Конспект урок полезные привычки 3 класс
Тема занятия: ВРЕДНЫЕ ПРИВЫЧКИ
Цель: Дать понять какие привычки у нас бывают полезные, а какие вредные.
Задачи:
Формировать сознательное отношение учащихся к своему здоровью;
Учить активным приёмам ведения здорового образа жизни;
Пропаганда здорового образа жизни;
Воспитание чувства коллективизма, товарищества, взаимовыручки.
Ход занятия.
Ребята, сегодня у нас очень важное занятие. Давайте настроимся на работу. Посмотрите друг на друга, улыбнитесь и подарите друг другу частичку своего тепла. От ваших улыбок стало в классе светлее, добрее. Надеюсь, что наше занятие сегодня принесет нам радость творчества и направит на добрые поступки.
Мы работать сегодня с вами будем в группах. Сейчас каждый из вас возьмет жетончик и посмотрит какого он цвета. У кого в руках красные жетончики-это 1 группа, у кого- синие жетончики- это 2 группа.
Девизом нашего занятия станут слова:
Я умею думать, умею рассуждать,
Что полезно для здоровья буду выбирать.
-О чем пойдет разговор на нашем занятии вы узнаете, если соберете слова.(каждая группа получает конверт, в котором находятся буквы. Из букв составляют слова и читают тему урока.)
– Сегодня разговор у нас пойдет о том, что у нас, у людей, есть хорошие привычки и вредные привычки. Но прежде чем говорить о хороших и вредных привычках, давайте подумаем, что же такое привычка?
Работа с толковым словарем.
( Привычка – неосознанное повторение одного и того же действия)
Я уже сказала, что привычки бывают полезными и вредными. Давайте попробуем в этом разобраться. Поработаем в группах.
(Каждой группе выдаются одинаковые наборы карточек . Первой группе нужно отобрать полезные привычки, а второй – вредные. После выполнения задания карточки обеих команд вывешиваются на магнитную доску в нужный столбик. (Идёт проверка)
Привычки
Полезные | Вредные |
Умываться по утрам Причёсываться Делать зарядку Мыть руки Говорить вежливые слова | Грызть ногти Сосать палец Плеваться Грызть кончик ручки или карандаша Употреблять слова, которые засоряют нашу речь |
-Давайте, объясним, почему привычки в левом столбике являются полезными. ( Они приносят пользу, делают человека культурным, здоровым и опрятным).
– Почему привычки из правого столбика мы называем вредными? ( Они приносят вред здоровью).
– Какой вред они наносят здоровью человека. (Привычки грызть ногти, грызть кончик карандаша, сосать палец – приводят к попаданию в организм болезнетворных бактерий, от которых человек может заболеть; Плеваться это очень некультурно, окружающим людям неприятно наблюдать такую картину, к тому же этим мы загрязняем окружающую среду)
-Какие ещё подобные вредные привычки вы можете назвать? (Ковырять в носу, не умываться, не стричься)
-Молодцы, хорошо справились с этим задание.
А теперь я предлагаю каждой группе подготовить чтение стихотворения о какой-либо из привычек. Вы выбираете в группе человека, который будет читать стихотворение. Задача все детей прослушать стихотворение и сказать, о какой из привычек в нем говориться.
Тротуар ему не нужен,
Расстегнувши воротник,
По канавам и по лужам
Он шагает напрямик.
Он портфель нести не хочет,
По земле его волочит.
Сполз ремень на правый бок,
Из штанины вырван клок.
Мне, признаться, не понятно –
Что он делал? Где он был?
Как на лбу возникли пятна
Фиолетовых чернил?
Почему на брюках глина?
Почему фуражка блином,
И расстегнут воротник?
Кто он, этот ученик?
– Ну, конечно, это неряха! А какие правила необходимо соблюдать в жизни, чтобы люди о вас так не подумали? (Ответы детей.)
В нашем классе с давних пор
Есть такой обычай,
Что порой наш разговор
Просто фантастичен.
– Здравствуй, Бык!
– Здорово, Дятел!
– Добрый день, Медведь-приятель!
Я чихну, мне говорят:
– Будь здоров, Карасик!
В общем, целый зоосад,
В нашем пятом классе.
Наша жизнь чудес полна
В этом ералаше.
Мы забыли имена
Собственные наши.
Вот зовут к доске Петрова,
Мы ни с места, мы ни слова.
Кто Петров и тут ли он?
Думаем: и что же?
Ни фамилий, ни имен
Вспомнить мы не можем.
И выходит не готов
Наш Петров к ответу,
Получил без лишних слов
Двойку он за это.
Всполошились Бык и Дятел,
Загрустил Медведь-приятель.
А Карасик, то есть я,
Сразу догадался:
– Братцы, двойка то ж моя!
Я Петровым звался!
Вот такая ерунда
Вышла ненароком.
Это сказка, шутка? Да.
Шутка, но с намеком.
– Что вы испытываете, когда обзываете товарищей?
– Для чего вы это делаете?
– А пытались ли вы себя разглядывать в зеркале? У вас все идеально?
Григорий Остер даёт нам такие советы. (Выступление подготовленных детей)
Нет приятнее занятия,
Чем в носу поковырять.
Всем ужасно интересно,
Что там спрятано внутри.
А кому смотреть противно,
Тот пускай и не глядит.
Мы же в нос к нему не лезем,
Пусть и он не пристаёт.
Никогда не мойте руки,
Шею, уши и лицо.
Это глупое занятие
Не приводит ни к чему.
Вновь испачкаются руки,
Шея, уши и лицо.
Так зачем же тратить силы,
Время попусту терять.
Стричься тоже бесполезно,
Никакого смысла нет.
К старости сама собою
Облысеет голова.
Ведущий:
Согласны ли вы с советами Григория Остера? (Нет)
Конечно не согласны, ведь эти советы так и называются – вредные советы, чтобы дети задумались и не стали их выполнять.
Такая в общем история.
Жил был этот, как его…
Ну и, значит, и того,
Жило это самое
Со своею мамою.
Был ещё один чудак-
Это вообще, значит, так
И его любимый зять.
Звали зятя, так сказать.
А жену звали, ну….
А соседа звали это ……
И ещё какой-то э-э-э-э…
Жил на верхнем этаже.
И дружили они все..…
Ну и, значит, и вообще!…
– Понятно ли о чем нам рассказывал герой? (Нет)
Так к чему приводит употребление таких слов? (Наша речь становится непонятна окружающим).
– А какие слова наоборот делают нашу речь красивой и понятной? (Вежливые слова)
– Какие вежливые слова вы знаете?
Физминутка.
- – Кто ватагою веселой
Каждый день шагает в школу?
- – Знает кто, что красный цвет
Означает: хода нет.
- – Кто из вас из малышей,
Ходит грязный до ушей?
- – Кто любит маме помогать,
По дому мусор рассыпать?
- – Кто одежду бережёт,
Под кровать её кладёт?
- – Кто ложится рано спать
В ботинках грязных на кровать?
- – Кто из вас не ходит хмурый,
Любит спорт и физкультуру?
- – Кто, из вас идя, домой,
Мяч гонял по мостовой?
- – Кто любит в классе отвечать,
Аплодисменты получать
Стихотворение С.Михалкова “Разве что – то есть на свете…”
В школе медвежьей тревогу забили,
В тайне от всех медвежата курили.
Сразу к урокам пропал интерес,
Слушают плохо – скорее бы в лес.
Память ослабла – не помнят, о чём
В школе сегодня вели разговор.
Да табак плохой им друг – кашель слышится вокруг,
Он мешает им читать и науки постигать.
Папиросы и табак для всего живого – враг!
Для людей и для зверей – нет коварней и вредней.
– Когда человек курит, то табак медленно сгорает и образуется дым. Дым состоит из множества вредных веществ, среди которых 30 – ядовитые, это – никотин, угарный газ и табачные смолы. Никотин отрицательно влияет на работу сердца – оно быстро изнашивается. Угарный газ затрудняет доступ кислорода в организм, а табачные смолы засоряют лёгкие.
Табак – это однолетнее растение семейства паслёновых, в листьях которого содержится никотин
Курение загрязняет лёгкие. Курение затрудняет проникновение воздуха в организм. Курение затрудняет нормальную работу сердца.
– Не менее вреден и алкоголь. От него тоже страдают все внутренние органы, а особенно мозг. Отравление мозга приводит к тому. Что человек просто-напросто глупеет, у него ухудшается память, он труднее усваивает новое.
– Запомните слова Л.Толстого: “Вино губит телесное здоровье людей, губит умственные способности, губит семью, губит души людей и их потомство”.
– Алкоголь является веществом от употребления, которого развивается физическая зависимость, то есть похмелье.
– После того как человек выпил алкоголь, а он содержится в пиве, вине, водке, коньяке и других напитках то он поступает вместе с кровью в мозг. Алкоголь заставляет мозг работать медленно.
– Наркотики часто называют “белой смертью”. Чем раньше человек привыкает к ним, тем быстрее он умирает. Хронические наркоманы вообще живут очень мало. Наркотики полностью высасывают из человека все его силы. Нет никакой смелости в том, чтобы пробовать наркотики. А вот если человек сумел в компании отказаться, значит, у него действительно есть смелость и воля.
– Наркотики могут выглядеть очень привлекательно в виде жвачек, конфет, витаминов, таблеток, приятно пахнущих веществ. От наркотической зависимости очень трудно вылечится. Чтобы избежать беды, важно соблюдать правила безопасного поведения при общении с посторонними людьми. Помните, наркотики – это болезнь и гибель человека.
– Чем можно заменить сигареты, наркотики, спиртные напитки?
– Сегодня мы много говорили о самых вредных привычках, которые могут быть у человека. И теперь знаем, что спорт, зарядка, здоровье – это ХОРОШО, а курение, алкоголь, наркотики – это ПЛОХО. Пусть в нашей жизни будут только хорошие, полезные привычки, а все плохие исчезнут навсегда.
Танцевальная разминка.
Итог занятия.
Конспект урока здоровья
Класс: 3
Учебная дисциплина:Урок здоровья
Учитель:Болотина Валентина Анатольевна
Тема занятия: Курение
Цели занятия:
1. Показать вредное влияние табачного дыма на организм.
2. Предоставить детям возможность описать последствия курения
3. Расширить знания учащихся по данной проблеме.
Методическая цель: применение учебно-воспитательной технологии в рамках образовательной технологии по здоровьесбережению.
Оборудование: рабочая тетрадь, цветные карандаши или фломастеры, фотографии по теме «Последствия курения», презентация по теме курения,
Структура урока здоровья:
1. Этап начального ознакомления с основными понятиями и представлениями.
Организационный момент: Ребята, вы наверное уже заметили, что сегодняшний урок мы с вами будем работать за круглым столом. Давайте повторим те правила работы которые вы сами предложили на прошлых занятиях, чтобы урок наш прошёл интересно и плодотворно.( Учитель начинает правило дети его заканчивают).
2. Постановка проблемы. Сообщение темы урока.
Учитель: А вот что мы с вами будем сегодня обсуждать вы поймете послушав стихотворение.
Разве что-то есть на свете,
Что на долго можно скрыть?
Пятиклассник Рыбкин Петя
Потихоньку стал курить.
У парнишки к сигаретам
Так и тянется рука.
Отстает по всем предметам,
Не узнать ученика!
Начал кашлять дурачок,
Вот что значит – табачок!
(С. Михалков)
Итак, тема нашего сегодняшнего урока курение. Сегодня мы с вами обсудим какое влияние имеет на организм человека курение.
3..Беседа учителя и учащихся
Учитель: Ребята сегодня мы с вами поговорим о курении.
А для начала скажите мне, было ли у вас когда-нибудь во рту что-то ужасно невкусное?
Что это было?
Будите ли вы пробовать это ещё раз?
А вот табак – это вещество, неприятное на вкус. Но люди употребляют его потому, что он содержит никотин – веществ, вызывающее привыкание.
Ребята, а знаете ли вы, какие вещества содержатся в табачном дыме?
Давайте посмотри в словарик и с его помощью определим основные компоненты табачного дыма (тетрадь страница 37).
Итак, мы с вами выяснили, что в табачном дыме содержится никотин, и он в свою очередь:
üЯд
üВлияет на работу мозга
üПриводит к привыканию
üЗатрудняет доставку кислорода к мышцам и сердцу
üУчащает сердцебиение
Вот поэтому курящие люди не могут бегать, быстро начинают задыхаться, их сердцу тяжело, оно страдает и болеет.
2. Выполнение упражнения.
Учитель: А сейчас давайте вспомним урок окружающего мира, посвящённый дыхательной системе, и выполним задание 22 в тетради.
Дети подписывают органы
на которые влияет табачный дым и поясняют, что с ними происходит.
Учитель: а ещё на уроке окружающего мира, когда мы говорили о здоровом образе жизни мы узнали, как же здоровью вредит курение. Давайте вспомним ( Доклад Даши)
Демонстрация выкуренной сигареты и не выкуреной.
2.Этап углублённого изучения.
Во второй части задания дети выбирают из списка описание влияния табачного дыма на мозг, сердце и лёгкие. Далее учитель показывает фотографии курящих людей, а дети определяют другие влияния табачного дыма на организм (жёлтый цвет зубов и пальцев, загрязнённые лёгкие, напряжённое состояние человека).
В третьей части задания дети описывают воздействие табачного дыма на детей и приводят свои примеры.
Учитель: А теперь посмотрим на рисунке в задании 23 какие ещё последствия курения могут быть?
В ходе выступлений выявляется еще несколько негативных последствий курения:
üОдежда и волосы курильщика плохо пахнут
üКурение частая причина пожаров
üКурящие подростки ссорятся из-за этого с родителями
üНа сигареты тратится много денег
üВ помещении появляется устойчивый неприятный запах.
Учитель: Ребята мы с вами выявили столько негативных воздействий курения, почему же многие люди курят? После выслушивания мнений учащихся учитель подводит учеников к мысли о том, что наиболее разумно не начинать курить вообще.
Энергизатор: Нарисуй картину.
Лес. Деревья спят, опустив свои листочки. Прохладный ветерок слегка их колышет. Все цветы тоже спят, сомкнув свои лепесточки. Ручеек бежит медленно между деревьев. Птички тоже спят спрятав свои головки под крылышки. Тихо все спят. Но вот стало медленно подниматься солнышко, оно тоже ещё не проснулось и вставало, медленно зевая, потирая свои глазки. Сначала солнышко коснулось верхушек деревьев, и они стали просыпаться и поднимать свои листики все выше и выше, а ветерок стал играть с деревьями и покачивать их из стороны в сторону. От этого проснулись птички и стали чистить свои пёрышки. А вот и проснулись цветочки, они раскрыли свои лепестки и мило улыбались солнышку. А солнышко поднималось всё выше и выше над горизонтом. Ручеек проснулся и теперь весело бежал между деревьев, иногда играя обрызгивал цветочки холодной водой. Как хорошо в лесу: цветы улыбаются, ветерок играет с деревьями, а они весело шелестят своими листочками, ручеек бежит, птички поют. Всем хорошо, все счастливы.
3.Этап закрепления знаний, умений и навыков по здоровьесбережению и дальнейшего их совершенствования.
Учитель: Для того чтобы участвовать во многих интересных делах и событиях, нужно хорошо себя чувствовать, быть здоровым и сильным. Курение не совместимо со спортом, поэтому большинство спортсменов не курят. Давайте, выполним задание 24 на странице 40.
После самостоятельного выполнения задания, учитель предлагает в парах обсудить свои любимые виды спорта. Просит желающих рассказать, что нового они узнали о своём партнёре.
Учитель: Ребята сегодня мы с вами говорили о вреде курения. А домой я вам задавала найти рекламу табачной продукции, скажите зачем же изготовители создают эту рекламу. ( беседа по домашнему заданию).
Итак, ну вот наше занятие подходит к концу .Какой вывод вы можете сделать из того, о чём мы с вами говорили. Обсудите, пожалуйста, это. (Ответы детей)
Дети еще раз делают вывод о том, что лучше всего не начинать курить.
Учитель: а дома я прошу вас выполнить задание 25 и ещё раз убедится в том, что курение вредно и совсем не нужно.
Приложение:
Занятие по программе превентивного обучения «Полезные привычки», 3 класс
Тема: Принятие решений. Я становлюсь увереннее
Цель: способствовать преодолению учениками неуверенности в себе
Задачи: выяснить возможные причины неуверенности в себе;
обсудить способы преодоления неуверенности в поведении.
Оборудование: рабочие тетради учащихся, цветные карандаши.
Подготовка помещения к началу урока: стулья расставляются по кругу, для каждой группы готовится отдельное рабочее место.
Ход урока.
- Организационный этап. Приветствие
а) Игра-приветствие.
Я рада приветствовать вас, видеть ваши добрые улыбки и верю, что у нас все получится. Наши занятия называются «Полезные привычки». Давайте вспомним, о чем мы говорили на этих занятиях.
(учимся лучше понимать себя, общаться, взаимодействовать, принимать правилдьное решение)
- Энергизатор «Комплимент».
Сейчас мы поиграем в игру «Комплименты». А что такое комплимент? (добрые, приятные слова)
Скажите, пожалуйста, комплимент своему соседу.
– Как чувствовали себя, когда выполняли это задание? (не очень уверенно, стеснялись)
– Как говорили комплименты? (некоторые громко, четко, а другие тихо и неуверенно)
- Работа по теме занятия
а) Определение темы и цели занятия.
Сегодня наше занятие посвящено неуверенности в себе и тому, как её преодолевать.
Тема занятия (записана на доске) Я становлюсь увереннее
б) Ролевое моделирование
Сейчас я предлагаю Маше прочитать стихотворение К.Бальмонта «Гномы»
На лугу большие кучи
Свежевырытой земли.
Лето. Жарко. Полдень жгучий.
Дым стоит вдали.
Кто здесь рылся? Может гномы
Всей смешной толпой своей
Строят нижние хоромы
Для своих царей?
Города во тьме возводят,
Строят замки под землёй,
И, уродливые ходят
Под моей ногой?
Зажигают вырезные
Лампы в царстве темноты?
Нет, ошибся. То – слепые
Чёрные кроты.
– Как можно назвать поведение Маши во время чтения? (неуверенное)
Почему вы решили, что поведение было неуверенным? (она читала тихо, не выразительно, запиналась)
в) «Мозговой штурм» (3 мин.) – работа в группах
Задание группе 1: сформулировать поведение неуверенного в себе человека;
Задание группе 2: сформулировать поведение уверенного в себе человека
- Подумайте и через 3 минуты расскажите нам, как, по-вашему, ведет себя уверенный (неуверенный) в себе человек?
Детям предлагаются вопросы для обсуждения:
- Как держится такой человек: прямо или сутулится? (Запись на доске: сутулится)
- Как он говорит: тихо, или громко? четко, внятно или невнятно?
- Какой у него взгляд: смотрит прямо или опускает глаза, смотрит в сторону или бегающий взгляд?
- Какое у него поведение: уверенное или неуверенное, суетливое?
На доске во время ответов детей появляется запись:
Неуверенный в себе человек
- сутулится;
- говорит тихо, невнятно;
- опускает глаза;
- поведение неуверенное, суетливое.
Уверенный в себе человек
- держится прямо;
- говорит громко, четко;
- смотрит прямо;
- ведет себя уверенно
г) Работа в тетради (стр. 24-25)
Задание: закончить предложения.
Желающим детям предлагаю прочитать свои предложения.
Вывод: бывают разные ситуации, когда люди испытывают неуверенность в себе. Что же может быть причиной неуверенности в себе? Неуверенность в себе иногда связана с боязнью ошибиться или быть наказанным. Все люди имеют право делать ошибки, учиться на них, исправлять их.
- Народная мудрость гласит: «На ошибках учатся». Объясните, как вы понимаете эту поговорку.
- Вспомните случай из жизни нашего класса, к которому можно применить эту поговорку.
- Иногда причиной неуверенности в себе может быть физический недостаток или некрасивая внешность.
- В истории есть примеры, когда люди с физическими недостатками добивались успехов, например, полководец Александр Македонский был горбатым. Вильям Шекспир – хромым. В конце жизни Бетховен перестал слышать, но продолжал писать музыку и др.
- Упражнение «Советы неуверенным»
- Ребята, молча подумайте, кто из вас недоволен своей внешностью и чем именно?
- Дайте совет, чтобы он(а) почувствовали себя уверенным в своей неповторимой красоте.
- Как вы думаете, что же на самом деле делает человека привлекательным и красивым? (Опрятность, доброжелательность, помощь людям и др.)
- Самостоятельная работа
Задание № 17 в ТПО, стр. 27
Рассмотрите рисунки и скажите, что помогает развивать уверенность в себе? (рис. 1-7)
Ситуации на стр.27 – задание по колонкам: 1 колонка – 1 ситуация, 2 колонка – 2 ситуация, 3 колонка – 3 ситуация. Для каждой ситуации выбрать свои действия и свойства из предложенного списка.
Вывод: как тренировать уверенность в себе (со стр. 28 – поместить на доску)
Задание № 16 в ТПО, стр. 26.
Самодиагностика учащихся (лесенка)
6. А сейчас я предлагаю вернуться к стихотворению, которое мы слушали в начале урока. И предлагаю прочитать его Насте (Настя знакомилась со стихотворением заранее). Оцените чтение с точки зрения уверенности.
7. Энергизатор: Игра «Я прошу вас…»
Если я свою просьбу начинаю со слов: «Я прошу вас …. », то вы её выполняете. Если к заданию я не прибавлю эту фразу, выполнять его не надо.
– я прошу вас улыбнуться друг другу
– я прошу вас улыбнуться гостям
– попрыгайте на месте
– я прошу вас потянитесь
– присядьте 5 раз
– я прошу вас присаживайтесь на места.
Спасибо.
- Подведение итогов занятия
Учитель предлагает каждому сказать, что сегодня на уроке ему больше понравилось, меньше понравилось.
Закончить предложение: На уроке я узнал(а)… Клоуны… (дорисовать рот).
Приложение
- Как держится такой человек?
- Как он говорит?
- Какой у него взгляд?
- Какое у него поведение?