Конкурентные взаимоотношения как правило полезны для обоих организмов
Тематические тесты к урокам биологии и экологии в 11 классе по теме
«Основы эволюции» и «Основы экологии
1. Биологический диктант по теме «Что изучает экология?»
1) Наука о различных аспектах взаимодействия организмов между собой, с факторами окружающей среды и человеком, а также о путях оптимизации таких отношений называется … (экологией).
2) Совокупность абиотических и биотических условий жизни организма называется … (средой обитания).
3) Тремя важнейшими компонентами среды, окружающей человека, являются … (абиотический, биотический и социальный).
4) Экологические факторы делятся на группы … (абиотические, биотические, антропогенные).
5) Важнейшими абиотическими факторами являются … (температура, свет, влажность).
6) Для синиц характерна … среда обитания (наземно-воздушная).
7) Плотность внешней среды большая в … (воде).
8) Способность организмов выдерживать изменения условий жизни называется … (толерантностью).
9) Минимум и максимум воздействия фактора … для организма (губителен).
10) Для организма наиболее благоприятным является … интенсивности фактора (оптимум).
2. Тестирование по теме «Типы экологических взаимодействий»
1) Форма взаимоотношений, при которой один вид получает какое-либо преимущество, не принося другому ни вреда, ни пользы, называется:
а) протокооперацией;
б) паразитизмом;
в) комменсализмом;
г) аменсализмом.
Ответ: в).
2) Симбиотические отношения, при которых присутствие каждого из двух видов становится обязательным для другого партнера, называются:
а) комменсализмом;
б) мутуализмом;
в) протокооперацией;
г) нейтрализмом.
Ответ: б).
3) В желудке и кишечнике жвачных млекопитающих постоянно обитают бактерии, вызывающие брожение. Это является примером:
а) хищничества;
б) паразитизма;
в) комменсализма;
г) симбиоза.
Ответ: в).
4) Форма взаимосвязей между видами, при которой организмы одного вида живут за счет питательных веществ или тканей организма другого вида, называется:
а) хищничеством;
б) симбиозом;
в) аменсализмом;
г) паразитизмом.
Ответ: г).
5) Если рыба горчак откладывает икру в мантию двустворчатого моллюска, это пример:
а) взаимополезных отношений;
б) полезно-нейтральных отношений;
в) полезно-вредных отношений;
г) взаимовредных отношений.
Ответ: б).
6) Беспозвоночные разных видов поселяются в норах грызунов, находя там благоприятные для себя условия и не являясь при этом паразитами хозяина норы. Это явление называется:
а) симпатрией;
б) протокооперацией;
в) квартирантством;
г) акклиматизацией.
Ответ: в).
7) Отношения «паразит – хозяин» состоят в том, что паразит:
а) не оказывает существенного влияния на хозяина;
б) всегда приводит хозяина к смерти;
в) приносит определенную пользу хозяину;
г) приносит вред, но лишь в некоторых случаях приводит к скорой гибели хозяина.
Ответ: г).
8) Некоторые грибы растут на корнях определенных деревьев. Такой тип взаимоотношений называется:
а) паразитизмом;
б) комменсализмом;
в) симбиозом;
г) сапрофитизмом.
Ответ: в).
9) Хищники в природном сообществе:
а) уничтожают популяцию жертв;
б) способствуют росту популяции жертв;
в) оздоровляют популяцию жертв и регулируют ее численность;
г) не влияют на численность популяции жертв.
Ответ: в).
10) Организм, в теле которого происходит размножение паразита, называется:
а) основным хозяином;
б) промежуточным хозяином;
в) переносчиком;
г) паразитом.
Ответ: а).
3 Тема: «Конкурентные взаимодействия живых организмов»
Выберите правильные суждения.
1) Внутривидовые отношения – механизм, обеспечивающий саморегуляцию численности популяций.
2) Межвидовая конкуренция играет важную роль в формировании природного сообщества.
3) Пространственное распределение животных в популяции регулируется их поведением.
4) Абиотические факторы не оказывают влияния на конкурентные отношения двух родственных видов.
5) Территориальное поведение у животных – способ регуляции численности популяции.
6) Организмы двух видов одинаково реагируют на повышение плотности их популяции.
7) Конкуренция не является формой биотических взаимоотношений.
8) Конкурентные взаимоотношения, как правило, полезны для обоих организмов.
9) Самоизреживание у елей – это пример межвидовой конкуренции.
10) Примером внутривидовой конкуренции являются взаимоотношения между волками в стае.
Ответ: 1, 2, 3, 5, 10.
4. ОСНОВНЫЕ ЭКОЛОГИЧЕСКИЕХАРАКТЕРИСТИКИ ПОПУЛЯЦИИ
1. Тестирование.
1) Старые особи составляют бульшую долю в популяциях:
а) быстро растущих;
б) находящихся в стабильном состоянии;
в) со сниженной численностью;
г) в которых не наблюдается четкой закономерности роста.
Ответ: в).
2) Если скорость роста популяции N равна нулю, наблюдается одна из следующих возможностей:
а) популяция увеличивается и ожидается сильная конкуренция за пищу и территорию;
б) популяция увеличивается и ожидается высокая активность паразитов и хищников;
в) популяция уменьшается вследствие накопления мутаций;
г) популяция достигает максимальных размеров.
Ответ: г).
3) Число особей вида на единицу площади или на единицу объема жизненного пространства показывает:
а) видовое разнообразие;
б) плодовитость;
в) плотность популяции;
г) обилие популяции.
Ответ: в).
4) Общее число особей популяции, или общая масса особей на определенной территории, – это:
а) индекс численности;
б) обилие популяции;
в) плотность популяции;
г) экологическая пирамида.
Ответ: б).
5) Соотношение особей популяции по возрастному состоянию на-зывают:
а) средней продолжительностью жизни особей в популяции;
б) возрастным спектром популяции;
в) физиологической плодовитостью;
г) экологической рождаемостью.
Ответ: б).
6) Наиболее устойчивыми являются популяции, состоящие:
а) из одной генерации (поколения);
б) двух генераций;
в) трех генераций;
г) нескольких генераций и потомков каждой из них.
Ответ: г).
7) Популяцию характеризуют следующие свойства:
а) рождаемость, смертность;
б) площадь территории;
в) распределение в пространстве;
г) среда обитания, условия жизни.
Ответ: а).
8) Знания демографических показателей популяции имеет важное практическое значение:
а) в охотничьих хозяйствах;
б) для медико-санитарной службы;
в) в рыболовстве.
Ответ: а).
9) Возрастная структура популяции:
а) определяется внешними условиями;
б) не зависит от жизненного цикла вида;
в) зависит от интенсивности смертности и от величины рождаемости;
г) зависит от размеров популяции.
Ответ: в).
10) Заяц-беляк и заяц-русак, обитающие в одном лесу, составляют:
а) одну популяцию одного вида;
б) две популяции одного вида;
в) две популяции двух видов;
г) одну популяцию двух видов.
Ответ: в).
5. Тестирование по теме «Динамика популяции»
1) В наименьшей степени связано с численностью популяции действие фактора:
а) паразитизма;
б) накопления отходов жизнедеятельности;
в) хищничества;
г) суровой зимы.
Ответ: б).
2) Популяция может увеличивать численность с возрастающей скоростью, то есть экспоненциально:
а) когда ограничена только пища;
б) при освоении новых мест обитания;
в) только в случае отсутствия хищников;
г) только в лабораторных условиях.
Ответ: б).
3) Численность популяции из года в год остается примерно одинаковой, потому что:
а) каждый год погибает примерно одинаковое количество особей;
б) организмы размножаются более интенсивно при меньшей плотности и менее интенсивно при большей плотности;
в) организмы прекращают размножение, после того как численность популяции превысит средний уровень;
г) смертность и рождаемость примерно одинаковы.
Ответ: г).
4) Если n – число организмов, t – время, то формула ∆n/∆t означает:
а) среднюю скорость изменения числа организмов в расчете на одну особь;
б) среднюю скорость изменения числа организмов во времени;
в) скорость роста популяции в процентах;
г) скорость изменения числа организмов за единицу времени на определенной территории.
Ответ: б).
5) Колебания численности популяции связаны:
а) с изменением условий жизни (температуры, влажности);
б) с загрязнением окружающей среды;
в) со средой обитания;
г) с уровнем организации организмов.
Ответ: а).
6) Показателем процветания популяций в экосистеме служит:
а) связь с другими популяциями;
б) связь между особями популяции;
в) их высокая численность;
г) колебания численности популяций.
Ответ: в).
7) Численность популяций колорадского жука, завезенного из Америки в Европу, сильно выросла:
а) из-за благоприятного здесь климата;
б) более снежных зим;
в) более влажного климата;
г) отсутствия врагов этого насекомого.
Ответ: г).
8) Сохранению популяций и видов промысловых животных способствует:
а) полный запрет на охоту;
б) вселение их в новую экосистему;
в) регуляция численности частичным запретом на охоту;
г) полное уничтожение их врагов.
Ответ: в).
9) Популяции угрожает гибель, если ее численность:
а) максимальна;
б) минимальна;
в) колеблется по сезонам;
г) колеблется по годам.
Ответ: б).
10) Истребление хищниками больных и ослабленных животных способствует тому, что численность популяций жертв:
а) сокращается;
б) увеличивается;
в) изменяется по сезонам года;
г) поддерживается на определенном уровне.
Ответ: г).
6. Тестирование по теме «Структура сообщества»
1) Совокупность взаимосвязанных между собой и со средой обитания видов, длительное время обитающих на определенной территории с однородными природными условиями, представляет собой:
а) экосистему;
б) биосферу;
в) сообщество;
г) агроценоз.
Ответ: а).
2) Примером природной экосистемы служит:
а) пшеничное поле;
б) оранжерея;
в) дубрава;
г) теплица.
Ответ: в).
3) Разнообразие видов, переплетение цепей питания в экосистеме служит показателем:
а) ее изменения;
б) ее устойчивости;
в) ее закономерного развития;
г) конкуренции видов.
Ответ: б).
4) Одна из главных причин сокращения разнообразия видов жи-
вотных:
а) колебания численности растительноядных;
б) межвидовая борьба;
в) чрезмерное размножение хищников;
г) разрушение мест обитания животных.
Ответ: г).
5) Почему дубраву считают биогеоценозом?
а) Между всеми обитающими в ней видами существуют родственные связи;
б) между обитающими в ней видами отсутствуют родственные связи;
в) особи разных видов скрещиваются между собой и связаны родством;
г) обитающие в ней виды связаны между собой и с факторами неживой природы.
Ответ: г).
6) Наибольшее число видов характерно для экосистемы:
а) березовой рощи;
б) экваториального леса;
в) дубравы;
г) тайги.
Ответ: б).
7) Наименьшее число видов входит в биоценоз:
а) тропического леса;
б) степи;
в) широколиственного леса;
г) тундры.
Ответ: г).
8) Ярусное строение фитоценоза:
а) дает растениям возможность более полно использовать ресурсы среды;
б) не имеет никакого значения для растений;
в) связано с ярусным распределением животных в сообществе;
г) приводит к уменьшению видового разнообразия.
Ответ: а).
9) Основными причинами утраты биологического разнообразия может быть:
а) возрастающее потребление ресурсов;
б) эволюционное старение видов;
в) расселение видов в другие экосистемы.
Ответ: а).
10) К важнейшим показателям, характеризующим структуру сообщества, относят:
а) видовой состав, видовое разнообразие;
б) перемещение (круговорот) веществ и энергии;
в) экологические взаимодействия организмов.
Ответ: а).
7. Тестирование по теме «Пищевые цепи»
1) Растение «петров крест» в биоценозе функционирует как:
а) продуцент;
б) консумент I порядка;
в) консумент II порядка;
г) редуцент.
Ответ: б).
2) Можно считать, что львы и тигры находятся на одном и том же трофическом уровне, потому что и те, и другие:
а) поедают растительноядных животных;
б) живут в сходных местообитаниях;
в) имеют примерно одинаковые размеры;
г) имеют разнообразную кормовую базу.
Ответ: а).
3) Организмы, питающиеся готовыми органическими веществами, относят:
а) к автотрофам;
б) гетеротрофам;
в) продуцентам;
г) хемотрофам.
Ответ: б).
4) Азотфиксирующие бактерии относятся:
а) к продуцентам;
б) консументам I порядка;
в) консументам II порядка;
г) редуцентам.
Ответ: а).
5) Наземные цепи питания, в основе которых лежат пищевые связи, начинаются с растений, так как:
а) они обеспечивают все живые организмы пищей и энергией;
б) на Земле существует огромное разнообразие растений;
в) растения расселились во все среды обитания;
г) численность растений каждого вида очень высокая.
Ответ: а).
6) Большое разнообразие цепей питания, сбалансированный круговорот веществ в экосистеме обеспечивают ее:
а) динамичность;
б) целостность;
в) смену;
г) сходство с агроценозом.
Ответ: б).
7) Процессы фотосинтеза, в результате которого неорганические вещества превращаются в органические и дыхание, при котором органические вещества расщепляются до неорганических, составляют основу:
а) обмена веществ;
б) круговорота веществ;
в) пищевых связей;
г) территориальных связей.
Ответ: б).
8) Неоднократному использованию живыми организмами химических веществ в экосистеме способствует:
а) саморегуляция;
б) обмен веществ и энергии;
в) колебание численности популяций;
г) круговорот веществ.
Ответ: г).
9) Определите правильно составленную пищевую цепь:
а) ястреб → дрозд → гусеница → крапива;
б) крапива → дрозд → гусеница → ястреб;
в) гусеница → крапива → дрозд → ястреб;
г) крапива → гусеница → дрозд → ястреб.
Ответ: г).
10) Главный источник энергии, обеспечивающий круговорот веществ:
а) реакции, протекающие в земных недрах;
б) органические вещества тел животных;
в) солнечное излучение;
г) хемосинтезирующие организмы.
Ответ: в).
8. Тестирование по теме « Экологические пирамиды»
1) Количество энергии, передаваемой с одного трофического уровня на другой, составляет от количества энергии предыдущего уровня:
а) 1 %;
б) 5 %;
в) 10 %;
г) 15 %.
Ответ: в).
2) Согласно правилу пирамиды чисел общее число особей, участвующих в цепях питания, с каждым звеном:
а) уменьшается;
б) увеличивается;
в) остается неизменным;
г) изменяется по синусоидному графику (циклически).
Ответ: а).
3) Ряд организмов, в котором от предшествующего организма к последующему происходит передача вещества, называют:
а) экологической пирамидой массы;
б) экологической пирамидой энергии;
в) цепью питания;
г) саморегуляцией.
Ответ: в).
4) Первоначальным источником веществ и энергии в большинстве экосистем являются:
а) бактерии;
б) грибы;
в) животные;
г) растения.
Ответ: г).
5) Прогрессивное уменьшение биомассы и энергии от продуцентов к консументам и от них к редуцентам называют:
а) круговоротом веществ;
б) правилом экологической пирамиды;
в) развитием экосистемы;
г) законом превращения энергии.
Ответ: б).
6) Перевернутая пирамида численности характерна для:
а) водных экосистем;
б) наземных экосистем;
в) не встречается вообще;
г) почвенных биоценозов.
Ответ: а).
7) Потери вещества и энергии при переходе с одного трофического уровня на другой составляют:
а) 10 %;
б) 90 %;
в) 0 %;
г) 20 %.
Ответ: б).
8) Для каждого следующего уровня пищевой цепи:
а) биомасса организмов значительно больше, чем для предыдущего;
б) биомасса организмов сравнима с биомассой предыдущего уровня;
в) сумма биомасс организмов двух следующих уровней равна биомассе предыдущего;
г) биомасса организмов обычно меньше, чем для предыдущего.
Ответ: г).
9) Пирамида численности отражает:
а) плотность населения организмов на каждом трофическом уровне;
б) скорость самовозобновления (оборота) организмов;
в) количество биомассы на каждом трофическом уровне.
Ответ: а).
10) Большое разнообразие видов в экосистеме – основа формирования разнообразных цепей питания, сбалансированного круговорота веществ и …
а) устойчивого развития экосистем;
б) колебания численности популяций;
в) появления новых видов;
г) расселения видов в другие экосистемы.
Ответ: а).
9. Тестирование по теме «Экологическая сукцессия»
1) Из перечисленного ниже примером первичной сукцессии являются:
а) мхи – лишайники – травянистые растения;
б) лишайники – травянистые растения – мхи;
в) лишайники – мхи – травянистые растения;
г) травянистые растения – мхи – лишайники.
Ответ: в).
2) В процессе сукцессии в сообществе происходят следующие основные изменения:
а) смена видового состава растений и животных;
б) уменьшение видового разнообразия организмов;
в) уменьшение биомассы органического вещества;
г) увеличение чистой продукции сообщества.
Ответ: а).
3) естественная смена одних растительных сообществ другими выражается в том, что:
а) ни один вид не уничтожается полностью другим видом;
б) в экосистеме постоянно происходит колебание численности видов;
в) менее приспособленные виды вытесняются более приспособленными;
г) на смену менее устойчивой экосистеме приходит более устойчивая.
Ответ: г).
4) Какие организмы первыми заселят остров, залитый вулканической лавой?
а) деревья; в) кустарники;
б) лишайники; г) лисицы.
Ответ: б).
5) Значительные изменения организмами среды обитания в процессе их жизнедеятельности, в результате чего она становится непригодной для их жизни, – это причина:
а) вымирания видов;
б) колебания численности популяций;
в) смены экосистем;
г) биологического прогресса.
Ответ: в).
6) Причинами смены одного биогеоценоза другим являются:
а) сезонные изменения в природе;
б) изменения погодных условий;
в) колебания численности популяций одного вида;
г) изменения среды обитания в результате жизнедеятельности организмов.
Ответ: г).
7) Слив в водоемы ядохимикатов, избыток удобрений в результате полива могут вызвать большие изменения в данной экосистеме, причиной которых является фактор:
а) антропогенный;
б) биотический;
в) лимитирующий;
г) метеорологический.
Ответ: а).
8) К глубоким изменениям экосистемы степи приводит:
а) отмирание надземных частей растений летом;
б) изменение активности животных в течение суток;
в) распашка земель;
г) бурное развитие растительности зимой.
Ответ: в).
9) Выберите неправильный ответ. Вытаптывание в лесопарке ведет:
а) к повреждению подроста деревьев;
б) уплотнению почвы;
в) исчезновению луговых трав;
г) исчезновению лесных трав.
Ответ: в).
10) Укажите причину массовой гибели птиц в прибрежных зонах морей:
а) недостаток пищи;
б) загрязнение воды в морях нефтепродуктами;
в) сезонные изменения в природе;
г) приливы и отливы.
Ответ: б).
Если в экологической системе два или более вида (популяции) со сходными экологическими требованиями обитают совместно, между ними возникают взаимоотношения отрицательного типа, которые называются конкуренцией.
Конкуренция ((–) (–)) — это любое взаимодействие между популяциями двух (или более) видов, которое неблагоприятно сказывается на их росте и выживании.
В общем смысле слово «конкуренция» означает сталкивание, соперничество, соревнование. Конкуренция чрезвычайно широко распространена в природе.
Конкурентное взаимодействие может касаться пространства, пищи, света, зависимости от хищников и других врагов, подверженности болезням и действию различных экологических факторов.
Необходимо иметь в виду, что конкуренцией нельзя считать просто использование организмами одного и того же природного ресурса. Об отрицательном взаимодействии можно говорить только в том случае, когда этого ресурса не хватает и когда его совместное потребление неблагоприятно отражается на популяции.
Виды конкуренции
Конкуренцию подразделяют на внутривидовую и межвидовую. Как внутривидовая, так и межвидовая конкуренции могут иметь большое значение в формировании разнообразия видов и численности организмов.
Внутривидовая конкуренция — это борьба за одни и те же ресурсы, происходящая между особями одного и того же вида.
Это важный фактор саморегулирования популяций.
Пример:
самоизреживание у растений. Начинается этот процесс с захвата территории: где-нибудь на открытом месте, недалеко от большой ели, дающей множество семян, появляется несколько десятков всходов — маленьких ёлочек. Первая задача выполнена: популяция выросла и захватила территорию, необходимую ей для выживания. Таким образом, территориальность у растений выражается иначе, нежели у животных: участок занимает не особь, а вид (точнее, часть популяции). Молодые деревца растут, и с течением времени между деревцами появляется неизбежная разница в росте: одни, послабее, отстают, другие обгоняют. Поскольку ель очень светолюбивая порода (её крона поглощает почти весь падающий на неё свет), то более слабые ёлочки начинают всё больше испытывать затенение со стороны более высоких и постепенно засыхают, отмирают. В конце концов, через много лет на поляне от сотни ёлочек остаются два-три дерева (а то и одно) — наиболее сильные особи из всего поколения.
У некоторых организмов под влиянием внутривидовой конкуренции за пространство сформировался интересный тип поведения. Его называют территориальностью. Территориальность свойственна многим видам птиц, некоторым рыбам, другим животным.
Пример:
у птиц территориальный тип поведения проявляется следующим образом. В начале сезона размножения самец выбирает участок обитания (территорию) и защищает его от вторжения самцов того же вида (пение птиц весной — сигнал о праве собственности на занятый участок). Самец, строго охраняющий свой участок, имеет больше шансов успешно спариться и построить гнездо, тогда как самец, не способный обеспечить себе территорию, размножаться не будет. Иногда в охране территории принимает участие и самка. На охраняемой территории сложное дело заботы о гнезде и молоди не будет нарушено присутствием других родительских пар.
Таким образом, территориальное поведение можно считать экологическим регулятором, поскольку оно одинаково позволяет избегать как перенаселения, так и недонаселённости.
Межвидовая конкуренция — взаимно отрицательные отношения совместно проживающих близкородственных или сходных экологических видов.
Конкуренция между видами чрезвычайно широко распространена в природе. Формы проявления межвидовой конкуренции могут быть весьма различными: от жестокой борьбы до почти мирного сосуществования.
Принцип Гаузе — из двух совместно обитающих видов с одинаковыми экологическими потребностями один обязательно вытесняет другой.
Эта закономерность установлена опытным путём и описана русским биологом Г. Ф. Гаузе. Он провёл следующие опыты. Культуры двух видов инфузорий-туфелек помещали по отдельности и совместно в сосуды с сенным настоем.
Каждый вид, помещённый отдельно, успешно размножался, достигая оптимальной численности.
При помещении же обеих культур в один сосуд численность одного из видов (Paramecium caudatum) постепенно уменьшалась, и он исчезал из настоя, а численность другого вида (Paramecium aurelia) становилась такой же, какой она была при раздельном обитании этих инфузорий.
Выведенное из этих опытов правило, так называемый принцип Гаузе, иначе можно сформулировать так:
принцип Гаузе — два одинаковых в экологическом отношении вида сосуществовать не могут; конкуренция особенно сурова между организмами, обладающими сходными экологическими потребностями.
В результате конкуренции в сообществе совместно уживаются только те виды, которые сумели хотя бы немного разойтись в экологических требованиях.
Пример:
насекомоядные птицы, кормящиеся на деревьях, избегают конкуренции друг с другом благодаря разному характеру поиска добычи на разных частях дерева.
Таким образом, межвидовая конкуренция может иметь два итога:
- либо вытеснение одного из двух видов из сообщества,
- либо расхождение обоих видов по экологическим нишам.
Обрати внимание!
Значит, конкурентные отношения — один из важнейших факторов формирования видового состава и регуляции численности популяций в сообществе.
Межвидовая конкуренция может играть важную роль в формировании облика природного сообщества. Порождая и закрепляя разнообразие организмов, конкуренция способствует повышению устойчивости сообществ, более эффективному использованию имеющихся ресурсов.
Источники:
Каменский А. А., Криксунов Е. А., Пасечник В. В. Биология. Общая биология (базовый уровень) 10–11 класс // ДРОФА.
https://yourlib.net/content/view/12006/141/
https://rudocs.exdat.com/docs/index-55355.html?page=3