Кому полезны признаки формирующиеся у особей в процессе естественного отбора

Кому полезны признаки формирующиеся у особей в процессе естественного отбора thumbnail

Контроль по теме «Учение об эволюции органического мира».

Вариант 1

Часть 1(A)

Выберите один ответ из предложенных четырёх.

А1. Видом называется группа особей:

1)  обитающих на общей территории

2)  появившихся в результате эволюции

3)  скрещивающихся и дающих плодовитое потомство

4)  созданных человеком на основе отбора

А2. Признаки, формирующиеся у особей в процессе естест­венного отбора, полезны:

1) человеку

2) виду

3) биоценозу

4) окружающей среде

A3. Многообразие видов, широкое распространение и высокая плодовитость паразитических червей – показатель:

1)ароморфоза 2) дегенерации

3) биологического прогресса 4) биологического регресса.

А4. Какой критерий вида обусловливает различие в форме кроны и высоты деревьев сосны обыкновенной, выросшей в лесу и на поле

1) морфологический 2) генетический

3) географический 4) экологический

А5. Морфологический критерий вида – это:

1)  область распространения

2)  особенности процессов жизнедеятельности

3)  особенности внешнего и внутреннего строения

4)  определенный набор хромосом и генов

А6. Какой фактор в эволюции человека утратил свое значение в настоящее время?

1)  пространственная изоляция

2)  наследственная изменчивость

3)  комбинативная изменчивость

4)  колебания численности в результате миграционных процессов

А7. Прямохождению у предков человека способствовало:

1)  освобождение руки

2)  появление речи

3)  развитие многокамерного сердца

4)  усиление обмена веществ

А8. Свойство приобретать новые признаки, а также различия между особями в пределах вида – это проявление:

1)  наследственности

2)  борьбы за существование

3)  индивидуального развития

4)изменчивости

А9. Ареал распространения крота обыкновенного относится к критерию вида:

1) морфологическому 2) географическому

3) физиологическому 4) генетическому

А10. При географическом видообразовании формирование нового вида происходит в результате:

1)  распадения и расширения исходного ареала

2)  искусственного отбора

3)  сужения нормы реакции признаков

4)  дрейфа генов

Часть 2 (B)

В задании В1 выберите три верных ответа из шести.

В1. Результатом эволюции является:

1)  дрейф генов

2)  многообразие видов

3)  мутационная изменчивость

4)приспособленность организмов к условиям внешней среды

5)  повышение организации живых существ

6)  борьба за существование.

При выполнении задания В2 установите соответствие меж­ду содержанием первого и второго столбцов.

В2. Установите соответствие между признаком обыкновенной беззубки и критерием вида, который он характеризует.

Признак Критерий вида

А) тело покрыто мантией 1) морфологический

Б) раковина имеет две створки 2) экологический

В)обитает в пресных водоемах

Г) кровеносная система незамкнутая

Д) питание водными микроорганизмами

Е) личинка развивается в воде.

При выполнении задания ВЗ установите правильную последо­вательность биологических процессов.

В3. Установите последовательность появления в процессе эволюции основных групп:

А) Кишечнополостные

Б) Членистоногие

В) Кольчатые черви

Г) Колониальные жгутиковые

Д) Плоские черви

Часть 3(C) Дайте полный развёрнутый ответ.

С1. Объясните, почему люди разных рас относятся к одному виду.

Контроль по теме «Учение об эволюции органического мира».

Вариант 2

Часть 1 (A)

Выберите один ответ из предложенных четырёх.

А1. Увеличение численности вида в природе свидетельствует:

1)  о биологическом прогрессе

2)  о развитии по пути дегенерации

3)  о биологическом регрессе

4)  о развитии по пути ароморфоза

А2. О возникновении папоротников в истории природы Земли свидетельствует:

1)  существование травянистых и древесных форм

2)  наличие их отпечатков и окаменелостей

3)  их способ размножения

4)  их современное разнообразие

A3. Упрощение внутреннего и внешнего строения организмов называется:

1)  общей дегенерацией

2)  ароморфозом

3)  идиоадаптацией

4)  регенерацией

А4. Какое эволюционное явление называют дивергенцией:

1)  схождение признаков у неродственных видов

2)  расхождение признаков у родственных видов

3)  приобретение узкой специализации

4)  образование гомологичных органов

А5. К идиоадаптациям у голосеменных растений относят:

1)  появление спор

2) образование семени

3)образование плода

4) видоизменение листьев

А6. Появление пятипалой конечности и легочного дыхания у древних земноводных позволило:

1)  освоить водную среду обитания

2) быстрее размножаться

3)выйти на сушу

4) питаться разнообразной пищей

А7. Главной причиной биологического регресса многих видов животных и растений в настоящее время является:

1)  изменение климата

2)хозяйственная деятельность человека

3)изменение рельефа

4) увеличение численности хищников

А8. Одно из доказательств родства кишечнополостных и про­стейших:

1)  расположение клеток в два слоя

2)наличие стрекательных клеток

3)развитие организма из одной клетки

4) внеклеточное пищеварение

А9. Какие особенности организации кистеперых рыб позво­ляют считать их предками наземных позвоночных?

1)  чешуя на теле, наличие плавников

Читайте также:  Солодка полезные свойства и противопоказания фото

2)  образование легких; особое строение плавников

3)  обтекаемая форма тела, хорошо развитые органы чувств

4)  дыхание с помощью жабр; хищничество

А10. Почему покрытосеменные в процессе эволюции стали господствующей группой растений?

1)  они составляют первое звено в цепи питания

2)  в их клетках расположены хлоропласты, в которых проис­ходит фотосинтез

3)  в процессе жизнедеятельности они взаимодействуют со средой обитания

4)  они имеют разнообразные приспособления к жизни в раз­ных условиях

Часть 2(B)

В задании В1 выберите три верных ответа из шести.

В1. Усложнение организации костных рыб по сравнению с хрящевыми проявляется:

1)  в наличии у большинства видов плавательного пузыря

2)  в отсутствии плавательного пузыря

3)  в хрящевой основе внутреннего скелета

4)в окостенении скелета

5)  в формировании жаберных крышек

6)  в отсутствии жаберных крышек

При выполнении задания В2 установите соответствие меж­ду содержанием первого и второго столбцов.

В2. Установите соответствие между характеристикой систе­матической группы и направлением её эволюции.

Характеристика Направления эволюции

1)  многообразие видов А) биологический прогресс

2)  ограниченный ареал Б) биологический регресс

3)  небольшое число видов

4)  широкие экологические адаптации

5)  широкий ареал

6)  уменьшение числа популяций

При выполнении задания ВЗ установите правильную последо­вательность биологических процессов.

ВЗ. Установите последовательность действия движущих сил эволюции в популяции растений, начиная с мутационного процесса:

A)борьба за существование

Б) размножение особей с полезными изменениями

B)  появление в популяции разнообразных наследственных изменений

Г) преимущественное сохранение особей с полезными в дан­ных условиях среды наследственными изменениями

Д) закрепление приспособленности к среде обитания

Часть 3(C)

Дайте полный развернутый ответ.

С1. Какие типы палеонтологических находок служат доказа­тельствами эволюции?

Ответы на вопросы и критерии оценивания контрольной работы (для учителя)

по теме «Учение об эволюции органического мира».

11 класс

Часть 1 (А)

А1

А2

А3

А4

А5

А6

А7

А8

А9

А10

1 вариант

3

2

3

4

3

1

1

4

2

1

2 вариант

1

2

1

2

4

3

2

3

2

4

За верное выполнение каждого задания части 1 (А) выставляется 1 балл. Максимальный балл за часть 1(А) – 10 баллов.

Часть 2 (В) Вариант 1

№ задания

1 вариант

2 вариант

В1

245

145

В2

112122

АББААБ

В3

ГАДВБ

ВАГБД

Задания части 2(В) оцениваются от нуля до 2-х баллов. Если в ответе содержится одна ошибка, то учащийся получает один балл. За неверный ответ или ответ, содержащий 2 и более ошибок, выставляется 0 баллов. Максимальный балл за часть 2 (В) – 6 баллов.

Часть 3 (С)

Содержание верного ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла).

Элементы ответа: 1 вариант

1.  Люди разных рас имеют в клетках одинаковый набор хромосом.

2.  От межрасовых браков рождаются дети, которые при достижении половой зрелости способны к воспроизводству.

3.  Люди разных рас сходны по строению и химическому составу органов, тканей, клеток, процессам жизнедеятельности, абстрактному мышлению.

Элементы ответа: 2 вариант

1.  Ископаемые остатки и отпечатки.

2.  Переходные формы.

3.  Филогенетические ряды.

Критерии оценивания:

– ответ включает все названные выше элементы ответа, не содержит биологических ошибок-3 балла;

– ответ включает 2 из названных выше элементов и не содержит биологических ошибок, или ответ включает 3 названных ответа, но содержит негрубые биологические ошибки-2 балла;

– ответ включает 1 из названных выше элементов и не содержит биологических ошибок, или ответ включает 2 названных ответа, но содержит негрубые биологические ошибки-1 балл;

– ответ неправильный – 0 баллов.

Максимальный балл-3 балла.

Шкала перевода баллов в школьную отметку

Максимальный балл за работу – 19 баллов.

«5»-17-19 баллов

«4» – 14-16 баллов

«3»- 10-13 баллов

«2» – менее 10 баллов.

Источник

Зубр

Естественный отбор – главный, ведущий, направляющий фактор эволюции, лежащий в основе теории Ч.Дарвина. Все остальные факторы эволюции случайны, один лишь естественный отбор имеет направление (в сторону приспособления организмов к условиям среды).

Определение: избирательное выживание и размножение наиболее приспособленных организмов.

Творческая роль: выбирая полезные признаки, естественный отбор создает новые виды.

Причина: борьба за существование.

Материал: наследственная изменчивость

Эффективность: чем больше в популяции различных мутаций (чем выше гетерозиготность популяции), тем больше эффективность естественного отбора, быстрее идёт эволюция.

Формы:

  • Стабилизирующий – действует в постоянных условиях, отбирает средние проявления признака, сохраняет признаки вида (кистепёрая рыба латимерия)
  • Движущий – действует в изменяющихся условиях, отбирает крайние проявления признака (отклонения), приводит к изменению признаков (берёзовая пяденица)
  • Половой – конкуренция за полового партнера.
  • Разрывающий – выбирает две крайние формы.
Читайте также:  Чем полезен кисель на картофельном крахмале

Следствия естественного отбора:

  • Эволюция (изменение, усложнение организмов)
  • Возникновение новых видов (увеличение количества [многообразия] видов)
  • Приспособленность организмов к условиям окружающей среды. Любая приспособленность относительна, т.е. приспосабливает организм только к одним определенным условиям.

Еще можно почитать

Задания части 1

Выберите один, наиболее правильный вариант. Основу естественного отбора составляет
1) мутационный процесс
2) видообразование
3) биологический прогресс
4) относительная приспособленность

Выберите один, наиболее правильный вариант. Каковы последствия действия стабилизирующего отбора
1) сохранение старых видов
2) изменение нормы реакции
3) появление новых видов
4) сохранение особей с измененными признаками

Выберите один, наиболее правильный вариант. В процессе эволюции творческую роль играет
1) естественный отбор
2) искусственный отбор
3) модификационная изменчивость
4) мутационная изменчивость

Выберите один, наиболее правильный вариант. Исходным материалом для естественного отбора служит
1) борьба за существование
2) мутационная изменчивость
3) изменение среды обитания организмов
4) приспособленность организмов к среде обитания

Выберите один, наиболее правильный вариант. Исходным материалом для естественного отбора является
1) модификационная изменчивость
2) наследственная изменчивость
3) борьба особей за условия выживания
4) приспособленность популяций к среде обитания

Выберите один, наиболее правильный вариант. Эффективность естественного отбора снижается при
1) возникновении рецессивных мутаций
2) увеличении гомозиготных особей в популяции
3) изменении нормы реакции признака
4) увеличении числа видов в экосистеме

Выберите один, наиболее правильный вариант. В засушливых условиях в процессе эволюции сформировались растения с опушенными листьями благодаря действию
1) соотносительной изменчивости
2) модификационной изменчивости
3) естественного отбора
4) искусственного отбора

Выберите один, наиболее правильный вариант. Насекомые-вредители приобретают со временем устойчивость к ядохимикатам в результате
1) высокой плодовитости
2) модификационной изменчивости
3) сохранения мутаций естественным отбором
4) искусственного отбора

Выберите один, наиболее правильный вариант. Верны ли следующие суждения о формах естественного отбора? А) Возникновение устойчивости к ядохимикатам у насекомых – вредителей сельскохозяйственных растений – пример стабилизирующей формы естественного отбора. Б) Движущий отбор способствует увеличению числа особей вида со средним значением признака
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неврены

ЕСТЕСТВЕННЫЙ ОТБОР
Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. Укажите признаки, характеризующие естественный отбор как движущую силу эволюции

1) Источник эволюционного материала
2) Обеспечивает резерв наследственной изменчивости
3) Объектом является фенотип особи
4) Обеспечивает селекцию генотипов
5) Фактор направленного действия
6) Фактор случайного действия

ДВИЖУЩИЙ
1. Выберите три варианта. Какие признаки характеризуют движущий отбор?

1) действует при относительно постоянных условиях жизни
2) устраняет особей со средним значением признака
3) способствует размножению особей с измененным генотипом
4) сохраняет особей с отклонениями от средних значений признака
5) сохраняет особей с установившейся нормой реакции признака
6) способствует появлению мутаций в популяции

2. Выберите три признака, характеризующие движущую форму естественного отбора
1) обеспечивает появление нового вида
2) проявляется в меняющихся условиях среды
3) совершенствуется приспособленность особей к исходной среде
4) выбраковываются особи с отклонением от нормы
5) возрастает численность особей со средним значением признака
6) сохраняются особи с новыми признаками

СТАБИЛИЗИРУЮЩИЙ
1. Выберите три варианта. Стабилизирующая форма естественного отбора проявляется в

1) постоянных условиях среды
2) изменении средней нормы реакции
3) сохранении приспособленных особей в исходной среде обитания
4) выбраковывании особей с отклонениями от нормы
5) сохранении особей с мутациями
6) сохранении особей с новыми фенотипами

ДВИЖУЩИЙ – СТАБИЛИЗИРУЮЩИЙ ПРИЗНАКИ
1. Установите соответствие между характеристикой естественного отбора и его формой: 1) движущая, 2) стабилизирующая. Запишите цифры 1 и 2 в правильном порядке.

А) сохраняет среднее значение признака
Б) способствует приспособлению к изменившимся условиям среды
В) сохраняет особи с признаком, отклоняющимся от его среднего значения
Г) способствует увеличению многообразия организмов
Д) способствует сохранению видовых признаков

2. Сопоставьте характеристики и формы естественного отбора: 1) Движущий, 2) Стабилизирующий. Запишите цифры 1 и 2 в правильном порядке.
А) действует против особей с крайними значениями признаков
Б) приводит к сужению нормы реакции
В) обычно действует в постоянных условиях
Г) происходит при освоении новых местообитаний
Д) изменяет средние значения признака в популяции
Е) может приводить к появлению новых видов

Читайте также:  Вьетнам чай с лотосом полезные свойства

3. Установите соответствие между формами естественного отбора и их характеристиками: 1) движущий, 2) стабилизирующий. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
А) действует в изменяющихся условиях среды
Б) действует в постоянных условиях среды
В) направлен на сохранение ранее сложившегося среднего значения признака
Г) приводит к сдвигу среднего значения признака в популяции
Д) под его действием может происходить как усиление признака, так и ослабление

4. Установите соответствие между признаками и формами естественного отбора: 1) стабилизирующий, 2) движущий. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
А) формирует приспособления к новым условиям среды
Б) ведет к образованию новых видов
В) сохраняет среднюю норму признака
Г) выбраковывает особи с отклонениями от средней нормы признаков
Д) увеличивает гетерозиготность популяции

5. Установите соответствие между характеристиками и формами естественного отбора: 1) стабилизирующий, 2) движущий. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
А) проявление в постоянных условиях жизни
Б) гибель особей с новыми признаками
В) сохранение особей с новыми мутациями
Г) сохранение особей с ароморфным признаком
Д) увеличение числа особей с установившейся нормой реакции

ДВИЖУЩИЙ – СТАБИЛИЗИРУЮЩИЙ ПРИМЕРЫ
1. Установите соответствие между примерами и формами естественного отбора, которые этими примерами иллюстрируются: 1) движущий, 2) стабилизирующий. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.

А) возрастание в промышленных районах числа тёмных бабочек по сравнению со светлыми
Б) возникновение у насекомых-вредителей устойчивости к ядохимикатам
В) сохранение до настоящего времени пресмыкающегося гаттерии, обитающего в Новой Зеландии
Г) уменьшение размеров головогруди у крабов, обитающих в мутной воде
Д) у млекопитающих смертность новорождённых со средним весом меньше, чем с очень низким или с очень высоким
Е) гибель крылатых предков и сохранение насекомых с редуцированными крыльями на островах с сильными ветрами

2. Установите соответствие между примерами естественного отбора и его формой: 1) движущий отбор, 2) стабилизирующий отбор. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
А) Появляются бактерии, устойчивые к антибиотикам.
Б) Сокращается число растений клёна с очень короткими и очень длинными крыльями семян.
В) На фоне закопчённых деревьев увеличивается количество тёмных бабочек.
Г) С похолоданием климата постепенно возникают животные с густым шёрстным покровом.
Д) Строение глаза приматов не изменяется тысячи лет.

ДВИЖУЩИЙ – РАЗРЫВАЮЩИЙ ПРИМЕРЫ
Установите соответствие между примерами и видами естественного отбора: 1) движущий, 2) разрывающий. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.

А) длинная шея у жирафа
Б) белые и оранжевые крылья у бабочек-желтушек
В) различные формы клюва вьюрков
Г) наличие ранне- и позднецветущих форм погремка
Д) увеличение числа светлых бабочек в березовом лесу
Е) увеличение среднего роста человека из поколения в поколение

ДВИЖУЩИЙ – СТАБИЛИЗИРУЮЩИЙ – РАЗРЫВАЮЩИЙ ПРИЗНАКИ
Установите соответствие между характеристиками и формами естественного отбора: 1) движущий, 2) стабилизирующий, 3) дизруптивный. Запишите цифры 1-3 в порядке, соответствующем буквам.

А) отбор в пользу гетерозигот
Б) отбор особей с крайними отклонениями от среднего значения признака
В) постепенное преобразование старых и выработка новых значений признака
Г) отбор в пользу гомозигот
Д) отбор особей со средним значением признака

ДВИЖУЩИЙ – СТАБИЛИЗИРУЮЩИЙ – РАЗРЫВАЮЩИЙ ПРИМЕРЫ
Установите соответствие между результатами действия естественного отбора и его формами: 1) стабилизирующий, 2) движущий, 3) дизруптивный (разрывающий). Запишите цифры 1, 2 и 3 в правильном порядке.

А) Развитие устойчивости к антибиотикам у бактерий
Б) Существование быстро и медленно растущих хищных рыб в одном озере
В) Сходное строение органов зрения у хордовых животных
Г) Возникновение ласт у водоплавающих млекопитающих
Д) Отбор новорожденных млекопитающих со средним весом
Е) Сохранение фенотипов с крайними отклонениями внутри одной популяции

Таблица
Проанализируйте таблицу «Формы естественного отбора». Для каждой буквы выберите соответствующее понятие, характеристику и пример из предложенного списка.
1) половой
2) движущий
3) групповой
4) сохранение организмов с двумя крайними отклонениями от среднего значения признака
5) возникновение нового признака
6) формирование устойчивости бактерий к антибиотикам
7) сохранение реликтового вида растения гингко двулопастного 8) возрастание числа гетерозиготных организмов

© Д.В.Поздняков, 2009-2020

Источник