Конспект урока 8 класс полезные ископаемые оренбургской области

Конспект урока по географии для 8 класса
Разработала: Матвеева Д.В.
Тема урока: минеральные ресурсы России.
Тип урока: комбинированный
Цель урока: раскрыть основные закономерности размещения МР, выделить главные районы их концентрации в России, выявить проблему исчерпаемости МР.
Задачи урока
Образовательные: сформировать понятия «полезные ископаемые», «месторождение», «бассейн»; конкретизировать представление учащихся о важнейших районах размещения месторождений полезных ископаемых; сформировать умение устанавливать связи между тектоническим строением, рельефом и полезными ископаемыми; способствовать пониманию необходимости рационального использования минеральных ресурсов и охраны земных недр.
Развивающие: развивать творческое мышление учащихся, прививать умения исследовательской деятельности – умение самостоятельно раскрывать смысл вещей и явлений, делать определенные выводы, работать группами;
Воспитательные: воспитание патриотического отношения к своей Родине, экологической культуры, бережного отношения к окружающей среде.
Метод: объяснительно-иллюстративный, проблемно-поисковый.
Форма обучения: фронтальная, индивидуальная.
Формы контроля: устный опрос, письменный опрос
Оборудование: физическая и тектоническая карты России, учебник: В.П. Дронов, И.И. Баринова, В.Я Ром, А.А. Лобжанидзе География России. В 2 кн. Кн.1: Природа, население, хозяйство. 8 кл. – М.: Дрофа, 2006, атлас 8 кл. – М.: Дрофа, тетради, мультимедийный проектор, компьютер, презентация.
Ход урока
Организационный момент.
Повторение.
Географический диктант. Проводится с целью проверки знания номенклатуры географических объектов. Учитель выводит на экран слайды 10 объектов рельефа одновременно показывает их на физической карте учащиеся должны написать их географические названия
Оцените самостоятельно работу. Критерий оценок: 10 правильных ответов – «5»; 8-9 правильных ответов –«4»; 6-7 правильных ответов –«3»; менее 6 правильных ответов – к сожалению, вы плохо знаете тему.
Индивидуальный опрос:
1) Особенности различных форм рельефа (ученик анализирует схему «Формы рельефа» и приводит примеры, пользуясь физической картой России).
2) Размещение гор и равнин на территории страны (ответ ученика должен опираться на знания физической картины России).
3) Зависимость рельефа от строения земной коры, объяснение выявленных закономерностей (ученик должен установить причинно-следственные связи между рельефом и тектоническим строением).
4) Влияние рельефа на другие компоненты природы, жизнь и хозяйственную деятельность человека.
3. Изучение нового материала
Сегодня на уроке мы изучим виды полезных ископаемых, особенности их образования и размещения.
Познакомимся с основными месторождениями полезных ископаемых нашей страны. Нам предстоит выявить пути рационального использования полезных ископаемых, а также экологические проблемы, связанные с их добычей.
Полезные ископаемые – минеральные образования земной коры, которые человек использует или будет использовать в народном хозяйстве.
(Далее объяснение идет с опорой на схему. Учитель чертит схему на доске, а учащиеся – в тетрадях. Походу объяснения на экран выводятся слайды образцов полезных ископаемых)
По составу и особенностям использования различают полезные ископаемые:
I. Горючие, или топливные, – уголь, торф, нефть, природный газ, горючие сланцы.
II. Металлические – руды черных, цветных, редких, благородных и радиоактивных металлов.
III.Неметаллические – строительные материалы (песок, глина, мел и т. д.), химическое сырье (сера, апатит, соли и т. д.), драгоценные и поделочные камни (алмаз, рубин, яшма и т. д.) и др.
Месторождение – это скопление полезных ископаемых.
Бассейн – это группа близко расположенных месторождений одного и того же полезного ископаемого.
Учащиеся уже знают из курса географии материков и океанов о размещении полезных ископаемых магматического и осадочного происхождения. Поэтому возможна организация их активной познавательной деятельности. Учитель предлагает учащимся следующие вопросы и задания:
1) По карте определите, какими полезными ископаемыми богата территория нашей страны.
2) Как распределяются полезные ископаемые? Какие из них встречаются на платформах, а какие в складчатых областях?
3) Определите основные месторождения угля и нефти.
4) Определите размещение месторождений железных руд.
5) Как можно объяснить присутствие на Русской платформе месторождений железных руд Курской магнитной аномалии?
6) К каким структурам приурочены месторождения полиметаллических руд?
7) Почему месторождения руд приурочены к горным массивам?
8) Какими полезными ископаемыми богата территория нашей области?
Обобщив ответы учащихся, учитель целенаправленно подводит их к правильным выводам.
Для платформ наиболее характерны ископаемые осадочного происхождения (преимущественно нерудные). Это газ, нефть, уголь, горючие сланцы и т. д. Но существование КМА подтверждает наличие рудных месторождений. Такие рудные месторождения приурочены к щитам либо к тем частям плит, где мощность осадочного чехла невелика и кристаллический фундамент подходит близко к поверхности. Примером таких месторождений могут быть железные руды Алданского щита, никелевые и железные руды Кольского полуострова. В складчатых областях обычно находятся месторождения рудных ископаемых. Это связано с их происхождением. Магма и горючие магматические растворы, из которых образовались руды, поднимались из недр Земли по разломам, трещинам, пустотам и застывали, образуя месторождения (этот процесс изображен в учебнике на рисунке 156, с. 43).
Учитель. Сейчас мы познакомимся с помощью карты с основными месторождениями полезных ископаемых нашей страны. (Работа с картой).
Железные руды – Курская магнитная аномалия (КМА), Кольский полуостров, Алданский щит, Ангарские месторождения.
Никелевые руды – Кольский полуостров, район Норильска.
Медные руды – Урал, Забайкалье.
Полиметаллические руды (свинец, цинк) – Алтай, Северный Кавказ, Приморский край.
Алюминиевые руды – Северный Урал, Красноярский край, Архангельская область.
Апатиты – Кольский полуостров. Калийные соли — Предуралье (Соликамское, Березинское месторождения).
Поваренная соль – Поволжье (озеро Баскунчак).
Нефть – Западная Сибирь, Волго-Уральский бассейн, шельф Баренцева моря, о. Сахалин.
Газ – север Западной Сибири.
Каменный уголь – Печорский бассейн, Донецкий, Кузбасский, Тунгусский (1 место по запасам, 3 млрд. тонн), Ленский бассейны.
Бурый уголь – Канско-Ачинский бассейн, Подмосковный.
Алмазы – Якутия, Архангельская область.
Полученные сведения учащиеся заносят в таблицу:
№
Полезные ископаемые
УЗ
на карте
Районы добычи
1
Железные руды
2
Никелевые руды
3
Полиметаллические
4
Медные
5
Алюминиевые
6
Апатиты
7
Калийные соли
8
Поваренная соль
9
Нефть
10
Газ
11
Каменный уголь
12
Бурый уголь
13
Алмазы
14
Золото
Учитель. Наша страна богата полезными ископаемыми и обеспечивает себя всеми видами минеральных ресурсов.
Доля России в мировой добыче полезных ископаемых, в %
Апатиты
55
Железные руды
14
Природный газ
28
Руды цветных металлов
13
Алмазы
26
Нефть
12
Никель
22
Каменный уголь
12
Калийные соли
16
Значительную часть добытых полезных ископаемых Россия продает другим странам. Долгие годы мы гордились тем, что добывали полезных ископаемых больше, чем любая другая страна. Разумно ли мы распоряжались и распоряжаемся сейчас добытыми ресурсами? Добывая все больше и больше полезных ископаемых, человек должен помнить, что этот вид ресурсов является исчерпаемым и невозобновимым. Поэтому необходимо заботиться об экономном расходовании полезных ископаемых. Это достигается несколькими путями. Во- первых, снижением потерь полезных ископаемых при их добыче и переработке, более полным извлечением всех полезных компонентов, содержащихся в руде, комплексным использованием минеральных ресурсов. Во-вторых, улучшением использования полезных ископаемых. В-третьих, поисками новых месторождений.
Экологические проблемы, связанные с добычей полезных ископаемых, разбираются по тексту учебника (с. 47). В процессе выполнения задания учащиеся устанавливают причинно-следственные связи (записать в тетради):
1.Открытая добыча руды – (образование карьеров, отвалов пустой породы, пыль, обрушение и просадка грунта).
2.Водооткачка и водозабор – (иссушение территории, обрушение и просадка грунта
3.Добыча строительных материалов – (образование карьеров)
Закрепление. Самостоятельно назвать:
1.Месторождение золота. (Бодайбо)
2.Соляное озеро в Поволжье. (Баскунчак)
3. Месторождение каменного угля. (Кузбасс)
4. Месторождение железной руды. (КМА)
5. Месторождение газа. (Уренгой)
6.Остров-нефтяное месторождение. (Сахалин)
7.Полуостров апатитов. (Кольский)
Оцените самостоятельно работу. Критерий оценок: 7 правильных ответов – «5»; 6 правильных ответов –«4»; 4-5 правильных ответов –«3»; менее 4 правильных ответов – к сожалению, вы плохо знаете тему.
Для тех, кто хочет знать больше.
Растения помогают геологам
Геологи давно заметили, что при залегании какой-либо руды в глубинах земли в поверхностных слоях почвы содержится повышенное количество рудного элемента. Иногда это лишь тысячные доли процента, но и они улавливаются некоторыми растениями. Есть растения, растущие только на почвах, обогащенных определенным химическим элементом. Например, на Алтае многолетнее растение качим
растет на почвах с присутствием меди. Существуют и медистые мхи, благодаря ним, например, в Швеции были открыты три месторождения медной руды. Есть растения, предпочитающие селиться на почвах, обогащенных никелем, кобальтом, оловом.
Геологи при поиске рудных месторождений учитывают и еще одно отношение к ним растений: некоторые «не хотят» расти на почвах с повышенным содержанием того или иного химического элемента, в результате на общем фоне растительного покрова выделяются прогалины, где нет этих растений. Так нередко обнаруживаются залежи бора, хрома. В местах залегания руд кобальта на Кольском полуострове все исследованные растения содержат кобальта в 40-50 раз больше по сравнению с подобными растениями того же вида, растущими на нерудных участках.
При повышенном содержании в почве каких-либо химических элементов, изменяется часто и внешний вид растения. Наблюдения показали, что у растений под влиянием меди может измениться окраска цветков – появляется голубоватый или синий тон. Никель обесцвечивает цветки, марганец придает им красную или возовую окраску.
Геологи должны быть всегда внимательными наблюдателями: измененный внешний облик растения может подсказать многое. Например, иногда наблюдается изменение формы цветков, листьев и стеблей растения и даже некоторые уродства. При повышенном содержании в почве бериллия у молодых сосен вместо обычных образуются метелкообразные ветви. Укорачивание корней и скручивание листьев вызывает высокое содержание в почке алюминия. Цинк способствует развитию карликовых форм и отмиранию кончиков листьев.
Подведение итогов урока.
Домашнее задание: § 7, на к.к. отметить, месторождения полезных ископаемых.
Источник
Конспект урока «Богатства Оренбургского края» 2 класс.
Задачи:
Образовательные:
– дать детям представление о полезных ископаемых, добываемых в нашей области;
– расширить их знания об уникальных природных объектах области (Бузулукский бор, озеро Развал), о пуховязальном промысле, о профессиях восточного Оренбуржья.
– способствовать развитию познавательного интереса дошкольников.
Воспитательные:
– воспитывать чувства патриотизма, гордости за свою малую Родину;
– воспитывать культуру общения детей, умение слушать других, не перебивая и используя вежливые выражения.
Развивающие:
– развивать навыки учебной деятельности;
– способствовать развитию логического мышления, связной речи;
– продолжить обучать умению работы с картой области.
– учить составлять коллективную сюжетную композицию из фигурок, передавая взаимоотношения между ними.
Методы и приёмы: наглядный (рассматривание карты, просмотр слайд-шоу), словесный (беседа, чтение стихов, отгадывание загадок), практический (работа с картой, исследование свойств полезных ископаемых, работа с пухом, составление макета, коллажа).
Виды детской деятельности:
игровая; коммуникативная; продуктивная; познавателно-исследовательская.
Ожидаемые результаты:
– развитие у воспитанников интереса к истории родного края, к миру предметов и вещей;
– умения детей действовать самостоятельно;
– проявление эмоциональной отзывчивости в деятельности и общении со взрослыми и сверстниками;
– воспитание нравственных качеств;
– умение воспитанников решать интеллектуальные и личностные задачи;
– формирование универсальных предпосылок к учебной деятельности;
– расширение и активизация словарного запаса.
Оборудование: коллекция минералов и полезных ископаемых; оренбургские паутинки и палантины; пух оренбургских коз; иллюстрации и фотографии с изображением Бузулукского бора, нефтяной вышки, газоперерабатывающего завода, металлургического завода( п.Светлый), озера Развал; карта Оренбургской области.
ТСО: музыкальный центр, компьютер, мультимедийная техника.
Словарная работа:
активный словарь: бор, шахтёры, металл, газ;
пассивный словарь: нефть, руда, металлурги.
Ход занятия
Рады слышать мы звонок,
Начинается урок!
Интересно нам читать,
Думать, спорить, размышлять!
Нас сегодня ждет дорога,
И узнать нам надо много
-Здравствуйте, сегодня мы отправимся с вами в путешествие по Оренбуржью.
– О, Родина святая,
Какое сердце не дрожит,
Тебя благословляя?
–Наша Родина – Россия. У каждого человека есть свой любимый уголок Земли, любимый край. Чаще всего этим любимым уголком является малая родина – поселок, город и т.п., т.е. то место, где человек родился и вырос, место, с которым связаны приятные впечатления и воспоминания. Для нас это место – наше Оренбуржье. (СЛАЙД)
Сегодня мы отправимся в путешествие по просторам Оренбуржья.
Прежде чем говорить о нашей теме
Вспомним о чем говорили, что знаем о нашем любимом крае?
1.Граница Оренбургской области.
2Протяженность с запада на восток-3700км
3образовалась –(7 декабря 1934года)
4. Главные города вОренбургской области
– Какую цель поставим на нашем занятии?
ЦЕЛЬ:
–Узнать чем богата Оренбургская область?
-Какую продукцию выпускает Оренбургская область?
-создать карту «богатства Оренбургского края».
Работать будем в группе
Напомните правило работы в группе?
Перед вами модель Оренбургской области
Отмечайте условными знаками главные богатства Оренбургской области
1.Думай, слушай, высказывайся.
2. Говори спокойно ясно, только по делу.
3. Уважай мнение других.
4. Записывай идеи.
5.Не спрашивай у учителя, спрашивай у группы.
6. В группе равные возможности успеха.
7. Не бери всю инициативу на себя.
8.Помогай товарищам, если они об этом просят.
7.Точно выполняй возложенную на тебя роль.
9. Не жди подсказки.
10. Успех команды зависит от каждого.
Отправляемся в путешествие
Оренбургская область по природным богатствам занимает видное место в стране. На ее территории разведано свыше 180 месторождений самых разнообразных руд, нефти, газа, минерального сырья. В недрах области найдено более 80 различных полезных ископаемых Изучение геологического строения и освоение ее недр продолжается
Бузулукский бор
Что такое бор?
Что вы можете сказать об обитателях Бузулукского бора?
Как огромный страж стоит Бузулукский бор на границе степей, оберегая их от опаляющего дыхания ветров — суховеев. Тем, кто побывал тут, навсегда запомнятся огромные сосны, устремлённые в небо, земляничные поляны и пляжи у чистой, как слеза, прозрачной реки Боровки.
Но Бузулукский район знаменит не только своим бором. Чем ещё знаменит он?
Правильно, с недавних пор его называют «нефтяной столицей» Оренбуржья, потому что больше пятидесяти лет назад, в 1961 году, здесь было открыто самое богатое в нашей области месторождение нефти. Посмотрите, в этой капсуле находится нефть. Давайте выясним, что же она из себя представляет?
Это жидкость темно-коричневого цвета, маслянистая. Ещё нефть обладает резким запахом, который вреден для здоровья людей.
Ребята, кто знает для чего нам нужна нефть?
Правильно, из неё делают топливо для автомобилей, что очень важно в наше время, поэтому нефть называют «чёрным золотом». А добывают её из — под земли с помощью специальных нефтяных вышек.
Ребята, в природе там, где есть нефть, обычно встречается и другое полезное ископаемое — газ. Скажите, для чего людям нужен газ?
Нефть и газ — главное богатство нашей области. Но вы должны помнить, что они могут быть опасны, так как очень легко загораются и даже взрываются, если поднести к ним огонь. Поэтому обращаться с ними нужно очень осторожно.
Большой ,густой хвойный лес
В бору водится много животных и птиц
Добывают нефть.
Из неё делают бензин, керосин.
Им заправляют автомобили, отапливают дома, на нём готовят пищу.
Отмечаем на своей карте- треугольник и квадрат чёрного цвета
2.Соль-Илецк
Оренбургской области есть огромное озеро Развал. Это достопримечательность г. Соль-Илецка. Оно расположено в самой низкой точке суши на Земле – 400 м. ниже уровня мирового океана.
Свои корни озеро Развал берёт ещё во времена гражданской войны. От разрушенийобразовалась глубокая воронка, глубиной около 10 сажень (маховая или косая). Вода затопила шахту, что и привело к образованию легендарного озера Развал в июне 1919 года.
Вместо воды озеро наполнено крепким соляным раствором. И утонуть там невозможно, даже несмотря на восемнадцатиметровый слой воды. На поверхности волшебного озера можно стоять и ходить, но нырнуть в воду нельзя. Она мгновенно выбросит Вас наружу.
Именно поэтому озеро Развал сравнивают с Мёртвым морем.
Ледяное озеро не даёт жизни ни растительности, ни рыбам. На глубине чуть более четырёх метров, температура воды ниже 0. Но озеро не замерзает даже в лютые морозы.
На сегодняшний день озеро Развал популярно не только среди туристов, но и среди людей, решивших поправить своё здоровье. Озеро обладает лечебными свойствами и помогает при многих кожных болезнях, бронхиальной астме и другие.
Отмечаем на своей карте- круг белого цвета
3.Оренбург. Оренбургский район.
Газ. Освоение, добычу, переработку, транспортировку и поставку газа и газопродуктов потребителям осуществляет «Газпром Добыча Оренбург» – структурное объединение, в состав которого входят подразделения по освоению и добыче газового сырья и газоперерабатывающий комплекс, расположенный в 30 км западнее г. Оренбурга.
Разведение животноводства и производство молочной продукции молоко масло кефир
Отмечаем на своей карте- круг голубого цвета
ФИЗМИНУТКА
(танец на полянке)
Оренбуржье – край удивительного разнообразия природных условий. Какими только дарами не наградила природа эту область – обширные и тучные пастбища, без конца волнующиеся ковылем степи, густые леса, из края в край переполненные разными породами зверей и птиц; красавицы реки, целебные источники и озера.
4.История оренбургского пухового платка СИМВОЛ ОРЕНБУРЖЬЯ–
В одну из суровых Оренбургских зим, почти 200 лет назад Алена Денисовна Рычкова связала первый Оренбургский платок. Народный промысел превратился в удивительное искусство. Вязать ажурные платки выучились многие Оренбургские мастерицы. Долгими зимними вечерами пуховницы садились за спицы и начинали творить это замечательное чудо, согревающее душу, не только пухом, но и своей неповторимой красотой.
Дети рассмотрите платки, какие они красивые. Поделитесь впечатлениями. По преданию, оренбургский платок такой тонкой вязки, что через него легкопроходит обручальное кольцо. Проверим ? (показываю ребятам)
Приезжающие из разных концов земли хотят купить в подарок паутинки и Оренбургские пуховые платки. Во многих селениях Оренбуржья, чуть ли не в каждом сельском доме вяжут платки. Секреты мастерства передаются от матери к дочери, от бабушки к внучке.
Обратите внимание на ажурные паутинки. (показываю паутинки) У каждой из них свой неповторимый, особый рисунок. У пуховниц в основе готовые узоры издавна из рук в руки передаются, многим они знакомы. Это- «снежинки» ,соты ,глухотинки , кошачьи лапки , и другие. А новые узоры им природа подсказывает. Например, прилипнет к одежде снежинка мохнатенькая в лучиках вся, так и хочется ее связать или мороз подсказывает новый узор: нарисует на стеклах окон, только срисовывай, фантазируй, да вяжи: тут и елочки и веерочки и трилистники, и многое другое.
Местом зарождения пуховязального промысла является село Жёлтое Саракташского района Оренбургской области
Саракташский район
Отмечаем на своей карте- круг розового цвета
5. Продолжит путешествие дорога к городу Орску
-Чем богат г.Орск?
Богаты земные кладовые Оренбуржья они хранят в себе железные, медные и никелевые руды, нефть, газ, серу, каменную соль, знаменитую Орскую яшму, строительные материалы: глину, песок, мел, известняк, гранит, гипс, мрамор. Более 60 видов полезных ископаемых найдено в нашей области. Это настоящая подземная кладовая!
В советское время с 1930-х годов о яшме вспомнили вновь. Из нее изготовляли яшмовую плитку, чернильницы, пепельницы, брошки, различные сувениры и украшения. До Великой Отечественной войны на горе Полковник добывали до 300 тонн яшмы в год. Затем масштабы производства снизились.
Изделия из орской яшмы горы Полковник можно увидеть в крупнейших музеях, в том числе в Лувре, Эрмитаже, Русском музее, музее ювелирного и камнерезного искусства Екатеринбурга. Особого мастерства в прежние времена требовало изготовление из монолитного камня огромных яшмовых ваз.
На горе Полковник бывал знаменитый советский минералог А.Е. Ферсман. О яшме он писал: «Я не знаю другого минерального вида, который был бы более разнообразен по своей окраске, чем яшма: все тона, за исключением чисто синего, нам известны в яшме, и переплетаются они иногда в сказочную картину».
До недавнего времени добычу на этом богатом месторождении остановили, признав невыгодной. Однако, в 2011 году администрация города Орска выдала лицензию на проведение работ по добыче полезных ископаемых одной из частных фирм. Возможно, что уже в наше время яшма вернет свое заслуженное место в ряду драгоценных камней. В рамках этого маршрута выходного дня можно посетить еще одну известную природную достопримечательность Оренбургской области — Губерлинские горы. Они находятся всего в 30-40 километрах от Орска
Производство Холодильников
Отмечаем на своей карте- круг красного цвета
6. Г.Новотроицк. Мясокомбинат и птицефабрика
Знаменитые сосиски «Малышок» и колбасы производит Новотроицкий мясокомбинат
Отмечаем на своей карте- круг зелёного цвета
7. Домбаровской район Основным хозяйственным занятием далеких предков было скотоводство
Отмечаем на своей карте- квадрат красного цвета
8. Светлинский район — самый безлесый в области, леса занимают около 0,03 % площади района. Сенокосы и пастбища занимают около 38 % территории района Залежи Никелевых руд
. Выращивание зерновых культур. Процветают животноводство и скотоводство
Работает Элеватор «Рудный клад»,
Основной (по коду ОКВЭД ред.2): 52.10.3 – Хранение и складирование зерна
Дополнительные виды деятельности по ОКВЭД 2:
49.41.2
Перевозка грузов неспециализированными автотранспортными средствами
Отмечаем на своей карте- круг жёлтого цвета
Викторина
1 группа
1) Как называется область, в которой мы живём? (Оренбургская)
2) Какой город является областным центром? (Оренбург)
3) Сколько лет исполнилось Оренбургской области? .)
4) В каком районе мы живём? ___________________)
5) Как называется наш посёлок? (_________________)
6) Наша Оренбургская область расположена на Южном Урале. Её соседями
являются Челябинская, Самарская области, Казахстан,
Татарстан, Башкортостан
. 7) Посёлок богат____________________
2 группа
1.Символ Оренбуржья_____________________
2.Наш край славится__________________
3.У нас есть _нефть и _____________________
4.В Соль-Илецке есть _______________ озёра
5.Узнали, что в г.Орске есть полезное ископаемое________
Из него делают шкатулки, сувениры.
6.В нашем посёлке есть элеватор «Рудный клад»,где пекут____________, __________и делают макароны.
РЕФЛЕКСИЯ
_Цель достигнута?
Узнали чем богата Оренбургская область?
-Какую продукцию выпускает Оренбургская область?
карта «богатства Оренбургского края»- готова.
Каждая группа расскажите, что узнали о Оренбургском крае, какая карта получилась?
Показывают свою карту(группа)
Дом.задание. тетрадь. Модель Оренбургского края. Рассказать своим близким о богатствах Оренбургского края.
Учитель Марченко Ольга Владимировна
Источник