Классный час на тему что полезно для здоровья

Новичкова Екатерина Александровна

учитель физической культуры

МБОУ «ООШ №7» г. Петровск

Класс: 9

Классный час на тему :

« Здоровье – полезные советы на каждый день.»

Цели и задачи:

  1.  Формирование у учащихся здорового образа жизни;
  2.  Формирование у детей позиции признания ценности здоровья, чувства ответственности за сохранение и укрепление своего здоровья;                                                                                                                    
  3.  Воспитание общей культуры здоровья.

Оборудование:

1.​ Компьютер;

2.​ Мультимедийный проектор;

3.​ Экран;

4.​ Памятки для обучающихся по сохранению здоровья;

5.​ Музыкальное оформление.

Форма проведения: игра-практикум

Место проведения: классная комната

Ход классного часа

Слайд 1

Приветствуем тех, кто время нашёл

И в класс  на занятие о здоровье пришёл!

Пусть зима улыбается в окно,

В классе нашем светло и тепло!

Здоровье своё бережём с малых лет.

Оно нас избавит от болей и бед!

– Здравствуйте, дорогие друзья!

Говорить друг другу ЗДРАВСТВУЙ – это, значит, желать здоровья. Ведь здоровье – это самое ценное, что есть у людей, а значит, его надо беречь. Наш классный час посвящён тому, как быть здоровым, красивым, счастливым.

Здесь заканчивается текст первого слайда (Слайд 2)

Многие задают себе вопрос: «Как прожить, чтобы не стареть?» И себе отвечают: «Так не бывает». Почему, ребята?    (ответы). 

Уже давно установлено, что за здоровьем надо следить с детства.  Давайте проведем небольшое тестирование о своем здоровье. Вам предлагается перечень утверждений, каждое из которых требует ответа «да» или «нет». Эта информация будет полезна, прежде всего, вам.

Здесь заканчивается текст второго слайда(Слайд 3)

ТЕСТ: 1. У меня часто плохой аппетит.

2. После нескольких часов работы у меня  начинает болеть голова.

3. Часто выгляжу усталым и подавленным, иногда раздраженным и угрюмым.

4. Периодически у меня бывают серьезные заболевания, когда я вынужден несколько дней оставаться в постели.

5. Я не занимаюсь спортом.

Здесь заканчивается текст третьего слайда(Слайд 4)

6. В последнее время я несколько прибавил в весе.

7. У меня часто кружится голова.

8. В настоящее время я курю.

9. В детстве я перенес несколько серьезных заболеваний.

10. У меня плохой сон и неприятные ощущения утром после пробуждения.

За каждый ответ «да» поставьте себе по 1 баллу и подсчитайте сумму.

Здесь заканчивается текст четвертого слайда (Слайд 5)

Результаты.

1-2 балла. Несмотря на некоторые признаки ухудшения здоровья, вы в хорошей форме. Ни в коем случае не оставляйте усилий по сохранению своего самочувствия.

3-6 баллов. Ваше отношение к своему здоровью трудно назвать нормальным, уже чувствуется, что вы его расстроили довольно основательно.

7-10 баллов. Как вы умудрились довести себя до такой степени? Удивительно, что вы еще в состоянии ходить и работать. Вам немедленно нужно менять свои привычки.

Конечно, вы вправе не согласиться с этими результатами, но лучше давайте задумаемся о своем образе жизни. Народная мудрость гласит: “Здоровому все здорово”. Вести здоровый образ жизни сейчас модно и совсем не сложно – нужно соблюдать основные правила здорового образа жизни. Остановимся на каждом пункте отдельно.

Здесь заканчивается текст пятого слайда (Слайд 6)

1) Правильное питание – основа здорового образа.  

Давайте поговорим о еде современных подростков. Ребята, назовите продукты питания, которым вы отдаете предпочтение? (Ответы)

Действительно, предпочтение отдается чипсам,  сухарикам, газированным напиткам и в довольно больших количествах, поэтому нельзя не заострить внимание на том, что мы едим?

Ребята, а это полезно? А теперь назовем продукты, которые полезно есть, чтобы оставаться здоровым.  Молодцы!!!

Здесь заканчивается текст шестого слайда (Слайд 7)

Одно из самых трудных дел –

Не делать сразу двадцать дел.

А что ни час –

Уметь всё время

Иметь на всё свой час и время:

И на веселье,

И на труд.

На шум и шутки

Пять минут.

И на потеху – сладкий миг.

И долгий час на чтенье книг!

О чем говорится в этом стихотворении?

Да, чтобы быть здоровым –  нужно соблюдать режим дня.

Режим дня – это чередование часов работы, отдыха и сна, необходимый момент планирования собственной жизни. Многие уверены: соблюдать режим дня нереально. Но на самом ли деле так, сегодня мы с вами выясним?

Скажите , какие этапы в режиме дня вы соблюдаете?

Здесь заканчивается текст седьмого слайда (Слайд 8)

Ребята. Я учитель физкультуры. И с уверенностью вам могу сказать , что

 Спорт – залог красоты и здоровья.

Можно фитнесом заняться.

на коньках всем нам кататься.

 Лыжи тоже хорошо.

 Баскетбол и волейбол

 И футбол, хоккей, танцпол.

 В общем, двигаться спортивно

И красиво и активно!

 Помните везде, всегда – надо двигаться друзья.

Спорт, движение для нас – это просто высший класс.

Ребята. Какими видами спорта увлекаетесь вы? Почему? Расскажите о ваших успехах.

Движение – жизнь,  активное движение – здоровый образ жизни. Важно подобрать такой вид спорта, который подойдет вам не только физически, но и душевно.

Ребята. Скажите, что разрушает наше здоровье.  (Ответы)

Верно. Вредные привычки.

Вредные привычки оказывают отрицательное влияние на здоровье. Кроме физических нарушений (нарушения работы сердца, желудка, печени, легких), у человека развиваются нарушения психические: в состоянии алкогольного опьянения меняется его поведение – он становится неуправляемым, теряет контроль над собой; появляется агрессивность – человек становится буйным. В таком состоянии человек способен обидеть родных и близких, друзей, нарушить правопорядок.

Итак, мы с вами определили 4 составляющих  здорового образа жизни. Каждая группа получит задание. Здесь заканчивается текст восьмого слайда (Слайд 9)

  1. группа – составит правильное меню школьника из полезных продуктов

Здесь заканчивается текст девятого слайда (Слайд 10)

  1. группа – составит  режим дня, рациональный и подходящий для вас

Здесь заканчивается текст десятого  слайда (Слайд 11)  

  1.  группа – составит правильное меню школьника из полезных продуктов.
  2. группа – Вам предлагается составить комплекс упражнений для утренней зарядки

Здесь заканчивается текст одиннадцатого слайда (Слайд 12).

  1. группа  –  составляет памятку «Береги себя!» 

Здесь заканчивается текст  двенадцатого слайда

(Слайд 13)

Здесь заканчивается текст тринадцатого  слайда

(Слайд 14).

Работа в группах.

 Здесь заканчивается текст четырнадцатого  слайда

 (Слайд 15).

Ребята.  Для того, чтобы быть здоровым, необходимо не только знать , но и соблюдать правила здорового образа жизни. Ведь все в ваших руках.

Давным-давно в старинном городе жил Мастер, окруженный учениками. Самый способный из них однажды задумался: “А есть ли вопрос, на который наш Мастер не смог бы дать ответа?” Он пошел на цветущий луг, поймал самую красивую бабочку и спрятал ее между ладонями. Бабочка цеплялась лапками за его руки, и ученику было щекотно. Улыбаясь, он подошел к Мастеру и спросил:

– Скажите, какая бабочка у меня в руках: живая или мертвая?

Он крепко держал бабочку в сомкнутых ладонях и был готов в любое мгновение сжать их ради своей истины.

Не глядя на руки ученика, Мастер ответил:

– Все в твоих руках.

Здесь заканчивается текст  пятнадцатого слайда (Слайд 16).

 А в заключении мне хотелось бы пожелать

Всем ребятам быть здоровыми всегда.

Но добиться результата невозможно без труда.

Постарайтесь не лениться – каждый раз перед едой,

Прежде чем за стол садиться, руки вымойте водой.

И зарядкой занимайтесь ежедневно по утрам.

И, конечно, закаляйтесь – это так поможет вам.

Свежим воздухом дышите по возможности всегда.

На прогулки в парк ходите, он вам силы даст, друзья!

Мы открыли здесь секреты как здоровье сохранить.

Выполняйте все советы, и легко вам будет жить!

Список литературы:

1.​ Акчурина Н.В. “Здоровый образ жизни”. – газ. ПедСовет, 2007 №4

2.​ Внеклассные мероприятия. 7класс.- 2-е изд. доп. – М.: ВАКО, 2005

3.​ Галеева С.Г., Кашуркина С.С., Харисов Ф.Ф. – Образование и здоровье. Дидактические материалы и методические рекомендации для проведения уроков здоровья в школе. – Казань, РИЦ «Школа», 1999

 Ссылка на изображение « В жизни главное здоровье»:   https://i.ytimg.com/vi/016AQ51ViiA/hqdefault.jpg

Источник

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа села Троицкое имени Героя Советского Союза            М.Д. Карасева Липецкого Муниципального района Липецкой области

Подготовила: Воронежцева О.А.

Проведено: 1 класс

Цель: Систематизация и обобщение знаний о безопасном и здоровом питании.

Задачи:

1. Закрепить у детей знания о законах здорового питания; убедить их в необходимости и важности соблюдения режима питания; учить детей выбирать самые полезные продукты для здорового, рационального питания.

2. Развивать  у ребят познавательный интерес, умение сравнивать, обобщать, делать выводы. 

3. Воспитывать негативное отношение к вредным для организма продуктам питания.

Оборудование:

Мультимедийный проектор, ПК, мультфильм «Нездоровый рекорд» (м/ф. «Смешарики»), схема «Здоровье», таблички с названием вредных и полезных продуктов, раздаточный материал (продукты питания), памятка «Золотые правила питания», ребусы, головоломки.

                                        Ход занятия.

– Добрый день, дорогие ребята, уважаемые гости. Я рада видеть вас на нашем празднике здоровья. Каждому из нас дана только одна удивительная возможность прожить свою жизнь на планете Земля. А как прожить свою жизнь, каждый человек решает по-своему.

– Ребята, как вы думаете, что нам необходимо, чтобы жить счастливо: бегать, прыгать, играть, заниматься любимым делом?  (Нам нужно здоровье.)

– В русской народной пословице говорится «Здоровье за деньги не купишь». Как вы понимаете эти слова? (1 слайд)

Работа со схемой «Здоровье».

– Посмотрите ребята, какое хрупкое у нас здоровье, как зернышко у орешка. А что нужно сделать, чтобы сохранить и укрепить наше здоровье? (Правильно питаться;  заниматься спортом; соблюдать личную гигиену; закаливание; отказ от вредных привычек; соблюдать режим дня, хорошее настроение.). (Приложение 1)

– Правильно ребята, если мы будем его беречь и укреплять, то оно будет крепким и тогда наша жизнь будет яркой и радужной как наша схема.

– Послушайте стихотворение, и скажите, о чем же важном мы сегодня будем говорить? (2 слайд).

Человеку нужно есть,
Чтобы встать и чтобы сесть,
Чтобы прыгать, кувыркаться,
Песни петь, дружить, смеяться,
Чтоб расти и развиваться,
И при этом не болеть,
Нужно правильно питаться,
С самых юных лет уметь.

 – Тема нашего занятия  «Правильное питание – залог здоровья!» 

(3 слайд)

– Сегодня я хочу поговорить с вами о здоровом питании и  предлагаю вам отправиться в гости к смешарикам, которые много знают о еде, о правильном питании, но и они иногда допускают ошибки, давайте сегодня постараемся им помочь  и показать свои знания. (4 слайд)

– Итак, отправляемся в гости, посмотрим, кто, чем занимается.

В гостях у Совуньи. (5 слайд)

– Посмотрите сколько вкусной и полезной пищи у Совуньи в кладовой, она решила навести порядок, составить продукты по мере необходимости для нашего организма. Давайте поможем ей и поставим продукты, которые больше всего нужны организму на нижнюю полку, а те, которые человек должен употреблять в меньших количествах – на верхнюю. (6 слайд)

– Пирамиду питания, составили диетологи, сюда они занесли все необходимые продукты, которые нужны организму для правильного роста и развития. Попробуем ей помочь?

– Чтобы узнать, какие продукты находятся на 1 ступени, нам необходимо отгадать загадки.

“Отгадать легко и быстро: 
Мягкий, пышный и душистый, 
Он и черный, он и белый, 
А бывает подгорелый”. (Хлеб)

Бантики, рожки, ракушки.

Мы порой как будто ушки,

Любят взрослые и дети

И колечки, и спагетти.

А добавь в нас тертый сыр –

Будет настоящий пир. (Макароны)

Она здоровье укрепляет

Гемоглобин наш повышает

Любит варку,  любит печку

А зовется она…( гречкой.)

– В основании пирамиды 1 ступень. Здесь расположились хлеб, зерновые и макаронные изделия.

– Хлеб, макаронные изделия, крупы содержат до 70% углеводов, ценность которых заключается в том, что расщепляясь, они дают организму энергию, необходимую для правильного развития организма. Углеводы способствуют поддержанию нормального веса и телосложения.

– Чтобы узнать какие продукты у нас находятся на 2 ярусе нужно прочитать слова по стрелочкам:  овощи, фрукты, ягоды. (Приложение 2)

2. Вторая ступень пирамиды – это фрукты и овощи, ягода.

Овощи, фрукты  и ягоды – основные поставщики клетчатки, играющей важную роль в работе нашего желудка,  также в них содержится большое количество витаминов. Употребление овощей и фруктов повышает иммунные свойства организма и позволяет противостоять болезням. Многие овощи и фрукты имеют лечебное действие и с успехом применяются в лечебных диетах. Овощи и фрукты полезней употреблять в свежем виде.

– Какие продукты находятся на следующей ступени пирамиды – вы узнаете, составив слово по первым буквам нарисованных предметов. (молоко, мясо, рыба, птица.) (Приложение 3 )

Мясо, рыба – это животный белок. Животные белки — это основа нормальной работы организма. Растительные и животные белки особенно необходимы детям — их организм растет, создаются новые клетки, а значит, им необходим строительный материал. Животные белки необходимы организму не только для строительства клеток, но и для выработки ряда гормонов и многих других важных процессов.  

Молоко является сбалансированным продуктом, обеспечивая организм ребенка практически всем необходимым. В молоке и молочных продуктах содержится большое количество кальция, который является полезным для укрепления костей

– Что находится на вершине пирамиды здорового питания вы узнаете, разгадав ребусы:

Конфета

Соль

Сахар

Масло

 (Приложение 4)

Как мало им отводится места! Так же мало, их должно быть и в нашем рационе. Действительно, излишнее потребление соли приводит порой к целому ряду болезней. Нарушение обмена веществ, болезни почек.

Любители сахара получают нарушение обмена веществ, диабет, ожирение, мигрень и кариес – жир и масла дают огромную энергию необходимую организму, но  жирные продукты нужно употреблять в малых количествах иначе это может привести к ожирению.  Итак, ребята, посмотрите на пирамиду какое разнообразие продуктов. Какой вывод можем сделать?

Вывод: Питание должно быть разнообразным (работа со схемой «Правильное питание»)

Вы потрудились на славу и Совунья,  предлагает посмотреть одну очень интересную историю, которая приключилась со смешариками.

 («Нездоровый рекорд») (7 слайд).

  1. Ребята, скажите, какого правила не придерживались герои? (они ели много сладкого)
  2. И что же с ними произошло? (они заболели)
  3. А что нужно делать, чтоб не заболеть такими страшными болезнями?

(нужно меньше есть, не переедать).

 Вывод: Питание должно быть умеренным.

В гостях у Копатыча. (8слайд).

Почему  ягоды, фрукты, овощи называют полезными продуктами? (основные источники витаминов).

Витамины – это вещества, необходимые организму человека. Слово «витамин» придумал американский ученый – биохимик Казимир Функ. Он открыл, что вещество («амин»), содержащееся в оболочке рисового зерна, жизненно необходимо людям. Соединив латинское слово «вита» («жизнь») с «амин», получилось слово «витамин».

Они содержатся в продуктах питания. Без витаминов человек болеет. Вы часто наблюдали за собой, что весной у вас появляется сонливость, плохое настроение, трескаются губы, кожа становится сухой – все это последствия нехватки витаминов

(работа в группах «где живут витамины?»).

Витамин А (10 слайд)

Если вы хотите хорошо расти, хорошо видеть и иметь крепкие зубы,

вам нужен я – витамин А

Я веселый витамин,
Не могу я быть один,
У меня полно друзей,
С нами дети здоровей.
Расскажу вам, не тая,
Как полезен я, друзья.
Я в морковке, в чесноке,
В рыбе я и в молоке,
Съешь меня –
И подрастешь,
Я для зрения хорош!

Витамин В  (11 слайд)

Если вы хотите быть сильными, иметь хороший аппетит и не хотите огорчаться и плакать по пустякам, вам нужен я – витамин В.

Рыба, хлеб, яйцо и сыр,
Мясо, птица и кефир,
Дрожжи, курага, орехи –
Вот для Вас секрет успеха!
И в горохе тоже я.
Много пользы от меня!
Очень важно спозаранку,
Съесть за завтраком овсянку.
Чёрный хлеб полезен нам –
И не только по утрам!

Витамин С (12 слайд)

Если хотите реже простужаться, быть бодрыми, быстрее выздоравливать, вам нужен я- Витамин С!  
Земляничку ты сорвёшь –
В ягодке меня найдёшь.
Я в смородине, в капусте,
В яблоке живу и в луке,
Я  в фасоли и в картошке,
В помидоре и в горошке!
От простуды и ангины,
Помогают апельсины.
Ну а лучше съесть лимон,
Хоть и очень кислый он.

Витамин D (13 слайд)
Я – полезный витамин.
Вам, друзья, необходим!
Кто морскую рыбу ест,
Тот силён, как Геркулес!
Если рыбий жир полюбишь,
Силачом тогда ты будешь!
Есть в икре я и в яйце,
В масле, в сыре, в молоке.

Физминутка. Игра «Вершки и корешки». (14 слайд)

Если мы едим подземные части продуктов, то надо присесть, если наземные – встать во весь рост и вытянуть руки вверх.

(Картофель, перец, фасоль, морковь, помидор, свекла, огурец, репа, тыква, редиска, укроп, капуста)

В гостях у Нюши. (15 слайд)

Отдохнули, а теперь давайте заглянем к Нюше, и посмотрим, о чем она сейчас думает?

Игра «Полезно – вредно»  работа у доски.

Выберите продукты, которые полезны для вас и разделите на две группы: Рыба, пепси, кефир, фанта, чипсы, геркулес, жирное мясо, подсолнечное масло, торты, «Сникерс», морковь, капуста, шоколадные конфеты, яблоки, груши, хлеб.

Разговор о вредных продуктах:

  1. Ребята, а вы любите кушать эти продукты?
  2. А как вы думаете, полезны ли они?
  3.  А почему их называют вредными продуктами

Да, дети, эти продукты вредны для вашего здоровья, потому что в них добавлены искусственные вещества: подсластители, ароматизаторы, различные красители и нет никаких витаминов, микроэлементов, которые так необходимы вашему растущему организму.

Вывод: Питание должно быть полезным

Рефлексия. Игра в круге: передавая мяч стоящему рядом товарищу, дай ему совет, как правильно питаться.

Итог занятия: тест  «Что ты знаешь о правильном питании?» (слайд 16-24 слайд)

Главное в жизни –  это здоровье.

С детства попробуйте это понять.

Главная ценность – это здоровье!

Его не купить, но легко потерять.

Наши болезни расскажут потом,

Как мы живём и что мы жуём.

Спортом тело своё укрепляйте!

Пищу полезную употребляйте!

– Сегодня мы поговорили только об одной части ЗОЖ – правильном питании. И я хочу сказать, что быть здоровым может каждый из вас. Нужно только очень захотеть. Заботиться о своём здоровье нужно всегда. Ведь когда человек здоров, он весел и бодр, его глаза светятся, а лицо излучает улыбка.

Источник

Цель:

  • выяснить, что такое “здоровье”;
  • заставить учащихся задуматься о необходимости быть здоровыми, приобщение
    к здоровому образу жизни;
  • добиться формирования у учащихся активной позиции по данной проблеме;
  • определить факторы, влияющие на здоровье и вывести “формулу здоровья“;
  • создать условия для развития коммуникативных умений учащихся в процессе
    групповой работы.

Эпиграф:

 “Здоровье – это состояние полного физического, психического и
социального благополучия, а не только отсутствие болезней и повреждений”.
“Здоровье-это единственная драгоценность”.
 (Монтень).

Ход

  1. Вступление (тема, цель, эпиграф)
  2. Определение состояние своего здоровья (практическая работа)
  3. Факторы здоровья (беседа, исследовательская деятельность)
  4. Заключение, (составление синквейна)

Оборудование: презентация (Приложение 1)

Вступление:

“Здравствуйте!” говорим мы при встрече друг другу, желая, в первую очередь
здоровья, а уже потом всего остального. Мы можем менять свои костюмы, прически,
но не можем менять себя. Организм нам дается один на всю жизнь. Очень важно это
помнить и заботиться о нем. Здоровье человека является фундаментом всей его
жизни. Когда человек здоров, он активен, работоспособен, самодостаточен и
счастлив, наконец.

Сегодня у нас классный час на тему “ Здоровье – единственная драгоценность ”.
Мы не просто выясним, что такое здоровье, но и научимся определять параметры
своего здоровья, узнаем правила сохранения здоровья и факторы, влияющие на него.
Нам предстоит самостоятельно вывести формулу здоровья.

Работа будет проводиться в 4 группах.

Давайте проведем небольшую разминку.

Игра “Собери пословицу”.

Вам необходимо в течение 1 минуты собрать пословицы:

  1. В здоровом теле ,(здоровый дух)
  2. Голову держи в холоде, (а ноги в тепле)
  3. Быстрого и ловкого (болезнь не догонит)
  4. Землю сушит зной, человека (болезни)
  5. К слабому и болезнь (пристает)
  6. Любящий чистоту – (будет здоровым)
  7. Здоровье сгубишь – (новое не купишь).
  8. Было бы здоровье, (а счастье найдется).
  9. Не рад больной и (золотой кровати).
  10. Здоров будешь – (все добудешь).
  11. Где здоровье, (там и красота)
  12. Береги платье снову, а (здоровье смолоду).

В: А какие вы знаете пословицы или поговорки о здоровье

– Вы видите, что про здоровье люди думали и в древности, ведь пословицы – это
народная мудрость.

В: Так что же такое здоровье? И какой смысл в понятие “здоровье”
вкладываете вы?

(Ответы учащихся.)

– здоровье – это отсутствие заболеваний;

– здоровье – умение человека осознавать свои потребности и удовлетворять их.

Спасибо за интересные определения, чувствуется, что проблема здоровья
находится в поле вашего внимания. Всемирная организация здравоохранения еще в
1946 году в своем Уставе записала, что “… здоровье следует понимать как
состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только
как отсутствие болезней или физических дефектов”.

Определение состояния своего здоровья.

В современном мире людей больше волнует финансовый достаток, наличие дорогих
вещей, компьютеры и машины. А ведь здоровье – это самое дорогое, чем обладает
человек. Существует множество методик определения состояния своего здоровья.
Возьмем две наиболее простые из них.

Методика 1 (шуточная викторина).

Вопросы:

  1. Зарядка – это источник бодрости и здоровья (да).
  2. Жвачка сохраняет зубы (нет).
  3. Кактусы снимают излучение от компьютера (нет).
  4. От курения ежегодно погибает более 10 тысяч человек (да).
  5. Бананы поднимают настроение (да).
  6. Морковь замедляет процесс старения организма (да).
  7. Есть безвредные наркотики (нет).
  8. Отказаться от курения легко (нет).
  9. Молоко полезнее йогурта (нет).
  10. Взрослые чаще, чем дети, ломают ноги и руки (да).
  11. Недостаток солнца вызывает депрессию (да).
  12. Летом можно запастись витаминами на целый год (нет).
  13. Ежедневно надо выпивать два стакана молока (да).
  14. Детям до 15 лет нельзя заниматься тяжелой атлетикой (да).
  15. Ребенку достаточно спать ночью 8 часов (нет).

Результаты: Ели вы ответили 8 раз ДА – отличный результат. Остальные, не
набравшие нужное количество правильных ответов не расстраивайтесь, у вас все
впереди.

Методика 2 (научная)

Русский врач Н.М. Амосов предложил определять размер здоровья – это условный
параметр, не дающий ответа о состоянии здоровья, но позволяющий о нем
задуматься: У вас на столах жетоны трех цветов: красный, желтый, голубой.

– Если Вы не болели в течение всего учебного года – у Вас самый высокий
уровень здоровья (красный жетон).
– Если заболевание возникло во время эпидемии – средний уровень здоровья (желтый
жетон).
– Если Вы болеете во время обычных учебных нагрузок – уровень здоровья самый
низкий (голубой жетон).

Вывод: проанализируйте свое здоровье, сдайте жетон соответствующего цвета
лидеру группы, который сделает выводы. (Классный руководитель делает вывод о
размере здоровья класса в целом).

Факторы здоровья.

Здоровье формируется под влиянием сложного комплекса внутренних факторов и
внешних воздействий. Ученые провели исследование и сделали вывод: от чего
зависит наше здоровье. Мы попробуем эти данные обобщить в виде формулы здоровья.

В: Как вы считаете, из каких компонентов будет состоять формула здоровья?
что же влияет на здоровье человека?

Ответы учащихся:

Наследственность
Образ жизни
Окружающая среда
Качество медицинских услуг

Формула здоровья (100%) = (10%) медицина + (20%) наследственность +(20%)
окружающая среда + (50%) образ жизни.

В: Как вы думаете, какие из составляющих этой формулы зависят от самого
человека?

 (Образ жизни).

Мы не будем с вами обсуждать факторы, не зависящие от нас. Поговорим об
образе жизни.

В: Что в вашем понимании есть здоровый образ жизни? Какие факторы образа
жизни влияют на состояние здоровья?

Факторы образа жизни (заполняется совместно с учениками):

Факторы образа жизни
1. Физическая активность
2. Вредные привычки
3. Режим дня
4. Правильное питание

Сейчас приглашаю вас послушать рубрику “Это интересно”.

1-ый ученик. Российские медики разработали тест “Доживете ли вы до
70?”, который дает возможность оценить факторы риска различных видов образа
жизни человека. Ученые собрали большой фактический материал и сделали выводы
относительно влияния некоторых особенностей образа жизни человека на его
долголетие. Оказалось, что физический труд, в отличие от умственного, прибавляет
несколько лет жизни. Спорт также увеличивает ее продолжительность. Установлено,
что лица, занимающиеся спортом 5 раз в неделю, живут на 4 года дольше, чем те,
кто игнорирует физические нагрузки или обращается к спорту лишь эпизодически.

2-ой ученик. Длительный сон (свыше 10 часов в сутки) отрицательно
влияет на продолжительность жизни, сокращая ее на 4 года по сравнению с
7–8-часовым сном, что объясняется снижением двигательной активности, а значит, и
ухудшением кровообращения. Доказано, что агрессивные люди вспышками гнева
укорачивают свой век, тогда как спокойные – удлиняют его благодаря собственной
уравновешенности. Разница в продолжительности жизни этих двух категорий лиц
составляет шесть лет. На продолжительность жизни отрицательно влияют курение,
употребление наркотиков, алкоголя, положительно влияет образование: среднее
удлиняет ее на год, высшее – на два. Образование развивает интеллект и культуру,
которые влияют на всю организацию жизни человека.

Обобщение ответов и выводы.

1. Четкий и правильный распорядок дня. Благодаря четкому режиму организм
испытывает меньшую нагрузку, затраченные силы быстрее и полнее восстанавливаются
.

Неспособность человека себя заставить придерживаться определенного и четкого
режима – признак безволия, неорганизованности, слабохарактерности.

2. Высокая двигательная активность, достаточные физические нагрузки .Организм
не может развиваться без достаточной физической нагрузки (это закрепилось в
процессе эволюции)
. Гиподинамия – что это такое? Почему мы так мало
двигаемся?

3. Постоянное пребывание на природе, использование благотворных ее факторов –
свежего воздуха, воды, солнца.

4. Правильное. Сбалансированное питание.

5. Отказ от вредных привычек (алкоголь, курение, наркотики).

Как сохранить свое здоровье.

Научиться быть здоровым – наша задача.

Учитель: Правильное питание – первый шаг к здоровью.

Сейчас вам предлагается побывать в роли диетологов. В последние годы эта
профессия становится модной и высокооплачиваемой. И как знать, может кто-то из
вас выберет эту профессию в будущем и прославится, как знаменитый диетолог.

На столе у каждой группы имеется конверт, в котором представлены изображения
разных продуктов (мясо, рыба, яйца, творог, грибы, мёд, шоколад, сдоба, молоко,
сыр, ягоды, яблоки, бананы, апельсины, лимоны и другие).
(Приложение 2)

Задания для 1-й группы: выберите продукты, необходимые ребенку
дошкольного и младшего школьного возраста.

2-я группа – необходимые продукты для школьника среднего и старшего
звена.

3-я группа – делает отбор для пожилых людей.

4-я группа – продукты, которые необходимо включать в рацион питания с
осторожностью, и присутствие которых должно быть обязательным.

Время выполнение задания: 5–7минут.

Ученики одной из групп после выполнения задания высказывают своё мнение и
обосновывают сделанный выбор. Другие группы дополняют ответ.

Итог:

Действительно, рацион питания человека в разном возрасте различен.

Детям дошкольного возраста не рекомендуется резко вводить в рацион такие
продукты как грибы, мёд, ягоды, фрукты и овощи красной окраски, так как она
могут вызвать аллергию у ребёнка.

Обязательно в рационе должны присутствовать молочные продукты, нежирные сорта
мяса, рыба, овощи и фрукты, натуральные соки.

До трёх лет лучше совсем не давать ребёнку шоколад и шоколадные конфеты.

Детям школьного возраста нельзя острое, жирное, газированные лимонады, чипсы,
гамбургеры. С осторожностью нужно употреблять какао. В рационе должно быть
достаточно овощей и фруктов, натуральных соков.

У взрослых в зависимости от вида деятельности суточная потребность в
калорийности продуктов разная. Она зависит от того, физически или умственно
работает человек, имеются ли у него хронические заболевания.

При отсутствии аллергии и противопоказаний все продукты в умеренном
количестве можно и нужно употреблять.

Пожилым людям для укрепления костей необходим кальций, источником которого
являются молочные продукты, рыбу, мясо. Лучше ограничивать приём сладкого.
Кушать больше овощей и фруктов, натуральные соков.

Таким образом, пищевой рацион должен соответствовать энергетической
потребности организма в том или ином возрасте, содержать достаточное количество
пищевых веществ с определенным — сбалансированным — соотношением между ними.

В: А как вы думаете, имеет ли значение цвет продуктов для сохранения и
укрепления нашего здоровья?

Ученики высказывают свои предположения.

Учитель: Цвет продуктов может не только создать хорошее настроение, но и
сохранить здоровье.

Задание: выяснить, как влияет цвет продуктов на состояние организма
человека.

1-я группа – оранжевый цвет.
2-я группа – зелёный цвет.
3-я группа – красный цвет.
4-я группа – жёлтый цвет.

Ученики каждой группы выполняют задание.

На выполнение задания: 5 минут

Учитель: Теперь я предлагаю вам обменяться полученной информацией. На
мой взгляд, прозвучали интересные и малоизвестные факты.

Если сегодня мы говорим о правильном питании, то нельзя незатронуть тему
витаминов. Вам в качестве домашнего задания было подготовить выступление по теме
Витамины. К чему приводить их недостаток? Вред и польза”

1-я группа – Витамин А
2-я группа – Витамин Д
3-я группа – Витамин В1, В2
4-я группа – Витамин С,Е

НазваниеК чему приводит недостатокВ чем содержится
Витамин ССнижение иммунитета, воспаление десен, поражения кожиКапуста, черная смородина, молодой картофель, сладкий перец,
апельсины, незрелые грецкие орехи
В1 (тиамин)Быстрая утомляемость, потеря аппетита и веса, рассеянность, боли в
ногах, одышка
Пшеничные отруби, клубника, печень, почки
В2 (рибофлавин)Слабость, резь в глазах, поражение слизистой оболочки ртаМолоко, зеленые овощи, печень, грибы, сыры
В2 (пиридоксин)Нарушение белкового обмена и синтеза жиров, утомляемостьРисовые отруби, пшеничные зародыши, мясо, молоко, треска, сыры,
грибы
В12АнемияПечень, почки
РР (никотиновая кислота)Поражения кожи, расстройства пищеварения, психические расстройстваОтруби, пшеничные зародыши, печень, почки
Витамин АНарушения иммунитета, роста, ухудшения зренияСалат, шпинат, зеленый лук, морковь, сливочное масло, рыбий жир
Витамин ЕНакопление холестерина, появление тромбов, перебои в работе сердцаЗелень, зародыши злаков, капуста, бобы

Учитель: Как вы считаете, достаточно ли человеку для того, чтобы
правильно питаться только перечисленных знаний?

Может быть, мы упустили что-то важное в разговоре?

Ученики высказывают свои предположения.

Учитель: Очень важно не только, чем человек питается, но и в какое
время, какими порциями и сколько раз он принимает пищу.

Задание: Каждой группе необходимо разработать короткую памятку, содержащую
советы по режиму питания.

На работу вам предлагается 5–7минут.

Ученики каждой группы выполняют задание. После выполнения происходит
обсуждение проектов памятки, и учитель подводит итог.

Учитель: Я тоже хочу предложить вам один из вариантов такой памятки.

  1. Питайтесь регулярно, 3–4 раза в день и в одно и тоже время.
  2. Не употребляйте пищу на ночь.
  3. Не торопитесь, прием пищи должен занимать не менее 15 минут.
  4. При избыточном весе ешьте малокалорийную пищу и устраивайте разгрузочные
    дни (обязательно после консультации с врачом).
  5. Обязательно завтракайте.
  6. Ешьте разнообразную пищу растительного и животного происхождения.

Режим питания означает определенное время приема пищи, ее распределение в
течение дня по калорийности, набору продуктов и объему.

Старинная индийская притча гласит: “Бог при рождении каждого человека
отмеряет ему то количество пищи, которое он должен съесть. Тот, кто сделает это
слишком быстро– быстрее умрет, тот, кто ест помалу и медленно– тот живет долго”.
Каждому из нас рекомендуется 4-х разовое питание по калорийности – 30% на
завтрак, 40% – на обед, 10% – на полдник, 20% – на ужин.

Задание: На столе у каждой группы белый круг Представьте, что круг
символизирует суточный рацион калорий, запишите, какие продукты вы предлагаете
включать в рацион подростка на :

1-я группа – завтрак.
2-я группа – обед.
3-я группа – полдник.
4-я группа – ужин.

На выполнение задания : 5–6 минут.

Ученики каждой группы выполняют задание, предлагают свои варианты разбиения
круга.

Учитель: вывешивает на доске вариант и предлагает учащимся сделать
вывод о верности сделанных предположений.

Ученые института питания РАМН, изучив влияние пищи на работоспособность
мозга, сделали ряд важных заключений. Деятельность клеток мозга можно
стимулировать с помощью пищи, причем самой обычной! Главное знать, ЧТО ЕСТЬ и в
каком наборе. Для того, чтобы человеческий мозг, этот сложнейший механизм,
функционировал нормально, его клеткам, которых насчитывается свыше ста
миллиардов!) необходимо получать большое количество энергии. Мозг, как известно,
забирает 20% всей энергии, получаемой с пищей.

На ужин, за 2 часа до сна, рекомендуются моло