Конспект нод овощи и фрукты полезные продукты
Конспект НОД «Питаться нужно не только вкусно, но и полезно!»
Направление: Познавательно-речевое развитие.
Образовательная область: Здоровье. Старший дошкольный возраст.
Цель: продолжать учить детей бережно относиться к своему здоровью, осознанно относиться к своему питанию, расширять знания о полезной и вредной пище, витаминах.
Задачи:
- Закреплять знания о полезных веществах, витаминах, содержащихся в разных продуктах;
- Развивать наблюдательность, память логическое и образное мышление, находчивость;
- Воспитывать сознательное отношение к своему здоровью;
- Продолжать учить детей связно и последовательно выражать свои мысли, пользуясь предложениями различной структуры, расширять словарь детей по данной теме.
Интеграция образовательных областей:
Коммуникация – продолжать учить детей связно и последовательно выражать свои мысли, пользуясь предложениями различной структуры, расширять словарь детей по данной теме.
Социализация – развивать коммуникативные навыки детей, умение сотрудничать друг с другом и со взрослыми.
ФЭМП – развивать у детей логическое мышление, память, внимание.
Материал:
Плакаты, иллюстрации с продуктами питания, разнос с овощами и фруктами, карточки с изображением продуктов питания, содержащих витамины, углеводы, жиры; мяч.
Предварительная работа:
Речевая деятельность:
Словарная работа:
Здоровая полезная пища, углеводы, жиры, белки, минеральные вещества.
Беседы: «Беседа о витаминах», «Если хочешь быть здоров», «Что надо есть», «Овощи, ягоды, фрукты – витаминные продукты», «Полезные вещества – что это?», «Самые полезные продукты».
Д/игры: «Где найти витамины?», «Овощи в погреб», «Фрукты, ягоды в компот, джем».
Заучивание пальчиковой гимнастики «Хозяйка однажды с базара пришла…», пословицы и поговорки о еде: «Ешь пироги с грибами, а язык держи за зубами», «Ешь побольше – говори меньше», «Ешь калачи да поменьше лепечи», «Когда я ем, я глух и нем», благодарное стихотворение «Мама мне вкусную кашу сварила»; вкусная считалочка.
Чтение стихотворений: Г. Сапгира «Аппетит», А. Масленникова «Рыбий жир», Л. Зильбарга «Очень важно есть за завтраком овсянку…»,
Д. Харриса «Очень- очень вкусный пирог», Ю. Тувим «Овощи».
Познавательная деятельность:
Экскурсия на кухню детского сада.
Чтение разделов энциклопедии для малышей: «Что мы едим» , «Здоровье».
Чтение разделов из большой иллюстрированной энциклопедии для младших школьников: «Пища для школьников», «Пищеварительная система, «Что нужно организму» (Питание), «Овощи».
Игровая деятельность:
Игры в пальчиковых бассейнах с горохом, чечевицей, фасолью ( развитие мелкой моторики детей).
Сюжетно-ролевая игра «Готовим вкусный обед для друга».
Ход занятия:
В группе развешаны плакаты с изображением продуктов, содержащих те или иные полезные вещества.
В-ль: Ребята, давайте подойдем к столу, на котором стоит разнос, и посмотрим, что в нем находится. (Дети называют фрукты и овощи, которые находятся в корзинке).
Обыгрывание наглядного материала
Игра: «Рассортируй»
Цель: уточнить представления детей о вкусовых качествах овощей и фруктах их признаках и свойствах.
Предполагаемые варианты игры:
1. Найдите в корзине фрукты и овощи, которые вы когда-либо пробовали, расскажите, какие они на вкус (дети выполняют задание).
2. Разложите фрукты и овощи на три группы
– что едят только сырым (редис, огурец, лимон, орехи…)
– что едят только вареным (картофель, баклажан, кабачок, фасоль, чечевица…)
– что едят и сырым и вареным (болгарский перец, морковь, свеклу, помидор, лук, горох, яблоко, груша, ягоды).
3. Разложите овощи и фрукты от самого сладкого к самому кислому.
4. Разложите овощи и фрукты от самого светлого до самого темного.
5.Разложите овощи и фрукты от самого мягкого к самому твердому.
6. Разложите овощи и фрукты от самого любимого к самому нелюбимому.
Дети выполняют задания, озвучивая свои действия словесным сопровождением.
Варианты суждения поля поиска
Работа с признаками, которые упорядочены:
– Это яблоко? (выбор центрального объекта, деление его на 2 части)
– Этот фрукт, овощ слаще (кислее) чем яблоко?
Аналогично строится работа на основе другого признака.
– Этот фрукт (овощ) тверже, чем…?
Работа с признаками, которые не упорядочиваются
– Это фрукт?
– Этот фрукт едят сырым?
– Его кладут в компот?
– Он растет в наших садах?
Психогимнастика.
Цель: выражение психоэмоционального и психофизического состояния.
Представьте, что вы пробуете на вкус кислый лимон, сладкий виноград, очень горячее запеченное яблоко, вкусную и невкусную пищу.
Образно-пластическое творчество детей.
Изобразите, как варят «суп из топора», попробуйте его на вкус и покажите, понравился ли он вам.
Краткая беседа с рассматриванием продуктов питания на плакатах
В-ль: ребята, сегодня мы с вами опять поговорим о вкусной здоровой пище. Для чего человеку нужна пища? У каждого из вас есть любимые блюда, назовите их (дети называют). Почему вы их любите (Дети: потому, что они вкусные). Но не вся вкусная пища – здоровая пища. А что значит здоровая полезная пища? (Дети: это та пища, которая нам приносит пользу)
В-ль: Правильно, пища, которая приносит здоровье вашему растущему организму.
Показывая на плакаты с продуктами, воспитатель продолжает: «В продуктах питания содержатся вещества, необходимые нам с самого рождения. Это белки, жиры, углеводы, минеральные вещества и витамины. Все они нужны для нормального развития человека. Сейчас мы с вами поиграем в игру.
Д/игра «Где найти нужные вещества и витамины?»
Цель: уточнение знаний детей о витаминах и веществах, содержащихся в продуктах питания.
Дети отбирают карточки с изображением продуктов, в которых находится
Белок (рыба, молочные продукты, мясо, бобовые); углеводы (хлеб, крупы, овощи, фрукты); жиры (молочные продукты, мясо, растительные масла, орехи); витамин С (капуста, шиповник, смородина, клюква, петрушка), витамин В (печень, мясо, хлеб, молоко, сыр, творог, яйцо), витамин А (зеленый лук, морковь, красные овощи).
В-ль: Молодцы!
Д/игра «Кто знает, тот дальше продолжает»
Цель: расширять знания детей о значимости витаминов и питательных веществ для детского растущего организма.
В-ль: а сейчас, чтобы вспомнить для чего нам нужны эти вещества и витамины, поиграем в другую игру. (В-ль начинает, дети заканчивают).
В-ль: белки нам нужны для того…Ребенок: чтобы мы росли крепкими и здоровыми.
Углеводы нам нужны…. – Для того, чтобы мы росли сильными.
Продукты, содержащие витамины, для чего нам нужны? Ребенок: чтобы наш организм боролся с заболеваниями, наше сердце и кровеносные сосуды работали в полную силу, без сбоев.
Этюд
Цель: развитие образно-пластического творчества детей.
превращение в продукт, содержащий жиры, углеводы, белки, витамины. (Дети мимикой, жестом и движениями изображают, а воспитатель угадывает, что это за продукт.)
Игра «Я знаю»
Цель: расширять знания детей о блюдах, изготавливаемых из различных продуктов питания.
В-ль, передавая мяч ребенку, начинает предложение, ребенок, принимая мяч, заканчивает.
– Я знаю такие блюда из муки: блины, оладьи, пироги…
– Я знаю такое блюдо из овощей: пюре, рагу, запеканка…
– Я знаю такое блюдо из мяса: котлеты, фрикадельки, отбивные…
– Я знаю блюда, приготовленные из молочных продуктов: каши, супы, суфле…
– Я знаю, без чего котлеты будут не вкусными: без лука, специй…
– Я знаю, с чем каша будет вкуснее: с маслом, фруктами, овощами …и т.д.
Задание «Придумайте диалог между предметами»
Цель: развитие воображения у детей.
В-ль: в конце занятия я хотела бы, чтобы вы представили и рассказали, о чем могли бы говорить между собой:
– шоколад и салат
– чай и сахар
– конфеты и мед
– картофель и сковорода
– хозяйка и овощи
– хозяйка, рыба и растительное масло.
Вывод:
В-ль: ребята, мы с вами убедились, что питаться нужно не только вкусно, но и полезно. Мы должны с вами помнить, что не все то полезно, что вкусно.
Скворцова Ольга
Конспект НОД «Овощи и фрукты — полезные продукты» в старшей группе
Цель: Формирование представлений детей о полезной пище; об овощах и фруктах, полезных для растущего организма детей.
Задачи:
Обучающие:
1. Формировать первоначальные представления о витаминах А, В, С.
2. Различать витаминносодержащие продукты питания (овощи, фрукты).
3. Познакомить, как витамины влияют на организм человека.
4. Активизировать употребление в речи существительные с обобщающим значением (овощи, фрукты).
5. Узнавать овощи и фрукты с участием различных анализаторов.
6. Вызывать интерес и потребность к правильному питанию.
Развивающие:
1. Развивать мышление, память, речевые способности детей.
2. Развивать познавательный интерес; восприятие детей.
3. Активизировать словарь.
Воспитательные:
1. Воспитывать заботливое отношение к своему здоровью,
самостоятельность, выдержку.
Предварительная работа: дидактические игры на повторение материала, чтение стихов и рассказов о фруктах и овощах, беседы о пользе овощей и фруктов.
Материалы и оборудование: иллюстрации с изображением продуктов питания; картинки с изображением различных фруктов и овощей; овощи и фрукты (целые и нарезанные на дольки,сказочный персонаж Лунтик, корзинки, ваза.
№ Части, методы и примеры Ход занятия
Деятельность педагога Деятельность детей
1 Вводная часть
Организационный момент: Д/игра «Назови ласково свое имя».
В: Ребята, сегодня на занятие к нам пришел гость. Кто это? (Лунтик). Давайте с ним познакомимся.
По очереди называют каждый свое имя
2
Основная часть
Загадки
В: Лунтик принес нам подарки. Все они в корзине. А узнаем, что принес нам Незнайка, когда отгадаем загадки (яблоко, лук, лимон, огурец, картофель,чеснок, морковь, свекла).
Я – крепкое, хрустящее,
Чудо настоящее.
Желтое и красное –
Кожица атласная.
А ещё румяное
Детям всем желанное (яблоко)
Красный нос в землю врос,
А зеленый хвост не нужен,
Нужен только красный нос.
(Морковь)
Закопали в землю в мае
И сто дней не вынимали,
А копать под осень стали —
Не одну нашли, а десять!
Как ее названье, дети? (картошка)
Кто его раздевает, тот слезы проливает. (лук)
Сложно без неё прожить –
Борщ уж точно не сварить
И не сделать винегрета,
Чтоб был красного он цвета. (Свёкла)
Всем его полезно есть,
Он помощник при простудах,
С ним вкусней, острее блюда.
Отломи скорей зубок – узнаёшь его? (Чеснок)
Сейчас нам нужно помочь Лунтику разложить овощи и фрукты в корзинку и вазу.
В: Как назовем все, что находится в корзинке? (овощи).
А что у нас лежит в вазе? (фрукты)
В: Ребята, расскажите Незнайке, для чего нужны овощи и фрукты?
– Мы- витамины- не таблетки
И не вкусные конфетки!
Мы живет в продуктах,
Овощах и фруктах.
Мы несем здоровье вам,
Помогаем тут и там.
Дети называют отгадки
Д: Овощи и фрукты нужны для того, чтобы кушать, готовить вкусную еду,
укреплять здоровье человека витаминами.
3 В:А сейчас послушаем,что расскажет нам Лунтик о витаминах.
Л: Витамины бывают в таблетках. Вот такие. А еще они живут в разных продуктах. Особенно витаминов много в овощах и фруктах, что делает их вкусными и полезными. Витаминов много, у каждого есть свое имя, все они важные, но самые главные из них – это витамины А, В, С.
В: Если вы хотите хорошо расти, хорошо видеть и иметь крепкие зубки, вам нужен витамин А (называем овощи и фрукты, в которых есть витамин А).
В: Витамин В помогает работать самому главному нашему органу – сердцу. Он улучшает настроение. Если вы часто плачете, вам нужен витамин В (называем картинки).
Витамин С – это витамин здоровья. Он укрепляет весь организм, помогает защититься от простуды, быть бодрым. Если часто болеете, вам нужен витамин С (показываем и называем продукты)
Дети смотрят на картинки и называют овощи или фрукты в которых есть витамины А,В,С
Дети выполняют соответствующие тексту движения
4 Физкультмитутка Мы капусту рубим
Мы капусту режем
Мы капусту солим
Мы капусту мнем
И морковку трем
(вся игра повторяется 3 раза)
5 Презентация В: Дети,а сейчас мы посмотрим презентацию о витаминах: А, В, С.
6 Игра «Какой?»
В:А сейчас, ребята, Лунтик с вами поиграет. Давайте поиграем в игру «Какой»
В: Игра «Какой?»:
Сок из малины – малиновый сок.
Сок из яблок –
Сок из груш –
Сок из слив –
Сок из апельсинов –
7 Игра «Угадай-ка»
В: Теперь поиграем в игру «Угадай – ка»: на ощупь определяем овощи или фрукты, рассказываем, что можно из них приготовить.
Это морковка. Из неё можно приготовить салат, сок, добавить в суп.
8 Игра «Угадай на вкус»В: Очень любит Лунтик игру «Угадай на вкус» Это помидор. Он кислый
9 Заключительная часть
Итог занятия
В:Итог: ребята, все овощи и фрукты очень полезны и витамины в них крепко дружат. Витамины необходимы для здоровья человека. Поэтому надо больше есть овощей и фруктов. Особенно детям, чтобы вырасти крепкими, сильными и здоровыми.Давайте вспомним пословицы о витаминах и здоровье:
В: Прощаемся с Лунтиком.
Чтоб здоровым, сильным быть,
Надо овощи любить и конечно фрукты.
Все без исключения,
В этом нет сомнения!
Конспект НОД для подготовительной группы
« Овощи и фрукты-очень полезные продукты!»
Подготовила и провела воспитатель:
Туманова Анна Борисовна
г. Заполярный
Программные задачи:
- Познакомить со значением витаминов и минеральных веществ в жизни человека.
- Углублять знания детей об овощах и фруктах.
- Развивать логическое мышление, упражнять в классификации предметов.
- Развивать связную речь детей, их словарный объём.
- Развивать умение отвечать на вопросы воспитателя полным предложением, аргументировать свое мнение.
- Активизировать познавательную деятельность воспитанников, их интеллект, память, внимание, слух.
- Формировать познавательный интерес к полезному питанию, желание быть здоровым.
- Воспитывать стремление к здоровому образу жизни.
- Воспитывать позитивного отношения к ответам друг друга.
- Привести к пониманию, что питаться нужно правильно, чтобы быть здоровыми.
Оборудование: мультимедийное оборудование, карточки с изображением фруктов, «волшебная палочка», «чудесный мешочек» с сырыми овощами, сухофрукты на тарелочках для каждого ребенка.
Ход занятия:
На экране 1слайд с изображением Малыша и письма, затем 2 слайд с изображением больного, лежащего в постели Карлсона
Воспитатель: – Ребята, к нам сегодня в детский сад пришло письмо на электронную почту. Это письмо написал Малыш, друг Карлсона. Он пишет нам о том, что в последнее время Карлсон стал грустным, вялым, у него пропал аппетит, он обессилел, ему не хочется вставать со своего любимого диванчика. Малыш не знает как ему поступить, как помочь своему другу и просит у вас совета и помощи.
-Как вы думаете, ребята, отчего такая беда приключилась с Карлсоном?
Дети: – неправильно питается, не ест полезную пищу, не употребляет витамины с едой…
Воспитатель: – А где, как вы думаете, находится очень много витаминов?
Дети: – В овощах и фруктах.
Воспитатель: – Вы уже много знаете о фруктах и овощах, и сегодня на занятии мы поговорим и о том, что вам уже известно, а что-то вы узнаете новое. Знания о полезном питании пригодятся и нам и Карлсону, помогут сохранить и укрепить здоровье, хорошее настроение.
– На занятии внимательно слушайте задания и ответы других детей, нельзя выкрикивать и перебивать.
Игра «Вершки и корешки»
На экране 3 слайд с изображением обложки сказки «Вершки и корешки»
Воспитатель: – Недавно мы с вами читали сказку «Вершки и корешки». Давайте вспомним, у каких овощей мы едим вершки?
Дети: – помидоры, огурцы.
Воспитатель: – А корешки?
Дети: – репа, редис, картофель, морковь…
Воспитатель: – У каких растений едим луковицу?
Дети: – лук, чеснок…
Воспитатель: – А семена?
Дети: – горох, бобы, кукуруза
Воспитатель: – Плоды?
Дети: – огурцы, тыква, помидоры, картофель, кабачки, перец
Игра « Чудесный мешочек»
Дети по очереди угадывают на ощупь и достают из мешочка овощи
Описательный рассказ про овощи по плану:
– Какой формы?
– Какого цвета?
– Какой на ощупь?
– Какой на вкус?
– Что из него можно приготовить?
Игра «Корзина с овощами»
4 Слайд с изображением корзины с овощами
Раз, два, три, четыре, пять, начинаем мы считать.
Принесли из магазина мы огромную корзину-
Много разных овощей, посчитать ты их сумей!
(помидор, огурец, морковь, свекла)
(Считаем: 1 огурец, 2 огурца, 3 огурца и т.п.)
( по очереди появляются 5,6,7,8 слайды с изображением моркови, помидоров, огурцов, свеклы, которые нужно посчитать
Воспитатель: – Ребята, скажите мне, пожалуйста, в каком виде мы едим овощи?
Дети: – в сыром и варёном
Воспитатель: – А какие вы знаете овощные блюда?
Дети: – рагу, борщ, щи, пюре картофельное и гороховое…
Воспитатель: – А давайте перечислим овощи, которые мы кладём в щи.
Дети: – капуста, морковь, картофель, лук, петрушка, укроп…
Воспитатель: – А чем отличается борщ от щей?
Дети: – в борщ кладут свёклу…
Воспитатель: – А как вы думаете, растут ли овощи зимой?
Дети: – нет
Воспитатель: – Откуда же мы их берем зимой, как они появляются на нашем столе?
-Тот урожай, который собрали осенью, хранят в специальном сухом и прохладном помещении, которое называется…(кто знает?) – овощехранилище (закрепляем в речи)
На 9,10 слайде – фотографии овощехранилища
Воспитатель: – Некоторые овощи солят, маринуют, квасят, сушат , т.е. заготавливают на зиму. Как думаете, для чего люди делают заготовки?
Дети: – чтобы сохранить
Воспитатель: – Вот так сохраняют такие полезные для здоровья овощные продукты и витамины, которые в них содержатся.
Физминутка «Капуста»
– Мы капусту рубим, рубим! (рубящие движения топором, двигая прямыми ладошками вверх и вниз)
– Мы капусту режем, режем! (ребром ладошки водим вперед и назад)
– Мы капусту солим, солим! (собираем пальчики в щепотку и делаем вид, что солим капусту)
– Мы капусту жмем, жмем! (сжимаем и разжимаем кулачки)
– Мы морковку трем, трем! (правую ручку сжимаем в кулачок и двигаем её вверх-вниз вдоль прямой ладошки левой руки, изображая терку)
Воспитатель: – А кто знает, какие овощи можно вырастить на подоконнике?
Дети: – лук, чеснок, помидоры, укроп.
Воспитатель: – А почему говорят: Лук от семи недуг?
Дети: потому что в луке много витаминов и целебных свойств.
Воспитатель: – Угадайте загадки:
– Этот терпкий острый зубчик
Бабушка добавит в супчик.
Разложи его повсюду,
Чтобы справиться с простудой. (Чеснок)
– Он и вкусный и душистый,
Сам зелёный, шелковистый.
Овощи собрали? Оп!
Не забудьте про …(укроп)
Зелена, свежа, кудрява
Ароматная приправа.
Укропу я подружка –
Душистая… (петрушка)
Воспитатель: – Ребята, вспомните и назовите все блюда, которые делают из фруктов. Назовите свои любимые блюда, которые готовят дома или в детском саду, которые вы покупаете в магазине.
Дети: – сок, компот, кисель, морс, джем, желе, варенье, повидло, мармелад, цукаты , изюм, курага и другие сухофрукты…
Воспитатель: – В каждом блюде из фруктов целая кладовая витаминов! Они очень полезны и детям и взрослым.
Игра «Веселые поварята»
Воспитатель: – Давайте приготовим мармелад из разных фруктов. Если мы сделаем его из яблок, как он будет называться?
Дети: – яблочный
Воспитатель: – А мармелад из слив какой?
Дети: – слИвовый
Воспитатель: – а из груш?
Дети: – грушевый
Воспитатель: – А из персиков какой?
Дети: – персиковый
Воспитатель: – Из абрикосов?
Дети: – Абрикосовый
Воспитатель: – Из апельсинов какой мармелад?
Дети: – апельсиновый
Воспитатель: – Из мандаринов?
Дети: – мандариновый!
Физминутка «Мы делили апельсин»
Мы делили апельсин, много нас, а он один
Эта долька для ежат, эта долька для ужат,
Эта долька для утят, эта долька для котят,
Это долька для бобра, а для волка – кожура…
Он сердит на нас – беда, разбегайтесь кто куда!
Игра «В кафе»
Воспитатель: – Ребята, представьте, что вы работаете в кафе и сегодня приготовили разный мармелад (воспитатель раздаёт каждому карточку с изображением одного фрукта). Я – ваш посетитель и вы мне предлагаете попробовать мармелад, называете какой он. Фразу можно начать со слов:
«Угощайтесь, пожалуйста, это…»
«Хотите попробовать…»
«Думаю, что вам понравиться…»
(дети поочередно выполняют задание, воспитатель привлекает детей к работе над речевыми ошибками, в вежливой форме благодарит)
Игра «Назови ласково»
(по тем же карточкам)
Давайте поблагодарим замечательные фрукты и назовём их ласково.
Яблоко – яблочко…
Слива – сливка, сливочка…
Абрикос – абрикосик…
Груша – грушка, грушечка…
Апельсин – апельсинчик…
Мандарин- мандаринчик…
Игра « Волшебники»
Воспитатель:- Послушайте сказку. Добрый волшебник вырастил в своём саду много фруктов, а злой волшебник заколдовал сад, и в нем выросло только одно яблоко. Тогда добрый волшебник взмахнул своей волшебной палочкой и получилось много… чего? (яблок!)
-Была одна слива (взмах палочки) и получилось (много слив!)
-Вместо одного апельсина выросло…. (взмах палочки) (много апельсинов!)
-Был один ананас, а стало…(взмах палочки) (много ананасов!)
-Была одна груша, а стало…(взмах палочки) (много груш!)
-Висел на ветке один банан, а стало…(взмах палочки) (много бананов!)
Пальчиковая гимнастика «Фрукты»
(Поочередно разгибаем пальчики)
Этот пальчик – апельсин, он, конечно, не один.
Этот пальчик – слива, вкусная, красивая.
Этот пальчик – абрикос, высоко на ветке рос.
Этот пальчик-груша, просит: «Ну-ка, скушай!».
Этот пальчик – ананас, фрукт для вас и для нас.
Кроссворд «Сухофрукты»
Воспитатель: – Как вы думаете, почему люди стараются сохранить фрукты свежими?
Дети: – в них много витаминов и полезных веществ
Воспитатель: – А как заготавливают фрукты на зиму?
Дети: – закатывают в банки, варят компоты, маринуют, сушат
Воспитатель: – А кто знает, как называют сушеные фрукты?
Дети: – сухофрукты
Воспитатель: – Давайте разгадаем кроссворд про сухофрукты. (11-17 слайды с кроссвордом)
Воспитатель хвалит детей и предлагает угощение из сухофруктов