Классный час как сделать сон полезным

Классный час как сделать сон полезным thumbnail

«Сон – лучшее лекарство».

Цель: Познакомить детей с гигиеной сна, расширить кругозор и словарный запас.

Задачи: Расширить знания детей о пользе сна; побуждать к выполнению

режима дня.

Ребята нашу беседу я хочу начать словами А. С. Пушкина «Я сон пою – бесценный дар Морфея».

Наша беседа посвящена сну. Отгадайте загадку: «Что можно увидеть с закрытыми глазами?» (ответы детей). Загадок о сне народ сочинил много. Давайте мы их с вами прочитаем и отгадаем.

1).Каждый вечер добрый Гном

К нам приходит в тёплый Дом.

Спать уложит он Ребяток

Караулит у кроваток.

Поправляет одеяльца.

Рады мы за постояльца.

Просыпаются Ребятки

Удирает        без        оглядки!

2). Закрыл глаза и захрапел,

Кот словно в пропасть полетел,

И спящий видит он,

Мурлыча, сладкий 

       Ребята подумайте и скажите «Что такое сон, как вы понимаете?» (ответы детей).

       Еще с древних времен люди задумывались над этим вопросом, и по настоящее время ученые не могут дать точного определения сну. Каждый из вас знает, если не выспишься, то на уроке бываешь рассеянным, плохо соображаешь, зеваешь. Ведь детям надо много спать, чтобы восполнить ту энергию которую они затратили за день, бегали, играли. После активно проведенного дня, устают не только мышцы, но и многие другие органы: легкие, сердце, печень. Особенно нужен отдых мозгу, чтобы на следующий день он мог хорошо, активно работать. Вспомните, когда учим стихотворение – плохо запоминается, уже и так и эдак и рисуем картинку перед глазами. А утром один, два раза прочитал и рассказал, почему? Да потому, что мозг отдохнул. Когда вы спите отдыхают и ваши кости, благодаря этому они лучше растут, не зря говорят, что во сне дети лучше растут.

       Вечером, когда вам говорят пора спать, готовимся ко сну, вам не охота идти спать, хочется позаниматься еще какими-то своими делами, вы начинаете спорить, капризничать. Это очень глупо и вы теперь узнаете, почему? Но взрослые знают, что ребенку надо много спать и отдыхать, чтобы он рос здоровым. И еще родители – взрослые знают, что дети, которые мало спят, часто болеют.

       Ученые, изучающие влияние сна на здоровье человека разработали 9 правил, которых нужно придерживаться.

Правила здорового сна.

1. Перед сном совершить спокойную прогулку, принять теплый душ или умыться, почистить зубы, помыть ноги, приготовить постель.

2. Ужинать надо за 1-2 часа до сна, не есть на ночь иначе желудок вместо того, чтобы спать спокойно придется ему переваривать пищу.

3. Спать в полной темноте, в темноте и в тишине можно быстро заснуть.

4. Спать в проветренном помещении, с открытой форточкой.

5. Спать лучше на спине, не рекомендуется спать на левом боку.

6. Спать на ровной постели. Высокие подушки и мягкие матрасы приводят к искривлению позвоночника.

7. Обязательно ложиться и вставать в одно и тоже время. Это записано у нас в режиме дня. Давайте на модели часов покажем, во сколько вы ложитесь спать и во сколько встаете утром. Сколько часов вы спите ?

8. Нельзя перед сном смотреть страшные фильмы, читать волнующие книги, все это будоражит сон, очень трудно уснуть.

       Ребята, давайте проверим, что вы запомнили из сказанного. (ответы детей)

Давайте прочитаем пословицы и объясним, о чем они говорят.

– Подушка – лучшая подружка.

– Сон лучше всякого богатства.

– Сон лучшее лекарство.

       Ребята, какие слова вы говорите, когда идете спать? А что говорят вам в ответ? (ответы детей)

       Маленьким детям мамы, бабушки поют на ночь песенки. Как они называются? Как их поют? Почему? (ответы детей)

       Ребята хотите узнать, о чем не знает почти никто? А знаете, что о вашем характере можно узнать не только по тому, как вы себя ведете дома, в школе, но и потому в какой позе вы спите. Не верите, давайте проверим.

– Кто из вас любит спать «калачиком»? – свернувшись как кошечка, такие люди любят чтобы их опекал кто-то сильнее их самих, эти люди способны делать хорошие, добрые дела. И в то же время склонны к проступкам, но отвечать за свои проступки они боятся.

– Кто из вас любит спать на животе, поджав одну ногу? – такие люди не опаздывают, везде все успевают.

– Кто спит на спине, заложив руки за голову? – с такими людьми легко общаться и дружить.

– Кто спит на боку, слегка поджав ноги в колени? – такие люди послушны, сориться не любят, не разборчивы в еде, легко приспосабливаются к разным условиям, находчивы, решительны и смелы.

       Вот видите, сколько мы с вами узнали много информации о сне.

              А знаете, откуда стало известно, что когда мы спим, видим сны? Врачам удалось это выяснить при помощи прибора, который называется электроэнцефолограф – этот прибор принимает и записывает сигналы мозга. К голове человека прикрепляют одним концом множество маленьких проводков – электродов, другим концом каждый проводок соединен с устройством, который принимает сигналы мозга, когда человек думает. Рассматривая запись, врач видит когда мозг активно работает, когда бездействует. Так было обнаружено. Что во сне мозг постоянно работает.

       Видят сны не только люди, но и животные. Кошка например, во сне может жалобно мяукать или вилять хвостом, но при этом спать.

       Каково значение детского сна?

       Что вы узнали еще нового?

       Когда мы спим наши органы продолжают работать. Мышцы отдыхают и сердечная мышца, чтобы утром нам быть сильными; легкие снабжают кислородом уставшие ткани нашего организма. Вот почему мы просыпаемся полные сил. Но для этого сон должен быть здоровым, чтобы он был таким, необходимо придерживаться правил, с которыми мы с вами сегодня познакомились.

Источник

        Классный час для учащихся 4 класса

Составила – учитель начальных классов Фирсова Г.В.

                          Сон – лучшее лекарство.                                                                                                                     Я сон пою ,бесценный дар Морфея,

                И научу, как должно в тишине        

                Покоиться в приятном,крепком сне.

                                        А.С.Пушкин

Цель:

-научить детей стремиться творить свое здоровье,применяя знания и умения в согласии с законами природы.

Задачи:

1.Получение учащимися обширной информации о значимости сна. Как компонента здоровья человека;                                

2. Формирование представлений о возможности саморегулирования собственного здоровья;                                

3. Развитие интереса учащихся к своему организму и условиям его функционирования;                                                                        

4. Создание условий для формирования ценностного отношения        школьников к здоровью;

Оборудование и реквизит                                                – карточки с загадками и пословицами;                                  плакат «Девять правил здорового сна»;                                 -модель механических часов;                                                 – иллюстрации животных;

1.Беседа по теме

Сегодня, ребята, мы будем говорить, о сне. Не удивляйтесь! Сон относится к важнейшему виду ежедневного отдыха . без достаточного, нормального сна немыслимо здоровье. Народ давно подметил очень важную роль сна для здоровья человека, для восстановления его физических и психических сил. Русская поговорка гласит: «Утро вечера мудренее». В одном из стихотворений русского поэта Федора Ивановича Тютчева сказано : « дневные раны сном лечим…» .Александр Сергеевич Пушкин назвал сон «волшебным исцелителем душевных мук». Недосыпание, особенно систематическое, ведет к переутомлению, истощению нервной системы, к заболеванию организма. Сон ничем заменить нельзя, он ничем не компенсируется.

Читайте также:  Что приготовить в духовке быстро и полезно

2.Работа с пословицами. Первая группа детей.

( Пословицы на карточках )

Пословиц о сне народ составил много. Перед вами некоторые из них, прочитайте их.

-Как вы понимаете смысл народных пословиц?                                ( Ответы учащихся)

3. Работа со словарем. 

Подумайте и ответьте: что же такое сон? (Ответы учащихся) А теперь прочитаем определение в толковом словаре.  

– Я попрошу помочь мне, моих помощников.

Сон:

Наступающее через определенные промежутки времени физиологическое состояние покоя и отдыха, при котором почти полностью прекращается работа сознания , снижаются реакции на внешние раздражения . ( Здоровый сон. Спать крепким сном. Погрузиться в сон). Даль

Еще с древних времен люди задумывались над этим вопросом .Но, как ни странно, даже в настоящее время ученые не могут дать точного определения сну.. зато каждый из вас знает : если не выспишься , то на уроке бываешь рассеянным и соображаешь гораздо хуже, чем обычно. Ведь детям нужно много спать, чтобы восполнить ту энергию , которую он затратил за день, бегая и играя. После активно проведенного дня устают не только мышцы, но и многие важные органы: сердце, легкие, печень. Особенно нужен отдых мозгу, чтобы на следующий день он мог быстро и хорошо соображать. Вспомните , как трудно делать уроки, читать книгу и даже играть  в увлекательную игру , когда вы очень устали. порой вы можете, сами того не желая, задремать во время чтения или игры. Это происходит потому, что ваш мозг утомился и хочет отдохнуть. Когда вы спите , отдыхают также и ваши кости, благодаря  этому они лучше растут  .Не зря говорится, что дети растут во сне. Всем органам сон полезен, и для всех органов вредно , если человек регулярно  недосыпает. Например, маленькие дети, когда не выспятся  становятся капризными и раздражительными. Кроме того ,в школе они гораздо хуже , чем могли бы , отвечают на вопросы учителя и выполняют задания. От недосыпания даже желудок начинает плохо работать: уставший ребенок теряет аппетит, потому что его желудок в отдыхе и не вырабатывает достаточно желудочного сока.

А еще родители знают , что дети, которые мало спят, чаще простужаются и болеют. А все мамы и папы хотят , чтобы их ребенок рос сильным и крепким .

Ученые, изучающие влияние сна на здоровье человека, разработали девять правил, которых следует придерживаться.

        Правила здорового сна (Слайд 1)

С правилами сна вас познакомят  «доктора» .(Вторая группа)

Правило первое.

– Обязательно ложиться спать и вставать в одно и то же время.

Правило второе.

Перед сном надо совершить прогулку, принять душ. Если нет душа умыться , вымыть ноги, обязательно почистить зубы.

Правило третье.

Нельзя перед сном смотреть страшные фильмы, слушать захватывающие телевизионные передачи, читать волнующие книги.

( Все это так будоражит мозг, что ему потом очень трудно успокоиться.. И как ему, бедняжке, заснуть ,если его переполняют страшные картины : стрельба, убийства, вой сирен, визг тормозов…)

Правило четвертое.

Не есть на ночь! Ужинать рекомендуется за один – два часа до сна. иначе желудку вместо отдыха  придется изо всех сил трудиться, переваривая то , что вы съели. Поэтому заснуть на полный желудок  довольно трудно.

Правило пятое.

Спать нужно в полной темноте .В темноте спать намного спокойнее, чем при свете .Только в темноте и в тишине можно быстро заснуть.

Шестое правило.

Спать в хорошо проветренном помещении, при открытой форточке. Идеальная температура в спальне  -20 градусов.

Седьмое правило.

Спать на ровной постели..(Кровать должна быть ровной: высокие подушки  и слишком мягкие матрасы приводят к искривлению позвоночника.

Восьмое правило.

Спать лучше на спине или на правом боку.

( Не рекомендуется спать на левом боку, особенно свернувшись в калачиком)

Девятое правило.

Не применять снотворного.

(Систематический прием снотворного со временем  поражает нервную систему)

Музыкальная пауза.( Третья группа )

Спи ,моя радость ,усни!

( Музыка В.Моцарта, слова С. Свириденко)

Эта  группа ребят споет колыбельную медведицы (Умка)

Ножкой снег мешая.

Ночь идет большая.

Что же ты, глупышка не спишь?

Спят твои соседи

Белые медведи.

Спи скорей и ты малыш.

Мы плывем на льдине,

Как на бригантине,

По седым, суровым морям,

И всю ночь соседи, Звездные Медведи,

Светят дальним кораблям.

Работа с пословицами ( четвертая группа ребят)

1.Сон – лучшее лекарство.

2. Нет такого силача, которого сон не поборет.

3.Силен слон, да посильнее его сон.

4.Сон лучше всякого богатства.

 -Раскрываем смысл пословиц .( Ответы детей)

Вывод: Сон необходим человеку, ничем его заменить нельзя. Это способ восстанавливать силы., набраться работоспособности и снова быть  бодрым и активным .

ПРИЛОЖЕНИЕ №1

        Сон.

 Марина Семкина

За окном метель кружится,

Дети спят уже давно.

Что же им сейчас приснится,

Сколько нежных, теплых снов?

Может быть, коньки и санки,

Горка снежная , каток

Снятся озорному Саньке,

Кате – шелковый платок.

Может кот, собака, мышки

Сняться в эту ночь Иришке.

Ну, а малому Антошке

Снятся голуби в окошке.

За окном метель кружится,

Над детьми кружатся сны.

Мы не знаем, что им снится,

Пусть будут добрыми они.

ПРИЛОЖЕНИЕ 2.

« Из мира животных»

Многие животные спят в весьма причудливых позах. Летучие мыши и длиннохвостые попугаи спят вниз головой, уцепившись за ветку или выступ скалы.

Львы , панды и медведи любят спать на спине. лев при этом складывает передние лапы на груди, панда подкладывает  их под голову , а у мишек они болтаются как попало.

Некоторые животные , например, медведи или сурки, спят в течение всей зимы. Это называется зимней спячкой.. Во время долгих месяцев  зимней спячки медведи и сурки накапливают энергию для активной жизни, которая начнется у них с приходом весны.

На спине спят и морские выдры  – каланы . Но не на земле, а лежа на воде. При этом они обматывают свое тело длинными водорослями. чтобы во время сна течение не унесло их в открытый океан.

Источник

Классный час «Здоровый сон»

(для учащихся 3-4 классов)

Цели мероприятия:

– познакомить детей с гигиеной сна

– расширять кругозор и словарный запас

– понимание необходимости соблюдения режима дня

Задачи :

– мотивация на здоровый образ жизни

– дать понятие о режиме дня

– гигиенические навыки здорового сна

– познакомить с народными пословицами и загадками о сне

Применяемые методики, технологии:

– мультимедийная презентация;

– практическая деятельность учащихся;

– беседа с целью получения научных знаний;

– творческая работа;

– прослушивание музыкальных фрагментов.

Оборудование:

Плакаты: «Правила здорового сна», «Режим дня школьника», народные пословицы о сне;

Модель часов;

Фонограммы колыбельных песен «Спят усталые игрушки», «Спи, моя радость, усни»;

Куклы;

Книги «Сонники» для оформления выставки;

Проектор для мультимедийной презентации.

СОДЕРЖАНИЕ МАСТЕР – КЛАССА

Я сон пою, бесценный дар Морфея,

И научу, как должно в тишине

Покоиться в приятном, крепком сне.

А. С. Пушкин

I. Вступительное слово.

Сегодня, ребята, мы поговорим с вами о сне. Не удивляйтесь! Сон относится к важнейшему виду ежедневного отдыха. Без достаточного, нормального сна немыслимо здоровье. Народ давно подметил очень важную роль сна для здоровья человека, для восстановления его физических и психических сил.

Русская поговорка гласит: «Утро вечера мудренее». В одном из стихотворений русского поэта Федора Ивановича Тютчева сказано: «Дневные раны сном лечи…» Александр Сергеевич Пушкин назвал сон «волшебным исцелителем душевных мук». Недосыпание, особенно систематическое, ведёт к переутомлению, к истощению нервной системы, к заболеванию организма. Сон ничем заменить нельзя, он ничем не компенсируется.

Читайте также:  Гора народная на карте полезных ископаемых

II. Загадки о сне.

Народ составил много загадок о сне. Вот некоторые из них, давайте почитаем их вместе.

Загадки

  1. Что слаще сладкого?

  2. Вроде нету, вроде есть, слаще мёда, а не съесть?

  3. Что слаще мёда и сильнее льва?

  4. На весах не взвесишь, на базаре не продашь, но нет на свете милее его.

  5. Не стукнет, не брякнет, ко всякому подойдёт.

6. Что можно увидеть с закрытыми глазами?

III. Что такое сон?

Подумайте и ответьте: что же такое сон? Как вы понимаете?

А теперь прочитаем определение в толковом словаре:

СОН

  1. Наступающее через определённые промежутки времени физиологическое состояние покоя и отдыха, при котором почти полностью прекращается работа сознания, снижаются реакции на внешние раздражения. (Здоровый сон. Спать крепким сном.. Погрузиться в сон.)

  2. То, что снится, грезится спящему человеку, сновидение. (Снятся сны. Видеть сон. Приснился страшный сон.)

IV. Правила здорового сна.

Еще с древних времен люди задумывались над этим вопросом. Но, как ни странно, даже в настоящее время ученые не могут дать точного определения сну. Зато каждый из вас знает: если не выспишься, то на уро­ке бываешь рассеянным и соображаешь гораздо хуже, чем обычно. Ведь детям нужно много спать, чтобы вос­полнить ту энергию, которую они затратили за день, бегая и играя. После активно проведенного дня устают не толь­ко мышцы, но и многие важные органы: сердце, легкие, печень. Особенно нужен отдых мозгу, чтобы на следую­щий день он мог быстро и хорошо соображать. Вспомни­те, как трудно делать уроки, читать книгу и даже играть в увлекательную игру, когда вы очень устали. Порой вы мо­жете, сами того не желая, задремать во время чтения или игры. Это происходит потому, что ваш мозг утомился и хочет отдохнуть. Когда вы спите, отдыхают также и ваши кости, благодаря этому они лучше растут. Не зря говорит­ся, что дети растут во сне. Всем органам сон полезен, и для всех органов вредно, если человек регулярно недо­сыпает. Например, дети, когда не выспятся, становятся капризными и раздражительными. Кроме того, в школе они гораздо хуже, чем могли бы, отвечают на вопросы учителя и выполняют задания. От недосыпания даже же­лудок начинает плохо работать: уставший ребенок теря­ет аппетит, потому что его желудок нуждается в отдыхе и не вырабатывает достаточно желудочного сока.

Некоторые мальчики и девочки начинают спорить и капризничать, когда родители велят им идти спать. Это очень глупо. И вы теперь знаете, почему? Когда вас от­правляют спать, не надо воспринимать это как наказание. Напротив, мамы и папы очень вас любят и охотно поси­дели бы с вами подольше. Но родители знают, что ре­бенку надо много спать и отдыхать, чтобы он рос здоро­вым. Поэтому они и следят, чтобы вы ложились вовремя в постель. А еще родители знают, что дети, которые мало спят, чаще простужаются и болеют. А все мамы и папы хотят, чтобы их ребенок рос сильным и крепким.

Правила здорового сна

Учитель. Ученые, изучающие влияние сна на здоровье человека, разработали девять правил, которых следует придерживаться. (Читает и комментирует правила.)

Правило первое. Обязательно ложиться спать и вста­вать в одно и то же время. А время подъема и время сна у нас записано в «Режиме дня». Давайте на модели часов покажем, в котором часу вы должны вечером ложиться спать. Теперь покажем время подъема утром. Высчитаем, сколько вре­мени вы должны спать. (Дети выполняют задания.) Уче­ные и врачи считают, что дети от 5 до 7 лет должны спать ночью 10 часов, а от 8 до 10 лет- не менее 9 часов. За это время в вашем организме происходит возрождение кле­ток и выделение вредных веществ.

Правило второе. Перед сном надо совершить прогулку, принять теплый душ. Если нет душа – умыться, вымыть ноги, обязательно почистить зубы.

Правило третье. Нельзя перед сном смотреть страш­ные фильмы, слушать захватывающие радиопередачи, чи­тать волнующие книги. Все это так будоражит мозг, что ему потом очень трудно успокоиться. И как ему, бедняж­ке, заснуть, если его переполняют страшные картины: стрельба, убийства, визг тормозов, вой сирен.

Правило четвертое. Не есть на ночь! Ужинать рекомен­дуется за один-два часа до сна. Иначе желудку вместо отдыха придется изо всех сил трудиться, переваривая то, что вы съели. Поэтому заснуть на полный желудок до­вольно трудно. Ребята, покажите на модели часов время ужина. (Дети выполняют задание.)

Правило пятое. Спать нужно в полной темноте. В тем­ноте спать намного спокойнее, чем при свете, Только в темноте и в тишине можно быстро заснуть.

Правило шестое. Спать в хорошо проветренном поме­щении, при открытой форточке. Идеальная температура в спальне – 20°С.

Правило седьмое.Спать на ровной постели. Кровать должна быть ровная: высокие подушки и слишком мягкие матрасы приводят к искривлению позвоночника.

Правило восьмое. Спать лучше на спине или на пра­вом боку. Не рекомендуется спать на левом боку, особен­но свернувшись калачиком.

Правило девятое. Не принимать снотворного. Систе­матический прием снотворного со временем поражает нервную систему.

V. Стихотворения о сне.

Девочки подготовили стихотворения, в которых говорится о сне. Давайте послушаем .

1. Марина Семкина «Сон».

За окном метель кружится,

Дети спят уже давно.

Что же им сейчас приснится,

Сколько нежных, теплых снов?

Может быть, коньки и санки,

Горка снежная, каток

Снятся озорному Саньке,

Кате – шелковый платок.

Может, кот, собака, мышки

Снятся в эту ночь Иришке.

Ну, а малому Антошке

Снятся голуби в окошке.

За окном метель кружится,

Над детьми кружатся сны.

Мы не знаем, что им снится,

Пусть будут добрыми они.

2 .Борис Голованов «Сон».

Ужасный сон,

Кошмарный сон

Мне снился до утра:

За мной у школьных у ворот

Гонялся страшный бегемот,

А брат кричал:

-Ура-а-а-а!

Я звал братишку:

-Помоги!

Ведь мы с тобою не враги!..

Но он, смеясь, сказал:

-А кто на днях меня побил,
На лоб мне шишку посадил
И самокат сломал?

Беда! Беда!

Бежать куда?!

Ни света, ни огня!

Из сил я выбился, и вот

Огромный, страшный бегемот

Совсем настиг меня.

Я поднял крик,

И в тот же миг

Мой сон кошмарный – прочь…

А мне братишка говорит:

-Ты, видно, болен, – говорит, –

На помощь звал всю ночь.

Он лоб потрогал мне рукой,

Как будто я и впрямь больной,

Сел рядом на кровать,

И я сказал ему тогда:

-Теперь не буду никогда
Тебя я обижать!

Ты мне прости обиду, брат,

Перед тобой я виноват,

Не нужно драться нам!

И коль обиды больше нет,

Тебе в подарок пистолет

Я новенький отдам.

Какое правило нарушил мальчик из стихотворения?

VI. Колыбельные

Учитель. Ребята, вспомните, а какие слова вы обычно говорите родителям и другим членам семьи, когда идете спать? А что слышите в ответ? Что означают эти слова?

(Ответы детей: «Спокойной ночи!», «Доброго сна!» и другие.)

Когда вы были маленькими, а возможно и сейчас, мамы и бабушки пели вам песенки перед сном. Как называют­ся эти песенки? (Колыбельные.) Как их поют? Почему? (Тихо, спокойно, задушевно, протяжно, чтобы песенки ус­покоили ребенка и глазки сами собой закрывались.) Послушайте такую песенку в исполнении наших девочек .

Колыбельная песня.

Читайте также:  Чем полезны сковороды с керамическим покрытием

(Во время исполнения песни девочки баюкают своих кукол.)

Спи, дитя мое, усни!

Сладкий сон к себе мани.

В няньки я тебя взяла

Ветер, солнце и орла.

Улетел орел домой,

Солнце скрылось под водой.

Ветер после трех ночей

Мчится к матери своей.

Ветра спрашивает мать:

«Где изволил пропадать?

Али звезды воевал?

Али волны все гонял?»

«Не гонял я волн морских,

Звезд не трогал золотых.

Я дитя оберегал,

Колыбелечку качал!»

А сейчас мы послушаем колыбельные мелодии.

(Прослушивание фонограмм )

VII. Пословицы и поговорки о сне

Учитель. А теперь проверим, как вы усвоили материал. Попробуйте объяснить следующие пословицы и поговорки.

Учащиеся читают пословицы и поговорки, записанные на карточках, пытаются объяснить их смысл.

  1. Сон – лучшее лекарство.

  2. Выспишься – помолодеешь.

  3. Сон лучше всякого богатства.

  4. Подушка лучшая подружка.

  5. Нет такого силача, которого сон не поборет.

  6. Силен слон, да посильнее его сон.

  7. После обеда полежи, после ужина походи.

  8. Завтрак съешь сам, обед раздели с другом, а ужин отдай врагу.

Учитель. Какой можем сделать вывод? (Ответы детей.)

Сон необходим человеку, ничем его заменить нельзя!

VII. Доклад «Из мира животных»

Доклад заранее готовят несколько учеников.

1-й ученик.

Сон нужен не только детям и взрослым, но и всем зверям, рыбам, птицам.

Некоторые животные, например, медведи или сурки, спят в течение всей зимы. Это называется зимней спяч­кой. Во время долгих месяцев зимней спячки медведи и сурки накапливают энергию для активной жизни, которая начнется у них с приходом весны. Многие считают, что белки тоже впадают в зимнюю спячку. Они и в самом деле спят зимой гораздо больше, чем в другое время года, но спячкой это все же назвать нельзя…

2-й ученик.

Многие животные спят в весьма причудли­вых позах.

Летучие мыши и длиннохвостые попугаи спят вниз головой, уцепившись за ветку или выступ скалы.

Львы, панды и медведи любят спать на спине. Лев при этом складывает передние лапы на груди, панда подкладывает их под голову, а у мишек они болтаются как попало.

Похожие на белочек сони во время зимовки тоже спят на спине, прикрыв при этом животик своим пушистым хвостиком, словно одеялом, и сложив ушки (видимо, что­бы не надуло). На спине спят и морские выдры – каланы. Но не на земле, а лежа на воде. При этом они обматыва­ют свое тело длинными водорослями, чтобы во время сна течение не унесло их в открытый океан.

3-й ученик.

Слоны спят стоя или лежа на животе, упи­раясь бивнями в землю. Самцы козерогов спят, закинув голову назад. Эта поза позволяет им опереться своими огромными рогами о землю и хоть на время сна изба­виться от постоянного бремени.

Большинство птиц спит, сидя на ветке.

Фламинго и не­которые другие птицы спят, стоя на одной ноге, засунув голову под крыло, а страусы сидя, распластав по земле вытянутую вперед шею.

Некоторые рыбы спят, лежа на дне или на «матрасе» из водорослей.

VIII.Сонники и сновидения

Учитель. Спасибо, ребята, за интересные сообщения. Как видите, сон нужен всем: и людям, и животным. И на протяжении всего времени, пока мы спим, мы видим сны. Некоторые люди спят так крепко, что наутро, проснувшись, все забывают. А другие, наоборот, запоминают и старают­ся разгадать сны. Сейчас в этом помогают специальные книги для объяснения сновидений – сонники. (Обращает внимание детей на книжную выставку, на которой представленыи сонники.)И если вам интересно, вспомните свой сон, а мы в книге найдем ему объяснение. (По желанию дети рассказывают свои сны.)

А знаете, откуда стало известно, что мы, когда спим, по­стоянно видим сны? Врачам удалось это выяснить с по­мощью прибора, который называется электроэнцефалог­раф.Это прибор, ко­торый принимает и записывает сигналы мозга. К голове человека прикрепляют одним концом множество малень­ких проводков – электродов (человеку при этом ничуть не больно). Другим концом каждый проводочек соединен с устройством, которое принимает сигналы мозга. Рас­сматривая запись этих сигналов, врач может определить, когда мозг активно работает, когда бездействует. Таким образом, было обнаружено, что во сне мозг постоянно работает.

Видят сны не только люди. Вы можете привести при­меры, доказывающие, что и животные тоже видят сны? (Дети делятся своими наблюдениями за кошкамии собака­ми.)Если понаблюдать за спящей собакой или кошкой, то можно увидеть, что животное иногда дергает во сне ла­пой, издает звуки: мяукает или поскуливает. Это означа­ет, что животному снится сон и его мозг во сне продолжа­ет работать.

XI. Скажи мне, как ты спишь, и я скажу, кто ты!

Учитель. Хотите узнать о том, о чем не знает почти никто? Если вы думаете, что ваш характер, весельчак вы или молчун, добрый вы или злой, можно определить толь­ко по вашему поведению вшколе или дома, то вы глубоко ошибаетесь! Это очень легко и просто – определить ваши достоинства и недостатки, зная лишь то, как вы спите. Не верите? Тогда предлагаю проверить на себе, а потом на своих родных, друзьях, знакомых.

Людям, которые любят спать калачиком, то есть, свер­нувшись, как кошечка, хочется, чтобы их опекал кто-то, кто сильнее их. Эти люди способны сделать что-то хорошее, доброе, но вместе с тем они склонны и к проступкам. А вот отвечать за свои поступки они побаиваются. Ведь их поступками руководит только личное настроение, они не думают о последствиях.

Люди, которые любят спать на боку, слегка поджав ко­лени, спокойные и послушные. Они никогда не будут вам лишний раз возражать, спорить с вами. Одним словом, ссориться они не любят. Такие люди легко приспосабли­ваются к разным условиям: им одинаково удобно спать и на мягкой перине и на металлической кровати, есть жаре­ную утку или только картофель. Правда, они не очень сме­лы и решительны, зато находчивы, хотя и не выставляют себя напоказ, а стараются быть «такими как все».

Люди, которые спят на спине, заложив при этом руки за голову, отличаются веселым нравом. И хотя они пре­красно знают о своих недостатках, тем не менее, не спе­шат исправлять их, Правда, и других людей они воспри­нимают такими, какие они есть. С такими людьми очень легко общаться и дружить, ведь с ними почти невозмож­но поссориться.

Теперь, дорогие друзья, расспросив, кто как спит, вы бу­дете иметь определенное представление о том человеке, мальчике или девочке, с которым вы уже подружились или только собираетесь это сделать.

X. Подведение итогов

Вопросы для итоговой беседы:

  1. Каково же значение сна для детского организма?

  2. Какие правила здорового сна вы запомнили?

  3. Что интересного о сне узнали на уроке?

  4. Объясните значения этих слов и выражений: сон, бессонная ночь, бессонница, сонник, сновидения, недосыпание, электроэн­цефалограф.

Учитель. Когда мы спим, наши органы продолжают ра­ботать. Мы дышим, и легкие снабжают кислородом уста­лые ткани нашего организма. Наши мышцы, втом числе и сердечная мышца (сердце), отдыхают, чтобы наутро быть сильными и готовыми к работе. Во время сна к тка­ням поступают питательные вещества, накопленные впе­чени и других органах. Вот почему после ночного сна, если он, конечно, полноценен, мы встаем полные сил и готовы активно приняться за дела.

Положительный эмоциональный настрой,

Использование полученных знаний в повседневной жизни,

Воспитание культуры здоровья,

Организация работы с наибольшим эффектом для сохранения и укрепления здоровья.

Приложения:

Мультимедийная презентация,

Памятки: «Режим дня школьника», «Девять правил здорового сна»

Источник