Классный час на тему полезный и безопасный интернет
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Начальная общеобразовательная школа№9»
Сценарий классного часа для 4 класса
«Полезный и безопасный интернет»
в номинации
«Методическая разработка классного часа»
Автор: Максимова Светлана Васильевна,
учитель начальных классов
2018г
г. Сарапул
Актуальностьвыбранной темы
В наше время компьютеры так глубоко проникли во все сферы нашей жизни, что жизнь без этой умной машины сложно себе представить. Наши дети родились и растут в мире, где компьютер – такая же привычная вещь, как телевизоры, автомобили, электрическое освещение. Однако учителей и родителей очень волнует влияние компьютера на здоровье их детей. Безопасен ли он? Самый большой вред компьютера в том же, в чём и его достоинство – в его бесконечной увлекательности. Вред компьютер приносит в том случае, когда дети не соблюдают простые правила, предназначенные для того, чтобы свести к минимуму дурное влияние компьютера на своё здоровье (не испортить зрение, не искривить позвоночник, не впасть в психологическую зависимость от электронной игрушки). Вот именно поэтому, мы должны научить учащихся правильно обращаться с компьютером и интернетом, так как на нас ложится ответственность за то, пользу или вред принесёт компьютер детям. Данный классный час можно провести с детьми 3-4 классов.
Классный час «Полезный и безопасный интернет»
Цель: познакомить учащихся 4 классов с правилами пользования компьютером и Интернетом.
Задачи:
Образовательные:
1 Научить пользоваться интернет сайтами.
2. Уметь находить нужную информацию в сети Интернет.
3. Научить применять полученные знания в повседневной деятельности. Развивающие:
1. Развивать умение анализировать и систематизировать имеющуюся информацию.
2. Развивать мышление, внимание.
Воспитательные:
Развивать навыки работы в группе.
Оборудование: компьютер, видеопроектор, экран, презентация PowerPoint
Ход мероприятия:
Организационный момент
– Добрый день, уважаемые ребята.
Мы с вами сегодня собрались по очень важному поводу.
Мы будем участвовать в конкурсе, после которого вам необходимо будет создать рисунок, рассказ или сказку, в которой рассказывалось бы как правильно пользоваться интернет системой, чтобы не попасть в неприятную ситуацию.
Актуализация знаний
Есть такая сеть на свете
Ею рыбу не поймать.
В неё входят даже дети,
Чтоб общаться иль играть.
Информацию черпают,
И чего здесь только нет!
Как же сеть ту называют?
Ну, конечно ж, (интернет)
– Ребята, как вы думаете, почему я начала наше занятие именно с этой загадки?
-Кто назовет тему нашего занятия? («Полезный и безопасный интернет».)
Сообщение темы занятия.
– Интернет – увлекательный мир, его возможности безграничны. Но Сеть таит в себе много опасностей. Поэтому сегодня мы поговорим захватывающем мире интернета. А чтобы лучше разобраться в том, что происходит в интернете, узнать, что в нем есть интересного и полезного, а также опасного и неприятного, я предлагаю вам отправиться в страну Интернетию.
– При работе с интернетом надо знать семь основных правил. Перечислите мне их.
Получается: мы ещё не готовы к конкурсу, т.к. сами не до конца знаем правила работы с Интернет системой.
Поэтому наш классный час будет состоять из двух частей, в первой половине мы повторим правила безопасной работы с Интернетом, а во второй выполним практическую работу.
Работа над темой
– Но прежде чем туда отправиться, мы должны ответить на очень важный вопрос: « Что такое интернет?».
– Ребята, я предлагаю вам поработать со словарями и найти в них ответ на наш вопрос.
Интернет – всемирная система объединённых компьютерных сетей.
Интернет – (англ. Internet от лат. inter – между и англ. net – сеть, паутина), международная (всемирная) компьютерная сеть электронной связи, объединяющая региональные, национальные, локальные и др. сети.
б)Беседа
– Ребята, а как, по-вашему, для чего нужен интернет?
– Что в нем есть интересного и полезного?
(В интернете можно искать информацию, можно общаться и учиться.)
– Что еще вы можете рассказать об интернете?
Где найти подругу Олю?
Прочитать, что было в школе?
И узнать про всё на свете?
Ну, конечно, в ИНТЕРНЕТЕ.
Там музеи, книги, игры,
Музыка, живые тигры.
Можно всё, друзья, найти
В этой сказочной сети.
Надо разобраться, что же происходит в стране ИНТЕРНЕТИИ.
Вывод: Да, интернет – это сказочная страна. В нем живут добрые волшебники, люди и животные, самые невероятные существа! Здесь все возможно! Как полезно и увлекательно иногда бывает «побродить» по этой волшебной стране Интернетии.
Узнать, что в нём есть интересного и полезного, а что опасного и неприятного, если ходить в этот сетевой мир неосторожно.
А помогут нам в этом жители этого мира:
Интернешка и Митясик!
Если вы подружитесь, они станут вам верными друзьями и будут вам помогать в мире ИНТЕРНЕТА.
Это Интернешка. Он родился и всю жизнь прожил в интернете. Он всё-всё про него знает, а так же он очень добрый, хороший и весёлый. Он готов придти на помощь запутавшимся в сетях интернета.
Митясик – щенок, он стал пользоваться интернетом совсем недавно и поэтому с ним происходит немало неприятных ситуаций, но у него есть верный друг.
Как вы думаете кто?
Интернешка всегда приходит к нему на помощь и объясняет, что можно, а что лучше не делать в мире ИНТЕРНЕТА.
в) Работа в группах
– Сейчас я предлагаю вам поработать в группах и определить, какую же роль играет интернет в нашей жизни.
1 группа – подумайте и напишите 2-3 примера в подтверждение того, что интернет – друг (общение с друзьями, игры, развлечения…)
2 группа – интернет – помощник (источник информации, можно научиться рисовать, обучающие игры и занятия)
3 группа – интернет – враг (вирусы, запрещенные сайты)
Вывод: Молодцы. Вы справились с этим заданием. Вы правы, в интернете можно искать информацию, можно общаться и учиться, но также в нем можно встретить опасность. И вы это доказали своими ответами.
В ИНТЕРНЕНТЕ, в ИНТЕРНЕТЕ,
Пруд пруди всего на свете
Здесь мы можем поучиться,
Быстро текст перевести,
А в онлайн библиотеке
Книжку нужную найти!
О чём стихотворение? Перечислите ещё раз, что можно сделать при помощи интернет сети.
Ребята, есть сайты, на которые можно совершенно безопасно заходить, здесь можно найти много важной и полезной информации:
БЕЗОПАСНЫЕ ПОЛЕЗНЫЕ САЙТЫ
www.omlet.ru,
www.lukoshko.net,
https://www.classmag.ru,
https://otlichnyk.ru.
LUKOSHKO.NET – сайт сказок.
Отличник – учиться математике и русскому языку.
Классный журнал – найти много занимательной информации.
На эти сайты вы можете заходить без опасений.
Ребята, есть сайты, на которые можно совершенно безопасно заходить, здесь можно найти много важной и полезной информации:
БЕЗОПАСНЫЕ ПОЛЕЗНЫЕ САЙТЫ
www.omlet.ru,
www.lukoshko.net,
https://www.classmag.ru,
https://otlichnyk.ru.
LUKOSHKO.NET – сайт сказок.
Отличник – учиться математике и русскому языку.
Классный журнал – найти много занимательной информации.
На эти сайты вы можете заходить без опасений.
С Митясиком однажды случилась очень неприятная история. Он не знал, что подарить на день рождения маме и набрал в интернете «подарки для мамы». В поисковике увидел много интересных сайтов, предлагающих подарки, которые можно оплатить по телефону с помощью SMS. И Митясик отправил sms с маминого телефона. В итоге со счёта была снята очень приличная денежная сумма, а подарок мама так и не получила. Расстроившись, Митясик обратился за помощью к интернешке.
– Случались ли с вами неприятные истории в сети Интернет?
Иногда тебе в сети
Вдруг встречаются вруны.
Обещают всё на свете:
Подарить бесплатно детям.
Телефон, щенка, айпод
И поездку на курорт.
Их условия не сложны:
Смс отправить можно
С телефона папы, мамы –
И уже ты на Багамах.
Ты мошенникам не верь,
Информацию проверь.
Если рвутся предложить,
То обманом может быть.
О чём рассказ и стихотворение? Чему они нас учат?
Ребята, есть сайты, на которые можно совершенно безопасно заходить, здесь можно найти много важной и полезной информации:
БЕЗОПАСНЫЕ ПОЛЕЗНЫЕ САЙТЫ
www.omlet.ru,
www.lukoshko.net,
https://www.classmag.ru,
https://otlichnyk.ru.
LUKOSHKO.NET – сайт сказок.
Отличник – учиться математике и русскому языку.
Классный журнал – найти много занимательной информации.
На эти сайты вы можете заходить без опасений.
Не хочу попасть в беду-
Антивирус заведу!
Всем кто ходит в Интернет,
Пригодится наш совет.
Однажды Митяся хотел поиграть в онлайн игру и для этого открыл несколько незнакомых сайтов. Вдруг с компьютером стало происходить что- то странное, и он перестал слушаться Митясика.
Вдруг из щели между строк
Вылезает червячок.
Безобидный хоть на вид,
Он в себе беду таит.
Может файлы он стирать,
Может деньги воровать.
Предлагает нам обновки
Вирус – мастер маскировки.
Не хочу попасть в беду,
Антивирус подключу.
Митясик испугался и обратился за помощью к Интернешке. Интернешка помог ему установить две программы: Антивирус и Родительский контроль.
Чему учит нас стихотворение и рассказ?
В Интернете злые «тролли»
Появляются порой.
Эти злюки-задаваки
Могут довести до драки.
Им дразнить людей прикольно
Несмотря, что это больно.
Только, полный их «игнор»
«Тролля» охладит задор.
Сам же вежлив оставайся,
В «тролля» ты не превращайся.
Как вы думаете, кто скрывается под прозвищем «тролль»? Где с ними можно встретиться в пространстве Интернета (на каких сайтах)?
Как себя вести и надо ли с такими людьми общаться?
С грубиянами в сети
Разговор не заводи,
Но и сам не оплошай
Никого не обижай.
Нас может подстерегать ещё одна опасность.
Как всем детям интересно
Поиграть с друзьями вместе.
В интернете тоже можно,
Нужно быть лишь осторожным:
И с чужими не играть,
В гости их к себе не звать,
И самим не приходить.
Я прошу вас не забыть.
Если вдруг случилась беда и рядом нет взрослых, вы можете позвонить по телефону 8-800-25-000-15
Давайте перечислим основные правила при работе с интернетом:
1. Не верить рекламе, проверять полученную информацию.
2. Подключить антивирус.
3. Не выкладывать личную информацию в социальных сетях.
4. Не общаться с незнакомыми людьми и вести себя корректно.
5.Не встречаться с незнакомыми людьми.
6. Подключить фильтр.
7. При возникшей трудности обратиться к взрослым.
Мы хотим, чтоб интернет
« Был вам другом много лет!
Будешь знать семь правил этих —
Смело плавай в интернете! »
Ребята, теперь вы знаете правила безопасного поведения в Интернете. Давайте создадим плакат – памятку для других детей. У каждого из вас есть два варианта действий в сети Интернет. Ваша задача: прочитать оба варианта, назвать нам правильный и приклеить его на ватман.
Рефлексия
– Вот и завершается наше познавательное путешествие. А теперь мне хотелось бы узнать, насколько полезна была эта работа? У вас на столах лежат смайлики. Просигнальте мне, пожалуйста, с помощью смайликов, насколько интересно было вам сегодня работать, получилось ли у нас сотрудничество?
Что нового вы узнали на нашем занятии?
Что вам больше всего запомнилось?
Интернет ресурсы:
https://detionline.com/mts/rules – брошюра
https://www.gogul.tv/mts4
Классный час на тему: «Безопасный Интернет»
Цель: Познакомить учащихся с опасностями, которые подстерегают их в Интернете и помочь избежать этих опасностей.
Подготовительная работа: классный руководитель проводит опрос учащихся по вопросам:
- У вас на домашнем компьютере установлен Интернет?
- Что вам больше всего нравится в Интернете?
- Как ваши родители воспринимают ваши занятия в Интернете? Почему?
Оборудование: компьютер, проектор, презентация, памятка учащимся (раздать каждому на память).
Ход занятия
Учитель: Раньше подготовка к школе заключалась в укладывании в портфель карандашей, тетрадей и учебников. Сегодня в начале этого списка нередко находится компьютер. И начать наш классный час я хочу с обработанных данных проводимого опроса. Давайте обратим внимание, что наибольший процент ответов на последний вопрос связан с безопасностью в интернете. И ваши родители во многом правы! Очень большое внимание при работе с Интернетом необходимо уделять именно вопросам безопасности. И ответить на вопросы: «Какие опасности подстерегают нас в интернете?» и «Как их избежать?» нам поможет этот классный час.
Вопрос 1. «Какие опасности подстерегают нас в интернете?»
- Преступники в интернете.
ДЕЙСТВИЯ, КОТОРЫЕ ПРЕДПРИНИМАЮТ ПРЕСТУПНИКИ В ИНТЕРНЕТЕ. Преступники преимущественно устанавливают контакты с детьми в чатах, при обмене мгновенными сообщениями, по электронной почте или на форумах. Для решения своих проблем многие подростки обращаются за поддержкой. Злоумышленники часто сами там обитают; они стараются привлечь подростка своим вниманием, заботливостью, добротой и даже подарками, нередко затрачивая на эти усилия значительное время, деньги и энергию. Обычно они хорошо осведомлены о музыкальных новинках и современных увлечениях детей. Они выслушивают проблемы подростков и сочувствуют им. Но постепенно злоумышленники вносят в свои беседы оттенок сексуальности или демонстрируют материалы откровенно эротического содержания, пытаясь ослабить моральные запреты, сдерживающие молодых людей. Некоторые преступники могут действовать быстрее других и сразу же заводить сексуальные беседы. Преступники могут также оценивать возможность встречи с детьми в реальной жизни.
- Вредоносные программы.
К вредоносным программам относятся вирусы, черви и «троянские кони» – это компьютерные программы, которые могут нанести вред вашему компьютеру и хранящимся на нем данным. Они также могут снижать скорость обмена данными с Интернетом и даже использовать ваш компьютер для распространения своих копий на компьютеры ваших друзей, родственников, коллег и по всей остальной глобальной Cети.
- Интернет-мошенничество и хищение данных с кредитной карты.
В ЧЕМ СОСТОИТ МОШЕННИЧЕСТВО? Среди Интернет-мошенничеств широкое распространение получила применяемая хакерами техника «phishing», состоящая в том, что в фальшивое электронное письмо включается ссылка, ведущая на популярный узел, но в действительности она приводит пользователя на мошеннический узел, который выглядит точно так же, как официальный. Убедив пользователя в том, что он находится на официальном узле, хакеры пытаются склонить его к вводу паролей, номеров кредитных карт и другой секретной информации, которая потом может и будет использована с ущербом для пользователя.
- Азартные игры.
Разница между игровыми сайтами и сайтами с азартными играми состоит в том, что на игровых сайтах обычно содержатся настольные и словесные игры, аркады и головоломки с системой начисления очков. Здесь не тратятся деньги: ни настоящие, ни игровые. В отличие от игровых сайтов, сайты с азартными играми могут допускать, что люди выигрывают или проигрывают игровые деньги. Сайты с играми на деньги обычно содержат игры, связанны с выигрышем или проигрышем настоящих денег.
- Онлайновое пиратство.
Онлайновое пиратство – это незаконное копирование и распространение (как для деловых, так и для личных целей) материалов, защищенных авторским правом – например, музыки, фильмов, игр или программ – без разрешения правообладателя.
- Интернет-дневники.
Увлечение веб-журналами (или, иначе говоря, блогами) распространяется со скоростью пожара, особенно среди подростков, которые порой ведут интернет-дневники без ведома взрослых. Последние исследования показывают, что сегодня примерно половина всех веб-журналов принадлежат подросткам. При этом двое из трех раскрывают свой возраст; трое из пяти публикуют сведения о месте проживания и контактную информацию, а каждый пятый сообщает свое полное имя. Не секрет, что подробное раскрытие личных данных потенциально опасно.
- Интернет-хулиганство.
Так же, как и в обычной жизни, в Интернете появились свои хулиганы, которые осложняют жизнь другим пользователям Интернета. По сути, они те же дворовые хулиганы, которые получают удовольствие, хамя и грубя окружающим.
- Недостоверная информация.
Интернет предлагает колоссальное количество возможностей для обучения, но есть и большая доля информации, которую никак нельзя назвать ни полезной, ни надежной. Пользователи Сети должны мыслить критически, чтобы оценить точность материалов; поскольку абсолютно любой может опубликовать информацию в Интернете.
- Материалы нежелательного содержания.
К материалам нежелательного содержания относятся: материалы порнографического, ненавистнического содержания, материалы суицидальной направленности, сектантскими материалы, материалы с ненормативной лексикой.
Вопрос 2. «Как этих опасностей избежать?»
- Преступники в интернете.
Прекращайте любые контакты по электронной почте, в системе обмена мгновенными сообщениями или в чатах, если кто-нибудь начинает задавать вам вопросы личного характера или содержащие сексуальные намеки. Никогда не соглашайтесь на личную встречу с людьми, с которыми вы познакомились в Интернете.
- Вредоносные программы.
А) Никогда не открывайте никаких вложений, поступивших с электронным письмом, за исключением тех случаев, когда вы ожидаете получение вложения и точно знаете содержимое такого файла.
Б) Скачивайте файлы из надежных источников и обязательно читайте предупреждения об опасности, лицензионные соглашения и положения о конфиденциальности.
В) Регулярно устанавливайте на компьютере последние обновления безопасности и антивирусные средства.
- Интернет-мошенничество и хищение данных с кредитной карты.
А) Посещая веб-сайты, нужно самостоятельно набирать в обозревателе адрес веб-сайта или пользоваться ссылкой из «Избранного» (Favorites); никогда не нужно щелкать на ссылку, содержащуюся в подозрительном электронном письме.
Б) Контролируйте списание средств с ваших кредитных или лицевых счетов. Для этого можно использовать, например, услугу информирования об операциях со счетов по SMS, которые предоставляют многие банки в России.
- Азартные игры.
Помните, что нельзя играть на деньги. Ведь в основном подобные развлечения используются создателями для получения прибыли. Игроки больше теряют деньги, нежели выигрывают. Играйте в не менее увлекательные игры, но которые не предполагают использование наличных или безналичных проигрышей/выигрышей.
- Онлайновое пиратство.
Помните! Пиратство, по сути, обычное воровство, и вы, скорее всего, вряд ли захотите стать вором. Знайте, что подлинные (лицензионные) продукты всегда выгоднее и надежнее пиратской продукции. Официальный производитель несет ответственность за то, что он вам продает, он дорожит своей репутацией, чего нельзя сказать о компаниях – распространителях пиратских продуктов, которые преследуют только одну цель – обогатиться и за счет потребителя, и за счет производителя. Лицензионный пользователь программного обеспечения всегда может рассчитывать на консультационную и другую сервисную поддержку производителя, о чем пользователь пиратской копии может даже не вспоминать. Кроме того, приобретая лицензионный продукт, потребитель поддерживает развитие этого продукта, выход новых, более совершенных и удобных версий. Ведь в развитие продукта свой доход инвестирует только официальный производитель.
- Интернет-дневники.
Никогда не публикуйте в них какую-либо личную информацию, в том числе фамилию, контактную информацию, домашний адрес, номера телефонов, название школы, адрес электронной почты, фамилии друзей или родственников, свои имена в программах мгновенного обмена сообщениями, возраст или дату рождения. Никогда не помещайте в журнале провокационные фотографии, свои или чьи-либо еще, и всегда проверяйте, не раскрывают ли изображения или даже задний план фотографий какую-либо личную информацию.
- Интернет-хулиганство.
Игнорируйте таких хулиганов. Если вы не будете реагировать на их воздействия, большинству гриферов это, в конце концов, надоест и они уйдут.
- Недостоверная информация.
Всегда проверяйте собранную в Сети информацию по другим источникам. Для проверки материалов обратитесь к другим сайтам или СМИ – газетам, журналам и книгам.
- Материалы нежелательного содержания.
Используйте средства фильтрации нежелательного материала (например, MSN Premium’s Parental Controls или встроенные в Internet Explorer®). Научитесь критически относиться к содержанию онлайновых материалов и не доверять им.
Игра-соревнование
Учитель:
А сейчас мы проведём игру-соревнование.
Разобьёмся на две команды. При этом я выберу координатора группы.
Первая команда “Злоумышленник”
Вторая команда “Дока-пользователь”
Первая команда – это коллективный злой разум, действующий в Интернет.
Вторая команда – это добропорядочные пользователи сети.
Первая команда, при ответе на вопрос, называет негативные явления, вторая – позитивные.
Ответим на вечный вопрос “Кто победит в борьбе – зло или добро?”
Результаты фиксируются на доске.
Вопросы:
Первая команда – Какие существуют опасности при работе в сети?
Эталон ответов:
- широкая торговля базами данных о частных лицах и предприятиях
- кража личной информации об абонентах мобильных сетей
- нарушение законодательства об охране авторских прав
- одна из важных проблем – вирусы
- спам – это различные рекламные объявления, которые приходят по электронной почте, забивая ящик и мешая загружать нормальные письма
Вторая команда – Какие существуют средства профилактики и борьбы с опасностями при работе в сети?
Эталон ответов:
- чтобы обезопасить себя, необходимо пользоваться антивирусными программами
- не следует загружать программы с сайтов, не заслуживающих доверия
- если в тексте сайта множество грамматических ошибок, и весь он забит рекламными баннерами, то загрузка с такого сайта может быть чревата последствиями
- не открывайте подозрительных писем от неизвестных вам авторов
- осторожно относится к адресу своего ящика вводите свой e-mail только в том случае, если он гарантирует вашу конфиденциальность
- заведите два почтовых ящика: адрес одного говорите только друзьям и знакомым, а для регистрации в Интернете, пишите адрес второго
Первая команда – Какие правонарушения, связанные с работой в сети вам известны?
(Ответы детей)
Вторая команда – Какие меры принимает общество и государство против правонарушений?
(Ответы детей)
Первая команда – Вы являетесь похитителем контента. Ваши действия.
(Ответы детей)
Вторая команда – Вы являетесь автором произведения. Ваши действия для его защиты. Ваши права.
(Ответы детей)
Задание командам. “Реверанс”. – Кто назовёт больше правил этикета.
Эталоны ответов:
- Обращаться к незнакомым людям можно при условии, что адрес был опубликован его владельцем.
- К незнакомым людям можно обращаться с просьбами о консультации и вежливыми предложениями, не претендуя на получение ответа. Если ответ не пришел, повторять обращение не следует.
- При обращении к незнакомым людям надо воздерживаться от просьб использовать другие средства связи, например, выслать по почте автограф. Такие просьбы оставляют без ответа, а повторение рассматривают как спам.
- Отправляемое электронное письмо всегда должно быть подписано и указана тема сообщения.
- Если у вас нет возможности сразу ответить на полученное письмо, сообщите, что вы его получили и ответите позже.
- Не забудьте ответить позже, не затягивайте с ответом.
- Будьте вежливы, не отправляйте флеймов – написанных в запале писем.
- Шутки принято обозначать явным образом при помощи смайликов: ©, ®, и др.
- В тексте сообщения не принято выделять текст прописными БУКВАМИ. Такое выделение рассматривается как крик. В лучшем случае – как неграмотность в вопросах этикета.
- Большие файлы-вложения нужно архивировать. А для обмена очень большими файлами есть другие способы.
- Нельзя посылать рекламу в не предназначенные для этого места. Это грубое нарушение.
- Нельзя посылать незатребованную корреспонденцию. Это тоже нарушение этикета.
Задание командам. Какие профессии служат для сохранения информации, регулирования её использования?
Эталоны ответов: системный администратор, модератор, криптограф.
Подведение итогов
Задание командам. Сделайте вывод.
(О чем мы сегодня говорили на уроке?
Какие силы побеждают в борьбе за информацию?
Пригодятся ли знания, полученные на этом уроке в вашей жизни?)
Вывод – “добро должно быть с кулаками”, то есть информация нуждается в эффективных методах защиты.
Учитель: А теперь подведём итоги нашего классного часа. У вас на столе лежат три картинки. Выберите и положите перед собой ту, которая соответствует вашему настроению.
- Классный час понравился. Узнал что-то новое.
- Классный час понравился. Ничего нового не узнал.
- Классный час не понравился. Зря время потерял.