Количество информации полезной для оратора и для аудитории излагаемой

Количество информации полезной для оратора и для аудитории излагаемой thumbnail

Особенности взаимодействия оратора и его аудитории

Взаимодействие и взаимопонимание слушателей с говорящим – важные критерии данного типа отношений людей: без них эффективность выступления практически отсутствует, потому что нет единства оратора и его аудитории.

Для говорящего важно знать, как поддержать интерес аудитории, как заставить ее проникнуться вопросом, о котором он говорит, как повлиять на понимание и усвоение материала людьми из зала. Поэтому к лектору предъявляется ряд требований, соблюдение которых необходимо для эффективного взаимодействия с залом. Нужно понимать и психологию группы слушателей.

Ораторское искусство

Ораторское искусство – умение произнести речь так, чтобы она оказала желаемый эффект на публику. Оратор должен владеть высокой степенью мастерства при беседе с людьми, а также уметь профессионально обращаться со словом.

Оратор и его аудитория

Это требуется потому, что человек, находящийся в центре внимания аудитории, оценивается своими слушателями. Рассматривают люди в зале всё: начиная от внешнего вида человека, его стиля и до личных качеств. Успех имеет тот оратор, который учитывает это при построении выступления.

Оратор, чтобы его можно было назвать профессиональным, должен быть:

  • эрудированным;
  • высокоинтеллектуальным;
  • опрятным, притягивающим внимание.

Выступающий человек должен грамотно говорить, хорошо разбираться в теме, о которой говорит, так как его компетентность проверяется через вопросы публики.

Оратор

«Оратор» — многозначное слово. Слово может быть определено, как:

  1. человек, который выступает с публичной речью;
  2. человек, имеющий дар красноречия.

Для говорящего перед аудиторией лектора существует ряд важных критериев, без которых выступление может быть малоэффективным.

Требования к оратору

Выступление перед аудиторией

Чтобы оратор был успешен у слушателей, во-первых, он должен быть опрятно и хорошо одет. Желательно, чтобы одежда не содержала ярких деталей и не была пестрых расцветок или необычных фасонов. Нужно всегда следить за чистотой вещей.

Во-вторых, важны личностные и поведенческие качества говорящего. Лектор не должен совершать лишних движений механического характера, так как это отвлекает аудиторию. Имеет значение поза выступающего: лектор должен стоять уверенно. Неуверенность или лишние раскачивания могут отрицательно повлиять на отношение публики.

В-третьих, нужно поддерживать зрительный контакт с аудиторией: во время доклада не отвлекаться на посторонние вещи, не оглядываться, не смотреть в окно. Главное – нужно заинтересованно смотреть на аудиторию, так как лекторы, смотрящие на слушателей отсутствующим взглядом, обычно воспринимаются сложнее. Охватывать взглядом сразу весь зал не нужно, достаточно переводить взгляд с одной части зала на другую.

Желательно, чтобы говорящий не читал материал с листка, а воспроизводил его по памяти, так как тогда восприятие материала публикой заметно улучшается.

Установление контакта оратора со слушателями

Важнейший фактор любой публичной речи – установление контакта со слушателями. Если его нет, эффективность выступления практически отсутствует.

Обратная связь выступающего со слушателями представляет общность эмоционального состояния публики с лектором. Важно также взаимопонимание и интеллектуальное сопереживание – единство мысли говорящего человека с ходом мышления публики.

Публика

Мыслительный процесс должен развиваться одновременно у оратора и у аудитории: только тогда слушающие смогут полностью осознать то, что говорит выступающий человек.

Также нужно, чтобы речь вызывала похожие чувства у говорящего и слушающих. Это следствие отношения самого оратора к предмету речи. Эмоциональный ответ аудитории будет присутствовать, если говорящий:

  • искренне заинтересован предметом повествования;
  • преподносит материал доступно;
  • убежден в достоверности, важности излагаемой информации;
  • уважает слушателей, признает в них партнеров.

Можно легко установить степень контакта – насколько оратор и его аудитория взаимодействуют. Обычно во время выступления в зале тихо. Однако эта тишина является вежливой или рабочей.

В одной аудитории люди реагирует на слова оратора, выражают свое отношение к словам говорящего, боятся пропустить каждое слово. Об этом говорят их эмоциональные ответы на шутки, обращения, а также поза (обычно она бывает сосредоточенной).

В другом зале люди могут не слушать оратора, даже если внешне там также тихо. В такой общности слушатели не хотят мешать оратору, думая о своих заботах и делах.

Поэтому тишина не является критерием оценки степени контакта выступающего с залом.

Как добиться взаимопонимания со слушателями

К основным факторам взаимопонимания относят:

  • реакция слушателей на речь оратора (смех, возгласы, аплодисменты);
  • уверенность оратора в собственной речи (умеющий построить контакт со слушателями человек говорят четко, уверенно);
  • актуальность преподносимой информации (ее новизна, понятность, важность, интерес);
  • личность говорящего (имеет значение репутация оратора, степень его эрудированности и привлекательности, важно также, принципиальный ли он).

Часто говорящему удается установить контакт только с долей зала. Данное внимание людей становится постоянным или переменным, устойчивым или неустойчивым. Всё зависит от специфики обсуждаемого вопроса, степени его актуальности и уровня подготовки публики.

Количество информации полезной для оратора и для аудитории излагаемой

Для установки взаимопонимания с залом (когда оратор и аудитория едины) говорящий должен учитывать социальный статус и уровень развития аудитории.

Аудитория

Слушатели занимают ключевое положение в построении ораторского искусства и речи.

При этом выступающий человек должен учитывать, что в самом начале его выступления слушатели не становятся аудиторией. Чтобы это произошло, он должен создать особую атмосферу, которая будет поддерживать людей в одном эмоциональном состоянии. Чем сплоченнее оратор и его аудитория, тем легче будет удержать ее внимание.

Важно, чтобы оратора слушало большинство людей по отношению к общему числу присутствующих.

Признаки аудитории

Сложившаяся аудиторная общность имеет ряд особых признаков, к которым относят:

  • однородность;
  • количественный состав присутствующих;
  • чувство общности;
  • мотив действия.

Однородность включает социальные факторы слушателей – их пол, возраст, статус, образование и профессиональные умения. Часто имеет значение и количество людей в зале.

Если оратор воспроизводит материал в маленькой общности, часто может наблюдаться отсутствие единства мнений. На фоне этого возникают дискуссии, которые обычно отсутствуют при разговоре с многочисленной публикой. При этом в маленькой аудитории для поддержания дискуссии и диалога оратор должен хорошо ориентироваться в области предмета, о котором он говорит.

Количество информации полезной для оратора и для аудитории излагаемой

Чувство общности – важный признак аудитории. Появляется тогда, когда в зале возникает определенный эмоциональный настрой (например, зал может начать аплодировать оратору или, наоборот, качать головой в знак неодобрения). В такой аудитории у каждого есть собственное мнение, личное восприятие, имеющее отношение к общественному мнению – человек учитывает общий фон зала в эмоциональном плане.

Мотив действия слушателей

Данная характеристика имеет значение при оценке публики как особой общности. Приходя на определенное выступление, люди преследуют какую-либо важную для них цель.

Различают три таких предпосылки:

  • момент интеллектуально-познавательного плана (человек приходит, потому что ему понятен предмет повествования);
  • момент морального плана (человек обязан присутствовать на данной речи в приказном порядке);
  • момент эмоционально-эстетического плана (человеку неважно, о чем идет речь, ему приятно слушать выступающего оратора).

Из этих черт складываются мотив и настроение каждого отдельного слушателя. Оратор должен это учитывать.

Как воздействовать на аудиторию

Существует несколько приемов, которые могут помочь управлять публикой более эффективно. К ним можно отнести:

  • уважение к ценностям слушателей (выступающий должен учитывать мнение публики при выступлении, проявлять интерес к их вопросам, тогда основные моменты выступления будут восприняты лучше);
  • единство, когда оратор и аудитория похожи (можно добиться соответствия даже в плане стиля: это способствует лучшему восприятию текста);
  • ощущение настроения людей в зале оратором (чтобы прочувствовать слушателей, выступающий должен задавать им вопросы, отвечать на корректные возгласы из зала);
  • итоги, решения и выводы кратко преподносятся слушателям в момент, когда они заинтересовались обсуждаемым вопросом: тогда эффективность выступления будет намного выше;
  • перерывы (человек не может держать внимание дольше 30 минут. Чтобы слушатели не уставали, через равные промежутки времени оратор должен делать короткие перерывы, в ходе которых происходит диалог с залом, обмен мнениями или приведение личного опыта в вопросе).

Важно визуализировать текст посредством презентаций с аудио. Это поможет слушателям лучше воспринимать материал.

Выступление перед публикой всегда требует тщательной подготовки не только в плане ознакомления с материалом. Выступающему также нужно хорошо знать психологию публики, ее предпочтения, социальный статус присутствующих, чтобы построить свое поведение правильно. Только тогда речь может быть воспринята слушателями максимально полно.

Источник

Аудитории можно разделить на типы по многим основаниям: по возрасту, профессиональному признаку и уровню понимания, по отношению к воспринимаемой информации и степени однородности. Приведенные далее рекомендации по выступлению в различных типах аудитории носят комплексный характер, включая известные на настоящий момент и проверенные ораторской практикой правила эффективного риторического воздействия на конкретную аудиторию.

Аудитории можно разделить на типы по многим основаниям. Наиболее существенные для практики следующие:

  • по возрасту — молодежная, среднего и старшего возраста;
  • по отношению к оратору — благожелательная, равнодушная и неблагожелательная;
  • по уровню подготовленности — хорошо подготовленная, подготовленная и малоподготовленная;
  • по уровню образованности — высокообразованная, малообразованная;
  • по профессиональному признаку — представители точных наук, гуманитарии, учащиеся, работающие и т.д.;
  • по размеру — большая, небольшая;
  • по степени однородности — однородная, разнородная;
  • по типу психики — ригидная и гибкая;
  • по уровню понимания — слушатели, воспринимающие без понимания, понимающие тему и предмет сообщения, понимающие содержание и овладевающие им;
  • по отношению к воспринимаемой информации — сверхактивные, сопереживающие, потенциальные и негативные.

Предлагаем ниже рекомендации по выступлению в различных типах аудитории. Они носят комплексный характер, включая известные на настоящий момент и проверенные ораторской практикой правила эффективного риторического воздействия на конкретную аудиторию.

1. Однородная/разнородная аудитория

Однородная аудитория справедливо считается удобной и легкой для любого выступления. Разнородная включает разных по уровню и возрасту, профессиональной подготовке людей: родителей и детей, старшее поколение и молодежь, образованных и малообразованных. Именно поэтому трудно найти подход к такой аудитории: как отмечал академик М. Старикович, очень трудно выступать перед широкой аудиторией в Политехническом музее в Москве, приходится читать лекцию по принципу булки с изюмом: «кто пришел плотно поесть, тот жует хлеб… а другой выковыривает изюминки — интересные детали». Как выступать в разнородной аудитории?Ориентироваться надо на слабых слушателей, т. е. выступать как перед детьми. Сложные проблемы рекомендуется затрагивать так, чтобы спровоцировать вопрос от слушателей-специалистов — в таком случае конкретный вопрос можно будет осветить для них подробнее. В разнородной аудитории рекомендуется выносить на обсуждение только один вопрос.

2. Большая/небольшая аудитория

Большой обычно считается аудитория более 30 человек. В большой аудитории выступать легче всего (как это ни парадоксально на первый взгляд). Почему?

  • Большая аудитория охотнее верит оратору, чем маленькая. Большая аудитория как бы думает: раз мы вместе, мы не ошибемся. В большой аудитории сильно действует механизм заражения.
  • В большой аудитории всегда царит несколько приподнятое настроение: сам факт сбора большого количества людей создает обстановку приподнятости. Это, в свою очередь, облегчает воздействие на такую аудиторию — она обычно не настроена критически.
  • Реакция большой аудитории всегда интенсивнее и эмоциональнее. Кроме того, действует закон снижения интеллектуального уровня: чем больше аудитория, тем ниже в итоге оказывается ее средний интеллектуальный уровень.

Какие требования предъявляются к выступлению перед большой аудиторией?

  • Говорить следует с возвышения, вас должно быть хорошо видно.
  • Необходима краткость. Большая аудитория — самая нетерпеливая, она быстро устает. Речь должна быть яркой, фразы — броскими.
  • Ориентироваться следует на низкий уровень слушателей, говорить просто, если не сказать примитивно.
  • Предпочтительнее индуктивная подача материала.
  • Эмоциональность оратора должна быть выше средней.
  • Необходимо предлагать четко и просто сформулированные решения.
  • Излагать и развивать одну точку зрения, аргументировать одну мысль.
  • Говорить короткими фразами, афористично.
  • Не нужно много и тщательно аргументировать. Не следует призывать аудиторию «давайте подумаем», — надо сразу говорить, о чем думать.

Выступая перед небольшой аудиторией, следует иметь в виду, что она всегда настроена более критично, чем любая большая аудитория, поэтому выступать в такой аудитории сложнее. Выступая в небольшой аудитории, необходимо учитывать следующее.

  • Выступать с трибуны только в случае крайней необходимости, лучше сойти вниз к слушателям. Предпочтительнее отказаться от микрофона.
  • Если слушатели рассеяны в зале, подойти к ним поближе. Не следует просить их пересесть в первые ряды.
  • Выступление должно напоминать беседу, следует избрать стиль общения, близкий к разговорному. Аргументировать свои идеи надо тщательно и подробно. Эмоциональность выступления должна быть весьма умеренной.
  • Возможна как индуктивная, так и дедуктивная подача материала.
  • Следует приглашать аудиторию к размышлению, задавать ей вопросы. Необходимо выносить на обсуждение конструктивные предложения.

3. Подготовленная/неподготовленная аудитория

Обычно выделяют три уровня подготовленности аудитории и соответственно три вида аудитории по степени подготовленности: хорошо подготовленная, подготовленная и неподготовленная (малоподготовленная) аудитория.

При выступлении перед хорошо подготовленной аудиторией необходимо акцентировать внимание на том новом, что она узнает из выступления, так как главный мотив подготовленной аудитории — «что нового?» Темп речи должен быть достаточно высоким, так как подготовленная аудитория лучше понимает и доверяет быстрой речи.

  • Убеждать следует в основном логически, рационально, обращаясь к разуму слушателей.
  • Эффективно обращение к абстрактным рассуждениям и положениям.
  • Иррациональные и парадоксальные аргументы и доводы малоэффективны.
  • Эмоциональные моменты использовать строго дозированно, в основном для разрядки, а не для убеждения. Эффективна восходящая аргументация — от менее сильного аргумента к более сильным.
  • Диалогичность должна быть максимальной.
  • Наиболее эффективна двусторонняя аргументация, а также контраргументация.
  • Внимание удерживается ораторскими приемами (вопросы, повторы, обращения, риторические фигуры).

При выступлении перед подготовленной аудиторией нужна большая эмоциональность, чем при выступлении перед хорошо подготовленной аудиторией. Абстрактные рассуждения неэффективны, нужны конкретные доводы.

  • Необходимо делать для аудитории практические выводы. Рассуждения надо обязательно сопровождать примерами и иллюстрациями, подтверждающими выводы. Применение риторических приемов оказывается очень эффективным.

При выступлении перед малоподготовленной аудиторией рекомендуется говорить медленно: малоподготовленные люди лучше понимают медленную речь.

  • Эффективна вопросно-ответная форма выступления. Эмоциональность выступления должна быть максимальной. Необходимо приводить максимум примеров, случаев из жизни.
  • Эффективна односторонняя аргументация. Надо апеллировать к практическому результату (вы будете иметь…; вы сможете…; у вас не будет… и т.д.).
  • Эффективна нисходящая аргументация — от сильного аргумента к более слабым.
  • Эффективно широкое использование юмора. Убедительны иррациональные аргументы (парадоксы), эмоциональное давление.
  • Особенно эффективно риторическое средство — повтор. Убедительны ссылки на многочисленные авторитеты (академиков, профессоров, иностранных ученых), а также ссылки на известные исторические факты.
  • Эмоциональные аргументы намного эффективнее логических.
  • Главную мысль обязательно формулировать словами и повторять многократно.

4. Позитивно/негативно настроенная аудитория

По настроенности к оратору или защищаемой им позиции выделяют позитивную(благожелательную), равнодушную (индифферентную) и негативную(неблагожелательную) аудиторию.

Благожелательно настроенная аудитория хорошо реагирует на одностороннюю аргументацию: данный прием аргументации оказывается в такой аудитории самым эффективным. Тезис надо сформулировать прямо во вступлении. Наибольший эффект дает восходящая аргументация — от более слабых к более сильным аргументам. Выводы в позитивно настроенной аудитории не следует формулировать эксплицитно, не надо их подсказывать аудитории: ей приятнее сделать выводы самостоятельно.

С равнодушной аудиторией ораторам приходится сталкиваться весьма часто. Внимание такой аудитории необходимо завоевать. Для нее особенно эффективным оказывается увлекательное начало, рекомендуется максимально использовать приемы захвата и поддержания внимания: говорить с повышенной эмоциональностью, чаше обращаться к аудитории и отдельным слушателям, показывать слушателям возможные выгоды от прослушивания вашего выступления (я научу вас, как избавиться от колорадского жука; я покажу вам, как можно значительно сократить время на домашние дела; я расскажу вам о новом простом способе похудеть и т.д.), говорить коротко, рассказывать случаи из жизни.

Выступление в негативно настроенной аудитории, конечно, самое трудное. Статистика показывает, что 10% любой аудитории негативно относится к лектору, оратору или к самой теме, предмету, вынесенному на обсуждение, и т.д.Причины — самые разные: от личной неприязни к оратору до озабоченности собственными проблемами, головной боли и т.д. Поэтому не надо ставить задачу заинтересовать всех — это нереально. Негативная аудитория формируется также за счет того, что любой человек не хочет легко и автоматически поддаваться влиянию другого человека (в нашем случае оратора), принимать его тезисы в готовом виде и пытается оказывать оратору внутреннее сопротивление. Это своего рода самосохранение, попытка уберечься от чужого влияния, сохранить свой информационно-оценочный статус-кво. Это и приводит к скептицизму, который может быть усилен неопытностью или ошибками лектора, оратора.

Как же выступать в негативно настроенной аудитории? Надо прежде всегопопытаться найти хотя бы нескольких союзников среди сидящих в зале и опереться на них. Вот некоторые правила выступления в негативно настроенной аудитории:

  • не старайтесь переубедить всех;
  • постарайтесь убедить или посеять сомнения в головах нескольких конкретных слушателей, которых вы выберете в зале;
  • начинайте выступление с бесспорного — с того, в чем вы сразу достигнете согласия;
  • декларируйте информационную цель вашего выступления (я не хочу вас в чем-то переубеждать, я ставлю цель просто информировать вас);
  • если в процессе вашего выступления вы чувствуете, что оппозиция стала обостряться, немедленно превращайте убеждающую речь в информационную.

5. Аудитория с разным отношением к воспринимаемой информации

Следует также учитывать, что та информация, которую предлагает оратор аудитории, может изначально вызывать разное отношение к ней слушателей. Выделяют несколько категорий слушателей.

  • Сопереживающие слушатели. Это слушатели, которые специально пришли, чтобы послушать выступление или оратора. У них есть интерес к теме либо к оратору как к личности. Сюда же относятся слушатели, которые заплатили деньги за то, чтобы послушать выступление. Замечено, что активность слушателей, заплативших за вход, несравненно выше тех, кто пришел бесплатно, причем сумма, уплаченная слушателями, значения не имеет.
  • Потенциальные слушатели. У них нейтральное отношение к информации, может быть интерес к отдельным фактам. Часто они пришли по моральным мотивам. Их внимание можно и нужно завоевать. Эти слушатели могут быть отнесены к равнодушной аудитории.
  • Сверхактивные слушатели. Таких обычно немного. Это, как правило, те, кого критикуют или хвалят, либо те, для кого выступление оратора имеет инструктивное значение. Эта категория слушателей не требует специальных ораторских приемов, какого-либо особого подхода.
  • Негативные слушатели. Они отрицательно относятся к теме, материалу или лектору либо ко всему этому, вместе взятому. Они могут быть принципиально не согласны с доводами или получать через критику внутреннее удовлетворение от участия в общественной жизни; могут они и просто в негативном отношении разряжать напряжение от личных неудач или плохого физического самочувствия.

Можно ли определить эти категории слушателей среди сидящих перед оратором? Негативные слушатели обычно перед началом выступления стремятся сесть в последние ряды, как можно дальше от оратора. Как к ним относиться? Если они не мешают — не замечать. Не надо стараться их заинтересовывать, эффект будет крайне мал, а сил на это пойдет много. Сопереживающие и сверхактивные видны по активной позе слушания, потенциальные — по пассивной. Некоторые исследователи показали, что в среднестатистической аудитории ее активная часть, чье внимание оратору обеспечено, обычно составляет около 30%, негативные слушатели — 10%, а около 60% аудитории — это потенциальные слушатели.

Если оратору удастся увеличить активную часть аудитории до 50-60 %, то этого вполне достаточно, чтобы выступление можно было считать удачным. Никогда не удастся заинтересовать всех, не надо к этому и стремиться.

6. Оценка эффективности публичного выступления

Можно предложить самому оратору оценить после выступления некоторые параметры своего ораторского опыта. Для этого оратор должен ответить на следующие вопросы.

  • Удалось ли завоевать внимание аудитории?
  • Удалось ли удержать внимание на протяжении всего выступления?
  • Уложился ли оратор в регламент?
  • Все ли сказал, что хотел?
  • Подчеркнул ли в заключение главное?
  • Не сбивался ли, не отклонялся ли от темы?
  • Уверенно ли чувствовал себя за трибуной, не дал ли повода усомниться в своей компетентности?
  • Хотелось ли бы еще раз выступить перед этой аудиторией?

На каждый вопрос надо ответить по десятибалльной шкале: да — 10, нет — 1, остальные оценки в промежутке между 10 и 1. Если вы набрали менее 50 баллов, то ваше выступление должно быть признано неудачным. Посмотрите, за счет чего вы получили низкий балл, и поработайте над этим.

Можно оценить выступление и « снаружи».Экспертная оценка публичного выступления может быть проведена по следующей схеме.

  • Удачно ли начало выступления?
  • Есть ли драматизм в изложении?
  • Удачны ли примеры, иллюстрации?
  • Адекватна ли громкость?
  • Адекватен ли темп?
  • Адекватен ли язык и стиль выступления?
  • Удачно ли завершено выступление?
  • Уложился ли оратор в регламент?
  • Хорошо ли держался оратор?
  • Интересно ли изложена тема?
  • Оригинален ли стиль изложения?
  • Ясна ли основная мысль выступления?
  • Убедительно ли выступление?

Экспертная оценка публичного выступления осуществляется по десятибалльной шкале: да — 10 баллов, нет — 1 балл, остальные оценки в промежутке между 10 и 1. Данная анкета может быть использована для всех типов публичных выступлений, но при оценке развлекательных выступлений вопросы 12 и 13 не учитываются. Удачным считается выступление, набравшее не менее двух третей возможных баллов, т.е. не менее 86 при 13 вопросах. Удобно сочетать самооценку выступления с его экспертной оценкой кем-либо из посторонних.

Источник