Конспект урока о полезных ископаемых родного края

Конспект урока о полезных ископаемых родного края thumbnail

Ход занятия

В:- Ребята, как вы уже знаете, все мы с вами живем на такой чудесной планете, которая называется?
Д:- Земля.
В:- Правильно, Земля. Вот это модель Земли? Как она называется?
Д:– Глобус.
В:- Правильно, полюбуйтесь на него и скажите, почему наша планета Земля не одного цвета?
Д:– Потому, что на ней много воды, ледников, гор, есть пустыни.
В:- Правильно, ребята.
В:– Ребята мы с вами знаем, что природа бывает живая и неживая.
Какие признаки живого вы знаете?
Д:– Все живое дышит, размножается, растет, двигается, питается.
В:– Верно, ребята. А сейчас давайте поиграем с вами в игру« Живая- неживая». Я буду называть предметы, а вы будете показывать круги: если живая- зеленый, неживая- красный.( проводится игра )
В:- Молодцы, ребята все справились с этим заданием.
В:– Ребята, наша планета существует миллиарды лет. Природа за время существования земли создала огромное разнообразие сокровищ в своих недрах.
Места, где в глубинах земли залегают полезные ископаемые называется – месторождением.
Природные богатства, которые люди добывают на поверхности и из глубины земли называются – полезными ископаемыми.
В:– Ребята наш край тоже богат различными ископаемыми.
Вот сегодня мы с вами и поговорим о богатствах нашего края.
В:– Ребята, а какие полезные ископаемые вы знаете?
Д:– Золото, нефть, гранит, руда, мрамор, изумруд.
В:– Это вы назвали только часть полезных ископаемых, в природе их гораздо больше. Давайте мы с вами вспомним пословицы и поговорки о полезных ископаемых которые мы с вами уже выучили.
Д:– Куй железо- пока горячо.
Время горы рушит, вода камни точит.
Соль на вес золота.
На песке дом не построишь.
Молчанье- золото, а слово – серебро.
Один человек отличается друг от друга, как алмаз от серебра.
В:- Ребята, посмотрите и скажите мне, что это?
Д:– Это карта.
В:- Да, верно. Карта – это тоже модель нашей планеты Земля.
А это карта нашего Донецкого края. На ней есть разные черные значки,ониозначают ,где какиеполезные ископаемыенаходятся.
В:– А кто мне скажет, как называются люди, которые занимаются изучением и поиском природных богатств?
Д:– Геологи.
В:- Правильно, геологи.
В:- Ребята, а вот знакомые геологи подарили нам коробочку с полезными ископаемыми. Давайте их рассмотрим.
Ребята, но тут еще имеются загадки. Если мы их разгадаем, то тогда и узнаем какие же полезные ископаемые нам подарили геологи.
В:- Вот послушайте первую загадку.
.Он несет в дома тепло,
От него кругом светло.
Помогает плавить стали,
Делать краски и эмали.
Он черный, блестящий
Помощник настоящий.
В:- О каком полезном ископаемом эта загадка?
Д:- О каменном угле?
В:- Да, ребята, это каменный уголь ( предлагаю детям его рассмотреть).
В:– Какие свойства угля вы знаете?
Д:– Уголь черного цвета,
Уголь твердый, хрупкий
Уголь тяжелый
Не имеет запаха. Уголь оставляет отпечатки. Он не растворяется в воде.
В:- Ребята, а вы знаете, что много миллионов лет назад на болотах росли папоротники, гигантские деревья. Они погибали,падали в болото, покрывались илом и спрессовывались. За миллионы лет слои погибших растений все уплотнялись и превращались вкаменный уголь.Наш край очень славится добычей каменного угля. Его добывают в шахтах таких городов, как: Донецк, Макеевка, Горловка, Покровское.
В:- Ребята, скажите пожалуйста для чего человек использует уголь?
Д:- Человек использует уголь для:
– отопления жилых домов;
– на заводах и фабриках;
– на электростанциях;
– для выплавки чугуна и стали;
– для приготовления красок и лаков;
– используется в медицине.
В:- Как называется профессия людей добывающих уголь?
Д:– Шахтеры.
В:-А теперь послушайте следующую загадку:

Гончар для меня разведет жаркий пламень

Сухая я, твердой бываю как камень
Размочат- как тесто податливой буду.
Могу превратиться в игрушку, посуду.

В:- О каком полезном ископаемом эта загадка?

Д:-О глине.

В:-Правильно, это глина. Давайте ее рассмотрим и расскажемо ее свойствах.

Д:- Глина коричневого цвета .Глина сухая как камень. Глина не пропускает воду. Глина эластичная. Глина не имеетзапаха.

В:- Ребята, а вы знаете, что глина бывает не только коричневого цвета. Она бывает красной, зеленой, желтой,белой и даже черной.Глина образовалась при разрушении скальных пород .Она располагается по берегам рек, в оврагах и низинах.

В:- В нашем регионе глину добывают в карьерах шаговыми экскаваторами в таких городах, как Часов-Яр, Крамоторск, Волноваха.

В:- Ребята, скажите, А где применяют глину?

Д:– Глину применяют в строительстве(делают кирпичи, цемент); изготавливают посуду, статуэтки, игрушки; глина используется для приготовления красок для рисования.

В:- Ребята, скажите, а как называется профессия человекакоторый делает глиняную посуду?

Д:- Гончар.

В:- А вот еще одна загадка, послушайте ее:

Он очень нужен детворе, он на дорожках во дворе,

Он на стройке и на пляже и в стекле расплавлен даже.

Он рассыпчатый такой, а на солнце золотой.

В:-А эта загадка о каком полезном ископаемом?

Д:-О песке.

В:– Правильно, этопесок. .Давайте его рассмотрим и расскажем какие свойстваимеетпесок.

Д:- Песок желто-золотого цвета. Песок сыпучий. Песок не имеетзапаха.

В:- А еще песок является родственником глине. Он такжеобразовалсяпри нарушении скальных пород. Когда твердая скала подвергалась воздействию ветра, дождя и мороза, она распадалась на мелкие кусочки и так образовывался песок.

В:-А где используют песок?

Д:-Песок используют в строительстве, из песка изготавливаютстекла, песок нужен для детских площадок, песком посыпают дорожки от гололеда.

В:-Ребята, самые крупные песочные карьеры нашего края находятся в Красном Лимане. Добывают песоктоже экскаваторами.

В:- Ребята, послушайте следующую загадку:

Он может быть цветным и белым, им дети любят рисовать.

Художник он в руках умелых, картины может создавать.

Нам без него ремонт не сделать и потолок не побелить.

Ведь, чтобы потолок был белым, его нам надо применить.

В:-О каком полезном ископаемом эта загадка?

Д:– О меле.

В:-Давайте его рассмотрим и расскажем какие свойства имеет мел.

Д:– Мел белого цвета. Мел твердый, хрупкий. Мел не имеет запаха. Мел оставляет отпечатки. Мел не растворяется в воде.

В:- Ребята, миллионы лет назадна земле простирался древний океан. На днеэтого океана росли различные водоросли, жили малюски, ракообразные, морские ежи, морские звезды .Со временем остатки отмершихорганизмовоседали на дно и откладывались слоями. Так появилисьизвестковые , меловые отложения.

В:– Ребята, скажите, где используют мел?

Д:-Мел используют в строительстве(делают цемент, кирпич, побелку). Мел используют в медицине ( изготавливают таблетки, зубную пасту, зубной порошок).Мелом пишут в школе на доске, рисуют на асфальте. Мел используют в сельском хозяйстве (корм для животных, удобрение для растений). Из мела изготавливают пудру, тени.

В:- Меловые месторождения в нашем регионе находятся в Славянском р-оне в Райгороде и вг. Дружковке..

Читайте также:  Полезные свойства соды пищевой для организма мужчины

В:- Ну, а теперь, послушайте последнюю загадку:

Этот белый минерал, он на кухне генерал.

Без него супы и кашане понравится нам даже.

В:- О каком полезном ископаемом эта загадка?

Д:– О соли.

В:- Верно, это соль. Давайте рассмотрим соль и вы расскажите о ее свойствах.

Д:-Соль белого цвета. Соль хрустит. Соль растворяется в воде.

Соль соленая на вкус. Соль не имеет запаха.

В:- Ребята, А вы знаете, что месторождения соли находятвысоков горах. В древности на месте этих гор был океан. В условиях сухого и жаркого климата морская вода испарялась, а сольпревращалась в кристаллики и получились мощные пласты соли.

В:– Соль люди начали добывать очень давно. Первые солевые рудники появились на реке Бахмуте .Соль продавалибогатым купцам и стоила она очень дорого. Поэтому не зря говорят: « Соль- на вес золота».

В:- А кто мне скажет, где применяют соль?

Д:– Соль употребляют в пищу. Соль используют в медицине. Соль используют в сельском хозяйстве как удобрение .Соль применяют в строительстве.

В:- В нашем регионебольшое месторождение соли находится в г. Солидаре Артемовского р-она. В соляныешахты Солидара ежедневноспускаются множество туристов, чтобы осмотреть ее и подышать ее лечебным воздухом.

В:- Ребята, вот мы и поговорили о некоторых полезных ископаемых.

– Назовите их.

Д:- Это каменный уголь, глина, песок, мел и соль.

В:-А теперь скажите мне пожалуйста, кто исследует полезные ископаемые?

Д:– Их исследуют ученые, исследователи.

В:- А где проводят исследования?

Д:- Исследования проводят в лаборатории.

В:-А что такое лаборатория?

Д:- Это специальная комната, где проводят опыты и эксперименты.

В:– А теперь, давайте представим себе, что мы с вамиисследователи.

Я буду старшим научным руководителем , а вы младшими научными сотрудниками и лаборантами. Но для начала давайте разомнемся.

ФИЗМИНУТКА.

Мы сейчас все дружно встанем,

Отдохнем все в нашем зале.

Вправо, влево повернитесь,

Наклонитесь, поднимитесь.

Руки вверх и руки в бок

И на месте прыг да скок,

А теперь бежим в припрыжку.

Молодцы, вы ребятишки!

Замедляем тихо шаг

И на месте стой! Вот так!

А теперь мы сядем дружно, нам еще работать нужно.

В:- Вот наша научная лаборатория, где мы с вами будем исследовать наши полезные ископаемые.

-Проводить исследования выбудетеподгруппами. Вы будете проводить опыты, обмениваться мнениями о свойстве своего полезного ископаемого и зарисовыватьсвои исследования в журнал исследований.После исследования полезных ископаемых лидеры ваших подгрупп доложат нам об их результатах. И мы послушаем у кого будетсамый интересный доклад о полезном ископаемом.

– Ноперед тем как зайти в наш пресс-центр давайте наденемспециальную одежду, ведь в лаборатории должно быть все стерильно и вспомним правила техники безопасности в лаборатории при проведении опытов:

1.Не толкать друг друга.

2.Громко не разговаривать.

3.Не тереть глаза грязными руками.

4.При рассматривании песка и глины осторожно обращаться с лупой.

5.С оборудованием обращаться осторожно, чтобы ничего не разбить и не пораниться.

В:- Задача всем ясна? Тогдапрошу всехзанять свои места в научной лаборатории иначать свои исследования.

(Перваяподгруппа детей выполняет исследования с каменным углем)

Опыт1.

Взять уголь в руки и посмотреть на него.. Что же мы видим? На руках остались черные следы от угля.

ВЫВОД: уголь оставляет следы.

ОПЫТ 2.

Опустим в стакан с водой уголь. Что произошло? Уголь упал на дно стакана.

ВЫВОД: Уголь тяжелый.

ОПЫТ 3.

Опустим в стакан с водой уголь, помешаем его палочкой. Что мы видим?Уголь в воде не растворился.

ВЫВОД: Уголь в воде не растворяется.

Лидер 1-й подгруппы докладывает, что на основе проделанных опытов можно сделать вывод: уголь-черный и оставляет отпечатки; уголь тяжелый; уголь не растворяется в воде. Предположение подтвердилось.

(Вторая подгруппа детей выполняет исследования с песком и глиной)

ОПЫТ 1.

Насыпаем на один белый лист бумагипесок, а на второй глину.С помощью лупы рассматриваемпесок и глину. Из чего состоит песок? (Из песчинок и камешков разной формы и размера, песчинки отделены друг от друга).

Теперь рассмотрим глину. Из чего состоит глина?( Из мелкихчастичек, которые как будто тесно взялись за руки и прилипли друг к другу.)

ВЫВОД: Песок состоит из мелких песчинок, которые не прилипают друг к другу, а глина состоит из мелких частичек , сильно скрепленных между собой.

ОПЫТ 2.

В стакан с песком аккуратно нальем воду. Куда исчезла вода? Вода впиталась в песок и устроилась между песчинками.

В стакан с глиной нальем воду. Что произошло? Вода впитывается медленно, чем в песок. Вода остается сверху на глине.

ВЫВОД: Вода быстро впитывается в песок, т.к. песчинки не скреплены между собой, песок пропускает воду. Вода в глину впитывается плохо т.к. ее частички крепкоскреплены между собой, глина не пропускает воду.

Лидер 2-й подгруппы докладывает, что на основе проделанных опытов можно сделать вывод, чтопесоксостоит из мелких песчинок, которые не прилипают друг к другу, а глина состоит из мелких частичек, которые сильно скреплены между собой; песок пропускает воду, а глина воду не пропускает т.к. ее частички крепко скреплены между собой. Предположение подтвердилось.

(Третья подгруппа детейвыполняет исследования с мелом и солью)

ОПЫТ 1.

В стакан с водой опустим мели размешаем его палочкой. Что мы видим? Мелне растворился в воде.

ВЫВОД: Мел в воде не растворяется.

ОПЫТ 2.

Опустить мелв стакан с уксусом, посмотрим , что случилось? Мелв стаканеначинает шипеть, появляются пузырьки, мел становится меньшеразмером.

ВЫВОД: Мел- это известняк, когда добавили уксус, он превратился в другое вещество- углекислый газ, который выделяется в виде пузырьков и стал меньше размером.

ОПЫТ 3.

В блюдечко мы насыпали соль и стали на нее надавливать ложкой. Мы услышали хруст и сравнили его с ходьбой по снегу в морозный день.

ВЫВОД: Соль хрустит.

ОПЫТ 4.

В стакан с водой насыпать ложку соли и размешать ее палочкой. Что произошло? Соль исчезла, растворилась.

ВЫВОД: Соль растворяется в воде .

ОПЫТ 5.Взять стакан с солью и набрать соль на кончик ложки и попробовать ее на вкус.. Какая соль на вкус? Она соленая.

ВЫВОД: Сольсоленая на вкус.

Лидер 3-й подгруппы докладывает о том, чтона основе проделанных опытов можно сделать вывод, что мел в воде не растворяется;мел при добавлении уксуса превратился в углекислый газ, который выделялся в виде пузырьков и стал меньше размером; соль хрустит если на нее надавить ложкой; соль растворяется в воде, соль соленая на вкус. Предположение подтвердилось.

Итог занятия. Ребята, вы сегодня все хорошо поработали. Вы отобрали образцы полезных ископаемых и провелис нимизанимательные опыты . Вы много рассказали о свойствах полезных ископаемых о их применении и я думаю, что когда вы станетевзрослыми кто-то из вас откроет новое месторождение нашего края. А в группе у нас есть свой мини-музейи мы в него поместим новые экспонаты полезных ископаемых.

Читайте также:  Грецкий орех полезные свойства и фото

Источник

Технологическая карта урока окружающего мира в 4 б классе

Тема урока: «Полезные ископаемые твоего края»

УМК «Перспективная начальная школа»

Учитель: Кошелева Валентина Ивановна

Конспект урока окружающего мира в 4 б классе

– обучающие:

1. Актуализировать знания о полезных ископаемых родного края;

2. Сформировать умение различать полезные ископаемые;

-развивающие:

1. Развивать умения добывать новые знания;

2. Развивать умения извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация, словарь и др.)

-воспитательные:

1. Воспитывать способность слушать и понимать речь других;

2. Учить осознавать ценность совместной деятельности.

Планируемый результат

Предметные:

обобщить знания учащихся о полезных ископаемых (ребята должны вспомнить: что мы называем полезными ископаемыми, на какие группы их можно разделить, по каким признакам);

сформировать у детей представление о полезных ископаемых родного края – Республики Мордовия; научить их работать с топографической картой Республики Мордовии, ориентируясь по знакам и условным обозначениям;

продолжить формирование у детей знаний о природе родного края.

Метапредметные:

Регулятивные:

развивать у детей умение ставить перед собой конкретную цель и совместно с учителем находить эффективные способы её реализации, опираясь на имеющийся у младшего школьника опыт;

развивать у детей умение планировать совместно с учителем свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации (на основе усвоения алгоритма работы по описанию полезного ископаемого местности с опорой на “карточку – помогай-ку”);

развивать умение младшего школьника контролировать свою деятельность по ходу выполнения задания и объективно анализировать и оценивать собственную работу и работу своих соучеников.

Познавательные:

развивать у детей умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; осуществлять анализ и синтез;

развивать у детей аналитические способности, память, внимание, наблюдательность, последовательность рассуждений и их доказательность.

Коммуникативные:

развивать у младших школьников умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и следовать им; строить сотрудничество с одноклассниками и учителем; совершенствовать работу в группе.

Личностные:

воспитывать у младших школьников умение предельно внимательно слушать учителя и одноклассников.

Межпредметные связи

Математика, литературное чтение, краеведение.

Ресурсы: – основные

-дополнительные

Учебник «Окружающий мир» О.Н. Федотова Ч.1 УМК «Перспективная начальная школа», настенная физическая карта России, карта Республики Мордовия

презентация к уроку, конверты с заданиями для исследовательской работы, коллекция полезных ископаемых, злектронный глобус

Организация пространства

Фронтальная, групповая работа

Методы:

обобщающая беседа, демонстрация презентации, наблюдение и выводы

Формируемые УУД:

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Организационный момент

Цель:

– способствовать подготовке учащихся к продуктивной работе.

Методы:

– словесные, объяснительно-иллюстративные.

Личностные УУД: готовность к обучению, отношение к учению

Проверяет готовность учащихся к уроку. Создает эмоциональный настрой на урок.

– Здравствуйте ребята и уважаемые гости. Я рада вас сегодня видеть в нашем классе.

-Ребята! Улыбнитесь, пожелайте друг другу удачи!

– Я держу в ладошках солнце

Я дарю его друзьям!

Улыбнитесь- это просто!

Лучик солнца- это Вам!

– Садимся, ребята!

Организация внимания и внутренней готовности

Проверка домашнего задания

Цель:

– установить правильность, полноту и осознанность выполнения домашнего задания учащимися

Методы:

– словесный, объяснительно-иллюстративный.

Познавательные УУД.

Общеучебные УД:

-структурирование знаний;

-поиск и выделение необходимой информации.

Логические УД:анализ -объектов с целью выделения признаков;

-построение логической цепочки рассуждений.

Коммуникативные УУД:

-управление поведение партнера- контроль, коррекция, оценка его действиям.

Наводящим вопросами проводит проверку домашнего задания

-Ребята, назовите тему прошлого урока?

– Более половины всей площади России занимают равнины.

-Назовите Крупнейшие равнины материка Евразия?

– Какая из равнин является плоской, а какая холмистой?

– Что их разделяет?

– Республика Мордовия на какой равнине находится?

– Покажите!

– Какие бывают равнины?

– Что из себя представляют плоские равнины?

– Какую равнину называют холмистой?

-Какие бывают водоёмы?

– Назовите естественные водоёмы.

– Назовите искусственные водоёмы

– Назовите естественные водоемы Мордовии

– Ребята, а теперь я бы хотела, чтобы вы послушали интересные сведения о водоемах Мордовии. (учитель включает глобус)

– Так сколько всего рек протекает в Мордовии?

– Самое крупное озеро в Мордовии?

– Покажите, где оно расположено?

Отвечают на вопросы учителя:

Поверхность и водоемы твоего края

Восточно – Европейская, Западно-Сибирская

Восточно-Европейская равнина является холмистой, а Западно- Сибирская более плоской

Уральские горы

Восточно – Европейская

плоские, холмистые

Если на равнине совсем нет возвышений и понижений, то ее называют плоской равниной

Равнины, на которых встречаются холмы, такую равнину называют холмистой

Естественные и искусственные

озеро, река, море, океан

водохранилища, канал, пруд

Мокша. Парца. Сивинь, Инсар, озеро Инерка……

114 рек

Инерка

Подготовка учащихся к работе на основном этапе

Цель:

-обеспечить мотивацию учения школьников, принятие ими целей урока;

-актуализация субъектного опыта учащихся(опорных знаний и опыта действий)

Методы:

– словесный, объяснительно-иллюстративный.

Регулятивные УУД:

целеполагание, как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что еще неизвестно.

Познавательные УУД.

Общеучебные УД:

самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели

Учитель выдвигает проблему, обеспечивает мотивацию к озвучиванию темы и целей урока.

– А как вы думаете, кроме рек и озер, какие еще богатства есть в нашей Республике?

– А какой раздел по окружающему миру мы сейчас изучаем?

– Предположите, какая будет тема нашего урока.

– Прочитаем тему урока в учебнике!

-Какие цели и задачи мы поставим на сегодняшнем уроке?

-Из 3 класса вы уже знаете, что такое полезные ископаемые? Напомните, пожалуйста.

– Какие виды полезных ископаемых вы можете назвать?

– Посмотрите в учебнике карту Полезные ископаемые на с. 134-135

– Рассмотрите условные обозначения. Обратите внимание, как богата наша страна полезными ископаемыми. Каждое полезное ископаемое на карте обозначено специальным значком.

-Проблема: Можно ли обойтись без полезных ископаемых?

– Ребята, какой вывод можно сделать?

-Ребята, в какой республике мы с вами живём?

– В Мордовии нет залежей нефти, золота, каменного угля. В республике ведётся добыча только строительных полезных ископаемых: песка, глины, мела, известняка, торфа, щебня.

(учитель показывает презентацию и рассказывает о полезных ископаемых Мордовии)

– Ребята, как называют людей, изучающих недра земли и отыскивающих полезные ископаемые?

2.Практическая работа

– Сегодня вы побываете геологами и проведёте исследовательскую работу. У вас на партах лежат образцы полезных ископаемых. Ваша задача, определить полезное ископаемое, его свойства, применение и залегание. Результаты ваших исследований записывайте в таблицу.

– Сегодня на уроке ребята вы будете работать группами. Всего 4 группы.

– Вспомните правила работы в группах.

-Откройте конверт под №1.

– Своё исследуемое полезное ископаемое узнаете, расшифровав слово на карточке, у каждой группы есть одна карточка с зашифрованным названием полезного ископаемого:

– Поможет Вам определить исследуемое полезное ископаемое загадка:

Он очень нужен детворе.
Он на дорожках во дворе,
Он и на стройке, и на пляже,
И он в стекле расплавлен даже. 

Читайте также:  Не полезно или неполезно как пишется

Если встретишь на дороге,

То увязнут сильно ноги.

А сделать миску или вазу-

Она понадобится сразу.

Росли на болоте растения…

А теперь это топливо и удобрение.

Покрывают им дороги,

Улицы в селении,

А ещё он есть в цементе.

Сам он удобрение.

– А теперь, ребята, можете открыть коробочки с вашими полезными ископаемыми, отыщите нужное вам полезное ископаемое из коллекции, рассмотрите, потрогайте, пощупайте.

– Каждая группа должна исследовать свой образец и все сведения записать в таблицу. Можете использовать сведения, о которых рассказала я.

-И дополнительные сведения есть в конверте №2. Откройте его, прочитайте. И приступайте к работе. Как только задание будет выполнено, просигнализируйте!

Отвечают на вопросы учителя

полезные ископаемые

(«Твой край – часть великой России»

Полезные ископаемые твоего края

Полезные ископаемые твоего края

Учащиеся формулируют цели урока

вспомнить, что такое полезные ископаемые, расширить наши представления, узнать какими полезными ископаемыми богата наша Республика Мордовия, их свойства: их месторождение, как добывают, где применяются, как нужно использовать. Учиться бережно, относиться к полезным ископаемым.

Полезные ископаемые – это все природные богатства, которые люди добывают из глубины земли или с ее поверхности и используют в хозяйстве. Полезные ископаемые – это горные породы и минералы, которые образуются в недрах Земли и которые человек, добывая, может использовать для своих нужд.)

твердые, жидкие газообразные

Вывод:В природе очень много подземных богатств, польза от их добычи и переработки огромна, поэтому человечество не может жить без использования полезных ископаемых.

В Республике Мордовия

Геологи

пкеос, лгаин, фрот, вестизняк)

(Песок)

(Глина)

(Торф).

(Известняк)

(Дети выполняют практическую работу)

Физкультминутка.

Цель:

снять утомление, обеспечить активный отдых и повысить умственную работоспособность учащихся.

– Геологи должны быть не только умными, но и физически закаленными. Сделаем перерыв в нашей работе и сделаем физкультминутку.

Мы геологами станем. Да? – да!
Будут все гордиться нами. Да? – да!
Что ждет нас впереди?

Высокая гора, бурная река
Ее не обойдешь,

ее не проплывешь
Ее не пролетишь

Надо напрямик.
Все мы сможем, все сумеем и своей достигнем цели. Да? – да!

4.Подведение итогов работы – отчет учащихся.

-Зачитайте все сведения, которые вы записали в свою таблицу.

-Ребята, посмотрите каким условными знаками обозначаются ваши исследуемые полезные ископаемые!

– Прикрепите на карту Мордовии карточки с условными обозначениями исследуемых полезных ископаемых на места залегания.

4.Самостоятельная работа.

А теперь, геологи, вы отправляетесь в самостоятельный поиск. Возьмите со стола конверт под №3, достаньте карточку для самостоятельной работы.

(Дети выполняют тест)

-Проверьте, правильно ли вы выполнили это задание. (Самопроверка по мультимедийному проектору).

– А теперь переверните листики. Закрасьте звездочку красным цветом, если вы выполнили работу верно, синим – если допустили ошибки.

– Поднимите карточки, посмотрим, как вы справились с этим заданием.

Молодцы!

(хлопок над головой).

(хлопок над головой).

(показывают руками),

(показывают руками)

(топают ногами)

плывут),

(крылья).

хлопок над головой

  1. Люди, какой профессии отыскивают месторождения полезных ископаемых в природе?

а) врачи;

б) геологи;

в) строители.

2. Какие из полезных ископаемых используются в строительстве?

а) песок, глина;

б) гранит, торф;

в) каменный уголь, поваренная соль.

3 . Какие из полезных ископаемых служат топливом

а) оловянная и медные руды;

б) каменный уголь, природный газ;

в) графит, сера.

4. Какие полезные ископаемые добывают при помощи буровых установок?

а)мрамор, гранит;

б) природный газ, нефть;

в) золото,

5. Для чего мы собираем металлолом

а)мы сохраняем запасы руды;

б)очищаем территорию от мусора;

в) участвуем в соревновании между классами.

Подведение итогов урока, рефлексия.

Цель:

-дать качественную оценку работы класса и отдельных учащихся.;

– инициировать и интенсифицировать рефлексию учащихся по поводу своего психо-эмоционального состояния, мотивации своей деятельности и взаимодействия с учителем и одноклассниками.

Личностные УУД:

– оценивание усвоенного содержания.

Регулятивные УУД:

– оценка- выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения.

Познавательные УУД.

Общеучебные УД:

– контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

Учитель подводит обучающихся к выводу

– Какие задачи ставили в начале урока?

– Как вы думаете, справились ли мы на уроке с поставленной задачей?

-Какие открытия для себя сделали?

– А какие полезные ископаемые добывают в нашем Старошайговском районе?

– Как же мы должны относится к полезным ископаемым?

– А как вы, ребята, можете помочь в охране подземных богатств?

–Ребята! А 2017 год каким годом объявлен?

– Все мы знаем, что в марте месяце Юля Дуденкова представляла нашу школу со своим проектом «Лебеди на пруду»…в городе Краснослободске на VIII- ой Межрегиональной научно-исследовательской конференции по практическому краеведению «Историко-культурное и природное наследие родного края». Свой проект Юля приурочила году экологии. Защиту проекта она закончила обращением к членам жюри. И я бы хотела чтобы вы тоже услышали это обращение.

Взрослые и дети!

Природу берегите.

К её богатым недрам

Рук жадных не тяните.

Заботою и лаской

Её вы одарите

Она ответит тем же.

Вы только посмотрите:

Кругом поля бескрайние,

И родники холодные,

Леса дарами щедрые,

Озёра с гладью водною.

Всё это подарила нам

Матушка-природа.

Так будем же её беречь

За часом час,

И год за годом.

-Ребята, какова основная мысль этого стихотворения? Чему учит это стихотворение?

Учитель проводит рефлексию.

Мне очень понравилось, как вы работали на уроке.

Выставление оценок.

Формулируют конечный результат своей работы на уроке.

Учащиеся осуществляют самооценку.

Вывод: Полезные ископаемые – это такие богатства, которые нельзя восстановить. Можно очистить реку, затратив очень много сил, времени, энергии, можно посадить новый лес, на месте вырубленного. Можно получить потомство от редких животных в зоопарке или в заповеднике. Но использованные месторождения полезных ископаемых снова создать невозможно. Ведь они образовались в недрах земли за многие миллионы лет! Поэтому необходимо очень экономно использовать подземные богатства.

((Собирать металлолом. экономить природный газ)

(Год экологии)

Информирование учащихся о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.

Цель:

– обеспечить понимание учащимися цели, содержания и способов выполнения домашнего задания

Учитель дает комментарий к домашнему заданию.

– Подготовить сообщение об одном полезном ископаемом родного края.

Учащиеся записывают задание в дневники.

Тест для самостоятельной работы

Люди, какой профессии отыскивают месторождения полезных ископаемых в природе?

а) врачи;

б) геологи;

В) строители.

2. Какие из полезных ископаемых используются в строительстве?

а)песок, глина;

б)гранит, торф;

в)каменный уголь, поваренная соль.

3. Какие из полезных ископаемых служат топливом?

а)оловянная и медные руды;

б)каменный уголь, природный газ;

в)графит, сера.

4. Какие полезные ископаемые добывают при помощи буровых установок?

а)мрамор, гранит;

б) природный газ, нефть;

в) золото,

5. 3ачем мы собираем металлолом?

а) мы сохраняем запасы руды;

б)очищаем территорию от мусора;

в ) участвуем в соревновании между классами.

Источник