Казахстан налог на добычу полезных ископаемых

Казахстан налог на добычу полезных ископаемых thumbnail

1. Ставки налога на добычу полезных ископаемых на общераспространенные полезные ископаемые и лечебные грязи исчисляются за единицу объема добытого общераспространенного полезного ископаемого и лечебной грязи исходя из размера месячного расчетного показателя, установленного законом о республиканском бюджете и действующего на 1 января соответствующего финансового года, и составляют: 

2. Ставки налога на добычу полезных ископаемых на подземные воды исчисляются за 1 кубический метр добытой подземной воды исходя из размера месячного расчетного показателя, установленного законом о республиканском бюджете и действующего на 1 января соответствующего финансового года, и составляют: 

№ п/п Наименование полезных ископаемых Ставки, в МРП 1 2 3 1. Подземная вода, добытая недропользователем, за исключением подземных вод, указанных в строках 2-14 настоящей таблицы 1,000 2. Подземная вода, добытая недропользователем, являющимся субъектом естественной монополии, и использованная им для предоставления услуг водоснабжения водопотребителям и организациям по водоснабжению в соответствии с законодательством Республики Казахстан о естественных монополиях  0,001 3. Подземная вода, добытая недропользователем и реализованная им субъекту естественной монополии, предоставляющему услуги водоснабжения в соответствии с законодательством Республики Казахстан о естественных монополиях  0,001 4. Подземная вода, добытая недропользователем и использованная им:
   4.1. при добыче (в том числе первичной переработке) и переработке других видов полезных ископаемых и (или) реализованная им другому недропользователю для использования последним при добыче (в том числе первичной переработке) и переработке других видов полезных ископаемых в пределах фактически переданной по системам водоснабжения воды, объем которой по показаниям прибора учета отражен в согласованном недропользователями документе 0,003 4.2. для выполнения обязанности работодателя по созданию работникам санитарно-гигиенических условий труда в соответствии с трудовым законодательством Республики Казахстан, в том числе для обеспечения санитарно-бытовых помещений (прачечные, туалеты, умывальные, душевые) 0,003 5. Подземная вода (шахтная, карьерная, рудничная), попутно добытая (попутно забранная, откачанная) при разведке и (или) добыче твердых полезных ископаемых, реализованная или использованная недропользователем для технического водоснабжения и других производственных нужд, производственно-техническая подземная вода 0,003 6. Подземная вода, добытая недропользователем и использованная им при эксплуатации объектов социальной сферы, определенных статьей 239 настоящего Кодекса, для осуществления медицинской деятельности, деятельности по организации отдыха работников, членов их семей, работников и членов семей взаимосвязанных сторон, а также деятельности по организации общественного питания работников 0,003 7. Подземная вода, добытая недропользователем и использованная им для содержания объектов социальной сферы, осуществляемого в рамках исполнения контрактных обязательств по развитию социальной сферы региона 0,003 8. Подземная вода, добытая недропользователем и использованная им для выполнения обязанности работодателя по организации питания работников, работающих вахтовым методом, в период нахождения их на объекте производства работ в соответствии с трудовым законодательством Республики Казахстан
  0,003 9. Подземная вода, добытая и использованная недропользователем для производства сельскохозяйственной продукции и (или) ее переработки 0,003 10. Подземная вода, добытая недропользователем, являющимся санаторно-курортной организацией (санаторий, профилакторий), и использованная им для оказания услуг по санаторно-курортному лечению в соответствии с законодательством Республики Казахстан о здравоохранении 0,003 11. Подземная вода, добытая недропользователем и реализованная им санаторно-курортной организации (санаторию, профилакторию) для оказания услуг по санаторно-курортному лечению в соответствии с законодательством Республики Казахстан о здравоохранении 0,003 12. Подземная вода, добытая недропользователем и использованная им для эксплуатации мест размещения туристов в соответствии с законодательством Республики Казахстан о туристской деятельности 0,003 13. Подземная вода, добытая недропользователем, являющимся детским оздоровительным лагерем в соответствии с законодательством Республики Казахстан об образовании, и использованная им для целей функционирования детского оздоровительного лагеря 0,003 14. Минеральная подземная вода, хозяйственно-питьевая подземная вода, добытая недропользователем и использованная им для производства алкогольной продукции, пищевой продукции и (или) безалкогольных напитков (за исключением подземной воды, использованной на цели, указанные в строках 4.2, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13) 0,250 

3. В случае отсутствия раздельного учета добытой подземной воды в целях применения ставок налога на добычу полезных ископаемых на подземные воды, установленных пунктом 2 настоящей статьи, применяется наибольший размер ставки. 

Сноска. Статья 748 с изменением, внесенным Законом РК от 02.04.2019 № 241-VI (вводится в действие с 01.01.2018).

Источник

Налог на добычу полезных ископаемых

Глава государства в своем Послании народу Казахстана от 6 февраля 2008 г. обозначил конкретные стратегические приоритеты в дальнейшей налоговой политике в РК, важнейшим из которых является разработка нового Налогового кодекса, который должен предусматривать снижение общей налоговой нагрузки для несырьевых секторов экономики, особенно для малого и среднего бизнеса, и обеспечить компенсацию ожидаемых потерь бюджета за счет повышения экономической отдачи от добывающего сектора.

Предлагаемые изменения и дополнения в действовавшее налоговое законодательство по вопросам налогообложения недропользователей обусловлены следующим.

Ранее контракты на недропользование заключались в период несовершенства законодательства, отсутствия правовой основы, регулирующей порядок установления баланса экономических интересов сторон. Это привело к тому, что контракты с относительно равным геологическим и экономическим потенциалом имеют разную налоговую нагрузку. Кроме того, имеются контракты, в которых установлены налоговые обязательства, но отсутствуют механизмы их исчисления, непрозрачны механизмы уплаты налога на сверхприбыль, ставки роялти устанавливались индивидуально в каждом контракте, что, соответственно, приводит к неравномерному распределению налоговой нагрузки на недропользователей.

В этих условиях задача государства – восстановление равномерной налоговой нагрузки для всех недропользователей.

Одним из путей решения данного вопроса является отмена нормы стабильности налогового режима контракта на недропользование. В связи с чем Налоговым кодексом предусматривается отмена стабильности налогового режима всех контрактов на недропользование, за исключением ранее заключенных СРП и контракта на недропользование, утвержденного Президентом РК.

Наряду с вышеназванными факторами введен налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ) взамен роялти, в связи с тем, что, как указывалось выше, ранее ставки роялти устанавливались индивидуально в каждом контракте, налоговая нагрузка на недропользователей распределена неравномерно. Введение НДПИ, в отличие от роялти, обеспечит равномерное и справедливое распределение налоговой нагрузки на недропользователей.

Плательщиками НДПИ являются недропользователи, осуществляющие добычу нефти, минерального сырья, подземных вод и лечебных грязей, включая извлечение полезных ископаемых из техногенных минеральных образований в рамках каждого отдельного заключенного контракта на недропользование.

НДПИ уплачивается недропользователем отдельно по каждому виду добываемых на территории РК минерального сырья, нефти, подземных вод и лечебных грязей.

НДПИ для нефтегазодобывающего сектора:

НДПИ по сырой нефти исчисляется:

– объем добытой сырой нефти, газового конденсата и природного газа, и стоимость сырой нефти, исчисленная, исходя из цен на нефть сортов Brent и Urals, публикуемых международными ценовыми агентствами Platt’s и Argus;

– при реализации на нефтеперерабатывающий завод, в том числе через третье лицо, НДПИ исчисляется как произведение фактического объема реализованных сырой нефти, газового конденсата и фактической покупной цены нефтеперерабатывающего завода за единицу продукции;

– при передаче для переработки в качестве давальческого сырья и (или) использовании недропользователем на собственные производственные нужды исчисляется как произведение фактического объема поставленных на нефтеперерабатывающий завод, в том числе через третье лицо, сырой нефти, газового конденсата и (или) использованных недропользователем на собственные производственные нужды и производственной себестоимости добычи единицы продукции, определяемой в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности и требованиями законодательства РК о бухгалтерском учете и финансовой отчетности, увеличенной на 20 процентов.

Ставки НДПИ на сырую нефть, газовый конденсат дифференцированы согласно шкале в зависимости от годовых объемов добычи, что позволяет учитывать различия в размерах месторождений. Кроме того, к ставкам НДПИ на сырую нефть, реализуемую на внутреннем рынке, применяется понижающий коэффициент 0,5.

НДПИ не уплачивается по природному газу, закачиваемому обратно в недра.

НДПИ для горнорудного сектора:

Объектом обложения по твердым полезным ископаемым является объем погашенных запасов полезных ископаемых за вычетом нормативных потерь. Для исчисления НДПИ:

– по металлам, котируемым на бирже (алюминий, медь, цинк, свинец, олово, никель, золото, серебро, платина, палладий) применяется стоимость металла, определяемая по процентному содержанию полезного ископаемого в концентрате и биржевой цены данного полезного ископаемого на Лондонской бирже металлов;

– по другим видам твердых полезных ископаемых, для которых отсутствуют публикуемые биржевые цены, применяется фактическая средняя цена реализации концентрата. При отсутствии реализации стоимость концентрата определяется исходя из себестоимости добычи и первичной переработки (обогащения), увеличенной на норму рентабельности в размере 20%. Ставки НДПИ на твердые полезные ископаемые дифференцированы в разрезе видов полезных ископаемых. Кроме этого, практика применения общего порядка обложения к недропользователям, осуществляющим добычу полезных ископаемых в сложных условиях (т.е. на низкорентабельных месторождениях, обводненных месторождениях, месторождениях, содержащих высоковязкое полезное ископаемое, малодебетных и выработанных месторождениях), в значительной мере влияет на рентабельность недропользователей.

Учитывая изложенное, Налоговым кодексом предусмотрено отнесение месторождения (группы месторождений, части месторождения) к категории низкорентабельных, высоковязких, обводненных, малодебетных и выработанных. Их перечень и порядок налогообложения в части налогов и специальных платежей, установленных разделом недропользования, определяется Правительством РК.

А. Рахметова, эксперт СУ НК МФ РК

Источник

Ставки налога на добычу полезных ископаемых, минерального сырья, в том числе прошедшего только первичную переработку, устанавливаются в следующих размерах:  


п/п  Наименование полезных ископаемых, минерального сырья, в том числе прошедшего только первичную переработку  Ставки, в процентах  1  2  3  4  1.  Руды черных, цветных и радиоактивных металлов  Хромовая руда (концентрат)  16,2 %  Марганцевая, железо-марганцевая руда (концентрат)  2,5 %  Железная руда (концентрат)  2,8%  Уран (продуктивный раствор, шахтный метод)  18,5 %  2.  Металлы  Медь  5,7 %  Цинк  7,0 %  Свинец  8,0 %  Золото, серебро, платина, палладий  5,0 %  Алюминий  0,25 %  Олово  3,0 %  Никель  6,0 %  3.  Минеральное сырье, содержащее металлы  Ванадий  4,0 %  Хром, титан, магний, кобальт, вольфрам, висмут, сурьма, ртуть, мышьяк и другие  6,0 %  4.  Минеральное сырье, содержащее редкие металлы  Ниобий, лантан, церий, цирконий  7,7 %  Галлий  1,0 %  5.  Минеральное сырье, содержащее рассеянные металлы  Селен, теллур, молибден  7,0 %  Скандий, германий, рубидий, цезий, кадмий, индий, талий, гафний, рений, осмий  6,0 %  6.  Минеральное сырье, содержащее радиоактивные металлы  Радий, торий  5,0 %  7.  Минеральное сырье, содержащее редкие металлы  Литий, бериллий, тантал, стронций   7,7%  8.  Минеральное сырье, содержащее редкоземельные металлы  Празеодим, неодим, прометий, самарий, европий, гадолиний, тербий, диспрозий, гольмий, эрбий, тулий, иттербий, лютений, иттрий  6,0%  Минеральное сырье, содержащее нерудные твердые полезные ископаемые  9.  Горючее, химическое и агрономическое минеральное сырье  Уголь каменный, бурый уголь, горючие сланцы  0%  Фосфориты  4,0%  Бораты, в том числе борный ангидрит  3,5%  Калийные и калийно-магниевые соли  6,0%  Барит  4,5%  Тальк  2,0%  Гипс  5,6%  Сера  6,0%  Флюориты  3,0%  Воластанит  3,5%  Шунгит  2,0%  Графит и др.  3,5%  Камнесамоцветное сырье  10.  Минеральное сырье, содержащее драгоценные камни  Алмаз, рубин, сапфир, изумруд, гранат, александрит, красная (благородная) шпинель, эвклаз, топаз, аквамарин и другие  12,0%  11.  Минеральное сырье, содержащее поделочные камни  Нефрит, яшма, жадеит, лазурит, радонит, малахит, авантюрин, агат, горный хрусталь, розовый кварц, бирюза, диоптаз, халцедон и другие   3,5%  12.  Минеральное сырье, содержащее технические камни  Алмазы технические, агат, корунд, циркон, яшма, серпентинит, асбест, слюда и другие  2,0%  13.  Прочее нерудное минеральное сырье
   Глиноземсодержащие породы (полевой шпат, пегматит)   2,5%  Каолин, вермикулит и прочие нерудные твердые полезные ископаемые, минеральное сырье, содержащее нерудные твердые полезные ископаемые   4,7% 

Если иное не установлено настоящей статьей, налог на добычу полезных ископаемых на все виды полезных ископаемых и минерального сырья, добываемых из состава забалансовых запасов по месторождению, уплачивается по ставке 0 процента. 

При этом ставка налога на добычу в размере 0 процента не применяется в случае реализации полезных ископаемых и минерального сырья, извлекаемых из состава забалансовых запасов, в том числе после первичной переработки (обогащения), за исключением случаев реализации полезных ископаемых и минерального сырья, добыча которых осуществляется на низкорентабельных месторождениях из состава забалансовых запасов, по которым ставка налога на добычу полезных ископаемых устанавливается в размере роялти, исчисленному по ставке и налогооблагаемой базе, установленным условиями контракта на недропользование, в редакции, действовавшей по состоянию на 31 декабря 2008 года. 

Источник

№641

Касательно ставки налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ), указанные в статье 748 Налогового Кодекса РК.

С 1 января 2018 года вступили в силу новые ставки налога на добычу полезных ископаемых (далее – НДПИ) в соответствии со статьей 748 Налогового Кодекса РК.
В соответствии с вышеуказанной нормой ставки на добычу полезных ископаемых разделены на три категории (метаморфические, магматические и осадочные горные породы).
В результате на сегодняшний день от недропользователей поступают жалобы на высокие ставки налогов на общераспространенные полезные ископаемые.
Особый резонанс повлекла утвержденная ставка на осадочные горные породы, а именно на пески и песчаники в размере 0,04 МРП за единицу объема, что негативно влияет на развитие малого и среднего бизнеса, осуществляющих деятельность по данному направлению.
Например, ТОО «Қызылорда Құрылыс Құрылымдары» в I квартале 2017 года произвел 30 тыс. м/куб строительного песка. В прошлом году ставка налога составляла – 5,6% за единицу объема добытого общераспространенного полезного ископаемого. Средняя рыночная цена за один м/куб строительного песка – 120 тенге. Таким образом, за I квартал 2017 года вышеуказанный недропользователь оплатил налог на сумму 201 600 тенге.
В соответствии с новой нормой Налогового Кодекса за I квартал текущего года данный недропользователь обязан за 30 тыс. м/куб оплатить налог на НДПИ на сумму 2 млн. 886 тыс. тенге, то есть в 14 раз больше по сравнению с 2017 годом (30 000*(0,4* 1МРП=96.2)=2 886 000 тг.).
Повышение ставки НДПИ на осадочные горные породы, в свою очередь приведет к вынужденному закрытию многих предприятий, тем самым за собой создаст цепную реакцию как сокращение рабочих мест и удорожание рыночной стоимости строительного песка.
Таким образом, сложившаяся ситуация приведет к возникновению социальной напряженности в обществе.
Кроме того, необходимо отметить, что метаморфическим и магматическим горным породам к которым относится гранит, мрамор у которых рыночная себестоимость в несколько раз дороже, чем песок, суглинки, соль утверждена ставка НДПИ в размере 0,02 МРП.
В связи с вышеизложенным, в целях урегулирования данного вопроса и недопущения социальной напряженности в обществе, считаем целесообразным внести соответствующие поправки в вышеуказанные нормы Налогового Кодекса, со снижением ставки налога на осадочные горные породы до 0,01 МРП за единицу объема.

Уровень проблемы:

Республиканская проблема

Источник информации о проблеме:

КЫЗЫЛОРДА РПП, АЛМАТЫ РПП, АЛМАТИНСКАЯ РПП

Предложение по решению проблемы:

Внести изменения в статью 748 НК РК касательно снижения ставки НДПИ на метаморфические, магматические горные и осадочные горные породы.

Пути решения:

1. Направить письмо в МФ РК, МНЭ РК;
2. Провести совещание с
заинтересованными госорганами, субъектами
предпринимательства;
3. В случае одобрения, принять меры по
внесению изменений в соответствующее законодательство.

Дата включения в реестр:

2018-07-20 00:00:00

Предполагаемые сроки решения:

2018-12-31 00:00:00

Ход исполнения:

08.04.2019; Законом РК «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам развития бизнес-среды и регулирования торговой деятельности» от 02.04.2019г. № 241 -VI внесены изменения в ст.748 НК в части снижения ставки налога на добычу полезных ископаемых на осадочные горные породы, в том числе галечники и гравий, гравийно-песчаная (песчано-гравийная) смесь, пески и песчаники, глины и глинистые породы (суглинки, алевролиты, аргиллиты, глинистые сланцы), соль поваренная, гипсовые породы, мергели, известняки, в том числе ракушечники, меловые породы, доломиты, известняково-доломитовые породы, кремнистые породы (трепел, опока, диатомит), природные пигменты, торф с 0,04 на 0,015 МРП. Дата введения данной нормы 1.01.2018г.

12.11.2018; В проекте Закона РК “О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам развития бизнес-среды и регулирования торговой деятельности” предусмотрена поправка в ст. 748 НК, в части снижения ставки НДПИ с 0,04 МРП на 0,15 МРП. Проект Закона РК внесен на рассмотрение в Мажилис Парламента

Решен/исполнен

Ответственный исполнитель:

Сапарова Акмарал Беловна

Эксперт 1 категории

ДЕПАРТАМЕНТ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ

a.saparova@palata.kz

Руководитель подразделения:

Жанбулатова Женыс Сайлаубековна

Директор

ДЕПАРТАМЕНТ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ

z.zhanbulatova@palata.kz

Скачать

Источник