Конспект урока 4 класс полезные ископаемые буровая вышка
Выполнила: Кириллова Настя № школы, класс: 4
.
Предмет: Технология
-личностные: умение работать в группах, сформировать интерес к художественному конструированию. Повторить элементы графической грамоты, правила и технику безопасности работы с ножницами; имеют мотивацию к учебной и творческой деятельности
-предметные: расширить знания учащихся о мозаике; уметь передать цветовую гамму малахита с помощью пластилина.
-метапредметные: возможность проявить собственные конструктивные способности при создании образца; овладение логическим действием анализа; воспитывать бережливость; воспитывать дисциплинированность, умение работать в коллективе.
№
Этапы
Время
Деятельность учителя
Деятельность ученика
УУД
Подготовка к уроку
Перемена до урока
-Ребята достаем свои папки для технологии
Подготовка материала, самоконтроль
Р:Умение настроиться на работу
1
Организационный момент
1
-Здравствуйте ребята!
-Проверим наличие всех необходимых материалов, инструментов. У вас на столе должен лежать пластилин, коробочка или баночка из-под йогурта, стек или нитка, доска для пластилина.
Приветствуют учителя.
Самоконтроль.
Л: действия смыслообразования
2
Формулировка темы и целей урока, актуализация знаний
2
Ребята, давайте вспомним что такое полезные ископаемые? (это то, что добывает человек: нефть, газ, уголь, руды)
На какие группы можно разделить полезные ископаемые? (твердые, жидкие, газообразные)
Друзья, произошла беда! К нам в Шадринск очень часто приезжают выставки с различными камнями, изделиями из камня и многим другим. Но в дороге что-то пошло не так и машина со всеми изделиями затерялась! Ребята, чтобы не срывать выставку, давайте поможем музею и сделаем коллекцию для выставки. А перед тем как мы начнем «спасательную операцию» я предлагаю ответить вам на кое-какие вопросы.
Ребята, а о чем можно сказать: музыкальная, малахитовая, берестяная? (о шкатулке)
Что мы будем изготавливать на уроке? (шкатулку)
А шкатулки наши будут не простые, а специальные, для выставки. И делать мы будем их из малахита.
– формулировка темы урока
-формулировка целей урока
-усвоение новых понятий
-ответы на вопросы в беседе
Р: планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации
К: планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками
3
Объяснение нового материала: анализ образца
3-5
Скажите, а из чего сделана малахитовая шкатулка? (из камня)
Сегодня мы обратимся к миру природы и узнаем, какие чудесные узоры можно увидеть в камне [просмотр видео].
Ребята, посмотрите на доску. Отгадав ребус, вы поймете, какой прием мы будем использовать.
Молодцы, конечно, это мозаика.
Как можно назвать подражание чему-либо? (имитация)
Итак, сегодня мы будем изготавливать имитация малахитовой шкатулки из пластилина с техникой «русской мозаики».
-ответы на поставленные вопросы
-Чтение про себя
Л: установление связи между целью учебной деятельности и ее мотивом
П:Принимать и сохранять учебные задачи, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы.
Р:планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации
Планирование предстоящей деятельности (Педпоказ)
5-7
Анализ образца изделия
Из скольких частей состоит изделие? (из 2: крышки и основной части)
Посмотрите внимательно на образец. Какие материалы вам потребуются для изготовления шкатулки? (пластилин, баночка для основы)
Какого цвета понадобится пластилин? (зеленый цвет разных оттенков, белый, черный)
Давайте повторим правила работы с пластилином.
- Работай на подкладном листе.
- Перед лепкой смочи руки.
- Разомни пластилин.
- Упавший пластилин нужно немедленно поднять.
- После работы протри руки тряпкой или бумагой, затем вымой.
Какой инструмент мы используем при работе с пластилином? (стеку)
Повторим правила работы со стекой.
- Стека должна лежать в правом углу парты.
- Во время работы не подноси стеку близко к глазам, не размахивай ею.
- Держи стеку как ручку.
Объяснение учебной задачи по технологической карте
- В первую очередь мы кладем подкладной лист на парту, достаем из коробочки нужные брусочки пластилина (можно использовать 4 цвета).
- Затем от каждого брусочка стекой отрезаем небольшие кусочки.
- После этого мы раскатываем каждый кусочек, примерно одного размера.
- Когда мы получили из каждого цвета пластинки, мы кладем их друг на друга и плотно сворачиваем в трубочку.
- Разрежьте полученный брусок на тонкие пластинки, имитирующие рисунок малахита, с помощью лески.
- Прикрепите пластинки к стенкам и крышке коробочки, повторяя технику «русской мозаики»
-Работать будем самостоятельно. Но перед работой – отдохнём.
ПОВТОРЕНИЕ ЭТАПОВ
1. Разметка изделий
2. Заготовка деталей
3. Сборка изделия
4. Оформление изделия.
-Участие в обсуждении, вопросы и ответы на вопросы.
Слушают
Краткое формулирование этапов практической работы
Л: участвовать в творческом, созидательном процессе
П: понимать информацию, представленную в изобразительной, схематичной, модельной форме
Р: умение действовать по плану и планировать свою деятельность
4
Физминутка
1-2
-Ребята, чтобы хорошо работать дальше, давайте разомнем наши пальчики, и глазки. Смотрим на экран.
Выполнение упражнений
5
Постановка творческой задачи
1-2
-Итак, ваша задача, сделать птичку.
-Оценивать ваши работы буду по 3 критериям: Аккуратность, правильность выполнения, подборка цветового решения.
Вопросы по заданию
К: допускать возможность различных точек зрения
6
Самостоятельная работа
25-30
Повторение планирования
С чего мы начинаем работу?
Что делаем затем?
После этого?
Далее?
Чем мы закончим работу?
Теперь обратите внимание на доску (Вывешена пословица: «Какие труды, такие и плоды»).
Как вы ее понимаете? (как потрудишься, так и получится изделие)
Молодцы, а теперь самое время повторить правила рабочего человека. Я уверена, что мастера, которые выполняют изделия из камней – соблюдают их.
- Работаем дружно, вместе.
- Каждый на своем рабочем месте, на подкладном листе.
- Работу делай лучше, материалы береги.
- Упавший пластилин немедленно подними.
- Во время работы держи свое рабочее место в порядке.
Ребята, важно помнить, что вы выполняете шкатулки для выставки, сегодня вы должны особо стараться.
-Выполняйте работу, самостоятельно пользуясь инструкционной картой.
-Посмотрите на рисунок, стр. 27. В итоге у нас получится своя выставка с шкатулками.
-подготовка рабочего места к работе
-повторение техники безопасности по работе с инструментами
-самостоятельно изготовить изделие согласно плану (разметка, заготовка, сборка, оформление)
-взаимопомощь
П:преобразованиеучебного материала, действия
Л: установление связи между целью учебной деятельности и ее мотивом
К: договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности
7
Итог урока
1-2
Выставка и анализ работ учащихся.
А сейчас давайте проведем выставку уже готовых изделий. Те, чьи работы готовы, выйдете к доске [оцениваются работы, обговариваются ошибки].
Как называется изделие?
Какие материалы потребовались для изготовления?
Чему вы научились на уроке?
Те, кому урок не понравился, и у кого возникали трудности – 1 раз.
Те, кому урок понравился, и кто почувствовал себя настоящим мастером изделий из камня – хлопните 2 раза в ладоши.
Итак, ребята, все молодцы, все хорошо потрудились.
Вашим домашним заданием будет завершение работы.
Спасибо за урок! Вы можете быть свободны.
-самоанализ
-взаимоанализ
-самооценка
-взаимооценка
-ответы на вопросы для закрепления материала
-анализ урока с точки зрения достижения поставленных целей
К: допускать возможность различных точек зрения
П: устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы
Л: Участие в подведении итогов урока
Р: умение взаимодействовать со взрослыми и со сверстниками в учебной деятельности
8
Домашнее задание
1
– Ребята, дома вам нужно будет сделать шкатулку из других цветов
-Запись домашнего задания в дневник
П: установка причинно следственных связей
9
Уборка рабочих мест
перемена
-Дежурный, проследи за классом, чтоб у каждого ученика было убрано рабочее место.
-уборка рабочих мест
-Самоконтроль
Р: контроль в сотрудничестве с учителем и сверстниками
УМК «Гармония»
Урок по окружающему миру на тему:
Полезные ископаемые. Их добыча.
Цели: сформировать понятие «полезные ископаемые»;
познакомить с разнообразием полезных ископаемых, со способами
их добычи;
познакомить с условными знаками полезных ископаемых;
развивать познавательную активность; умение характеризовать
объекты окружающего мира; экологическое мышление;
воспитывать позитивное эмоционально-ценностное отношение к
окружающему миру
Ход урока.
1.Организационный момент.
Психологический настрой:
Сейчас я начну учиться.
Я радуюсь этому,
Внимание мое растет
Память моя крепка
Голова мыслит ясно
Я хочу учиться,
Я готов к работе
Работаю …
2. Введение в тему урока:
– Из чего построена школа, в которой вы учитесь?
– С помощью чего можно приготовить обед?
– На каком топливе работает двигатель автомобиля?
– Чем выложены дороги?
– Из чего сделаны украшения?
– Где человек взял необходимые ему в быту материалы?
3. Сообщение темы, цели урока. Слайд №1.
– Что же называют полезными ископаемыми?
Все природные богатства, которые люди добывают из глубины земли или
с ее поверхности, – это полезные ископаемые. Они встречаются во всех
районах нашей страны. Скопление полезных ископаемых называют
месторождениями.
Наша страна богата различными полезными ископаемыми. Многие
месторождения уже открыты, другие еще предстоит открыть.
Полезные ископаемые человек использует в народном хозяйстве. Одни
необходимы в строительстве, другие служат топливом, а каменную соль,
например, человек использует для приготовления пищи.
4.Работа по учебнику.
– На какие группы могут делиться полезные ископаемые?
– А чтобы точнее ответить на этот вопрос, давайте прочитаем статью в
учебнике.
Дети читают статью «Что называют полезными ископаемыми» на стр.
88-89 учебника.
– Так на какие группы можно распределить полезные ископаемые?
Слайд №2
– какие полезные ископаемые относятся к твердым?
Слайд №3
– какие полезные ископаемые относятся к жидким?
Слайд №4
– какие полезные ископаемые относятся к газообразным?
Слайд №5
-Давайте рассмотрим рисунок ,(Слад №6 ) на котором изображены слои
полезных ископаемых.
5. Физминутка.
6. Как находят полезные ископаемые?
– Ребята, скажите, а кто же ищет полезные ископаемые?
Слад №7.
– Прочитайте текст о работе геологов на стр. 89-90 учебника.
– Так чем же занимаются геологи? ( разведкой полезных ископаемых)
7. Условные знаки полезных ископаемых.
– Сейчас вы тоже будете геологами, но у вас задача проще. Чтобы
«отыскать» богатые кладовые Земли, нужно знать условные знаки, которыми
обозначают на карте полезные ископаемые.
Слайд №8.
– Найдите на карте то место, где добывают каменный уголь (не
забывайте об условном знаке), золото, природный газ, железные руды,
медные руды, нефть.
8. Как добывают полезные ископаемые.
Слайд №9.
-Какие полезные ископаемые добывают с помощью этих установок?
( песок, глину, нефть, природный газ)
9.Рассказы детей о добыче полезных ископаемых.
– О добыче полезных ископаемых нам расскажут девочки.
– уголь
Основные залежи угля находятся в Сибири. Добывают уголь двумя
способами: в карьерах и шахтах. Так как уголь в основном находится глубоко
под землей, второй способ более распространен. В старину уголь добывали
киркой и лопатой. Сейчас специальные отбойные молотки и комбайны
дробят пласты угля.
– нефть
Для добычи нефти строят буровые вышки и бурят высокие скважины. По
ним нефть сначала сама поднимается из земли, а потом ей приходится
«помогать». Для этого ее выкачивают мощными насосами.
В разные районы страны нефть поступает по нефтепроводам. Это длинные
подземные магистрали из труб. Кроме того, нефть перевозят по железным
дорогам в цистернах и на особых морских судах – нефтеналивных танкерах.
– природный газ
Чтобы добыть природный газ из-под земли, бурят скважины. От
месторождений на тысячи километров проложены газопроводы, по которым
газ поступает в разные районы нашей страны и за границу.
10. Работа в тетради стр. 35, задание №15.
– А сейчас мы с вами вернем полезные ископаемые в шахту,
карьер и скважину. А в этом вам помогут ваши рабочие тетради.
Слайд №10. (проверка)
11.Экологические проблемы. Слайд №11.
– Ребята, человек добывает полезные ископаемые, использует их, а
какие же экологические проблемы возникают
– при разработке месторождений ( нарушаются места обитания растений и
животных);
– при добыче полезных ископаемых (засоряется земля, поверхностные и
грунтовые воды, воздух);
– при транспортировке ( разливается нефть, радиоактивные ископаемые
излучают губительное для всего живого излучение).
Все эти экологические проблемы решают экологи.
12. Итог урока.
– Что называют полезными ископаемыми?
– На какие группы можно разделить полезные ископаемые?
– Найдите в классе условные знаки, которыми обозначают полезные
ископаемые и вставьте их в таблицу.
В классе висят условные знаки:
– нефть
– природный газ
– каменный уголь
– железные руды
– золото
– медные руды
– Какие сооружения делают для добычи твердых полезных
ископаемых? жидких? (карьеры, скважины)
13. Домашнее задание. Узнать, какие полезные ископаемые и как их
добывают в твоем крае. Страница 90 и 92 – ответить на вопросы. Задание
выполняем по выбору.
14. Рефлексия.
Слайд 1
Русская мозаика
Слайд 2
Русская мозаика Мозаика – картинка, сложенная из нескольких маленьких кусочков. В широком смысле мозаикой может быть любое изображение, собранное из элементов . В более узком смысле в декоративном искусстве мозаикой называют картины, панно, напольные композиции и другие виды оформления интерьера и экстерьера из разноцветных кусочков разных материалов. Одними из основных видов материалов для мозаики являются смальта и стекло . Стеклянная мозаика часто используется для витражей в храмах, так как этот вид мозаики обладает стойкостью к жарким температурам и водоотталкивающими свойствами. Также стеклянной мозаикой украшают мебель, камины, фасады зданий, стены и полы. Мозаика из смальты использовалась многие века. После обработки смальта становилась прочной, морозоустойчивой и обладала сохранностью на века. Смальта изнутри кажется светящейся из-за пузырьков, хотя и не прозрачная. Смальта стоит дороже, чем стекло. В древности и в наше время очень красивой считается стеклянная мозаика со вставками из серебра или 24-каратного золота. Ещё мозаика изготавливается из мрамора, различных пород натурального камня – еще с античных времён сохранились каменные мозаики. Камень – прекрасный и прочный материал, который отличается удивительной красотой, способен вносить в мозаику естественные цвета и природную энергетику.
Слайд 4
Мозаичное искусство: от Древней Руси к современной России Появление мозаичного искусства на Руси датируется X в. – как раз после принятия христианства, для украшения первых храмов. Но вначале этот вид искусства встретил неожиданные препятствия из-за дороговизны смальты, которую привозили из-за границы, отчего он стоил чрезвычайно дорого. До нашего времени сохранились работы мастеров того времени в церкви Святой Софии (XI в.), а также в Михайло-Златоверхом монастыре (1113 г.) в Киеве. Развитие технологии изготовления мозаики и украшения храмов остановилось из-за монголо-татарского ига, поэтому мастера теряли квалификацию, и тайны их мастерства были утрачены до XVIII в. Возродил искусство мозаики в России М. В. Ломоносов в начале 1750 года. Но и его начинания оказались полузабытыми спустя несколько десятилетий. Середина XIX века стала важным событием для мозаичных мастеров, так как тогда была организована мастерская Императорской Академии художеств, где начали обучаться первые художники. Для стажировки их отправляли в Италию. Смальты в России были созданы приглашёнными из Ватикана химиками – братьями Бонафеде , которые создали до 17 различных оттенков этого материала. Академия художеств продавала свои изделия не только в России, но также и за рубеж, например в Англию.
Слайд 5
Смальта, изготовленная М. В. Ломоносовым в его лаборатории
Слайд 6
Мозаика из плитняка (русская мозаика) На Урале по мере расширения добычи камня появляется русская каменная мозаика. Камень при этом не шлифуется, и в качестве дополнительного художественного приема используется естественная фактура камня.
Слайд 15
Русская мозаика Техника русской мозаики, где пластинки искусно подбирались по тону, рисунку и цвету и создавалось впечатление монолитного камня с единым узором применялась при работе с малахитом, с яшмой, лазуритом, агатом и другими камнями. Особенность русской мозаики заключается в том, что пластинками из цветного поделочного камня (чаще из малахита) как бы оклеивают основу из дешевого прочного камня. При этом пластинки очень тщательно подбирают по цвету и рисунку, а изделие выглядит так, будто оно выполнено из монолита. Русская мозаика отличается от классической и флорентийской еще и тем, что она выполняется не только на плоском основании, но и на криволинейных поверхностях (сферических, цилиндрических и т.д.).
Слайд 16
В древнем мире малахит был известен только в трех местах: в Египте, близ Самарканда ( хорасанский сорт) и в горах Кирмана . Дахнадж — это арабское название малахита, в Ираке его называют дахнадж фариди , в Нишапуре — фариди , а в Индии — тутийа . В этих местах четкостью своих оттисков славились малахитовые печати; считалось, что амулеты из малахита благодаря заключенным в этом камне силам защищают от опасностей маленьких детей. Слово «малахит» произошло от греческого малакос — мягкий или малахе — мальва. Этот минерал впервые упоминается у Плиния под названием молохиитс . Автор сообщает, что камень «сей непрозрачен, но плотнее и темнее, чем изумруд». По его мнению, свое название минерал ведет от цветка мальвы. Существует еще одна версия, согласно которой малахит получил свое название от греческого слова « малхе », что в переводе означает трава, а красота малахита объясняется тем, что его образование идет при просачивании медьсодержащих растворов через карбонатные толщи путем отложения соединений меди в виде натеков, корочек, сталактитов и сталагмитов.
Слайд 17
Слово «малахит» произошло от греческого малакос — мягкий или малахе — мальва. Этот минерал впервые упоминается у Плиния (древнеримский писатель-эрудит). под названием молохиитс . Автор сообщает, что камень «сей непрозрачен, но плотнее и темнее, чем изумруд». По его мнению, свое название минерал ведет от цветка мальвы. Существует еще одна версия, согласно которой малахит получил свое название от греческого слова « малхе », что в переводе означает трава, а красота малахита объясняется тем, что его образование идет при просачивании медьсодержащих растворов через карбонатные толщи путем отложения соединений меди в виде натеков, корочек, сталактитов и сталагмитов.
Слайд 18
В древнем мире малахит был известен только в трех местах: в Египте, близ Самарканда ( хорасанский сорт) и в горах Кирмана . В этих местах четкостью своих оттисков славились малахитовые печати; считалось, что амулеты из малахита благодаря заключенным в этом камне силам защищают от опасностей маленьких детей. На территории нашей страны его месторождение было открыто на Урале. Кроме малахита в русской мозаике широко используют агат, лазурит, родонит и другие камни с красивым цветом и рисунком. Они находят широкое применение при украшении не только небольших изделий (шкатулок, столешниц, письменных приборов и т.п.), но и для декоративной отделки помещений.
Слайд 19
“Кусочки плотного малахита распиливались на пластинки толщиною в несколько миллиметров, которые набирались на мраморе или металле согласно рисунку камня, с почти незаметными, тщательно подогнанными швами, что давало впечатление цельного камня. Этим способом, изобретенным еще во второй половине XVIII века, русские мастера облицовывали (подобно фанере) огромные столы, чаши, вазы и даже колонны, широко используя для этого малахит, лазурит и изредка яшму. Мы восторгаемся огромными вазами из этих камней в больших залах Эрмитажа, сверкающими столами и колоннами в Зимнем дворце или в Исаакиевском соборе – все эти уникальные мировые художественные предметы сделаны этим способом, из мелких кусочков, а не из монолитов камня”.
Слайд 23
Исаакиевский собор
Слайд 24
Нерукотворный Спас – пробная мозаика М.В.Ломоносова 1753 г.
Слайд 25
Мозаичная карта СССР из поделочных камней размером 5.91 х 4.5 м, площадью 26.6 кв.м – уникальный памятник советского камнерезного декоративно-прикладного искусства конца 30-х гг. 20 века. Это мозаичное панно из 45.000 пластин самоцветов толщиной 6 мм экспонируется в Центральном научно-исследовательском геологоразведочном музее им. акад. Ф.Н.Чернышева, Санкт-Петербург