейдём к третьей группе.

– Как вы думаете, почему они называются строительными?

– Назовите полезные ископаемые, относящиеся к этой группе (песок, глина, известняк, торф, уголь).

– А сейчас мы проведём практическую работу в группах.

(Изучение свойств песка, угля)

В вашу лабораторию принесли образцы полезных ископаемых  для исследования. Ваша задача: рассмотреть полезное ископаемое, изучить, перечислить его свойства. Все исследования вам надо записать в журнал-тетрадь на стр. 28 и сделать вывод о возможном применении этого полезного ископаемого.

Инструкция:

1. Название полезного ископаемого.

2. Твёрдое или жидкое ископаемое?

3. Прочное или хрупкое?

4. Определить цвет, прозрачность.

5. Где можно использовать, применить.

– Итак, давайте сравним ваши работы. Первая группа прочитайте ваши исследования. Хорошо, поднимите карточки те, у кого также. Молодцы!

Высказывать свои предположения;

Отвечать на вопросы

Анализировать;

Высказывать свои предположения;

Выполнять практическую работу в группах

К: участвуют в учебном диалоге;

выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью;

К:аргументация своего мнения и позиции;

учет разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций.

П: извлечение необходимой информации;

К: высказывать своё предположение;

П: поиск и выделение необходимой информации;

Р:учиться высказы вать 

своё предположение;

П: делать выводы в результате совместной работы класса и учителя

Практический: 

тестирование;

7

– Как вы считаете, какой из полезных ископаемых самый важный? Почему? – У кого другое мнение? (Полезные ископаемые нужны все. Это природное богатство, которое нужно беречь, расходовать экономно, бережно.)

– Вспоминая наш урок, ответьте на вопросы теста.

Какие из полезных ископаемых используют в строительстве?

а) песок, глину

б) гранит, торф

в) уголь, соль

Какие из полезных ископаемых служат топливом?

а) нефть, руда

б) уголь, торф

в) известняк, газ

Какие полезные ископаемые добывают при помощи буровых установок?

 а) гранит, песок

б) уголь, руда 

в) нефть, газ

Люди какой профессии отыскивают месторождения полезных ископаемых?

а) строители

б) геологи

в) шахтёры

Большинство полезных ископаемых:

а) жидкие

б) твердые

в) газообразные

Нефть и газ добывают

а) на суше

б) на море

в) и на суше, и на море

Что не является горючим полезным ископаемым?

а)каменный уголь

б)гранит

в)торф

Какое полезное ископаемое является жидким?

а)нефть

б)глина

в)газ

– Обменяйтесь работами и проверьте тест по ключу на слайде.

Выполнять тестирование

П: поиск и выделение необходимой информации;

4.

Итог урока.

Рефлексия.

Словесн.: ответы на вопросы;

3

Д.З: прочитать в учебнике параграф «Полезные ископаемые», в тетрадях выполнить № 4, 6, 7, 8. Желающим подготовить сообщение об одном из полезных ископаемых.

– Может ли наша экономика обойтись без природных богатств?

– Полезные ископаемые – это источник нашей жизни.

– Скажите, а что будет, если исчезнут полезные ископаемые с нашей Земли?

– Что же должен делать человек, чтобы по- хозяйски использовать богатства подземных кладовых?

– Полезные ископаемые – это клад нашей Земли. Поэтому, как любой другой клад, их нужно беречь и охранять.

Запасы полезных ископаемых на Земле не бесконечны. Нужно правильно и бережно относиться к подземным богатствам, которые невозможно восстановить.

– Какие задачи ставили в начале урока?

– Как вы думаете, справились ли мы на уроке с поставленной задачей?

– Что помогло нам в работе?

– Какие открытия для себя сделали?

– Спасибо за активное участие на уроке, до свидания!

Записывать д.з

Отвечать на вопросы;

Подводить итог урока;

Р: осуществлять итоговый контроль

Р: понимание причин успеха и неуспеха в учёбе;

Источник