Комплексный анализ текста 20 полезный совет

    Главная
    русский язык

1. Запишите текст, вставляя пропущенные буквы и объясняя свой выбор графически: (1)Кто не хотел бы научиться быстро и точно запоминать большие тексты и легко воспроизводить их по памяти? (2)Это необходимо и в процессе обучения, и для написания, например, изложения.(3)Научиться этому помогает метод использования ключевых слов. (4)Например, для запоминания какой-либо фразы достаточно выделить в ней одно-два главных ключевых слова и запомнить их.(5)Слова надо выбирать с таким расчётом, чтобы они отражали смысл всей фразы. (6)Впоследствии по ним вы легко восстановите всё предложение. (7)Если необходимо запомнить дли(н/нн)ый текст, лучше всего разбить его на подтемы и в каждой из них выделить ключевые слова. (8)Благодаря такой работе у вас образуется цепочка следующих друг за другом и связа(н/нн)ых между собой слов, которые помогут вам в течение короткого времени запомнить текст.

КороLEва
02 июля 2016 г., 19:50:55 (4 года назад)

Ffbgcxwchjbsqhi

02 июля 2016 г., 20:55:44 (4 года назад)

2. Запоминание текста.
3. Как научиться запоминать большие тексты.
4. Рассуждение
5. Публицистический стиль
6. Производные предлоги: благодаря, в течение.
7. Благодаря работе

Ответить

Другие вопросы из категории

Айден2882 / 30 июня 2016 г., 18:33:02

Книги встречают нас в самом раннем детстве и сопровождают всю жизнь. Они заставляют нас непрерывно совершенствоваться, чтобы мы могли стать настоящими

передовыми людьми. Огромный мир – заманчивый и разнообразный – врывается к нам в комнату со страниц любимых книг…Всего не перечислишь, не расскажешь. Поэтому каждый из нас волнуется, когда видит стопку новых книг. Что скрыто в них? Какие прекрасные мысли и новые впечатления? Какие интересные люди и увлекательные события? Читайте! Читайте не торопясь, чтобы не терять ни одной капли драгоценного содержания книг. Человек, «глотающий» книги, похож на путешественника, знакомящегося со страной из окна вагона. Заставляйте себя читать медленно, запоминая, обдумывая, представляя самого себя в гуще тех событий и той обстановки, какими наполнена книга, делая себя их непосредственным свидетелем и даже участником. Только тогда перед вами до конца откроется созданный писателем большой и прекрасный мир. Читайте, но умейте сдерживать себя, если чтение отрывает вас от учения, от работы… Сначала учение, потом чтение. Это – закон. Ведь человек, чтобы приобщиться к великолепному миру книг, должен сначала одолеть грамоту, должен научиться читать. Каждая область знаний, будь то математика, география, физика, история, ботаника, подготавливает нас к наилучшему восприятию книг. Мощь, мудрость и красота литературы открываются во всей своей широте только перед просвещённым и знающим человеком. Напишите сочинение-рассуждение по прочитанному тексту . Выявите проблему текста, выразите свое отношееие к проблеме. Приведите 1-2 аргумента.

Читайте также

YanaNEV / 09 апр. 2014 г., 22:51:34

Комплексный анализ текста. задание. ТЕКСТ №17. ______________________________________________________________ Самые мягкие,

трогательные стихи книги и картины написаны русскими поэтами и художниками об осени. Левитан,так же как и Пушкин,и Тютчев, и многие другие, ждал осени как самого дорогого и мимолетного времени года.

Осень снимала с лесов полей со всей природы густые цвета, смывала дождями зелень. Рощи делались сквозными. Темные краски лета сменялись р.ким золотым пурпуром и серебром. Воздух был чище, холоднее и дали были гораздо грубже, чем летом.

Левитан оставил около ста осенних картин. ННа них знакомые с детства вещи: маленькие реки,кружащие в медленных водоворотах палую листву; одинокие золотые березы; небо,похожее на тонкий лед; косматые дожди по лесным порубкам. Во всех пейзажах лучше всего передана печаль прощальных дней, осенних листьев, тихого чудесного перед холодом, предзимнего солнца.

______________________________-

Задания:

1.Докажите что это текст.

2.Тема текста.

3.Основная мысль текста.

4.Стиль текста.

5.Тип текста.

6.Выпишите из текста 3-4 слова , в которых все согласные – звонкие. Сделайте фонетическую транскипцию этих слов.

7.Объясните как вы понимаете выражение Рощи делались сквозными.

8.Выпишите из текста:

Эпитеты:

Метафоры:

9.Определите лексическое значение слова пейзаж.

Madam200 / 12 февр. 2015 г., 14:26:37

Комплексный анализ текста 7 класс ПРЕДЛОГ Оп..саясь, что возьмут в оборот, Деепричастие бла­годаря

старалось помен..ше показ..ват..ся. Этот страх перед деепричас.ным оборотом дош..л до того, что оно боялось отвечать на самые простые в..просы. Больше того: у него появилась какая (то) робость перед другими словами, даже теми, которые были Деепричастию подчинены. Оно заботилось только о том, чтобы н.. (с) кем (не) испортить отношения а потому стиралось угодить перед каждым рассыла­лось в благодарностях. Но когда в тексте появилась фраза «Благодаря допущен..ой ошибк.., снижен..а оценка», всем сразу стало ясно, что Деепричастие не на месте. Даже сама ошибка пон..мала, что ее н.. (за) что благодарить. Это р..шило су..ьбу Деепри­частия. Его исключили из членов предложения и перевели на должность служебного слова. Слово бла­годаря стало Предлогом. (Ф. Кривин.)
Вопросы:

1.Докажите, что слово благодаря не совсем стало предло­гом, а может употребляться и как деепричастие.

2.Приведите 2—3 примера, в которых одно и то же слово выступает в роли самостоятельной части речи и предлога

Вы находитесь на странице вопроса “Комплексный анализ текста № 20. Полезный совет.“, категории “русский язык“. Данный вопрос относится к разделу “5-9” классов. Здесь вы сможете получить ответ, а также обсудить вопрос с посетителями сайта. Автоматический умный поиск поможет найти похожие вопросы в категории “русский язык“. Если ваш вопрос отличается или ответы не подходят, вы можете задать новый вопрос, воспользовавшись кнопкой в верхней части сайта.

Источник

Подробности

Категория: Русский язык и литература

Создано 13.01.2012 05:05

Автор: Администратор сайта

Просмотров: 210041

Tags: 11 класс | 9 класс | рекомендации | русский язык

План комплексного анализа текста

(9—11 классы)

1. Прочитайте текст. При чтении используйте интонационные подчеркивания, выделения как отдельных слов, так и смысловых отрезков.
2. Вспомните, что вы знаете о его авторе. (Когда он жил, в какую эпоху? К какому литературному направлению принадлежал? Чем прославился?) Если не знаете, постарайтесь узнать из справочной литературы.
3. К какому функциональному стилю речи принадлежит текст? (К художественному, публицистическому, научному/научно-популярному.)
4. Какого типа речи текст? (Описание, повествование, рассуждение.)
5. К какому жанру относится текст (эпизод художественного произведения, очерк, воспоминание, притча, легенда, стихотворение в прозе и пр.)?
6. Какое настроение преобладает в тексте?
7. Определите тему текста.
8. Если текст не имеет заглавия, озаглавьте его. Если заглавие уже есть, подумайте над его смыслом (почему именно такое заглавие выбрал автор).
9. Разделите текст на смысловые части, составьте для себя план текста.
10. Как связаны части текста? Обратите внимание на лексические и синтаксические средства связи (повторяющиеся слова, синтаксические параллели или, наоборот, резкое изменение синтаксических конструкций и интонации, на порядок слов в предложениях).
11. Как соотносятся начало и конец текста?
12. На каком приеме/приемах построен текст (сопоставление, противопоставление; постепенное усиление чувства, постепенное развитие мысли; быстрая смена событий, динамичность; неторопливое созерцание и пр.)?
13. Отметьте основные образы текста (не забудьте об образе автора).
14. Понаблюдайте над лексикой текста:
Найдите незнакомые или непонятные слова и установите их значения по словарю. Обратите внимание на правописание этих слов.
Найдите ключевые слова в каждой части текста. Чел обусловлен их выбор?
Понаблюдайте за различными повторами (анафорами, эпифорами, лексическими повторами, повторами однокоренных слов). Чем они обусловлены?
Найдите в тексте лексические и контекстуальные синонимы и/или антонимы.
Найдите перифразы. С какими целями они использованы ? К • Найдите многозначные слова и слова, употребленные в тексте в переносном значении.
Обратите внимание на стилевую принадлежность лексики, на употребление архаизмов, историзмов, неологизмов терминов; на оценочные слова, на разговорные, просторечные или, наоборот, слона возвышенного стиля. Зачем они употреблены автором? V • Выделите фразеологизмы. Зачем они употреблены?
Обратите, внимание на средства художественной выразительности и фигуры речи, если они применяются автором (эпитеты, метафоры).(9—11 КЛ.)
1. Прочитайте текст. При чтении используйте интонационные подчеркивания, выделения как отдельных слов, так и смысловых отрезков.
2. Вспомните, что вы знаете о его авторе. (Когда он жил, в какую эпоху? К какому литературному направлению принадлежал? Чем прославился?) Если не знаете, постарайтесь узнать из справочной литературы.
3. К какому функциональному стилю речи принадлежит текст? (К художественному, публицистическому, научному/научно-популярному.)
4. Какого типа речи текст? (Описание, повествование, рассуждение.)
5. К какому жанру относится текст (эпизод художественного произведения, очерк, воспоминание, притча, легенда, стихотворение в прозе и пр.)?
6. Какое настроение преобладает в тексте?
7. Определите тему текста.
8. Если текст не имеет заглавия, озаглавьте его. Если заглавие уже есть, подумайте над его смыслом (почему именно такое заглавие выбрал автор).
9. Разделите текст на смысловые части, составьте для себя план текста.
10. Как связаны части текста? Обратите внимание на лексические и синтаксические средства связи (повторяющиеся слова, синтаксические параллели или, наоборот, резкое изменение синтаксических конструкций и интонации, на порядок слов в предложениях).
11. Как соотносятся начало и конец текста?
12. На каком приеме/приемах построен текст (сопоставление, противопоставление; постепенное усиление чувства, постепенное развитие мысли; быстрая смена событий, динамичность; неторопливое созерцание и пр.)?
13. Отметьте основные образы текста (не забудьте об образе автора).
14. Понаблюдайте над лексикой текста:

  • Найдите незнакомые или непонятные слова и установите их значения по словарю. Обратите внимание на правописание этих слов.
  • Найдите ключевые слова в каждой части текста. Чел обусловлен их выбор?
  • Понаблюдайте за различными повторами (анафорами, эпифорами, лексическими повторами, повторами однокоренных слов). Чем они обусловлены?
  • Найдите в тексте лексические и контекстуальные синонимы и/или антонимы.
  • Найдите перифразы. С какими целями они использованы? 
  • Найдите многозначные слова и слова, употребленные в тексте в переносном значении.
  • Обратите внимание на стилевую принадлежность лексики, на употребление архаизмов, историзмов, неологизмов терминов; на оценочные слова, на разговорные, просторечные или, наоборот, слона возвышенного стиля. Зачем они употреблены автором?
  • Выделите фразеологизмы. Зачем они употреблены?
  • Обратите, внимание на средства художественной выразительности и фигуры речи, если они применяются автором (эпитеты, метафоры).
Читайте также:  Чем полезен для лица отвар ромашки

Источник

Внимание! Администрация сайта rosuchebnik.ru не несет ответственности за содержание методических разработок, а также за соответствие разработки ФГОС.

Тип материала: Конспект урока русского языка для 11 класса

Автор материала: Трофимова Светлана Михайловна, учитель МБОУ СОШ №1 Энгельсского муниципального района Саратовской области, г. Энгельс

УМК «Русский язык. 10-11 классы» В. В. Бабайцевой

Тип урока – урок формирования умений и навыков учащихся.

Цели: образовательные аспекты:

  • учить анализировать содержание исходного, подготовить к написанию домашнего сочинения;
  • закрепить знания учащихся, реализуя на практике принципы взаимосвязи изучения лексики, грамматики, стилистики с работой по орфографии и пунктуации
  • развивающий аспект: формировать умение определять основную проблему текста, формулировать авторскую позицию; умение создавать систему аргументов, подтверждающих справедливость выводов; стимулировать мыслительную
  • деятельности, творческие способности учащихся;
  • воспитательный аспект: формирование гражданской позиции; воспитание чувства сопричастности и ответственности за мир вокруг нас.

Задачи: Повторить такие разделы науки о языке, как:

  1. стилистика – стили литературного языка, типы речи, связь предложений в тексте (доказать принадлежность данного отрывка к тексту);
  2. лексика прямое и переносное значение слов, синонимы, антонимы, работа со словарём;
  3. орфография – правописание безударных гласных в корне слова, з/с в приставках, н-нн в причастиях и прилагательных, слитное и раздельное написание не с причастиями;
  4. синтаксис – синтаксический разбор предложений, обособленные обстоятельства и определения;
  5. пунктуация – знаки препинания в сложносочиненном, сложноподчинённом и бессоюзном сложном предложениях.
  6. Оборудование: выставка книг, таблицы, раздаточный материал, текст, диск с записью звуков моря, презентация урока, запись текста для прослушивания.

Ход урока:

(слайд 1)

1.Оргмомент.

2.Вступительное слово учителя. Мотивация деятельности. Вызов интереса

Записываем в тетради: «Число. Классная работа. Работа с текстом».

Итак, работа на уроке – это подготовка к ЕГЭ по русскому языку, к сочинению-рассуждению

Читайте также:  Консультация для родителей о полезном питании

А ещё это подготовка к домашней работе.

Домашнее задание:

Запишите домашнее задание. Сборник изложений. Текст № 1:

  1. Напишите сочинение-рассуждение по прочитанному тексту
  2. Сформулируйте и прокомментируйте одну из проблем, поставленных автором текста
  3. Сформулируйте позицию автора
  4. Объясните, почему вы согласны или не согласны с автором данного текста, привести аргументы, опираясь на жизненный или читательский опыт.

Слайд №4

Ч А Й К И

(1) Они появились неожиданно, эти большие серые птицы. (2) Л..тели за т..плоходом пл..нировали широко раскинув крылья и вдруг выпуская кр..сноватые лапки пикировали на пе(н,нн)ые буруны вздымающиеся над в..дя(н,нн)ым пространством.

(3) Это были морские чайки, (не) похожие на наших, речных. (4) Тела их, серовато-белые, точеные, переливались в ярких лучах дневного солнца. (5) Где-то на середине широких крыльев белый цвет переходил в серый, густой, мягкий, бархатистый.

(6) Они были очень красивы, эти чайки над Енисеем!

(7) Первыми заметили чаек дети. (8) Маленький мальчик, белоголо¬вый, в матроске, крикнул:

– Мама, чайки!

(9) И застыл, завороженный, у борта. (10) Скоро вся палуба была полна людьми …

(11) Чайки, плавно проносясь, на секунду застывали на гребне и тут же взмывали, зажимая в клювах добычу … (12) Чаек становилось все больше. (13) Они чертили воздух, взлетали, садились и что-то гортанно, с клекотом кричали.

(14) Люди на палубе кричали, как дети, в ответ, махали руками.

(15) Я смотрел на своих знакомых и не узнавал их. (16) Куда девалась их солидность!..

(17) И вдруг появился этот человек, в надвинутой на брови кеп¬ке, в темном пиджаке, с руками, покрытыми густой паутиной нако¬лки. (18) Он подошел к мальчику в матроске, положил тяжёлую руку ему на голову и спросил:

– Хочешь чайку?

(19) – Хочу.

(20) Человек засмеялся:

– Сейчас мы его.

(21) Он вынул из кармана моток суровых ниток, поискал и вытянул большой четырехзубый крючок, похожий на жало.

(22) – Сейчас мы его,- повторил человек и повернулся к мальчи¬ку: – Дай-ка хлеба.

(23) Мальчик принес хлеба. (24) Человек утопил жало в мякоти, зале¬пил его со всех сторон на широкой темной ладони. (25) Он работал аккуратно, (не) торопясь, со знанием дела. (26) Все см..трели и молчали.

(27) Человек подергал нитку повыше крючка и бросил его за борт. (28) На палубе стало тихо. (29) Молчали взрослые, молчали ребята …

(30) Кусок хлеба за кормой то возникал, покачиваясь на гребне, то исчезал в провалах между волнами. (31) Моток в руках человека разматывался и таял. (32) Человек пускал дым сквозь едва разжимавшиеся губы и цедил:

– Сейчас мы его.

(33) Чайки проносились над предательским куском, почти касаясь его крыльями, пикировали, но почему-то все время промахивались.

(34) Вдруг одна качнула раскинутыми крыльями, и мы поняли: она будет пикировать.4 (35) Это была очень красивая чайка, с почти перла¬мутровым телом. (36) Она камнем упала на гребень и взмыла, вскинув красивую голову.

(37) В клюве белел размокший кусок хлеба.

(38) Мы все, кто стоял на палубе, радостно, ликующе, торжествующе закричали, восторженно замахали руками.4

(39) Человек с тёмными наколотыми руками торопливо смотал бечёвку, подхватил пустой четырёхзубый крючок и спросил:

– У кого есть хлеб?

(40) Никто ему (не) ответил. (326 слов.)

(По Ю. Графскому)

2. Знакомство с текстом (презентация)

  • Можем ли мы сказать, что перед нами текст? (Да. Ответы)

Слайд №5

Текст – целостное речевое произведение, имеющее своё начало, структуру развёртывания мысли и конец, как завершение.

Текст – это сочетание предложений, связанных по смыслу и грамматически. Предложения в тексте расположены строго в определённой последовательности.

  • Каковы основные правила построения текста? (Отвечают на вопрос, а на экране появляется таблица.)

Слайд №6

Таблица: основные правила построения текста

  • Заглавие
  • Начало, основная мысль, заключение
  • Абзацное членение
  • Композиционная завершённость
  • Предложения следуют в строго определённом порядке и связаны по смыслу и грамматически
  • Между собой предложения связаны при помощи цепной и параллельной связи (пояснение).
  • Вид текста (стиль речи).
  • Тип речи.
  • Средства художественной выразительности.

К какому стилю речи можно отнести этот текст? ( Ответы)

Слайд №7

К какому типу речи можно отнести этот текст?(Ответы)

Слайд №8

*** Это повествование, т.к. в основе текста лежит случай. Можно задать вопрос – что произошло? И в то же время здесь есть элементы описания чайки и человека с густой паутиной наколок.

Приведите доказательства. Выступление ученика.

Это повествование, т.к. автор не только передаёт в определённой последовательности все тесно связанные между собой события, но и подробно называет их. Мы словно видим всё происходящее. Это достигается за счёт сменяющих друг лруга и называющих действия глаголов прошедшего времени совершенного и несовершенного вида, а так же деепричастных оборотов.

Ярко выделяется начало повествования:

место – море, теплоход, Енисей;
время – в один из солнечных дней;
действующее лицо – Юрий Графский.

Середина повествования – рассказывается о красоте морских чаек, бездушии человека, решившего поймать чайку на крючок, о торжестве справедливости и молчаливом осуждении жестокого поступка.

Конец повествования – развязка истории. Это чувство радости за чайку, сумевшую обмануть человека в тёмном пиджаке.

Можно даже сказать, что это рассказ, т.к. перед нами небольшое произведение повествовательного типа, в котором речь идёт о случае, произошедшем с автором.

Слайд №9

  • Действительно, если мы рассмотрим таблицу, то увидим… (таблица спроектирована через мультимедийный диапроектор).
  • О чём же этот рассказ? ( Ответы)
  • *** Рассказ Юрия Графского о красоте морских чаек, о радости общения с удивительными птицами, о человеческом бездушии, душевном убожестве, молчаливом презрении и осуждении жестокого поступка

  • Что помогает автору передать свои мысли и чувства, воздействовать на читателя? ( средства художественной выразительности).
  • Давайте вспомним, какие средства художественной выразительности мы знаем?
Читайте также:  Полезна ли маска для лица из одной сметаны

Терминологический диктант

*Сочетание противоположных по значению слов (оксюморон)

*изображение одного явления с помощью сопоставления с другим (сравнение)

*чрезмерное преувеличение свойств изображаемого предмета (гипербола)

*образное определение (эпитет)

*перенесение значения по сходству (метафора)

*расположение слов и выражений по возрастающей или убывающей значимости (градация)

*одинаковое начало нескольких предложений (анафора)

*одинаковая концовка (эпифора)

*членение предложения на части, при котором какая-то часть его отделяется от основной на письме точкой, многоточием или тире (парцелляция)

*расположении членов предложения в особом порядке, нарушающем обычный порядок слов для усиления выразительности (инверсия)

Слайд №10

(Оксюморон, сравнение, гипербола, эпитет, метафора, градация, анафора, эпифора, парцелляция, инверсия.)

На экране проецируется правильный ответ.

А какие средства художественной выразительности есть в нашем тексте? (работаем с рецензией. Через 3 минуты один из учеников читает образец рецензии, текст которой лежит на парте у каждого ученика)

Прочитайте фрагмент рецензии на данный текст. В этом фрагменте анализируются языковые особенности текста. Вставьте на места пропусков цифры, соответствующие номеру термина из списка. Запишите последовательность цифр на бланке.

Каждая строчка в тексте Ю.С. Графского пронизана любовью к природе, восхищением красотой морских чаек. Чтобы выразить глубину своего чувства, передать любование этими чайками над Енисеем, автор использует ____ («были очень красивы», «красивая чайка», «красивую голову»), ____(«… чертили воздух, взлетали, садились и что-то гортанно, с клёкотом кричали»), ____ («плавно проносясь», «широко раскинув крылья»). А ____ («как дети») показывает, с каким восторгом восприняли появление птиц взрослые.

Писатель не ставит своей целью в чём-то убедить читателей, он стремится передать своё презрение к человеку в кепке, душевное убожество которого наиболее ярко подчеркивают ____ («с наколотыми руками», «предательский кусок»), ____ («густой паутиной наколок»).

Умолчание в конце одного из предложений передаёт переживания взрослых и детей за жизнь чайки.

И всё-таки справедливость восторжествовала, об этом говорит умелое использование ____ («радостно, ликующе, торжествующе»), которая подтверждает, что человеку никогда не была безразлична судьба наших братьев меньших.

Список терминов:

  1. сравнение;
  2. парцелляция;
  3. метафора;
  4. ряды однородных членов;
  5. инверсия;
  6. лексический повтор слов;
  7. гипербола;
  8. обособленные обстоятельства;
  9. олицетворение;
  10. анафора;
  11. эпифора;
  12. эпитеты;
  13. градация.

Слайд №11 (проверка)

(Листочки с ответами рецензии собираю. На экране проецируется правильный ответ.)

  • Все средства названы? Учащиеся должны найти ещё два средства художественной выразительности. Если они затрудняются – подсказываю. (Парцелляция, инверсия.)
  • Какие синтаксические конструкции преобладают в данном тексте? (Ответы. Предложения с обособленными членами).
  • А какие члены предложения называются обособленными?(Ответы)

Слайд №12

Найдите предложение, в котором присутствуют обособленные определения и обстоятельства?

Л..тели за т..плоходом пл..нировали широко раскинув крылья и вдруг выпуская кр..сноватые лапки пикировали на пе(н,нн)ые буруны вздымающиеся над в..дя(н,нн)ым пространством.

Слайд №13,14

А на какие орфограммы пропущены буквы в данном предложении?(Ответы)

У доски 3 ученика приводят примеры, рассказывают правила

  1. безударная гласная в корне слова: появились, большие, летели, морские;
  2. О/Е после шипящих и Ц: крючок, тяжёлую, подошёл, бечёвку;
  3. Н,НН в прилагательных и причастиях: точёные, пенные, водяным, заворожённый.

Когда в прилагательных мы будем писать Н, НН? (ответ)

Буквенный диктант

  1. раненный в бою
  2. крашеная рама
  3. званый ужин
  4. вещь спрятана
  5. девочка взволнованна
  6. ветреный день
  7. старинная вещь
  8. серебряная монета
  9. нерешённая задача
  10. заворожённый взгляд
  • Какая часть речи встречалась в нашем диктанте чаще? (причастия, прилагательные)
  • Вспомним, как образуются причастия: морфемный и словообразовательный разбор слов:
  • ВЗДЫМАЮЩИЕСЯ
    ЗАВОРОЖЁННЫЙ.

  • Какое лексическое значение у слова ЗАВОРОЖЁННЫЙ? Подберите к нему синонимы
  • Для чего писатель использует в тексте причастные обороты, прилагательные? (чтобы показать красоту птиц)
  • Какие ключевые слова, подтверждающие красоту птиц, можно выписать из текста? Назовите в виде словосочетаний, определите тип связи.
  • Красивая чайка (согласование)
    гортанно кричали (примыкание)
    перламутровым телом (согласование)
    переливались в лучах (управление)

Какие синтаксические конструкции преобладают в этом тексте?

(предложения с обособленными обстоятельствами, выраженными деепричастными оборотами, с однородными члены предложения, сложноподчинённые и бессоюзные сложные предложения).

Произведите синтаксический разбор предложения. (Только грамматические основы!) Объясните постановку знаков препинания.

Слайд №15,16

(34) Вдруг одна качнула раскинутыми крыльями и мы поняли она будет пикировать.

Слайд №17,18

(38) Мы все кто стоял на палубе радостно ликующе торжествующе закричали восторже(н,нн)о зам..хали руками.

  • Но в этом тексе есть и ошибки! Найдите среди предложений 10-16 предложения с грамматической ошибкой.

Слайд №19

  • Итак, какова же главная мысль данного текста?
  • Какую проблему поднимает автор текста? (отношение человека к окружающей среде, к братьям нашим меньшим; безразличие и бездушие окружающих, безмолвное осуждение)
  • Какова позиция автора? (автор осуждает человека в надвинутой на брови кепке, и это презрение передаётся через выражения:
  • В тёмном пиджаке
    Руками, покрытыми густой паутиной наколок
    Тяжёлая рука
    Широкая тёмная ладонь
    Едва разжимавшиеся губы
    С тёмными наколотыми руками

  • А как вы относитесь к этому человеку?
  • Осуждаем его, и в то же время людей, стоящих на палубе. Хорошо, что крючок, похожий на жало, не смог погубить чайку. Очень обидно за людей, спокойно наблюдавших за происходящим со стороны.

  • Итак, мы подошли к нашей основной теме – к написанию сочинения. Из скольких частей должно состоять наше сочинение?
  • Класс разбиваю на 4 группы.
  • Через 3 минуты слушаю по одному человеку по каждой части, в конце – полное сочинение

Подвожу итог. Слайд №20

  • Комментирую оценки.

Использованные источники:

  1. Бабайцева В.В. Русский язык.10-11 кл.: учеб. Для общеобразоват. Учреждений филол. Профиля – М.: Дрофа. 2013г.
  2. Войлова К.А., Лебеденёва В.В. Контрольные и проверочные работы по русскому языку.10-11 классы: Метод. Пособие.- М.: Дрофа, 1997
  3. Русский язык: Краткий справочник школьника. 5-11 классы/ К.А. Войлова, Е.В. Клобуков, В.В. Леденёва, П.А. Лекант; под ре. П.А. Леканта.- М.:Дрофа, 1997

Источник