Классный час что значит быть полезным людям

Классный час что значит быть полезным людям thumbnail

Что значит быть полезным для общества?

Для чего рождается человек? Зачем он приходит в этот мир? Наверное, чтобы принести ему какую-то пользу. Порой она довольно незначительна: помочь перейти бабушке через дорогу или сделать уборку в доме. Такая помощь невелика, но бывает очень необходимой.

По мере взросления человек занимает свое место в мире людей и приносит им пользу. В обществе у каждого своя роль, и польза от всех разная. Одни выполняют важную работу и являются двигателями прогресса. Другие делают второстепенную работу, но и без них общество никак не может обойтись. Человечество нуждается в каждом из нас, потому что мы являемся звеньями одной цепи. Представьте себе, что все люди станут учеными, никто не захочет быть рабочими. Что произойдет? Мы просто вымрем, как мамонты, так как некому будет добыть уголь, испечь хлеб, построить дом.

Человек является частью общества, но не всегда бывает полезным для него. Современная молодежь, будущее нашей страны, подвержена пагубным привычкам. Довольно серьезной проблемой сегодня является то, что плохой пример подают молодежи кумиры. Употребляя наркотики, обнажаясь перед зрителями, звезды становятся образцом для молодых людей. Подрастающее поколение подражает им: юноши и девушки распивают спиртные напитки, употребляют наркотические средства, курят и откровенно одеваются. Такие люди не только не приносят пользу обществу, а, напротив, вредят ему.

Быть полезным для общества, значит вносить вклад в его жизнь. Нельзя забывать о законе бумеранга, важнейшем законе Вселенной, согласно которому к нам все возвращается сторицей. Мы должны понимать: чем больше пользы от нас получит общество, тем больше пользы от него получим мы.

Марина Дегтярева

Что требуется для того, чтобы быть полезным обществу и государству.

И каждый день — смертельный бой

С самим собой, с самим собой!

И каждый день, как на работу,

Иди на бой за право жить.

Не уступай не на иоту

Ни малодушию, ни лжи,

Ни черной зависти, ни лени,

Ни злобе душной и больной…

И опускайся на колени

Перед любимою одной.

                                       Н. Левинтов

Задумывались ли вы когда-нибудь над смыслом жизни, над тем, что уходящий день уже никогда не вернется, над тем, что завтра не будет таким, как сегодня, и что нужно делать, чтобы быть полезным обществу и государству? Думаю, что да, и не раз. Эта тема испокон веков волнует многих людей.

Надо каждый день становиться не просто другим, а непременно совершеннее, добрее, чтобы сделать лучше мир, в котором мы живем, надо быть полезным и нужным людям, быть хорошим сыном, чтобы родителям не было больно  и стыдно за наши поступки.

История знает много примеров: Суворов, Кутузов, Петр I, простые солдаты, умиравшие на поле боя за честь своей Родины. Но быть патриотом — это не значит  участвовать в военных сражениях и принимать участие в управлении страной. Примеры патриотизма часто встречаются среди простых граждан. Взять хотя бы простых рабочих — это люди, работающие на благо своей страны. Особенно много примеров патриотизма можно встретить в военное время, когда наши прабабушки и прадедушки, не жалея сил, трудились на заводах, вели партизанскую войну в тылу врага. В современном мире подростки забывают значение патриотизма. Патриот — это человек,  для которого долг, честь и ответственность перед Родиной выше собственного материального достатка, своих корыстных побуждений. Это человек, верный своему Отечеству. Быть хорошим гражданином — это значит быть патриотом своей родины, своей страны, своего города. Обязанность любого гражданина — трудиться на благо своей родины, способствовать ее продвижению и развитию.0 Приносить пользу обществу можно различными способами: можно трудиться на полях или заводах, а можно подобрать с улицы бумажку и выбросить ее в урну, уступить место в трамвае пожилому человеку.

Сейчас я также могу быть полезен обществу. Для этого нужно совсем немного: хорошо учиться, соблюдать общественный порядок, помочь маме с уборкой. И хотя эти дела и не очень значительны, но они приносят большую пользу.

Ничего я желаю так, как прожить жизнь со смыслом, оставить яркий след в памяти людей.

Источник

Конспект классного часа.

Тема: «Что значит быть нужным»

Цель: Создать условия для понимания детьми что значит быть нужным.

Задачи:

1. Способствовать формированию нравственно-этической культуры, положительных черт своего характера.

2. Развивать умения общаться с людьми, анализировать свои поступки и оценивать их; умение делать выбор осознанно.

3. Воспитывать взаимоуважение, доброту, вежливость; нравственную ответственность за свои поступки.

Форма проведения: диалог с элементами игры

Место проведения: СОШ №1

Оборудование: карточки со словами; карточки с кругами.

Ход классного часа:

Здравствуйте, ребята, садитесь! Сегодняшний классный час проведу у вас я. Сейчас я вам прочитаю стихотворение. А вы слушайте его внимательно и подумайте, какая тема нашего классного часа.

Человеку нужен человек,
Чтобы пить с ним горьковатый кофе,
Оставаться рядом на ночлег,
Интересоваться о здоровье.

Чтобы улыбаться просто так,
Чтоб на сердце стало потеплее,
Чтобы волноваться: «Там сквозняк!
Надевай-ка тапочки скорее».

Человеку нужен человек,
Позвонить ему, послушать голос:
«А у нас сегодня выпал снег.
Как ты без меня там? Беспокоюсь!»

Чтобы был приятель, друг, сосед,
И еще сопящая под боком,
Без которой счастья в жизни нет,
Без которой очень одиноко…

Как вы думаете, какая тема нашего классного часа?

Приветствуют учителя

Слушают стихотворение

Что значит быть нужным

Основная часть

Все люди хотят чувствовать себя нужными. Жизнь приобретает смысл и значимость, когда кто- то испытывает потребность в твоем присутствии, в чем-то таком, что можешь дать только ты и никто иной. Во многом смысл фразы «ты мне нужен» зависит от контекста и от того чувства, с каким она произносится: быть востребованным, приносить пользу, давать то, что человеку так необходимо именно сейчас, быть любимым и необходимым как воздух… толкований может быть множество. Но, вне всяких сомнений, в наше разобщенное время, когда каждый занят лишь собой, «быть нужным» кому – то или показывать, что кто- то  нужен тебе – очень важно, и пренебрегать этим не стоит.

Каждому из нас необходимо чувствовать себя важным и значительным. Нам мало просто хорошей работы или большого количества денег, а хочется признания со стороны окружающих, прежде всего своих талантов и способностей. Что значит быть человеком духовным? Во многом это значит иметь возможность прощать, развиваться внешне и внутренне.
Ребята, а как вы понимаете быть нужным?

Быть нужным- это прекрасное чувство! Это значит помогать кому- то, даже в решении школьного задания. И если ты услышишь “спасибо” за помощь, значит ты кому-то помог и ты нужен!

А что бы быть нужным нужно хорошо общаться и быть добрым? Как вы думаете?

Ребята, сейчас я раздам вам листочки, на которых написаны человеческие качества, вам нужно подумать и разделить их на две группы: качества которые помогают и которые мешают общению. Кому не понятно что мы сейчас делаем? 
Доброта, открытость, подозрительность, внимание, душевность, грубость, зависть, скупость, искренность, лживость, порядочность, эгоизм, честность.

Давайте проверим зачитайте качества, которые помогают общению.

Какие качества мешают общению?

Задумайтесь, все ли эти качества достаточно развиты у вас?
Значит, чтобы общаться нужно, развивать в себе хорошие качества.

А сейчас пододвиньте к себе карточки с кругом. Это наше солнышко, но у него не хватает лучиков. И сейчас вы нарисуете солнышку столько лучиков, сколько считаете должно быть хороших качеств у нужного человека, и подпишите эти лучики.

А теперь давайте проверим что вас получилось(спрашиваю по 1-2 человека с каждой колонки)

Ответы детей

доброта, открытость, внимание, душевность, интересность, искренность, порядочность и честность.

подозрительность, грубость, зависть, скупость, лживость, эгоизм. 

Рисуют лучики у солнышка.

Заключительная часть

На этом наш классный час подошел к концу. Давайте еще раз ответим на вопрос что такое быть нужным человеком? Молодцы, классный час окончен, все свободны.

Отвечают на вопрос, прощаются.

Подпись учителя:

Подпись методиста:

Подпись студента:

Источник

Сценарный план

классного часа для 5 класса на тему

«Быть обществу полезным и стране…»

Подготовила и провела Симонова Ирина Александровна, учитель русского языка и литературы, классный руководитель 7В класса МБОУ «Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов №52» (в рамках конкурса профессионального мастерства «Самый классный классный – 2017»).

Аннотация

Классный час «Быть обществу полезным и стране…» способствует формированию гражданской позиции школьника, а также созданию условий для его самопознания и самовоспитания.

Тематика данного мероприятия соответствует возрастным и психологическим возможностям учащихся.

Педагогическая ценность данного мероприятия заключается в формировании положительного отношения к таким понятиям как гражданственность, гражданская ответственность.

Педагогическая ценность состоит также в том, что дети получили возможность высказать свою точку зрения по данной проблеме, проявить свои творческие способности, задать вопросы.

Если говорить о приемах, используемых на мероприятии, то это и соревновательные элементы, а также элементы дискуссии.
Рассчитано на активное участие ребят:

Мероприятие «Быть обществу полезным и стране…» носит интегративный характер. Оно охватывает материалы по обществознанию, литературе, физической культуре, способствует умению формулировать морально-этические понятия, приводя жизненные примеры, что закладывает основы для подготовки обучающихся к написанию сочинения 15.3 по русскому языку и эссе по обществознанию на ОГЭ в 9 классе.

Использование мультимедийной презентации, несомненно, подчеркнуло эмоциональную окраску мероприятия, сделало его более ярким, образным и насыщенным.

Цель деятельности учителя:

Познакомить учащихся с понятиями: «гражданская позиция» «гражданин», «сопричастность», «ответственность» и др. морально-этическими понятиями.

Цель деятельности обучающихся:

Осознать понятия гражданин, гражданственность, гражданская ответственность, национальное самосознание, национальная идентичность.

Форма классного часа:

Урок-исследование

Планируемые результаты:

Метапредметные(компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность): развитие навыков критического мышления; овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; умение вести самостоятельный поиск информации; раскрытие собственной индивидуальности через навыки группового взаимодействия; способность к преобразованию, сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения или аудирования.

Личностные:воспитание нравственных понятий, чувства гшордости за свою страну; обсуждение и поиски решения проблемы пользы обществу и стране; воспитание чувства ответственности за свои поступки;понимание определяющей роли родного языка и родной литературы, спорта в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования; формирование гражданских качеств личности, любви и уважения к своему Отечеству.

Методы обучения:

Метод проектной деятельности, элементы смыслового чтения, метод лексико-графической фиксации словаря морально-этических понятий, иллюстративный метод (демонстрация фотографий и репродукций).

Формы обучения:

Продвинутая лекция, групповая дискуссия, решение проблемных заданий, повторение изученного.

Образовательные ресурсы:

  1. https://ilibrary.ru/text/1115/p.1/index.html

  2. https://umdobro.ru/roditelyam-i-pedagogam/2-plus/slovari-nravstvennykh-ponyatiy/kratkiy-slovar-nravstvennykh-ponyatiy

  3. Белова Л.К., Попова Е.В., Соколов Я.В. Методическое пособие к учебнику «Граждановедение», М., 2001

  4. Сказка «Человек, который искал бессмертие» // Сказки народов России. М., 1995

  5. https://infourok.ru/urokfreym-po-teme-prichastiya-polnie-i-kratkie-klass-1696915.html

Оборудование:

Интерактивная доска (экран), компьютер, мультимедийный проектор, крточки в форме капель с пояснениями морально-этических понятий; плакат «Защитный зонтик»; плакат с кластером; магнитная доска, фотографии.

Ход классного часа:

«А что такое гражданин?
Отечества достойный сын»
Н.А.Некрасов.

  1. ОРГМОМЕНТ

– Здравствуйте, ребята. Садитесь, пожалуйста. Скажите, пожалуйста, какой вчера праздник отмечали все православные?

– Правильно, вчера, в последний день масленичной недели, мы все отмечали Прощенное воскресенье. Просили друг у друга прощения за обиды – вольныя и невольныя, чтобы с чистой совестью вступить в Великий пост, в течение которого православные молитвами и воздержанием от пищи будут готовиться к Светлой Пасхе. А сегодня, в первый день поста, самое время поговорить о вечных ценностях и о том, что значит быть полезным обществу и стране.

2. ПРИЕМ «ПРИВЛЕКАТЕЛЬНАЯ ЦЕЛЬ»

(Просмотр видеоролика о награждении российских спортсменов после Сочинской олимпиады – 2014)

(https://www.youtube.com/watch?v=ig5ghZs_AMk&list=LLUidt4-h_8z0thZKe7xS-9w

– Ребята, какие чувства испытали вы, глядя на экран?

(чувства гордости за нашу страну, за спортсменов, представляющих ее).

– Значит, отправляясь на соревнования, спортсмены едут туда не сами, не только по своему собственному желанию?

(нет, они – лучшие из лучших, поэтому им выпала честь представлять свою страну).

– Да, они представители своего государства, именно поэтому, когда спортсмены поднимаются на пьедестал почета, в их честь играет государственный Гимн.

– и они, и мы с вами, глядя на их слезы радости, испытываем чувство СОПРИЧАСТНОСТИ к своей стране, к своему народу.

А оно рождает в нас необходимость быть обществу полезным и стране (на магнитную доску прикрепляется карточка «СОПРИЧАСТНОСТЬ».

I. Стадия «Вызов» – создание проблемной ситуации.

1. Этап мотивации – самоопределения к учебной деятельности.

– Посмотрите на экран. Знаете ли вы эту спортсменку? (Это лыжница Лариса Лазутина – пятикратная чемпионка Олимпийских игр).

Давайте прочитаем, что она говорит о тех чувствах, которые переполняют душу спортсмена-победителя.

(Ты понимаешь, что  не должна быть  среди проигравших спортсменов… ты должна быть первой. На тебя надеются и верят! Еще одни рывок и  победа!!! Пока не знаешь про установленный рекорд. Еще даст о себе знать травмированное колено… Но  какое это  неповторимое чувство – быть первой! Все как в тумане: ревущие болельщики, поздравления тренеров… и даже скрытая зависть соперников. Но ты счастлива! Ты оправдала возложенные на тебя надежды, и тобой гордится страна!)

– Только ли о личных переживаниях рассказывает Лазутина?

(Нет, победа в таких соревнованиях – это не только личное достижение спортсмена, но и большая ответственность перед своей страной).

– Можно ли назвать человека, испытывающего такую ответственность перед своей страной, перед своим народом, гражданином?

(Да, конечно. Ведь он думает не только о своей славе, но и о спортивной славе целого государства, воспитавшего ее как спортсменку).

– Итак, мы с вами вывели еще одно морально-этическое понятие, которое поможет нам разобраться в сегодняшней проблеме (на магнитную доску прикрепляется карточка «ОТВЕТСТВЕННОСТЬ»).

2. Целеполагание

Прием «Дерево предсказаний»

– А теперь я прошу вас обратить внимание на доску и на тему классного часа, записанную на ней, а также на эпиграф к нашему занятию.

(ученица зачитывает вслух тему урока и эпиграф).

– Попробуйте определить цели нашего классного часа, основываясь на имеющуюся у вас информацию – тему, эпиграф.

(судя по имеющейся информации, на сегодняшнем занятии мы должны будем понять, кого можно назвать гражданином, какую пользу обществу и стране может принести человек, достойный называться гражданином).

hello_html_m52b56e9f.jpg

3. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии

Прием «Верите ли Вы, что…»

– Гражданин это …

1. Обращение к человеку (да);

2. Высокое звание, которым человека удостаивают за определенные поступки(да);

3. Лицо, принадлежащее к постоянному населению страны (да);

4. Лицо, имеющее только права (нет, гражданин обязательно должен иметь не только права, но и обязанности).

А каким должен быть гражданин? Какие обязанности он должен выполнять?

II. Стадия «Осмысление».

1. Выявление места и причины затруднений

Приём «Кластер» Совместить понятия

– чтобы найти ответ на эти вопросы, давайте обратимся к кластеру и совместим понятия, составив «словосочетания глагол + существительное». У каждого из вас на столе лежат маленькие копии этого кластера, которые послужат вам черновиком. Это парная работа.

hello_html_59fbf897.jpghello_html_3d688a6c.jpg

2. Построение проекта выхода из затруднения

Прием «Продвинутая лекция»

Сказка «Человек, который искал бессмертие»

В Великом городе Риме жил великий ученый, которого звали Грантэста, он прочел все книги на свете, знал всю мировую историю, решил все задачи, умел лечить все болезни. Годами не выходил он из своего дома, пока не вспомнил, что более 10 лет не видел свою мать. Грантэста отправился в родную деревню, по пути он встретил больного старика, который попросил его о помощи, Грантэста разозлился, так как старик отвлек его от решения очередной научной проблемы, и стал ругаться. На что старик сказал: «Когда-нибудь ты тоже станешь старым, и тогда поймешь, что мудрость только тогда является мудростью, когда живет рука об руку с добром». Растерялся Грантэста: он не хотел ни стареть, ни тем более умирать. Тогда он забыл о матери и вернулся в свой дом, чтобы найти рецепт бессмертия. В одной старой книге Грантэста узнал о стране, где никто не умирает, и он отправился на ее поиски. Много лет потратил ученый, но нашел ее – он же ученый! Спустя много лет он опять неожиданно вспомнил о матери и захотел похвастать перед односельчанами своим бессмертием. Фея дала Грантэсте коня, но предупредила, что ему нельзя прикасаться ногами к земле. Когда Грантэста приехал в родную деревню, он не нашел родительского дома, и никто ничего не слышал о старой Джонанне. Только один древний-древний старик вспомнил, что, когда он был маленьким, ему об этой женщине рассказывал его прадед. Он говорил, что Джованна была хорошей женщиной, но воспитала плохого сына, который забыл о матери и оставил ее на произвол судьбы. Тогда Грантэста спросил: «А как звали ее сына? Вы должны его помнить, ведь он был великим ученым и добыл себе бессмертие».

– Себе? А что он сделал для других, – ответил ему старик. Ни-че-го! Поэтому он мельче мухи, и помнить его незачем!

Разозлившись, Грантэста спрыгнул с коня, чтобы ударить старика, но в то же мгновение рассыпался в прах. Дунул легкий ветерок и развеял пыль по миру.

Прием «Беседа»

1. Кто является действующим лицом этой сказки?

Ученый (Грантэста)

2. Можно ли назвать его гражданином? Почему?

(нет, так как он живет только для себя, а гражданин должен думать о благе других людей, а значит, о благе общества и страны).

3. Реализация построенного проекта

Чтобы точнее разобраться, какими качествами должен обладать человек, имеющий право называться гражданином своей страны, поиграем в игру «Защитный зонтик»

У каждого на парте лежит конверт с дождевыми каплями тех черт характера, одни из которых очищают нашу жизнь, делают ее светлее, а другие, наоборот, омрачают, и с ними нужно бороться. Их мы оставим в темном конверте, а вот добрые разместим на картине, которую я специально для вас приготовила. Но только после того, как разберемся в их значении и приведем примеры (работа в микрогруппах, 3-5 минут).

Чтобы четче пояснить алгоритм действий перед началом работы учитель берет капельки с надписями «Экологическая культура» и «Безразличие».

– Мне досталась капелька «Экологическая культура». Она – часть общей культуры человека, уважительно отношение к природе, к окружающей среде. Примером проявления ЭК можно назвать и уборку пришкольной территории, и высаживание деревьев. Даже маленькая бумажка, брошенная мимо мусорного ведра, является нарушением ЭК. А вот капельку «Безразличие» мы оставим в темном конверте, так как она не сможет нам принести пользу обществу и стране.

hello_html_m2b229ee1.jpghello_html_m3d4a9c8e.jpg

hello_html_m7517054b.jpg

4. Закрепление с проговариванием во внешней речи

Защита проектов

hello_html_m568de9ff.jpg

Посмотрите, какой очищающий дождь принесли наши капельки добра, если каждый из нас станет жить согласно этим качествам, то мир станет чище и добрее.

III. Стадия «Рефлексия»

Наш классный час подходит к концу, мы много узнали, поняли, что быть полезным обществу и стране не так уж и сложно – все это вполне в наших силах. Это и хорошая учеба, и вежливое отношение друг к другу, и место в общественном транспорте, которое каждый из нас в силах уступить другому, и тяжелая сумка, которую мы поможем донести соседке.

Давайте мы с вами подумаем, какую пользу обществу и стране может принести каждый из нас (дети пишут на незабудках конкретное дело, которое они могут сделать, чтобы принести пользу и приклеивают цветок на дневник в качестве напоминания).

hello_html_m593fe1d5.jpg

Источник