Казахстан налог на добычу полезных ископаемых
1. Ставки налога на добычу полезных ископаемых на общераспространенные полезные ископаемые и лечебные грязи исчисляются за единицу объема добытого общераспространенного полезного ископаемого и лечебной грязи исходя из размера месячного расчетного показателя, установленного законом о республиканском бюджете и действующего на 1 января соответствующего финансового года, и составляют:
2. Ставки налога на добычу полезных ископаемых на подземные воды исчисляются за 1 кубический метр добытой подземной воды исходя из размера месячного расчетного показателя, установленного законом о республиканском бюджете и действующего на 1 января соответствующего финансового года, и составляют:
3. В случае отсутствия раздельного учета добытой подземной воды в целях применения ставок налога на добычу полезных ископаемых на подземные воды, установленных пунктом 2 настоящей статьи, применяется наибольший размер ставки.
Сноска. Статья 748 с изменением, внесенным Законом РК от 02.04.2019 № 241-VI (вводится в действие с 01.01.2018).
Налог на добычу полезных ископаемых
Глава государства в своем Послании народу Казахстана от 6 февраля 2008 г. обозначил конкретные стратегические приоритеты в дальнейшей налоговой политике в РК, важнейшим из которых является разработка нового Налогового кодекса, который должен предусматривать снижение общей налоговой нагрузки для несырьевых секторов экономики, особенно для малого и среднего бизнеса, и обеспечить компенсацию ожидаемых потерь бюджета за счет повышения экономической отдачи от добывающего сектора.
Предлагаемые изменения и дополнения в действовавшее налоговое законодательство по вопросам налогообложения недропользователей обусловлены следующим.
Ранее контракты на недропользование заключались в период несовершенства законодательства, отсутствия правовой основы, регулирующей порядок установления баланса экономических интересов сторон. Это привело к тому, что контракты с относительно равным геологическим и экономическим потенциалом имеют разную налоговую нагрузку. Кроме того, имеются контракты, в которых установлены налоговые обязательства, но отсутствуют механизмы их исчисления, непрозрачны механизмы уплаты налога на сверхприбыль, ставки роялти устанавливались индивидуально в каждом контракте, что, соответственно, приводит к неравномерному распределению налоговой нагрузки на недропользователей.
В этих условиях задача государства – восстановление равномерной налоговой нагрузки для всех недропользователей.
Одним из путей решения данного вопроса является отмена нормы стабильности налогового режима контракта на недропользование. В связи с чем Налоговым кодексом предусматривается отмена стабильности налогового режима всех контрактов на недропользование, за исключением ранее заключенных СРП и контракта на недропользование, утвержденного Президентом РК.
Наряду с вышеназванными факторами введен налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ) взамен роялти, в связи с тем, что, как указывалось выше, ранее ставки роялти устанавливались индивидуально в каждом контракте, налоговая нагрузка на недропользователей распределена неравномерно. Введение НДПИ, в отличие от роялти, обеспечит равномерное и справедливое распределение налоговой нагрузки на недропользователей.
Плательщиками НДПИ являются недропользователи, осуществляющие добычу нефти, минерального сырья, подземных вод и лечебных грязей, включая извлечение полезных ископаемых из техногенных минеральных образований в рамках каждого отдельного заключенного контракта на недропользование.
НДПИ уплачивается недропользователем отдельно по каждому виду добываемых на территории РК минерального сырья, нефти, подземных вод и лечебных грязей.
НДПИ для нефтегазодобывающего сектора:
НДПИ по сырой нефти исчисляется:
– объем добытой сырой нефти, газового конденсата и природного газа, и стоимость сырой нефти, исчисленная, исходя из цен на нефть сортов Brent и Urals, публикуемых международными ценовыми агентствами Platt’s и Argus;
– при реализации на нефтеперерабатывающий завод, в том числе через третье лицо, НДПИ исчисляется как произведение фактического объема реализованных сырой нефти, газового конденсата и фактической покупной цены нефтеперерабатывающего завода за единицу продукции;
– при передаче для переработки в качестве давальческого сырья и (или) использовании недропользователем на собственные производственные нужды исчисляется как произведение фактического объема поставленных на нефтеперерабатывающий завод, в том числе через третье лицо, сырой нефти, газового конденсата и (или) использованных недропользователем на собственные производственные нужды и производственной себестоимости добычи единицы продукции, определяемой в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности и требованиями законодательства РК о бухгалтерском учете и финансовой отчетности, увеличенной на 20 процентов.
Ставки НДПИ на сырую нефть, газовый конденсат дифференцированы согласно шкале в зависимости от годовых объемов добычи, что позволяет учитывать различия в размерах месторождений. Кроме того, к ставкам НДПИ на сырую нефть, реализуемую на внутреннем рынке, применяется понижающий коэффициент 0,5.
НДПИ не уплачивается по природному газу, закачиваемому обратно в недра.
НДПИ для горнорудного сектора:
Объектом обложения по твердым полезным ископаемым является объем погашенных запасов полезных ископаемых за вычетом нормативных потерь. Для исчисления НДПИ:
– по металлам, котируемым на бирже (алюминий, медь, цинк, свинец, олово, никель, золото, серебро, платина, палладий) применяется стоимость металла, определяемая по процентному содержанию полезного ископаемого в концентрате и биржевой цены данного полезного ископаемого на Лондонской бирже металлов;
– по другим видам твердых полезных ископаемых, для которых отсутствуют публикуемые биржевые цены, применяется фактическая средняя цена реализации концентрата. При отсутствии реализации стоимость концентрата определяется исходя из себестоимости добычи и первичной переработки (обогащения), увеличенной на норму рентабельности в размере 20%. Ставки НДПИ на твердые полезные ископаемые дифференцированы в разрезе видов полезных ископаемых. Кроме этого, практика применения общего порядка обложения к недропользователям, осуществляющим добычу полезных ископаемых в сложных условиях (т.е. на низкорентабельных месторождениях, обводненных месторождениях, месторождениях, содержащих высоковязкое полезное ископаемое, малодебетных и выработанных месторождениях), в значительной мере влияет на рентабельность недропользователей.
Учитывая изложенное, Налоговым кодексом предусмотрено отнесение месторождения (группы месторождений, части месторождения) к категории низкорентабельных, высоковязких, обводненных, малодебетных и выработанных. Их перечень и порядок налогообложения в части налогов и специальных платежей, установленных разделом недропользования, определяется Правительством РК.
А. Рахметова, эксперт СУ НК МФ РК
Ставки налога на добычу полезных ископаемых, минерального сырья, в том числе прошедшего только первичную переработку, устанавливаются в следующих размерах:
п/п
Если иное не установлено настоящей статьей, налог на добычу полезных ископаемых на все виды полезных ископаемых и минерального сырья, добываемых из состава забалансовых запасов по месторождению, уплачивается по ставке 0 процента.
При этом ставка налога на добычу в размере 0 процента не применяется в случае реализации полезных ископаемых и минерального сырья, извлекаемых из состава забалансовых запасов, в том числе после первичной переработки (обогащения), за исключением случаев реализации полезных ископаемых и минерального сырья, добыча которых осуществляется на низкорентабельных месторождениях из состава забалансовых запасов, по которым ставка налога на добычу полезных ископаемых устанавливается в размере роялти, исчисленному по ставке и налогооблагаемой базе, установленным условиями контракта на недропользование, в редакции, действовавшей по состоянию на 31 декабря 2008 года.
№641
Касательно ставки налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ), указанные в статье 748 Налогового Кодекса РК.
С 1 января 2018 года вступили в силу новые ставки налога на добычу полезных ископаемых (далее – НДПИ) в соответствии со статьей 748 Налогового Кодекса РК.
В соответствии с вышеуказанной нормой ставки на добычу полезных ископаемых разделены на три категории (метаморфические, магматические и осадочные горные породы).
В результате на сегодняшний день от недропользователей поступают жалобы на высокие ставки налогов на общераспространенные полезные ископаемые.
Особый резонанс повлекла утвержденная ставка на осадочные горные породы, а именно на пески и песчаники в размере 0,04 МРП за единицу объема, что негативно влияет на развитие малого и среднего бизнеса, осуществляющих деятельность по данному направлению.
Например, ТОО «Қызылорда Құрылыс Құрылымдары» в I квартале 2017 года произвел 30 тыс. м/куб строительного песка. В прошлом году ставка налога составляла – 5,6% за единицу объема добытого общераспространенного полезного ископаемого. Средняя рыночная цена за один м/куб строительного песка – 120 тенге. Таким образом, за I квартал 2017 года вышеуказанный недропользователь оплатил налог на сумму 201 600 тенге.
В соответствии с новой нормой Налогового Кодекса за I квартал текущего года данный недропользователь обязан за 30 тыс. м/куб оплатить налог на НДПИ на сумму 2 млн. 886 тыс. тенге, то есть в 14 раз больше по сравнению с 2017 годом (30 000*(0,4* 1МРП=96.2)=2 886 000 тг.).
Повышение ставки НДПИ на осадочные горные породы, в свою очередь приведет к вынужденному закрытию многих предприятий, тем самым за собой создаст цепную реакцию как сокращение рабочих мест и удорожание рыночной стоимости строительного песка.
Таким образом, сложившаяся ситуация приведет к возникновению социальной напряженности в обществе.
Кроме того, необходимо отметить, что метаморфическим и магматическим горным породам к которым относится гранит, мрамор у которых рыночная себестоимость в несколько раз дороже, чем песок, суглинки, соль утверждена ставка НДПИ в размере 0,02 МРП.
В связи с вышеизложенным, в целях урегулирования данного вопроса и недопущения социальной напряженности в обществе, считаем целесообразным внести соответствующие поправки в вышеуказанные нормы Налогового Кодекса, со снижением ставки налога на осадочные горные породы до 0,01 МРП за единицу объема.
Уровень проблемы:
Республиканская проблема
Источник информации о проблеме:
КЫЗЫЛОРДА РПП, АЛМАТЫ РПП, АЛМАТИНСКАЯ РПП
Предложение по решению проблемы:
Внести изменения в статью 748 НК РК касательно снижения ставки НДПИ на метаморфические, магматические горные и осадочные горные породы.
Пути решения:
1. Направить письмо в МФ РК, МНЭ РК;
2. Провести совещание с
заинтересованными госорганами, субъектами
предпринимательства;
3. В случае одобрения, принять меры по
внесению изменений в соответствующее законодательство.
Дата включения в реестр:
2018-07-20 00:00:00
Предполагаемые сроки решения:
2018-12-31 00:00:00
Ход исполнения:
08.04.2019; Законом РК «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам развития бизнес-среды и регулирования торговой деятельности» от 02.04.2019г. № 241 -VI внесены изменения в ст.748 НК в части снижения ставки налога на добычу полезных ископаемых на осадочные горные породы, в том числе галечники и гравий, гравийно-песчаная (песчано-гравийная) смесь, пески и песчаники, глины и глинистые породы (суглинки, алевролиты, аргиллиты, глинистые сланцы), соль поваренная, гипсовые породы, мергели, известняки, в том числе ракушечники, меловые породы, доломиты, известняково-доломитовые породы, кремнистые породы (трепел, опока, диатомит), природные пигменты, торф с 0,04 на 0,015 МРП. Дата введения данной нормы 1.01.2018г.
12.11.2018; В проекте Закона РК “О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам развития бизнес-среды и регулирования торговой деятельности” предусмотрена поправка в ст. 748 НК, в части снижения ставки НДПИ с 0,04 МРП на 0,15 МРП. Проект Закона РК внесен на рассмотрение в Мажилис Парламента
Решен/исполнен
Ответственный исполнитель:
Сапарова Акмарал Беловна
Эксперт 1 категории
ДЕПАРТАМЕНТ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ
a.saparova@palata.kz
Руководитель подразделения:
Жанбулатова Женыс Сайлаубековна
Директор
ДЕПАРТАМЕНТ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ
z.zhanbulatova@palata.kz
Скачать