Классный час полезное питание 1 класс
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа села Троицкое имени Героя Советского Союза М.Д. Карасева Липецкого Муниципального района Липецкой области
Подготовила: Воронежцева О.А.
Проведено: 1 класс
Цель: Систематизация и обобщение знаний о безопасном и здоровом питании.
Задачи:
1. Закрепить у детей знания о законах здорового питания; убедить их в необходимости и важности соблюдения режима питания; учить детей выбирать самые полезные продукты для здорового, рационального питания.
2. Развивать у ребят познавательный интерес, умение сравнивать, обобщать, делать выводы.
3. Воспитывать негативное отношение к вредным для организма продуктам питания.
Оборудование:
Мультимедийный проектор, ПК, мультфильм «Нездоровый рекорд» (м/ф. «Смешарики»), схема «Здоровье», таблички с названием вредных и полезных продуктов, раздаточный материал (продукты питания), памятка «Золотые правила питания», ребусы, головоломки.
Ход занятия.
– Добрый день, дорогие ребята, уважаемые гости. Я рада видеть вас на нашем празднике здоровья. Каждому из нас дана только одна удивительная возможность прожить свою жизнь на планете Земля. А как прожить свою жизнь, каждый человек решает по-своему.
– Ребята, как вы думаете, что нам необходимо, чтобы жить счастливо: бегать, прыгать, играть, заниматься любимым делом? (Нам нужно здоровье.)
– В русской народной пословице говорится «Здоровье за деньги не купишь». Как вы понимаете эти слова? (1 слайд)
Работа со схемой «Здоровье».
– Посмотрите ребята, какое хрупкое у нас здоровье, как зернышко у орешка. А что нужно сделать, чтобы сохранить и укрепить наше здоровье? (Правильно питаться; заниматься спортом; соблюдать личную гигиену; закаливание; отказ от вредных привычек; соблюдать режим дня, хорошее настроение.). (Приложение 1)
– Правильно ребята, если мы будем его беречь и укреплять, то оно будет крепким и тогда наша жизнь будет яркой и радужной как наша схема.
– Послушайте стихотворение, и скажите, о чем же важном мы сегодня будем говорить? (2 слайд).
Человеку нужно есть,
Чтобы встать и чтобы сесть,
Чтобы прыгать, кувыркаться,
Песни петь, дружить, смеяться,
Чтоб расти и развиваться,
И при этом не болеть,
Нужно правильно питаться,
С самых юных лет уметь.
– Тема нашего занятия «Правильное питание – залог здоровья!»
(3 слайд)
– Сегодня я хочу поговорить с вами о здоровом питании и предлагаю вам отправиться в гости к смешарикам, которые много знают о еде, о правильном питании, но и они иногда допускают ошибки, давайте сегодня постараемся им помочь и показать свои знания. (4 слайд)
– Итак, отправляемся в гости, посмотрим, кто, чем занимается.
В гостях у Совуньи. (5 слайд)
– Посмотрите сколько вкусной и полезной пищи у Совуньи в кладовой, она решила навести порядок, составить продукты по мере необходимости для нашего организма. Давайте поможем ей и поставим продукты, которые больше всего нужны организму на нижнюю полку, а те, которые человек должен употреблять в меньших количествах – на верхнюю. (6 слайд)
– Пирамиду питания, составили диетологи, сюда они занесли все необходимые продукты, которые нужны организму для правильного роста и развития. Попробуем ей помочь?
– Чтобы узнать, какие продукты находятся на 1 ступени, нам необходимо отгадать загадки.
“Отгадать легко и быстро:
Мягкий, пышный и душистый,
Он и черный, он и белый,
А бывает подгорелый”. (Хлеб)
Бантики, рожки, ракушки.
Мы порой как будто ушки,
Любят взрослые и дети
И колечки, и спагетти.
А добавь в нас тертый сыр –
Будет настоящий пир. (Макароны)
Она здоровье укрепляет
Гемоглобин наш повышает
Любит варку, любит печку
А зовется она…( гречкой.)
– В основании пирамиды 1 ступень. Здесь расположились хлеб, зерновые и макаронные изделия.
– Хлеб, макаронные изделия, крупы содержат до 70% углеводов, ценность которых заключается в том, что расщепляясь, они дают организму энергию, необходимую для правильного развития организма. Углеводы способствуют поддержанию нормального веса и телосложения.
– Чтобы узнать какие продукты у нас находятся на 2 ярусе нужно прочитать слова по стрелочкам: овощи, фрукты, ягоды. (Приложение 2)
2. Вторая ступень пирамиды – это фрукты и овощи, ягода.
Овощи, фрукты и ягоды – основные поставщики клетчатки, играющей важную роль в работе нашего желудка, также в них содержится большое количество витаминов. Употребление овощей и фруктов повышает иммунные свойства организма и позволяет противостоять болезням. Многие овощи и фрукты имеют лечебное действие и с успехом применяются в лечебных диетах. Овощи и фрукты полезней употреблять в свежем виде.
– Какие продукты находятся на следующей ступени пирамиды – вы узнаете, составив слово по первым буквам нарисованных предметов. (молоко, мясо, рыба, птица.) (Приложение 3 )
Мясо, рыба – это животный белок. Животные белки — это основа нормальной работы организма. Растительные и животные белки особенно необходимы детям — их организм растет, создаются новые клетки, а значит, им необходим строительный материал. Животные белки необходимы организму не только для строительства клеток, но и для выработки ряда гормонов и многих других важных процессов.
Молоко является сбалансированным продуктом, обеспечивая организм ребенка практически всем необходимым. В молоке и молочных продуктах содержится большое количество кальция, который является полезным для укрепления костей
– Что находится на вершине пирамиды здорового питания вы узнаете, разгадав ребусы:
Конфета
Соль
Сахар
Масло
(Приложение 4)
Как мало им отводится места! Так же мало, их должно быть и в нашем рационе. Действительно, излишнее потребление соли приводит порой к целому ряду болезней. Нарушение обмена веществ, болезни почек.
Любители сахара получают нарушение обмена веществ, диабет, ожирение, мигрень и кариес – жир и масла дают огромную энергию необходимую организму, но жирные продукты нужно употреблять в малых количествах иначе это может привести к ожирению. Итак, ребята, посмотрите на пирамиду какое разнообразие продуктов. Какой вывод можем сделать?
Вывод: Питание должно быть разнообразным (работа со схемой «Правильное питание»)
Вы потрудились на славу и Совунья, предлагает посмотреть одну очень интересную историю, которая приключилась со смешариками.
(«Нездоровый рекорд») (7 слайд).
- Ребята, скажите, какого правила не придерживались герои? (они ели много сладкого)
- И что же с ними произошло? (они заболели)
- А что нужно делать, чтоб не заболеть такими страшными болезнями?
(нужно меньше есть, не переедать).
Вывод: Питание должно быть умеренным.
В гостях у Копатыча. (8слайд).
Почему ягоды, фрукты, овощи называют полезными продуктами? (основные источники витаминов).
Витамины – это вещества, необходимые организму человека. Слово «витамин» придумал американский ученый – биохимик Казимир Функ. Он открыл, что вещество («амин»), содержащееся в оболочке рисового зерна, жизненно необходимо людям. Соединив латинское слово «вита» («жизнь») с «амин», получилось слово «витамин».
Они содержатся в продуктах питания. Без витаминов человек болеет. Вы часто наблюдали за собой, что весной у вас появляется сонливость, плохое настроение, трескаются губы, кожа становится сухой – все это последствия нехватки витаминов
(работа в группах «где живут витамины?»).
Витамин А (10 слайд)
Если вы хотите хорошо расти, хорошо видеть и иметь крепкие зубы,
вам нужен я – витамин А
Я веселый витамин,
Не могу я быть один,
У меня полно друзей,
С нами дети здоровей.
Расскажу вам, не тая,
Как полезен я, друзья.
Я в морковке, в чесноке,
В рыбе я и в молоке,
Съешь меня –
И подрастешь,
Я для зрения хорош!
Витамин В (11 слайд)
Если вы хотите быть сильными, иметь хороший аппетит и не хотите огорчаться и плакать по пустякам, вам нужен я – витамин В.
Рыба, хлеб, яйцо и сыр,
Мясо, птица и кефир,
Дрожжи, курага, орехи –
Вот для Вас секрет успеха!
И в горохе тоже я.
Много пользы от меня!
Очень важно спозаранку,
Съесть за завтраком овсянку.
Чёрный хлеб полезен нам –
И не только по утрам!
Витамин С (12 слайд)
Если хотите реже простужаться, быть бодрыми, быстрее выздоравливать, вам нужен я- Витамин С!
Земляничку ты сорвёшь –
В ягодке меня найдёшь.
Я в смородине, в капусте,
В яблоке живу и в луке,
Я в фасоли и в картошке,
В помидоре и в горошке!
От простуды и ангины,
Помогают апельсины.
Ну а лучше съесть лимон,
Хоть и очень кислый он.
Витамин D (13 слайд)
Я – полезный витамин.
Вам, друзья, необходим!
Кто морскую рыбу ест,
Тот силён, как Геркулес!
Если рыбий жир полюбишь,
Силачом тогда ты будешь!
Есть в икре я и в яйце,
В масле, в сыре, в молоке.
Физминутка. Игра «Вершки и корешки». (14 слайд)
Если мы едим подземные части продуктов, то надо присесть, если наземные – встать во весь рост и вытянуть руки вверх.
(Картофель, перец, фасоль, морковь, помидор, свекла, огурец, репа, тыква, редиска, укроп, капуста)
В гостях у Нюши. (15 слайд)
Отдохнули, а теперь давайте заглянем к Нюше, и посмотрим, о чем она сейчас думает?
Игра «Полезно – вредно» работа у доски.
Выберите продукты, которые полезны для вас и разделите на две группы: Рыба, пепси, кефир, фанта, чипсы, геркулес, жирное мясо, подсолнечное масло, торты, «Сникерс», морковь, капуста, шоколадные конфеты, яблоки, груши, хлеб.
Разговор о вредных продуктах:
- Ребята, а вы любите кушать эти продукты?
- А как вы думаете, полезны ли они?
- А почему их называют вредными продуктами
Да, дети, эти продукты вредны для вашего здоровья, потому что в них добавлены искусственные вещества: подсластители, ароматизаторы, различные красители и нет никаких витаминов, микроэлементов, которые так необходимы вашему растущему организму.
Вывод: Питание должно быть полезным
Рефлексия. Игра в круге: передавая мяч стоящему рядом товарищу, дай ему совет, как правильно питаться.
Итог занятия: тест «Что ты знаешь о правильном питании?» (слайд 16-24 слайд)
Главное в жизни – это здоровье.
С детства попробуйте это понять.
Главная ценность – это здоровье!
Его не купить, но легко потерять.
Наши болезни расскажут потом,
Как мы живём и что мы жуём.
Спортом тело своё укрепляйте!
Пищу полезную употребляйте!
– Сегодня мы поговорили только об одной части ЗОЖ – правильном питании. И я хочу сказать, что быть здоровым может каждый из вас. Нужно только очень захотеть. Заботиться о своём здоровье нужно всегда. Ведь когда человек здоров, он весел и бодр, его глаза светятся, а лицо излучает улыбка.
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ –
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 25 Г. ОРЛА
КЛАССНЫЙ ЧАС
«ЗДОРОВОЕ ПИТАНИЕ»
в 1 «А» классе
Провела:
Корпунова Е.Г.
учитель начальных классов
Орёл – 2013 г.
КЛАССНЫЙ ЧАС
«ЗДОРОВОЕ ПИТАНИЕ»
Цель: формирование здорового образа жизни.
Задачи:
1. Научить детей выбирать продукты, полезные для здоровья
2. Вызвать стремление к здоровому питанию
3. Выучить золотые правила питания.
4. Расширить кругозор учащихся
Оборудование: карточки с названиями продуктов питания, стихотворение С. Михалкова «О девочке, которая плохо кушала», загадки.
ХОД ЗАНЯТИЯ
Эпиграф:
Чтоб мудро жизнь прожить,
Знать надобно немало.
Два главных правила запомни для начала;
Ты лучше голодай, чем что попало есть,
И лучше будь один, чем с кем попало.
Вводная беседа.
Учитель:
– Что на свете дороже всего?
Правильно – здоровье.
Одним из главных условий здоровья является правильное питание. т.к. неправильное питание приводит к болезням. А наша задача научиться заботиться о себе и быть всегда здоровыми. Древним людям принадлежат мудрые слова: «Мы едим для того чтобы жить, а не живем для того, чтобы есть»
– Но в жизни иногда можно увидеть и услышать и такое:
(учитель читает стихотворение Михалкова) Беседа по стихотворению Михалкова «О Девочке, которая плохо кушала».
– Что же стало с Юлей, если бы она не послушала доктора и продолжала плохо есть?
Питание должно быть полезным. А главным условием этого является умеренность и разнообразие в пище.
Переедать очень вредно, т.к. наш желудок не успевает все переваривать. И не один продукт не дает всех питательных веществ, которые необходимы для поддерживания хорошего здоровья. Одни продукты дают организму энергию, чтобы двигаться, хорошо думать, не уставать (например: гречка, изюм, масло). Другие помогают организму расти и стать сильным ( рыба, мясо, орехи) А третьи – снабжают организм витаминами и минеральными веществами, помогают расти и развиваться.
Правильное и неправильное питание
– Не все продукты, которыми питается человек, полезны для здоровья. Правильное питание – условие здоровья, неправильное – приводит к болезням.
– Какие, по вашему мнению, продукты полезны, а какие вредны? Почему? Разложите карточки с названиями продуктов по–полезности.
А что это за продукты – мы узнаем от загадок.
Загадки о фруктах и овощах.
– Сам с кулачок, – За кудрявый холодок
Красный бочек, Лису из норки поволок,
Потрогаешь – гладко, На ощупь – очень гладкая,
А откусишь – сладко. На вкус – как сахар сладкая.
(яблоко) (морковь)
-Как надела сто рубах – Прежде чем его мы съели,
Заскрипела на зубах. Все наплакаться успели.
(капуста) (лук)
– Маленькая печка – Маленький, горький,
С красными угольками Луку брат.
(гранат) (чеснок)
– Он большой, как мяч футбольный, – Сижу на тереме,
– Если спелый – все довольны, Мала, как мышь,
Так приятен он на вкус! Красна, как кровь,
Что это за шар? Вкусна, как мед.
(арбуз) (вишня)
– Итак, как называются эти продукты, которые мы должны употреблять каждый день по 500-600г? Правильно: фрукты, ягоды, овощи.
Физкультминутка
Полезно – руки вверх
Вредно – топаем ногами
-Рыба, чипсы, морковь, капуста, гречневая каша, торты, жирное мясо, пепси, молоко, яблоки, сухарики, отварное мясо птицы, жевательные конфеты, сок
«Узнай по описанию»
Но не только фрукты и овощи полезны для роста нашего организма,
От него здоровье, сила, и румяность щек всегда,
Белое, а не белило, жидкое, а не вода» (молоко)
Если молоко поставить на сутки в теплое место, оно прокиснет и образуется, очень полезный продут для желудка – это….(простокваша)
Если простоквашу слегка подогреть, то получится продукт, который помогает нашему скелету – это (творог)
Если в горячую духовку поставить прокисшее молоко,
то получится …(ряженка)
Кроссворд (русские народные загадки)
1.Данилка маленький,
Маленький удаленький
Сквозь землю прошел,
Красну шапочку нашел. (Мак)
2. Лежит Егор под межой,
Накрыт зеленой фатой. (Огурец)
3.Кругла, а не шар,
С хвостом, а не мышь,
Желта, как мед,
А вкус не тот. (Репа)
4. Сидит Ермошка
На одной ножке,
На нем сто одежек,
И все без застежек. (Капуста)
5. Без рук, без ног,
Ползет на батог (длинная палка, кол) (Горох)
6. Желтая курица
Под тыном дуется. (Тыква)
7. Стоит урода
Посреди огорода
На всех зла,
А всем мила. (Редька)
8. Сверху зелено
Снизу красно,
А в землю вросло. (Морковь)
Пословицы о еде
Как вы понимаете пословицы:
Умеренность – лучший врач.
– Только при умеренном образе жизни можно дожить до старости, при излишествах близка смерть. Не в меру еда – болезнь и беда.
Хочешь, что бы тебя уважали – не говори много; хочешь быть здоровым – не ешь много. И лекарство в избытке – яд.– Если ешь слишком много, то теряешь вкус, если говоришь слишком много, то теряешь разумные слова.
Какие вы знаете правила здорового питания?
Правила правильного питания.
Ешьте в одно и то же время простую, свежеприготовленную пищу, которая легко усваивается и соответствует потребностям организма.
Тщательно пережевывайте пищу, не спешите глотать.
Чаще употребляйте разнообразные и полезные продукты.
Главное – не переедайте!
Учитель: Ребята, теперь вам известны многие секреты здорового питания. А каковы они? Какое питание можно назвать здоровым? Какую пищу нельзя употреблять? Будете ли вы питаться правильно?
Заключение.
Сегодня мы поговорили только об одной части здорового образа жизни – правильном питании. И я хочу вам сказать, что быть здоровыми может каждый из вас. Нужно только очень захотеть. Вы – наше будущее, поэтому заботиться о своем здоровье нужно начинать сейчас. Ведь когда человек здоров, он весел и бодр, его глаза светятся, а лицо излучает улыбка. У здоровых людей ясный ум и крепкая нервная система.
Желаю вам цвести, расти
Копить, крепить здоровье,
Оно для дальнего пути –
Главнейшее условие.
ПРИЛОЖЕНИЕ:
чипсы хлеб щавель сухарики яблоко помидор вишня жевательная резинкагазированные напитки
лапша быстрого приготовления кефир творог колбаса рыба картофель макароны
Сергей Михалков
Про девочку, которая плохо кушала
Юля плохо кушает,
Никого не слушает.
– Съешь яичко, Юлечка!
– Не хочу, мамулечка!
– Съешь с колбаской бутерброд! –
Прикрывает Юля рот.
– Супик?
– Нет…
– Котлетку?
– Нет… –
Стынет Юлечкин обед.
– Что с тобою, Юлечка?
– Ничего, мамулечка!
– Сделай, девочка, глоточек,
Проглоти еще кусочек!
Пожалей нас, Юлечка!
– Не могу, мамулечка!
Мама с бабушкой в слезах –
Тает Юля на глазах!
Появился детский врач –
Глеб Сергеевич Пугач.
Смотрит строго и сердито:
– Нет у Юли аппетита?
Только вижу, что она,
Безусловно, не больна!
А тебе скажу, девица:
Все едят – и зверь и птица,
От зайчат и до котят
Все на свете есть хотят.
С хрустом Конь жует овес.
Кость грызет дворовый Пес.
Воробьи зерно клюют,
Там, где только достают,
Утром завтракает Слон –
Обожает фрукты он.
Бурый Мишка лижет мед.
В норке ужинает Крот.
Обезьянка ест банан.
Ищет желуди Кабан.
Ловит мошку ловкий Стриж.
Сыр швейцарский
Любит Мышь…
Попрощался с Юлей врач –
Глеб Сергеевич Пугач.
И сказала громко Юля:
– Накорми меня, мамуля!
Литература:
Базарный В.Ф. Методология и методика раскрепощения нейрофизиологической основы психического и физического развития учащихся в структурах учебного процесса часть III. – Сергиев Посад, 1995.
Григорьева Т. Пути формирования здоровья школьников младшего возраста. – М., Знание, 1990.
Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. – СПб: Питер, 2000.
Концепция модернизации российского образования до 2010 года.- М., 2003.
Куинджи Н.Н. Валеология: Пути формирования здоровья школьников: Методическое пособие. – М.: Аспект Пресс, 2000.
Кучма В.Р., Куинджи Н.Н., Степанова М.И. «Здоровьесберегающие технологии в школе» – М., Просвщение, 2001.
Науменко Ю.В. Здоровьесберегающая деятельность школы // Педагогика. 2005. № 6.
Стихотворение С.В.Михалкова
Внеклассное мероприятие в 1-м классе по теме “Разговор о правильном питании”
Цели мероприятия:-ознакомить учащихся с понятиями: “правильное питание”, “полезные продукты”, “меню”; учить различать полезные и вкусные продукты; воспитывать культуру питания.
-создать условия для формирования правильного отношения к своему здоровью через понятие здорового питания.
Задачи:
– формировать у учащихся представление о здоровье как одной из важнейших жизненных ценностей;
– развивать чувство ответственности за здоровье своего организма;
– убедить учащихся в необходимости и важности соблюдения режима питания;
– обобщить имеющиеся знания о правильном питании как одной из составляющих здорового образа жизни;
– учить детей выбирать полезные продукты для здорового, рационального питания и составлять правильный режим питания.
Оборудование:
– компьютер, проектор, электронная презентация; – магнитная доска, наглядное пособие и жетоны для рефлексии; – раздаточный материал «Тест. Правильно ли вы питаетесь?»; – белый лист бумаги и небольшие порции продуктов для опыта (яблоко, шоколадная конфета, ломтик копчёной колбасы, хлеб); – листы бумаги с названиями витаминов: Витамин А, Витамин В, Витамин С; – листок и ручка у каждого ученика для составления режима питания и меню.
Ожидаемые результаты:
1. Учащиеся смогут сделать выбор – правильное питание.
2. Полученные знания помогут подросткам ориентироваться в ассортименте продуктов питания, сознательно выбирая наиболее полезные. 3. Учащиеся смогут оценивать и составлять свой режим питания. 4. Подростки получат дополнительные знания в области истории, литературы, что будет способствовать расширению их общего кругозора. 5. Учащиеся приобретут навыки взаимодействия со сверстниками и взрослыми, что повлияет на успешность их социальной адаптации.
Методы:
1. Словесный, репродуктивный, беседа. 2. Наглядный, проблемно-поисковый. 3. Практический.
4. Игровой. 5. Метод применения ИКТ.
Форма организации: общеклассная, индивидуальная, работа в группах.
Ход классного часа.
Оборудование: выставка книг “О вкусной и здоровой пище”, презентация к уроку (см. Приложение), иллюстрации.
Ход урока
I. Организационный момент
Учитель .- Добрый день, дорогие ребята! Я рада видеть вас на нашем классном часе, посвященном здоровому питанию, который называется «Разговор о правильном питании».
Подготовиться к уроку нам помогут вопросы кроссворда.
Ученики. Дети отгадывают загадки, вписывают отгадки в кроссворд, прикрепляют картинки-ответы.
Учитель. Отгадайте загадки.
– На припёке у пеньков
Много тонких стебельков.
Каждый тонкий стебелёк
Держит алый огонёк.
Разгибаем стебельки – Собираем огоньки.
Ученики. Земляника. 1слайд.
Учитель. Следующая загадка:
– Чёрных ягод пышный куст –
Хороши они на вкус!
Ученики. Чёрная смородина.
Учитель. Следующая загадка:
– Круглое, румяное
С дерева достану я,
На тарелку положу:
“Кушай, мамочка”, – скажу.
Ученики. Яблоко. 2 слайд.
Учитель. Следующая загадка:
– Снаружи коричневый, ворсистый.
Внутри зелёный, сладко-кислый.
Ученики. Киви.
Учитель. Следующая загадка:
– Заморский гость сидит на кустике,
С зелёным чубчиком на голове.
Одет он в серую кольчугу –
Плотно колечки прижаты друг к другу.
Ученики. Ананас.
Учитель. Следующая загадка:
– Плод, похожий на лампочку.
Ученики. Груша. 3 слайд.
Учитель. Следующая загадка:
– Красный нос в землю врос,
А зелёный хвост снаружи.
Нам зелёный хвост не нужен,
Нужен только красный нос.
Ученики. Морковь.
Учитель. Следующая загадка:
– Красная мышка с белым хвостом
В норке сидит под зелёным листом.
Ученики. Редис. 4 слайд.
Учитель. Ребята, как бы вы предложили назвать кроссворд?
Ученики. “Фрукты, овощи и ягоды”.
Учитель. Какие фрукты вы любите? А овощи? Как вы думаете, овощи, фрукты и ягоды – полезные продукты? Почему?
Ученики. Ответы детей.
Учитель. Теперь послушайте мнение доктора Неболейки (Выступает подготовленный ученик) 5 слайд.
“От правильного питания человека зависят его нормальный рост, развитие и здоровье. Организм лучше сопротивляется различным болезням, в том числе инфекционным, если правильно питаться. Пища должна дать организму всё необходимое для происходящего в нём усиленного роста и развития. Необходимо, чтобы она содержала в себе все те вещества, из которых состоит человеческий организм: белки, жиры, углеводы, витамины, минеральные вещества и воду”.
II. Актуализация опорных знаний
Учитель. Прочитайте пословицы: 6 слайд.
– Хорошего понемножку, сладкого – не досыта.
– Сладок мёд, да не по две ложки в рот.
– Гречневая каша – матушка наша, а хлебец ржаной – отец наш родной.
– Если много съешь, то и мёд горьким покажется.
– Наелся, как бык, не знаю, как быть.
– Когда я ем, я глух и нем.
Учитель. Что объединяет все эти пословицы? Какова тема нашего занятия?
Ученики. Дети формулируют тему урока: “Правильное питание”.
III. Совместное целеполагание
Учитель. Правильно. Тема нашего урока – “Разговор о правильном питании”. 8 слайд.
– а ведь важнейшим фактором сохранения здоровья является правильно организованное питание и здоровый образ жизни.
Ученик:
Здоровье – это кладезь.
Его нельзя купить,
Однажды потерявши,
Его не возвратить.
Не одолжить у друга,
Не выиграть в лото,
Ведь без здоровья счастье,
Поверьте, уж не то.
Не порадует работа,
Да и денег не скопить.
Конечно, без здоровья
Трудно людям жить.
Учитель. Изучая эту тему, что мы должны к концу урока знать и уметь? Думаю, что пословицы помогут вам в этом разобраться. Как вы думаете, ребята, пригодятся вам эти знания в жизни?
Ученики. Формулируют цели занятия.
IV. Фронтальная работа
Учитель. Восстановите поговорку, объясните её смысл.
Ученики. Дети восстанавливают поговорку, объясняют смысл: “Завтрак съешь сам, обед раздели с другом, ужин отдай врагу”. 9 слайд.
Учитель. Спасибо за ваши высказывания. В поговорках заключена мудрость народная.
«Путешествие в Древнюю Русь». – Первая страница устного журнала называется «Путешествие в Древнюю Русь». – Как вы думаете, чем питались русские богатыри, чтобы быть сильными, а девушки – красивыми, с длинными густыми косами, свежим румяным лицом и ясными глазами? – Давайте вспомним литературные произведения и произведения устного народного творчества! В сказках, пословицах, поговорках часто упоминаются названия продуктов, встречающихся на столе. Послушайте отрывки из нескольких сказок, назовите их, а потом мы назовем продукты, о которых идёт речь в этих произведениях:
- “Увидел Емеля в проруби щуку, изловчился и ухватил щуку в руку. – Вот уха будет сладка!” (“По щучьему веленью”).
- “Наварила каши, размазала по тарелке, потчует журавля… (“Лиса и журавль”)
- “Печь затопит, все заготовит, закупит, Яичко испечет да сам и облупит”. (“Сказка о попе и о работнике его Балде”).
- “–Поешь моего простого киселька с молочком! – У моего батюшки и сливочки не едятся…” (“Гуси-лебеди”).
- “Я, Колобок, Колобок, на сметане мешен да в масле жарен…” (“Колобок”).
- “И я там был, мед пил…” (Концовка многих сказок).
– Какие же продукты упоминаются в этих отрывках? – Что такое уха? Рыбный суп. – Каша – матушка наша, хлеб – кормилец, – говорили люди в старину. А почему?
– Каша – наиболее подходящее блюдо для завтрака. Она содержит наибольшее количество питательных веществ, которые легко усваиваются нашим организмом. Очень полезна гречневая каша, овсяная, пшённая, рисовая. Манная каша – калорийный продукт, её лучше есть перед контрольной, соревнованиями или тяжелой работой.
Каша – это полезная еда, которая поможет стать здоровыми и сильными.
Кто кашу есть не любит,
Тот просто себя губит.
Говорят, что щи да каша –
Это пища наша.
– Хлеб – полезный продукт, недаром его всегда ставили на Руси в центр стола и считали главным блюдом. Этот продукт содержит большинство необходимых человеку питательных веществ. Он является богатым источником клетчатки, способствующей правильному обмену веществ. Не зря говорят: «Хлеб – всему голова».
– Кисель – очень полезный питательный напиток.
– Что значит «мёд пил»? В старину употребляли такой напиток, изготовленный из сваренного меда.
– А что такое колобок? – Колобки – небольшие круглые хлебцы или толстые лепешки. Их обычно пекли из остатков муки от пирогов или хлебов. Поэтому бабка и мела “по сусекам”, чтобы намести остатки муки. – По праздникам пекли пироги с различными начинками: с рыбой, курицей, говядиной, капустой, грибами, ягодами. Вспомните русскую пословицу: “Не красна изба углами, а красна пирогами”. Как вы понимаете ее смысл?
– Какого рода была пища? Откуда она приходила? С огорода, сада, поля, леса. – Как же проходил прием пищи (трапеза)?
– Во время приема пищи в прошлые времена сидели чинно. За столом не разговаривали. Во время обеда вставать было нельзя, даже если вошел старший по возрасту или почетный гость. Ему кланялись, сидя за столом, и продолжали есть не спеша.
– Как вы думаете, почему в старину люди мало болели и долго жили? – Как нужно вести себя во время приёма пищи? Каким должен быть ваш режим питания?
Выступают подготовленные дети в роли доктора Неболейки и доктора Здоровая Пища.
А сейчас давайте послушаем советы специалиста, доктора Неболейки: “Дорогие ребята, каждое время года определяет меню за завтраком, обедом и ужином. Зимой вам необходимо употреблять как можно больше витаминов. Много витаминов содержится в кислой капусте, в тёртой моркови, во фруктовых и овощных соках. Очень хорошо зимой и весной детям пить настой шиповника. Настой шиповника с сахаром очень вкусен и полезен. Если вас после завтрака ожидает что-то интересное, вы начинаете плохо пережёвывать пищу, глотать её кусками. Надо хорошо пережёвывать пищу. Часто бывает и наоборот: вы слишком растягиваете завтрак. Это вызывает потерю нормального аппетита.
– Давайте спросим у Доктора Здоровая Пища, зачем нужно есть?
Человеку нужно есть,
Чтобы встать и чтобы сесть,
Чтобы прыгать, кувыркаться,
Песни петь, дружить, смеяться,
Чтоб расти и развиваться
И при этом не болеть.
Чтоб расти – нужен белок.
Для защиты и тепла
Жир природа создала.
Как будильник без завода
Не пойдет ни тик, ни так,
Так и мы без углеводов
Не обходимся никак.
Витамины – просто чудо!
Сколько радости несут:
Все болезни и простуды
Перед нами отвернут.
Вот поэтому всегда
Для нашего здоровья
Полноценная еда –
Важнейшее условие.
Доктор Неболека.
Хорошо здоровым быть!
Соков больше надо пить!
Гамбургер забросить в урну,
И купаться в речке бурной!
Закаляться, обливаться,
Спортом разным заниматься!
И болезней не боясь,
В теплом доме не таясь,
По земле гулять свободно,
Красоте дивясь природной!
Вот тогда начнете жить!
Здорово здоровым быть!
Но также надо помнить о том, что переедание вредно для здоровья, посмотрите, к чему это может привести.
Просмотр мультфильма «Уроки хорошего поведения с тетушкой совой» 11 серия. Обсуждение.
V. Оздоровительная минутка
Учитель. Оздоровительная минутка.
Я с горы на санках еду,
Мишка кубарем летит.
Прибежали мы к обеду
И пришёл к нам Аппетит.
Вместе с ним за стол мы сели,
С Аппетитом всё мы съели.
Приходи к нам, Аппетит!
Наша мама говорит,
Что хороший Аппетит
Никому не повредит.
Ученики. Под стихотворение “Аппетит” ученики выполняют двигательные упражнения.
Учитель. Что же такое аппетит?
Ученики. Дети находят значение слова в “Толковом словаре”.
VI. Работа в группах
Учитель. 11,12,13,14 слайды. Игры «Восстанови последовательность», «Собери полезные продукты».
Рассмотрите таблицу “Самые полезные продукты”, выберете названия тех продуктов, которые являются самыми полезными. Докажите это.
Ученики. Дети выписывают названия полезных продуктов. Объясняют выбор. Формулируют правила питания. 15 слайд.
Учитель. Конкурс блюд: “Прежде чем за стол мне сесть, я подумаю, что съесть”.
Ученики. Дети презентуют свои любимые блюда.
Учитель. Выставка книг о вкусной и здоровой пище.
Ученики. Знакомятся с книгами и рецептами полезных блюд.
Учитель. Формулирование правил питания. Опираясь на пословицы и поговорки, вспомните все известные вам правила питания. Составление коллективной памятки “Золотые правила питания”:
– Перед едой мой руки с мылом.
– Фрукты и овощи надо хорошо мыть.
– Во время еды не разговаривай и не читай.
– Ешь небольшими кусочками, тщательно пережёвывай с закрытым ртом, не спешите глотать.
– Не переедай! Ешь в меру.
– Ешьте в одно и тоже время простую, свежеприготовленную пищу.
Ученики. Учащиеся формулируют правила питания в группах. Взаимопроверка.
VII. Итог урока
- Конкурс плакатов «Вкусной и здоровой пище – ДА, химии – нет!»
- Изготовление коллажа из этикеток, оберток, упаковок продуктов правильного и неправильного питания
Учитель. Справились ли мы с задачами, поставленными в начале занятия? Знаем, что такое правильное питание? Полезные продукты? Правила питания? Какое задание на занятии было самым интересным? Какое – самым трудным?
Ученики. Дети делают отметки на шкале самооценки.
МАОУ гимназия №18
Внеклассное мероприятие на тему:
«Разговор о правильном питании»
Составила учитель начальных классов
Слиткова Галина Анатольевна
Томск
2012 год