Конспект по географии 7 класс рельеф и полезные ископаемые евразии
План-конспект урока
«Рельеф и полезные ископаемые Евразии».
1 | ФИО (полностью) | Панкрашкина Жанна Александровна |
2 | Место работы | МБОУ СОШ №5 г.Лысково |
3 | Должность | Учитель географии |
4 | Предмет | География |
5 | Класс | 7 |
6 | Тема и номер урока в теме | Рельеф и полезные ископаемые Евразии, 2 урок |
Тема урока: Рельеф и полезные ископаемые Евразии.
Цель урока: Изучить особенности рельефа материка Евразия, выяснить причины, обусловившие эти особенности, выявить взаимосвязь тектонического строения и размещения полезных ископаемых.
Задачи:
Образовательная: Выяснить причины разнообразия форм рельефа Евразии, через определение закономерностей размещения крупных форм рельефа и тектонических структур.
Развивающая: Сопоставлять и анализировать различные по содержанию карты атласа (тектоническую и физическую); развивать у учащихся умение работать в паре, в группе.
Воспитательная: Определить личностно-значимые аспекты изучения рельефа материка.
Тип урока: комбинированный
Методы обучения: проблемный метод, частично-поисковый.
Формы организации деятельности учащихся:
- Индивидуальная;
- Групповая.
Средства обучения: учебник «География материков и океанов», 7 класс, карты атласа и настенная тектоническая карта мира, контурные карты, электронные образовательные ресурсы.
Техническое оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, интернет-ресурс ФЦИОР https://www.fcior.edy.ru , ЕК ЦОР https://school-collection.edu.ru.
Структура и ход урока.
№ | Этап урока | Название используемых ЭОР (с указа-нием поря-дкового номера из таб. При-ложения ) | Деятельность учителя (с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация) | Деятельность ученика | Время, минуты |
1 | Организацион-ный момент. | Создание атмосфе-ры взаимопонима-ния и сотрудниче-ства, благоприят-ный настрой уча-щихся на совмест-ную работу. | Учащиеся демонстрируют готовность к работе | 3 | |
2 | Актуализация знаний. | На данном этапе урока учитель выступает в роли арбитра. Проверка знаний усвоенных на прошлом уроке, создание ситуации успеха и определение перспектив урока (от географического положения материка к рельефу и тектоническому строению) | Учащиеся в течение 5 минут задают вопросы по пройденной теме «Географическое поло-жение Евразии» по цепочке: ученик форму-лирует и задаёт вопрос классу, весь класс определяет коррек-тность и правильность вопроса, за тем жела-ющий отвечает и задаёт свой вопрос, и так по цепочке пока время не вышло. Впоследствии выявляется лучший вопрос на данном этапе урока. | 5 | |
3 | Мотивация на новую деятельность. Совместная работа учителя и учащихся над утверждением: «Рельеф оказывает большое влияние на образование, разви-тие и размещение по поверхности материка всех компонентов природы». | Выявление интере-сов учащихся в изучаемой области, их отношения к теме, принятие це-ли урока и совмес-тное определение учебной и исследо-вательской задач урока, определение проблемной ситуации, стимулирование «желания понять». | Каждый учащийся отвечает на вопросы: Что изучаем сегодня? Зачем, ради чего я изучаю эту тему? Что интересно для меня лично? | 6 | |
4 | Изучение нового материала. Решение поставленных исследовательских задач – «При-чины разнообра-зия форм релье-фа Евразии» | ЭОР №1 ЭОР №2,3 | Организует и ката-лизирует деятель-ность учащихся в процессе решения поставленных задач, обеспечивает личностную вклю-ченность каждого ученика в решение проблемы. Осуществляет консультирование учащихся при вы-полнении как групповой, так и индивидуальной деятельности. Предоставляет возможность и право выбора заданий учащимся с целью форми-рования адекват-ной самооценки. |
| 25 |
5 | Подведение итогов занятия. Рефлексия. | Учитель способст-вует выработке у учащихся объектив-ной оценки своих достижений, орга-низует индивиду-альную и груп-повую рефлексию деятельности. | Учащиеся самостоят-ельно оценивают инди-видуальную, группо-вую деятельность на уроке заполняя оцено-чную карту урока (см. приложение №4); (Достигнуты ли поставленные цели? Много ли нового и интересного узнал на уроке?). | 5 | |
6 | Домашнее задание §53 , на контурную карту нанести все объекты рельефа и районы добычи по-лезных ископаемых изученные на уроке | Учитель сообщает домашнее задание и объясняет способ его выполнения | Ученики осмысляют информацию о домашнем задании и задают уточняющие вопросы. | 1 |
Результаты урока.
В результате сотрудничества учащихся и учителя стала возможным самостоятельная постановка целей и задач, а также их решение. Учащиеся закончили поэтапное освоение знаний о размещении неровностей по поверхности земного шара, т.к. Евразия последний материк в курсе, поэтому сформировалась полноценная картина мировой орографии и происхождения отдельных её элементов. Выявление места Нижегородской области на тектонической карте Евразии позволило рассмотреть личностно-значимый аспект изучения данной темы.
Групповая и индивидуальная формы работы позволили организовать деятельность учащихся по переработке полученной информации в собственные личностные знания в условиях, когда каждый ученик хочет и может наиболее эффективно осуществлять свою деятельность.
Приложение к плану-конспекту урока
«Рельеф и полезные ископаемые Евразии».
Приложение №1. Перечень используемых на данном уроке ЭОР
Приложение №2. Раздаточная таблица «Анализ тектонической и физической карт Евразии».
Тектоническая структура | Форма рельефа | Название основных форм рельефа( не менее 3) | Полезные ископаемые (заполняется на другом этапа работы) |
| Равнина, возвышенности, низменности | ||
Плоскогорье | плоскогорье Декан | ||
| Среднесибирское плоскогорье | ||
| Низкие, старые горы | ||
| Сихотэ-Алинь, | ||
Альпы, Гималаи, Срединный хребет |
Приложение №3. Схема «Причины, повлиявшие на разнообразие форм рельефа Евразии».
Приложение №4. Матрица оценочной карты урока.
Твоя оценка себе (поясни) | Оценка, поставленная тебе группой за работу на уроке | Оценка, поставленная тебе учителем | Итоговая оценка за урок | Оцени прошедший урок сам |
5- я понял(а) материал урока, смогу объяс-нить другому. | ||||
4- я понял(а) материал урока, но не смогу объяснить другому. | ||||
3- понял(а) материал частично. | ||||
2- не понял(а) ничего на уроке. |
Resource id #3300
География 7 класс _____________________
Тема: РЕЛЬЕФ ЕВРАЗИИ.
Цель: формирование знаний о рельефе Евразии.
Задачи:
1. Рассмотреть особенности формирования рельефа.
2. Изучить районы землетрясений и вулканический извержений.
3. Определить основные типы рельефа.
3. Сформировать навык работы с электронным учебником.
4. Развить интерес к изучению материков и океанов.
Тип урока: изучение нового материала.
Оборудование: учебник, физическая карта мира, карта полушарий, электронный учебник.
Методы и методические приемы: рассказ и объяснение, работа с картой, атласом, электронным учебником.
Экспресс-план урока:
Организационный момент (2 – 3 мин).
Изучение нового материала (37 мин).
Закрепление нового материала (5 мин).
Ход урока
Организационный момент
(Внимание на организацию принадлежностей к уроку)
2.Изучение нового материала
1. Что такое земная кора? Каковы ее виды? 2. Что называют платформой, какой рельеф ей соответствует?
Особенности формирования рельефа. Рельеф Евразии очень разнообразен. Средняя высота материка – 840 м над уровнем моря, более половины его площади занимают горы. Здесь находятся самые высокие в мире горные системы: абсолютная высота 14 вершин – выше 8000 м. Из них 11 расположены в Гималаях, самый высокий пик Джомолунгма (Эверест) – 8848 м. Между горами раскинулись обширные равнины (найдите их на карте). Еще одна особенность рельефа Евразии – большие колебания высот: разница между самым низкорасположенным от уровня моря Мертвым морем (-403 м) и высотой Джомолунгмы достигает 9251 м. Эти особенности рельефа Евразии связаны с историей развития материка и исключительной сложностью его геологического строения.
Задание: По карте найти: 1) Горы Гималаи (пик Джомолунгма); 2) Мертвое море
Евразийская литосферная плита, составляющая основу материка, образована соединением разновозрастных геологических структур.
Самые древние из них – Восточно-Европейская, Сибирская, Китайско-Корейская и Южно-Китайская платформы. Между ними находились подвижные участки, которые в последующие периоды подвергались горообразованию. В результате этих процессов древние платформы соединились, образовав единую площадь суши.
Задание: Найдите на карте:
Среднесибирское плоскогорье
Восточно-Европейская равнина
Западно-Сибирская равнина
Позже к ней присоединились обломки материка Гондвана – Аравийская и Индостанская платформы (см. карту «Строение земной коры» на форзаце). В зоне столкновения Евразийской плиты с Аравийской и Индостанской сформировались очень высокие горные системы сложного строения – Кавказские горы, Армянское и Иранское нагорья, Тибет, Памир, Гималаи. На востоке материка, в Тихом океане, имеются островные дуги и глубоководные океанические желоба. В этой зоне земная кора очень неустойчива.
Задание: Найдите на карте:
Кавказские горы
Армянское и Иранское нагорья
Тибет
Памир
Гималаи
Районы землетрясений и вулканических извержений. Через Евразию проходят два очень крупных сейсмических пояса. Альпийско-Гималайский пояс тянется с юго-запада Европы на юго-восток Азии. Его южная часть охватывает также горные районы нашей страны (найдите эти горы на карте).
В 1911 году в Алматы во время сильнейшего 9-балльного землетрясения город был почти полностью разрушен и в земной коре образовались разломы. В 1988 году в декабре в результате мощного землетрясения в Армении был полностью разрушен город Спитак, пострадало свыше 60 населенных пунктов и погибло более 250 тысяч человек. В 1999 году в августе и ноябре в Турции во время землетрясений мощностью 7 баллов погибли тысячи людей и разрушено несколько городов. В этом поясе бывают также и извержения вулканов. Так, в 79 году нашей эры в результате извержения вулкана Везувий в Италии под лавой и пеплом был погребе и город Помпеи.
Задание: Найдите на карте:
Горы Альпы
Горы Гималаи
Сильные землетрясения наблюдаются также и в Тихоокеанском геосинклинальном поясе. Одним из таких мощных землетрясений в 1923 году была разрушена столица Японии – город Токио. В результате погибло 140 тыс. человек и около миллиона остались без крова. Такие землетрясения наблюдаются и на дне океана. При этом от эпицентра землетрясения во все стороны в виде круга стремительно расходятся волны гигантских размеров – цунами, которые наносят большой ущерб городам на побережье. В 1896 году Японии во время цунами погибло около 27 тыс. человек и было разрушено свыше 10 тыс. домов.
В этом поясе сосредоточено большинство вулканов Земли и часто наблюдаются извержения. Поэтому его еще называют Тихоокеанским «огненным кольцом» (рис. 65). Самый высокий действующий вулкан Евразии – Ключевская Сопка (4750 м). В этом поясе на Больших Зондских островах расположен вулкан Кракатау. Здесь в 1883 году произошло самое мощное извержение вулкана в истории планеты.
С вулканизмом также связаны горячие источники и гейзеры. На Камчатке, например, находится знаменитая Долина гейзеров, где сосредоточено более 20 действующих гейзеров. Горячие воды гейзеров используют для отопления домов и теплиц.
Задание: Найдите на карте:
влк. Ключевская Сопка
влк. Кракатау
Основные типы рельефа. Рельеф Европы и Азии сильно отличается. В Европе преобладают низменности, а горы сосредоточены лишь в ее южной части. Основную часть Европы занимает одна из крупнейших равнин в мире – Восточно-Европейская, а также Среднеевропейская и Дунайская низменности. Низкогорные участки Европы составляют Скандинавские горы, Среднеевропейские низкогорья и Уральские горы. Эти горы, сформированные в палеозойской эре, подверглись сильному выветриванию под влиянием внешних сил и осели. Высокогорные области Европы представляют Альпы и Карпаты Альпийско-Гималайского геосинклинального пояса и горы Пиренейского, Апеннинского и Балканского полуостровов. Вершины высоких гор острые, склоны крутые и отвесные. Такой рельеф, образовавшийся в связи с оледенением, называют альпийским типом рельефа.
Задание: Найдите на карте:
Восточно-Европейская
Среднеевропейская
Дунайская низменности
Скандинавские горы
Среднеевропейские низкогорья
Уральские горы
Горы Альпы
Горы Карпаты
В Азии плоскогорья, горные возвышенности и горные хребты занимают значительную часть площади (3/4)’ Равнины в основном сосредоточены на севере, а южнее расположены горы. Это Алтайская горная система, Саяны, Прибайкалье, горы Северо-Восточной Сибири, Дальнего Востока, Высокая Азия (Тянь-Шань, Памир, Гиндукуш, Каракорум, Куньлунь, Тибет, Гималаи). С запада к ним примыкают горы полуострова Малая Азия, Кавказские горы и Иранское нагорье. Южная часть этого горного пояса соединяется с плоскогорьями и равнинами полуостровов – Аравийского, Индостан и Индокитай, а восточная – с Великой Китайской равниной. В центральной части Азии находятся впадины, возвышенности и крупные высокие нагорья (найдите их на карте).
Задание: Найдите на карте:
Саяны
Прибайкалье
горы Северо-Восточной Сибири
Дальнего Востока
Высокая Азия (Тянь-Шань, Памир, Гиндукуш, Каракорум, Куньлунь, Тибет, Гималаи).
Горы полуострова Малая Азия
Кавказские горы
Иранское нагорье
Горы полуостровов – Аравийского, Индостан и Индокитай
Великая Китайская равнина
Молодые складчатые горы Евразии составляют два крупных пояса в северной и восточной частях материка. На юге Альпийско-Гималайского пояса сосредоточены самые высокие горы материка (Гималаи, Памир, Альпы, Кавказ). На некоторых участках этого пояса расположены нагорья – комплекс высоких равнин и горных хребтов. Крупнейшие из них – Тибетское и Армянское. Тихоокеанский складчатый пояс на востоке тянется от Камчатского полуострова до Больших Зондских островов. Здесь, как вам известно, расположен пояс землетрясений и вулканов. Поэтому некоторые вершины представляют собой действующие или потухшие вулканы (найдите их на карте).
Задание: Найдите на карте:
1) Гималаи
2) Памир
3) Альпы
4) Кавказ
5) Тибетское нагорье
6) Армянское нагорье
Для большинства горных систем характерны острые вершины и сопки, отвесные склоны и крутые перевалы. Многие покрыты ледниками. Древние горы Евразии, образовавшиеся в палеозойской эре, позже осели, подвергшись выветриванию под воздействием внешних сил. Некоторые из них (Тянь-Шань, Алтай, Саяны, Прибайкалье) стали выше под влиянием новейших движений. На этих участках в местах разломов земной коры возникли межгорные котловины. Иссык-Кульскую, 3айсанскую котловины занимают озера.
Задание: Найдите на карте:
Тянь-Шань
Алтай
Саяны
Прибайкалье
4.Закрепление нового материала
Покажите на карте:
Среднесибирское плоскогорье
Восточно-Европейская равнина
Западно-Сибирская равнина
Кавказские горы
Армянское и Иранское нагорья
Тибет
Памир
Альпы
Гималаи
Алтай
Саяны
Тянь-Шань
влк. Ключевская Сопка
влк. Кракатау
Скандинавские горы
Уральские горы
Кавказские горы
Горы Альпы
Горы Карпаты
Саяны
Прибайкалье
Горы полуостровов – Аравийского, Индостан и Индокитай.
Рефлексия
Выставление оценок
Домашнее задание: § 16-17, контурная карта.
Урок географии по теме «Рельеф Евразии»
Пластинина Юлия Львовна, учитель географии МАОУ «Лицей № 11
г. Благовещенска», заместитель директора по воспитательной работе,
г. Благовещенск, Амурская область.
Цели:
- образовательные: сформировать знания об общих чертах и особенностях рельефа, основных этапах его формирования и полезных ископаемых Евразии;
- воспитательные: продолжить формирование научного мировоззрения при раскрытии вопроса о природе рельефа и полезных ископаемых Евразии;
- развивающие: развивать умение работать с учебником, дополнительным материалом, интерактивной доской, контурными картами, компьютерами.
Уметь:
- сопоставлять и анализировать карты, с целью получения новых знаний,
- по типовому плану характеризовать основные формы рельефа,
- составлять листы опорных сигналов (ЛОС), делать выводы.
Оборудование: Интерактивная доска, мультимедийная установка, физическая карта полушарий и Евразии, компьютер, тетради, дидактические карточки, раздаточный материал со списком номенклатуры.
Ход урока (40 мин.)
1. Орг. момент (1 мин.)
2. Проверка знаний и умений (5 мин.)
А) индивидуальные карточки -3 чел.
Б) Игра “Крестики – нолики”
Сегодня я предлагаю вам вспомнить игру, в которую, наверное, играли еще много лет назад ваши бабушки и дедушки. Да и некоторые из вас иногда, на переменах увлекаются этой игрой. Она называется “крестики – нолики”, и условия ее известны каждому.
На интерактивной доске нарисована решетка для этой игры – девять ячеек.
Класс делится на 2 команды (команда – «крестики», команда – «нолики»). Для того, чтобы игроки имели возможность вписать свой значок в клеточку, нужно правильно ответить на географические вопросы. Ряд может быть любым – по горизонтали, вертикали и диагонали.
Вопросы:
- Что такое литосфера? (Каменная оболочка земли.)
- Что такое рифт? (Разлом в земной коре.)
- Частью какой плиты является Африкано-Аравийская платформа? (Африканская)
- Почему материк Австралию называют самым спокойным материком в геологическом отношении? (Нет действующих вулканов и областей землетрясений)
- Что обозначают эти цифры 1960, 1970, 1985г.? (Землетрясения в Южной Америке, в Андах)
- Почему говорят, что в Антарктиде продолжается ледниковый период?
- Высочайшая вершина Африки? (Килиманджаро.)
- Высочайшая точка Анд и всего западного полушария? (г. Аконкагуа – до 6960 м.)
- Какие крупные формы рельефа характерны для Северной Америки? (Кордильеры, Аппалачи, Центральные равнины, Великие равнины, Примексиканская низменность, Миссисипская низменность, Приатлантическая низменность, Скалистые горы).
3. Актуализация знаний и умений (3 мин.)
СЛАЙД 1 – эпиграф
Эпиграфом нашего сегодняшнего урока будут слова К. Паустовского: “Познания и странствия неотделимы друг от друга. Это непременное качество всех путешествий – обогащать человека огромностью и разнообразием знаний”.
Сегодня необычный урок: урок-путешествие.
СЛАЙД 2 – урок-путешествие, картинки
Класс разделен на 3 группы
Ребята, я предлагаю вам побывать в роли путешественников.
(Раздаются галстуки одного цвета, предлагается повязать их, так чтобы каждая группа отличалась от другой, не снимая галстуки).
Нам предстоит, исследовать особенности и основные этапы формирования рельефа Евразии.
Евразия – значительно выше других материков. На ее территории расположены высочайшие горные системы земного шара. Самая высокая из них – Гималаи с вершиной Джомолунгма (Эверест, 8848м). Равнины Евразии отличаются огромными размерами и тянутся на тысячи км. В Евразии особенно велики колебания высот. Разница между впадиной Мертвого моря и самыми высокими вершинами Гималаев превышает 9 км.
Чем же объяснить это разнообразие поверхности Евразии? Почему говорят, что Евразия исключительно богата ПИ?
На эти вопросы мы будем искать ответы в течение урока, используя знания, полученные на уроках географии, истории.
Открываем тетради, записываем число, тема: Рельеф Евразии.
СЛАЙД 3 – тема
4. Изучение нового материала
На столах лежат маршрутные листы, используя которые вы сможете без труда совершить путешествие по Евразии.
СЛАЙД 4 – маршрутный лист
Начало пути – Станция №1В прошлое – Станция №2 Равнины – Станция №3 Восхождение – Привал – Станция №4 Взрыв – Станция №5 Волшебная кладовая (конец пути)
СЛАЙД 5 – Станция №1В прошлое
Музыка №1 – А. Пугачевой «Старинные часы»
СЛАЙД 6 – Дрейф континентов
Ребята, вспомните, как появился материк Евразия? (200 млн. л.н. – Пангея,
135 млн.л.н – Гондвана, Лавразия – настоящее время (6 материков).
Работа с атласом стр. 4–5.
Предлагается дать анализ строения земной коры Евразии?
В основе материка лежит Евроазиатская ЛП; есть столкновение с Африканской, Тихоокеанской плитами; в местах столкновения плит расположены сейсмические пояса: Альпийско-Гималайский и Тихоокеанский. В центральных районах Евразии преобладают платформы, а в южных и восточных – горные области, следовательно, на севере и западе преимущественно расположены равнины, а на юге и востоке – горы.
Обратите внимание, что горные области Евразии отмечаются разными цветами. Путешественники, как вы считаете, с чем это может быть связано? (разный возраст горообразования). Сопоставляя карты атласа заполнить таблицу (стр. 4-5, стр. 26-27).
СЛАЙД 7 – таблица
Задание №1
Рельеф Евразии, внутреннее строение земной коры
Строение земной коры | Соответствующие формы рельефа (заполнить) | |
Древние платформы | Восточно-Европейская | Восточно-Европейская (Русская) равнина |
Сибирская | Среднесибирское плоскогорье | |
Индийская | Декан плоскогорье | |
Китайско-Корейская | Великая китайская равнина | |
Области складчатости | Древняя | Уральские, Алтай, Саяны, Тянь-Шань, Западно-Сибирская равнина |
Средняя | Верхоянский хр., хр. Черского, хр. Сихоте – Алинь, Чукотское нагорье, Колымское нагорье, Кунь-Лунь. | |
Новая | Памир, Кавказ, Срединный хр., Гималаи. |
Вывод: Происхождение позднее горообразовательные процессы соединили эти платформы, расширив площадь материка. В дальнейшем к Евразии присоединились платформы – осколки древней Гондваны, лежащие в основании полуостровов Аравийский и Индостан. На южных границах Евразийской плиты, на ее стыке с соседними плитами, происходили и происходят мощные горообразовательные процессы, которые привели к образованию высочайших горных систем.
Какие закономерности вы заметили? Что соответствует складчатым областям, а что платформам? (Складчатым областям соответствуют горы, а платформам – равнины и плоскогорья).
СЛАЙД 8 – Станция №2 Равнины
Музыка №2 – классика
Как и на других материках, основная часть населения Евразии живет на равнинах. Одна из самых больших на земном шаре – это Западно-Сибирская равнина.
СЛАЙД 9 – фото – Западно-Сибирская равнина
До последнего поднятия земной коры на месте нынешней равнины плескались волны древнего моря. Поэтому ее поверхность, сложенная морскими и континентальными породами осадочного происхождения, довольно ровная. Древние ледники оставили на поверхности равнин в северной части Евразии моренные гряды.
СЛАЙД 10 – Станция №3 Восхождение-фото горы
Музыка №3 – В. Высоцкий «Песня альпинистов»
СЛАЙД 11 – Стихотворение
Я знаю – где-то есть заветная гора.
Я верю, что придет прекрасная пора.
И, может быть, не раз придется отступать –
Я должен там когда-то побывать.
Как и равнины, горы Евразии различны по происхождению и возрасту. Горы новой складчатости образуют 2 гигантских пояса, расположенных на восточной и южной окраинах материка. Альпийско-Гималайский пояс протянулся в южной части Евразии от Атлантического и почти до тихого океана. В него входят Пиренеи, Альпы, Карпаты. Кавказ, Памир, Гималаи.
Тихоокеанский пояс складчатых гор начинается на Камчатке и заканчивается на больших Зондских островах. В Евразии он совпадает с Тихоокеанским вулканическим кольцом и поясом землетрясений. Поэтому иногда вершины горных хребтов – это действующие и потухшие вулканы.
Значительно старше Скандинавские горы, Урал, Тянь-Шань, Алтай. Они появились в эпоху древней складчатости. Под влиянием внешних процессов в течение многих млн. лет горы были сильно разрушены. В некоторых из них в дальнейшем произошли новые поднятия, например на Урале, Тянь-Шане, Алтае. На рельеф Евразии большое влияние оказало и древнее оледенение, которое захватило северную часть материка. Древний ледник покрывал также многие горные хребты. Земная кора материка формировалась во все геологические эры.
СЛАЙД 12 – геологические часы
Равнины и горы Евразии имеют самую разную высоту.
Задание №2. Установите правильную последовательность, пронумеровав данные территории по мере возрастания высот:
Форма рельефа | Высота, м | № |
Западно-Сибирская равнина | 0-200 м | 6 |
Среднесибирское плоскогорье | свыше 1000 м | 4 |
Восточно-Европейская равнина | 200-1000 м | 5 |
Прикаспийская низменность | ниже 0 м (-28 м ниже уровня моря) | 7 |
Уральские горы | г. Народная1895 м | 3 |
Нагорье Тибет | Свыше 5000 м | 1 |
Иранское нагорье | 4547 м | 2 |
СЛАЙД 13 – Альпы, Тибет, Гималаи
Гималаи – это климатический рубеж между Центральной и Южной Азией
Вывод: Азия выше Европы (3/4 Азии занимают горы), самая высокая точка материка – г. Джомолунгма (8848м), самое низкое место – впадина Мертвое море (-400м).
СЛАЙД 14 – Привал
Музыка №4 – Аквариум «Перекресток»
Физминута (упражнение «Возьмитесь за руки»).
Возьмитесь за руки, почувствуйте тепло рук. На счет 3 вам необходимо дружно крикнуть
«Мы команда!»
СЛАЙД 15 – Станция №4 Взрыв
Музыка №5 – из передачи «Что? Где? Когда?»
На территории Евразии, по которой проходят гигантские сейсмические пояса земного шара, происходит большая часть землетрясений на Земле. Самый активный – Тихоокеанский сейсмический пояс, с ними связаны многие землетрясения. Европейско-Азиатский сейсмический пояс проходит по южной окраине Евразии. К сейсмическим поясам приурочены и области вулканизма. Особенно много вулканов в Тихоокеанском огненном кольце».
Работа с учебником стр. 234-235 – используя учебник, атлас, знания полученные ранее отвечают на вопросы задания №4
СЛАЙД 16
Задание № 3. В складчатых областях широко развит вулканизм. Используя карты атласа, установите соответствие:
1. Везувий | А. Пол – в Камчатка |
2. Этна | Б. Зондские о-ва |
3. Кракатау | В. Остров Сицилия |
4. Ключевская Сопка | Г. Японские о-ва |
5. Фудзияма | Д. Аппенинский пол-в |
Ответ: 1.Д, 2.В, 3.Б, 4.А, 5.Г.
Итак, мы рассмотрели рельеф, внутренне строение земной коры. Какого компонента не хватает в этой логической цепочке? (Полезные ископаемые.)
Что уже сейчас можно сказать о П/И Евразии? (Р – разнообразен, п/и – разнообразны.)
Работа с атласом стр. 6.
СЛАЙД 17 – Станция №5 Волшебная кладовая (конец пути)
Музыка № 6 – Пикник «Фиолетово – черный»
СЛАЙД 18 – ПИ
Задание № 4. Евразия богата полезными ископаемыми. Установите соответствие:
1. Район Персидского залива | А. Драгоценные камни |
2. Пол-в Малакка | Б. Железная руда |
3. О-в Шри-Ланка | В. Нефть, газ |
4. Горы Скандинавские | Г. Оловянные р., Д. Медные р. |
5. Север Великой Китайской равнины | Е. Кам. уголь |
Ответ: 1.В., 2.Г, 3.А. 4.Б,Д, 5.Е.,В.
Сделайте вывод о закономерностях размещения полезных ископаемых по территории Евразии.
(Закономерность есть между распределением полезных ископаемых и тектоническими структурами: на равнинах залегают преимущественно осадочные полезные ископаемые, а в складчатых областях преобладают магматические и метаморфические.)
5. Закрепление (5 мин.)
СЛАЙД 19
Тестовый контроль
- Территорию Евразии в отличие от других материков формирует:
1. одна крупная древняя платформа,
2. несколько относительно мелких древних платформ. - К древним платформам на территории Евразии относятся:
1. Южно-Американская и Сибирская
2. Сибирская и Восточно-Европейская
3. Восточно-Европейская и Австралийская - Установите соответствие:
Платформа | Равнина |
1.Сибирская | А) Западно-Сибирская |
2. Индийская | Б) Великая Китайская |
3.Китайско-Корейская | В) Декан (плоског.) |
- Установите соответствие:
Горы | Возраст складчатости |
1. Карпаты | А) Древний (Pz) |
2.Скандинавские | Б) Средний (Mz) |
3. Верхоянский хребет | В) Новый (Kz) |
Нормы оценок:
- Без ошибок – оценка –«5»
- 1 ошибка – оценка –«4»
- 2 ошибки – оценка –«3»
- Более 2 ошибок – оценка –«2»
СЛАЙД 20–22
Возвращаясь к вопросу, поставленному в начале урока, что можно сказать: Чем же объяснить это разнообразие поверхности Евразии? (причина: история развития материка, разнообразие форм рельефа). Оценивание.
СЛАЙД 23
6. Домашнее задание
§60, §61
Отметить на контурных картах изученные географические объекты; инструктаж Д/З.
«3» – 60,61; к/к – подписать основные формы рельефа, уметь показывать на настенной карте.
«4» – Чем рельеф Евразии отличается от рельефа других ранее изученных материков?
С каким материком Евразия имеет большое сходство в рельефе?
«5»- Высочайшие горы Евразии Гималаи и другие крупные горные системы располагаются в глубине материка, на некотором удалении от океанов, в то время как на других материках горы находятся на побережьях океанов. Чем это объяснить? Почему Гималаи – наиболее высокие горы на Земле?
СЛАЙД 24 – Спасибо за урок!