Компания осуществляет оценку и разведку полезных ископаемых
Статья 28. Условия лицензии на разведку и добычу полезных ископаемых
1. Лицензия на разведку и добычу полезных ископаемых или лицензия на добычу полезных ископаемых дает право на разведку, доразведку и разработку месторождений, первичную переработку добытых полезных ископаемых, а также на переработку отходов горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих производств, если иное не предусматривается в лицензии.
2. В лицензии на разведку и добычу полезных ископаемых должны быть установлены сроки проведения государственной экспертизы запасов полезных ископаемых, подготовки технического проекта, начало строительства предприятия, начало добычи, выхода на проектную мощность.
3. Осуществление добычи полезных ископаемых без согласованного и утвержденного в установленном порядке технического проекта запрещается. Подготовка технического проекта осуществляется с учетом решений государственной экспертизы запасов полезных ископаемых. Проект вступает в силу при условии наличия положительного заключения государственной экологической экспертизы.
4. Владелец лицензии на добычу полезных ископаемых имеет право проводить в пределах предоставленного ему участка недр работы по геологическому изучению недр без дополнительной лицензии.
Лицензия на детальное изучение (разведку) месторождений полезных ископаемых отдельно, как правило, не предоставляется.
5. Предоставление лицензий на часть месторождения полезного ископаемого, как правило, не допускается.
В исключительных случаях лицензия может выдаваться на разработку отдельной части месторождения при условии, если это не ухудшит технико-экономических показателей разработки месторождения в целом и не создаст препятствий для разработки других частей месторождения.
6. Допускается одновременное предоставление нескольких лицензий на добычу полезных ископаемых по группе близрасположенных месторождений одному заявителю, если экономически рентабельной является только общая разработка указанных месторождений одним пользователем недр либо когда использование нескольких месторождений обусловлено технологией получения продукции или требованиями охраны окружающей природной среды.
7. Лицензия на добычу полезных ископаемых выдается на участки недр, геологическая информация по которым прошла государственную экспертизу запасов полезных ископаемых. В случаях, когда для осуществления государственной экспертизы запасов требуется проведение дополнительных разведочных работ, предоставляется лицензия на разведку и добычу с указанием срока проведения государственной экспертизы.
8. Допускается предоставление на общих основаниях совмещенной лицензии или лицензии на разведку и добычу полезного ископаемого на участке недр, где действует лицензия на геологическое изучение недр, после проведения государственной экспертизы геологической информации о запасах полезных ископаемых. В этом случае владелец лицензии на право геологического изучения недр должен быть безотлагательно извещен органами, предоставляющими лицензию, о принимаемом решении с предоставлением ему возможности подать заявку на получение лицензии на добычу полезного ископаемого на общих основаниях. В случае предоставления лицензии на право разведки и добычи полезного ископаемого другому лицу владелец лицензии на право геологического изучения недр вправе получить компенсацию, связанную с досрочным прекращением действия ранее выданной лицензии, за счет нового недропользователя.
9. Если по результатам разведки или добычи полезного ископаемого будут выявлены части месторождения, имеющие промышленное значение и продолжающиеся за пределы предоставленного горного отвода, то по решению органов, предоставляющих лицензию на пользование недрами, допускается соответствующее изменение условий лицензии с расширением границ горного отвода.
10. Переработка отходов горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих производств может осуществляться как по лицензии на разведку и добычу соответствующих полезных ископаемых, так и по лицензии, предоставляемой на данный вид недропользования.
Если владелец лицензии на пользование участком недр не осуществляет в необходимых объемах переработку отходов своего горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих производств, то по решению органов, предоставивших лицензию, переработка таких отходов может быть предоставлена другим лицам с выдачей им отдельной лицензии.
Если перерабатываемые отходы находятся в границах участка недр или земельного участка других лиц, условия лицензии должны учитывать интересы обеих сторон.
11. В лицензии на добычу полезных ископаемых устанавливаются условия отбора подземных вод при разработке месторождения, а также определяются условия проведения мониторинга геологической среды в соответствии с установленным порядком в пределах предоставленного участка недр и зоны влияния эксплуатации объекта.
12. В лицензии на разведку и добычу полезных ископаемых должны быть определены условия извлечения попутных или сопутствующих компонентов и их первичной переработки, а также возможной консервации всего выявленного месторождения или его части при большом содержании агрессивных или токсичных компонентов.
13. Лицензии для добычи общераспространенных полезных ископаемых должны содержать условия, при выполнении которых пользователь недр получает продление действия лицензии на очередной срок.
14. Добытые в процессе поисков и оценки полезные ископаемые являются собственностью владельца лицензии, если иное не оговорено в лицензии.
Если предприятие занимается освоением новых месторождений полезных ископаемых, ему нужно строго соблюдать правила признания таких расходов в целях налогообложения. Ведь траты на освоение немалые, а небольшая ошибка в их учете ведет к значительному занижению налогооблагаемой прибыли.
Состав расходов
В соответствии со статьей 253 Налогового кодекса РФ (подп. 3 п. 1) расходы на освоение природных ресурсов относятся к прочим. При этом в пункте 1 статьи 261 Налогового кодекса РФ уточнено, что именно относится к таким расходам.
Правда, приведенный перечень открыт, так что налогоплательщик может его расширить. Главное, чтобы затраты относились именно к периоду освоения ресурсов, когда компания еще не получает от такой деятельности дохода. Рассмотрим некоторые расходы подробнее.
К данному виду трат относится аудит запасов, а также разведка ископаемых и гидрогеологические изыскания. Но учтите, что такая деятельность должна быть подтверждена специальными лицензиями, иначе затраты нельзя будет признать.
Выдачей лицензий занимается Федеральное агентство по недропользованию (п. 5.3.8 Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 17 июня 2004 г. № 293). В то же время на некоторые виды работ лицензия не требуется. К ним, например, относятся прогнозирование землетрясений, геологические съемки, исследование вулканов, изучение режима подземных вод.
К такому виду информации относятся данные о геологическом строении недр, нахождении в недрах полезных ископаемых, об условиях их разработки, также другие данные из геологических отчетов и карт (ст. 27 Закона РФ от 21 февраля 1992 г. № 2395-1 «О недрах»). Приобрести информацию можно как за счет собственных, так и за счет государственных средств. В первом случае приобретенная информация будет являться собственностью пользователя недр (в соответствии с п. 1 ст. 262 Налогового кодекса РФ затраты на покупку таких данных можно включать в состав расходов), во втором – госсобственностью. В любом случае ее необходимо предоставить в соответствующий федеральный орган управления госфондом недр.
>|Данное ведомство отвечает за создание и ведение единой системы ископаемых, а также контролирует использование полученной информации.|<
Главная задача работ по подготовке территории – приведение ее к требованиям безопасности, охране ресурсов, а также устройство временных подъездных путей и дорог для добычи, подготовка строительных площадок. Но в расходах можно учесть лишь те траты, которые относятся к подготовительным работам.
В соответствии с действующими нормами производится возмещение потерь сельскохозяйственного производства и лесного хозяйства. Плательщиком в таком случае выступает тот, по чьей инициативе меняется категория земель. При этом используются специальные нормативы освоения новых земель взамен изымаемых сельхозугодий.
Иногда предприятию приходится выплачивать компенсации коренным малочисленным народам. В Федеральном законе от 20 июля 2000 г. № 104-ФЗ «Об общих принципах организации общин коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ» дано определение семейным (родовым) общинам малочисленных народов. Это формы самоорганизации лиц, относящихся к малочисленным народам, объединяемых по кровнородственному признаку, ведущих традиционный образ жизни, осуществляющих традиционное хозяйствование и занимающихся традиционными промыслами.
Состав расходов на возмещение ущерба, наносимого природным ресурсам, определен в Федеральном законе от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».
В связи с тем, что перечень затрат, указанный в пункте 1 статьи 261 Налогового кодекса РФ, открытый, к расходам на освоение природных ресурсов можно отнести соответствующие материальные затраты, амортизацию НМА и основных средств, а также затраты на оплату труда. Кроме того, к ним можно отнести и затраты на оплату услуг третьих лиц, выполнявших работы по освоению природных ресурсов.
Сначала поговорим о нюансах признания в целях налогообложения прибыли различных расходов.
Налоговый учет таких расходов необходимо вести по каждому объекту и договору. Кроме того, аналитические регистры должны содержать информацию об окончании работ в разрезе каждого контракта, связанного с указанными работами по конкретному участку недр (п. 3 ст. 325 Налогового кодекса РФ). Если работы ведутся собственными силами, то они признаются либо с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором завершены данные работы, либо с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором завершен только определенный этап работ.
>|Выбранный способ должен быть зафиксирован в учетной политике. Составить ее поможет сервис «Учетная политика 2012».|<
Если работы ведет подрядчик, расходы на них включаются в состав прочих с 1-го числа месяца, в котором подписан последний акт выполненных работ по контракту.
Аналогично учитываются все геолого-поисковые и геолого-разведочные работы, в том числе и те, которые признаны безрезультатными или бесперспективными (то есть когда принято решение о прекращении работ из-за бесперспективности выявления запасов полезных ископаемых или невозможности и нецелесообразности строительства и эксплуатации подземных сооружений).
Причем такое решение должно быть принято в отношении соответствующей части участка недр, разрабатываемого на основании лицензии. Кроме того, о прекращении работ необходимо известить Федеральное агентство по недропользованию, направив туда соответствующее уведомление. Затраты признаются с 1-го числа месяца, следующего за месяцем завершения работ. До 2011 года расходы на безрезультатные работы не учитывались при налогообложении, если в течение пяти лет до момента предоставления налогоплательщику прав на геологическое изучение недр, разведку и добычу полезных ископаемых или иное пользование участком недр на этом участке уже осуществлялись аналогичные работы. Теперь же затраты на разработку бесперспективных участков включаются в состав налоговых расходов (п. 5 ст. 261 Налогового кодекса РФ).
Если разведочная скважина оказалась непродуктивной, то расходы по ней можно признавать для целей налогообложения равномерно в течение 12 месяцев с 1-го числа месяца, следующего за тем, в котором эта скважина была ликвидирована. В соответствии с пунктом 4 статьи 261 Налогового кодекса РФ такой порядок применяется налогоплательщиком независимо от продолжения или прекращения дальнейших работ на соответствующем участке недр после ликвидации скважины.
Такие затраты также необходимо учитывать отдельно по каждому объекту. Особенность заключается в том, что расходы, связанные с таким строительством, будут формировать первоначальную стоимость создаваемых объектов основных средств, что следует из пункта 4 статьи 325 Налогового кодекса РФ. При этом данная стоимость будет списываться в налоговом учете через амортизацию. Но такие правила действуют лишь в том случае, если данное сооружение будет являться постоянным. Если же постройка временная, то расходы на ее создание можно будет равномерно включать в состав прочих с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором закончены работы по созданию объекта.
В статье 325 Налогового кодекса РФ представлен незакрытый перечень расходов на получение лицензий. К ним относят:
– расходы, связанные с проведением аудита запасов месторождения;
– расходы, связанные с предварительной оценкой месторождения;
– расходы на приобретение геологической и иной информации;
– расходы на оплату участия в конкурсе;
– расходы на разработку технико-экономического обоснования проекта освоения месторождения.
Полученная лицензия является нематериальным активом, а значит, расходы на ее получение списываются через амортизацию. Правда, если компании по каким-либо причинам не удалось получить лицензию, эти расходы все равно можно учесть с 1-го числа месяца, следующего за месяцем проведения конкурса. В аналогичном порядке учитываются расходы, осуществленные в целях приобретения лицензий на право пользования недрами, в случае если указанные лицензии выдаются предприятию без проведения конкурсов.
Те, кому не удалось получить лицензию на право пользования недрами, учитывают связанные с ее получением расходы в течение двух лет (ст. 325 Налогового кодекса РФ).
В налоговом учете действует несколько принципов признания расходов на освоение природных ресурсов.
Принцип 1. Отдельный учет по каждому участку. Если работы по освоению ресурсов ведутся на нескольких участках, то в соответствии с пунктом 2 статьи 261 и пунктом 2 статьи 325 Налогового кодекса РФ учет расходов нужно вести отдельно по каждому участку. При этом в учетной политике необходимо прописать порядок распределения расходов по разным участкам.
Принцип 2. Поэтапное списание расходов. В соответствии с пунктом 2 статьи 261 Налогового кодекса РФ расходы на освоение природных ресурсов признаются для целей налогообложения с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором завершены этапы работ. Трудности могут возникнуть в том случае, когда на разных территориях участка работы заканчиваются в разное время.
В этом случае общие расходы необходимо распределить по частям участка (п. 2 ст. 325 Налогового кодекса РФ):
Др = Ср : Ос,
где Др – доля общих расходов, подлежащих учету при завершении этапа; Ср – сумма расходов, относящихся к отдельным частям участка; Ос – общая сумма расходов, осуществленных по освоению участка.
>|Налоговым кодексом РФ не определено, в какой именно момент нужно произвести расчет доли. Скорее всего это следует делать каждый раз на момент завершения очередного этапа работ по участку.|<
Принцип 3. Разный учет по отдельным видам расходов.
Отдельные виды расходов на освоение природных ресурсов учитываются по-разному.
Равномерно в течение года учитываются расходы на поиск и оценку месторождений, строительство и ликвидацию скважин, разведку полезных ископаемых или гидрогеологические изыскания, на приобретение геологической и иной информации.
Равномерно в течение двух лет следует учитывать такие расходы.
1. На подготовку территории к ведению работ.
2. На возмещение комплексного ущерба, наносимого природным ресурсам, на переселение и выплату компенсаций за снос жилья в процессе разработки месторождений.
Рассмотрим, какие споры чаще всего возникают по вопросу списания расходов.
Проанализируем постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 28 июля 2011 г. № А27-16988/2010. Предприятие осуществило работы по рекультивации нарушенных земель на участках месторождений, введенных в эксплуатацию, на которых завершен этап геологического исследования. Все затраты были учтены компанией единовременно. Но инспекторы посчитали, что такие расходы (2007–2008 годы) организация учла неверно. И настаивала на применении статей 261 и 325 Налогового кодекса РФ: расходы принимаются равномерно в течение пяти лет (сейчас срок списания составляет два года).
Однако в соответствии со статьей 261 Налогового кодекса РФ данные расходы должны списываться равномерно, только если рекультивация связана с освоением природных ресурсов. А, согласно подпункту 1 пункта 7 статьи 254 Налогового кодекса РФ, затраты на рекультивацию можно списывать единовременно, если они производятся в рамках другой деятельности.
А в постановлении ФАС Северо-Западного округа от 25 июля 2011 г. № А44-4519/2010 содержится вывод судей о том, что предоставление в пользование участков недр, расположенных на охраняемой природной территории, неправомерно.
То есть при отсутствии данных, позволяющих точно определить статус участков недр, но при наличии сведений об их нахождении на той же территории, где расположен памятник природы, у лицензирующего органа нет оснований для выставления таких участков на аукцион.
Важно запомнить
Расходы на освоение природных ресурсов учитываются в целях налогообложения прибыли как прочие. Признаются они равномерно.
Статья напечатана в журнале “Учет в производстве” №2, февраль 2012 г.
Статья 27. Условия лицензии на разведку и добычу полезных ископаемых
1. Лицензия на разведку и добычу полезных ископаемых или лицензия на добычу полезных ископаемых дает право на разведку, доразведку и разработку месторождений, первичную переработку добытых полезных ископаемых, а также на переработку отходов горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих производств, если иное не предусматривается в лицензии.
2. В лицензии на разведку и добычу полезных ископаемых должны быть установлены сроки проведения государственной экспертизы запасов полезных ископаемых, подготовки технического проекта, начало строительства предприятия, начало добычи, выхода на проектную мощность.
3. Осуществление добычи полезных ископаемых без согласованного и утвержденного в установленном порядке технического проекта запрещается. Подготовка технического проекта осуществляется с учетом решений государственной экспертизы запасов полезных ископаемых. Проект вступает в силу при условии наличия положительного заключения государственной экологической экспертизы.
4. Владелец лицензии на добычу полезных ископаемых имеет право проводить в пределах предоставленного ему участка недр работы по геологическому изучению недр без дополнительной лицензии.
Лицензия на детальное изучение (разведку) месторождений полезных ископаемых отдельно, как правило, не предоставляется.
5. Предоставление лицензий на часть месторождения полезного ископаемого, как правило, не допускается.
В исключительных случаях лицензия может выдаваться на разработку отдельной части месторождения при условии, если это не ухудшит технико-экономических показателей разработки месторождения в целом и не создаст препятствий для разработки других частей месторождения.
6. Допускается одновременное предоставление нескольких лицензий на добычу полезных ископаемых по группе близрасположенных месторождений одному заявителю, если экономически рентабельной является только общая разработка указанных месторождений одним пользователем недр либо когда использование нескольких месторождений обусловлено технологией получения продукции или требованиями охраны окружающей природной среды.
7. Лицензия на добычу полезных ископаемых выдается на участки недр, геологическая информация по которым прошла государственную экспертизу запасов полезных ископаемых. В случаях, когда для осуществления государственной экспертизы запасов требуется проведение дополнительных разведочных работ, предоставляется лицензия на разведку и добычу с указанием срока проведения государственной экспертизы.
8. Допускается предоставление на общих основаниях совмещенной лицензии или лицензии на разведку и добычу полезного ископаемого на участке недр, где действует лицензия на геологическое изучение недр, после проведения государственной экспертизы геологической информации о запасах полезных ископаемых. В этом случае владелец лицензии на право геологического изучения недр должен быть безотлагательно извещен органами, предоставляющими лицензию, о принимаемом решении с предоставлением ему возможности подать заявку на получение лицензии на добычу полезного ископаемого на общих основаниях. В случае предоставления лицензии на право разведки и добычи полезного ископаемого другому лицу владелец лицензии на право геологического изучения недр вправе получить компенсацию, связанную с досрочным прекращением действия ранее выданной лицензии, за счет нового недропользователя.
9. Если по результатам разведки или добычи полезного ископаемого будут выявлены части месторождения, имеющие промышленное значение и продолжающиеся за пределы предоставленного горного отвода, то по решению органов, предоставляющих лицензию на пользование недрами, допускается соответствующее изменение условий лицензии с расширением границ горного отвода.
10. Переработка отходов горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих производств может осуществляться как по лицензии на разведку и добычу соответствующих полезных ископаемых, так и по лицензии, предоставляемой на данный вид недропользования.
Если владелец лицензии на пользование участком недр не осуществляет в необходимых объемах переработку отходов своего горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих производств, то по решению органов, предоставивших лицензию, переработка таких отходов может быть предоставлена другим лицам с выдачей им отдельной лицензии.
Если перерабатываемые отходы находятся в границах участка недр или земельного участка других лиц, условия лицензии должны учитывать интересы обеих сторон.
11. В лицензии на добычу полезных ископаемых устанавливаются условия отбора подземных вод при разработке месторождения, а также определяются условия проведения мониторинга геологической среды в соответствии с установленным порядком в пределах предоставленного участка недр и зоны влияния эксплуатации объекта.
12. В лицензии на разведку и добычу полезных ископаемых должны быть определены условия извлечения попутных или сопутствующих компонентов и их первичной переработки, а также возможной консервации всего выявленного месторождения или его части при большом содержании агрессивных или токсичных компонентов.
13. Лицензии для добычи общераспространенных полезных ископаемых должны содержать условия, при выполнении которых пользователь недр получает продление действия лицензии на очередной срок.
14. Добытые в процессе поисков и оценки полезные ископаемые являются собственностью владельца лицензии, если иное не оговорено в лицензии.