Конкретный труд это полезный труд который

Конкретный труд это полезный труд который thumbnail

Обществознание, 6 класс

Урок 9. Труд – основа жизни

Перечень вопросов, рассматриваемых на уроке:

  1. Особенности труда как вида деятельности.
  2. Значение труда в жизни общества и человека.

Тезаурус

Труд – это целесообразная и общественно полезная деятельность человека, требующая умственного и физического напряжения.

Мотивы труда – причины, определяющие поведение человека в процессе труда (например, экономические и социальные стимулы труда).

Товар – любая вещь, которая участвует в свободном обмене на другие вещи; продукт, произведённый для продажи.

Услуга – это действие в интересах другого лица, в результате которого не создаётся новый материально-вещественный продукт, но изменяется качество имеющегося продукт.

Основная и дополнительная литература по теме урока

  1. Обществознание. 6 класс: учеб. для общеобразоват. организаций / Л. Н. Боголюбов, Н. Ф. Виноградова, Н. И. Городецкая и др. – М.: Просвещение, 2017.
  2. Обществознание. 6 класс: учеб. для общеобразоват. организаций / Л. Н. Боголюбов, Н. Ф. Виноградова, Н. И. Городецкая и др. Электронная форма учебника.

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Труд– это целесообразная и общественно полезная деятельность человека, требующая умственного и физического напряжения.

Трудом создаются различные продукты. Среди них – вещи, разные изделия, а также услуги.

Продукты труда используются человеком либо для удовлетворения собственных нужд, либо для продажи. Продукт, произведённый на продажу, называется – товаром.

Труд людей чаще всего оценивается по количеству сделанного. Также важную роль в оценке труда играет качество. Плата за труд составляет заработную плату работника. Качественный труд заслуживает поощрения. Это может быть премия или дополнительная оплата (надбавка), а может быть и благодарность или повышение в должности. Для добросовестного работника важна и моральная оценка его труда (одобрение, похвала), собственная удовлетворённость результатами. За плохую работу может быть наложено взыскание в виде штрафа, или даже увольнение.

Труд является не только основой жизнедеятельности человека, но и условием его благополучия. Богатство – это обилие материальных ценностей, денег. Но если рассмотреть это понятие немного иначе, то богатство – это все то, что ценят люди, что является значимым для них. Поэтому, для того чтобы ощущать себя по настоящему богатым человеком – это принести пользу обществу.

Пользу обществу можно принести, например, занимаясь благотворительностью или меценатством. Меценатство – это бескорыстное финансовое и другое участие в развитии культуры, науки, помощь её деятелям. Название произошло по имени известного римлянина Мецената, который большую часть своего состояния истратил на художников, музыкантов, поэтом, помогая им материально.

Существуют различные виды труда, их классифицируют по таким критериям как:

– содержание;

– характер труда;

– результат труда;

– методы привлечения людей к труду.

Давайте рассмотрим каждую из этих классификаций в отдельности.

По содержанию различают следующие виды труда: умственный и физический труд.

Умственный труд или интеллектуальный труд – это деятельность, связанная с оперированием информацией, ее приёмом и переработкой. Профессии этой группы требуют постоянного напряжения мышления, внимания и памяти. Примером умственного труда могут послужить такие профессии как: учитель, архитектор, бухгалтер.

Физический труд – это работа, связанная с напряжением мышечной силы человека. Примером могут служить такие профессии, как сварщик, слесарь, повар.

Также по содержанию труд можно разделить на простой и сложный.

Простой труд – это труд работника, не имеющего профессиональной подготовки.

Сложный труд – это труд квалифицированного работника, обладающего определённой профессией. Как пример: труд дворника или уборщицы считается простым, потому что не требует определённой профессиональной подготовки. А труд полицейского является сложным, потому работать в такой сфере без определённого образования невозможно.

Ещё один вариант разделения труда по его содержанию, это:

– репродуктивный;

– творческий труд.

Репродуктивный труд отличается тем, что его результат заранее известен и не несёт в себе ничего нового. Творческий же труд свойственен не каждому работнику, он обусловлен как уровнем образования и квалификации работника, так и способностью к новациям. К творческому труду относятся профессии актёра, художника, музыканта.

По характеру труда различают:

– конкретный;

– абстрактный труд.

Конкретный труд – это труд конкретного работника, преобразующего предмет природы с целью придания ему определённой полезности. Например, труд сапожника, пекаря и т.д.

Абстрактный труд– это труд в целом, как общечеловеческий.

Также по характеру труда выделяют индивидуальный и коллективный труд.

Индивидуальный труд – это труд отдельно взятого работника.

Коллективный труд – это труд группы людей. Как пример – субботник в школе.

В зависимости от результатов труда выделяют следующие его виды: производительный и непроизводительный труд. Результатом производительного труда являются натурально – вещественные блага. Например, труд портного и слесаря является производительным.

А труд редактора журнала – непроизводительным, так как представляет собой социальные и духовные блага.

По методам привлечения людей к труду различают:

– Труд по внеэкономическому принуждению (рабство);

– Труд по экономическому принуждению, а именно, чтобы заработать необходимые средства к существованию.

– Добровольный, свободный труд является потребностью человека в реализации собственного трудового потенциала на благо общества, вне зависимости от вознаграждения (как пример – волонтёрская деятельность).

Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля

Задание 1. Выделите зелёным цветом понятие, которое характеризуется следующим определением:

«Вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы».

Варианты:

Льгота.

Пенсия.

Премия.

Заработная плата.

Правильный ответ: Заработная плата.

Задание 2. Решите кроссворд.

Конкретный труд это полезный труд который

По горизонтали:

1. Процесс активного взаимодействия субъекта (живого существа) с объектом (окружающей действительностью), во время которого субъект целенаправленно воздействует на объект, удовлетворяя какие-либо свои потребности, достигая цели.

2. Причина, определяющая поведение человека в процессе труда.

По вертикали:

3. Действие в интересах другого лица, в результате которого не создаётся новый материально – вещественный продукт, но изменяется качество имеющегося продукт.

4. Любая вещь, которая участвует в свободном обмене на другие вещи; продукт, произведённый для продажи.

5. Целесообразная и общественно полезная деятельность человека, требующая умственного и физического напряжения.

6. Основной род занятий трудовой деятельности.

Правильный ответ:

Конкретный труд это полезный труд который

Источник

Производительность труда – это способность конкретного труда создавать определенное количество материальных благ в единицу рабочего времени.

Понятие производительности труда рассмотрено в трудах многих авторов. Сущность экономической категории производительности труда впервые был рассмотрен К. Марксом. Говоря о производительности труда К.Маркс исходил прежде всего из характера процесса труда, его свойств и роли в производстве материальных и духовных благ. Поскольку способность трудиться, выполнять какую – то полезную работу и производить нужные для потребления продукты свойственного только человеку, то под трудом он понимал прежде всего «процесс воздействия человека на предметы природы, в котором человек своей сознательной и целенаправленной деятельностью опосредует, регулирует и контролирует обмен веществ между собой и природой». В процессе труда человек изменяет форму или количественное содержание предметов природы, приспосабливая их к своим потребностям, осуществляет наличную намеченную цель и подчиняет ей свою волю и желания, повышает навыки к труду и расширяет свои познания о природе и ее законах. Процесс труда угасает в предмете, который производится, и то, что на стороне человека проявляется в форме определенных движений, затрат физической и духовной энергии, на стороне продукта выступает в форме бытия. [4, с. 15]

Исходя из понимания сущности труда В.Ф. Машенков и П.Ф. Иванов, а также исходя из роли в его процессе производства потребительских стоимостей, понятие производительности труда определяет, как степень плодотворности конкретной рабочей силы производить потребительские стоимости или выполнять какую – либо работу. [4, с.17].

В технике существует показатель, коэффициент полезного действия, который характеризует совершенство машины, степень полезного использования энергии и т.д., если подходить к характеристики труда с этих позиций, то его производительность является своеобразным коэффициентом полезного действия конкретного живого труда и характеризует его способность производить нужные продукты. Разумеется, здесь полной аналогии нет, это сравнение приведено лишь для того, чтобы подчеркнуть что показатель производительности труда относится только к способности живого конкретного труда, к его свойству и состоянию в конкретных производственных условиях.

Отдельные авторы задаются вопросом: Что следует понимать под производительностью труда? В экономической литературе существует несколько трактовок. Одна из них предполагает эффективность процесса труда, другая – эффективность затрат труда, третья – эффективность затрат труда в процессе производства. Все они частично отражают сущность производительности труда, либо подразумевают исключительно эффективность затрат труда. Но при этом не ясно, во – первых, какой труд имеется в виду, простой или сложный, абстрактный или конкретный, производительный или полезный. Во – вторых, такие определения не учитывают конечную цель трудового процесса, не отражают результативность целесообразной деятельности людей в процессе производства, которая создает потребительские стоимости. Нередко, в экономической литературе под производительностью труда могут быть использованы два определения: количество продукции, выпускаемой одним работником в единицу времени, или количество времени, необходимое для выпуска единицы продукции. [6, с.122]. Такая формулировка, хотя и связывает воедино затраты труда и конечный результат, но в большей мере отражает статистическое соотношение этих экономических показателей т.е. раскрывает содержание уровня производительности труда, а это не одно и то же. Наиболее приемлемое и более точное определение по их мнению дают те же экономисты, которые под производительностью труда понимают способность конкретного труда создавать в единицу времени определенное количество потребительных стоимостей. Здесь достигается связь труда и его результата, прослеживается конечная цель полезной деятельности людей и их конкретного труда, иначе говоря, в данной формулировке по их мнению отражаются общие, существенные свойства и связь труда с конечным результатом в процессе общественного и индивидуального производства. Все это характеризует труд как основу производительности, а последнюю экономическую категорию. В процессе материального производства выражается через его уровень, под которым понимают продукцию произведенную одним работником в единицу времени (час, день, год).

Производительность труда выражает эффективность человеческого труда, способность конкретного живого труда создавать в единицу времени при данных условиях производства, то или иное количество потребительных стоимостей или выражать определенный объем [8, с.148].

Экономическая категория производительности труда является научно – теоретическим понятием отражающим важные стороны экономической теории и практики. Конкретная сущность этой категории состоит в том, что она одновременно выражает природно–вещественный и специфический общественный характер и производственного применения живого труда в процессе исторического развития производства как и другие категории. В практической деятельности она существует как отражение исторически реальных производительных сил и производственных отношений, поскольку процесс труда всегда существует в определенной общественной форме. Поэтому в производительности труда, а следовательно, и в его эффективности выражается состояние способа производства в целом, уровень развития производительных сил и производственных отношений. [9, с.14]. Кроме понятий приведенных выше Воронцовым А.П. о сущности производительности труда, говорит и Н.Я. Коваленко, который придерживается мнения К.Маркса в отношении производительности труда через отношение между живым и прошлым трудом. Его понимание сущности производительности труда состоит в том, что при производстве продукта для живого труда сокращается, а доля прошло (общественного) труда на производство продукта уменьшается. При этом количество живого труда сокращается больше, увеличивается количество прошлого труда. Учет совокупных затрат труда в рабочем времени является основой для определения стоимости сельскохозяйственной продукции, так как стоимость товара определяется исключительно содержанием в нем рабочем временем. [10, с.192].

Следовательно, для характеристики производительности труда возможно использование как широкого, так и узкого подхода. В первом случае учитываются затраты не только живого труда, но и овеществленного труда. Последние с позиции общества представляет собой живой труд, но только функционирующий на предшествующих стадиях общественного производства. Экономное использование всех видов ресурсов в процессе создания потребительных стоимостей, является следствием эффективности затрат живого труда, а поэтому должно отражаться в оценке производительности труда. [11, с.212]

Кроме показателя производительности труда иногда используют показатель производительности. При расчете этого показателя учитывают затраты не только труда, но и всех других ресурсов – земли, основного и оборотного капитала. Показатель производительности характеризует средний объем продукции на единицу всех затраченных ресурсов. К этому Никифорова А. добавляет, что в рыночной экономике производительность труда рассматривается, как часть общего понятия производительности. В зарубежной практике используют эти два термина: производительность труда и производительность, которые различаются характеристикой и составом результатов труда, на базе которых рассчитываются эти показатели. Первый из них включает в себе только объем созданной продукции, в то время как второй дополнительно учитывает в результатах труда экономию или перерасход овеществленного труда, когда результаты труда соотносятся с затратами не только труда, но и всех видов ресурсов в стоимостной форме. [11, с. 211].

Производительность труда – главный показатель экономической эффективности материального производства. Рост ее положительно влияет и на эффективность производственного потребления прошлого труда, выражающую прежде всего через фондоотдачу и материалоемкость производства.[9, с.9].

Так же и в сельском хозяйстве производительность труда измеряется количеством потребительских стоимостей производимых в единицу времени. В широком смысле слова производительность труда представляет уровень затрат совокупного и овеществленного труда на создание единицы сельскохозяйственной продукции.

Производительность труда характеризуется соотношением результатов и затрат труда и является важнейшим показателем эффективности любой общественно полезной деятельности. Повышение производительности труда – приоритетное направление развитие экономики.

С ростом производительности труда связано прогрессивное развитие общества. Также с ростом производительности полнее удовлетворяются потребности в материальных духовных благах, успешнее идет все развитие человеческого общества, ибо создается избыток продукта, который образует необходимые для развития общества производственный и резервные фонды. Экономический рост производительности труда важен в том отношении, что он является главным и единственным средством обеспечения высокой динамичности сельского хозяйства. В промышленности, строительстве, увеличении выпуска продукции достигается двумя путями: за счет вовлечения в производство новых работников и роста производительности труда. В сельском хозяйстве производственный процесс всецело опирается на повышение производительности труда. В этой отрасли численность работников не только увеличивается, но и постепенно сокращается. Рост объема производства в сельском хозяйстве полностью определяется повышением эффективности трудовых затрат. За счет этого достигается здесь прирост всей продукции. [16,с.55]. Поскольку производительность труда является единственным средством расширения производства в аграрном секторе, то очевидна динамичность сельского хозяйства всецело основывается на экономии труда [16, с.56] Чем выше производительность тем больше производится продуктов, больше появляется возможностей для дальнейшего расширения производства. Вместе с тем ее повышение при соблюдении условий производства сопровождается более экономичным использованием средств производства, что приводит к снижению себестоимости производимых продуктов и повышения эффективности полных издержек производства. Таким образом, в показателе производительности объединяется технический прогресс и общий уровень культурного развития населения. [4,с.18]

Зинченко А.М. так же считает, как говорилось выше, что основной фактор снижения затрат труда на производство аграрной продукции в стране – это рост производительности в крупных, средних сельскохозяйственных предприятий, которые занимают 81,9% всех сельхозугодий и 87,9% посевных площадей, в том числе 91% посевов зерновых. Рост предложения дешевой продукции с их стороны позволит уменьшить вторичную занятость в хозяйствах населения. Одновременно повышение производительности труда – обязательное условие обеспечение высокой эффективности и конкурентоспособности всех предприятий. Рост производительности создаст реальные возможности и для повышения оплаты труда, которая в сельскохозяйственных предприятиях должно не ниже 70-80% по отношению к среднему уровню по всей экономике. [17,с.28]. Свою точку зрения имеют Р.Сейтмуратов и Ш. Юлдашев, которые в своей статье «Стимулирование производительности труда» говорят, что в нашей практике сохранились дореформенные традиционные взгляды на производительность труда. Возникает необходимость поиска научно – новых методов измерения и оценки производительности, соответствующих содержанию нового экономического механизма.

В этом плане весьма позитивно могло бы сыграть изучение опыта зарубежных стран, В котором само определение производительности является более емким по своему содержанию. Отсюда различия в подходах и методах оценки этого показателя. Современные подходы базируются на комплексной концепции. Если затраты на живой труд определяются суммой выплаченной основной и дополнительной заработной платы на общественный труд включает издержки производства на потребление сырья материалов, комплектующих изделий. При таком подходе расширяется содержание категории производительности. При этом обеспечивается постоянная и непосредственная связь между конечными результатами и современными затратами на их достижение, что является важнейшим принципом хозяйствования в условиях рыночной конкуренции. В современном понимании производительность есть ситуация, когда создается больше чем потребляется. Акцент делается на создание ценностей, а не на обычное сокращение издержек производства на рабочую силу, как при традиционных методах.

Важными условиями роста экономической эффективности аграр­ного производства являются улучшение использования трудовых ресурсов сельского хозяйства, повышение производительности труда. Для этого необходимо кардинально пересмотреть аграрную политику. Крестьянство должно рассматриваться не как донор и источник ресурсов для города, а как экономически и социально равноправный партнер и союзник. Следует не допускать дискреди­тации крестьянства, поддерживать экономический паритет в отно­шениях деревни с городом, оказывать со стороны государства ре­альную помощь в развитии социальной сферы села, а главное — не навязывать крестьянам очередную революционную ломку сложив­шихся форм и отношений и создавать условия для постепенного ре­формирования производства снизу, по воле и в интересах крестьян.

Производительность труда в сельском хозяйстве находится под влиянием многочисленных и разнообразных природных и эконо­мических факторов. Факторы роста производительности труда — это движущие силы или причины, под влиянием которых изменя­ется ее уровень. Практическое использование факторов повыше­ния производительности труда вызывает необходимость системно­го подхода и объединения их в относительно однородные группы. Все факторы роста производительности труда в сельском хозяйстве можно объединить в четыре группы:

1. организационно-экономические, включающие углубление специа­лизации и развитие кооперации, совершенствование организации производства и труда, улучшение его нормирования, ликвидацию простоев по организационным причинам, сокращение численнос­ти обслуживающего персонала;

2. технико-экономические: совершенствование техники, техноло­гии, комплексная механизация производства и электрификация, ликвидация простоев по техническим причинам;

3. социально-экономические: совершенствование материального и морального стимулирования труда, соблюдение трудовой дисцип­лины, повышение квалификации работников, ликвидация текучес­ти кадров, улучшение условий труда, быта и отдыха работников, возрождение соревнования в трудовых коллективах;

4. естественно-природные: климат, плодородие почв, продуктив­ность животных; в сельском хозяйстве результаты труда в большей степени зависят от природных условий, чем в других отраслях мате­риального производства; при одних и тех же затратах труда в зависи­мости от сложившихся погодных условий, плодородия почв, биоло­гических возможностей скота можно получить разное количество продукции.

Одним из основных социально-экономических факторов, опре­деляющих эффективность использования трудовых ресурсов, является мотивация к высокопроизводительному труду. Мотивация труда представляет собой стимулирование работника или группы работников к деятельности по достижению высоких результатов че­рез удовлетворение их собственных потребностей.

Главные рычаги мотивации — стимулы и мотивы. Под стиму­лом обычно подразумевается материальное вознаграждение, на­пример заработная плата. Мотив является внутренней побуди­тельной силой: желание, влечение, ориентация, внутренние уста­новки и др.

Наиболее эффективный стимулирующий фактор — удовлетво­ренность работников материальными условиями (заработной пла­той, премиями, доплатами за стаж работы, пособиями, продажей продукции своим работникам со скидкой и др.).

Другие важные формы мотивации — моральное поощрение ра­ботника, продвижение его по службе, повышение квалификации, создание благоприятной социальной атмосферы, развитие доверия и взаимопонимания внутри коллектива, самостоятельность и от­ветственность и т. д.

https://etroick74.ru/publ/18-1-0-22332

Источник