Конспект полезные ископаемые в подготовительной группе
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 28 «Людмила» комбинированного вида
Организованная
образовательная деятельность.
Область «Познание»
(ознакомление с окружающим миром)
тема: «Полезные ископаемые»
(для детей подготовительной к школе группы)
г. Королёв
2014 г.
Цели и задачи:
Обобщить знания о полезных ископаемых; дать представление детям о свойствах магнитов, где используются свойства магнитов в промышленности; развивать стремление к поисково-познавательной деятельности, мыслительную активность, умение наблюдать, анализировать, делать выводы; воспитывать умение работать в коллективе.
Материалы и оборудование:
Посылка, образцы полезных ископаемых, емкость с водой, 5 рыбок из цветной клеенки с глазиком-кнопкой, загнутой с обратной стороны, магниты, лист картона формата А3 с нарисованной трассой гонок (две дорожки), установленный на четырех кубиках (можно прикрепить кнопками), заготовки для машинок (дно, крыша), металлические пластинки для каждой машинки (можно от мебельного замка), кусочек пенопласта, портновская игла, цветная бумага, презентация «Полезные ископаемые» (в приложении).
Интеграция образовательных областей:
Познание, коммуникация, здоровье, художественное творчество.
Ход непосредственно образовательной деятельности:
Воспитатель: – Дети, к нам сегодня приходил почтальон и принёс посылку.
Давайте посмотрим что там. Записка. (Внутри записка и небольшая коробочка.)
Записка:
«Здравствуйте, дорогие ребята! Пишет вам Крот из сказки «Дюймовочка». На днях я подсчитывал свои несметные богатства и наткнулся на коробку, которая мне досталась от прадедушки. Там внутри какие-то камушки. Я уже хотел было выбросить их, но Дюймовочка мне посоветовала этого не делать, а сначала разобраться что это. Она посоветовала обратиться к вам за помощью, так как вы уже скоро идете в школу и наверняка многое знаете. Помогите, пожалуйста!
С уважением, Крот»
Воспитатель: – Что же находиться в коробке? (открывает её)
Дети: – Полезные ископаемые.
Воспитатель: – Почему они так называются?
Дети: – Их добывают из-под земли. Они приносят пользу людям.
Воспитатель: – Какие виды полезных ископаемых вы знаете?
Дети: – Твердые, жидкие и газообразные.
Воспитатель: – Какими способами их добывают?
Дети: – Открытым (карьер) и закрытым (шахта).
Воспитатель: – Давайте разберемся какие полезные ископаемые в этой коробке. Чтобы назвать их, нужно отгадать загадки.
1.Очень прочен и упруг,
Строителям надежный друг.
Дома, ступени, постаменты
Красивы станут и заметны.
Дети: – Гранит.
Воспитатель: – Какую пользу приносит гранит?
Дети: – Он используется в строительстве.
Воспитатель:
2. Раз огромнейший насос
Ухватил меня за нос.
Посадил меня в трубу
По трубе теперь бегу.
Прибегу я на завод –
Там меня нагреют.
Вот такие вот продукты:
Не конфеты и не фрукты.
Керосин, бензин, мазут…
Из меня произведут.
Без меня не побежит
Ни автобус, ни такси,
Не поднимается ракета.
Отгадайте, что же это?
Дети: – Нефть.
Воспитатель: – Что изготавливают из нефти?
Дети: – Бензин, пластмассы, моющие средства, лекарства.
Воспитатель:
3.Он несет в дома тепло,
От него кругом светло,
Помогает плавить стали,
Делать краски и эмали.
Он черный, блестящий,
Помощник настоящий.
Дети: – Уголь.
Воспитатель: – Какую пользу он приносит людям?
Дети: – Это топливо.
Воспитатель:
4. Если встретишь на дороге,
То увязнут сильно ноги.
А чтобы сделать миску или вазу,
Она понадобится сразу.
Дети: – Глина.
Воспитатель: – Для чего она используется?
Дети: – Из нее делают кирпичи, посуду, косметику (голубая глина).
Воспитатель:
5.Росли на болоте растения,
Стали топливом и удобрением.
Дети: – Торф.
Воспитатель: – Какую пользу он приносит?
Дети: – Это топливо и удобрение.
Воспитатель:
6. Покрывают им дороги,
Улицы в селениях.
А еще он есть в цементе.
Сам он – удобрение.
Дети: – Известняк.
Воспитатель: – Где используется известняк?
Дети: – Используется в строительстве. Из него делают мел.
Воспитатель:
7. На кухне у мамы помощник отличный.
Он синим цветком расцветает от спички.
Дети: – Газ.
Воспитатель: – Чем полезен газ?
Дети: – Это топливо, которое обогревает жилище, помощник в приготовлении пищи.
Воспитатель:
8. Не зря она варилась в доменной печи. На славу получились ножницы, ключи…
Дети: – Это руда.
Воспитатель: – Что делают из железной руды?
Дети: – Ножницы, гвозди, рельсы, магнит.
Воспитатель: – Вы сказали магнит. А что вы о нем знаете?
Дети: – Он притягивает железные предметы.
Воспитатель: – Я предлагаю вам отправиться в волшебную страну магнитов, где вы узнаете о свойствах магнитов и способах их применения. Становитесь вкруг на ковер. Полетели.
Физкультминутка
Руки в стороны – в полет
Отправляем самолет.
Правое крыло вперед,
Левое крыло вперед.
Раз, два, три, четыре –
Полетел наш самолет.
Полетели, полетели,
Вперёд руками завертели.
А потом наоборот –
Назад помчался самолёт.
Воспитатель: – Вот мы и в волшебной стране магнитов. Давайте посмотрим что может магнит.
Опыты:
- Игра-опыт «Рыбалка»
Оборудование: Емкость с водой, 5 рыбок из цветной клеенки с глазиком-кнопкой, загнутой с обратной стороны, магнит.
Ход опыта:
В емкость с водой опустить рыбок. Прислонить магнит к внешней стороне стакана на уровне рыбки. После того как она «клюнет», медленно двигать магнит по стенке стакана вверх. Так надо выловить всех рыбок.
Результат опыта:
Рыбки следуют за движением магнита и поднимаются вверх до тех пор, пока не приблизятся к поверхности воды. Таким образом, их можно легко достать, не замочив рук.
Воспитатель: – Какой вывод можно сделать из этого опыта?
Дети: – Поле магнита действует и сквозь стекло, и сквозь воду.
Воспитатель: – Благодаря своей способности притягивать предметы под водой магниты используются при строительстве и ремонте подводных сооружений: с их помощью очень удобно закреплять и прокладывать кабель или держать под рукой инструмент.
- Игра-опыт «Бумажные гонки»
Оборудование: Лист картона формата А3 с нарисованной трассой гонок (две дорожки), установленный на четырех кубиках (можно прикрепить кнопками),
Заготовки для машинок (дно, крыша), металлические пластинки для каждой машинки (можно от мебельного замка), ножницы и скотч (можно клей и кисти), магниты.
Ход опыта:
Скотчем прикрепить к днищам автомобилей металлические пластинки и приклеить крыши. Установить автомобили на старте. Установить магниты под картоном на уровне старта, где стоят автомобили, и двигать магниты по контурам дороги.
Результат опыта:
Автомобили двигаются по трассе, повторяя движения магнита, который дети двигают под картоном. Поле магнита, проходя через картон, притягивает металлические пластинки, прикрепленные к автомобилям, вынуждая их следовать за магнитом.
Воспитатель: – Какой вывод можно сделать из этого опыта?
Дети: – Сила магнита действует через картон и бумагу.
Воспитатель: – Магниты могут действовать через бумагу, поэтому их используют, например, для того, чтобы прикреплять записки к металлической дверце холодильника.
- Игра-опыт «Магнитная регата»
Оборудование: Кусочек пенопласта в виде лодочки, портновская игла для мачты, цветная бумага для паруса (можно сразу прикрепить парус к мачте); магнит, миска или таз с водой.
Ход опыта:
Пустить лодочку плавать в таз с водой. Управлять лодочкой, двигая магнит над тазом (не касаясь их).
Результат опыта.
Магнит приводит лодки в движение, даже если не касается их.
Воспитатель: – Какой вывод можно сделать из этого опыта?
Дети: – Сила магнита действует даже на расстоянии.
Воспитатель: – Благодаря свойству магнитов воздействовать на предмет можно на расстоянии и через растворы. Их используют в химических и медицинских лабораториях, где нужно перемешивать стерильные (очень чистые) вещества. Чтобы не соприкасаться с недостаточно стерильным инструментом, в пробирку с веществом, которое будут перемешивать, опускают маленькую стальную пластинку, покрытую стерильным материалом. Под пробиркой располагается магнит, который, вращаясь, приводит в движение пластинку в пробирке. Таким образом, вещество перемешивается.
4. Опыт «Почему иногда два магнита отталкиваются?»
Оборудование (на каждого ребенка или на пару): два маленьких мебельных магнита.
Ход опыта:
Поднести два магнита друг к другу. Перевернуть один из магнитов другой стороной и снова поднести магниты друг к другу.
Результат опыта:
В одном случае магниты притягиваются, в другом отталкиваются.
Воспитатель: – Свойство магнитов отталкиваться используют на железных дорогах в Китае и Японии. Некоторые скоростные поезда не имеют колес: внутри поезда и на рельсах устанавливаются мощные магниты, которые повернуты друг к другу одинаковыми полюсами. Такие поезда практически летят над рельсами и могут развивать огромные скорости.
Магниты используют для производства ювелирных изделий: ожерелья и браслеты могут иметь магнитную застежку или быть полностью изготовлены из магнитов (показывает детям некоторые магнитные украшения). Магниты используются и в детских игрушках (показывает детям магнитный конструктор из шариков или другую игрушку).
Воспитатель: – Ребята, вам понравилось проводить опыты ?
Дети: – Да.
Воспитатель: – А теперь нам пора вернуться домой. Давайте снова встанем в круг и отправимся в детский сад.
Физкультминутка
Руки в стороны – в полет
Отправляем самолет.
Правое крыло вперед,
Левое крыло вперед.
Раз, два, три, четыре –
Полетел наш самолет.
Полетели, полетели,
Вперёд руками завертели.
А потом наоборот –
Назад помчался самолёт.
Воспитатель: – Вот мы и вернулись. Понравилось наше путешествие?
Дети: – Да.
Воспитатель: – Ребята, мы много сегодня с вами узнали о полезных ископаемых и о магнитах. Что вам больше всего понравилось?
(Ответы детей)
Воспитатель: – Я предлагаю вам на память о сегодняшних новых знаниях о полезных ископаемых, разукрасить фигурки из глины, которые потом вы заберете домой.
Источник
Анжелика Гинтер
Конспект занятия для подготовительной группы «Подземные богатства земли»
ПОДЗЕМНЫЕ БОГАТСТВА ЗЕМЛИ.
Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация»,
Виды детской деятельности: игровая, познавательно-исследовательская, коммуникативная, продуктивная.
Цели: расширять знания о природе; познакомить с полезными ископаемыми (уголь, нефть, газ); дать первоначальные сведения о рациональном использовании природных ресурсов в быту); формировать экологически грамотное поведение в быту и природе
Планируемые результаты: знает понятие «полезные ископаемые», умеет перечислять их названия и определять, к какой группе относятся; знает правила экологически грамотного поведения в природе и соблюдает их;
Материалы и оборудование: набор «Полезные ископаемые»; ноутбук, конверт с вопросами.
Содержание
организованной деятельности детей
1. Введение игрового момента.
– Ребята, мне на почту пришло сообщение. (открываю ноутбук, показываю и читаю сообщение). Кто же его мог отправить?
Сообщение.
Я приглашаю вас всех на экскурсию в подземное царство.А кто я узнайте из этой загадки:
Всё изрыл – и луг, и сад –
Землеройный аппарат,
В темноте в часы прогулки
Рыл под полем переулки.
(Крот.)
– Интересно, а почему крот? Может кто-то догадался? Где живет крот? (Под землей.)
– Крот расскажет вам, какие богатства находятся под землей. Ну, что отправляемся? Вперед, а эта карта нам поможет.
(на карте расположены места в группе, где находятся полезные ископаемые)
2. Беседа на тему «Подземные богатства земли».
– Горные породы и минералы человек использует в хозяйстве. Места, где в глубинах залегают полезные ископаемые, называют месторождениями. Полезные ископаемые бывают твёрдые, газообразные и жидкие.. Большинство полезных ископаемых твердые.
Твёрдые полезные ископаемые.К ним относятся: каменный уголь, гранит, железная руда и многие другие полезные ископаемые. Может ли экономика обойтись, например, без железной руды? Не может. Из железной руды получают металл, который используется для изготовления станков, рельсов, ножниц, столовых приборов и т. д.
Жидкие полезные ископаемые. Одним из представителей является нефть. Например, бензин, керосин получают из нефти. Это отличное топливо для всех типов машин и самолетов.
Газообразные полезные ископаемые. Природный газ является отличным топливом. Его широко используют в промышленности, в быту и как топливо для транспорта.
3. Путешествие по карте
– Ребята, мы с вами добрались до первого месторождения. И, что же здесь? Давайте отгадаем загадку.
Он очень нужен детворе,
Он на дорожке во дворе,
Он и на стройке, и на пляже,
Он и в стекле расплавлен даже.
(Песок.)
Песок – это рыхлая порода, состоящая из минеральных частиц, размером 0,05–2 мм, различного цвета (жёлтый, чёрный, белый, красноватый и др.). Это продукт разрушения горных пород под воздействием солнца, воды, ветра. Чаще всего песок образуется из кварца. Благодаря его присутствию, песок незаменим в стекольном производстве. Миллионы тон песка используют в литейном производстве. Да и кирпич не сделаешь без песка. Песок имеет вид крупинок, он сыпучий. (рассматривают образец)
(дети смотрят по карте и находят второе место, на каждом месте на карте ставят флажок).
2 местородения.
Не зря она варилась
В доменной печи,
На славу получились
Ножницы, ключи.
(Руда.)
Железная руда чёрного цвета, твёрдое, плотное вещество, притягивает металлические предметы. (рассматривают образец)
3 мсторождения.
Очень прочен и упруг,
Строителям надежный друг.
Дома, ступени, постаменты
Красивы станут и заметны.
(Гранит.)
Гранит возникает из глинистых сланцев и песчаников. Большая часть древних кристаллических щитов сложена из гранитов, отчего верхняя часть земной коры получила название гранитного слоя земли. Гранит издавна использовался при строительстве и сооружении памятников.Свойства: зернистый, твёрдый, прочный.
4 месторождения.
Он несет в дома тепло,
От него кругом светло.
Помогает плавить стали,
Делать краски и эмали.
Черный, блестящий –
Труженик настоящий.
(Уголь.)
Каменный уголь чёрного цвета, твёрдый, но хрупкий. (рассматривают образец)
5 месторождения.
Без нее не побежит
Ни автобус, ни такси,
Не поднимется ракета.
Отгадайте, что же это.
(Нефть.)
Нефть – это густая маслянистая жидкость темного цвета, залегающая на больших глубинах в недрах Земли. Нефть является сырьем для производства горючего. (рассматривают образец)
4. Актуализация знаний.
– Вот мы с вами и прошли все места, которые нам предлагал посетить крот. Вам понравилось? Давайте сядем на стульчики, у нас еще что-то есть.
(открываю конверт с вопросами)
– Крот приготовил вам вопросы, хочет проверить все ли были внимательными во время экскурсии.
Вопросы:
– Где находятся полезные ископаемые?
– Как называются места, где залегают полезные ископаемые?
– Какие есть полезные ископаемые? (три группы).
– Какие полезные ископаемые вы знаете?
– Молодцы! Мне очень понравились ваши ответы, надеюсь и крот остался довольным. Спасибо, вы хорошо поработали!
Источник
– Я рада вас видеть на занятии по окружающему миру. Тема нашего занятия «Полезные ископаемые»
(Раздаётся стук в дверь, помощник воспитателя отдаёт письмо)
– Ребята, посмотрите, какое большое письмо нам принесли. Интересно, от кого оно пришло?
Всё изрыл – и луг, и сад –
Землеройный аппарат,
В темноте в часы прогулки
Рыл под полем переулки.
(Крот.)
(Воспитатель достаёт из конверта письмо и читает его)
– Дорогие девочки и мальчики приглашаю вас к себе в гости.
– Ребята, а где живёт крот? (Под землёй)
– Значит, он приглашает нас к себе под землю. Как вы думаете, зачем? (Ответы детей)
(Воспитатель читает письмо дальше)
– Я расскажу вам и покажу, какие полезные ископаемые хранятся под землёй. Вы узнаете, почему они называются полезными.
– Вы согласны отправится в гости к кроту? (Да)
– Во время путешествия вам придётся выполнять интересные задания, слушать рассказ крота, разгадывать загадки. Чтобы наше путешествие прошло хорошо, вы должны быть дружными, друг другу помогать. Не забывайте, что во время занятия нужно смело и чётко говорить, отвечать на вопросы полными ответами.
– Сейчас закройте глаза и скажите волшебные слова:
Крибле, крабли, ди
В гости к кроту попади.
(Воспитатель достаёт игрушку крота)
– Прежде чем, крот расскажет нам о полезных ископаемых, мы должны их отыскать, а поможет нам в этом карта.
(На карте расположены места в группе, где находятся полезные ископаемые)
– Места, где залегают полезные ископаемые, называются месторождения.
1месторождение.
– Ребята, мы с вами добрались до первого месторождения. И, что же здесь? Это ребята гранит. Потрогайте его. Какой он на ощупь?
Свойства: зернистый, твёрдый, прочный.
(дети смотрят по карте и находят второе место, на каждом месте на карте ставят флажок) .
2 месторождение.
– Это каменный уголь.
(Рассматривают образец)
Какого цвета уголь? Какой он на ощупь?
Каменный уголь чёрного цвета, твёрдый, но хрупкий.
3 месторождение.
– Здесь мы нашли нефть. (Рассматривают образец)
Нефть – это густая маслянистая жидкость темного цвета, залегающая на больших глубинах в недрах Земли.
4 месторождение.
– Это железная руда.
(Рассматривают образец)
-Какого цвета руда? Какая она на ощупь?
Железная руда бурого цвета, твёрдое, плотное вещество, притягивает металлические предметы.
5 месторождение.
– Что мы нашли?
(Рассматривают образец)
Песок имеет вид крупинок, он сыпучий.
– Как много ископаемых мы нашли. Как вы думаете, почему их называют полезными? (Ответы детей)
– Давайте послушаем, что нам о них расскажет крот.
Физкультурная минутка
По дорожке шли, шли.
Много камешков нашли.
Присели, собрали,
Дальше пошли.
1-й слайд
– Из чего люди строят дома? Какие природные материалы использует? (Дерево, кирпич, камень)
– Чем люди отапливают свои дома?
– Горные породы и минералы человек использует в хозяйстве. Места, где в глубинах залегают полезные ископаемые, называют месторождениями.
2-й слайд. Где люди берут эти материалы?
3-слайд. Гранит. Твёрдый. Зернистый.
4-й слайд. Гранит издавна использовался при строительстве домов и сооружении памятников. Из гранита изготавливают мебель, плитку для тротуаров.
5-й слайд. Каменный уголь чёрный, твёрдый, хрупкий
6-й слайд. Каменный уголь используют для отапливания помещений. Для изготовления красок, духов и даже лекарств.
7-й слайд. Нефть.
8-й слайд. Из нефти делают топливо для машин, самолётов, кораблей.
9-й слайд. Железная руда.
10-й слайд. Из железной руды получают металл, который используется для изготовления станков, рельсов, ножниц, столовых приборов и т. д.
11-й слайд. Песок
12-й слайд. Песок применяют при строительстве домов и дорог. Из песка делают стекло. Если песок сильно нагреть, то он начнет плавиться, превращаться в стекло. Стеклу над огнем можно придать любую форму. Стеклодувы делают посуду, вазы из стекла, и даже стеклянные сувениры. В песок любят играть дети.
– Какую пользу приносят полезные ископаемые людям?
Гимнастика для глаз.
Глазкам нужно отдохнуть. (Ребята закрывают глаза)
Нужно глубоко вздохнуть. (Глубокий вдох . Глаза все так же закрыты)
Много-много раз моргнут (Частое моргание глазами)
Глазкам стало хорошо (Легкое касание кончиками пальцев закрытых глаз)
Увидят мои глазки все! (Глаза распахнуты. На лице широкая улыбка)
– Крот приготовил вам игру и загадки, хочет проверить, все ли были внимательными во время экскурсии.
1.Очень прочен и упруг,
Строителям надежный друг.
Дома, ступени, постаменты
Красивы станут и заметны.
(Гранит.)
2.Он несет в дома тепло,
От него кругом светло.
Помогает плавить стали,
Делать краски и эмали.
Черный, блестящий –
Труженик настоящий.
(Уголь.)
3. Без нее не побежит
Ни автобус, ни такси,
Не поднимется ракета.
Отгадайте, что же это.
(Нефть.)
4. Не зря она варилась
В доменной печи,
На славу получились
Ножницы, ключи.
(Руда.)
5. Он очень нужен детворе,
Он на дорожке во дворе,
Он и на стройке, и на пляже,
Он и в стекле расплавлен даже.
(Песок.)
(Дети отгадывают загадки и показывают образцы полезных ископаемых)
-Сейчас я прочитаю вам предложения, если вы согласны с тем, что я вам прочитала – похлопайте в ладоши, если не согласны, то потопайте.
Уголь по цвету белый.
Углём отапливают помещения.
Нефть твёрдая.
Из гранита делают бензин.
Железная руда хрупкая.
Из железной руды делают металлические предметы.
Дети любят играть с песком.
– Молодцы! Вы справились со всеми заданиями крота. Нам пора отправляться домой. Давайте поблагодарим крота. (Дети благодарят крота)
– Скажем волшебные слова.
Крибле, крабли, ди
В детский сад попади.
– Сегодня мы узнали много нового, интересного.
-Где мы с вами побывали? (Ответы детей)
– Да, тема нашего занятия «Полезные ископаемые»
-Где находятся полезные ископаемые?
-Какие полезные ископаемые вы запомнили?
– Спасибо вам ребята! Вы сегодня были очень внимательными и сообразительными. На все вопросы ответили правильно. А сейчас каждый из вас возьмёт на память о нашем занятии раскраску.
Те ребята, которые считают, что они сегодня внимательно слушали, смело и чётко отвечали на вопросы, возьмут большую раскраску. Те ребята, которые, ещё забывают отвечать на вопросы полными ответами, не всегда внимательны, возьмут маленькую раскраску.
(Каждый из детей берёт раскраску и объясняет, почему он взял именно такую раскраску.)
– Наше занятие закончено, на следующем занятии мы с вами отправимся в путешествие с красавицей весной.
Источник