Конспект по географии 7 класс рельеф и полезные ископаемые евразии

Конспект по географии 7 класс рельеф и полезные ископаемые евразии thumbnail

          План-конспект урока

«Рельеф и полезные ископаемые Евразии».

1

ФИО (полностью)

Панкрашкина Жанна Александровна

2

Место работы

МБОУ СОШ  №5 г.Лысково

3

Должность

Учитель географии

4

Предмет

География

5

Класс

7

6

Тема и номер урока в теме

Рельеф и полезные ископаемые Евразии,  2 урок

Тема урока: Рельеф и полезные ископаемые Евразии.

Цель урока: Изучить особенности рельефа материка Евразия, выяснить причины, обусловившие эти особенности, выявить взаимосвязь тектонического строения и  размещения полезных ископаемых.

Задачи:

Образовательная: Выяснить причины разнообразия форм рельефа Евразии, через определение закономерностей размещения крупных форм рельефа и тектонических структур.

Развивающая: Сопоставлять и анализировать различные по содержанию карты атласа (тектоническую и физическую); развивать у учащихся умение работать в паре, в группе.

Воспитательная: Определить личностно-значимые аспекты изучения рельефа материка.

Тип урока: комбинированный

Методы обучения: проблемный метод, частично-поисковый.

Формы организации деятельности учащихся:

  • Индивидуальная;
  • Групповая.

Средства обучения: учебник «География материков и океанов», 7 класс, карты атласа и настенная тектоническая карта мира, контурные карты, электронные образовательные ресурсы.

Техническое оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, интернет-ресурс ФЦИОР https://www.fcior.edy.ru , ЕК ЦОР  https://school-collection.edu.ru.

Структура и ход урока.

Этап урока

Название используемых ЭОР (с указа-нием поря-дкового номера из таб. При-ложения )

Деятельность учителя

(с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация)

Деятельность ученика

Время, минуты

1

Организацион-ный момент.

Создание атмосфе-ры взаимопонима-ния и сотрудниче-ства, благоприят-ный  настрой уча-щихся на совмест-ную работу.

Учащиеся демонстрируют готовность к работе

3

2

Актуализация знаний.

На данном этапе урока учитель выступает в роли арбитра. Проверка знаний усвоенных на прошлом уроке, создание ситуации успеха и определение перспектив урока (от географического положения материка к рельефу и тектоническому строению)

Учащиеся в течение 5 минут задают вопросы по пройденной теме «Географическое поло-жение Евразии» по цепочке: ученик форму-лирует и задаёт вопрос классу, весь класс определяет коррек-тность и правильность вопроса, за тем жела-ющий отвечает и задаёт свой вопрос, и так по цепочке пока время не вышло. Впоследствии выявляется лучший вопрос на данном этапе урока.

5

3

Мотивация на новую деятельность. Совместная работа учителя и учащихся над утверждением: «Рельеф оказывает большое влияние на образование, разви-тие и размещение по поверхности материка всех компонентов природы».

Выявление интере-сов учащихся в изучаемой области, их отношения к теме, принятие це-ли урока и совмес-тное определение учебной и  исследо-вательской задач урока, определение проблемной ситуации, стимулирование «желания понять».

Каждый учащийся отвечает на вопросы: Что изучаем сегодня?

 Зачем, ради чего я изучаю эту тему? Что интересно для меня лично?

6

4

Изучение нового материала. Решение поставленных исследовательских задач – «При-чины разнообра-зия форм релье-фа Евразии»

ЭОР №1

ЭОР №2,3

Организует и ката-лизирует деятель-ность учащихся в процессе решения поставленных задач, обеспечивает личностную вклю-ченность каждого ученика в решение проблемы. Осуществляет консультирование учащихся при вы-полнении как групповой, так и индивидуальной деятельности.

 Предоставляет возможность и право выбора заданий учащимся  с целью форми-рования адекват-ной самооценки.

  • Учащиеся дают образное описание рельефа поверхности материка используя настенную физ. карту Евразии, иллюстрацию профиля материка (ЭОР №1); выделяют террито-рии равнинные и горные, определяют различия по высоте, самую высокую и низкую точки материка.
  • Используя раздаточные таблицы (см. приложение №2) путём «наложения карт» анализируют тектоническую и физическую карты материка, сопостав-ляют и суммируют полученную инфор-мацию, заполняя раздаточную таблицу, определяют причинно-следственные связи между размещением форм рельефа и тектоническим строе-нием территории. Вывод: Древним плат-формам соответ-ствуют в основном равнины, а складчатым областям – различные по высоте горы (запись в тетрадь).
  •  Учащиеся закреп-ляют полученную информацию при просмотре моделей движения земной коры, работая в контурной карте и осуществляя взаимный контроль. В процессе формируется конкретный образ тер-ритории  Альпийско-Гималайского и Тихо-океанского поясов складчатости и их происхождения.
  •  В ходе групповой работы учащиеся используют личный прошлый опыт и логические суждения для выявления зако-номерностей в распределении полез-ных ископаемых.
  • Индивидуальная работа на последнем этапе подразумевает выбор учащимися заданий подходящих по уровню сложности каждому;  при решении любого из данных заданий формируется система выводов (причинно-следственных связей) преобразованных в схему «Причины, повлиявшие на разно-образие форм рельефа Евразии» (см. прило-жение №3, запись в тетрадь).

25

5

Подведение итогов занятия. Рефлексия.

Учитель способст-вует выработке у учащихся объектив-ной оценки своих достижений, орга-низует индивиду-альную и груп-повую рефлексию деятельности.

Учащиеся самостоят-ельно оценивают инди-видуальную, группо-вую деятельность на уроке заполняя оцено-чную карту урока (см. приложение №4); (Достигнуты ли поставленные цели? Много ли нового и интересного узнал на уроке?).

5

6

Домашнее задание

§53 , на контурную карту нанести все объекты рельефа и районы добычи по-лезных ископаемых изученные на уроке

Учитель сообщает домашнее задание и объясняет способ его выполнения

Ученики осмысляют информацию о домашнем задании и задают уточняющие вопросы.

1

 Результаты урока.

В результате сотрудничества учащихся и учителя стала возможным самостоятельная постановка целей и задач, а также их решение. Учащиеся закончили поэтапное освоение знаний о размещении неровностей по поверхности земного шара, т.к. Евразия последний материк в курсе, поэтому сформировалась полноценная картина мировой орографии и происхождения отдельных её элементов. Выявление места Нижегородской области на тектонической карте Евразии позволило рассмотреть личностно-значимый аспект изучения данной темы.

 Групповая и индивидуальная формы работы позволили организовать деятельность учащихся по переработке полученной информации в собственные личностные знания в условиях, когда каждый ученик хочет и может наиболее эффективно осуществлять свою деятельность.  

Приложение к плану-конспекту урока

«Рельеф и полезные ископаемые Евразии».

Приложение №1. Перечень используемых на данном уроке ЭОР

Приложение №2. Раздаточная таблица «Анализ тектонической и физической карт Евразии».

Тектоническая структура

Форма рельефа

Название основных форм рельефа( не менее 3)

Полезные ископаемые (заполняется на другом этапа работы)

  1. Русская платформа

Равнина, возвышенности, низменности

    Плоскогорье

    плоскогорье Декан

    1. Сибирская платформа

    Среднесибирское плоскогорье

    1. Области древней складчатости

    Низкие, старые горы

    1. Области средней складчатости

    Сихотэ-Алинь,

      Альпы, Гималаи, Срединный хребет

      Приложение №3. Схема «Причины, повлиявшие на разнообразие форм рельефа Евразии».

      Приложение №4. Матрица оценочной карты урока.

      Твоя оценка себе (поясни)

      Оценка, поставленная тебе группой за работу на уроке

      Оценка, поставленная тебе учителем

      Итоговая оценка за урок

      Оцени прошедший урок сам

      5- я понял(а) материал урока, смогу объяс-нить другому.

      4- я понял(а) материал урока, но не смогу объяснить другому.

      3- понял(а) материал частично.

      2- не понял(а) ничего на уроке.

      Resource id #3300

      Источник

      География 7 класс _____________________

      Тема: РЕЛЬЕФ ЕВРАЗИИ.

      Цель: формирование знаний о рельефе Евразии.

      Задачи:

      1. Рассмотреть особенности формирования рельефа.

      2. Изучить районы землетрясений и вулканический извержений.

      3. Определить основные типы рельефа.

      3. Сформировать навык работы с электронным учебником.

      Читайте также:  Маска из яйца чем она полезна

      4. Развить интерес к изучению материков и океанов.

      Тип урока: изучение нового материала.

      Оборудование: учебник, физическая карта мира, карта полушарий, электронный учебник.

      Методы и методические приемы: рассказ и объяснение, работа с картой, атласом, электронным учебником.

      Экспресс-план урока:

      1. Организационный момент (2 – 3 мин).

      2. Изучение нового материала (37 мин).

      3. Закрепление нового материала (5 мин).

      Ход урока

      1. Организационный момент

      (Внимание на организацию принадлежностей к уроку)

      2.Изучение нового материала

      1. Что такое земная кора? Каковы ее виды? 2. Что называют платформой, какой рель­еф ей соответствует?

      Особенности формирования рельефа. Рельеф Евразии очень раз­нообразен. Средняя высота материка – 840 м над уровнем моря, более половины его площади занимают горы. Здесь находятся самые высокие в мире горные системы: абсолютная высота 14 вершин – выше 8000 м. Из них 11 расположены в Гималаях, самый высокий пик ­Джомолунгма (Эверест) – 8848 м. Между горами раскинулись об­ширные равнины (найдите их на карте). Еще одна особенность релье­фа Евразии – большие колебания высот: разница между самым низ­корасположенным от уровня моря Мертвым морем (-403 м) и высо­той Джомолунгмы достигает 9251 м. Эти особенности рельефа Евра­зии связаны с историей развития материка и исключительной слож­ностью его геологического строения.

      Задание: По карте найти: 1) Горы Гималаи (пик Джомолунгма); 2) Мертвое море

      Евразийская литосферная плита, составляющая основу материка, образована соединением разновозрастных геологических структур.

      Самые древние из них – Восточно-Европейская, Сибирская, Китай­ско-Корейская и Южно-Китайская платформы. Между ними находи­лись подвижные участки, которые в последующие периоды подвер­гались горообразованию. В результате этих процессов древние плат­формы соединились, образовав единую площадь суши.

      Задание: Найдите на карте:

      1. Среднесибирское плоскогорье

      2. Восточно-Европейская равнина

      3. Западно-Сибирская равнина

      Позже к ней присоединились обломки материка Гондвана – Аравийская и Индо­станская платформы (см. карту «Строение земной коры» на форза­це). В зоне столкновения Евразийской плиты с Аравийской и Индо­станской сформировались очень высокие горные системы сложного строения – Кавказские горы, Армянское и Иранское нагорья, Тибет, Памир, Гималаи. На востоке материка, в Тихом океане, имеются островные дуги и глубоководные океанические желоба. В этой зоне земная кора очень неустойчива.

      Задание: Найдите на карте:

      1. Кавказские горы

      2. Армянское и Иранское нагорья

      3. Тибет

      4. Памир

      5. Гималаи

      Районы землетрясений и вулканических извержений. Через Ев­разию проходят два очень крупных сейсмических пояса. Альпийско-Гималайский пояс тянется с юго-запада Европы на юго-восток Азии. Его южная часть охватывает также горные районы нашей страны (найдите эти горы на карте).

      В 1911 году в Алматы во время сильнейшего 9-балльного землетрясения город был почти полностью разрушен и в земной коре образовались разломы. В 1988 году в декабре в результате мощного землетрясения в Армении был полностью разрушен город Спитак, пострадало свыше 60 населенных пунктов и погибло более 250 тысяч человек. В 1999 году в августе и ноябре в Турции во время землетрясений мощнос­тью 7 баллов погибли тысячи людей и разрушено несколько городов. В этом поясе бывают также и извержения вулканов. Так, в 79 году нашей эры в результате извер­жения вулкана Везувий в Италии под лавой и пеплом был погребе и город Помпеи.

      Задание: Найдите на карте:

      1. Горы Альпы

      2. Горы Гималаи

      Сильные землетрясения наблюдаются также и в Тихоокеанском гео­синклинальном поясе. Одним из таких мощных землетрясений в 1923 году была разрушена столица Японии – город Токио. В результате по­гибло 140 тыс. человек и около миллиона остались без крова. Такие землетрясения наблюдаются и на дне океана. При этом от эпицентра землетрясения во все стороны в виде круга стремительно расходятся волны гигантских размеров – цунами, которые наносят большой ущерб городам на побережье. В 1896 году Японии во время цунами погибло около 27 тыс. человек и было разрушено свыше 10 тыс. домов.

      В этом поясе сосредоточено большинство вулканов Земли и часто наблюдаются извержения. Поэтому его еще называют Тихоокеанским «огненным кольцом» (рис. 65). Самый высокий действующий вул­кан Евразии – Ключевская Сопка (4750 м). В этом поясе на Больших Зондских островах расположен вулкан Кракатау. Здесь в 1883 году произошло самое мощное извержение вулкана в истории планеты.

      С вулканизмом также связаны горячие источники и гейзеры. На Камчатке, например, находится знаменитая Долина гейзеров, где сосредоточено более 20 действующих гейзеров. Горячие воды гейзе­ров используют для отопления домов и теплиц.

      Задание: Найдите на карте:

      1. влк. Ключевская Сопка

      2. влк. Кракатау

      Основные типы рельефа. Рельеф Европы и Азии сильно отлича­ется. В Европе преобладают низменности, а горы сосредоточены лишь в ее южной части. Основную часть Европы занимает одна из крупнейших равнин в мире – Восточно-Европейская, а также Средне­европейская и Дунайская низменности. Низкогорные участки Европы составляют Скандинавские горы, Среднеевропейские низкогорья и Ураль­ские горы. Эти горы, сформированные в палеозойской эре, подверг­лись сильному выветриванию под влиянием внешних сил и осели. Высокогорные области Европы представляют Альпы и Карпаты Альпийско-Гималайского геосинклинального пояса и горы Пиренейско­го, Апеннинского и Балканского полуостровов. Вершины высоких гор острые, склоны крутые и отвесные. Такой рельеф, образовавший­ся в связи с оледенением, называют альпийским типом рельефа.

      Задание: Найдите на карте:

      1. Восточно-Европейская

      2. Среднеевропейская

      3. Дунайская низменности

      4. Скандинавские горы

      5. Среднеевропейские низкогорья

      6. Уральские горы

      7. Горы Альпы

      8. Горы Карпаты

      В Азии плоскогорья, горные возвышенности и горные хребты зани­мают значительную часть площади (3/4)’ Равнины в основном сосредо­точены на севере, а южнее расположены горы. Это Алтайская гор­ная система, Саяны, Прибайкалье, горы Северо-Восточной Сибири, Дальнего Востока, Высокая Азия (Тянь-Шань, Памир, Гиндукуш, Ка­ракорум, Куньлунь, Тибет, Гималаи). С запада к ним примыкают горы полуострова Малая Азия, Кавказские горы и Иранское нагорье. Южная часть этого горного пояса соединяется с плоскогорьями и рав­нинами полуостровов – Аравийского, Индостан и Индокитай, а во­сточная – с Великой Китайской равниной. В центральной части Азии находятся впадины, возвышенности и крупные высокие нагорья (найдите их на карте).

      Задание: Найдите на карте:

      1. Саяны

      2. Прибайкалье

      3. горы Северо-Восточной Сибири

      4. Дальнего Востока

      5. Высокая Азия (Тянь-Шань, Памир, Гиндукуш, Каракорум, Куньлунь, Тибет, Гималаи).

      6. Горы полуострова Малая Азия

      7. Кавказские горы

      8. Иранское нагорье

      9. Горы полуостровов – Аравийского, Индостан и Индокитай

      10. Великая Китайская равнина

      Молодые складчатые горы Евразии составляют два крупных пояса в северной и восточной частях материка. На юге Альпийско-Гималайского пояса сосредоточены самые высокие горы материка (Гималаи, Памир, Альпы, Кавказ). На некоторых участ­ках этого пояса расположены нагорья – комплекс высоких равнин и горных хребтов. Крупнейшие из них – Тибетское и Армянское. Тихоокеанский складчатый пояс на востоке тянется от Камчатского полуострова до Больших Зондских островов. Здесь, как вам известно, расположен пояс землетрясений и вулканов. Поэтому некоторые вер­шины представляют собой действующие или потухшие вулканы (найдите их на карте).

      Читайте также:  Салаты из свежей капусты рецепты полезные

      Задание: Найдите на карте:

      1) Гималаи

      2) Памир

      3) Альпы

      4) Кавказ

      5) Тибетское нагорье

      6) Армянское нагорье

      Для большинства горных систем характерны острые вершины и сопки, отвесные склоны и крутые перевалы. Многие покрыты лед­никами. Древние горы Евразии, образовавшиеся в палеозойской эре, позже осели, подвергшись выветриванию под воздействием внешних сил. Некоторые из них (Тянь-Шань, Алтай, Саяны, Прибайкалье) ста­ли выше под влиянием новейших движений. На этих участках в местах разломов земной коры возникли межгорные котловины. Иссык-Кульскую, 3айсанскую котловины занимают озера.

      Задание: Найдите на карте:

      1. Тянь-Шань

      2. Алтай

      3. Саяны

      4. Прибайкалье

      4.Закрепление нового материала

      Покажите на карте:

      1. Среднесибирское плоскогорье

      2. Восточно-Европейская равнина

      3. Западно-Сибирская равнина

      4. Кавказские горы

      5. Армянское и Иранское нагорья

      6. Тибет

      7. Памир

      8. Альпы

      9. Гималаи

      10. Алтай

      11. Саяны

      12. Тянь-Шань

      13. влк. Ключевская Сопка

      14. влк. Кракатау

      15. Скандинавские горы

      16. Уральские горы

      17. Кавказские горы

      18. Горы Альпы

      19. Горы Карпаты

      20. Саяны

      21. Прибайкалье

      22. Горы полуостровов – Аравийского, Индостан и Индокитай.

      Рефлексия

      Выставление оценок

      Домашнее задание: § 16-17, контурная карта.

      Источник

      Урок географии по теме «Рельеф Евразии»

      Пластинина Юлия Львовна, учитель географии МАОУ «Лицей № 11
      г. Благовещенска», заместитель директора по воспитательной работе,

      г. Благовещенск, Амурская область.

      Цели:

      1. образовательные: сформировать знания об общих чертах и особенностях рельефа, основных этапах его формирования и полезных ископаемых Евразии;
      2. воспитательные: продолжить формирование научного мировоззрения при раскрытии вопроса о природе рельефа и полезных ископаемых Евразии;
      3. развивающие: развивать умение работать с учебником, дополнительным материалом, интерактивной доской, контурными картами, компьютерами.

      Уметь:

      • сопоставлять и анализировать карты, с целью получения новых знаний,
      • по типовому плану характеризовать основные формы рельефа,
      • составлять  листы опорных сигналов (ЛОС), делать выводы.

      Оборудование: Интерактивная доска, мультимедийная установка, физическая карта полушарий и Евразии, компьютер, тетради, дидактические карточки, раздаточный материал со списком номенклатуры.

      Ход урока (40 мин.)

      1. Орг. момент (1 мин.)

      2. Проверка знаний и умений (5 мин.)

      А) индивидуальные карточки -3 чел.

      Б) Игра “Крестики – нолики”
      Сегодня я предлагаю вам вспомнить игру, в которую, наверное, играли еще много лет назад ваши бабушки и дедушки. Да и некоторые из вас иногда, на переменах увлекаются этой игрой. Она называется “крестики – нолики”, и условия ее известны каждому.

      На интерактивной доске нарисована решетка для этой игры – девять ячеек.

      Класс делится на 2 команды (команда – «крестики», команда – «нолики»). Для того, чтобы игроки имели возможность вписать свой значок в клеточку, нужно правильно ответить на географические вопросы. Ряд может быть любым – по горизонтали, вертикали и диагонали.

      Вопросы:

      1. Что такое литосфера? (Каменная оболочка земли.)
      2. Что такое рифт? (Разлом в земной коре.)
      3. Частью какой плиты является Африкано-Аравийская платформа? (Африканская)
      4. Почему материк Австралию называют самым спокойным материком в геологическом отношении? (Нет действующих вулканов и областей землетрясений)
      5. Что обозначают эти цифры 1960, 1970, 1985г.? (Землетрясения в Южной Америке, в Андах)
      6. Почему говорят, что в Антарктиде продолжается ледниковый период?
      7. Высочайшая вершина Африки? (Килиманджаро.)
      8.  Высочайшая точка Анд и всего западного полушария? (г. Аконкагуа – до 6960 м.)
      9.  Какие крупные формы рельефа характерны для Северной Америки? (Кордильеры, Аппалачи, Центральные равнины, Великие равнины, Примексиканская низменность, Миссисипская низменность, Приатлантическая низменность, Скалистые горы).         

      3. Актуализация знаний и умений (3 мин.)

      СЛАЙД 1 – эпиграф

      Эпиграфом нашего сегодняшнего урока будут слова К. Паустовского: “Познания и странствия неотделимы друг от друга. Это непременное качество всех путешествий – обогащать человека огромностью и разнообразием знаний”.

      Сегодня необычный урок: урок-путешествие.

      СЛАЙД 2 – урок-путешествие, картинки

      Класс разделен на 3 группы

      Ребята, я предлагаю вам побывать в роли путешественников.

      (Раздаются галстуки одного цвета, предлагается повязать их, так чтобы каждая группа отличалась от другой, не снимая галстуки).

      Нам предстоит, исследовать особенности и основные этапы формирования рельефа Евразии.  

      Евразия – значительно выше других материков. На ее территории расположены высочайшие горные системы земного шара. Самая высокая из них – Гималаи с вершиной Джомолунгма (Эверест, 8848м). Равнины Евразии отличаются огромными размерами и тянутся на тысячи км. В Евразии особенно велики колебания высот. Разница между впадиной Мертвого моря и самыми высокими вершинами Гималаев превышает 9 км. 

      Чем же объяснить это разнообразие поверхности Евразии? Почему говорят, что Евразия исключительно богата ПИ?

      На эти вопросы мы будем искать ответы в течение урока, используя знания, полученные на уроках географии, истории.

      Открываем тетради, записываем число, тема: Рельеф Евразии.

      СЛАЙД 3 – тема

      4. Изучение нового материала

      На столах лежат маршрутные листы, используя которые вы сможете без труда совершить путешествие по Евразии.

      СЛАЙД 4 – маршрутный лист

      Начало пути – Станция №1В прошлое – Станция №2 Равнины – Станция №3 Восхождение – Привал – Станция №4 Взрыв – Станция №5 Волшебная кладовая (конец пути)            

      СЛАЙД 5 – Станция №1В прошлое

      Музыка №1  – А. Пугачевой «Старинные часы»

      СЛАЙД 6 – Дрейф континентов

      Ребята, вспомните, как появился материк Евразия? (200 млн. л.н. – Пангея,

      135 млн.л.н – Гондвана, Лавразия – настоящее время (6 материков).

      Работа с атласом стр. 4–5.

      Предлагается дать анализ строения земной коры Евразии?  

      В основе материка лежит Евроазиатская ЛП; есть столкновение с Африканской, Тихоокеанской плитами; в местах столкновения плит расположены сейсмические пояса: Альпийско-Гималайский и Тихоокеанский. В центральных районах Евразии преобладают платформы, а в южных и восточных – горные области, следовательно, на севере и западе преимущественно расположены равнины, а на юге и востоке – горы.

      Обратите внимание, что горные области Евразии отмечаются разными цветами. Путешественники, как вы считаете, с чем это может быть связано? (разный возраст горообразования). Сопоставляя карты атласа заполнить таблицу (стр. 4-5, стр. 26-27).

      СЛАЙД 7 – таблица

      Задание №1

      Рельеф Евразии, внутреннее строение земной коры

      Строение земной коры

      Соответствующие формы рельефа (заполнить)

      Древние платформы
      1 группа

      Восточно-Европейская

      Восточно-Европейская (Русская) равнина

      Сибирская

      Среднесибирское плоскогорье

      Индийская

      Декан плоскогорье

      Китайско-Корейская

      Великая китайская равнина

      Области складчатости

      Древняя  
      2 группа

      Уральские, Алтай, Саяны, Тянь-Шань, Западно-Сибирская равнина
      Гоби, Скандинавские

      Средняя 
      3 группа

      Верхоянский хр., хр. Черского, хр. Сихоте – Алинь, Чукотское нагорье, Колымское нагорье, Кунь-Лунь.

      Новая  
      вместе

      Памир, Кавказ, Срединный хр., Гималаи.
      Апеннины, Карпаты
      Иранское нагорье Пиренеи, Альпы

      Вывод: Происхождение позднее горообразовательные процессы соединили эти платформы, расширив площадь материка. В дальнейшем к Евразии присоединились платформы – осколки древней Гондваны, лежащие в основании полуостровов Аравийский и Индостан. На южных границах Евразийской плиты, на ее стыке с соседними плитами, происходили и происходят мощные горообразовательные процессы, которые привели к образованию высочайших горных систем.

      Читайте также:  Как полезней с подушкой или без

      Какие закономерности вы заметили? Что соответствует складчатым областям, а что платформам? (Складчатым областям соответствуют горы, а платформам – равнины и плоскогорья).

      СЛАЙД 8 – Станция №2 Равнины

      Музыка №2 – классика

      Как и на других материках, основная часть населения Евразии живет на равнинах. Одна из самых больших на земном шаре – это Западно-Сибирская равнина.

      СЛАЙД 9 – фото – Западно-Сибирская равнина

      До последнего поднятия земной коры на месте нынешней равнины плескались волны древнего моря. Поэтому ее поверхность, сложенная морскими и континентальными породами осадочного происхождения, довольно ровная. Древние ледники оставили на поверхности равнин в северной части Евразии моренные гряды. 

      СЛАЙД 10 – Станция №3 Восхождение-фото горы

      Музыка №3 – В. Высоцкий «Песня альпинистов»

      СЛАЙД 11 – Стихотворение

      Я знаю – где-то есть заветная гора.
      Я верю, что придет прекрасная пора. 
      И, может быть, не раз придется отступать – 
      Я должен там когда-то побывать.

      Как и равнины, горы Евразии различны по происхождению и возрасту. Горы новой складчатости образуют 2 гигантских пояса, расположенных на восточной и южной окраинах материка. Альпийско-Гималайский пояс протянулся в южной части Евразии от Атлантического и почти до тихого океана. В него входят Пиренеи, Альпы, Карпаты. Кавказ, Памир, Гималаи.

      Тихоокеанский пояс складчатых гор начинается на Камчатке и заканчивается на больших Зондских островах. В Евразии он совпадает с Тихоокеанским вулканическим кольцом и поясом землетрясений. Поэтому иногда вершины горных хребтов – это действующие и потухшие вулканы.

      Значительно старше Скандинавские горы, Урал, Тянь-Шань, Алтай. Они появились в эпоху древней складчатости. Под влиянием внешних процессов в течение многих млн. лет горы были сильно разрушены. В некоторых из них в дальнейшем произошли новые поднятия, например на Урале, Тянь-Шане, Алтае. На рельеф Евразии большое влияние оказало и древнее оледенение, которое захватило северную часть материка. Древний ледник покрывал также многие  горные хребты. Земная кора материка формировалась во все геологические эры.

      СЛАЙД 12 – геологические часы

      Равнины и горы Евразии имеют самую разную высоту.

      Задание №2.  Установите правильную последовательность, пронумеровав данные территории по мере возрастания высот:

      Форма рельефа

      Высота,  м

      Западно-Сибирская равнина

      0-200 м

      6

      Среднесибирское плоскогорье

      свыше 1000 м  
      г. Камень-1664 м

      4

      Восточно-Европейская равнина

      200-1000 м
      Хибины 1191 м

      5

      Прикаспийская низменность

      ниже 0 м (-28 м ниже уровня моря)

      7

      Уральские горы

      г. Народная1895 м

      3

      Нагорье Тибет

      Свыше 5000 м

      1

      Иранское нагорье

       4547 м

      2

      СЛАЙД 13 – Альпы, Тибет, Гималаи

      Гималаи – это климатический рубеж между Центральной и Южной Азией

      Вывод: Азия выше Европы (3/4 Азии занимают горы), самая высокая точка материка – г. Джомолунгма (8848м), самое низкое место – впадина Мертвое море (-400м).

      СЛАЙД 14 – Привал

      Музыка №4 – Аквариум «Перекресток»

      Физминута (упражнение «Возьмитесь за руки»).

      Возьмитесь за руки, почувствуйте тепло рук. На счет 3 вам необходимо дружно крикнуть

      «Мы команда!»

      СЛАЙД 15 – Станция №4 Взрыв

      Музыка №5 – из передачи «Что? Где? Когда?»

      На территории Евразии, по которой проходят гигантские сейсмические пояса земного шара, происходит большая часть землетрясений на Земле. Самый активный – Тихоокеанский сейсмический пояс, с ними связаны многие землетрясения. Европейско-Азиатский сейсмический пояс проходит по южной окраине Евразии. К сейсмическим поясам приурочены и области вулканизма. Особенно много вулканов в Тихоокеанском огненном кольце».

      Работа с учебником стр. 234-235 – используя учебник, атлас, знания полученные ранее отвечают на вопросы задания №4

      СЛАЙД 16

      Задание № 3. В складчатых областях широко развит вулканизм. Используя карты атласа, установите соответствие:

      1. Везувий

      А. Пол – в Камчатка

      2. Этна

      Б. Зондские о-ва

      3. Кракатау

      В. Остров Сицилия

      4. Ключевская Сопка

      Г. Японские о-ва

      5. Фудзияма

      Д. Аппенинский  пол-в

      Ответ: 1.Д,  2.В,  3.Б, 4.А,  5.Г.

      Итак, мы рассмотрели рельеф, внутренне строение земной коры. Какого компонента не хватает в этой логической цепочке? (Полезные ископаемые.)

      Что уже сейчас можно сказать о П/И Евразии? (Р – разнообразен, п/и – разнообразны.)

      Работа с атласом стр. 6.

      СЛАЙД 17 – Станция №5 Волшебная кладовая (конец пути)

      Музыка № 6 – Пикник «Фиолетово – черный»

      СЛАЙД 18 – ПИ

      Задание № 4. Евразия богата полезными ископаемыми. Установите соответствие:

      1. Район Персидского залива

      А. Драгоценные камни

      2. Пол-в Малакка

      Б. Железная руда

      3. О-в Шри-Ланка

      В. Нефть, газ

      4. Горы Скандинавские

      Г. Оловянные р., Д. Медные р.

      5. Север Великой Китайской равнины

      Е. Кам. уголь

      Ответ: 1.В., 2.Г, 3.А. 4.Б,Д, 5.Е.,В.

      Сделайте вывод о закономерностях размещения полезных ископаемых по территории Евразии.

      (Закономерность есть между распределением полезных ископаемых и тектоническими структурами: на равнинах залегают преимущественно осадочные полезные ископаемые, а в складчатых областях преобладают магматические и метаморфические.)

      5. Закрепление (5 мин.)

      СЛАЙД 19

      Тестовый контроль

      1. Территорию Евразии в отличие от других материков формирует:
        1. одна крупная древняя платформа,
        2. несколько относительно мелких древних платформ.
      2. К древним платформам на территории Евразии относятся:
        1. Южно-Американская и Сибирская
        2. Сибирская и Восточно-Европейская
        3. Восточно-Европейская и Австралийская
      3. Установите соответствие:

      Платформа

      Равнина

      1.Сибирская

      А) Западно-Сибирская

      2. Индийская

      Б) Великая Китайская

      3.Китайско-Корейская

      В) Декан (плоског.) 
      Г) Среднесибирское плоског.)

      1. Установите соответствие:

      Горы

      Возраст складчатости

      1. Карпаты

      А) Древний (Pz)

      2.Скандинавские

      Б) Средний (Mz) 

      3. Верхоянский хребет

      В) Новый (Kz)

      Нормы оценок:

      • Без ошибок  – оценка –«5»
      • 1 ошибка  – оценка –«4»
      • 2 ошибки – оценка –«3»
      • Более 2 ошибок  – оценка –«2»

      СЛАЙД 20–22

      Возвращаясь к вопросу, поставленному в начале урока, что можно сказать: Чем же объяснить это разнообразие поверхности Евразии? (причина:  история развития материка, разнообразие форм рельефа). Оценивание.

      СЛАЙД 23

      6. Домашнее задание

      §60, §61

      Отметить на контурных картах изученные географические объекты; инструктаж Д/З.

      «3» – 60,61; к/к – подписать основные формы рельефа, уметь показывать на настенной карте.

      «4» – Чем рельеф Евразии отличается от рельефа других ранее изученных материков?

      С каким материком Евразия имеет большое сходство в рельефе?

      «5»- Высочайшие горы Евразии Гималаи и другие крупные горные системы располагаются в глубине материка, на некотором удалении от океанов, в то время как на других материках горы находятся на побережьях океанов. Чем это объяснить? Почему Гималаи – наиболее высокие горы на Земле?

      СЛАЙД 24 – Спасибо за урок!

      Источник