Конспект полезные ископаемые 3 класс пнш

Конспект полезные ископаемые 3 класс пнш thumbnail

2. Проверка домашнего задания

10 мин.

– Молодцы, ребята, сейчас мы с вами повторим тему – минералы. Домашним заданием на сегодня у вас был пересказ стр. 12-15. Ребята, я спрошу одного ученика по данной теме. Кто хочет ответить?

– Очень хорошо ребята, ваш ответ был очень четким и выразительным!

– Сейчас, для того чтобы закрепить изученный материал, я раздам карточки с заданиями двум желающим. Вам необходимо заполнить пробелы в карточках и ответить на заданные вопросы по прошлым темам.

– Ребята, подойдите со своими дневниками, я поставлю вам оценку за ответ на уроке.

Проверяет домашнее задание; озвучивает тему урока

Слушают учителя, работают по карточкам; отвечают с помощью схемы

Проверка знаний учащихся.

  1. Подготовка к основному этапу занятий:
  1. Мотивационный этап;
  2. Постановка целей

1 мин.

5 мин.

10 мин.

– Посмотрите на нашу Землю. Богата и разнообразна природа нашей Земли. Одни богатства находятся на поверхности Земли, другие – спрятаны глубоко в Земле.

Какие хитрые секреты

Таят обычные предметы:

Блестят в солонке минералы!

Снежинки – это же кристаллы!

Фольга, скрывавшая конфету –

Металл такой же, как в ракетах.

Таит его простая глина,

Сестра сапфира и рубина!

А коль споткнёшься ты о камень,

Не думай, что виной булыжник,

И тут всесильная природа

Тебе подсунула породу!  

– Как вы думаете, о каких богатствах и секретах пойдет сегодня речь? (ответы детей).

– Правильно ребята, о полезных ископаемых.

(Слайд 2).

– А сейчас, подумайте и составьте схему из чего состоят полезные ископаемые.

– Посмотрите пожалуйста на слайд и проверьте правильно ли вы составили свою схему.

(Слайд 3)

– Молодцы ребята, у вас все правильно!

– Какую цель можно поставить на уроке? (Узнать, что такое ископаемые)

(Слайд 4)

А какую проблему мы можем поставить на уроке?

– Проблема: Если есть полезные ископаемые, есть ли не полезные?

(Слайд 5)

– Открываем учебник на стр. 16. Кто нам прочитает тему урока? («Полезные ископаемые»)

– Давайте мы с вами повторим пройденное: прочитайте 2 вопроса и ответьте на них.

– Правильно, ребята! А теперь, прочитайте 1 абзац на 16 стр., давайте подумаем, что мы называем полезными ископаемыми? (ПИ – это горные породы и минералы, которые человек использует для свои хозяйственных нужд).

(Слайд 6)

–  Хорошо, давайте поработаем в парах. Составьте схему полезных ископаемых по 1 абзац стр. 16.  

– Молодцы ребята, а я составила вот такую схему, посмотрите на экран

(Слайд 7)

– Как вы думаете, почему моя и ваши схемы похожи?

– Правильно, к твердым полезным ископаемым относится торф, песок, каменный уголь, гранит, известняк, алмазы и другие. К жидким полезным ископаемым относится нефть, минеральная вода, к газообразным полезным ископаемым природный газ.

 (Слайды 8, 9, 10)

– Очень хорошо ребята. Перепишите мою схему со слайда в тетрадь.

.

– Кто прочитает нам вопрос на стр. 16?

– Теперь ребята скажите мне, что же такое разведка?

(Разведка – это работы, производимые с целью ближайшего исследования уже отрытого месторождения полезного ископаемого)

(Слайд 11)

– А кто мне скажет, что такое месторождение?

– Посмотрите внимательно в учебник возле слова месторождение стоит звездочка, что нам нужно сделать? (открыть словарик и посмотреть значение).

– Кто нам прочитает?  (Месторождение – это место, где залегают полезные ископаемые).

(Слайд 12)

– Молодцы! Но чтобы нам ответить а этот вопрос, нам нужно изучит следующий абзац.

– Ребята, скажите кто такие геологи и археологи и чем они занимаются?

– Правильно ребята, геолог – это человек, который занимается поиском крупных скоплений и залежей полезных ископаемых.

(Слайд 13)

 А археолог – человек, который занимается раскопками древних вещей.

(Слайд 14)

Уточняет понимание учащимися поставленных;

формулирует задачи урока;

объявляет: цели урока, выдвигает проблему, формулирует задания, контролирует выполнение работы;

Показывает свою схему полезных ископаемых

Спрашивает значение слов

Слушают учителя, отвечают на вопросы, предполагают цели, ставят проблем урока; работают с учебником

Записывают схему полезных ископаемых;

Думают над значением слов; работает со словарем

Проверка знаний учащихся.

Выделение и осознание обучающимся того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения.

Осладение базовыми  предметными, межпрдметными понятиями, отражающими существенные связи  и отношение между обектами и процессами

строят рассуждения

Слушают, вступать в диалог участвовать в коллективном обсуждении;

Формулирвать собственную позицию, мнеия, контролировать действие партера.

  1.  Изучение нового материала

3 мин.

7 мин.

10 мин.

5 мин.

– Поработаем в группах. У каждой группы будет свое задание, связанное с полезными ископаемыми. Всего групп 5 по 5 человек. Я назначу ведущего, секретаря, чтеца и двух докладчиков. Ведущий руководит работой и следит за тем, чтобы все говорили только о данной теме. Чтец, читает материал из учебника, задания из карточки, дополнительный материал для работы, а в некоторых читает информацию из хрестоматии. Секретарь записывает на основе текста и выбранного ребятами материала информацию и составляет текст для выступления докладчиков. После окончания работы с текстами и с карточками докладчики выступают по их теме.

Каждой группе я раздам несколько карточек:

1 – инструкция работы с материалом;

2 – как нужно работать в группе;

3 – карточка с заданием.

– В 3 карточке будет написано название темы, с которой будит работать ваша группа, страницы учебника и хрестоматии и дополнительный материал.

(Слайд 15)

Кадой групппе я раздам образцы полезных ископаемых.

-На эту работу вам даётся на работу 7 мин.  

(работа в группах)

– Время работы подошло к концу. Давайте начнем с первой группы. Докладчики выходите отвечать. Все ребята, кто не работал над этой темой записывайте кратко в рабочую тетрадь.

– Постарайтесь каждая группа уложиться в 2 минуты.

(ответы учеников по темам)

(Слайды: 16 – 20)

– Молодцы ребята, вы хорошо справились с заданием! А теперь, давайте проверим ваши знания по всему тому, что вы усвоили за урок. Проведем тест. Я раздам вам карточки с заданиями.

Инструктирует учеников; распределяет роли

Слушают учителя, выполняют групповую работу,

находят в тексте информацию

Определение основной информации; учатся работать в группе.

Источник

Выполнил(а) студент(ка) 43 гр.

Ф.И. Гречина Анастасия

Дата:        28.02.18                        Учитель: Природные богатства и труд людей – основа экономики

Цели деятельности учителя: расширять знания учащихся о полезных ископаемых, их свойствах и применении.

Тип урока: комбинированный.

Оборудование :  Окружающий мир: 3кл.: Учебник: В 2 ч./Плешаков А.А./Учебник, 2006 г. – Ч.2./Программа – Школа России; мультимедиа проектор, экран, компьютер, презентация.

Этап урока, методы и приёмы

Хронометраж

 Содержание урока

(деятельность учителя)

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

Орг. Момент.

Словесный: слово учителя; ответы на вопросы.

1 мин

Здравствуйте, ребята!

Проверьте, пожалуйста, есть ли у вас учебники и рабочие тетради.

Приветствовать учителя

Настраиваться на работу

К:  настраивать  на урок, знакомятся с учителем.

Постановка учебной задачи и ее решение 

Словесный: ответы на вопросы.

4 мин

Сегодня на уроке мы начнём знакомство с 1 из китов экономики, как вы думаете с каким?

С полезными ископаемыми. Наша страна очень богата полезными ископаемыми.  

Давайте определим ряд вопросов, на которые нам предстоит ответить в ходе урока. (Что такое « Полезные ископаемые»? Какие полезные ископаемые бывают? Где находятся? Как люди используют в своей жизни? Как надо охранять полезные ископаемые? )

Отвечать на вопрос учителя

Формулировать тему урока

Р: формирование умения высказывать свои предположения в диалоге с учителем.

Проверка домашнего задания

Словесный: ответы учеников.

2 мин

На прошлом уроке мы с вами изучили тему три кита экономики.  

Проверка домашнего задания.  

Работать в учебнике

К: уметь слушать и слышать

Открытие нового знания.

Словесный: слово учителя; ответы на вопросы.

Практический:

работа с учебником, со спец тетрадью,

работа в парах, в группах.

12 мин

В мире существует много полезных ископаемых и их залежи безмерно велики. Задавались ли вы вопросом, что такое «полезные ископаемые»?

Сейчас я предлагаю вам стать исследователями и попробовать сформулировать    понятия «полезные ископаемые»

1 группа – Что называют полезными ископаемыми?

2 группа – Что такое месторождения?  

3 группа –  Что называют шахтой, карьером?

Прочитайте материал о полезных ископаемых.

В таблицу кратко занесите сведения из текста

К: четко, при помощи выразительных средств формулировать свои мысли; слушать и слышать.

Динамическая пауза

1 мин

Давайте немного поиграем, ваши ручки и ножки устали.

Раз – подняться, потянуться

Два – согнуться, разогнуться.

Три – в ладоши три хлопка,

Головою три кивка.

На четыре – руки шире,

Пять – руками помахать,

Шесть – на место тихо сесть.

Выполнять физ. минутку

Р: мобилизировать силы и энергию, умение контролировать действия.

Решение частных задач

Словесный: слово учителя; ответы на вопросы.

Практический: работа с кроссвордом на слайде; со спец тетрадью; с понятием на слайде; работа в парах.

Иллюстративный:работа с изображениями в учебнике.

5 мин

Мы узнали, что в мире существует много разных видов полезных ископаемых.  

Каждое полезное ископаемое обладает свойством. Сейчас мы займемся изучением свойств полезных ископаемых.

На столах лежат образцы полезного ископаемого (у каждой группы свой образец) и атлас-определитель “От Земли до неба”.

Результаты исследования будете заносить в журнал. Я предлагаю вам провести исследовательскую работу с помощью инструктивной карточки.

Название полезного ископаемого________________________

Твёрдое или жидкое _______________

Растворимость ____________________

Цвет _______________________________________________

Плотное или рыхлое (или пластичное)______________ ______

Прозрачное или непрозрачное __________________________

Горючее или негорючее ________________________________

Применение (в строительстве, топливо, для получения металлов)____________

Обозначение на карте__________________

У каждой группы свое задание.

Начинать свой рассказ, по завершению исследования, будете со слов: “Мы геологи только что вернулись с экспедиции….”  

Принимать установку учителя

П: воспринимать речь учителя; высказывать предположения; обсуждать проблемные вопросы;

строить речевые высказывания в устной форме; выполнять задания учителя.

К: четко, при помощи выразительных средств формулировать свои мысли; слушать и слышать.

Домашнее задание                

2 мин

Откройте дневники, запишите домашнее задание.

1 и 2 группе – приготовить сообщение о природном газе;

3 и 4 группе – приготовить сообщение о нефти.

Записывают домашнее задание в дневники        

Включение в систему знаний

Сл.:беседа

2 мин

Подведение итогов урока

Ребята, мы открыли новые знания о полезных ископаемых. Именно они сейчас помогут нам выстроить здание. И это не случайно, ведь именно полезные ископаемые используются в строительстве.

Здание это необычно. Оно будет состоять из наших знаний. Сейчас я буду загадывать вам загадки, а вы будете отвечать и собирать домик по кирпичику.

(По ходу отгадывания загадок появляется кирпичик, которые по окончанию работы образуют домик).

Посмотрите, какой прочный у нас получился дом. Может кто-нибудь из вас в будущем откроет новое месторождение нужного человеку полезного ископаемого.

Полезные ископаемые – это клад нашей Земли. Поэтому, как любой другой клад, их нужно беречь и охранять. Запасы полезных ископаемых на Земле не бесконечны. Нужно правильно и бережно относиться к подземным богатствам, которые невозможно восстановить.

Как надо охранять полезные ископаемые?

  • Экономично использовать
  • Оберегать от пожаров
  • Соблюдать правила перевозки
  • Заменять по возможности искусственными материалами

Отвечать на вопросы

Р: формулировать выводы из коллективного обсуждения.

Рефлексия деятельности

1 мин

Приём «Шесть шляп»

Каждая группа получает цветные шляпы с надписями. П

осле обсуждения в группах выслушиваются ответы детей.

Белая шляпа. Факты.  

Жёлтая. Позитивное мышление.  

Черная. Проблема.  

Красная. Эмоции.  

Зеленая. Творчество.  

Синяя. Философия.

Обобщают высказывания каждой группы.

Молодцы! Вы хорошо поработали сегодня. Урок окончен. До свидания, ребята!

Анализировать свою работу на уроке

Р:анализировать собственную  работу.

Источник

Тема урокаСвойства полезных ископаемых (песок,  глина,  мрамор,  известняк).

Цель урока: формирование знаний по теме: «Свойства полезных ископаемых».

1.Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов обучения:

–       формирование уважения к иному мнению;

–       развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки

2.Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения:

(регулятивные УУД)

– формирование  умения принимать и сохранять учебные задачи;

– формирование умения планировать, контролировать и оценивать свою деятельность;

(познавательные УУД)

–   формирование умения работать с информацией: использовать различные способы поиска информации; работать с несколькими источниками информации ( планом, иллюстрациями, словарем);

– формирование интеллектуальной автономности;

– развитие операционного мышления;

 (коммуникативные УУД)

-формирование умения слушать и слышать;

-формирование умения ясно и четко излагать свою точку зрения, доказывать ее;

-формирование умения работать в группах, распределять роли и функции совместной деятельности; выполнять свою часть работы и встраивать ее в общее рабочее поле;

-формирование умения работать в подготовленной среде, осуществлять выбор дополнительной информации, форм презентации;

-формирование умения связно выражать свои мысли, готовить полные речевые высказывания.

3.Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения :

– закрепление понятия о полезных ископаемых, об их месторождении.

  – формирование умений: проводить несложные наблюдения и ставить опыты, используя простейшее лабораторное оборудование, инструкции и правила при проведении экспериментов; делать выводы на основании полученных результатов; использовать при выполнении задания материал учебника как план, иллюстрирующий последовательность сменяющих друг друга событий, как этапы постановки опытов или выполнения задания.

– выявление в ходе опытов свойств известняка, мрамора, песка, глины;

– подготовка на основании опытов сообщения о свойствах полезных ископаемых и их использовании человеком.

– формирование умения описывать на основе предложенного плана изученные объекты, выделять их основные существенные признаки, выделять новое.

-формирование умения работать с географической картой (на этом уроке с картой Владимирской области).

– развитие познавательного интереса к предмету путем вовлечения учащихся в исследовательскую работу.
Оборудование:

1. Лабораторное: коллекция полезных ископаемых (известняк, мрамор, песок, глина);  лупы, стаканчики с водой, воронки, фильтры, гвозди, пластиковые коробки.

2. Интерактивное: интерактивная доска, ноутбук.

3. Инструкционные карты: план работы, листы исследования, картинки.

Технологическая карта

 Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Результаты: формируемые УУД

1.

2.

3.

4.

6.

7.

Эмоциональное начало урока.

  Актуализация знаний

Выход на тему  урока

Целеполагание, планирование деятельности.

-Планирование деятельности.

Исследование, работа в статичных  группах.

Осуществление исследовательской деятельности. Самостоятельная работа учащихся. Оформление результатов и подготовка презентации.

Презентация результатов исследования.

Первичное закрепление материала

Подведение итогов.

Оценивание эмоциональной сферы учащихся

– Давайте повернемся и поздроваемся с нашими гостями.

– А теперь повернемся друг к другу и пожелаем удачи.

-Послушайте загадки и постарайтесь их отгадать. 

Он очень нужен детворе.

Он на дорожке во дворе,

Он и на стройке, и на пляже,

И он в стекле расплавлен даже. (Песок)

Если встретишь на дороге,

То увязнут сильно ноги.

А сделать миску или вазу,

Она понадобится сразу. (Глина)

Покрывают им дороги,

Улицы в селениях.

А еще он есть в цементе.

Сам он — удобрение. (Известняк)

Очень прочен и упруг,
Строителям надежный друг.
Дома, ступеньки, постаменты
Красивы станут и заметны. (Мрамор)

– Каким понятием можно объединить отгадки?

– Сделайте предположения о теме урока.

– Давайте поставим цель нашего урока.

– Гипотезу?

Предлагает  предположить, что будет происходить на уроке, цели и задачи, план действий.

– Что мы должны узнать во время исследования об этих полезных ископаемых?

-Где мы найдём подсказку, как исследовать свойства?

-В каком источнике вы найдете толкование слова?

Сообщает каждой группе об объекте исследования.

Учитель  в  качестве   эксперта  наблюдает, советует, следит за соблюдением временных рамок. Контролирует соблюдение правил техники безопасности. Мотивирует  учащихся, создаёт ситуацию успеха. При необходимости консультирует учащихся  по вопросам подготовки презентации.

Учитель организует презентацию результатов каждой группы. В качестве эксперта принимает отчёт: обобщает и резюмирует полученные результаты, давая возможность группам оценить свою работу, подводит итоги работы каждой группы.

Учитель проводит блиц-опрос для групп, называет свойство горной породы, а группа, узнавшая свой объект исследования – встаёт.

Мотивирует учащихся на дальнейшее изучение через  мини-опрос «Я узнал о том, что…»

Предлагает заполнить листы самооценки каждому учащемуся.

Предлагает проиллюстрировать наглядно эмоциональный настрой от урока «Гора самоцветов»

Спрашивает учащихся об их впечатлениях от урока

Хоровое проговаривание, внутренний настрой на урок.

Отгадывают загадки.

– Полезные ископаемые

Высказывают предположения о задачах и теме урока. 

 я узнаю о свойствах полезных ископаемых, если
– знаю, что такое полезные ископаемые;
– умею работать в группе;
– умею пользоваться разными источниками информации.

– узнать их свойства

– на листах с планом

– в словаре

Делятся на группы в соответствии с номером на карточке.

Распределяют роли в группе; планируют свою деятельность; выбирают форму и способ презентации предполагаемого результата.

Учащиеся работают над исследованием: осуществляют поиск, сбор, систематизацию и анализ информации с использованием различных источников;

самостоятельно выполняют опыты, консультируясь по мере необходимости с учителем и товарищами по группе. 

Оформляют отчёт. Анализируют готовый продукт.

Презентуют результаты исследования. Дают оценку деятельности своей группы (Соответствует ли их выступление плану?Довольны ли своей работой?).

Отвечают на вопросы блиц -опроса (встают всей группой, если узнали свою горную породу). Весь класс контролирует правильность ответа группы.

Отвечают на вопросы в таблице и делают вывод: о том, что полезные ископаемые надо беречь, на уроках ещё не говорили. Это и будет темой следующего урока.

Заполняют листы самооценки, где оценивают свою работу и работу группы в целом.

Выбирают «самоцветы» по цвету настроения  и наклеивают их на 1 лист. Делятся своими впечатлениями от урока: что понравилось, что не понравилось…

личностные

(самоопределение)

Коммуникативные (умение осуществлять выбор необходимой информации)

Коммуникативные(умение работать в группах сменного состава, выполнять свою часть работы и встраивать её в общее рабочее поле)

коммуникативные познавательные (умение работать с интерактивной доской и ноутбуком

регулятивные (целеполагание, прогнозирование),

познавательные (умение работать с учебником)

регулятивные(целеполагание, планирование, алгоритмизация действий)

Коммуникативные: (инициативное сотрудничество: умение работать в  группе –распределять между собой работу и роли, выполнять свою часть работы и встраивать ее в общее рабочее поле)

Познавательные (самостоятельное создание способов решения проблем поискового характера, практические действия, умение работать с несколькими источниками информации: учебниками, текстами и иллюстрациями).

Личностные (развитие самостоятельности и личной ответственности за свою часть работы)

коммуникативные (полные ответы уч-ся, готовые речевые высказывания, использование средств языка и речи для получения и передачи информации)

Личностные (развитие самостоятельности и личной ответственности за свою часть работы)

коммуникативные

(самовыражение: монологические высказывания разного типа)

Регулятивные (контроль, коррекция, оценка).

коммуникативные

(самовыражение: монологические высказывания разного типа)

Регулятивные (контроль, коррекция, оценка).

Источник