Конспект горючие полезные ископаемые 4 класс
Этапы урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
1.Мотивация к учебной деятельности.
2.Актуализация опорных знаний и способов действий.
3.Решение проблемы.
4.Организация самостоятельной работы.
5.Самопроверка.
5.Информация о домашнем задании.
6.Рефлексия.
Прозвенел звонок.
Начался урок.
Мы пришли сюда учится,
Не ленится, а трудится.
Работаем старательно,
Слушаем внимательно.
-А сейчас я попрошу дежурного рассказать о сегодняшней погоде.
(Дата, облачность, осадки, ветер.)
-Ребята, давайте вспомним, какую тему мы изучали на прошлом уроке?
-Ребята, скажите, какие бывают полезные ископаемые?
-На какие группы делятся рудные?
– На какие группы делятся нерудные?
– И так, ребята давайте сделаем вывод по домашнему заданию:
– Какое значение полезные ископаемые, которые используются в строительстве имеют в жизни человека?
-А в каких полезных ископаемых спрятаны тепло и свет, без которых человек не может существовать? Почему?
-Как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить на уроке?
– Да ребята мы с вами узнаем, где и как используются горючие полезные ископаемые и поучимся самостоятельно определять их свойства. Работа будет проходить в группах.
(Слайд 1)
-А сейчас вам нужно отгадать загадку, ответом которой будет являться то вещество над которое мы будем с вами проводить опыт.
– И так, первая загадка:
Он чёрный, блестящий,
Людям помощник настоящий.
Он несет в дома тепло,
От него в домах светло,
Помогает плавить стали,
Делать краски и эмали.
(Слайд 2,3).
-Молодцы, ребята.
-Что вы знаете о каменном угле?
-А сейчас, ребята мы с вами по будем геологами-исследователями, проведём практическую работу.
-А кто знает кто такие геологи?
-Правильно, ребята.
-И вот мы с вами сегодня будем изучать природные богатства. У вас перед глазами план работы. Ваша задача – по плану рассмотреть полезное ископаемое и заполнить таблицу.
Карточка № 1,2
При проведении опытов следует соблюдать меры предосторожности. А при работе в группе помнить правила:
• Все участвуют в работе.
• Все друг другу помогают.
• Споры решаются мирным путём.
• Когда один говорит, все внимательно слушают.
(Слайд 4)
(Слайд 5)
-Молодцы, ребята, а сейчас давайте сделаем вывод.
-И так, ребята давайте послушаем сообщение о каменном угле.
-Слушаем следующую загадку:
Без неё не побежит
Ни такси, ни мотоцикл,
Не поднимется ракета
Отгадайте, что же это?
(Слайд 6,7)
-И так, ребята, так как у нас нет нефти вам сейчас нужно, заполнить таблицу с помощью учебника. Откройте учебник на стр. 101. На выполнение этого задания вам отводится 3 минуты.
-Давайте проверим правильно ли вы заполнили таблицу. Ели правильно ставим знак плюс, если не правильно знак минус.
(Слайд 8)
-И так, ребята время закончилось, кто желает сделать вывод.
Физминутка
– Молодцы! Но геологи должны быть не только умными, но и физически закаленными. Сделаем перерыв в нашей исследовательской работе и проведем физкультминутку.
Мы геологами станем
Да?-Да! (хлопок над головой)
Будут все гордиться нами.
Да?-Да! (хлопок над головой)
Что ждет нас впереди?
Высокая гора (показывают руками)
Бурная река (показывают руками)
Ее не обойдешь(топают ногами)
Ее не проплывешь(плывут),
Ее не пролетишь(крылья),
Надо напрямик.
Все мы сможем, все сумеем
И своей достигнем цели.
Да?-Да! (хлопок над головой)
-Слушаем следующую загадку:
Росли на болоте растения
Стали топливом и удобрением.
(Слайд 11,12)
-Перед вами лежит это вещество сейчас вам нужно провести опыт и заполнить таблицу.
-И так, ребята время закончилось, кто желает сделать вывод.
-А сейчас давайте послушаем сообщение о торфе.
-Сегодня мы много узнали о горючих полезных ископаемых, много исследовали и чтобы завершить нашу сегодняшнюю работу давайте подведем итог урока. Вам нужно продолжить предложения:
Карточка № 3
– А сейчас, открываем дневники, записываем домашнее задание:
- Составить кроссворд на тему «Полезные ископаемые», стр. 88 -102.
- Заполнить таблицу (природный газ)
-И так, ребята сейчас выбираем на столах картинки:
*Если вы усвояли и вам понравился сегодняшний урок, вы выходите и приклеиваете картинка Горючие полезные ископаемые;
*Если вы не много не поняли и считаете, что вам нужно еще вложить кирпичик знаний, то вы идете приклеивать картинку Строительные полезные ископаемые.
*Если вы не поняли и вам не понравился урок то вы идете приклеивать картинки металлы.
Спасибо за внимание, урок окончен!
Приветствуют учителя.
Дежурный встает и рассказывает о погоде.
Какие полезные ископаемые используются в строительстве.
Рудные, нерудные.
Черные, цветные металлы.
Строительные, горючие.
Ответы детей.
Ответы детей.
Ребята разделены на 3 группы.
Каменный уголь.
Ответы детей.
Геологи – это люди, которые ищут природные богатства и изучают их
Дети делают опыт.
Один ученик делает вывод.
Ученик рассказывает сообщение.
Нефть
Ребята заполняют таблицу.
Ребята сверяют ответы с эталоном на слайде.
Один ученик делает вывод.
Торф
Заполняют таблицу.
Один ученик делает вывод.
Ученик делает сообщение.
Записывают домашнее задание.
ФИО студента: Пляскина Ольга Павловна
Программа (УМК): «Гармония»
Дата проведения урока: 30 ноября 2017 года.
Дисциплина: Окружающий мир.
Тема урока: Горючие полезные ископаемые, их использование. Альтернативные источники энергии.
Цель урока: Формирование познавательного интереса обучающихся к современным экологическим проблемам через их включение в активную творческую деятельность по решению проблемы поиска альтернативных источников энергии.
Задачи урока:
Обучающая: сформировать представление обучающихся о перспективах использования искусственных материалов и альтернативных (восполняемых) источников энергии;
Развивающая: продолжить развитие общеучебных умений и навыков:
готовить рабочее место и школьные принадлежности к выполнению работ;
ставить проблему, обсуждать с одноклассниками способы её решения;
выбирать нужную информацию из учебного и художественного текста, иллюстраций, представлять её с использованием знаково-символических средств.
Воспитывающая: воспитывать бережное отношение к богатствам земных недр и изделиям из них, интерес к профессии эколога.
Планируемые результаты:
Личностные:
формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир;
принятие и освоение социальной роли;
формирование принимаемой обществом системы ценностей.
Предметные:
формировать умение наблюдать за природой;
формировать и развивать образовательные компетенции обучающихся;
Познавательные действия:
развивать у школьников познавательную активность и творческие способности;
знакомить школьников с методами и приемами научного поиска;
учить анализировать, систематизировать информацию, выявлять и формулировать проблемы.
Коммуникативные действия:
способствовать овладению обучающимися искусством дискуссии;
содействовать формированию гражданской позиции обучающихся.
Тип урока: урок изучения новых знаний.
Методы: объяснительно – иллюстративные, словесные.
Формы: фронтальная, индивидуальная.
Оборудование: учебник О.Т.Поглазовой “Окружающий мир” 4 класс 1 часть.
Ход урока:
Организационный момент.
Учитель:
Прозвенел звонок,
Начинается урок.
Наши ушки на макушке.
Глазки шире открываем,
Слушаем и запоминаем.
Ни минуты не теряем.
АОЗ.
На доске модели карточек с нарисованными знаками полезных ископаемых
бурый уголь – железная руда;
фосфориты – медная руда;
золото;
асбест;
Учитель: Ребята, что обозначают эти знаки?
Дети: Эти знаки обозначают полезные ископаемые.
Учитель: Для чего используют эти знаки?
Дети: Эти знаки используют для обозначения месторождений полезных ископаемых на карте.
Учитель: Что мы называем полезными ископаемыми?
Дети: Все природные богатства, которые люди добывают из глубины земли и её поверхности, называют полезными ископаемыми.
Учитель: Все полезные ископаемые, залегающие в недрах земли, делятся на 2 большие группы: рудные и нерудные. Какие рудные полезные ископаемые вы знаете?
Дети: Железная руда.
Учитель: А нерудные полезные ископаемые еще делятся на 2 подгруппы: строительные и горючие. Какие группы полезных ископаемых мы уже изучили?
Дети: Мы изучили рудные полезные ископаемые.
Учитель: В каком состоянии находятся полезные ископаемые в природе?
Дети: В твердом – гранит, в жидком – нефть, в газообразном – природный газ.
Постановка темы урока.
Учитель: Ребята, как вы думаете, почему горючие полезные ископаемые так называют?
Дети: Ископаемые – потому что извлекаются из недр Земли, отторгаются
человеком от её каменной оболочки.
Полезные – потому что служат человеку, то есть по его воле
превращаются в разнообразные необходимые вещи, которые создают уют, обеспечивают безопасность, обогревают, кормят, перевозят. Одним словом, полезные ископаемые необходимы всегда и везде, оказывают огромное влияние на всю нашу жизнь.
Учитель: Как вы думаете, какова тема нашего урока?
Дети: Горючие полезные ископаемые.
Работа по теме урока.
Учитель: Ребята, сейчас я предлагаю вам прочесть текст на странице 94 до слов «Каменный уголь» и заполнять таблицу в ТПО на стр. 37. Откройте тетради.
Дети выполняют.
Учитель: Теперь выполним то же самое с «каменным углем».
Дети выполняют.
Учитель: Читаем дальше, устно выделяя главное.
Беседа по прочитанному.
Учитель: В каких местностях следует искать торф?
Дети: В болотистых.
Учитель: Какое полезное ископаемое в старину называли «греческий огонь»?
Дети: Нефть.
Учитель: Какой вред природе наносит разлившаяся нефть, угольный карьер, осушение торфяных болот?
Дети отвечают.
Физкультминутка.
Отдых наш-физкультминутка,
Занимай свои места.
Раз присели, два-привстали,
Руки кверху все подняли.
Сели, встали, сели, встали
Ванькой- встанькой словно стали
А потом пустились вскачь,
Словно наш упругий мяч.
Изучение нового материала.
Учитель: Ребята, а сейчас послушайте стихотворение.
Природа дарит людям чудеса,
Мы перед ней навечно стали должниками.
Но долг природе мы обязаны отдать,
Иначе мы не сможем выжить сами.
Как вы понимает эти слова? О каком долге идет речь?
Дети отвечают.
Учитель: Для того, чтобы лучше понять, о чем же это стихотворение, предлагаю вам прочесть статью со стр. 98 по 100.
Дети выполняют.
Учитель: Так о чем же этот текст?
Дети отвечают.
Учитель: Сейчас я предлагаю вам побыть исследователями и рассказать мне о том, какие альтернативные источники энергии использует человек.
Дети: Энергия солнца (солнечные батареи), энергия ветра (турбины), гидроэлектростанции (гидроэлектростанции преобразуют энергию потока воды в электроэнергию посредством гидравлических турбин, приводящих во вращение электрические генераторы), геотермальные электростанции (Электростанции такого типа преобразуют внутреннее тепло Земли (энергию горячих пароводяных источников) в электричество), водород (Водород, самый простой и легкий из всех химических элементов, можно считать отличным топливом. Он имеется всюду, где есть вода. При сжигании водорода образуется вода, которую можно снова разложить на водород и кислород, причем этот процесс не вызывает никакого загрязнения окружающей среды), биотопливо (это топливо из биологического сырья, получаемое, как правило, в результате переработки биологических отходов.)
Учитель: Молодцы! Вы осень любознательные дети!
Домашнее задание.
Учитель: Дома вы выполните следующие задания: выделить на контурной карте крупнейшие месторождения нефти, торфа, каменного угля и природного горючего газа в России. На выполнение этой работы вам дается неделя. К следующему уроку вы выполните задания №1, 2, 3, 5,7 в ТПО.
Подведение итогов, рефлексия.
Учитель: Я думаю, что сегодня на уроке вы узнали много нового. Для того, что бы оценить свою работу на уроке, нарисуйте смайлика, отражающего ваше настроение, а после урока сдайте мне.
Учитель:_____________
Оценка:____________
ГАПОУ «Городецкий Губернский колледж»
Конспект урока по окружающему миру,
проведенного в МБОУ СОШ №5, в 4 классе
студенткой 412 группы специальности
«Преподавание в начальных классах»
Зеленковой Е.С.
Тема: Горючие полезные ископаемые, их использование
Методист: Шимина Е.В. ______________
Учитель: Савина Е.С. ________________
Методист подгруппы практикантов:
Спешилова О.В. _________________
Оценка: ________________________
2015 – 2016 уч.год
Тема: Горючие полезные ископаемые, их использование
Тип урока: Открытие новых знаний
Цели урока: познакомить учащихся с горючими полезными ископаемыми, их использованием
Образовательные ресурсы:
УМК «Гармония»
О.Т.Поглазова, Н.И.Ворожейкина. Программа. Окружающий мир.
О.Т.Поглазова, Н.И.Ворожейкина. Учебник. Окружающий мир.
О.Т.Поглазова, В.Д.Шилин. Рабочая тетрадь. Окружающий мир.
Презентации
Видео
Карточки с буквами
Карточки – схемы
Солнышки
Планируемые результаты:
Личностные: положительное отношение к процессу обучения;
Регулятивные: – умение точно выражать свои мысли;
– умение определять цель деятельности на уроке;
– умение определять успешность своего задания;
Познавательные: – умение извлекать информацию из иллюстраций;
– умение выявлять сущность, особенности объектов;
– умение на основе анализа объектов делать выводы;
– умение обобщать и классифицировать по признакам;
Коммуникативные: – умение слушать и понимать других;
– умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;
– умение оформлять свои мысли в устной форме;
I.Орг.момент
II.Актуализация знаний
III.Целеполагание
IV.Открытие новых знаний
V.Физкультминутка
VI.Итог урока
(Рефлексия)
– Добрый день! Сегодня у нас необычный урок. К нам пришли гости. Давайте поприветствуем их!
Ровно встали,
Тихо сели,
Головами повертели,
Сладко – сладко потянулись,
И друг другу улыбнулись.
Рот закрыли на замок,
Начинается урок.
– Ребята, давайте проверим ваши знания в форме теста. Я предлагаю вам ответить на вопросы и выполнить задания по вариантам, я думаю, что вы с ним успешно справитесь и получите хорошие отметки. (Приложение 1)
– Теперь обменяйтесь тестами. Сверьте ответы со слайдом и оцените работу своего соседа. (Слайд 1)
Если не одной ошибки поставьте оценку «5», если допущена одна ошибка, оценку «4», если больше одной ошибки поставьте оценку «3».
– Ребята, посмотрите, у вас у каждого на парте лежит карточка с буквами. Задача перед вами стоит простая, вычеркните одинаковые буквы и вы увидите тему нашего урока. (Приложение 2). (Слайд 2)
– О каких полезных ископаемых будем говорить сегодня на уроке?
– Верно, а так же поговорим об их использовании. (Слайд 3, 4)
– Давайте с вами поговорим про торф. Откройте, пожалуйста, учебник на стр.94. Прочитайте абзац про торф. (Читают про себя). (Слайд 4 – 5)
– Скажите, пожалуйста, из чего образуется торф?
– В качестве чего земледельцы его используют?
– Для чего используют высохший торф?
– Теперь давайте узнаем про каменный уголь. Прочитайте, пожалуйста. (Читают 3 ученика, по 1 абзацу). (Слайд 4 – 6)
– Остатки, каких растений превратились в уголь?
– Назовите виды угля
– Какой уголь считается самым ценным и почему?
– Для чего используют уголь?
– Давайте немного отдохнем, встаем все!
(вкл.презентация физкультминутки прыг – скок)
– Ребята, лисичка, волк и барсук хотят поделиться с вами, интересной информацией, про жидкие полезные ископаемые. Посмотрите на экран. (Слайд 4 – 7)
– Что вам запомнилось из рассказа учителя.
– Давайте посмотрим на карте, где находится наиболее крупные месторождения горючих ископаемых. Кто мне покажет и зачитает? (Слайд 5)
– Ребята, я вам предлагаю поработать сейчас в парах. У вас на партах рисунок – схема, составьте пути нефти к потреблению. (Приложение 3.)
– Кто желает ответить? (слайд 6)
– Посмотрите, на схеме около каждого рисунка появился красный восклицательный знак, подумайте, какие негативные последствия могут возникнуть на каждом этапе.
– Откройте, пожалуйста, тетрадь на печатной основе на стр.39 и выполните №19
– Что вам на уроке понравилось? Что особенно удалось?
– Какие задания показались трудными?
– Что вы получили от этого урока?
– За что могли бы похвалить себя? За что своих одноклассников?
– Запишите д/з в дневник стр.94 – 97 – пересказ
– У вас на партах лежат солнышки. Оцените свою работу на уроке. Нарисуйте на солнышке ротик (улыбку, если все на уроке понравилось и получилось, серьезное лицо – если что – то было делать трудно, грустное лицо, если на уроке было непонятно, скучно, неинтересно). (Слайд 7)
– Вы молодцы, я благодарю вас за работу. (Слайд 8)
Приветствие учителя
Ровно встали
Тихо сели
Головами повертели
Потянулись
Улыбнулись
Рот закрыли на замок
На партах у детей лежат листы с тестовой работой по вариантам. Дети выполняют тест.
Обмениваются тестами, проверяют, оценивают работу.
Дети вычеркивают из карточки повторяющиеся буквы: Т, Б, А, С
– О горючих полезных ископаемых
Открывают стр.94 и читают абзац про торф
– Торф образуется из отмирающих болотных растений, которые опускаются на дно болот.
– Земледельцы используют торф в качестве удобрения, подстилки для скота.
– Из высохшего торфа делают брикеты, которые применяют для работы небольших электростанций.
– Остатки древних гигантских деревьев, папоротников, быстро растущих плаунов, хвощей и тростников.
– Бурый уголь, каменный уголь, антрацит
– Антрацит при горении выделяет больше тепла и поэтому считается самым ценным.
– Уголь используют для отопления жилищ, для получения электрической энергии на теплоэлектростанциях.
Повторяют движения
Дети смотрят видео про нефть и газ
Рассказывают, что запомнилось и что понравилось
Горючие полезные ископаемые находятся на западной части России. Бурый уголь добывается в Канско – Ачинском бассейне. Каменный уголь добывается в таких местах, как: Донецкий бассейн, Печорский бассейн, Кузнецкий бассейн. Нефть добывается в Западной Сибири и в Волго – Уральском бассейне, так же как и газ.
– Добыча нефти, перевозка нефти, переработка нефти, использование нефти.
– Случаются инциденты при добыче и транспортировке по суше (аварии на нефтепроводах), кроме этого серосодержащие виды нефти при добыче и переработке, которых образуется много сернистого газа – одна из причин кислотных дождей.
Выполняют задание в ПТ на стр.39 №19
Записывают д/з
Оценивают свою работу
Личностные: готовность и способность к саморазвитию и мотивации к познанию нового;
Познавательные: поиск, отбор и структурирование необходимой информации, моделирование изучаемого содержании;
Коммуникативные: отвечать на вопросы, соблюдая правила речевого поведения;
Личностные: дети слушают, размышляют, отвечают на вопросы;
Регулятивные: отвечают на вопросы учителя;
Познавательные: понимать информацию представленную в изобразительной форме;
Коммуникативные: осуществлять совместную деятельность в парах;
Коммуникативные: участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения;
Познавательные: формировать умение делать обобщение и выводы.