Конспект урока по окружающему миру 3 класс полезные ископаемые школа россии

Конспект урока по окружающему миру 3 класс полезные ископаемые школа россии thumbnail

Тема: Полезные ископаемые

Тип: изучение нового материала

Цель урока: Познакомить учащихся с полезными ископаемыми, их добычей и свойствами.

  • Познакомить с разнообразием полезных ископаемых и некоторыми их свойствами, способами их добычи;
  • Организовать исследование школьниками основных свойств полезных ископаемых;
  • Показать их важную роль в экономике страны.

Развивающие:

  • Развитие умения анализировать и на основе анализа строить гипотезы, выводы, доказательства.
  • Развивать умения составлять схемы, таблицы.

Воспитательные:

  • Показать необходимость охраны полезных ископаемых;
  • Поддерживать осознание причастности каждого школьника в результате совместной учебной деятельности.
  • Воспитывать толерантность.

Предметные:

  • иметь представление о полезных ископаемых;
  • определять полезные ископаемые с помощью атласа-определителя;
  • иметь представление о том, при производстве каких товаров используются полезные ископаемые;
  • знать особенности добычи разных полезных ископаемых

Метапредметные:

  • понимать учебную задачу урока, стремиться её выполнить;
  • извлекать информацию из дополнительной литературы;
  • выделять существенные признаки предметов, характеризовать объекты неживой природы;
  • переводить текстовую информацию в таблицу;
  • оценивать достижения на уроке

Личностные:

  • определять личностный смысл учения;
  • проявлять навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
  • проявлять целостный, социально ориентированный взгляд на мир

Межпредметные связи: технология, литературное чтение.

Ресурсы урока: учебник, часть 2; рабочая тетрадь, часть 2; Атлас- определитель «От земли до неба»; образцы полезных ископаемых; интерактивная доска; презентация «Полезные ископаемые»; видео «Физкультминутка».

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности обучающихся

  • Здравствуйте, ребята! Встали, подравнялись. Начнем наш урок с физкультминутки (видео  «Физкультминутка») .
  • Молодцы! А теперь настроились на работу, мы начинаем наш урок. Садитесь.
  • Дети выполняют упражнения.

Проверка домашнего задания

  • На листочках, в правом верхнем углу, подписали свою фамилию. Поставили цифры от 1 до 10. Если вы согласны с утверждением, то ставите «+», если не согласны – «-».  
  1. Главная задача экономики – это удовлетворять разнообразные потребности людей (+)
  2. Только природные богатства являются основой экономики (-)
  3. Движение воздуха используется для выработки электроэнергии (+)
  4. Без воды невозможна экономика (+)
  5. Сельское хозяйство, промышленность, строительство, транспорт, торговля – это отрасли экономики (+)
  6. Полезные ископаемые используются только в промышленности (-)
  7. Производство продуктов питания невозможно без земли (+)
  8. В экономики нужен только физический труд людей (-)
  9. Все полезные ископаемые неисчерпаемы (-)
  10. Успех труда людей зависит от их образования и здоровья (+)
  • Передаем листочки, какой ряд сделает это тише и быстрее.
  • Слушают утверждения и ставят знаки «+» и «-».

Мотивация познавательной деятельности

  • Посмотрите на доску. Что общего у этих предметов?  (слайд 2)
  • К какой отрасли экономики это относится?
  • А что еще их объединяет?

Это всё изготовлено из различных материалов, а из каких мы узнаем в ходе нашего сегодняшнего урока. Говорить мы будем об одной из составляющих природных богатств – о полезных ископаемых.

  • Определяют обобщающее слово – товары.
  • Вспоминают отрасли экономики, определяют отрасль – Торговля.
  • Высказывают свои мнения, участвуют в определении темы урока.

Актуализация необходимых знаний

  • Что такое полезные ископаемые? Как вы понимаете?  (слайд 3)

Что значит слово – полезные?

      Что значит слово – ископаемые?

  • Природные богатства (ресурсы) бывают неисчерпаемые, восполнимые и невосполнимые.

К неисчерпаемым ресурсам относятся солнечная энергия, энергия ветра, приливной волны. Именно эти ресурсы наиболее перспективны в наше время. Приливные электростанции действуют во многих странах. В Нидерландах, издревле славившихся ветряными мельницами, теперь работают ветряные электростанции, а солнечные батареи можно увидеть и на космической станции, и на крыше какого-нибудь небольшого дома, хозяева которого решили пользоваться экологически чистой энергией. Пока солнце или ветер называются нетрадиционными источниками энергии. Но, мы верим, очень скоро они станут самыми традиционными. Ведь что может быть обычнее солнца?

К восполнимым ресурсам относятся леса, вода, почва. На месте вырубленного леса можно посадить молодые деревца. Отдохнувшее от посевов, как говорят агрономы, постоявшее под паром поле снова может стать плодородным. Очищенная вода возвращается в круговорот природы. Но чтобы восполнить эти ресурсы, необходимы труд и знания человека. Люди обязаны быть заботливыми хозяевами планеты.

Невосполнимые ресурсы – это полезные ископаемые, которые образовались в толще земной коры много тысячелетий назад. Запасы нефти, газа, руд в недрах Земли ограниченны, хотя и кажутся неисчерпаемыми. Невосполнимые ресурсы не могут образоваться снова.

  • Михаил Пришвин писал: «Мы хозяева нашей природы, и она для нас кладовая солнца с великими сокровищами жизни».  

Сегодня мы узнаем о свойствах, способах добычи и применении полезных ископаемых.

  • Определяют значение слов, формулируют определение «Полезные ископаемые».
  • актуализируют имеющиеся знания, определяют учебную задачу урока.

Организация познавательной деятельности

  • Работать вы будете в парах.  Что же нам понадобится? Открой те ваши учебники на стр. 47, рабочие тетради на стр. 28 для – записи вашей исследовательской работы. На каждой парте лежит Атлас – определитель «От земли до неба», и подписанный образец полезного ископаемого  (по 1 образцу на парте). Также вам нужен план исследования полезного ископаемого. Обратите внимание на доску (слайд 4).
  • Вам необходимо исследовать ваш образец по плану и записать результат вашего исследования в таблицу рабочей тетради на стр. 28. Приступайте.
  • Послушаем результаты ваших исследований. Начинать своё сообщение будете со слов: “Мы исследовали….”
  • Группе исследовавшей Графит задать вопрос: «Как вы думаете, линию какой длины можно начертить 1 простым карандашом?»

Видео «Интересные факты. Карандаш»

  • Я вам расскажу еще о  таких полезных ископаемых как  нефть, газ, каменный уголь.

Нефть

Использование:

Сырую нефть практически не применяют. Ее подвергают очистке и переработке.Бывает первичная и вторичная переработка нефти.

  • сжиженный газ;
  • бензины (автомобильный и авиационный),
  • реактивное топливо,
  • керосин,
  • дизельное топливо (солярка),
  • мазут.

Первые пять видов нефтепродуктов являются топливом. А мазут перерабатывают для получения:

  • парафина,
  • битума,
  • жидкого котельного топлива,
  • масел.

При смешивании битума с минеральными веществами получается асфальт (асфальтобетон), используемый в качестве дорожного покрытия. Жидкое котельное топливо используют для обогрева домов.

Из нефти выпускают широкий ассортимент смазочных материалов:

  • смазочное масло;
  • электроизоляционное масло;
  • гидравлическое масло;
  • пластичную смазку;
  • смазочно-охлаждающую жидкость;
  • вазелин.

Масла, получаемые из нефти, идут на приготовление мазей и кремов.

Вторичная переработка нефти дает сырье, из которого получают:

  • синтетические каучуки и резины;
  • синтетические ткани;
  • пластмассы;
  • полимерные пленки (полиэтилен, полипропилен);
  • моющие средства;
  • растворители, краски и лаки;
  • красители;
  • удобрения;
  • ядохимикаты;
  • воск;  и многое другое.
Читайте также:  Как наполнить свободное время полезными делами

2-е место после топлива занимает производство пластмассы. У металлов история древняя, они были известны людям много тысячелетий назад. А вот синтетические материалы стали производить всего лишь около 60 лет назад. За такое короткое время они прочно вошли в нашу жизнь и во многом превосходят давно известные натуральные материалы – каучук, резину, силикон, химические волокна.

Мы даже не задумываемся, сколько вокруг нас изделий из пластмассы. Ручки и фломастеры, коробки телевизоров, магнитофонов и радиоприемников, игрушки, посуда, мебель и многое другое – все это пластмасса.

Почти все пластмассы – это соединения, которые получают из сырой нефти. Полиэтилен используется для изготовления упаковок, ведер, сумок; полиэстер – для выработки тканей и стекловолокна;  перспекс (особый тип акрилового спирта) – для изготовления контактных линз, стекол иллюминаторов, ремней безопасности; полистирол – для производства одноразовых емкостей, посуды; эпоксидная смола идет на изготовление прочного клея; акрилы – на производство красителей и некоторых видов одежды; полихлорвинил нужен для производства труб, шлангов, покрытий для автомобилей.

В 1938 году в США был впервые получен нейлон, из которого делают шарики для подшипников, одежду, рыболовные сети и струны теннисных ракеток и т. д. Поскольку в его создании принимали участие ученые из Нью-Йорка и Лондона, его название было составлено из первых букв этих городов Nylon.

Большинство искусственных материалов, в том числе и пластмассы, не разлагаются и загрязняют окружающую среду. Поэтому в последнее время ученые активно работают над созданием экологически чистых пластмасс, которые производятся не напрямую из сырой нефти, и хотя на сегодняшний день являются очень дорогостоящими, зато не вызывают загрязнения окружающей среды.

Нефть дает тепло и свет – 
Ей замены просто нет. 
Делают из нефти много: 
И асфальтные дороги, 
И костюмы, и рубашки, 
Удивительные чашки! 
Вспомните, как тепловоз 
Вас когда-то к морю вез… 
В его топках нефть горела, 
А без нефти что за дело?

Пластмасса, масло и мазут

Нефть – черным золотом зовут.

Природный газ

Использование:

В настоящее время природный газ широко используется в топливно-энергетической и химической промышленности.

Природный газ широко применяется в качестве дешевого горючего в жилых частных и многоквартирных домах для отопления, подогрева воды и приготовления пищи. Его используют как топливо для машин, котельных, ТЭЦ. Это один из лучших видов топлива для бытовых и промышленных нужд. Ценность природного газа как горючего состоит еще и в том, что это экологически чистое минеральное топливо. При его сгорании образуется гораздо меньше вредных веществ по сравнению с другими видами топлива. Поэтому природный газ является одним из главных источников энергии в человеческой деятельности.

В химической промышленности природный газ используется как сырьё для получения различных органических веществ, например, пластмасс, каучука, спирта, органических кислот. Именно использование природного газа помогло синтезировать многие химические вещества, не существующие в природе, например, полиэтилен.

Сначала люди не догадывались о полезных свойствах газа. При добыче нефти он зачастую является попутным газом. Такой попутный газ раньше просто сжигали прямо на месте добычи. В те времена перевозить и продавать природный газ было невыгодно, но со временем были разработаны эффективные методы транспортировки природного газа до потребителя, главный из которых – трубопроводный. При этом способе газ из скважин, предварительно очищенный, поступает в трубы под огромным давлением – 75 атмосфер. Кроме этого используется способ транспортировки сжиженного газа в специальных танкерах – газовозах. Сжиженный газ более безопасен при перевозке и хранении, чем сжатый.

А знаете ли вы, что…

Чистый природный газ не имеет цвета и запаха. Чтобы можно было определить утечку бытового газа по запаху, в него добавляют небольшое количество веществ, имеющих сильный неприятный запах.

Каменный уголь

Солнышко подземное

Когда поднимается солнце над нами,

Смеется подсолнух в широкой панаме,

Светлеет река от задорной улыбки,

Кузнечик играет на тоненькой скрипке,

Проворная ласточка песню щебечет,

Дубы расправляют могучие плечи,

Цветы, как глаза, раскрывают бутоны,

В ладоши зеленые хлопают клены.

И лаской, и красками солнце богато.

Но есть еще солнце другое, ребята.

Оно необычное, черного цвета,

Оно под землею зимою и летом.

И твердо на ощупь, похоже на камень.

И холодно – можно потрогать руками.

Но столько тепла в нем – скажу по секрету, –

Что хватит согреть им всю нашу планету.

От света его города молодеют,

Лишь смелые люди тем солнцем владеют.

Их лица светлы, и открыты их взоры,

Добытчики этого солнца – шахтеры.

  • Что бы вы сказали о человеке, если бы он сказал вам: «Меня согрели солнечные лучи, падавшие на Землю 250 млн. лет назад?»
  • А человек был бы совершенно прав! Энергию солнечных лучей собрали в себе гигантские растения тех лет, и из их остатков образовался каменный уголь. Без угля не смогут работать многие заводы, фабрики, в поездах вагоны отапливались тоже углём.
  • В стихотворении говорилось об одной профессии, кто добывает каменный уголь? Шахтёры добывают не только уголь, но и другие полезные ископаемые (руды).

Знаете ли вы, кто ищет месторождения полезных ископаемых? Ищут месторождения полезных ископаемых – геологи

  • Откройте ваши учебники на стр. 48 и прочитайте о том, как добывают полезные ископаемые. Полезные ископаемые добывают в карьерах, шахтах, и на специальных платформах (газовых или нефтяных). (слайд 5 -9)

А знаете ли вы, что…

Карьер глубиной до 450 метров – это  15!!! десятиэтажных домов

  • Работают в парах.  Изучают свойства полезных ископаемых, высказывают предположения о возможностях их применения в экономике. Заполняют  таблицу в рабочей тетради.
  • Сообщения детей о полезных ископаемых (свойства, применение).
  • Ответы детей
  • Ответы детей.
  • Ответы детей. (Шахтёры- добывают, геологи- ищут месторождения)
  • Читают текст в учебнике о добыче полезных ископаемых.
  • Мы с вами ходили в музей и обратили внимание на полезные ископаемые, которые добываю в Мурманской области. Подготовьте дома сообщение  о полезных ископаемых стр. 31 раб тетради, № 7-8 и помогите найти клад Серёже, это задание № 6.
  • Спасибо за работу на уроке!

Записывают домашнее задание.

Источник

Конспект урока по окружающему миру в 3 классе

Читайте также:  Какая категория яиц полезнее 1 или 2

по теме «Полезные ископаемые»

Автор: Мягкова Марина Владимировна,

учитель начальных классов

МБОУ СОШ №61

г.Воронеж.

Тема: «Полезные ископаемые»

Цель: сформировать понятие «полезные ископаемые», познакомить с разнообразием полезных ископаемых, со способами их добычи и использованием.

Задачи:

– развивать экологическое мышление;

– учить детей самостоятельно добывать информацию, оперировать ею;

– формировать умение ставить вопросы по изучаемому материалу; проводить на уроке рефлексию своей работы;

– формировать ключевые компетенции: информационную, проблемную и коммуникативную.

Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Формы работы учащихся: фронтальная, индивидуальная, групповая, работа в парах.

Методы: объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый.

Оборудование: ноутбук, проектор, экран, физическая карта России, кроссворд, лупы, микроскоп, гвоздь, стаканы с водой.

Дидактические материалы: презентация учителя, коллекция полезных ископаемых, карточка инструкция по изучению свойств полезных ископаемых, таблица условных обозначений полезных ископаемых, картинки с изображением: шахтера, геолога, бурильщика, карточки с индивидуальными заданиями.

Планируемые результаты формирования УУД:

Регулятивные: умение определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем, устанавливать новые учебные задачи; проявлять инициативу в ученом сотрудничестве, развитие навыков контроля и самоконтроля, своевременное внесение корректив;

Познавательные: умение извлекать информацию из исследования, схем, иллюстраций, текста, фиксировать знания с помощью таблиц, делать обобщения и выводы в результате совместной работы;

Коммуникативные: умение работать в группе, слушать и понимать других; умение договариваться и приходить к общему мнению; учитывать разные мнения, эффективно сотрудничать, формулировать собственную позицию и мнение, оформлять свое мнение в устной речи, умение строить монологическое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

Предметные: учащиеся научатся различать важнейшие полезные ископаемые, объяснять их значение в экономике, осознавать значение природных богатств в хозяйствен-ной деятельности человека.

Метапредметные: принимать и сохранять учебную задачу, активно использовать речевые средства для решения познавательных задач, осуществлять поиск средств её достижения; планировать, контролировать, оценивать учебные действия; слушать собеседника и вести диалог.

Личностные: проявление познавательного интереса к новым способам действии, ценностного отношения к полезным ископаемым, способность к самооценке на основе критериев успешной деятельности.

Ход урока

I. Организационный момент, сообщение темы и целей урока.

– Сегодня мы будем опять наблюдать

Выводы делать и рассуждать,

А чтобы урок пошел каждому впрок!

Активно в работу включайся, дружок!

II. Актуализация знаний.

– Ребята, давайте вспомним, какую тему мы с вами изучали на прошлом уроке? (Растениеводство).

– Что же такое растениеводство? (Отрасль сельского хозяйства, выращивание культурных растений.)

Чтобы на нашем столе был хлеб – растениеводы выращивают зерновые культуры –пшеницу, рожь.

-Кормовые культуры – тимофеевку, люцерну, клевер – выращивают, чтобы обеспечить кормами домашних животных.

Чтобы получить ткань, выращивают прядильные культуры –хлопчатник и лен. -Как называется раздел, который мы изучаем? (Экономика).

 Карточки для индивидуальной работы во время фронтального опроса:

Если вы согласны, то поставьте знак «+», если нет, то «-».

  1. – Мясо, хлеб, молоко даёт нам промышленность.

  2. – Отрасль экономики, которая возводит различные постройки – это строительство.

  3. – Все отрасли экономики тесно взаимосвязаны.

  4. – Благодаря приобретению современного оборудования, удаётся производить  больше новых товаров.

 III. Целеполагание и мотивация.

– Без чего невозможнопроизводство товаров и услуг? (без использования труда людей и природных богатств).

– А что же такое богатство?

Ответы детей: 

Давайте посмотрим, как определяется это слово в толковом словаре русского языка Сергея Ивановича Ожегова. (Богатство – это то, что содержит в себе много ценного).

– Без каких природных богатств не может существовать человек?(Воздух, вода, почва). Богата и разнообразна природа нашей Земли. Одни богатства находятся на поверхности Земли, другие спрятаны глубоко в Земле. Отгадайте, загадки и вы узнаете, что за богатства лежат у меня в шкатулке.

Игра «Угадай, что находится в шкатулке».

Он очень нужен детворе.

Он на дорожке во дворе,

Он и на стройке, и на пляже,

И он в стекле расплавлен даже. (Песок)

Очень прочен и упруг,

Строителям надежный друг.

Дома, ступени, постаменты

Красивы станут и заметны. (Гранит).

Он несет в дома тепло,

От него кругом светло,

Помогает плавить стали,

Делать краски и эмали.

Он черный, блестящий,

Помощник настоящий. (Уголь)

Если встретишь на дороге,

То увязнут сильно ноги.

А сделать миску или вазу,

Она понадобится сразу. (Глина)

Покрывают им дороги,

Улицы в селениях.

А еще он есть в цементе.

Сам он — удобрение.(Известняк)

– Как вы думаете, о каких богатствах идет речь?

(о полезных ископаемых).

– Сформулируйте тему нашего урока. (Дети формулируют тему урока).

– Как вы думаете, почему их назвали ископаемыми? (добываются из-под земли).

– Почему они полезные? (служат людям).

– Теперь примените полученные знания для пояснения понятия «полезные ископаемые». Посовещайтесь в группе и попробуйте дать определение.

 (Выслушиваются ответы детей).

Учитель:

– Для того чтобы сверить, отличаются ли ваши ответы от верного определения этого понятия, я предлагаю вам обратиться к учебнику на с.46.

Богатства земных кладовых, которые люди используют в хозяйстве, называют полезными ископаемыми.

– Так какова же цель сегодняшнего урока? (Выяснить свойства полезных ископаемых, а так же как их можно добыть и где использовать).

Запишем в тетради какие из ваших потребностей удовлетворяются благодаря полезным ископаемым.

IV. Изучение нового материала.

Первичное восприятие и осознание нового материала.

Фронтальная беседа.

Учитель.

В моей шкатулке находится еще одно полезное ископаемое. Отгадайте его название:

Без нее не побежит

Ни автобус, ни такси

Не поднимется ракета.

Отгадайте, что же это? (Нефть)

Нефть – жидкое, маслянистое, горючее вещество, черного цвета, которое употребляется в качестве топлива, а также как сырьё для получения различных продуктов (керосина, бензина и т. п.).

– А еще бывают и такие полезные ископаемые.

На кухне у мамы

Помощник отличный.

Он синим цветком

Расцветает от спички (газ)

– На какие же три группы по своему состоянию делятся ископаемые? (они могут находиться в твердом, жидком и газообразном состоянии).

–  На доске мы видим карту России. Посмотрите, какая она большая. А кто знает, чем богата Россия? (лесами, полями, полезными ископаемыми). Рядом с картой висит таблица обозначений некоторых полезных ископаемых. Благодаря этим обозначениям мы можем определить на карте, где какие природные богатства располагаются (дети определяют по карте расположения полезных ископаемых).

Читайте также:  Змеевик корни полезные свойства и противопоказания

– Как добывают полезные ископаемые.

– Прочитайте в учебнике текст на с. 48.

– Как называются места, где залегают полезные ископаемые? (Месторождение.)

На доске появляется карточка со словом «месторождение».

– Назовите профессию людей, которые изучают полезные ископаемые и отыскивают их месторождения:

Проберется с молотком

К неизвестным скалам.

С каждым камешком знаком,

С каждым минералом. (Геолог)

– Да, благодаря труду геологов находятся различные ископаемые.

– Назовите профессии людей, которые добывают полезные ископаемые.

Уголь под землей найдут,

Вверх его поднимут.

Завершив тяжелый труд,

Люди каски снимут.

Их работа всем нужна

С угольком зимой страна! (Шахтеры)

Шахтер – горнорабочий, работающий в шахте.

Так же для добычи полезных ископаемых используется труд бурильщика.

Бурильщик – рабочий, производящий бурение. Он делает скважины, сверлит, пробивает почву.(На доске появляются картинки с изображением геолога, шахтера и бурильщика и карточки со словами: «геолог», «шахтер», «бурильщик».)

– Рассмотрите иллюстрации на с. 48-49.

– Какое полезное ископаемое добывают в шахте? (Каменный уголь.)

– Какие полезные ископаемые добывают в карьере? (Глину, песок, известняк, гранит.) Раньше это делали с помощью кирки и молотка, сейчас с помощью взрывов. Затем экскаваторы подбирают породу и отправляют на завод, где ее обрабатывают.

– Какие полезные ископаемые добывают из скважин? (Нефть, газ.) Самый обычный способ поиска нефти это бурение скважин. Бурить начинают в том месте, где, по мнению геологов, должна быть нефть. И бурят до тех пор, пока из скважины не вырвется чёрный фонтан.

– Вы хорошо поработали и вам необходимо отдохнуть, чтобы продолжить исследование.

V. Физминутка.

Мы геологами станем,

Будут все гордиться нами.

Что же ждет нас впереди?

Высокая гора (показывают руками),

Бурная река т(показывают руками),

Ее мы обойдем (топают ногами),

Ее мы проплывем (плывут).

Все мы сможем, все сумеем,

И своей достигнем цели.

VI. Практическая работа.

Учитель:

– Я предлагаю вам поработать в группах: определить свойства полезных ископаемых, которые находятся на ваших столах. Выполните исследование на примере изучения свойств каменного угля.

1. Рассмотрите образец каменного угля. Определим его цвет. Имеет ли блеск?

2. Используя микроскоп или лупу, можно выяснить плотное или пористое это ископаемое.

3. Проведите ногтем по породе.

Если остался след – то порода мягкая;

Если можно поцарапать гвоздем, то он твердый;

Если нет следа от гвоздя, то очень твердый.

4.Уголь твердый, но хрупкий т.к. его можно разбить.

5.Опустив уголь в стакан с водой, мы видим, что он не растворяется в воде.

– А еще, что мы наблюдаем? (он не тонет).

– Значит уголь легче воды.

Для правильного построения своего ответа используйте карточку «Помогай-ка».

Карточка «Помогай-ка»

  1. Рассмотрите в лупу кусочек полезного ископаемого.

  2. Определите, в каком состоянии находится, какого цвета и из чего состоит?

  3. Плотное или рыхлое (пористое).

  4. Выясните на сколько прочен и тверд.

  5. Растворяется в воде или нет.

  6. Занесите полученные результаты в таблицу.

 Каждой группе дается по 1 полезному ископаемому.

1 группа – гранит 3 группа – песок

2 группа – известняк 4 группа – глина

Результаты заносим в тетрадь, с.28, №2.

Проверяем – один человек от группы.

Учитель:

Давайте перечислим, для чего человеку нужны полезные ископаемые и где он их использует?

Дети перечисляют.

Тетрадь, с.29, №3.

VII. Беседа об охране полезных ископаемых (слайд 23).

– Каждый год в нашей стране добывается огромное количество полезных ископаемых.

На образование большинства из них понадобилось миллионы лет, и у каждой из ценных пород своя особая, сложная и загадочная история. У одних история начинается в глубинах морей и океанов, озер и болот. На дне водоемов образовались торф, известняк, каменный и бурый уголь, песок и глина. У других история начинается глубоко под землей, где находится раскаленное вещество – магма. Потоки магмы при извержении вулкана могут изливаться на поверхность земли и остывать, а могут застывать в глубине земли, не доходя до поверхности.

Из магмы образовались гранит и другие полезные ископаемые. А при распаде гранита образуются песок и глина.

– Как вы думаете, почему нужно бережно использовать полезные ископаемые?

Ответы детей:

Запасы полезных ископаемых на Земле не бесконечны. Их нельзя восстановить быстро, как, например, лес после вырубки.

Учитель:

– Как вы думаете, можем ли мы помочь в охране природных богатств?

Ответы детей:

-Ученые создают новые искусственные материалы (пластмасса) для замены металла и горючих полезных ископаемых.

– Топливо из каменного угля и нефти заменяют другие источники тепла.

– Люди собирают металлолом, из которого на заводах выплавляют металлы.

– Экономно использовать газовые и электрические приборы.

– Не оставлять двери в подъездах открытыми настежь.

– Следить за экономным расходованием питьевой воды, ведь ее очистка и доставка невозможна без использования полезных ископаемых.

Учитель:

– Во время взрывных работ портится почва, изменяется ландшафт местности. А на его восстановление требуется очень много времени.

VIII. Закрепление изученного материала.

Выполним самостоятельную.

Т.с.30, №4.

1 вариант 1-5

2 вариант 6-10, взаимопроверка.

IX. Домашнее задание.

1.Учебник стр. 46-50, пересказ,Т.с.31,№6,8.

X. Подведение итога урока. Рефлексия.

Наше увлекательное путешествие заканчивается.

О чем мы говорили сегодня на уроке?

Что же нового вы узнали, чему научились?

Почему песок и глина – «дети» гранита, а стакан и чашка – его родные «внуки»?

 Кто для себя сделал открытие?

Кто про себя может сказать, я активно работал на уроке?

Кому на уроке было интересно и захотелось больше узнать о полезных ископаемых?

Кому урок подарил хорошее настроение?

Кто не все понял по теме урока?

Синквейн.

Кладовые.

Полезные. Строительные.

Добывают, залегают, бурят.

Человек использует в хозяйстве.

Богатства.

Вы очень хорошо потрудились, проявили смекалку, ум, любознательность.

Наш урок подошел к концу. Спасибо вам за работу.

Источник