Конспект урока окружающий мир полезные ископаемые

Конспект урока окружающий мир полезные ископаемые thumbnail

Конспект урока по окружающему миру в 3 классе

по теме «Полезные ископаемые»

Автор: Фетисова Наталья Валерьевна,

учитель начальных классов

МБОУ «Гимназия № 8»

г.о. Коломна, Московской области.

Тема: «Полезные ископаемые»

Цель: сформировать понятие «полезные ископаемые», познакомить с разнообразием полезных ископаемых, со способами их добычи и использованием.

Задачи:

– развивать экологическое мышление;

– учить детей самостоятельно добывать информацию, оперировать ею;

– формировать умение ставить вопросы по изучаемому материалу; проводить на уроке рефлексию своей работы;

– формировать ключевые компетенции: информационную, проблемную и коммуникативную.

Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Формы работы учащихся: фронтальная, индивидуальная, групповая, работа в парах.

Методы: объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый.

Оборудование: ноутбук, проектор, экран, физическая карта России, кроссворд, лупы, микроскоп, гвоздь, стаканы с водой, выставка детских поделок из глины.

Дидактические материалы: презентация учителя, коллекция полезных ископаемых, карточка инструкция по изучению свойств полезных ископаемых, таблица условных обозначений полезных ископаемых, картинки с изображением: шахтера, геолога, бурильщика, карточки с индивидуальными заданиями.

Планируемые результаты формирования УУД:

Регулятивные: умение определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем, устанавливать новые учебные задачи; проявлять инициативу в ученом сотрудничестве, развитие навыков контроля и самоконтроля, своевременное внесение корректив;

Познавательные: умение извлекать информацию из исследования, схем, иллюстраций, текста, фиксировать знания с помощью таблиц, делать обобщения и выводы в результате совместной работы;

Коммуникативные: умение работать в группе, слушать и понимать других; умение договариваться и приходить к общему мнению; учитывать разные мнения, эффективно сотрудничать, формулировать собственную позицию и мнение, оформлять свое мнение в устной речи, умение строить монологическое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

Предметные: учащиеся научатся различать важнейшие полезные ископаемые, объяснять их значение в экономике, осознавать значение природных богатств в хозяйствен-ной деятельности человека.

Метапредметные: принимать и сохранять учебную задачу, активно использовать речевые средства для решения познавательных задач, осуществлять поиск средств её достижения; планировать, контролировать, оценивать учебные действия; слушать собеседника и вести диалог.

Личностные: проявление познавательного интереса к новым способам действии, ценностного отношения к полезным ископаемым, способность к самооценке на основе критериев успешной деятельности.

Ход урока

I. Организационный момент, сообщение темы и целей урока.

– Сегодня мы будем опять наблюдать

Выводы делать и рассуждать,

А чтобы урок пошел каждому впрок!

Активно в работу включайся, дружок!

II. Актуализация знаний.

– Ребята, давайте вспомним, какую тему мы с вами изучали на прошлом уроке? (Экономика).

– Что же такое экономика? (экос по-гречески значит «дом», номос– «закон».

Экономика-наука о рациональном ведении хозяйства).

– Какая главная задача экономики? (удовлетворение разных потребностей людей).

– Что называется потребностями? (все, что требуется людям для жизни).

– Что нужно для удовлетворения потребностей людей? (товары и услуги).

– Что такое товары? (Вещи, предметы, с помощью которых люди удовлетворяют свои потребности).

– Приведите примеры товаров(продукты питания, одежда…).

– Что такое услуги? (Работа, которую люди выполняют, чтобы удовлетворить те или иные потребности других людей).

– Приведите примеры услуг (стрижка в парикмахерской).

 Карточки для индивидуальной работы во время фронтального опроса:

Если вы согласны, то поставьте знак «+», если нет, то «-».

  1. – Мясо, хлеб, молоко даёт нам промышленность.

  2. – Отрасль экономики, которая возводит различные постройки – это строительство.

  3. – Все отрасли экономики тесно взаимосвязаны.

  4. – Благодаря приобретению современного оборудования, удаётся производить  больше новых товаров.

 III. Целеполагание и мотивация.

– Без чего невозможнопроизводство товаров и услуг? (без использования труда людей и природных богатств).

– А что же такое богатство?

Ответы детей: 

Давайте посмотрим, как определяется это слово в толковом словаре русского языка Сергея Ивановича Ожегова. (Богатство – это то, что содержит в себе много ценного).

– Без каких природных богатств не может существовать человек?(Воздух, вода, почва). Богата и разнообразна природа нашей Земли. Одни богатства находятся на поверхности Земли, другие спрятаны глубоко в Земле. Отгадайте, загадки и вы узнаете, что за богатства лежат у меня в шкатулке.

Игра «Угадай, что находится в шкатулке».

Он очень нужен детворе.

Он на дорожке во дворе,

Он и на стройке, и на пляже,

И он в стекле расплавлен даже. (Песок)

Очень прочен и упруг,

Строителям надежный друг.

Дома, ступени, постаменты

Красивы станут и заметны. (Гранит).

Он несет в дома тепло,

От него кругом светло,

Помогает плавить стали,

Делать краски и эмали.

Он черный, блестящий,

Помощник настоящий. (Уголь)

Если встретишь на дороге,

То увязнут сильно ноги.

А сделать миску или вазу,

Она понадобится сразу. (Глина)

Покрывают им дороги,

Улицы в селениях.

А еще он есть в цементе.

Сам он — удобрение.(Известняк)

– Как вы думаете, о каких богатствах идет речь?

(о полезных ископаемых).

– Сформулируйте тему нашего урока. (Дети формулируют тему урока).

– Как вы думаете, почему их назвали ископаемыми? (добываются из-под земли).

– Почему они полезные? (служат людям).

– Теперь примените полученные знания для пояснения понятия «полезные ископаемые». Посовещайтесь в группе и попробуйте дать определение.

 (Выслушиваются ответы детей).

Учитель:

– Для того чтобы сверить, отличаются ли ваши ответы от верного определения этого понятия, я предлагаю вам обратиться к учебнику на с.46.

Богатства земных кладовых, которые люди используют в хозяйстве, называют полезными ископаемыми.

– Так какова же цель сегодняшнего урока? (Выяснить свойства полезных ископаемых, а так же как их можно добыть и где использовать).

IV. Изучение нового материала.

Первичное восприятие и осознание нового материала.

Фронтальная беседа.

Учитель.

В моей шкатулке находится еще одно полезное ископаемое. Отгадайте его название:

Без нее не побежит

Ни троллейбус, ни такси

Не поднимется ракета.

Отгадайте, что же это? (Нефть)

Нефть – жидкое, маслянистое, горючее вещество, черного цвета, которое употребляется в качестве топлива, а также как сырьё для получения различных продуктов (керосина, бензина и т. п.).

– А еще бывают и такие полезные ископаемые.

На кухне у мамы

Помощник отличный.

Он синим цветком

Расцветает от спички (газ)

– На какие же три группы по своему состоянию делятся ископаемые? (они могут находиться в твердом, жидком и газообразном состоянии).

–  На доске мы видим карту России. Посмотрите, какая она большая. А кто знает, чем богата Россия? (лесами, полями, полезными ископаемыми). Рядом с картой висит таблица обозначений некоторых полезных ископаемых. Благодаря этим обозначениям мы можем определить на карте, где какие природные богатства располагаются (дети определяют по карте расположения полезных ископаемых).

– Как добывают полезные ископаемые.

– Прочитайте в учебнике текст на с. 48.

– Как называются места, где залегают полезные ископаемые? (Месторождение.)

На доске появляется карточка со словом «месторождение».

– Назовите профессию людей, которые изучают полезные ископаемые и отыскивают их месторождения:

Проберется с молотком

К неизвестным скалам.

С каждым камешком знаком,

С каждым минералом. (Геолог)

– Да, благодаря труду геологов находятся различные ископаемые.

– Назовите профессии людей, которые добывают полезные ископаемые.

Уголь под землей найдут,

Вверх его поднимут.

Завершив тяжелый труд,

Люди каски снимут.

Их работа всем нужна

С угольком зимой страна! (Шахтеры)

Шахтер – горнорабочий, работающий в шахте.

Так же для добычи полезных ископаемых используется труд бурильщика.

Бурильщик – рабочий, производящий бурение. Он делает скважины, сверлит, пробивает почву.(На доске появляются картинки с изображением геолога, шахтера и бурильщика и карточки со словами: «геолог», «шахтер», «бурильщик».)

– Рассмотрите иллюстрации на с. 48-49.

– Какое полезное ископаемое добывают в шахте? (Каменный уголь.)

– Какие полезные ископаемые добывают в карьере? (Глину, песок, известняк, гранит.) Раньше это делали с помощью кирки и молотка, сейчас с помощью взрывов. Затем экскаваторы подбирают породу и отправляют на завод, где ее обрабатывают.

– Какие полезные ископаемые добывают из скважин? (Нефть, газ.) Самый обычный способ поиска нефти это бурение скважин. Бурить начинают в том месте, где, по мнению геологов, должна быть нефть. И бурят до тех пор, пока из скважины не вырвется чёрный фонтан.

– Вы хорошо поработали и вам необходимо отдохнуть, чтобы продолжить исследование.

V. Физминутка.

Мы геологами станем,

Будут все гордиться нами.

Что же ждет нас впереди?

Высокая гора (показывают руками),

Бурная река т(показывают руками),

Ее мы обойдем (топают ногами),

Ее мы проплывем (плывут).

Все мы сможем, все сумеем,

И своей достигнем цели.

VI. Практическая работа.

Учитель:

– Я предлагаю вам поработать в группах: определить свойства полезных ископаемых, которые находятся на ваших столах. Выполните исследование на примере изучения свойств каменного угля.

1. Рассмотрите образец каменного угля. Определим его цвет. Имеет ли блеск?

2. Используя микроскоп или лупу, можно выяснить плотное или пористое это ископаемое.

3. Проведите ногтем по породе.

Если остался след – то порода мягкая;

Если можно поцарапать гвоздем, то он твердый;

Если нет следа от гвоздя, то очень твердый.

4.Уголь твердый, но хрупкий т.к. его можно разбить.

5.Опустив уголь в стакан с водой, мы видим, что он не растворяется в воде.

– А еще, что мы наблюдаем? (он не тонет).

– Значит уголь легче воды.

Для правильного построения своего ответа используйте карточку «Помогай-ка».

Карточка «Помогай-ка»

  1. Рассмотрите в лупу кусочек полезного ископаемого.

  2. Определите, в каком состоянии находится, какого цвета и из чего состоит?

  3. Плотное или рыхлое (пористое).

  4. Выясните на сколько прочен и тверд.

  5. Растворяется в воде или нет.

  6. Занесите полученные результаты в таблицу.

 Каждой группе дается по 1 полезному ископаемому.

1 группа – гранит 3 группа – песок

2 группа – известняк 4 группа – глина

– Теперь вы можете приступать к работе.

На доске в виде таблицы оформляются результаты исследований.

Учитель:

Давайте теперь сверим ваши ответы с таблицей на экране.

Просигнальте, как вы справились с этим заданием.

Защита работ. (Заслушиваются ответы представителей от каждой группы.)

– Начнем с гранита (слайды 5-8)

1-я группа.

Если гранит рассмотреть под лупой, то можно увидеть, что это очень плотная горная порода. Он очень тверд и прочен. Цвет красный, серый. В воде он тонет и не растворяется. За высокую твердостью и прочность его используют при строительстве опор для моста и фундаментов для высокого здания. Полированный гранит украшает полы и лестницы дворцов и музеев. Именно из гранита в Санкт-Петербурге сделаны колоны Казанского собора, бортики Исаакиевского собора, а огромный камень, на котором установлен памятник Петру I, также из этой горной породы.

2-я группа.

Если известняк рассмотреть под лупой, то можно увидеть, что его частицы значительно мельче и цвет у этих частиц бывает разный: белый, желтый, серый. Известняк – твердая и прочная горная порода (слайды 9-12).Если опустить кусочек известняка в стакан воды, то мы увидим, что он утонет, значит, тяжелее воды. В воде он не растворяется.

Учитель:

Разновидностью известняка является мрамор. Рассмотрим мрамор внимательнее. Цвет его частиц может быть разным: белым, красным, серым, черным. Мрамор имеет матовый блеск, а если его сравнивать с известняком, то можно сказать, что мрамор тверже известняка. Древние греки высекали из мрамора памятники, строили храмы. Станции Московского метро отделаны этой горной породой разного цвета, известны на весь мир церкви и соборы.

3-я группа.

Песок, по которому мы ходим, – рыхлая горная порода. Цвет песка желтый, белый, серый. Он сыпучий и хорошо пропускает воду, поэтому его широко используют в строительстве автомобильных дорог и железнодорожных насыпей. Также песок применяют для изготовления цемента и бетона. Из белого кварцевого песка изготавливают стекло. Для изготовления стекла смешивают чистый кварцевый песок с содой и известью. Эту смесь помещают на 12 часов в печь 1200 градусов. За тем достают трубкой, несколько вдохов и получается пустой, прозрачный пузырь. Другими инструментами придают любую форму, остужают и получают готовое изделие.

4-я группа.

Глина – плотная горная порода, коричневого или серого цвета. При намокании она становится вязкой и пластичной, долго сохраняет свою форму при высыхании. Особенно ценится белая глина, из которой производят фаянсовую и фарфоровую посуду. Использование глины можно наблюдать на заводе «Гжель. Здесь, в цехе, скульптор придает куску глины форму. В печи, обожженные глиняные изделия, становятся твердыми и прочными. За тем их покрывают специальным раствором, который выявляет наличие трещин. Расписывают изделия серой кобальтовой краской, покрывают глазурью и помещают в печь. В печи краска приобретает синий цвет. Так же из глины изготавливают кирпичи, черепицу, игрушки.

Учитель:

Давайте перечислим, для чего человеку нужны полезные ископаемые и где он их использует?

Дети перечисляют.

На экране появляется схема-«паучок» использования полезных ископаемых.

VII. Беседа об охране полезных ископаемых (слайд 23).

– Каждый год в нашей стране добывается огромное количество полезных ископаемых.

На образование большинства из них понадобилось миллионы лет, и у каждой из ценных пород своя особая, сложная и загадочная история. У одних история начинается в глубинах морей и океанов, озер и болот. На дне водоемов образовались торф, известняк, каменный и бурый уголь, песок и глина. У других история начинается глубоко под землей, где находится раскаленное вещество – магма. Потоки магмы при извержении вулкана могут изливаться на поверхность земли и остывать, а могут застывать в глубине земли, не доходя до поверхности.

Из магмы образовались гранит и другие полезные ископаемые. А при распаде гранита образуются песок и глина.

– Как вы думаете, почему нужно бережно использовать полезные ископаемые?

Ответы детей:

Запасы полезных ископаемых на Земле не бесконечны. Их нельзя восстановить быстро, как, например, лес после вырубки.

Учитель:

– Как вы думаете, можем ли мы помочь в охране природных богатств?

Ответы детей:

-Ученые создают новые искусственные материалы (пластмасса) для замены металла и горючих полезных ископаемых.

– Топливо из каменного угля и нефти заменяют другие источники тепла.

– Люди собирают металлолом, из которого на заводах выплавляют металлы.

– Экономно использовать газовые и электрические приборы.

– Не оставлять двери в подъездах открытыми настежь.

– Следить за экономным расходованием питьевой воды, ведь ее очистка и доставка невозможна без использования полезных ископаемых.

Учитель:

– Во время взрывных работ портится почва, изменяется ландшафт местности. А на его восстановление требуется очень много времени.

VIII. Закрепление изученного материала.

Работа в парах с ноутбуками (дети выполняют тест на тему «Полезные ископаемые»)

Давайте сверим ваши ответы с правильными ответами на доске.

Оцените свою работу на этом этапе.

IX. Домашнее задание.

1.Учебник стр. 46-49 читать, с.50 (??)

2. Приготовьте к следующему уроку сообщение о полезном ископаемом на ваш выбор.

X. Подведение итога урока. Рефлексия.

Наше увлекательное путешествие заканчивается.

О чем мы говорили сегодня на уроке?

Что же нового вы узнали, чему научились?

Почему песок и глина – «дети» гранита, а стакан и чашка – его родные «внуки»?

Выберите сигнальную карточку и оцените результаты своей деятельности на уроке.
Дети поднимают сигнальные карточки.

Зелёный цвет:

 Кто для себя сделал открытие?

Кто про себя может сказать, я активно работал на уроке?

Кому на уроке было интересно и захотелось больше узнать о полезных ископаемых?

Кому урок подарил хорошее настроение?

Кто не все понял по теме урока? (жёлтый цвет)

А кому многое не понятно? (жёлтый цвет)

Вы очень хорошо потрудились, проявили смекалку, ум, любознательность.

Наш урок подошел к концу. Спасибо вам за работу.

Источник

Тема: Полезные ископаемые.

Учебный предмет: окружающий мир

Ф.И.О. учителя: Жубатова Гульнара Советовна

Класс: 3 б

УМК:«Школа России»

Автор программы учебника: А.А. Плешаков, 2013г., стр. 46 -50

Место урока в образовательном процессе: данный урок включён в раздел учебника « Чему учит экономика»

Оборудование:

1.Учебник: А. А. Плешаков «Мир вокруг нас», 2 класс, часть 2, М., Просвещение, 2013г.

2. А. А. Плешаков Окружающий мир. Рабочая тетрадь,2 класс, часть 2.

3.Атлас-определитель: “От Земли до неба”.

4.коллекция полезных ископаемых; план описания полезного ископаемого;

3.Мультимедийный проектор, компьютер, экран.

5.Карточки для работы в группе, парах.

6.Оценочный лист ( оценивали свою работу в группе)

Технологическая карта урока

Образовательная: познакомить учащихся с  полезными ископаемыми, определить их свойства, применение и способы добычи.

Развивающая: развивать мышление, память, внимание, устную речь, анализировать, привитие интереса к предмету.

Воспитывающая: воспитание ответственности за результат своего труда; интереса к предмету, учебной деятельности; воспитывать бережное отношение к природным богатствам.

Основные термины и понятия

Полезные ископаемые, геологи, месторождения, карьер, шахта, скважина.

Личностные результаты

Развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.

Предметные результаты

учащиеся научатся различать важнейшие полезные ископаемые; получат возможность познакомиться со способами добычи полезных ископаемых, с необходимостью бережного и экономного использования полезных ископаемых.

Метапредметные результаты

Познавательные: Осуществлять поиск необходимой информации в учебнике.

Наблюдать и делать самостоятельные простые выводы.

Регулятивные: Осознавать задачу, принимать её; стремление к успешному её решению.

Планировать свои действия. Контролировать и оценивать свою работу.

Коммуникативные: сотрудничают, проявляя активность во взаимодействии для решения познавательных задач; координируют и принимают позицию партнёра взаимодействии, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Личностные: формировать умение общаться, как умение говорить и слушать. Готовность слушать собеседника и вести диалог, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения.

Умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности.

Методы:

словесный, практический, поисковый.

Формы работы:

Фронтальная, групповая, парная, индивидуальная.

Применяемые технологии:

групповая, проблемно-диалогического обучения, здоровьесберегающая, технология оценки образовательных достижений. 

Этапы

урока

Содержание урока, деятельность учителя

Деятельность

учеников

1.Организационный этап

Цель этапа: подготовка обучающихся к предстоящей работе на уроке.

Формируемые УУД: позитивное отношение к предстоящей деятельности, включение в учебную деятельность.

Долгожданный дан звонок
Начинается урок.
Все ль у вас, друзья, в порядке?
Есть учебники, тетрадки?
Настроенье каково? Во!

Значит, будем начинать
Мир чудесный открывать
Для себя и для друзей
К новым знаниям скорей!

– А теперь улыбнитесь нашим гостям, своим друзьям. Садитесь.

Проверяют готовность уроку, слушают учителя, желая хорошего настроения.

2 этап: Актуализация знаний.

(беседа на основе имеющихся знаний учащихся по подготовке к постановке цели урока)

Цель этапа: подготовить детей к изучению нового материала через повторение пройденного.

Формируемые УУД: овладение действием обобщения, построение рассуждений.

– Посмотрите на слайд 1. Что вы видите?

(планету Земля).

– Богата и разнообразна природа нашей Земли. Слайд 2,3. Одни богатства находятся на поверхности Земли, другие спрятаны глубоко. Сегодня вы сможете попробовать себя в роли людей, занимающихся изучением и поиском природных богатств.

– Для того чтобы узнать как называется эта профессия, давайте отгадаем загадку?

Путь его тяжёл и долог, Ищет залежи…

Правильно!

А знаете ли вы кто такие геологи?

Слайд 4(Геологи – это люди, которые ищут природные богатства и изучают их).

– И вы на нашем необычном уроке становитесь геологами. И так, в путь!

– Прежде, чем отправиться за природными богатствами, геологам надо провести предварительные изыскания.

Но чтобы сделать эти открытия, нам необходимо вспомнить.

— Какой раздел из курса окружающего мира мы начали изучать?

– Расскажите, что составляет основу экономики?

– От чего зависит успех труда в экономике?

– О какой основе экономики идет речь, без него невозможно производство товаров и услуг? 

– Что относится к природным богатствам? 

– Молодцы ребята, вы правильно ответили на все вопросы, а это значит, что прошлую тему вы хорошо усвоили!

Сегодня мы поработаем только с одной частью нашего кластера: с природными богатствами.

Слушают текст, отвечают на поставленные вопросы.

Геолог

Предположение детей.

2- 3 ученика выполняют тест.

« Экономика»

(Природные богатства, труд.)

(От здоровья и образования )

(Без природных богатств).

(воздух, вода, полезные ископаемые, почва, животные, растения.)

3 этап: Самоопределение к деятельности. Постановка учебной задачи. Цель этапа: создание условий для формулирования детьми цели урока.

Формируемые УУД: умение осознавать и формулировать цель с помощью учителя.

Мы постараемся расширить знания об этих богатствах.

– А каких именно вы определите сами, отгадав загадки.

1. Он очень нужен детворе,

Он на дорожках во дворе,

Он и на стройке и на пляже,

И он в стекле расплавлен даже .Слайд 5

2.Если встретишь на дороге,

То увязнут сильно ноги.

А сделать миску или вазу-

Она понадобится сразу. Слайд 6

3. На кухне у мамы помощник отличный,

Он синим цветком расцветает от спички. Слайд 7

Дети отгадывают загадки.

Песок

Глина

Природный газ

– Как можно назвать все отгадки одним словосочетанием?

-Как вы думаете о чем, мы будем говорить сегодня на уроке?

-Сформулируйте тему.

Открывает название темы на слайде 8

Ребята, давайте определим ряд вопросов, на которые нам предстоит ответить в ходе урока.

– Как вы думаете, что мы можем узнать о полезных ископаемых?

1. Что такое ….

2. Какие ….

3. Как люди ….

4.Как их

5. Как нужно …

Выдвигают свои предположения.

Полезные ископаемые.

Самостоятельно формулируют тему урока («Полезные ископаемые») и его цель.

Ставят цель в виде плана вопросов, на которые нужно найти ответ в процессе деятельности.

1.Что такое « Полезные ископаемые»?

2. Какие полезные ископаемые бывают?

3. Как люди используют полезные ископаемые?

4. Как их добывают?

5.Как нужно относиться к полезным ископаемым?

4 этап: Открытие новых знаний (решение учебной задачи)

Цель этапа: создание условий для решения учебной задачи и нахождения путей её решения.

Формируемые УУД: научатся различать важнейшие полезные ископаемые; познакомиться со способами добычи полезных ископаемых, с необходимостью бережного и экономного использования полезных ископаемых.

– В мире существует много полезных ископаемых и их залежи безмерно велики.

Задавались ли вы вопросом, что такое «полезные ископаемые»?

Ребята, из каких двух слов состоит наша тема?

– Как вы понимаете слова «полезные» и «ископаемые»? Слайд 9

Как вы думаете , от какого слова произошло слово

« ископаемые»?

– А почему они полезные?

-Полезные для кого?

– Молодцы.

– Как вы думаете?

-Что такое полезные ископаемые?

Затрудняетесь ответить?

Проверим наши предположения.

Прочитаем по учебнику вводную статью «Полезные ископаемые» (стр. 46).

Полезные ископаемые – это…. Слайд 10

– Молодцы! Вы успешно справились с заданием. Но вы должны быть не только умными, но и физически закаленными. Сделаем перерыв в нашей работе и проведем физкультминутку.

Отвечают на поставленные вопросы.

Исследуют значение слов

«полезные» и «ископаемые».

Варианты детей

( От слова « копать», доставать, извлекать.) или то что выкопали.

(Приносят пользу человеку, необходимые , нужные.)

Читают водную статью в учебнике.

Богатства земных кладовых, которые человек использует в хозяйстве.

Физкультминутка

Мы геологами станем
Да? – да! ( хлопок над головой).
Будут все гордится нами.
Да? – да! ( хлопок над головой).
Что ждет нас впереди?
Высокая гора (показывают руками),
Бурная река (показывают руками)
Ее не обойдешь (топают ногами),
Ее не проплывешь (плывут),
Ее не пролетишь (крылья),
Надо напрямик.
Все мы сможем, все сумеем
И своей достигнем цели.
Да? – да! ( хлопок над головой).

– Отдохнули?

– Продолжим работу.

Повторяют движения за учителем. Соотносят свои действия с действиями учителя.

1.Практическая работа

Работа в группах поискового характерас раздаточными коллекциями полезных ископаемых по изучению их свойств.

2. Обмен информацией (представитель группы у доски)

В мире существует много разных видов полезных ископаемых.

Сейчас я предлагаю вам познакомится поближе с некоторыми полезными ископаемыми.

– Каждое полезное ископаемое обладает свойством.

Сейчас вы займетесь изучением свойств полезных ископаемых.

Вы будете работать в группах и проводить исследовательскую работу.

– На столах лежит образец полезного ископаемого

(у каждой группы свой образец) .

Ваша задача: рассмотреть полезное ископаемое и определить его название с помощью учебника, изучить, перечислить его свойства. Поможет вам в этом учебник с .46- 47 , атлас-определитель

«От земли до неба», карточка – помогайка.

Результаты исследования будете заносить в таблицу. Даю время на исследование и запись результатов 4-5 минут. По моему сигналу работу прекращаем. Если ответ готов раньше, поднимаете руку.

Учитель контролирует и направляет работу групп.

Проверка.

– У каждой геологической группы свое задание. Начинать свой рассказ, по завершению исследования, будете со слов: “Мы геологи только что вернулись с экспедиции….” Мы расскажем о…..

Заслушиваются ответы представителей от каждой группы

-железная руда (слайд 12)

Из железной руды выплавляют металлы, делают станки, рельсы, автомобили, части самолетов, тракторы, трубы.

Учитель дополняет ответы о каждом полезном ископаемом.)

Знакомятся с условными знаками обозначающими месторождения на карте.

Ребята у каждого полезного ископаемого есть свой условный знак обозначающий его месторождение на карте.

– гранит ( слайд 13)

Гранит очень крепок и поэтому широко применяется при строительстве мостов, зданий, дорог, памятников.

-известняк ( слайд 14 )

Применяется в строительстве: для приготовления строительных растворов, для побелки помещений, для облицовки зданий, при отделке тротуаров.

нефть (слайд 15)

Нефть — черного цвета, жидкое полезное ископаемое. Ее называют «черным золотом». Из нефти получают жидкое топливо (бензин, керосин), машинное масло, краски, лаки, пластмассы, волокна для изготовления тканей.

каменный уголь (слайд 16)

Углем отапливают жилье, из каменноугольной смолы получают лекарство.

Главное свойство каменного угля – хорошо горит, выделяя много тепла.

О каких полезных ископаемых  мы узнали?

В каком состоянии бывают полезные ископаемые ?

глина – твердое

известняк

нефть – жидкое

гранит

железная руда

каменный уголь

природный газ – газообразное слайд 17

Для чего используют полезные ископаемые?

-Какие группы полезных ископаемых по их применению можно выделить? Слайд 18

-Молодцы, хорошо справились с заданиями.

Какой из полезных ископаемых самый важный? Почему?

Ребят, как должен человек использовать полезные ископаемые, чтобы они не исчезли?

Сейчас ребята будете оценивать свою работу в группе.

Заполните оценочные листы.

– Кто хочет поделиться своими достижениями?

Молодцы.

Слушают учителя.

Принимают инструкцию педагога о ходе исследовательской

работы.

Класс делится на 5 групп.

Вспоминают правила поведение в группе. слайд 11.

Дети определяют свои роли в группе.

Карточка-помогайка.

1. Название полезного ископаемого.

2. Состояние (твердое или жидкое)

3. Цвет

4. Где используют – это полезное ископаемое.

Каждой группе дается полезное ископаемое:

1-я группа – железная руда

2- группа – гранит

3- я группа – известняк

4 –группа – нефть

5 группа – каменный уголь

Выполняют самостоятельную работу в группе – исследуют полезное ископаемое с помощью карточки, учебника и атласа – определителя.

Каждая группа представляет свои наблюдения.

При ответах групп познакомить учащихся с условными знаками обозначающими месторождения на карте.

знакомятся с условными знаками.

Слушают вопросы учителя.

(Дети перечисляют)

Классифицируют полезные ископаемые по их состоянию (жидкие, твёрдые, газообразные).

Классифицируют полезные ископаемые по их применению (строительство, топливо, металлургия).

Полезные ископаемые нужны все.

Это природное богатство, которое нужно беречь, расходовать экономно, бережно.)

Учащиеся заполняют оценочные листы

(оценочный лист содержит критерии оценивания личностных и метапредметных умений)

С каждой группы по одному ученику.

У: Активно работал в группе, выслушивал мнение всех участников группы, смог бы представить результаты работы перед классом.

3.Знакомство со способами добычи полезных ископаемых.

4.Работа по карточкам ( в парах).

Продолжаем работу. Нам предстоит еще многое узнать.

– Итак, мы теперь знаем свойства некоторых полезных ископаемых, знаем где их используют.

Что еще мы можем узнать ?

– Как добывают полезные ископаемые?

– Сейчас ребята вы будете геологами – разведчиками. Вы отправляетесь на разведку и через несколько минут расскажите нам о способах добычи полезных ископаемых.

В этом вам поможет учебник с. 48.

– Как называются места, где залегают полезные ископаемые?

– С какими способами добывания полезных ископаемых вы познакомились? слайд 19,20,21

Карточки на доске способы добычи.

Как вы думаете, какой способ добычи более опасен? Почему?

– Люди какой профессии выполняют эту трудную и опасную работу? (Шахтёры.)

Ребята, Мудрая Черепаха приготовила для нас задание. Слова были разделены на 3 группы, но Муравьишка – Вопросик их нечаянно перепутал.

– Ваша задача разделить полезные ископаемые 3 группы.

Какие добывают на шахте, карьерах, из скважин?

Оцениваем работу пар.

Поднимите руки у какой пары получилось все правильно.

– Замечательно справились с заданием.

Как вы думаете, в нашей области есть месторождения полезных ископаемых?

– Какими полезными ископаемыми богата наша Оренбургская область?

Природный газ, нефть, асбест и т.д

Показывает на карте , какие полезные ископаемые добываются в Оренбургской области)слайд 22

Слушают учителя.

Чтение фрагмента текста учебника (с. 48).

Месторождения – это места, где в глубинах земли и на её поверхности залегают полезные ископаемые.

Ответы учеников.

Открытый и закрытый.

(карьер, шахта ,скважина или буровые установки.)

В шахте может произойти обвал

Шахтеры.

в шахте – уголь, руду;

в карьере – гранит, известняк;

в скважине – нефть, природный газ.

Ответы детей.

Знакомятся с картой полезных ископаемых Оренбургской области.

5этап: Закрепление.

Цель этапа: осознание и применение знаний, полученных при решении учебной задачи.

Формируемые УУД: овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, обобщение и закрепление полученных.

– А теперь, геологи, вы отправляетесь в самостоятельный поиск.

– Возьмите на столе карточку для самостоятельной работы.

ЗАДАНИЕ: Соедините стрелками полезные ископаемые и соответствующие им свойства.

гранит черный, хрупкий

каменный уголь зернистый,прочный

известняк черная,твердая

железная руда белый,твердый

– Проверьте, правильно ли вы выполнили это задание.  А теперь переверните листики. Нарисуйте звездочку и закрасьте красным цветом, если вы выполнили работу верно, синим – если допустили ошибки.

– Поднимите карточки, посмотрим, как вы справились с этим заданием.

Продолжаем самостоятельную работу тетради.

Откройте рабочие тетради на печатной основе на стр. 30 № 5. Соедините стрелками на каких фотографиях изображены карьер, шахта, буровая установка и ли скважина.

Проверьте работу с соседом по парте.

Выборочное оценивание учителя.

Поднимите руки. Кто выполнил задание верно.

Самостоятельная работа.

(Самопроверка по мультимедийному проекту) слайд 23

Поднимают карточки.

Самостоятельно выполняют задания в рабочих тетрадях.

Проверяют задание, выполненное соседом по парте.

Оценивают его работу.

6 этап: Подведение итогов урока.

Цель этапа: проверка достижений собственной цели, оценка эмоциона