Конспект урока на тему полезные привычки

Конспект урока на тему полезные привычки thumbnail

Тема:«Полезные и вредные привычки»
Цели: 
Пропаганда здорового образа жизни, формирование представлений о полезных и вредных привычках. 
Задачи:
1. Продолжить формирование и закрепить представления о полезных и вредных привычках;

2. Создать условия для развития таких аналитических способностей учащихся, как умение анализировать, сопоставлять, сравнивать, обобщать, делать выводы;

3. Способствовать развитию культуры взаимоотношений при работе в парах, группах, коллективе.

Ход занятия:

1.Организационный момент.Вступительная беседа.
Здравствуйте, ребята!
Сегодня мы с вами поговорим о привычках и их влиянии на здоровье.
Как вы думаете, что такое привычки?
Приведите пример привычек.
Привычки — это то, что мы совершаем, почти не задумываясь, действуя как бы автоматически. 
Как формируются привычки?
Чтобы сформировалась привычка необходимо повторить какое-то действие многократно изо дня в день.
У человека бывает много разных привычек.
Какие бывают привычки? 
Привычки бывают полезные и вредные.
Приведите примеры полезных привычек (дети приводят примеры).
Полезные привычки: умываться, чистить зубы, делать зарядку, заправлять постель, соблюдать режим дня, класть вещи на место, не опаздывать и многие другие полезные привычки. Они помогают сохранить здоровье, стать более сильным и красивым, удобно и комфортно организовать жизнь, экономить время, делают человека более свободным. 
Но существуют, к сожалению, и вредные привычки. Назовите их.
Что вредно для здоровья человека? В чем состоит вред?
Вредные привычки плохо влияют на организм человека, если они появились у человека отказаться от них, порой бывает не просто. Они наносят вред здоровью человека, вызывают зависимость и приводят к тяжелым заболеваниям, а иногда и к смерти. 
Запомните, что делать нельзя! Прогуливать занятия в школе, грубить старшим и не уважать, их много сидеть у телевизора или за компьютером, есть чересчур много сладкого, грызть ногти, гулять в неположенных местах, где есть опасность для жизни, пробовать незнакомые вещества…….

2.Основная часть.

1.Тест «Сможешь ли ты устоять?»

Сможете ли вы дать отпор этим вредным привычкам или не устоите перед их натиском? Сейчас мы проведем тест, который поможет вам оценить свои силы.

Перед вами лежат листки бумаги. Вам нужно будет ответить на 10 вопросов. Напишите числа от 1 до 10 сверху вниз. Я буду задавать вам вопросы. На каждый вопрос нужно дать ответ «да» или «нет». Отвечать нужно честно, иначе вы ничего о себе не узнаете:

Дети пишут напротив каждого пункта «да» или «нет».

1. Любишь ли ты смотреть телевизор?

2. Хотелось ли тебе играть в компьютерные игры больше трех часов ежедневно?

3. Хотелось ли тебе попробовать закурить?

4. Можешь ли ты весь выходной просидеть перед телевизором, оставив все свои дела?

5. Пробовал ли ты алкогольные напитки?

6. Любишь ли ты уроки физкультуры?

7. Если друзья предложат тебе сбежать с уроков, согласишься ли ты?

8. Умеешь ли ты не повторять своих ошибок?

9. Если бы тебе прямо на улице незнакомый предложил коробку конфет, взял бы ты ее?

10. Друзья зовут тебя в игровые автоматы, а ты еще не сделал уроки. Сможешь отказаться?

Теперь подсчитайте, сколько раз вы ответили на вопросы «да», и запишите полученное число.

Вы сказали «да» не больше 3 раз – вот ваш результат:

Вы умеете управлять своими желаниями. У вас сильная воля и крепкий характер. Вы умеете отказаться от удовольствия, если это может принести вред, помешать вашим планам, вашим отношениям с родителями, учителями.

Вы сказали «да» от 4 до 8 раз – ваш результат похуже.

Вам не всегда удается управлять своими желаниями. Не хватает силы воли. Из-за этого можно попасть в зависимость от вредной привычки.

Вы сказали «да» от 9 до 10 раз – тут уже пора задуматься.

Вам очень трудно справиться со своими желаниями. Вас неудержимо тянет к сиюминутным удовольствиям. Вам нужно оценить свои действия. Вам нужно научиться говорить себе «нет».

Этот тест нельзя назвать серьезным и научным, но он может показать, кому нужно работать над своим характером, укреплять свою волю, учиться самостоятельности.

Иначе легко можно стать жертвой вредных привычек.

Ребята ,а чтобы быть здоровыми, что в первую очередь нужно делать? Правильно, соблюдать режим дня и правильно питаться и сейчас мы это проверим.

2. “Загадки о режиме дня”
1. Стать здоровым ты решил, значит, соблюдай… (ответ: режим);
2. Утром в семь звенит настырно наш веселый друг… (ответ: будильник);
3. На зарядку встала вся наша дружная… (ответ: семья);
4. Режим, конечно, не нарушу – я моюсь под холодным… (ответ: душем);
5. После душа и зарядки ждет меня горячий… (ответ: завтрак);
6. Всегда я мою руки с мылом, не надо звать к нам… (ответ: Мойдодыра);
7. После обеда можно сладко поспать, а можно и во дворе… (ответ: поиграть);
8. После ужина веселье – в руки мы берем гантели, спортом занимаемся, друг другу… (ответ: улыбаемся);
9. Смотрит к нам в окно луна, значит, спать давно… (ответ: пора).

3. Игра “Совершенно верно!”
Цель игры: развивать, логику, внимание, память. Воспитатель зачитывает четверостишия о продуктах. Если в них говорится о полезных вещах, дети все вместе говорят: “Правильно, правильно, совершенно верно!” А если о том, что для здоровья вредно, дети молчат.
1. Ешь побольше апельсинов, пей морковный вкусный сок,
И тогда ты точно будешь очень строен и высок.
2. Если хочешь стройным быть, надо сладкое любить.
Ешь конфеты, жуй ирис, строен стань как кипарис.
3. Чтобы правильно питаться, вы запомните совет:
Ешьте фрукты, кашу с маслом, рыбу мед и винегрет.
4. Нет полезнее продуктов – вкусных овощей и фруктов.
И Сереже и Ирине всем полезны витамины.
5. Наша Люба булки ела и ужасно растолстела.
Хочет в гости к нам прийти, да в дверь не может проползти.
6. Если хочешь быть здоровым, правильно питайся,
Ешь побольше витаминов, с болезнями не знайся. 

Соблюдения режима дня, правильное питание – это полезные или вредные привычки?

Сейчас мы с вами немножко отдохнем.
4. Физ. минутка –  «Быстро встаньте…»
Быстро встаньте, улыбнитесь,
Выше, выше подтянитесь.
Ну-ка, плечи распрямите,
Поднимите, опустите,
Влево, вправо повернулись,
Рук коленями коснулись.
Сели, встали, сели, встали
И на месте побежали.

Что еще нужно делать для того, чтобы быть здоровыми? Конечно же заниматься спортом. И так – викторина.

5.«Кто спортом занимается, с болезнями не знается» мини-викторина.
Чтоб здоровым быть сполна
Физкультура всем нужна.
Для начала по порядку –
Утром сделаем …зарядку!

Чтоб успешно развиваться
Нужно спортом заниматься
От занятий физкультурой
Будет стройная ….

фигура

Нам полезно без сомненья
Все, что связано с движеньем.
Разовьем мускулатуру
Все займемся …

физкультурой

Чтоб здоровье сохранит.
Ловким, гибким, сильным быть.
Мы всегда, везде, экспромтом.
Будем заниматься … 

спортом

Молодцы, ребята!
Чтоб здоровым, крепким быть,
Надо развиваться.
И для тела и души
Спортом заниматься.
6.Игра 
А сейчас мы поиграем. Вы послушаете стихи и, если в тексте говорится о полезной привычке, то показываете зеленый кружок, если о вредной – красный.
-Ты, дедушка, прожил
На свете сто лет!
Скажи нам, пожалуйста,
В чём тут секрет?
-Тут нету секрета, –
Ответил нам дед, – Я слушался взрослых
До старости лет!
– Кто ногтей не чистит
И не подстригает,
Тот своих знакомых
Здорово пугает. 
Ведь с ногтями грязными,
Длинными и острыми
Могут очень просто вас
Перепутать с монстрами. 
– Кто разбил большую вазу?
Я признался, но не сразу.
Пусть подумают немножко,
Пусть на кошку поглядят:
Может быть, разбила кошка?
Может, я не виноват?
– У самого печального 
На свете крокодила 
– Ужасная зубная боль 
Никак не проходила. 
Могу сказать вам почему, 
Но только по секрету: 
Любил конфеты крокодил, 
Все дело только в этом!
– Доброта нужна всем людям,
Пусть побольше добрых будет.
Говорят не зря при встрече
«Добрый день» и «Добрый вечер».
– Неземная красота,
Выньте палец изо рта!
Девочки и мальчики,
Не сосите пальчики.
Дорогие детки,
Пальцы – не конфетки. 

– Отправляла мама – квочка
В школу милого сыночка.
Говорила: — Не дразнись!
Не дерись! Не петушись!
Поспеши, тебе пора!
НУ, ни пуха ни пера!
Через час, едва живой,
Петушок идёт домой.

– Кто сказал, что мы подрались?
Мы не дрались, а боролись.
Правда, мы чуть-чуть кусались,
И щипались, и кололись.
Правда, мы друг друга мяли,
И бодались, и лягались.
Нас, конечно, разнимали.
Мы, конечно, упирались.

– Кто приехал в гости к нам?
К нам приехал ТАРАРАМ.

Как приехал, сразу, сразу
Начались его проказы.
Книжки все поразбросал,
Стенки все разрисовал,
Стул забросил на окошко,
В холодильник сунул кошку,
Спрятал бабушкины тапки,
В суп, для вкуса, сунул тряпки,
Ну, а в комнате, в углу Дырку просверлил в полу. 

– Ковыряется Таня даже в сметане!
Что она ищет – известно лишь Тане.
Палец макая, капризная Таня,
Наверное, ищет корову в сметане! 
– Не стой в стороне равнодушно,
Когда, у кого – то беда.
Рвануться на выручку нужно
В любую минуту, всегда
И если кому -то, кому-то поможет
Твоя доброта и улыбка твоя.

7.Игра «Полезно или вредно» (Воспитатель зачитывает разнообразные привычки, а дети должны ответить вредно это, или полезно)
-соблюдать режим дня,
-прогуливать занятия в школе,

– грубить старшим,
-соблюдать гигиену,
-правильно и регулярно питаться,
-есть много сладкого,

– грызть ногти,
-заниматься спортом,
-делать утреннюю зарядку,
-курить,
-следить за чистотой своей одежды и своего жилища.
8. Практическое задание.(См. приложение.)

А сейчас для вас такое задание: из предложенного списка привычек выбрать привычки полезные и вредные, на один лист наклеить зеленый кружок, подобрать и приклеить полезные привычки, на второй лист-красный кружок и вредные привычки (дети показывают свои работы).
3.Заключительная часть. Итог занятия.
У некоторых из нас есть и хорошие привычки и дурные. Редко встретишь человека, у которого только хорошие полезные привычки. Полезные привычки помогают сохранить здоровье и облегчить нашу жизнь.
Но с вредными привычками надо бороться, а сила воли поможет их победить. Каждый из вас хозяин своей жизни и своего здоровья. Самое главное, чтобы вы сегодня сказали:- нет вредным привычкам!

Я хочу пожелать вам, чтобы вы были здоровыми, веселыми, красивыми.
На прощанье мой наказ:


Чтобы вырасти здоровым, энергичным и толковым,
Чтоб прогнать усталость, лень,
Ешьте витамины каждый день!
Рано утром не ленитесь, на зарядку становитесь!
Помогают нам всегда – солнце, воздух и вода!
Крепла, чтоб мускулатура, занимайтесь физкультурой!
До свиданья, детвора! Всем привет! Физкульт-ура!

Большое спасибо всем! Мне очень понравилось с вами работать!Приложение.
– Чистить зубы 
– Прогуливать занятия в школе
– Заправлять постель
– Есть чересчур много сладкого
– Заниматься спортом
– Пробовать неизвестные вещества
– Быть вежливым
– Принимать алкоголь или наркотики
– Быть аккуратным
– Курить
– Мыть руки перед едой
– Грубить старшим и не уважать их
– Быть трудолюбивым
– Много сидеть у компьютера и телевизора
– Гулять в неположенных местах, где есть опасность для жизни
– Грызть ногти
– Внимательно слушать учителя на уроке

Источник

Конспект открытого занятия

по программ «Если хочешь быть здоров…»

Тема занятия: Привычки и здоровье 

Автор: Соколова Екатерина Сергеевна, педагог-психолог Регионального социопсихологического центра, на базе МБУ сш №41 г.о.Тольятти

Цель: обеспечение знаниями и навыками о безопасности жизнедеятельности и создание условий для гармоничного психосоциального развития детей младшего школьного возраста.

Задачи:

1) выяснить представления участников группы о том, что является полезным и вредным для человека;

2) познакомить учащихся с понятием «вредные привычки» и дать представление о неблагоприятных для человека последствиях;

3) способствовать формированию у детей стремления приобретать полезные привычки и избегать вредных.

Дата проведения: 15.05.2014

Категория: обучающиеся 4 «В» класса. Группа из 25 человек

Время проведения: 1 час

Техническое оборудование: компьютер, проектор, экран.

Материалы для занятия:  бумага формата А4 для рисования; листы ватмана; цветные карандаши, фломастеры, маркеры; раздаточный материал – карточки «Привычки и последствия».

Новые образовательные технологии: Обучение в сотрудничестве (командная, групповая работа), информационно-коммуникационные технологии (презентация, раздаточный материал).

Развитие метапредметных учебных действий (УУД)

        Регулятивные УУД:

Определять и формулировать цель в совместной работе с помощью учителя.

Строить речевое высказывание в устной форме.

        Познавательные УУД:

Находить ответы на вопросы в различных источниках информации (текст, рисунок).

Делать выводы в результате совместной работы в группе.

Установление причинно-следственных связей.

        Коммуникативные УУД:

Позитивно проявлять себя в общении.

Договариваться и приходить к общему решению.

Ход занятия:

  1. Что полезно, а что вредно для человека.

Психолог: Добрый день ребята. Мне сегодня приятно всех вас видеть. Мы продолжаем дальше с Вами общаться в рамках нашей программы «Если хочешь быть здоров…». Тема нашей встречи «Привычки и здоровье» (слайд 1).

«Мы любим многое в нашей жизни: любим своих родных и близких и хотим, чтобы они поменьше в жизни тревожились и огорчались; любим своих друзей, стремимся, как можно больше времени проводить с ними и делать так, чтобы им тоже было интересно общаться с нами. Человек – существо социальное. Социум – это люди, которые нас окружают (слайд 2). Человеку необходимо быть среди людей, уметь общаться, быть интересным собеседником, получать удовольствие от общения с людьми. Мы любим занятия спортом и веселые игры, любим много путешествовать и каждый день узнавать что-то новое, любим успешно решать трудные задачи и получать отличные оценки. Однако существует одно условие, при котором все перечисленное возможно, – это здоровье. Если человек здоров, он всегда будет энергичен и активен, всегда сможет преодолеть трудности на своем пути, им будут гордиться родители, любить и уважать друзья, он сможет достичь в жизни много и стать замечательным специалистом, нужным и полезным людям. На свете есть много того, что помогает сохранить и укрепить здоровье человека, сделать его жизнь интересной, насыщенной, а есть то, что идет во вред здоровью и разрушает его. Знаете ли вы, что полезно, а что вредно для здоровья человека?»

Задание группе.

Дети делятся на группы. В группах им нужно нарисовать то, что, по мнению каждого, полезно или вредно для здоровья человека.

После выполнения рисунков участниками группы целесообразно провести их обсуждение в группе и обобщить материал, выписав основные полезные и вредные для здоровья человека вещи на доске или листе ватмана (путем последовательного опроса учащихся).

Потом группы сравнивают свои материалы с материалом психолога (слайд 3).

Полезно для человека:

– соблюдать режим дня;

– соблюдать гигиену;

– правильно и регулярно питаться;

– заниматься спортом;

– вовремя и самостоятельно делать уроки;

– обязательно бывать на свежем воздухе;

– делать утреннюю зарядку;

– следить за чистотой своей одежды и своего жилища;

– слушаться родителей и близких людей;

– закаляться;

– посещать кружки;

– читать книги;

– уметь вести себя в коллективе.

Вредно для человека:

– прогуливать занятия в школе;

– грубить и не уважать старших;

– сидеть много у телевизора или за компьютером;

– гулять в неположенных местах, где есть опасность для жизни;

– пробовать незнакомые вещества;

– есть чересчур много сладкого;

– грызть ногти;

– курить;

– драться.

2. Что такое привычки.

Психолог: «Многие считают: если человек еще в детстве привыкнет делать что-то, он будет эта делать постоянно и во многом предопределит свою жизнь. Недаром есть такая пословица: «Посеешь привычку – пожнешь характер, посеешь характер – пожнешь судьбу». Давайте разберемся, что такое привычки и как они формируются» (слайд 4).

Информация психолога сводиться к следующему. Привычка – это то, что мы совершаем, почти не задумываясь, действуя как бы автоматически. Например, привычка одеваться, или чистить зубы, или заправлять свою постель.

Чтобы сформировалась привычка, необходимо повторять какое-то действие многократно, изо дня в день, и тогда человек начнет его выполнять не задумываясь. Проиллюстрировать процесс формирования привычки нам поможет игра «Привычка».

Игра «Привычка».

Учащиеся встают в круг и, если команда ведущего начинается со слова «Прошу», выполняют различные действия («Прошу присесть», «Прошу повернуться», «Прошу  поднять руку» и т. п.). Таких команд должно быть достаточно много, чтобы участники группы привыкли выполнять их.

В определенный момент, ведущий перед командой, не произносит слово «Прошу», и тогда группа не должна выполнять его указание.

После проведения игры проводиться ее обсуждение о том, что, привыкнув выполнять команды, многие не сразу смогли переключиться и выполнили команду тогда, когда не должны были ее выполнять. По такому же принципу формируются у нас и привычки: стоит только начать многократно повторять то или иное действие, как оно закрепляется в сознании в виде привычки.

  1. Полезные и вредные привычки.

Психолог: «Как правило, у человека бывает много различных привычек (слайд 5). Привычки могут приносить человеку пользу, например, помогают удобно и комфортно организовывать свою жизнь или сохраняют его здоровье, поэтому их называют полезными.  Человек может улучшить свое здоровье, стать более сильным, красивым, если будет стремиться к тому, что полезно.

Но бывают и такие привычки, которые наносят вред здоровью людей, – это вредные привычки. Если они появились у человека, отказаться от них бывает порой очень непросто. Таких привычек бывает так же много».

Учащиеся разбиваются на 4 подгруппы. Каждой подгруппе раздаются карточки, на которых написаны вредные и полезные привычки и их последствия(см. Приложение № 1).

Привычки (слайд 6-13):

– мальчик чистит зубы;

– мальчик не хочет мыться и умываться;

– группа ребят делает зарядку;

– девочка и ее отец убираются в квартире и чистят свою одежду;

– ученик грызет ногти на уроке;

– ученик опаздывает на урок;

– группа ребят курит;

– двое взрослых выпивают.

Последствия:

– здоровая красивая улыбка;

– с грязным подростком никто не хочет общаться;

– на спортивных состязаниях ребята легко и свободно преодолевают дистанцию;

– членам семьи приятно находиться в чисто убранной комнате;

– врач лечит мальчику воспаленные пальцы;

– мама ругает сына, увидев двойку в дневнике;

– на соревнованиях ребята, задыхаясь, с трудом прибежали к финишу;

– алкоголик дремлет на лавке под дождем.

Задание подгруппам.

К каждой карточке, на которой написана привычка, нужно подобрать карточку с последствием этой привычки. Необходимо подготовить ответ с объяснением последствий, к которым приводит та или иная привычка. Форма ответа должна быть следующей: «Если,.., то…»

Например, «Если будешь каждый день чистить зубы, то они будут крепкими и красивыми, не надо будет лечить их у зубного врача».

После выполнения участниками подгрупп задания психолог вызывает для ответа представителей из каждой подгруппы и следит за соблюдением формы ответа, содержащего оборот «Если…, то…».

4. Основной вывод занятия (слайд 14).

Кроме множества полезных, укрепляющих здоровье человека и помогающих ему жить привычек, есть те, которые мы считаем вредными, так как они приносят вред организму и нарушают правильный ритм жизни. Одними из таких привычек является курение и употребление алкогольных напитков.

Информационно-методическое обеспечение:

  1. Крюкова, С.В. Слободяник, Н.П. Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвалюсь, и радуюсь [Текст]/: Программы эмоционального развития детей дошкольного и младшего школьного возраста: Практическое пособие/ С.В. Крюкова, Н.П. Слободяник. – М: Генезис, 2002.
  2. Фопель К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения: Практическое пособие / Пер. с нем.; В 4-х томах. Т. 1. – М.: Генезис, 2000.
  3. Чижова И.Н. За здоровый образ жизни. Дополнительная образовательная программа 1-4 класс. – Ярославль, 2007 г.
  4. https://yandex.ru/images/
  5. https://www.grandars.ru/college/medicina/vrednye-privychki.html
  6. https://grozny48.ru/attachments/article/157/

Приложение № 1

Привычки:

– мальчик чистит зубы;

– мальчик не хочет мыться и умываться;

– группа ребят делает зарядку;

– девочка и ее отец убираются в квартире и чистят свою одежду;

– ученик грызет ногти на уроке;

– ученик опаздывает на урок;

– группа ребят курит;

– двое взрослых выпивают.

Последствия

– здоровая красивая улыбка;

– с грязным подростком никто не хочет общаться;

– на спортивных состязаниях ребята легко и свободно преодолевают дистанцию;

– членам семьи приятно находиться в чисто убранной комнате;

– врач лечит мальчику воспаленные пальцы;

– мама ругает сына, увидев двойку в дневнике;

– на соревнованиях ребята, задыхаясь, с трудом прибежали к финишу;

– алкоголик дремлет на лавке под дождем.

Источник