Конспект полезные ископаемые изделие буровая вышка
Выполнила: Кириллова Настя № школы, класс: 4
.
Предмет: Технология
-личностные: умение работать в группах, сформировать интерес к художественному конструированию. Повторить элементы графической грамоты, правила и технику безопасности работы с ножницами; имеют мотивацию к учебной и творческой деятельности
-предметные: расширить знания учащихся о мозаике; уметь передать цветовую гамму малахита с помощью пластилина.
-метапредметные: возможность проявить собственные конструктивные способности при создании образца; овладение логическим действием анализа; воспитывать бережливость; воспитывать дисциплинированность, умение работать в коллективе.
№
Этапы
Время
Деятельность учителя
Деятельность ученика
УУД
Подготовка к уроку
Перемена до урока
-Ребята достаем свои папки для технологии
Подготовка материала, самоконтроль
Р:Умение настроиться на работу
1
Организационный момент
1
-Здравствуйте ребята!
-Проверим наличие всех необходимых материалов, инструментов. У вас на столе должен лежать пластилин, коробочка или баночка из-под йогурта, стек или нитка, доска для пластилина.
Приветствуют учителя.
Самоконтроль.
Л: действия смыслообразования
2
Формулировка темы и целей урока, актуализация знаний
2
Ребята, давайте вспомним что такое полезные ископаемые? (это то, что добывает человек: нефть, газ, уголь, руды)
На какие группы можно разделить полезные ископаемые? (твердые, жидкие, газообразные)
Друзья, произошла беда! К нам в Шадринск очень часто приезжают выставки с различными камнями, изделиями из камня и многим другим. Но в дороге что-то пошло не так и машина со всеми изделиями затерялась! Ребята, чтобы не срывать выставку, давайте поможем музею и сделаем коллекцию для выставки. А перед тем как мы начнем «спасательную операцию» я предлагаю ответить вам на кое-какие вопросы.
Ребята, а о чем можно сказать: музыкальная, малахитовая, берестяная? (о шкатулке)
Что мы будем изготавливать на уроке? (шкатулку)
А шкатулки наши будут не простые, а специальные, для выставки. И делать мы будем их из малахита.
– формулировка темы урока
-формулировка целей урока
-усвоение новых понятий
-ответы на вопросы в беседе
Р: планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации
К: планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками
3
Объяснение нового материала: анализ образца
3-5
Скажите, а из чего сделана малахитовая шкатулка? (из камня)
Сегодня мы обратимся к миру природы и узнаем, какие чудесные узоры можно увидеть в камне [просмотр видео].
Ребята, посмотрите на доску. Отгадав ребус, вы поймете, какой прием мы будем использовать.
Молодцы, конечно, это мозаика.
Как можно назвать подражание чему-либо? (имитация)
Итак, сегодня мы будем изготавливать имитация малахитовой шкатулки из пластилина с техникой «русской мозаики».
-ответы на поставленные вопросы
-Чтение про себя
Л: установление связи между целью учебной деятельности и ее мотивом
П:Принимать и сохранять учебные задачи, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы.
Р:планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации
Планирование предстоящей деятельности (Педпоказ)
5-7
Анализ образца изделия
Из скольких частей состоит изделие? (из 2: крышки и основной части)
Посмотрите внимательно на образец. Какие материалы вам потребуются для изготовления шкатулки? (пластилин, баночка для основы)
Какого цвета понадобится пластилин? (зеленый цвет разных оттенков, белый, черный)
Давайте повторим правила работы с пластилином.
- Работай на подкладном листе.
- Перед лепкой смочи руки.
- Разомни пластилин.
- Упавший пластилин нужно немедленно поднять.
- После работы протри руки тряпкой или бумагой, затем вымой.
Какой инструмент мы используем при работе с пластилином? (стеку)
Повторим правила работы со стекой.
- Стека должна лежать в правом углу парты.
- Во время работы не подноси стеку близко к глазам, не размахивай ею.
- Держи стеку как ручку.
Объяснение учебной задачи по технологической карте
- В первую очередь мы кладем подкладной лист на парту, достаем из коробочки нужные брусочки пластилина (можно использовать 4 цвета).
- Затем от каждого брусочка стекой отрезаем небольшие кусочки.
- После этого мы раскатываем каждый кусочек, примерно одного размера.
- Когда мы получили из каждого цвета пластинки, мы кладем их друг на друга и плотно сворачиваем в трубочку.
- Разрежьте полученный брусок на тонкие пластинки, имитирующие рисунок малахита, с помощью лески.
- Прикрепите пластинки к стенкам и крышке коробочки, повторяя технику «русской мозаики»
-Работать будем самостоятельно. Но перед работой – отдохнём.
ПОВТОРЕНИЕ ЭТАПОВ
1. Разметка изделий
2. Заготовка деталей
3. Сборка изделия
4. Оформление изделия.
-Участие в обсуждении, вопросы и ответы на вопросы.
Слушают
Краткое формулирование этапов практической работы
Л: участвовать в творческом, созидательном процессе
П: понимать информацию, представленную в изобразительной, схематичной, модельной форме
Р: умение действовать по плану и планировать свою деятельность
4
Физминутка
1-2
-Ребята, чтобы хорошо работать дальше, давайте разомнем наши пальчики, и глазки. Смотрим на экран.
Выполнение упражнений
5
Постановка творческой задачи
1-2
-Итак, ваша задача, сделать птичку.
-Оценивать ваши работы буду по 3 критериям: Аккуратность, правильность выполнения, подборка цветового решения.
Вопросы по заданию
К: допускать возможность различных точек зрения
6
Самостоятельная работа
25-30
Повторение планирования
С чего мы начинаем работу?
Что делаем затем?
После этого?
Далее?
Чем мы закончим работу?
Теперь обратите внимание на доску (Вывешена пословица: «Какие труды, такие и плоды»).
Как вы ее понимаете? (как потрудишься, так и получится изделие)
Молодцы, а теперь самое время повторить правила рабочего человека. Я уверена, что мастера, которые выполняют изделия из камней – соблюдают их.
- Работаем дружно, вместе.
- Каждый на своем рабочем месте, на подкладном листе.
- Работу делай лучше, материалы береги.
- Упавший пластилин немедленно подними.
- Во время работы держи свое рабочее место в порядке.
Ребята, важно помнить, что вы выполняете шкатулки для выставки, сегодня вы должны особо стараться.
-Выполняйте работу, самостоятельно пользуясь инструкционной картой.
-Посмотрите на рисунок, стр. 27. В итоге у нас получится своя выставка с шкатулками.
-подготовка рабочего места к работе
-повторение техники безопасности по работе с инструментами
-самостоятельно изготовить изделие согласно плану (разметка, заготовка, сборка, оформление)
-взаимопомощь
П:преобразованиеучебного материала, действия
Л: установление связи между целью учебной деятельности и ее мотивом
К: договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности
7
Итог урока
1-2
Выставка и анализ работ учащихся.
А сейчас давайте проведем выставку уже готовых изделий. Те, чьи работы готовы, выйдете к доске [оцениваются работы, обговариваются ошибки].
Как называется изделие?
Какие материалы потребовались для изготовления?
Чему вы научились на уроке?
Те, кому урок не понравился, и у кого возникали трудности – 1 раз.
Те, кому урок понравился, и кто почувствовал себя настоящим мастером изделий из камня – хлопните 2 раза в ладоши.
Итак, ребята, все молодцы, все хорошо потрудились.
Вашим домашним заданием будет завершение работы.
Спасибо за урок! Вы можете быть свободны.
-самоанализ
-взаимоанализ
-самооценка
-взаимооценка
-ответы на вопросы для закрепления материала
-анализ урока с точки зрения достижения поставленных целей
К: допускать возможность различных точек зрения
П: устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы
Л: Участие в подведении итогов урока
Р: умение взаимодействовать со взрослыми и со сверстниками в учебной деятельности
8
Домашнее задание
1
– Ребята, дома вам нужно будет сделать шкатулку из других цветов
-Запись домашнего задания в дневник
П: установка причинно следственных связей
9
Уборка рабочих мест
перемена
-Дежурный, проследи за классом, чтоб у каждого ученика было убрано рабочее место.
-уборка рабочих мест
-Самоконтроль
Р: контроль в сотрудничестве с учителем и сверстниками
Тема: ГОРОДСКИЕ ПОСТРОЙКИ. Изделие «Телебашня»
Цели: познакомить с новыми инструментами — плоскогубцами, кусачками, правилами работы этими инструментами, возможностями их использования в быту; научить применять эти инструменты при работе с проволокой; отработать навык выполнения технического рисунка.
Планируемые результаты: уметь различать плоскогубцы и кусачки, резать, сгибать и соединять проволоку, выполнять технический рисунок; сконструировать модель телебашни из проволоки.
Тема Полезные ископаемые изделие буровая вышка.
Цели: Сформировать представление о добыче и использовании полезных ископаемых.
Ввести: этапы технологической операции по добыче и транспортировке нефти;
Научить использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности.
Планируемые результаты
Проявлять
– интерес к изуче- нию темы;
– бережное отно-
шение к природ-
ным богатствам;
– ответственность при выполнении учебного задания в рамках группо-
вой деятельности;
-желание оформить суждение о человеческих ценностях;
-понимание успешности при освоении темы
Познавательные:
– раскрыть значение понятийбуровик, буровая вышка, геолог, месторождение, нефть, нефтепровод, нефтехранилище, полезные ископаемые, скважина, чёрное золото;
– определять месторождение нефти на карте России и обосновывать своё мнение;
– определять этапы технологической операции по добыче и транспортировке нефти;
– определять материалы для изготовления изделия
– использовать приобретённые знания для оформления суждения о человеческих ценностях.
Регулятивные:
– выполнять учебное задание, используя план, алгоритм;
– распределять обязанности для выполнения учебного задания;
– выполнять взаимопроверку и взаимооценку учебного задания;
– соотносит поставленную цель и полученный результат деятельности;
– оценивать результаты своей деятельности.
Коммуникативные:
– формулировать высказывания, используя термины, в рамках учебного диалога;
– согласовывать позицию с партнёрами и находить общее решение;
– учитывать разные мнения и стремиться к сотрудничеству;
– адекватно представлять результат собственной деятельности.
Определять:
-месторождение нефти на карте России и обозначать его, исполь-
зуя условный знак;
– этапы операции по добыче нефти;
Выполнять:
– модель буровой вышки.
Оформлять суждение о человеческих ценностях.
Сегодня мы с вами отправимся в путешествие. А чтобы узнать как будет называться наша станция, отгадайте загадку
Ну и башня, высока!
Подпирает облака!
Подает она сигнал,
Техника старается.
И у нас ТВ-канал
Дома принимается.
Ответ: Телебашня
Как вы думаете, о чем мы будем говорить на уроке? Какое изделие у вас получится? Сформулируйте тему и цели урока.
Да, наша следующая остановка — телебашня. Откройте учебник на странице 20. Прочитайте текст на этой странице и ответьте на вопросы Ани.
Определите, какие из строений на рисунках могут быть выполнены по той же технологии, что и дом. Составьте план работы над этим изделием. Дополнительная информация. По своему практическому назначению архитектурные сооружения делятся на несколько типов: жилые дома, промышленные здания, хозяйственные здания, общественные здания, мемориальные здания.
– Приведите примеры таких сооружений.
-Сегодня мы будем делать макет телебашни из проволоки. Прочитайте, что это за материал, на странице 21».
– Какой формы проволока?
– Из чего её производят?
-Для чего она обычно используется?
-Что такое сверло?
– Почему это слово выделено цветом? (Можно посмотреть определение этого слова в словарике юного технолога
– рассмотрите иллюстрации в учебнике (с. 21) и опишите изображённые на них предметы. (Демонстрация инструментов и объяснение, зачем они нужны и как ими пользоваться).
Отработка правил работы кусачками вместе с учащимися.
– Видели ли вы раньше, как и для чего используются кусачки?
-Плоскогубцы — ручной слесарный инструмент, используемый для прочного захвата мелких металлических деталей, изгибания некрупных деталей, металлических проводов и проволок и для выпрямления, скручивания, сгибания проволоки. Этот инструмент состоит из двух половинок, скреплённых между собой в одной точке. Каждая часть с одного конца изогнута и образует ручку, а другой конец немного расплющен в плоскую рабочую часть. Называется эта часть «губки». У этого инструмента губки плоские. Чтобы деталь не выскользнула во время работы, на поверхность захвата нанесена насечка. Плоскогубцы с изолированными рукоятками могут использоваться ещё и для электромонтажных работ, т. е. для работ с электричеством. Дополнительный материал. Операцию скручивания проволоки можно выполнить также пассатижами и круглогубцами. А откусывать или отрезать проволоку удобно не только кусачками, но и острогубцами. Острогубцы — особо заострённые щипцы для разделения, откусывания проволоки, металлической жилы, прутка, гвоздей, кусков металла. К острогубцам относят отрезные клещи или щипцы с острыми губами. Как правило, из соображений безопасности для предупреждения поражения электрическим током рукоятки острогубцев изготавливаются с использованием изолирующего покрытия.
Фронтальный опрос для закрепления полученных знаний.
-Попробуйте самостоятельно сделать вывод, какие приёмы работы с проволокой существуют. Все эти приёмы мы будем использовать в работе над изделием „Телебашня“.
-Какие телебашни известны вам, чем они различаются, где располагаются в городе, каковы их основные функции.
Делаем сами.
-Проведём анализ изделия „Телебашня“. (Демонстрирует образец.)
– По каким критериям нужно провести анализ? (Необходимые материалы и инструменты, метод разметки, раскроя и сборки, способ оформления и т. д.) Материал — проволока. Проволока представляет собой смесь сплавов металлов, бывает из стали, алюминия. Возьмите проволоку и попробуйте опытным путём определить, какими свойствами обладает данный материал (сгибается, тонкая, длинная, круглое сечение в разрезе). Самостоятельно определите инструменты для работы.
-Про читайте план работы над изделием в учебнике (с. 22) и составте собственный план работы, определите при этом метод разметки, раскроя, сборки и способ оформления изделия. (Затем при наличии времени учащиеся могут выполнить задание «Технический рисунок телебашни» )
Это будет способствовать закреплению навыка выполнения технического рисунка и умения отличать технический рисунок от других видов чертежа. После подготовительной работы учащиеся вместе с учителем приступают к работе над изделием.
контролирование работы учащихся, следить за выполнением правил работы кусачками и плоскогубцами. Разметка. Целесообразно показать учащимся, как выполнять разметку проволоки по линейке.
Работа в парах
Выполнение разметки, один человек держит проволоку, а другой отмеряет на ней с помощью линейки отрезки нужной длины и ставил риски.
-Ребята , материал используйте экономно, отмеряйте проволоку не пропуская отрезков.
-А сейчас мы с вами будем выполнять раскрой. Раскрой выполняется при помощи кусачек. Посмотрите, как нужно резать проволоку.
(Выполнение раскроя)
-А сейчас произведем сборку. Сборка — самый сложный и трудоёмкий, а также травмоопасный этап работы. Вам необходимо быть особенно внимательными. При работе с проволокой нужно беречь глаза.
Показ каждого этап сборки учителем отдельно в соответствии с планом и иллюстрациями в учебнике. Помощь учителя при огибании одним куском проволоки другого куска. )
-А сейчас приступим к отделке. Самостоятельно придумайте способ и выбрите материалы для оформления изделия.
1 этап Самоопределение к деятельности
Мотивация к изучению темы
Ситуативное задание
Однажды Оля принесла в школу шкатулку. Эта шкатулка досталась Оле от бабушки. В ней она нашла записку следующего содержания: «Береги свои ценности и следуй им, тогда твоя жизнь будет долгая и счастливая».
Оля задумалась о своих ценностях, но затруднилась их определить и решила посоветоваться с одноклассниками. Аня сказала, что самое важное в жизни быть богатым и тогда можно купить всё, что хочешь. Оксана сказала, что самое ценное – это золотые украшения, а Серёжа утверждал, что здоровье – вот главное богатство.
– Кто из них прав?
– Есть ли у вас желание определить ценности, благодаря которым жизнь может быть и долгой, и счастливой.
– Подберите синонимы к слову ценность.
(богатство, сокровища)
Учебно – познавательная деятельность
– Можно ли увиденное назвать богатством? Уточните, что это за богатства и кому они принадлежат?
– Где находятся эти богатства?
– Только ли на поверхности Земли можно отыскать сокровища?
– Что мы называем полезными ископаемыми?
Сообщение учителя
Полезные ископаемые – минеральные образования земной коры, состав и свойства которых позволяют использовать их в качестве сырья или топлива. Различают твёрдые, жидкие и газообразные полезные ископаемые.
Полезные ископаемые находятся в земной коре в виде скоплений, которые являются их месторождением. На одно из месторождений мы сегодня и отправимся.
Загадка.
– Что узнали об этом полезном ископаемом на уроках окружающего мира?
Сообщения учащихся
- Нефть образовалась из остатков растений и животных, которые жили миллионы лет назад, под землёй.
- Нефть – это густая маслянистая жидкость. У неё резкий запах. Попадая в воду она растекается тонкой плёнкой на её поверхности.
- Люди знали о существовании нефти ещё в глубокой древности. Иногда при рытье колодца вместо воды из земли выступала тёмная маслянистая жидкость с острым запахом – нефть. У этой жидкости было замечательное свойство – она прекрасно горела. Её наливали в светильники, использовали в военном деле для изготовления «огненных стрел» и «огненных горшков», применяли для смазки колёс и механизмов. Так было до тех пор, пока не изобрели двигатель.
- Сообщение учителя
Сегодня нефть является одним из важных для человечества полезных ископаемых, которое используют для производства бензина, керосина, пластмасс, красок, тканей, лекарств и т. д. Её считают «чёрным золотом» , по цене она не уступает жёлтому металлу.
Задание 1.
– Люди какой профессии занимаются поисками месторождений? (геологи)
– Найдите на карте России месторождения нефти. (остров Сахалин, полуостров Ямал, Западная Сибирь)
– Кто приходит на смену геологам? (буровики)
– Буровики строят буровые вышки и бурят глубокие скважины. Бурение скважин – это одна из основных операций при добыче нефти. Специальными насосами нефть выкачивают в нефтехранилище, а затем по нефтепроводам, на специальных судах – танкерах или в цистернах её доставляют на нефтеперерабатывающие комбинаты.
Задание 2.
Рассмотрите фотографии и определите, какие технологические операции по добыче и транспортировке нефти на них изображены.
Задание 3.
-Внимательно рассмотрите конструкцию буровой вышки. Буровая вышка – это сооружение над скважиной, предназначенное для спуска и подъёма бурового инструмента, приборов, труб. По своей форме она похожа на пирамиду высотой иногда с 13-14- этажный дом. Она имеет 4 ноги, на которые крепятся три площадки. Для большей прочности ноги скреплены между собой специальными тягами. Детали буровой вышки изготавливают из труб, при сборке их соединяют болтами.
Задание 4.
-Какой материал лучше всего подходит для создания модели буровой вышки? Почему? Какой должна быть вышка? (устойчивой, мобильной, крепкой.
Задание 5.
Какую форму работы выберете? Почему? Распределите обязанности.
Задание 6.
-Рассмотрите модель буровой вышки. Определите, какие детали конструктора необходимы при её изготовлении, подберите эти детали. Подберите инструменты, которые нужны, чтобы собрать модель.
Задание 7.
– Самостоятельное составление плана работы с опорой на рисунок. Сборка изделия
Задание 8.
– Сравните модель с образцом. Оцените свою работу и работу своих товарищей.
Диагностика качества освоения темы
- Допиши предложения:
- Чёрное золото – это ……………………………………………. .Буровая вышка – это сооружение над ……………………., предназначенное для …………………………………………………..
2.Нарисуй условный знак, которым обозначают на карте нефть.
- Определи и подчеркни названия профессий людей, которые участвуют в добыче нефти:
Шахтёр геолог буровик фармацевт
- Определить последовательность по добыче и транспортировке нефти:
… Бурение скважин;
… Поиск нефтяных месторождений;
… транспортировка нефти по трубопроводам;
… подготовка месторождений к разработкам.
Интеллектуально – преобразовательная деятельность
– Только ли в России находятся месторождения нефти?
Обоснуйте свой ответ.
– Подумайте, как сделать, чтобы ваша вышка имела государственную принадлежность?
– Что помогло вам справиться с заданием? Смогли ли вы теперь помочь Оле определить ценности?
– Какие человеческие качества можно назвать ценностями, благодаря которым жизнь может быть долгой и счастливой?