Конспект урока нерудные полезные ископаемые 4 класс
- Орг. Момент.
Здравствуйте ребята! Меня зовут Мария Владимировна. Сегодняшний урок окружающего мира проведу у вас я. У нас будет не совсем обычный урок. На нашем уроке присутствуют гости. Давайте с ними поздороваемся.
- Сообщение темы урока.
На доске мы видим карту России. Посмотрите, какая она большая.
-А кто знает, чем богата Россия? (лесами, полями, народом и т.д.).
Сегодня мы поговорим о подземных богатствах России, их свойствах, применении и охране. (появляется слайд с названием темы)
-Давайте сначала разберемся, а что же такое богатство? (…) Если не знаем значения слова, то мы обращаемся к толковому словарю. Давайте посмотрим, как определяется это слово в толковом словаре русского языка Сергея Ивановича Ожегова. ( Стр. 50 Богатство – это то, что содержит в себе много ценного.)
– Как можно по-другому назвать подземные богатства? (полезные ископаемые) Подземные богатства – это синоним полезных ископаемых. На доске таблички.
-Как вы думаете, почему их назвали ископаемыми? (добываются из-под земли).
-Почему полезные?(служат людям).
Полезных ископаемых много. Сегодня мы познакомимся с некоторыми из них. Давайте узнаем о первом полезном ископаемом.
3.Введение нового.
- ГРАНИТ. Кто хочет прочитать загадку?
Слайд Загадка: Он очень прочен и упруг,
Строителям надежный друг:
Дома, ступени, постаменты
Красивы станут и заметны.
– Кто догадался, что это? (..)
– По каким словам ты узнал?
Давайте посмотрим, что это. Это гранит. О каких свойствах гранита мы можем сказать исходя из загадки? (он прочный). Рассмотрите гранит и передайте соседям на задней парте. Не забудьте, что нашим гостям тоже хочется его посмотреть. Пускаем гранит по рядам. Я к вам на урок принесла атлас-определитель. Его автор А.А.Плешаков, он же составил и учебник, по которому вы изучаете окружающий мир. Воспользуемся атласом –определителем, чтобы больше узнать о граните. (с.11, Гранит бывает серого, розового и красного цвета. Это горная порода, состоящая из зерен нескольких минералов.
– Как Вы думаете, где используется гранит?
Его часто можно увидеть в городах: гранитом облицованы стены некоторых зданий, из него построены набережные рек, изготовлены постаменты для памятников..)
– Какими же свойствами обладает гранит? (прочный, твердый, непрозрачный). Правильно. Давайте посмотрим, какими еще свойствами обладает гранит. Для этого проведем опыт. (опускаем гранит в воду)
-Какой мы можем сделать вывод? Что тяжелее вода или гранит?
Слайд Оказывается гранит еще и не горит, полируется.
– Благодаря каким свойствам гранит часто используется в строительстве?
Крупнейшим месторождением гранита в России является Челябинская область. Это на севере России. (прикрепляем табличку).
– А кто знает, что такое месторождение? (скопление). На доске 2 понятия: место рождение и месторождение. Кто мне сможет объяснить разницу. (в первом случае это 2 слова, они обозначают место, где человек родился. Учитель открывает определение. Во втором, это сложное слово, образованное от двух корней. Оно обозначает залежи полезных ископаемых. Открываю второе определение).
Давайте познакомимся с еще одним полезным ископаемым.
2) ИЗВЕСТНЯК.
Слайд Загадка: Этот мастер белый-белый
В школе не лежит без дела.
Пробегает по доске,
Оставляет белый след.
Поднимите руки, кто догадался, что это
– А кто знает, что такое мел? Сейчас мы все выясним.
Мы все держали мел в руках. Давайте попробуем сформулировать его свойства (непрозрачный, белого цвета, твердый, плотный). Учитель берет мел.
-А как вы думаете, что будет, если я опущу мел в воду? (…) Давайте попробуем. (Учитель опускает мел в стакан с водой. Мел тонет.)
– Какое свойство мы увидели? (…) Слайд (Мел тяжелее воды). Хотите узнать, что же такое мел? (атлас-определитель с.15. Мел – это особая разновидность известняка. Он образовался из остатков крошечных морских организмов).
-Итак, что же такое мел?
– Где применяется известняк? (…) Применение известняка в строительстве мы можем наблюдать даже у нас в классе. Рассматриваем класс.
-Кто догадается где? (потолок).
Самое крупное месторождение известняка находится в Московской области.
Прикрепляем табличку.
Давайте посмотрим, о каком следующем полезном ископаемом пойдет речь.
- ПРИРОДНЫЙ ГАЗ.
Слайд Загадка: По трубе течет
Пироги печет.
На кухне у мамы
Помощник отличный.
Он синим цветком
Расцветает от спички.
-Что это? (…). Вам трудно отгадать эти загадки, так как в основном у всех сейчас электрические плиты. Итак, это природный газ. Слайд
-На каком из кадров изображен природный газ? (в 3-ем).
-О каких свойствах природного газа мы можем сказать по его виду? (Прозрачный).
– Какие еще свойства вы можете назвать исходя из названия и загадки? (Мы уже сказали, что при помощи природного газа мы готовим пищу – помощь). Возвращаемся к слайду загадки. Газообразный, следовательно он легче воздуха.
Слайд Рассмотрим остальные свойства природного газа. Он не имеет запаха, газообразное, горючее, легче воздуха. Мы уже сказали, что при помощи природного газа мы готовим пищу. Также это очень хорошее топливо. Так как газ используют в газовых плитах, ученые добавили туда…, чтобы при утечке газа люди могли его почувствовать. И еще газ используют в производстве пластмассы. Крупнейшим месторождением природного газа в России является Западная Сибирь.
Прикрепляем на карту.
Давайте познакомимся со следующим полезным ископаемым.
- ТОРФ.
Слайд Загадка: Росли на болоте растения
Стали топливом и удобрением.
-Может быть кто-то догадался, о чем пойдет речь?
Это торф.
-Что вы можете сказать о торфе?
Слайд (атлас-определитель, с. 13. Торф узнать нетрудно: в нем хорошо заметны остатки растений, из которых он образовался. Основное растение, из которого образуется торф это торфяной мох – сфагнум. Кроме него в торфяные залежи попадают и другие растения.)
– На каком изображении показан торф? (на 3-ем).
Я покажу, что можно сделать с торфом, а вы подумайте, и сделайте вывод о его свойстве.
Учитель опускает торф в воду. Торф не тонет)
-О каком свойстве говорит нам этот опыт? (торф легче воды)
-Какими еще свойствами обладает торф? (…)Он твердый, легкий, впитывает влагу. Летом в России были очень крупные торфяные пожары. Вы все о них, наверное, слышали. -Какое свойство способствовало этому? (горючесть). Надо быть очень осторожным с огнем. Торфяные залежи тлеют до сих пор и до конца с этим справиться пока не получается. Слайд
– Для чего он служит? (для удобрения, подстилка для скота).
Самые крупные торфяники находятся в Томской области. Но большое число торфяных залежей есть и в Подмосковье.
Прикрепляем табличку на карту.
Переходим к следующему полезному ископаемому.
- НЕФТЬ.
Слайд Загадка: Без нее не побежит
Ни такси, ни мотоцикл,
Не поднимется ракета
Отгадайте, что же это?
(бензин)
-А из чего делают бензин?
Нефть. Слайд Где изображена нефть? (на 3-ей).
Учитель показывает колбу с нефтью.
-О каких свойствах нефти мы можем сказать? (непрозрачная, жидкая).
Слайд
– Еще нефть обладает следующими свойствами: имеет резкий запах, маслянистая.
Где применяется нефть? (получают жидкое топливо, волокна для изготовления синтетических тканей и многое другое).
Давайте проведем опыт. Посмотрите, что я сейчас сделаю.Учитель берет форму с водой, выливает туда нефть.
– Как вы думаете, как мы можем собрать эту нефть из воды? (..) Учитель собирает нефть опилками. Так мы можем очистить от нефти воду.
Начинается мигание SOS.
Attention! Attention! There is a great ecological problem in America. The oil has got to the Mexican gulf. Fish, birds and animals are dying. They cannot breath! They cannot swim! They cannot eat! Please, help! America is in danger!
– Ребята, что случилось? (…)
-Где это все произошло?
-Почему в этом тексте употребляется слово oil?(Слово на доске) Как оно переводится? (масло) Да. И также по-английски звучит нефть. Из-за какого свойства нефти, по-английски оно звучит как и масло?
Слайды
В Мексиканском заливе недавно произошла трагедия. Было зафиксировано несколько взрывов на нефтяной вышке, из-за чего большое количество нефти попало в залив. В связи с плохими погодными условиями эту нефть не удалось собрать вовремя. Вода с нефтью губит огромное количество птиц, животных и рыб. -Какая трагедия произошла в Мексиканском заливе?
– Кто знает, почему?
– К чему это привело? (образовалась нефтяная пленка)
-Чем опасна нефтяная пленка? (нет света, нет воздуха). А значит нет жизни, гибнут живые организмы. Поэтому мы должны помнить, что за безопасность окружающей среды, за жизни живых существ отвечает прежде всего человек.
Самые крупные месторождения нефти в России находятся в Ханты-мансийском автономном округе, что на Севере.
Прикрепляем к карте.
4)Физминутка.
Снимаем таблички.
- ОБОБЩЕНИЕ.
Посмотрите на нашу карту.
-Кто запомнил, в какой части России находится самое большое месторождение нефти? (..) природного газа? Гранита? Торфа? Известняка? Дети прикрепляют таблички.
– Кто помнит, какие из них используются в строительстве? (гранит, известняк) Почему?
– Какое из подземных богатств мы не можем увидеть? (природный газ)
-Какое свойство способствует этому?
– Какое из них относится к жидким? (нефть)
– Какие подземные богатства обладают горючестью? (нефть, природный газ, торф).
- САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА.
1.Возьмите в руки таблицу №1. Самостоятельная работа.
2.Рассмотрите ее. Что находится в 1, 2,3 колонке?
3. Возьмите в руки зеленые карандаши и линейки.
4. Вам необходимо соединить название, группу свойств и применение.
5. Поменяйтесь работами с соседом по парте. Рассмотрите таблицы.
6. Возьмите в руки синие ручки.
На доске появляется заполненная таблица.
5.Проверьте и исправьте ошибки в работах.
6. Если вы не сделали ни одного исправления, поставьте 5, если 1 или 2 исправления – 4. У кого более двух исправлений, поставьте +.
7. Верните работы.
Поднимите руки у кого 5,4.
- ИТОГ.
– О каком богатстве нашего государства мы сегодня говорили? ( о подземных богатствах).
– Как сказать по-другому? (полезные ископаемые)
– Почему они называются ископаемые? (добываются из-под земли)
– Почему их называют полезными? (служат человеку)
Откройте учебники на странице 20. Посмотрите, о каких полезных ископаемых мы сегодня не говорили? (песок и глина, уголь, железная руда). Дома вы прочитаете про эти полезные ископаемые и заполните Таблицы №2«домашнее задание». А ваш учитель на следующем уроке их проверит.
Поднимите руки, кто сегодня для себя открыл что-то новое.
В вашей жизни будет много интересных уроков, на которых вы будете делать открытия и узнавать много нового. Спасибо за работу. Молодцы.
ГУ «Средняя школа № 7 отдела образования акимата г. Костаная»
Тема: «Нерудные полезные ископаемые»
4 класс
Учитель: Болотских Н. В.
Г. Костанай
2018г
Открытый урок познания мира с использованием ИКТ
Учитель: Болотских Н. В.
Тема: «Нерудные полезные ископаемые»- 4 класс
Цели: Познакомить детей с полезными ископаемыми нерудного
происхождения, их применением, свойствами, способами добычи.
Развивающая: Развивать познавательную активность учащихся, умение
работать с картой Казахстана. Развивать речь детей, умение сравнивать,
делать выводы.
Воспитательная: Воспитывать патриотизм, любовь к природе,
Осознавать свою ответственность за природу.
Оборудование: НДМ, ТСО, учебник по Познанию Мира 4кл., тетрадь, карта
Казахстана, цветные карандаши, фломастеры, раздаточный материал.
Тип: Комбинированный
Вид: Смешанный
Ходурока:
Организационный момент.
Все ли готово у вас к уроку?
2.Проверка домашнего задания
1)Давайте вспомним, что такое полезные ископаемые и почему их так
называют? Слайд№1,2
(Полезные ископаемые – это природные богатства, которые люди добывают
из глубин земли или с её поверхности и используют в народном хозяйстве.
Так не похожи друг на друга железная руда и нефть, гранит и известняк на самом
деле очень близки между собой. Называются они, так же как и очень многие
другие вещества, с которыми вы познакомитесь в старших классах, полезными ископаемыми.
Ископаемые – потому что извлекаются из недр Земли, отторгаются человеком от её каменной оболочки.
Полезные – потому что служат человеку, то есть по его воле превращаются в разнообразные необходимые вещи, которые создают уют, обеспечивают
безопасность, обогревают, кормят, перевозят. Одним словом, полезные ископаемые необходимы всегда и везде, оказывают огромное влияние на всю нашу жизнь.
-На какие группы можно разделить все полезные ископаемые? (Руды черных и
цветных металлов, горючие и нерудные)Три группы полезных ископаемых мы уже изучили и сейчас мы проверим домашнее задание. Разделимся на четыре группы.
Каждой группе будет дано задание, в течении пяти минут вы должны
подготовить ответ. Форма работы – рисунок, рассказ, работа по карте.
первая группа – руды цветных металлов
вторая группа – руды черных металлов
вторая группа – горючие полезные ископаемые
третья группа – о полезных ископаемых Костанайской области.
И один вопрос всем трем группам – как и для чего необходимо бережно
относиться к полезным ископаемым? Слайд 3,4,5
Защита работ
4.Подготовка к активному усвоению нового материала
Сегодня на уроке мы узнаем, что полезные ископаемые бывают еще
и нерудного происхождения.
Сообщение темы, цели урока
5.Собщение новых знаний
1)Показ нерудных полезных ископаемых
Откроем тетради и запишем новую тему – Нерудные полезные ископаемые. Слайд6
-Как вы думаете, что можно назвать нерудными полезными ископаемыми?
гранит слайд7-9
Глина слайд10-12
Песок слайд13-15
Мел слайд 16
Известняк слайд17-18
Каменная соль слайд19-20
Мрамор, фосфориты, асбест- слайд21-23
2)Некоторые полезные ископаемые используют как строительные материалы слайд24, 25
технические и драгоценные камни, а также для производства кислот и удобрений.
Из них не вылавливают металлы. Называют их нерудные полезные ископаемые.
3)Дидактическая игра «Памятники г. Костаная
слайд 26-31
4)Исследовательская работа в группах
Вы заметили, что у каждого ученика есть значок, как он называется для
чего и как их добывают, узнаем сегодня на уроке.
(у детей значок на рукаве – Фосфориты, асбест, поваренная соль, гранит,
глина, песок, известняк, мел, мрамор.)
Сейчас вы открываете учебник на странице 51 и ищите информацию о своем
полезном ископаемом. Затем я опрашиваю несколько учеников, выставлю
оценки. После чего мы все вместе заполним кластер нерудные полезные
ископаемые.
Теперь предлагаю вам заполнить кластер – Нерудные полезные ископаемы.
Физкультминутка.
6.Закрепление
1)Молодцы ребята, теперь я предлагаю вам отгадать кроссворд (Когда дети отгадывают кроссворд, они показывают их на карте Казахстана)
По горизонтали
1. Помните сказку Андерсена о маленьком горшочке? Он замечательно пел старинную песенку и всегда знал, что готовят на обед в каждом доме. Горшочек был, конечно, волшебным. Как называется полезное ископаемое из чего был сделан горшочек? Глина.
2. Бела, кристаллическая, твердая порода, применяется для облицовки лестниц, стен. Является разновидностью известняка. Мрамор.
3. Какое слово пропущено в пословице «Куй …., пока горячо». Железо.
4. Это полезное ископаемое называют «младшим братом» каменного угля. Торф.
5. Образуется при разрушении гранита и кварца. Песок.
По вертикали
1. С итальянского языка название этого ископаемого переводится как «зернистый»? Гранит.
2. Без него не может обойтись учитель на уроке. Мел.
3. В природе находится в виде мощных залежей. Его разновидности – мел, мрамор. Известняк.
4. Это полезное ископаемое нельзя тушить водой. Нефть
Проверка понимания
Работа в дневниках наблюдения
Обобщение.
Итак, что нового мы узнали сегодня на уроке?
На Земле очень много полезных ископаемых. В природе нет ничего бесполезного. Сегодня мы с вами поговорили о самых важных полезных ископаемых. Геологи и
сейчас продолжают открывать новые месторождения полезных ископаемых. К сожалению, полезные ископаемые – это такие богатства, которые нельзя восстановить. Ведь они образовались в недрах Земли за многие миллионы лет! Вот почему необходимо очень экономно использовать подземные богатства.
Как известно, полезные ископаемые, относятся к неживой природе. Но, оказывается, многие из них образовались из остатков живых организмов. Это удивительно!
Выходит, растения и животные, которые жили очень давно, когда ещё не было людей, не исчезли бесследно. Их остатки за миллионы лет, превратились в уголь, нефть, известняк. И этими полезными ископаемыми мы пользуемся сейчас. Вот какая тесная, неразрывная связь существует между неживой и живой природой, между природой и человеком!
Подведение итога
Мы сегодня очень хорошо потрудились, сейчас я вам предлагаю поднять тот цвет листа, который вам нравится.
( на столе желтый, красный, зеленый и синий листочки)
Те дети, которые подняли синий означает, что они еще хотят что- то узнать по этой теме.
Зеленый удовлетворены уроком.
Желтый заинтересованы.
Красный воодушевлены.
Домашнее задание
Подготовиться к тестам по пройденным темам на стр.41 -53.
Открытый урок
Предмет: Познание мира
Дата проведения: четверг 10.11.16
Класс: 4
Тема: «Нерудные полезные ископаемые»
Цели: образовательная: познакомить детей с полезными ископаемыми нерудного происхождения.
развивающая: развивать познавательную активность обучающихся, умение работать с картой Казахстана.
воспитательная: воспитывать бережное отношение к природе и ее ресурсам.
Учитель: Федоренко Клавдия Андреевна.
Оборудование: карта полезных ископаемых Казахстана, коллекция полезных ископаемых, электронная презентация.
Ход урока:
Организационный момент (2 мин)
Психологический настрой.(1 мин)
Мозговая атака.
(3 мин.)
Изучение нового материала, работа с наглядностью(10 минут.)
Закрепление изученного материала.
(10 мин.)
Работа по учебнику.
Стр39-42
Работа в парах
Физминутка
1 мин.
Работа в группах
Задание для групп (7 минут)
Подведение итогов урока. 3 мин
Дискуссия.
оценивание
д/з (2 мин.)
Оценивание
Рефлексия
Приветствую всех. Предлагаю ребятам станцевать.
Сообщение темы и целей урока.
О полезных ископаемых знаете вы,
Открыты ворота подземной страны,
Любые клады по карте найдете вы.
– сейчас я вам предлагаю вспомнить тему которую мы изучаем на протяжении нескольких последних уроков.
Я буду задавать вам вопросы, а вы отвечать на них.
Что такое полезные ископаемые?
На какие 2 большие группы делятся полезные ископаемые?
Какие рудные полезные ископаемые вы знаете?
сейчас я вам предлагаю поработать со схемой-таблицей, и понять на какие две группы делятся нерудные полезные ископаемые.
Рудные | Нерудные | |
Минералы (строительные) | Горючие | |
Руды черных металлов Руды цветных металлов | Гранит, известняк, песок, глина, мел, мрамор | Уголь, торф, нефть, природный газ |
– молодцы! Вы хорошо справились с этим заданием!
Ребята у вас на столах лежат образцы нерудных полезных ископаемых. Давайте мы их рассмотрим, расскажем о их свойствах и структуре, а также где мы можем их использовать.
Выделить основные группы нерудных полезных ископаемых, заполнить таблицу. (описать полезные ископаемые)
Актау на острове Мангыстау
Белого, сероватого или желтоватого цвета. Это пористый, прочный камень.
Асбест
В производстве защитных костюмов для пожарных.
Житикара
Волокнистый минерал белого цвета.
+
Каменная соль
Это минерал. Из него путем очистки от примесей вырабатывают поваренную соль
Каспийское море, Тениз,Аральское море, оз. Балхаш.
Твердая и плотная.
Мы хорошо потрудились и немного устали, поэтому я предлагаю нам всем немного отдохнуть
Ребята, у каждого из вас есть шаблон с изображенным на нем полезным ископаемым, я прошу вас поделиться на группы, согласно шаблонам.
Разгадать кроссворд. (приложение 1)
1.Назовите известные вам нерудные полезные ископаемые.
2.Как мы используем поваренную соль?
3. как называется места скопления полезных ископаемых?
4.какие из известных вам полезных ископаемых пропущены в следующем списке? Гранит, нефть, природный газ, поваренная соль.
Мы построили большие города, получили новые материалы, которых в природе нет, например, пластмассу, создали различные могучие машины и с их помощью воздействуем на природу, чтобы стать богаче.
Добывая полезные ископаемые, люди изменяют поверхность земли: взрывают горы, роют карьеры, насыпают искусственные холмы отработанной породы. При этом местность, окружающая месторождение, становится непригодной для жизни.
А как отвечает нам природа?
Мы сегодня хорошо потрудились и теперь я предлагаю вам оценить себя и своих товарищей для этого на оценочном вы ставите баллы от 1 до 3
Ребята, открываем дневники, записываем домашнее задание на четверг 17 ноября 3 урок стр.39-42 чит. на конт. карту нанести полезные ископаемые.
Ребята, спасибо вам за урок, я желаю вам хорошего дня и чудесного настроения!
Выполняют движения по видео.
Слушают учителя.
Полезные ископаемые – это природные богатства, которые люди добывают из глубин земли или с её поверхности и используют в народном хозяйстве.
Рудные и нерудные.
Железная руда, медная руда, бокситы, полиметаллические руды
рассматривают таблицу. Делают вывод.
Рассматривают полезные ископаемые. Делают вывод. Рассуждают.
Используя материал учебника и образцы заполняют таблицу.
Выполняют движения по видео
Делятся на группы.
Разгадывают кроссворд.
Песок, глина, фосфориты, асбест, известняк и др.
Употребляем в пищу.
Месторождение
Песок, глина, известняк, руда, мел, асбест и др.
Рассуждают.
Записывают д/з.
По горизонтали.
1.Очень прочен и упруг,
Строителям надежный друг.
Дома, ступени, постаменты
Красивы станут и заметны.
2. Этот мастер белый-белый
В школе не лежит без дела.
Пробегает по доске — Оставляет белый след.
Потолок наш тоже белый,
Ведь и он побелен …
3. Он очень нужен детворе.
Он на дорожке во дворе,
Он и на стройке, и на пляже,
И он в стекле расплавлен даже.
По трубе течет
Пироги печет.
5. Без нее не побежит,
Ни такси, ни мотоцикл,
Не поднимется ракета
Отгадайте, что же это?
6. Не зря она варилась в доменной печи.
На славу получились ножницы, ключи…
По вертикали:
Если встретишь на дороге,
То увязнут сильно ноги.
А сделать миску или вазу,
Она понадобится сразу.
7. Покрывают им дороги,
Улицы в селениях.
А еще он есть в цементе.
Сам он — удобрение.
8. Росли на болоте растения,
Стали топливом и удобрением.
9. Он чёрный, блестящий,
Людям помощник настоящий.
Он несёт в дома тепло,
От него в домах светло,
Помогает плавить стали,
Делать краски и эмали.