Конспект по теме полезные ископаемые с ууд
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 19»
г. Балаково Саратовской области
Февраль 2016 г.
Формы организации учебно-познавательной деятельности:
фронтальная, индивидуальная, групповая.
Оборудование:
Для учителя:
компьютер, мультимедийный проектор, экран, документ-камера, презентация, карта России, опорные карточки, условные знаки полезных ископаемых, плакат «Гора» .
Для учащихся: учебник для 3 класса О.Н. Федотова, Г.В. Трафимова”Окружающий мир”-II часть, хрестоматия, тетрадь для самостоятельной работы; коллекции полезных ископаемых;квадраты зеленого и красного цветов по 5 штук каждому ученику;
раздаточный материал для групповой работы; фломастеры; исследовательская карта «Лист юных исследователей», магнитные доски , фишки, карты для игры «Обучающий калейдоскоп»
-формирование исследовательской деятельности через знакомство с горючими и строительными полезными ископаемыми, умение определять их свойства, определять способы добычи и их использование в хозяйственных целях
Познакомить с понятиями «полезные ископаемые», «геолог», «месторождение»; «горючие и строительные полезные ископаемые» и их значением в жизни человека;
научить называть свойства песка, глины, известняка, мрамора, нефти, каменного угля, торфа.
Развивать мышление, наблюдательность, умение обобщать материал, делать выводы, выделять главное, излагать мысли логически верно.
Воспитывать бережное отношение к природным богатствам.
Формировать УУД:
Личностные УУД:
– развивать навыки сотрудничества со сверстниками;
– способствовать развитию умения работать в группе;
– способствовать расширению словарного запаса детей;
– способствовать умению выполнять самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности
Коммуникативные УУД:
– умение оформлять свою мысль в устной форме, слушать и понимать речь других
Регулятивные УУД:
– умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя;
-высказывать своё предположение (версию) на основе работы с презентацией, с таблицей;
-работать по предложенному учителем плану;
– умение извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, иллюстрация), находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт ;
-формировать умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
-определять наиболее эффективные способы достижения результата;
-учить детей использованию исследовательского метода для поиска информации
Познавательные УУД:
– делать выводы на основе обобщения знаний, перерабатывать информацию для получения необходимого результата
Межпредметные связи: литературное чтение.
Технологическая карта изучения темы «Полезные ископаемые»
Этап урока
Форма работы
Деятельность
учителя
Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов
Деятельность
учеников
Формирование
УУД
I.Мотивация (самоопределение) учащихся к
учебной деятельности
1 мин.
фронтальная
С-1
Просмотр эпизода фильма «Каменный цветок» по сказке Павла Петровича Бажова
С-2
Информация учителя
– Посмотрите друг на друга, глазками пожелайте товарищу хорошего рабочего настроения на весь урок. Теперь посмотрите на гостей, поприветствуйте их. Я всем вам желаю интересного урока.
-Из какого фильма сказки этот эпизод?
-По мотивам уральских сказов какого писателя был создан этот фильм?
Фильм был создан в 1946 году. Сразу же после какого великого события?
И во время войны, и в послевоенные годы страна особенно нуждалась в подземных богатствах.
Почему?
Издавна тайны недр Земли интересовали человека
– А вам интересно, что там внутри нашей планеты?
1.Учащиеся настраиваются на позитивную работу.
2. Высказывают свое мнение:
Каменный цветок
Павла Петровича Бажова
Победы над фашисткой Германией
Для вооружения
Для восстановления после разрухи
Регулятивные УУД:
- обеспечение учащимся организации их учебной деятельности;
- эмоционально-положительный настрой на урок, создание ситуации успеха, доверия.
Личностные УУД:
- адекватная мотивация учебной деятельности;
- проявлять эмоционально-положительное отношения
к предмету.
Коммуникативные УУД:
- умение выражать свои мысли полно и точно;
- умение слушать и понимать речь других;
II.Этап актуализации и пробного учебного действия
3 мин.
Индивидуальная
Проверка знаний учащихся по теме
« Тайны недр Земли».
С-3
-Чтобы открыть новые знания, нам необходимо повторить пройденный материал.
(Зачитывает высказывания, которые начинаются со слов «Правда ли, что…»)
Высказывания:
- …не только горы, но и равнины, дно водоёмов сложены из горных пород? (зелёная)
- … горные породы не всегда твёрдые, бывают жидкие и газообразные? (зелёная)
- …гранит – осадочная горная порода? (красная)
- … базальт – магматическая горная порода, а каменный уголь – осадочная горная порода? (зелёная)
- … в состав гранита входит три минерала? (зелёная)
- … торф образовался из раковин морских животных? (красная)
- … из нефти делают взрывчатку?
Вывод.
Человек активно использует в своей жизни природные богатства
Работа с квадратиками красного и зелёного цвета. Если ученик согласен с высказыванием, то перед собой кладёт зелёный квадратик, а если не согласен – красный.
Самопроверка по контрольному листу
6 вопросов- 6 квадратиков
?
Дети затрудняются в ответе
Недостаточно знаний
Регулятивные УУД:
-активизация мыслительной деятельности, составление правильного ответа по плану, осуществление самоанализа
Личностные УУД:
-сознание потребности к новому способу действий
Коммуникативные УУД:
-умение определять свою точку зрения
Познавательные УУД
-умение осмысливать прослушенное
-умение анализировать с целю выделения существенных признаков
III.Этап выявления места и причины затруднения
2 мин.
IV Этап построения проекта выхода из затруднения
2 мин.
Фронтальная
С-4
– Посмотрите на нашу Землю. Богата и разнообразна природа нашей Земли. Одни богатства находятся на поверхности Земли, другие спрятаны глубоко в Земле
Дает возможность детям определить тему урока
Постановка проблемы
С-5
Выдвижение гипотез
С-6
Дает возможность определить цель .
Определение этапов построения работы над проблемой
Какие хитрые секреты
Таят обычные предметы:
Блестят в солонке минералы!
Снежинки – это же кристаллы!
Фольга, скрывавшая конфету –
Металл такой же, как в ракетах.
Таит его простая глина,
Сестра сапфира и рубина!
А коль споткнешься ты о камень,
Не думай, что виной булыжник,
И тут всесильная природа
Тебе подсунула породу!
– Как вы думаете, о каких богатствах и секретах пойдет сегодня речь?
– Прочитайте тему урока. “Полезные ископаемые”
– Что такое «полезное ископаемое»?
-Раз они полезные, значит, необходимы человеку?
А может быть человек может обойтись в жизни и без полезных ископаемых?
-Какую же цель определяем для себя на уроке?
-Что же для этого нам нужно знать?
1.Название полезного ископаемого
Уметь определять?
2.Свойства
Научиться находить их по чему?(карте)
3.Месторождение
Представлять, как добываются ПИ
4.Способ добычи
Изучить, как человек применяет полезные ископаемые в жизни?
5.Использование в жизни
Применять знания, чтобы сохранить полезные ископаемые
6.Охрана
О полезных ископаемых
Варианты ответов детей: полезное-приносит пользу для человека, ископаемое-выкапывают из земли .
Возможна ли жизнь человека без полезных ископаемых?
Дети выдвигают гипотезы:
1.Да. Но он будет жить как первобытный человек.
2.Нет. Современный человек не сможет жить без топлива, строительных материалов, машиностроения, электронной техники.
Какие полезные ископаемые человек добывает для своих жизненных потребностей?
1.Узнать, какие полезные ископаемые есть в недрах Земли?
2.Какими свойствами обладает каждое полезное ископаемое?
3.Где оно находится?
4.Как его добывают?
5.Как люди используют его в своей жизни?
6.Как надо охранять полезные ископаемые?
Познавательные УУД:
–умение определять тему урока
Регулятивные УУД:
-умение синтезировать при формировании своего ответа
Коммуникативные УУД:
-умение определять свою точку зрения
Личностные УУД:
– осознание себя частью большого государства
Личностные УУД:
-устанавливать причинно-следственные связи, цепи рассуждений
Познавательные УУД:
-умение ставить цели определять способы их реализации по плану
Регулятивные УУД:-инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации
Личностные УУД:
-оценивание усваиваемого содержания
V этап реализации построенного проекта
5 мин.
Фронтальная
Работа по учебнику-подготовительная работа
1.Словарная работа по учебнику
С-7
2.Первичное знакомство с полезными ископаемыми
С-8-15
- Слайд презентации
- Показ коллекции
- Условное обозначение на карте
Физминутка
-Чтобы всё понять нам необходимо пополнить словарный запас.
1.Полезное ископаемое ( учебник с. 16)
2.Геолог
3.Месторождение ( словарь учебника с.142)
4. Добыча: карьер, шахта, скважина.
5.Искусственные материалы (словарь учебника с.141) Работа с иллюстрацией с. 17
-Какое полезное ископаемое?
-Посмотрите коллекцию
-Посмотрите на карту России и определите, какое условное обозначение соответствует каждому полезному ископаемому?
-Выберите условное обозначение
-Мы сегодня будем изучать нефть, каменный уголь, торф, известняк, мрамор,песок и глину. –Все полезные ископаемые можно разделить на 3 группы. Горючие , строительные, рудные
Трудно, надо знать их основные свойства
Существует третья группа полезных ископаемых, отгадайте какая?
-Добывается в шахтах, тяжёлая, прочная, ковкая, состоит из мелких, плотно соединенных зёрен. Главное свойство- плавкость.
-С рудными полезными ископаемыми мы познакомимся на следующем уроке.
-По дорожке шли, шли,
Много камешков нашли.
Присели, собрали и дальше пошли.
По дорожке, по дорожке
Прыгаем на правой ножке.
И по этой же дорожке
Прыгаем на левой ножке.
Стоп! Немножко отдохнём!
И работать мы пойдём!
Дети читают значение слов из словаря учебника с.142
Горные породы и минералы, которые человек использует для своих хозяйственных нужд
Человек, занимающийся поиском и изучением полезных ископаемых
Место, где залегают полезные ископаемые
Карьер – место открытой разработки неглубоко залегающих полезных ископаемых. Шахта- место подземной добычи полезных ископаемых
Скважина- это горная выработка без доступа в нее человека.Верхняя часть скважины называется устье, нижняя – забой. Стенки скважины – это ствол скважины.
Искусственные материалы: материалы, которые создал сам человек.
Дети распределяют знаки полезных ископаемых в группы –затрудняются
горючие-нефть, каменный уголь, торф.
строительные: гранит, песок и глина
Условные обозначения:
известняк-
мрамор-
нефть-
каменный уголь- –
торф-
песок –
глина-
Железная руда-
Познавательные УУД:
–умение искать и выделять информацию из учебника, работать со словарем
Регулятивные УУД:
-умение вносить дополнения в план действий
Коммуникативные УУД:
-умение выдвигать и обосновывать гипотезы
Коммуникативные УУД:
-оценивание усваиваемого содержания
VI Этап
Реализация плана действий
10 мин.
Групповая
Учитель делит детей на группы по 5 человек-определяет нумерацию групп, названия полезного ископаемого, раздает, коллекции, материалы к практическим работам, исследовательские карты
Рассаживаемся по 5 человек
1 группа -нефть
2 группа-торф
3 группа-известняк и мрамор
4 группа-песок и глина
5 группа- каменный уголь
– Координаторы, распределите в группе обязанности. Все выполненные работы оформите на «Листе юного исследователя»
– Экспериментаторы, проведите необходимые практические работы , сделайте выводы о свойствах полезного ископаемого
– Иллюстраторы, оформите результаты работы в таблице, составьте опорную схему
-Аналитики,
-По учебнику с.16-25 найдите материал относящийся к вашему полезному ископаемому, изучите, попробуйте пересказать.
-По хрестоматии с.80-84 дополните свои сведения о нефти и каменном угле
-Выберите условный знак полезного ископаемого
-Найдите месторождения на карте России, на карте Саратовской области
Исследователи, расскажите о применении полезного ископаемого.
-Подумайте, как можно охранять полезное ископаемое?
Дети рассаживаются по 5 человек. Распределяют обязанности:
1. Обсуждение задания.(координатор)
2. Выполнение практического задания (экспериментаторы).
3. Оформление результатов (иллюстраторы)
4. Формулирование выводов (аналитики)
5. Применение (исследователи)
Изучают полезные ископаемые.
Выполняют практическую работу по алгоритму
- по ЛОС (лист опорной схемы)
2-лос
3-учебник с. 22-23
4- учебник с.24-25
5-лос
Определяют свойства и заполняют исследовательскую карту
Определяют условное обозначение полезного ископаемого.
Находят на карте.
Познавательные УУД:
–умение искать и выделять информацию;
-умение анализировать объект с целью выделения признаков;
-умение строить логическую цепь рассуждений
Регулятивные УУД:
-умение определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата;
-умение работать по алгаритму;
-умение проявить волевое усилие по преодолению препятствий
Коммуникативные УУД:
-умение работать в команде;
-умение взаимодействовать со сверстниками
Личностные УУД:
-умение отстаивать свою точку зрения;
-умение работать по правилам коллектива;
-умение оценить свою и чужую работу, оказать необходимую помощь
VII Этап
реализации построенного исследования-защита исследовательских работ
15 мин.
Индивидуально-групповая
Слушает и корректирует выступления детей
Показ работ на документ –камере, обсуждение.
-Какое полезное ископаемое? Как отличишь от других олезных ископаемых?
В каком состоянии находится в недрах Земли?
Каким свойством обладает?
Как добывает это полезное ископаемое человек?
Как его использует человек ?
Как оно условно обозначается на карте?
К какой группе отнесем ваше полезное ископаемое?
Покажи на карте России , Саратовской области месторождения данного полезного ископаемого.
Что будет, если это полезное ископаемое исчезнет?
Вопрос координаторам
– Как работала твоя команда?
-Кого бы ты отметил как самого активного?
Отчет детей по самостоятельному изучению полезного ископаемого по группам согласно обязанностям и плану
Горючие, строительные
Познавательные УУД:
-умение синтезировать, восполнять недостающие компоненты;
-умение подводить свои выводы под понятие;
-умение строить логическую цепь рассуждений
Познавательные УУД:
-умение осознавать качество и уровень усвоения
Коммуникативные УУД:
-умение полно и точно выражать свои мысли
Личностные УУД:
-умение осознавать свою роль в коллективной деятельности
VIII Этап включения в систему знаний, закрепление и повторение
6 мин.
Фронтальная
Возвращение к проблеме
С-13
– Полезные ископаемые – это источник нашей жизни. Возможна ли жизнь человека без полезных ископаемых?
– Скажите, а что будет, если исчезнут полезные ископаемые с нашей Земли?
– Что же должен делать человек, чтобы по- хозяйски использовать богатства подземных кладовых?
А как мы с вами будем бережно использовать эти богатства?
Используя природные ресурсы, задумывайтесь о том, что будет завтра. А будет ли вообще это “ЗАВТРА”? Сегодня наша планета стоит на пороге экологической катастрофы и наиболее грозный предвестник ее – парниковый эффект. Он вызван увеличением содержания в атмосфере углекислого газа, который образуется в огромных количествах при сжигании топлива. Того самого топлива, которое используется для обеспечения наших квартир светом, теплом и водой. Значит, судьба нашей планеты зависит от каждого из нас, от всего человечества, а вернее, от того, сколько мы потребляем природных ресурсов!
Полезные ископаемые – это клад нашей Земли. Поэтому, как любой другой клад, их нужно беречь и охранять. Запасы полезных ископаемых на Земле не бесконечны. Нужно правильно и бережно относиться к подземным богатствам, которые невозможно восстановить.
Четверостишие читает ученик.
Знай, что нужно экономить
Воду, уголь, газ и нефть.
Если будешь это делать,
Хватит их на много лет.
Познавательные УУД:
-умение предъявлять доказательства;
делать выводы на основе примеров из жизни;
Регулятивные УУД:
-осознание важности изученного в жизни людей;
-осуществлять взаимоконтроль
Коммуникативные УУД:
-умение осознанно выражать свои мысли
Личностные УУД:
-умение осознавать свою роль в бережном отношении к природным ресурсам
Работа парами
Игра «Обучающий калейдоскоп»
-О каком полезном ископаемом идет речь, фишкой отметьте правильный ответ.
1.Прочный камень белого или серого цвета, образовался из остатков морских организмов
2.Главное свойство этой породы-прочность. Состоит из зерен полевого шпата, кварца и слюды
3.Образовался при разрушении гранита, используется в строительстве и при производстве стекла
4.Чёрный с заметным блеском, твердый, тонет в воде, горюч.
5.Лёгкий, впитывает влагу, хорошо горит, служит подстилкой для скота, удобрением
6.Добывается в шахтах, тяжёлая, прочная, ковкая, состоит из мелких, плотно соединенных зерен. Главное свойство-плавкость
7.Темная маслянистая жидкость, горит, из неё получают бензин, керосин, мазут
8.Обладает пластичностью, используется в строительстве и гончарном деле
9.Этот камень образуется при извержении вулканов из лавовой пены, насыщенный пузырьками газа
10.После полировки камень приобретает красивый узорчатый рисунок. Применяется в скульптуре, для отделки зданий и метро
Дети читают задания-фишкой определенного цвета и размера обозначают ответы.
Самопроверка-перевернуть карточку, сверить ответы.
Известняк
Гранит
Песок
Каменный уголь
Торф
Железная руда
Нефть
Глина
Пемза
Мрамор
Учитель объясняет домашнее задание
С-14-15
Прочитать из учебника с.16-21, подготовить пересказ Желающие могут подготовить презентации по изученным полезным ископаемым по группам
Дети записывают Д/З в дневнике
IX Этап Рефлексия
2 мин.
Индивидуальная
Оформление самооценки на плакате «Тайны Горы Знаний»
– Какая учебная цель стояла у нас на уроке?
Кто считает, что он достиг этих целей в полном объеме, возьмите фишку зеленого цвета и разместите на территории горы Знаний.
Кто считает, что он не обо всех полезных ископаемых помнит, разместите красные фишки.
А кому было трудно и он почти ничего не запомнил- желтые фишки
Узнать, какие полезные ископаемые нашел человек в недрах Земли?
Какими свойствами обладает каждое полезное ископаемое?
Где они находятся?
Как их добывают?
Как люди используют их в своей жизни?
Как надо охранять полезные ископаемые?
Познавательные УУД:
-умение обосновывать результат решения проблемы
Регулятивные УУД:
-осознание качества и уровня усвоения материала
Коммуникативные УУД:
-умение осознанно выражать свои мысли
Личностные УУД:
-умение осуществлять самоанализ и самооценку
Цели урока: познакомить детей с полезными ископаемыми, их свойствами и применением.
– сформируют понятие «полезные ископаемые», освоят знания о свойствах полезных ископаемых, их применении и способах добычи.
– сформируют способность к самооценке на основе наблюдения за собственной деятельностью;
– расширят кругозор.
Оборудование: Окружающий мир: 3 класс, 2 часть, А.А. Плешаков. Школа России. «Просвещение» 2014, презентация, образцы полезных ископаемых.
Этап урока. Методы и приемы
Хроно-метраж
Содержание урока.
Деятельность
Учителя
Деятельность ученика
Планируемые результаты (УУД)
Организационный момент
Словесный: слово учителя
1 мин
Сейчас у нас урок окружающего мира. Давайте проверим готовность к уроку. У вас на парте должны быть учебник, рабочая тетрадь, линейка, карандаш, ручка.
Сейчас сядут те, кто готов к уроку и хочет научиться новому.
Приветствовать учителя
Проверять готовность к уроку
Регулятивные: обеспечение учащимся организации их учебной деятельности.
Актуализация знаний
Словесный:Ответы на вопросы
3 мин
– Ребята, давайте вспомним, какую тему мы с вами изучали на прошлом уроке? (Экономика).
– Что же такое экономика? (экос по-гречески значит «дом», номос- «закон».
Экономика-наука о рациональном ведении хозяйства).
– Какая главная задача экономики? (удовлетворение разных потребностей людей).
– Что называется потребностями? (все, что требуется людям для жизни).
– Что нужно для удовлетворения потребностей людей? (товары и услуги).
– Что такое товары? (Вещи, предметы, с помощью которых люди удовлетворяют свои потребности).
– Приведите примеры товаров(продукты питания, одежда…).
– Что такое услуги? (Работа, которую люди выполняют, чтобы удовлетворить те или иные потребности других людей).
– Приведите примеры услуг (стрижка в парикмахерской).
Отвечать на вопросы
Регулятивные: осуществлять само- и взаимоконтроль учебной деятельности.
Постановка учебной задачи
Словесный: ответы на вопросы.
3 мин
-Из чего изготовляют автомобили , самолеты , поезда?(из стали, металла)
-Вот построили автомобили,самолеты,поезда, только они сами не поедут и не полетят.Что же еще нужно для них?(бензин,горючее)
-Из чего делается горючее?(из нефти)
-Записываю на доске:сталь, нефть.
-Ребята дополните запись на доске.(соль, гранит, каменный уголь и т.д.)
-Ребята как мы можем все это назвать?(полезные ископаемые)
Как вы думаете, какая у нас сегодня будет тема урока?
-Какие цели мы с вами поставим?
Размышлять над темой урока и учебной деятельностью
Ставить перед собой цель урока
Коммуникативные: выражение своих мыслей с полнотой и точностью.
Познавательные: постановка и формулирование проблемы.
Решение частных задач
Словесный: слово учителя, ответы на вопросы
Практический: выполнение упражнений, заполнение таблицы
Практический: физические упражнения
32 мин
3 мин
– Ребята, а вы знаете что такое полезные ископаемые?
Полезные ископаемые – это богатства земных кладовых, которые человек использует в хозяйстве. Большинство из них твердые. Нефть- жидкое полезное ископаемое, природный газ – газообразное.
Какие еще полезные ископаемые вы знаете?
Хорошо, давайте прочитаем информацию о том, как добывают полезные ископаемые. Читаем по одному абзацу, затем вам нужно будет ответить на вопросы по тексту. (Что такое месторождение? Кто такие геологи? Где добывают полезные ископаемые?)
Открываем рабочие тетради на странице 28. Задание №2. Для начала заполните таблицу. Вам нужно записать название и свойства полезного ископаемого. Затем подумайте, где применяется это полезное ископаемое.
Отлично! Сейчас откройте ваши учебники на странице 47. Я раздам карточку на пару. Вам нужно заполнить пропуски. В первой колонке – полезные ископаемые, во второй- что из них изготавливают.
Подведение итогов.
Физминутка
Ребята, а сейчас давайте немного подвигаемся под музыку, вставайте и повторяйте движения за мной.
Слушать учителя
Отвечать на вопросы
Работать в группе и паре
Выполнять задания
Пользоваться учебной литературой при возникновении затруднения
Усваивать новую информацию
Анализировать текст с целью ответов на вопросы
Выполнять физические упражнения
Коммуникативные: участвуют в учебном диалоге.
Регулятивные: осуществлять самоконтроль за ходом выполнения работы и полученного результата;
волевая саморегуляция в ситуации затруднения.
Личностные: установка на ЗОЖ.
Д. з. Словесный: слово учителя
1 мин
Ребята, сейчас откройте ваши дневники и запишите домашнее задание: рабочая тетрадь, стр. 30, № 4,5; пересказ.
Записывать домашнее задание
Итог урока. Рефлексия. Словесный: ответы на вопросы, самоанализ.
2 мин
Ребята, о чем мы говорили сегодня на уроке? Какую цель перед собой поставили? Достигли ли мы цели урока? Ответы на вопросы. Что было сложное в работе? С чем справились легко? Что получилось? Не получилось? Что вам понравилось?
Молодцы! Вы сегодня очень хорошо поработали. Спасибо за урок.
Подводить итог урока
Отвечать на вопросы
Оценивать свои достижения
Регулятивные: выделение и осознание того, что усвоено на уроке, осознание качества и уровня усвоенного.
Личностные: самооценка.