Карта смоленской области полезные ископаемые смоленской области

Смоле́нская о́бласть (Смоленщина) — субъект Российской Федерации, входит в состав Центрального федерального округа. Граничит с Московской, Калужской, Брянской, Псковской и Тверской областями России, а также с Могилёвской и Витебской областями Белоруссии. Площадь области составляет 49 779 км². Протяжённость с севера на юг составляет 250 км, а с запада на восток — 280 км.

Географическое положение[править | править код]

Смоленская область расположена в центральной части Восточно-Европейской (Русской) равнины. Большую часть области занимает Смоленско-Московская возвышенность, на северо-западе располагается Прибалтийская низменность, на юге Приднепровская низменность. На западе область граничит с Белоруссией (Витебская и Могилёвская) области, на севере с Псковской и Тверской областями, на востоке с Московской областью, на юго-востоке с Калужской областью, на юге с Брянской областью. Область находится в умеренном климатическом поясе, область умеренно континентального климата.

Рельеф[править | править код]

В целом поверхность волнистая, с холмистыми участками и сравнительно глубоко врезанными речными долинами.

Большая часть территории находится в пределах Смоленской, Духовщинской (до 282 м) и Вяземской возвышенностей. Максимальная отметка региона — 321 м у деревни Марьино Вяземского района. На северо-западе — моренные гряды (Слободская (до 241 м) и другие), участки Витебской (до 232 м) и Валдайской возвышенностей. На востоке участок Московской возвышенности (высоты до 255 м).

Низины — Вазузская, Верхнеднепровская, Березинская; Приднепровская низменность на крайнем юге области с абсолютными отметками от 175 до 180 м и Прибалтийская в северо-западной части где находится самая низкая отметка — 141 м по берегу реки Западная Двина на границе с Белоруссией.

Полезные ископаемые[править | править код]

На территории области обнаружено около 30 видов полезных ископаемых, имеющих осадочное происхождение. Наиболее распространённые: бурый уголь, различные глины и суглинки, торф, каменная соль, песчано-гравийные материалы и булыжный камень, стекольные, формовочные и строительные пески, известковые туфы, известняки, доломиты, мел, мергели, фосфориты, трепела (олоки), глауконит, гипс, сапропели, лечебные грязи, минеральные воды, рассолы, а также различные руды, охра, серный колчедан, ратовкит, вивианит, кремний, горный хрусталь. Большинство месторождений разведано и эксплуатируется[1].

В восточной и юго-восточной частях области залегают бурые угли Подмосковного угольного бассейна. Детально разведаны около 30 месторождений суммарным запасом 400 млн т.

Распространены поверхностные залежи торфа, насчитывается 1154 месторождения с общими запасами более 300 млн т, особенно массивные находятся в Духовщинском и Руднянском районах. Насчитывается 233 месторождения сапропелей с общими запасами 170 млн т.

Разведаны месторождения каменной соли — вскрыты пласты мощностью от 15 до 51 м с прослойками калийных солей, фосфоритов — общие запасы до 10 млн т с содержанием Р2O5 до 18 %.

Повсеместно распространены известковые туфы, общий запас которых около 7 млн т, известняки (сравнительно неглубоко залегают в центральной и западной частях области, общие запасы 2,4 млн м³); мел (распространён в южной части области, максимальная толщина пласта до 36 м); огнеупорные, лёгкоплавкие, бентонитовые и строительные глины; доломиты, мергель, трепел, глауконит, гипс, стекольные и строительные пески, песчано-гравийные материалы.

Кроме того, встречаются лечебные грязи и высококачественные минеральные воды и рассолы.

Климат[править | править код]

Климат умеренно континентальный. Средняя температура января −9 °C, июля +17 °C. Для большей части области различия в температуре невелики, лишь южные районы имеют более высокую температуру (примерно на 1°). Относится к избыточно увлажняемым территориям, осадков от 630 до 730 мм в год, больше в северо-западной части — где чаще проходят циклоны, максимум летом. Среднегодовое количество дней с осадками от 170 до 190. Вегетационный период 129—143 дня. Период с положительной среднесуточной температурой воздуха продолжается 213—224 дня. Средняя продолжительность безморозного периода 125—148 дней. Для области характерна значительная изменчивость циркуляции атмосферы в течение года, что приводит к весьма заметным отклонениям температуры и осадков от средних многолетних. Распределение осадков в течение года также неравномерно — наибольшее количество их выпадает летом (порядка 225—250 мм). За год в целом преобладают ветры западного, юго-западного и южного направлений. Также Смоленская область характеризуется высокой облачностью (наибольшее количество ясных дней весной — до 10 %)[1].

На территории региона действуют четыре метеорологические станции Росгидромета[2], действует Смоленская аэрологическая станция.

Гидрография[править | править код]

Основная река области — Днепр с притоками Сож, Десна, Вопь, Вязьма. К бассейну Волги относятся реки Вазуза и её приток Гжать, а также приток Оки река Угра. На северо-западе протекает короткий участок Западной Двины и её приток река Каспля.

В области несколько сотен озёр, из них особенно красивы ледниковые на северо-западе (более 160 с площадью зеркала не менее 1 га): Каспля, Свадицкое, Велисто и др. Самое крупное среди них Акатовское (655 га), самое глубокое — Баклановское (28 метров). Самое крупное карстовое озеро — Калыгинское.

Среди крупных водохранилищ можно подчеркнуть снабжающие водой Москву Вазузское и Яузское водохранилища на северо-востоке, а также охладители электростанций — Смоленское водохранилище на севере у посёлка Озёрного и Десногорское водохранилище на юге области около города Десногорска.

В недрах залегают около 40 водоносных горизонтов. Общие ресурсы инфильтрации подземных вод оцениваются в 4,75 млрд м³/год.

Почвы[править | править код]

Преобладающим типом почв являются дерново-подзолистые (78 % площади) в южной части области в основном супесчаного в остальной части суглинистого типов. Реже встречаются типичные подзолы, дерновые, различные виды болотных и пойменных почв. Отмечается низкое содержание гумуса и деградация плодородия, а в результате прекращения мелиорации местами развивается водная эрозия почв.

Читайте также:  Идеи для вкусного и полезного завтрака

Растительность[править | править код]

Смоленская область расположена в подтаёжной зоне смешанных широколиственно-тёмнохвойных лесов. Растительность представлена лесами, лугами, болотами, водной растительностью, посевами культурных растений. Леса (осина, берёза, ель) на 2000-е занимают около 38,2 % территории. Высокая лесистость в Угранском, Демидовском, Духовщинском и Холм-Жирковском районах (более 50 % территории районов покрыто лесами). На территории области преобладают мелколиственные и хвойные породы, среди которых наиболее многочисленны берёза двух видов и ель (приблизительно по 35 % от общего количества деревьев), также большую долю составляют сосна и осина (около 12 % по отдельности), меньше распространены два вида ольхи. Довольно обильны и широколиственные породы: дуб, липа, ясень, клён, два вида вяза, составляющие заметную примесь в лесах, а в ряде случаев доминирующие в древостое. Во флоре лугов преобладают многолетние виды: тимофеевка луговая, овсяница луговая, мятлик луговой, ежа сборная и др. и вместе с бобовыми культурами (клевер) составляют основу растительного покрова. Широко распространены на лугах однолетние полупаразиты: погремок малый, очанки, мытники. В почвах лугов насчитывается до 80 видов водорослей. Болота занимают на территории области значительные площади с преобладанием низинных болот. На них произрастают различные виды осок (острая, пузырчатая, лисья), тростник обыкновенный, хвощ болотный, хвощ приречный и др.; на почве — зелёные блестящие гипновые мхи. Из древесных растений на болотах можно встретить сосну обыкновенную, берёзу пушистую и некоторые виды ив[1].

Общая площадь лесного фонда — 2100 тыс. га, запасы древесины — около 230 млн м³, в том числе хвойных пород — 55 млн м³. Запасы распространены неравномерно, в основном в верховьях Днепра и на юге — юго-востоке (по долине р. Угры). Выделяются незначительные участки широколиственно-сосновых лесов на крайнем юге и сосновых лесов в Прибалтийской низменности.

Животный мир[править | править код]

В области обитают представители 14 типов животных. Некоторые виды, обитающие на территории Смоленской области, занесены в Красную книгу области и России[1].

Из млекопитающих в области встречаются: заяц-русак, лось, лисица, волк, куница, бурый медведь и др.

Из птиц — дятел, снегирь, дрозд, глухарь, сова, аист и др.

В водоёмах области обитает более 45 видов рыб (обычный ёрш, карась, карп, лещ, окунь, плотва, ротан, щука, сом), часть из них завезённые. По программе «Развитие рыбного хозяйства Смоленской области» на 2009—2012 годы будет происходить активное зарыбление водоёмов Смоленщины — Днепра (стерлядь), а также озёр Акатовское, Большое Рутавечь и Смоленское водохранилище (толстолобик, белый амур)[3]:

«Раньше у нас водился днепровский осётр. Но из-за заиления нерестовых мест, гидросооружений и дамб, была нарушена миграция. Потом потихоньку браконьеры всех осетровых и выловили. Сейчас уже созданы благоприятные условия. Мы завозим стерлядь с прошлого года. Как только первая рыба начнёт нереститься — выпуск прекратим. Это произойдёт через три-четыре года»

Многочисленны различные насекомые. Достоверно выявлено около 2000 видов, что составляет только 10 % от их реального количества на территории области[1].

В области обитает несколько видов рептилий — ящерицы (ломкая веретеница, прыткая ящерица) и змеи (обыкновенная гадюка, уж обыкновенный, медянка).

Земноводные представлены — тритонами (обыкновенный и гребенчатый), жабами (серая и зелёная) и лягушками (травяная, озёрная, прудовая, съедобная).

Охрана природы и экологическое состояние[править | править код]

На территории Смоленской области создан национальный парк «Смоленское Поозерье» общей площадью около 150 тыс. га, охраняющий, в том числе и значимые фонды леса от распространившейся незаконной вырубки. Парк был создан в 1992 году на основании специального постановления правительства Российской Федерации[4]. Также действует природный парк «Гагаринский» общей площадью 55 тыс. га, созданный в 2007 году[5][6].

В настоящее время охране подлежат 131 вид животных, 87 видов растений, 1 вид грибов и 2 вида лишайников — все они занесены в Красную книгу Смоленской области. Материалы, помещённые в Красную книгу, в некоторой степени носят предварительный характер[4].

В области функционирует 13 государственных биологических заказников, общей площадью — 293,655 тыс.га: общевидовые (Шумячский, Хиславичский), заказники выхухоля (Соловьевский), кабана (Междуреченский), косули (Угранский, Велижский), глухаря (Смоленский, Руднянский, Дорогобужский), выдры, бобра (Ершичский, Сычевский), оленя (Ельнинский), лося (Краснинский)[7].

Экологические проблемы Смоленской области[8]:

  • загрязнение токсичными, бытовыми и другими отходами (техногенная перегрузка, нерациональная структура производства и природопользования)
  • недостаточный уровень экологической сознательности, образованности и культуры
  • превышение среднегодового уровня загрязнения атмосферного воздуха в городах и посёлках
  • вода во многих водоёмах не отвечает нормативным требованиям по качеству
  • деградация ландшафтов, снижение плодородия почв
  • экологически несовершенные технологии в промышленности, сельском хозяйстве, энергетике и на транспорте

Основной вклад в загрязнение вносят предприятия Смоленская ГРЭС и ОАО «Дорогобуж». Самые загрязнённые районы: Духовщинский, Дорогобужский и Смоленский[8].

Читайте также:  Полезно ли не есть по утрам для похудения

Примечания[править | править код]

Ссылки[править | править код]

  • Смоленская область. Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации. Дата обращения 24 ноября 2014.

Источник

Технологическая карта урока

Данные об учителе: Гайдаржийская Татьяна Александровна, первая категория, МБОУ СОШ №15 г. Смоленска

Предмет: окружающий мир

Класс: 4

Учебник (УМК): А.А. Плешаков: Учебник для общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2011.

Тема урока: Полезные ископаемые Смоленской области

Тип урока: урок изучения нового материала

Оборудование: доска, мультимедийное оборудование

Характеристика учебных возможностей и предшествующих достижений учащихся класса, для которого проектируется урок:

Учащиеся владеют

регулятивными УУД:

формулировать вопросы по теме на основе опорных (ключевых и вопросительных) слов;

познавательными УУД:

  • выделять и структурировать информацию, существенную для решения проблемы, под руководством учителя;

личностные УУД:

  • осуществлять рефлексию своего отношения к содержанию темы по заданному алгоритму.

У учащихся недостаточно сформированы:

коммуникативные УУД:

  • эффективно сотрудничать, осуществляя взаимопомощь и взаимоконтроль.

Цели урока:

Познакомить обучающихся с основными полезными ископаемыми Смоленской области.

Задачи урока:

Образовательная:

  • познакомить детей с полезными ископаемыми Смоленской области, их некоторыми свойствами, способами добычи, профессиями людей, добывающих полезные ископаемые.

Развивающая:

  • коррекция произношения, формирование навыков употребления слов в соответствии с их лексическим значением, развитие связной речи, обогащение словарного запаса, развитие зрительной памяти, ассоциативной памяти, мышления детей, развитие моторики пальцев рук, учить сравнивать, обобщать, развивать умение выделять главное, развивать познавательную активность детей.

Воспитывающая:

  • прививать понятие о необходимости бережного отношения к природе,

  • воспитывать толерантность, самостоятельность, преодоление замкнутости, чувство коллективизма.

формулировать информационный запрос

Регулятивные УУД:

повторить ранее изученный материал

Мотивационно-целевой этап

• вызвать эмоциональный настрой и познавательный интерес к теме;

• организовать самостоятельное формулирование вопросов и постановку цели

Формирование информа-ционного запроса:

Фронталь-ная индивиду-альная

1.Проводит беседу о том, что знают о важности полезных ископаемых.

2. Предъявляет фразу с информацией проблемного характера.

3. Предлагает задать вопросы, возникшие в связи с данной информацией, используя вопросительные слова

1. Делятся мнениями на поставленную проблему

2. Нахождение значков полезных ископаемых на карте.

3. Формулируют и задают вопросы.

Личностные УУД:

проявлять интерес к новому содержанию, осознавая неполноту своих знаний

Познавательные УУД:

формулировать информационный запрос

Регулятивные УУД:

определять цели учебной деятельности

Ориентировоч-ный этап

• организовать самостоятельное планирование и выбор методов поиска информации

Беседа

фронталь-ная

Задает вопрос о способах получения нового знания, необходимого для ответа на возникшие вопросы, предлагает способ и последовательность действий

Называют известные им источники и методы поиска информации и знакомятся с предложенной учителем последовательностью действий

Регулятивные УУД:

планировать,т.е. составлять план действий с учетом конечного результата.

Поисково-исследователь-ский этап

• организовать осмысленное восприятие новой информации

Рассказ

Фронталь-ная, индивидуальная

1. Сообщает 1 часть информации по теме урока

2. Предлагает ответить на вопросы, которые получены из 1 части рассказа.

3. Сообщает 2 часть информации. Предлагает схему для изучения полезных ископаемых.

4. Предлагает найти ответы на вопросы в ходе практической работы.

1. Слушают новый материал.

2. Делают пометки, называют вопросы и дают на них ответы.

3. Формулируют новые вопросы по изучаемой теме.

Познавательные УУД:

извлекать необходимую информацию из прослушанных текстов;

структурировать знания;

Коммуникативные УУД:

вступать в диалог, с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Предметные УУД:

давать определения новым понятиям темы;

называть способы решения уравнения.

Практический этап

• обеспечить осмысленное усвоение и закрепление знаний

Практи-ческая работа

Групповая, фронталь-ная

1. Дает изображение первого полезного ископаемого.

2. Помогает вспомнить название данного полезного ископаемого.

3. Коррекция действий учащихся.

4. Задает вопросы о результатах исследования

1. Выполняют задания,

2. Сообщают о результатах.

3. Полученную информацию оформляют в соответствии с заданной схемой.

4. Отвечают на поставленные вопросы

Предметные УУД:

Различать полезные ископаемые, знать их свойства и применение. Познавательные УУД:

анализировать и сравнивать объекты, подводить под понятие;

Рефлексивно-оценочный этап

• осмысление процесса и результата деятельности

Беседа, высказывание

Индиви-дуальная, фронталь-ная

1. Предлагает оценить факт достижения цели урока: на все ли вопросы найдены ответы.

2. Предлагает каждому обучающемуся выполнить тест

3. Организация обмена мнениями обучающими о работе на уроке

1. Оценивают степень достижения цели, определяют круг новых вопросов.

  1. Выполняют тест

  1. Высказывания обучающихся

Регулятивные УУД:

констатировать необходимость продолжения действий

Познавательные УУД:

Выполнять задания в тесте

Коммуникативные УУД:

адекватно отображать свои чувства, мысли в речевом высказывании

Дата: Подпись учителя:

Ход урока

Учитель приветствует учащихся, проверяет их готовность к уроку.

Прозвенел звонок, дружок!

Пригласил нас на урок.

Вы тихонечко сидите,

На учителя глядите.

Мы начинаем нашу работу, и помните, рядом с каждым из вас надежные друзья, которые поддержат вас в любую минуту и с удовольствием разделят ваши радости.

Читайте также:  Полезные свойства смеси меда лимона и имбиря

И я всегда помогу вам в вашем нелегком деле – учёбе.

Обучающиеся готовы к началу работы.

Этап повторение

А сейчас мне понадобится ваша помощь.

Мы начинаем урок…

Это урок, на котором мы….

На прошлом уроке мы вели речь о…

И познакомились с их…

Проверим, как вы запомнили условные обозначения полезных ископаемых

Обучающиеся продолжают фразу

– окружающего мира

– изучаем окружающий нас мир

– полезных ископаемых

– условными обозначениями

Дети по очереди выходят к доске и соединяют значок полезного ископаемого с его названием.

Этап актуализация знаний.

Учитель читает сказку о споре полезных ископаемых

– Кто спорил в этой сказке?

– А почему они затеяли этот спор?

– О чем шла речь в споре?

– Какова будет тема нашего урока?

– А если вспомнить, что мы на уроке окружающего мира сейчас работаем над разделом…

– то тема урока будет звучать…

– Все ли названные полезные ископаемые можно встретить у нас в области?

– Как узнать какие?

– Итак, в ходе нашей работы над темой мы должны будем выяснить…

Слушают

Ответы обучающихся

Высказываются о своих целях

– наш край

– полезные ископаемые Смоленской области

Работа с картой

– свойства полезных ископаемых и их применение в хозяйственной деятельности человека.

Этап изучения нового

материала

  1. Рассказ учителя о полезных ископаемых Смоленской области.

  2. Распределение полезных ископаемых по группам в зависимости от их назначения.

– Я приглашаю вас в геологическую экспедицию.

Слушают

Физпауза

По дорожке шли, шли

Много камушков нашли.

Сели, собрали

И дальше пошли.

Выполняют упражнение

Практический этап

– В нашей экспедиции снаряжение нам будет служить ручка и дневник геолога. Заполнять дневник геолога мы будем в соответствии со схемой.

  1. Показывает изображение первого полезного ископаемого (глина)

  2. Предлагает найти его в коллекции

  1. Просит изучить приложение 1 и выбрать необходимую информацию для заполнения дневника геолога.

Дети разрабатывают схему изучения полезных ископаемых

Отвечают на вопросы

Изучаю полезное ископаемое

из коллекции

Читают приложение 1, выбирая необходимую информацию для заполнения дневника геолога

Физпауза

Мы немножко отдохнем.

Встанем, глубоко вздохнем

Дети по лесу гуляли,

За природой наблюдали.

Вверх на солнце посмотрели,

И их лучики согрели

Чудеса у нас на свете:

Стали маленькими дети.

А потом все дружно встали

Великанами все стали.

Выполняют упражнение

Практический этап

  1. Показывает изображение второго полезного ископаемого (известняк)

  2. Предлагает найти его в коллекции

  1. Просит изучить приложение 2 и выбрать необходимую информацию для заполнения дневника геолога.

Отвечают на вопросы

Изучаю полезное ископаемое

из коллекции

Читают приложение 2, выбирая необходимую информацию для заполнения дневника геолога

Физпауза

Мы к лесной опушке вышли,

Поднимая ноги выше

Через кустики и кочки,

Через ветви и пенечки.

Кто высоко так шагал –

Не споткнулся, не упал.

К речки быстро мы спустились

Наклонились и умылись.

Выполняют упражнение

Практический этап

  1. Показывает изображение третьего полезного ископаемого (торф)

  2. Предлагает найти его в коллекции

  1. Просит изучить приложение 3 и выбрать необходимую информацию для заполнения дневника геолога.

Отвечают на вопросы

Изучаю полезное ископаемое

из коллекции

Читают приложение 3, выбирая необходимую информацию для заполнения дневника геолога

Физпауза

Медвежата в чаще жили,

Головой своей крутили.

Медвежата мёд искали

Дружно дерево качали.

Вперевалочку ходили и из речки воду пили.

Выполняют упражнение

Практический этап

  1. Показывает изображение четвертого полезного ископаемого (бурый уголь)

  2. Предлагает найти его в коллекции

  1. Просит изучить приложение 4 и выбрать необходимую информацию для заполнения дневника геолога.

Отвечают на вопросы

Изучаю полезное ископаемое

из коллекции

Читают приложение 4, выбирая необходимую информацию для заполнения дневника геолога

Физпауза

Белки прыгают по елкам,

Собирают белки шишки.

Не пугают их иголки –

Белки – ловкие малышки

Мы под елками сидим

И на белочек глядим.

Выполняют упражнение

Этап закрепление изученного материала

Предлагает выполнить тест (приложение 5)

Предлагает выполнить самопроверку

Выполняют тест

Проверяют

Этап подведение итогов.

1.

– Сегодня на уроке мы работали над темой…

– Начиная свою работу, мы определились с вами, что в ходе неё мы…

– Получилось?

– Легко ли вы справлялись со всеми заданиями?

– Где вы испытывали затруднения?

2.

узнал

Я смог

запомнил

Ответы ребят

Ребята дают анализ своей работе

Домашнее задание.

Запишем домашнее задание.

1 уровень – знать информацию о полезных ископаемых из дневника геолога

2 уровень – найти дополнительную информацию о рассмотренных полезных ископаемых.

Ребята записывают домашнее задание в дневниках.

Дата: Подпись учителя:

Источник