Концентрация полезного вещества в растворе 60 масса раствора 3 кг

Концентрация полезного вещества в растворе 60 масса раствора 3 кг thumbnail

С растворами мы сталкиваемся регулярно, причём не только в химии, но и в обычной жизни. Например, чай с сахаром – самый что ни на есть раствор. Строго говоря, даже обычная вода, текущая из крана, – это раствор, потому что в ней растворены различные соли (загляните в чайник и убедитесь, что на стенках есть накипь. Это и есть соли, которые осели на стенках из воды). Растворы бывают концентрированными и разбавленными. В первых концентрация растворённого вещества велика (это когда вы в чашку чая насыпали 5 ложек сахара, во вторых – концентрация растворённого вещества мала (когда в чашу чая вы насыпали сахара совсем чуть-чуть). А вот характеристикой раствора является массовая доля растворённого вещества.

Фото: depositphotos.com

Массовая доля растворённого вещества в растворе – это отношение массы растворённого вещества к массе всего раствора.

Не забывайте, что масса раствора складывается из массы растворителя и растворённого вещества. Сразу разберём пример, чтобы стало понятно.

Пример 1.

У нас есть 200 г воды и 10 г сахара. Смешиваем воду и сахар и получаем раствор. Так вот масса раствора будет равна массе воды (здесь это растворитель) и сахара (растворённое вещество), то есть 200+10=210 г. Это очень важно, не упускайте этот момент из виду.

Теперь возвратимся к массовой доле. Она обозначается латинской буквой w и рассчитывается по простой формуле:

При этом помните, что

Удобнее выражать массовую долю в процентах, поэтому чаще используется такая формула:

Массовая доля растворенного вещества: задачи

Чтобы уяснить чётко, что же такое массовая доля вещества в растворе, потренируемся решать задачи по химии.

Пример 2.

Смешали 150 г воды и 20 г хлорида натрия NaCl. Определите массовую доля хлорида натрия в полученном растворе.

Решение:

Сначала найдём массу раствора. Она складывается из массы воды и хлорида натрия, то есть 150+20=170 г. Это и есть масса раствора. Теперь ищем массовую долю NaCl:

Ответ: в полученном растворе массовая доля хлорида натрия составляет 11,7%.

Пример 3.

Известно, что в 250 г раствора нитрата калия содержится 10 г нитрата калия. Определите массовую долю нитрата калия.

Решение:

Обратите внимание, что в условии уже дана масса раствора, это существенно облегчает задачу, поскольку можно сразу использовать формулу для определения массовой доли:

Ответ: массовая доля нитрата калия в этом растворе 4%.

Пример 4.

В учебниках по химии встречаются и обратные задачи, когда массовая доля известна и требуется найти массу растворённого вещества или раствора. Например, условие звучит так. Нужно приготовить раствор серной кислоты в воде массой 200 г с массовой долей серной кислоты 64%. Сколько потребуется серной кислоты.

Решение:

Давайте разберёмся. У нас должно получиться 200 г раствора, то есть масса раствора 200 г. Массовая доля – 64%. Теперь воспользуемся формулой:

С нашими условиями получается так:

64=mН2SO4/200*100%

Отсюда получаем, что mН2SO4=64*200/100=128 г.

Ответ: для приготовления раствора потребуется 128 г серной кислоты.

Пример 5.

Необходимо приготовить раствор сульфата меди с массовой долей 8%. Масса сульфата меди 12 г. Какова будет масса полученного раствора?

Решение:

Сразу берём формулу

и подставляем данные из условия: wCuSO4=8%, mCuSO4=12 г, тогда

8=12/mраствора*100%

Отсюда mраствора=12/8*100=150 г.

Ответ: масса полученного раствора составит 150 г.

Пример 6.

Ну и как обычно, заключительным будет сложный пример от репетитора по химии. Итак, химик взял 6 г гидроксида натрия, добавил воды и получил раствор с массовой долей гидроксида натрия 10%. Сколько воды он взял?

Решение:

Для начала давайте вспомним, что масса раствора складывается из массы растворённого вещества (гидроксид натрия) и растворителя (вода). Масса гидроксида известна из условия, а вот массу воды нужно найти, поэтому обозначим её Х. Тогда

И это действие было самым сложным. Теперь просто переходим к формуле расчёта массовой доли:

Подставим сюда данные из условия: wNaOH=10%, mNaOH=6 г, тогда

10=6/(6+X)*100%

Решаем:

10*(6+Х)=6*100

Х=54.

Ответ: химик для приготовления раствора взял 54 г воды.

Пишите, пожалуйста, в комментариях, что осталось непонятным, и я обязательно дам дополнительные пояснения. Жалуйтесь на сложности в изучении школьного курса и говорите, что вас испугало в учебнике химии. И тогда следующая статья будет рассказывать именно об этой проблеме.

Источник

himikus27

Рада приветствовать всех читателей на канале о подготовке к ЕГЭ по химии. На канале Вы можете найти полезную инфографику, теорию, интересные задачи, тренировочные варианты, разборы задач для подготовки к ЕГЭ по химии. Воспользуйтесь путеводителем по каналу!

Очень часто при решении задач №27 их КИМов ЕГЭ по химии приходится встречаться со случаями приготовления растворов с определенной массовой долей растворенного вещества, смешением двух растворов разной концентрации или разбавлением раствора водой, упаривания раствора. Для решения подобных задач через формулу для массовой доли, часто необходимо провести объёмный арифметический расчет. Такие задачи на экзамене могут привести к ступору, увеличить вероятность математических ошибок. В подобных случаях незаменимым становится правило смешения («конверта Пирсона» или, что то же самое, правило креста). Оказалось, что многие дети с этим методом не знакомы, большинство учителей не уделяют ему внимание. Этот метод поможет решить задачи, которые дают как олимпиадные в 8-9 классах на химии, даже детям с очень слабым математическим аппаратом.

№27 Определите массу 14 %-го раствора соли, при добавлении к которому 10 г воды образуется раствор с массовой долей 8%. Ответ укажите в граммах с точностью до десятых.________________________________(ЕГЭ 2020. Основной период)

Если хочется больше пояснений, смотрим видео.

Ребята решали эту задачу тремя способами. Но смогли решить, у нас в регионе, только 56% от всех участников экзамена. В первом случае, за Х взяли массу раствора, за У массу вещества(см. картинку ниже). Составили систему уравнений, выразив массовые доли вещества в исходном и конечном растворах. Второй способ был более логичен, за Х взяли массу раствора, массу вещества выразили через массовую долю исходного раствора 0,14Х. Составили выражение для массовой доли конечного раствора. И только единицы воспользовались правилом креста.

При расчетах записывают одну над другой массовые доли растворенного вещества в исходных растворах, справа между ними – его массовую долю в растворе, который нужно приготовить, и вычитают по диагонали из большего меньшее значение. Разности их вычитаний показывают массовые доли для первого и второго растворов, необходимые для приготовления нужного раствора.

ЕГЭ по химии 2020

Даже не вооружённым глазом видно, какой из способов оказался более экономичным по времени и по силам на него затраченных. А на экзамене каждая минута дорога.

Я считаю, что ребята должны владеть всеми способами для решения этих задач. И подготовила подборку из 10 задач, которые легче решаются по правилу креста .

1.200 г горячего 30 %-го раствора соли охладили до комнатной температуры. Сколько граммов соли выпадет в осадок, если насыщенный при комнатной температуре раствор содержит 20 % соли по массе? Осадок представляет собой безводную соль.Ответ дайте в граммах и округлите до ближайшего целого числа.( Ответ: 25г)

2.При охлаждении 400 г горячего 50 %-го раствора нитрата калия выпал осадок, не содержащий кристаллизационной воды. Чему равна масса осадка, если раствор над осадком содержал 34 % нитрата калия по массе? Ответ дайте в граммах и округлите до ближайшего целого числа.(Ответ: 97г)

3.Вычислите массу 5 %-го раствора вещества, который надо добавить к 120 г 30 %-го раствора, чтобы получить 15 %-й раствор. Ответ дайте в граммах с точностью до целых. (Ответ: 180г)

4.Сколько граммов 63 %-го раствора азотной кислоты надо добавить к 244 г воды, чтобы получить 10 %-й раствор? Ответ округлите до ближайшего целого числа.(Ответ: 46 г)

5.Вычислите массу воды, которую нужно добавить к 50 г 20 %-го раствора соляной кислоты, чтобы уменьшить её концентрацию до 10 %. Ответ укажите в граммах с точностью до целых. (Ответ: 50 г)

6.Сколько граммов семиводного кристаллогидрата потребуется для приготовления 200 г 12 %-го раствора сульфата магния? Ответ приведите с точностью до десятых. (Ответ: 49,2 г)

7.Вычислите массу гидроксида калия, который необходимо растворить в 150 г воды для получения раствора с массовой долей щёлочи 25 %. (Ответ: 50г)

8.Сколько граммов 65 %-го раствора азотной кислоты надо смешать с 270 г 10 %-го раствора этого вещества, чтобы получить 20 %-й раствор? Ответ выразите в виде целого числа. (Ответ: 60г)

9.Вычислите массу воды, которую надо добавить к 200 г 63 %-й азотной кислоты, чтобы получить 15 %-ю кислоту. Ответ дайте в граммах с точностью до целых. (Ответ: 640г)

10.Вычислите массу 15 %-го раствора вещества, который можно получить разбавлением 200 г 36 %-го раствора. Ответ дайте в граммах с точностью до целых. (Ответ: 480г)

Задачи, представленные ниже, легче решать через формулу для массовой доли вещества.

1.Растворяя соль в горячей воде, приготовили 300 г 40 %-го раствора. При охлаждении раствора из него выпало 50 г осадка безводной соли. Вычислите массовую долю соли в растворе над осадком. Ответ дайте в процентах с точностью до целых. (Ответ: 28%)

2.В 200 г воды растворили 85,8 г кристаллической соды (десятиводного карбоната натрия). Чему равна массовая доля карбоната натрия в полученном растворе? Ответ дайте в процентах и округлите до ближайшего целого числа. (Ответ: 11%)

3.Раствор массой 220 г, содержащий 21,0 % растворенной соли, упарили на водяной бане, в результате его масса уменьшилась на 45 г. Чему равна массовая доля соли в новом растворе? Ответ дайте в процентах и округлите до десятых. (Ответ: 26,4 %)

4.К 75 г раствора с массовой долей соли 14 % добавили 10 г той же соли и 10 мл воды. Вычислите массовую долю соли в полученном растворе. Ответ дайте в процентах с точностью до десятых. (Ответ: 21,6%)

5.Раствор массой 120 г, содержащий 17,0 % растворенной соли, оставили на некоторое время на открытом воздухе. За это время его масса уменьшилась на 16 г. Чему равна массовая доля соли в новом растворе? Ответ дайте в процентах и округлите до десятых. (Ответ: 19,6%)

В следующей статье разберём решение нескольких задач из этой подборки, а также готовится статья по 30-31 заданиям из реального ЕГЭ по химии 2020. Не пропустите. Буду рада вашим замечаниям, мои внимательные читатели, а также оценкам и комментариям, они помогают развитию канала.

Твой репетитор по химии ???? Намёткина Светлана Александровна

Источник

Êîíöåíòðàöèÿ ðàñòâîðà ìîæåò âûðàæàòüñÿ êàê â áåçðàçìåðíûõ åäèíèöàõ (äîëÿõ, ïðîöåíòàõ), òàê è â ðàçìåðíûõ âåëè÷èíàõ (ìàññîâûõ äîëÿõ, ìîëÿðíîñòè, òèòðàõ, ìîëüíûõ äîëÿõ).

Êîíöåíòðàöèÿ – ýòî êîëè÷åñòâåííûé ñîñòàâ ðàñòâîðåííîãî âåùåñòâà (â êîíêðåòíûõ åäèíèöàõ) â åäèíèöå îáúåìà èëè ìàññû. Îáîçíà÷èëè ðàñòâîðåííîå âåùåñòâî – Õ, à ðàñòâîðèòåëü – S. ×àùå âñåãî èñïîëüçóþ ïîíÿòèå ìîëÿðíîñòè (ìîëÿðíàÿ êîíöåíòðàöèÿ) è ìîëüíîé äîëè. 

Ñïîñîáû âûðàæåíèÿ êîíöåíòðàöèè ðàñòâîðîâ.

1. Ìàññîâàÿ äîëÿ (èëè ïðîöåíòíàÿ êîíöåíòðàöèÿ âåùåñòâà) – ýòî îòíîøåíèå ìàññû ðàñòâîðåííîãî âåùåñòâà m ê îáùåé ìàññå ðàñòâîðà. Äëÿ áèíàðíîãî ðàñòâîðà, ñîñòîÿùåãî èç ðàñòâîð¸ííîãî âåùåñòâà è ðàñòâîðèòåëÿ:

Ìàññîâàÿ äîëÿ,

ãäå:

ω – ìàññîâàÿ äîëÿ ðàñòâîðåííîãî âåùåñòâà;

mâ-âà – ìàññà ðàñòâîð¸ííîãî âåùåñòâà;

mð-ðà – ìàññà ðàñòâîðèòåëÿ.

Ìàññîâóþ äîëþ âûðàæàþò â äîëÿõ îò åäèíèöû èëè â ïðîöåíòàõ.

2. Ìîëÿðíàÿ êîíöåíòðàöèÿ èëè ìîëÿðíîñòü – ýòî êîëè÷åñòâî ìîëåé ðàñòâîð¸ííîãî âåùåñòâà â îäíîì ëèòðå ðàñòâîðà V:

Ìîëÿðíàÿ êîíöåíòðàöèÿ èëè ìîëÿðíîñòü,

ãäå:

C – ìîëÿðíàÿ êîíöåíòðàöèÿ ðàñòâîð¸ííîãî âåùåñòâà, ìîëü/ë (âîçìîæíî òàêæå îáîçíà÷åíèå Ì, íàïðèìåð, 0,2 Ì HCl);

n – êîëè÷åñòâî ðàñòâîðåííîãî âåùåñòâà, ìîëü;

V – îáú¸ì ðàñòâîðà, ë.

Ðàñòâîð íàçûâàþò ìîëÿðíûì èëè îäíîìîëÿðíûì, åñëè â 1 ëèòðå ðàñòâîðà ðàñòâîðåíî 1 ìîëü âåùåñòâà, äåöèìîëÿðíûì – ðàñòâîðåíî 0,1 ìîëÿ âåùåñòâà, ñàíòèìîëÿðíûì – ðàñòâîðåíî 0,01 ìîëÿ âåùåñòâà, ìèëëèìîëÿðíûì – ðàñòâîðåíî 0,001 ìîëÿ âåùåñòâà.

3. Ìîëÿëüíàÿ êîíöåíòðàöèÿ (ìîëÿëüíîñòü) ðàñòâîðà Ñ(x) ïîêàçûâàåò êîëè÷åñòâî ìîëåé n ðàñòâîðåííîãî âåùåñòâà â 1 êã ðàñòâîðèòåëÿ m:

Ìîëÿëüíàÿ êîíöåíòðàöèÿ (ìîëÿëüíîñòü),

ãäå:

Ñ (x) – ìîëÿëüíîñòü, ìîëü/êã;

n – êîëè÷åñòâî ðàñòâîðåííîãî âåùåñòâà, ìîëü;

mð-ëÿ – ìàññà ðàñòâîðèòåëÿ, êã.

4. Òèòð – ñîäåðæàíèå âåùåñòâà â ãðàììàõ â 1 ìë ðàñòâîðà:

Òèòð,

ãäå:

T – òèòð ðàñòâîð¸ííîãî âåùåñòâà, ã/ìë;

mâ-âà – ìàññà ðàñòâîðåííîãî âåùåñòâà, ã;

Vð-ðà – îáú¸ì ðàñòâîðà, ìë.

5. Ìîëüíàÿ äîëÿ ðàñòâîð¸ííîãî âåùåñòâà – áåçðàçìåðíàÿ âåëè÷èíà, ðàâíàÿ îòíîøåíèþ êîëè÷åñòâà ðàñòâîðåííîãî âåùåñòâà n ê îáùåìó êîëè÷åñòâó âåùåñòâ â ðàñòâîðå:

Ìîëüíàÿ äîëÿ ðàñòâîð¸ííîãî âåùåñòâà,

ãäå:

N – ìîëüíàÿ äîëÿ ðàñòâîð¸ííîãî âåùåñòâà;

n – êîëè÷åñòâî ðàñòâîð¸ííîãî âåùåñòâà, ìîëü;

nð-ëÿ – êîëè÷åñòâî âåùåñòâà ðàñòâîðèòåëÿ, ìîëü.

Ñóììà ìîëüíûõ äîëåé äîëæíà ðàâíÿòüñÿ 1:

N(X) + N(S) = 1.

ãäå N(X– ìîëüíàÿ äîëÿ ðàñòâîðåííîãî âåùåñòâà Õ;

N(S– ìîëüíàÿ äîëÿ ðàñòâîðåííîãî âåùåñòâà S.

Èíîãäà ïðè ðåøåíèè çàäà÷ íåîáõîäèìî ïåðåõîäèòü îò îäíèõ åäèíèö âûðàæåíèÿ ê äðóãèì:

ω(X– ìàññîâàÿ äîëÿ ðàñòâîðåííîãî âåùåñòâà, â %;

Ì(Õ) – ìîëÿðíàÿ ìàññà ðàñòâîðåííîãî âåùåñòâà;

ρm/(1000V) – ïëîòíîñòü ðàñòâîðà.6. Íîðìàëüíàÿ êîíöåíòðàöèÿ ðàñòâîðîâ (íîðìàëüíîñòü èëè ìîëÿðíàÿ êîíöåíòðàöèÿ ýêâèâàëåíòà) – ÷èñëî ãðàìì-ýêâèâàëåíòîâ äàííîãî âåùåñòâà â îäíîì ëèòðå ðàñòâîðà.

Ãðàìì-ýêâèâàëåíò âåùåñòâà – êîëè÷åñòâî ãðàììîâ âåùåñòâà, ÷èñëåííî ðàâíîå åãî ýêâèâàëåíòó.

Ýêâèâàëåíò – ýòî óñëîâíàÿ åäèíèöà, ðàâíîöåííàÿ îäíîìó èîíó âîäîðîäà â êèñëîòîíî-îñíîâíûõ ðåàêöèÿõ èëè îäíîìó ýëåêòðîíó â îêèñëèòåëüíî – âîññòàíîâèòåëüíûõ ðåàêöèÿõ.

Äëÿ çàïèñè êîíöåíòðàöèè òàêèõ ðàñòâîðîâ èñïîëüçóþò ñîêðàùåíèÿ í èëè N. Íàïðèìåð, ðàñòâîð, ñîäåðæàùèé 0,1 ìîëü-ýêâ/ë, íàçûâàþò äåöèíîðìàëüíûì è çàïèñûâàþò êàê 0,1 í.

Íîðìàëüíàÿ êîíöåíòðàöèÿ ðàñòâîðîâ (íîðìàëüíîñòü èëè ìîëÿðíàÿ êîíöåíòðàöèÿ ýêâèâàëåíòà),

ãäå:

ÑÍ – íîðìàëüíàÿ êîíöåíòðàöèÿ, ìîëü-ýêâ/ë;

z – ÷èñëî ýêâèâàëåíòíîñòè;

Vð-ðà – îáú¸ì ðàñòâîðà, ë.

Ðàñòâîðèìîñòü âåùåñòâà S – ìàêñèìàëüíàÿ ìàññà âåùåñòâà, êîòîðàÿ ìîæåò ðàñòâîðèòüñÿ â 100 ã ðàñòâîðèòåëÿ:

Êîýôôèöèåíò ðàñòâîðèìîñòè – îòíîøåíèå ìàññû âåùåñòâà, îáðàçóþùåãî íàñûùåííûé ðàñòâîð ïðè êîíêðåòíîé òåìïåðàòóðå, ê ìàññå ðàñòâîðèòåëÿ:

Источник

Цели урока: Рассмотреть алгоритм
решения задач на растворы: познакомиться с
приемами решения задач в математике и химии,
рассмотреть биологическое значение воды как
универсального растворителя, развить
практические умения решать задачи, расширить
знания учащихся о значении этих веществ в
природе и деятельности человека, сформировать
целостную картину о взаимосвязи предметов в
школе.

Ход урока

Организационный момент

Учитель математики: Здравствуйте! Сегодня
мы проводим необычный урок – урок на перекрестке
наук математики и химии.

Учитель химии: Здравствуйте, ребята! Мы с вами
увидим, как математические методы решения задач
помогают при решении задач по химии.

А чтобы сформулировать тему урока, давайте
проделаем небольшой эксперимент.

(Наливаю в 2 хим. стакана воду, добавляю в оба
одинаковое количество сульфата меди.) Что
получилось? (Растворы). Из чего состоит раствор?
(Из растворителя и растворённого вещества). А
теперь добавим в один из стаканов ещё немного
сульфата меди. Что стало с окраской раствора? (Он
стал более насыщенным). Следовательно, чем
отличаются эти растворы? (Массовой долей вещ-ва).

Учитель математики: А с математической точки
зрения – разное процентное содержание вещества.

Итак, тема урока “Решение задач на растворы”.

Цель урока: Рассмотреть алгоритм
решения задач на растворы, познакомить с
приемами решения задач в математике и химии,
расширить знания о значении этих растворов в
быту, сформировать целостную картину о
взаимосвязи предметов в школе.

Девиз: “Только из союза двух
работающих вместе и при помощи друг друга
рождаются великие вещи” Антуан де Сент-Экзюпери.

Учитель математики: Для урока необходимо
повторить понятие процента.

– Что называют процентом? (1/100 часть числа).

– Выразите в виде десятичной дроби 17%, 40%, 6%.

– Выразите в виде обыкновенной дроби 25%, 30%, 7%.

– Установите соответствие:

40% 1/4
25% 0,04
80% 0,4
4% 4/5

Одним из основных действий с процентами –
нахождение % от числа.

Как найти % от числа? (% записать в виде дроби,
умножить число на эту дробь.)

– Найти 10% от 30 (10%=0,1 30·0,1=3).

– Вычислите:

1) 20% от 70;
2) 6% от 20;
3) х% от 7.

Учитель химии

– Что такое раствор? (Однородная
система, состоящая из частиц растворенного
вещества, растворителя и продуктов их
взаимодействия.)

– Приведите примеры растворов, с
которыми вы встречаетесь в повседневной жизни.
(уксус, нашатырный спирт, раствор марганцовки,
перекись водорода и др.)

– Какое вещество чаще всего
используется в качестве растворителя? (Вода)

Часто понятие “раствор” мы связываем, прежде
всего, с водой, с водными растворами. Есть и
другие растворы: например спиртовые раствор
йода, одеколона, лекарственные настойки.

Хотя именно вода является самым
распространённым соединением и
“растворителем” в природе.

3/4 поверхности Земли покрыто водой.

Человек на 70% состоит из воды.

В сутки человек выделяет 3 литра воды и столько
же нужно ввести в организм.

Овощи – 90% воды содержат (рекордсмены – огурцы –
98%)
Рыба 80% (рекордсмен у животных – медуза 98%)
Хлеб – 40%
Молоко – 75%

– Что такое массовая доля
растворенного вещества? (Отношение массы
растворенного вещества к общей массе раствора.)

– Вспомните формулу для вычисления
массовой доли растворенного вещества и
производные от нее (w = m (р.в.)/m (р-ра ) ; m (р.в.)= m (р-ра) ·
w ; m (р-ра) = m (р.в.)/ w )

– По какой формуле можно рассчитать
массу раствора? (m(р-ра) = m (р.в.) + m (р-ля)).

Учитель химии предлагает решить
учащимся задачу:

Задача №1. Перед посадкой семена
томатов дезинфицируют 15%-ным раствором
марганцовки. Сколько г марганцовки потребуется
для приготовления 500 г такого раствора? (Ответ:
40 г.)

Учитель математики.

– Давайте посмотрим на эту задачу с точки
зрения математики. Какое правило на проценты вы
применили при решении этой задачи? (Правило
нахождения процента от числа.)

15% от 500;

500·0,15=75 (г) – марганцовки.

Ответ: 75 г.

– Как видите, задачи, которые вы встречаете на
химии, можно решать на уроках математики без
применения химических формул.

Задачам на растворы в школьной программе
уделяется очень мало времени, но эти задачи
встречаются на экзаменах в 9 и 11 классах. В этом
году на экзамене в 9 классе была задача на
смешивание растворов, и она оценивалась в 6
баллов.

Задача №2. При смешивании 10%-го и 30%-го
раствора марганцовки получают 200 г 16%-го раствора
марганцовки. Сколько граммов каждого раствора
взяли?

Можно ли решить эту задачу так быстро?

О чем говорится в этой задаче? (о растворах)

Что происходит с растворами? (смешивают)

Решение:

Раствор%-е содержаниеМасса раствора (г)Масса вещества (г)

1 раствор
2 раствор

10% = 0,1
30% = 0,3

х
200-х

0,1х
0,3(200-х)

Смесь

16% = 0,16

200

0,16 · 200

0,1х + 0,3(200-х) = 0,16 · 200
0,1х + 60 – 0,3х = 32
-0,2х = -28
х = 140
140 (г) – 10% раствора
200 – 140 = 60 (г) – 30% раствора.

Ответ: 140 г, 60 г.

Учитель математики. Рассмотрим еще
один раствор – это уксусная кислота. Водный
раствор уксусной кислоты, полученный из вина (5-8%)
называют винным уксусом. Разбавленный (6-10%)
раствор уксусной кислоты под названием
“столовый уксус” используется для
приготовления майонеза, маринадов и т.д. Уксусная
эссенция 80% раствор. Ее нельзя применять без
разбавления для приготовления пищевых
продуктов. “Столовый уксус”, используют для
приготовления маринадов, майонеза, салатов и
других пищевых продуктов. Очень часто при
приготовлении блюд под руками оказывается
уксусная эссенция. Как из нее получить столовый
уксус. Поможет следующая задача.

Задача №3. Какое количество воды и 80%-го
раствора уксусной кислоты следует взять для
того, чтобы приготовить 200 г столового уксуса
(8%-ый раствор уксусной кислоты.)

Решение:

Раствор

%-е содержание

Масса раствора (г)

Масса вещества (г)

Уксусная кислота
Вода

80%=0,8
0%=0

х
200-х

0,8х
0

Смесь

8%=0,08

200

0,08 · 200

0,8х = 0,08 · 200
0,8х = 16
х = 16 : 0,8
х = 20
20 (г) – уксусной кислоты
200 – 20 = 180 (г) – воды.

Ответ: 20 г, 180 г.

Учитель химии. А сейчас мы решим
экспериментальную задачу.

Приготовить 20 г 5%-го раствора поваренной соли.
(Расчётная часть). Затем выполняем практическую
часть. (Напомнить правила Т-Б).

2. Экспериментальная часть (Соблюдать правила
техники безопасности).

  1. Уравновесить весы.
  2. Взвесить необходимое количество соли.
  3. Отмерить мерным цилиндром воду.
  4. Смешать воду и соль в стакане.

Учитель математики. Проведем проверочную
работу, в которую включили задачи из сборника для
подготовке к экзаменам в 9-м классе.

Проверочная работа

При смешивании 15%-го и 8% -го раствора
кислоты получают 70 г 10%-го раствора кислоты.
Сколько граммов каждого раствора взяли?
При смешивании 15%-го и 60% -го раствора
соли получают 90 г 40%-го раствора соли. Сколько
граммов каждого раствора взяли?

15% = 0,15
х
0,15х

15%=0,15
х
0,15х

8% = 0,08
70 – х
0,08(70 – х)

60% = 0,6
90 – х
0,6(90 – х)
см
10% = 0,1
70
0,1 · 70

40% = 0,4
90
0,4 · 90
0,15х + 0,08(70 – х) = 0,1 · 70
0,15х + 5,6 – 0,08х = 7
0,07х = 7 – 5,6
0,07х = 1,4
х = 1,4:0,07
х = 20
20(г) – 15%-го раствора.
70 – 20 = 50 (г) – 8% раствора
Ответ: 20 гр., 50 г.
0,15х + 0,6(90 – х) = 0,4 · 90
0,15х + 54 – 0,6х = 36
-0,45х = 36 – 54
-0,45х =-18
х = 18 : 0,45
х = 40
40 (г) -15% раствора.
90 – 40 = 50 (г) – 60% раствора.
Ответ: 40 гр., 50 г.

Подведение итогов урока

Учитель химии.

– Посмотрите на содержание всех решенных
сегодня задач. Что их объединяет? (Задачи на
растворы.)

– Действительно, во всех задачах фигурируют
водные растворы; расчеты связаны с массовой
долей растворенного вещества; и если вы обратили
внимание, задачи касаются разных сторон нашего
быта.

Учитель математики.

– Посмотрите на эти задачи с точки зрения
математики. Что их объединяет? (Задачи на
проценты.)

При решении всех этих задач мы используем
правило нахождения процента от числа.

Оценки за урок.

Домашнее задание.

Важное место в рационе питания человека, а
особенно детей занимает молоко и молочные
продукты. Решим такую задачу:

Задача №1. Какую массу молока 10%-й жирности и
пломбира 30%-й жирности необходимо взять для
приготовления 100 г 20%-го новогоднего коктейля?

Решение:

 

%-е содержание

Масса раствора (г)

Масса вещества (г)

Молоко
Пломбир

10% = 0,1
30% = 0,3

х
100 – х

0,1х
0,3(100 – х)

Коктейль

20% = 0,2

100

0,2 · 100

0,1х + 0,3(100-х) = 0,2 · 100
0,1х + 30 – 0,3х = 20
-0,2х = -10
х = 50
50(г) – молока
100 – 50 = 50(г) – пломбира.
Ответ:50 г молока, 50 г пломбира.

Задача №3. Для засола огурцов используют 7%
водный раствор поваренной соли (хлорида натрия
NaCl). Именно такой раствор в достаточной мере
подавляет жизнедеятельность болезнетворных
микроорганизмов и плесневого грибка, и в то же
время не препятствует процессам молочнокислого
брожения. Рассчитайте массу соли и массу воды для
приготовления 1 кг такого раствора?

Рефлексия. (Синквейн)

Раствор
Разбавленный, водный
Растворять, смешивать, решать
Растворы широко встречаются в быту.
Смеси

Наш урок подошел к концу. Сейчас каждый из вас
оставит на парте тот смайлик, какое настроение вы
приобрели на уроке.

Спасибо за урок!

Процент

Лист к уроку

Презентация

Источник