Карта полезных ископаемых россии для начальной школы
«Полезные ископаемые» по предмету «Окружающий мир», 3 класс (система: «Школа России»)
Учитель начальных классов Благова Т.В.
Предмет: Окружающий мир.
Класс: 3.
Система: «Школа России».
Тема: Полезные ископаемые.
Цели:
Познакомить учащихся с полезными ископаемыми их некоторыми свойствами; способами их добычи; профессиями людей, добывающих полезные ископаемые; показать их важную роль в экономике страны.
Развивать умение выделять главное, т.е. отделять существенное от несущественного; умение обобщать, классифицировать; владеть монологической речью; развитие мыслительных операций.
Воспитывать бережное отношение к природе и учить экономно использовать богатства нашей планеты.
Тип урока: изучение нового материала.
Оборудование:
карта, атлас «Ямало-Ненецкого автономного округа», коллекция полезных ископаемых, инструкция, карточка «Помогай-ка», условные обозначение полезных ископаемых;
учебник «Мир вокруг нас», авт. Плешаков А.А.
Ход урока
I. Организационный момент.
Подготовка учащихся к работе на уроке.
Воспитание культуры учебного труда.
II. Актуализация опорных знаний.
Подготовить детей к изучению нового материала через повторение пройденного.
Актуализация имеющихся знаний направлена на пробуждение интереса к получению новой информации.
Учитель.
? Сегодня на уроке мы продолжим работу в разделе «Экономика».
? Назовите «три кита» экономики.
Дети.
? Природные богатства, капитал, труд.
Учитель.
? Без чего не возможно производство товаров и услуг?
Дети.
? Без природных богатств.
Работа со схемой.
Учитель.
? С какими природными богатствами мы уже познакомились?
Дети.
? Воздух, вода, почва, животные, растения.
Учитель.
? Что такое верхний плодородный слой земли?
Дети.
? Почва.
Учитель.
? Как использует человек почву?
Ответы детей.
Учитель.
? Как называется эта отрасль сельского хозяйства?
Дети.
? Растениеводство.
III. Проверка домашнего задания.
IV. Постановка темы и цели урока.
Выведение учащимися темы урока.
Учитель.
? Продолжите ряд.
Дети.
? Полезные ископаемые.
Учитель.
? Так какая тема нашего урока?
Дети формулируют тему урока.
Учитель.
? Сегодня на уроке мы познакомимся с некоторыми полезными ископаемыми, их свойствами, способами добычи.
V. Изучение нового материала.
Продолжение работы со схемой.
Первичное восприятие и осознание нового материала.
Фронтальная беседа.
Учитель.
? Давайте выясним, что такое полезные ископаемые?
? Как вы понимаете слова «полезные» и «ископаемые»?
? Подберите синонимы к каждому из слов.
Предложить детям разобрать слово «ископаемые» по составу.
Работа в группах.
Постановка проблемной ситуации.
Учитель.
? Теперь примените полученные знания для пояснения понятия «полезные ископаемые». Посовещайтесь в группе и попробуйте дать определение.
Выслушиваются ответы детей.
Учитель.
? Природные богатства, которые люди добывают из глубины земли или её поверхности, называют полезными ископаемыми.
? Что вы отнесете к полезным ископаемым?
VI. Практическая работа.
Использование частично-поискового метода.
Работа в группах поискового характера с раздаточными коллекциями полезных ископаемых по изучению их свойств.
Учитель.
? Я предлагаю вам поработать в группах и провести исследовательскую работу, используя инструкцию.
Инструкция
1) Раскрой учебник на стр. 48-51.
2) Используя план практической работы на стр. 48, изучи сведения о полезных ископаемых (название).
3) Заполни таблицу в рабочей тетради на с. 26.
? Для правильного построения своего ответа используйте карточку «Помогайку».
Карточка «Помогайка»
1. Название.
2. Свойства:
а) цвет;
б) твердое или жидкое;
в) прозрачное или непрозрачное;
г) плотное или рыхлое.
3. Способы добычи.
4. Значение и применение.
5. Условное обозначение на карте.
Каждой группе дается по 2 полезных ископаемых.
1 группа – железная руда, известняк.
2 группа – нефть, глина.
3 группа – гранит, каменный уголь.
Дети самостоятельно находят в коллекции образец своих полезных ископаемых, пользуясь иллюстрацией учебника.
Проверка.
Учитель.
? Свои ответы начинайте со слов «Мы расскажем о…».
Заслушиваются ответы представителей от каждой группы.
Учитель.
? О каких полезных ископаемых вы узнали?
Дети перечисляют.
Учитель.
? На какие группы можно разделить эти полезные ископаемые?
Состояние
Твердые
каменный уголь
гранит
железная руда
известняк
Жидкие
нефть
Газообразные
природный газ
Способы добычи
Карьеры
глина
известняк
гранит
Шахты
каменный уголь
Скважины
нефть
газ
Учитель.
? Что такое месторождения?
Применение
Строительные
глина
известняк
гранит
Топливо
каменный уголь
нефть
Металл
железная руда
Предложить детям разобрать слово «применение» по составу.
VII. Обобщение.
Развитие мыслительной деятельности, творческих способностей.
Детям показываются картинки или предметы. Они должны догадаться, пользуясь изученными свойствами, какое полезное ископаемое использовали для изготовления данного предмета.
Например:
ванилин, фотопленка – каменный уголь;
Конфета, сыр – нефть;
краски, пластилин – глина;
лампочки, стекло – песок;
ложка, самолет – железная руда.
Учитель.
? Что делают люди этих профессий:
шахтер;
геолог;
старатель;
бурильщик.
Дети отвечают.
Развитие словарного запаса.
Старатель – рабочий по кустарной добыче золота.
Кустарный – производимый или относящийся к производству домашним, ручным, не фабричным способам.
Шахтер – горнорабочий, работающий в шахте.
Бурильщик – рабочий, производящий бурение; делать скважины, сверлить, пробивать почву.
VIII. Охрана полезных ископаемых.
Учитель.
? Какие полезные ископаемые добывают в нашем крае?
Работа с атласом.
Заслушиваются сообщения о добыче нефти и газа в нашем округе.
Фронтальная беседа.
Учитель.
? Человек получил в дар подземные богатства: из полезных ископаемых состоят некоторые горы, в недрах земли есть целые моря и реки нефти, пустоты заполнены газом, подземные дворцы полны каменного угля. Человек использует их. Как вы думаете, может ли он опустошить все подземные кладовые?
Дети отвечают.
Учитель.
? Почему нужно беречь полезные ископаемые?
Дети.
? Количество полезных ископаемых постепенно уменьшается, а их запасы в недрах земли не пополняются.
IX . Рефлексия.
Учитель.
? Поднимите руку те, кому захотелось после урока узнать больше о полезных ископаемых и подготовить сообщение.
X. Домашнее задание.
Подготовить сообщение.
Этапы
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Формируемые УУД
- 1.Организационный момент
-Сегодня вы мои ученики. Меня зовут Елена Вячеславовна.
Придумано кем-то, просто и мудро,
При встрече здороваться: «Доброе утро!»
– Доброе утро солнцу и птицам!
-Доброе утро улыбчивым лицам!
И каждый становится добрым, доверчивым,
И доброе утро длится до вечера.
– Я всем желаю вам, чтобы доброе и солнечное настроение сопровождало вас в течение всего урока.
Приветствуют учителя и гостей
Самоопределение
Л.: положительное отношение к школе и учебной деятельности
Р.: мобилизация сил и энергии.
- 2. Актуализация знаний
Мы с вами очень богатые люди. Подумайте, какими богатствами обладает человек?(Ответы детей)
– Мы с вами сейчас на уроке окружающего мира. Какое богатство связано с этим предметом? Посмотрите на экран. -Давайте вспомним,как и какими природными богатствами пользуется человек в хозяйственной деятельности.
-На сколько вы оказались правы, когда перечисляли природные богатства.
-Отвечают: здоровье, семья, друзья, природа, знания.
-Учащиеся перечисляют природные богатства.
-Человек использует природные богатства в хозяйственной деятельности
К:выслушивают разные точки зрения
Р: применять усвоенные алгоритмы и правила при решении конкретных учебных задач.
- 3.Формулировка темы и задач урока
Сегодня на уроке мы поговорим о некоторых природных богатствах более подробно, а о каких, вы сейчас узнаете. — Посмотрите что у меня в руках?
– Что хранят в сундучках?
– Как вы понимаете значение слова?
-У вас на столах лежат словари Ожегова, откройте их и найдите значение слова клад.
-Где обычно прячут клад?
– Клад, который я принесла, тоже был спрятан в земле. Отгадайте загадки и узнаете,что в сундучке.
Этот мастер белый-белый
В школе не лежит без дела:
Пробегает по доске,
Оставляет белый след. (Мел)
Это топливо, сырьё
Из земли качают.
«Черным золотом» его
Люди величают.
(Нефть)
– Следующая загадка.
На кухне у мамы
Помощник отличный.
Он синим цветком
Расцветает от спички (газ)
–Как вы думаете,о каких природных богатствах пойдет речь на нашем уроке?
-А где же спрятаны эти природные богатства?
-И как люди их добывают, извлекают? И самое главное зачем? Есть ли от них польза для человека?
Итак ,ребята, все природные богатства ученые называют ископаемые?
-Какова тема нашего урока?
Правильно это полезные ископаемые.
-Сегодня у вас будет много интересной и полезной информации. -И для того, чтобы лучше запомнить материал нашего урока, я предлагая вам составить интеллект-карту, для ее заполнения вы можете использовать цветные карандаши, фломастеры.
-И так сформируем цель нашего урока.
Цель: познакомится с полезными ископаемыми.
(Задачи)
-А зачем нам нужно изучать полезные ископаемые?
-А какие задачи поставим для достижения этой цели?А зачем с ними познакомимся?
Задачи:
- Научиться определять свойства полезных ископаемых;
- Узнать месторождения полезных ископаемых;
- Узнать о способах добычи;
- Узнать, как использует полезные ископаемые человек
(если затрудняются, да-нет)
Слайд( с целями и задачами)
– Итак, приступаем к решению первой задачи.
-По каким признакам или свойствам мы будем различать полезные ископаемые?(показать муляж нефть и мел)
-Итак ,ребята, они отличаются, по цвету и состоянию.
-Молодцы, правильно. Давайте это запишем в нашу интеллект карту.
-А сейчас, ребята, я предлагаю проявить вам смекалку и отгадать профессию, которая тесно связана с темой нашего урока.Слайд(ребус) Отгадывают.
– А кто такой геолог? Давайте снова обратимся к нашему помощнику? (открывают словари)
Геолог(на доску)
– Сундук
-Клад
Предполагают
Клад — зарытые, спрятанные где- нибудь ценности. (Ожегов)
– В земле
– Мел
(Нефть)
(газ)
-Полезные ископаемые.
-Выкапывают (копают) из земли.
-да
-да
-« Полезные ископаемые»
Познакомиться с полезными ископаемыми (Если нет ответа, то подводим к теме урока, узнать как называется группа прир.богат., если есть ответ, то РАБОТА ИДЕТ ПО ПЛАНУ)
-Полезные ископаемые.
-Узнать, из чего состоят, откуда берутся, кто это делает? Их свойства, где они используются.
– варианты ответов
Что бы не путать, различать их свойства, как добываются
– слайд №
– Научиться определять свойства полезных ископаемых.
– Да, Нет.(Проблемная ситуация)
-твердые, жидкие, газообразные
Р: самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия.
Р: умение работать с различными источниками информации (словарь)
К.: умение слушать
и слышать,
правильно отвечать на поставленный вопрос
К., умение с достаточной полнотой выражать мысли словами, давать полные ответы.
Р: формулировать тему урока, учебную задачу.
П: развитие умения выделять главное и анализировать
Р.:, планирование, целеполагание;
П: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели и задач.
П: самостоятельно искать способ решения проблемы поискового характера.
Р: умение работать с различными источниками информации (словарь
4. Изучение нового материала
Физкульт. минутка
Вы очень хорошо и ответственно потрудились. Но геологи должны быть не только умными, но и физически закаленными. Сделаем перерыв и проведем физкульт.минутку.
ФИЗМИНУТКА.
Мы геологами станем
-Да
Будут все гордится нами.
-Да
Что ждет нас впереди?
Высокая гора (показывают руками),.
Бурная река (показывают руками)
Ее не обойдешь (топают ногами),
Ее не проплывешь (плывут),
Ее не пролетишь (крылья),
Надо напрямик.
Все мы сможем, все сумеем
И своей достигнем цели.
Слайд с изображением геолога.
Выполняют действия
К: проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя
6. Работа по теме урока (применение полученных знаний)
Работа в группе
Защита работы.
.
– А теперь я предлагаю вам приобрести навыки профессии геолог?
– Я предлагаю вам провести исследовательскую работу,по изучению свойств некоторых полезных ископаемых.(Ваша первая группа, ваша вторая группа, ваша третья группа)
-Давайте вспомним правила работы в группах (Слайд)(посмотрим на экран и прочитаем правила)
– Геологи изучают новые полезные ископаемые, и для того чтобы сохранить жизнь себе и не причинить вред окружающим,они строго соблюдают правила безопасности. Слайд(читаем)
-Перед тем как вы приступите к работе, давайте вспомним, как нужно работать с раздаточным материалом.
-Каждый геолог должен уметь описать свойства изучаемого полезного ископаемого. Изучите природные ископаемые по двум признакам: цвет и состояние.
Каждая команда получает задание.
-На выполнение вам даю одну минуту.
(Поработали)
-Кто из вашей команды представит результаты вашей работы?
(Представляет, зачитывает, после каждого надо спросить согласны или нет?
-Молодцы, вторая команда представляет работу. (Представляет, зачитывает, после каждого надо спросить согласны или нет?-
-И вы молодцы, а теперь третья группа представит свою работу. (Представляет, зачитывает, после каждого надо спросить согласны или нет?-
Все вы очень хорошо работаете.
-Мы справились с первой задачей. Переходим ко второй задаче.
-Ребята, мы знакомимся с новым термином. Посмотрите на состав слова, и скажите какое значение имеет это слово?(Показ слова – месторождение)
-Что обозначает?
-Место где зародилось полезное ископаемое.
-Я предлагаю вам ответить на вопрос. Где прячутся полезные ископаемые (ответы детей в земле) (Слайд По мере высказывания земля)
-Где находится нефть?(на дне океана) (Слайд – буровая скважина)
-Ребята, а где добывается мел?(Если затруднения можно сразу показать слайд горы)Внимательно посмотрите на картинку и скажите.
-Вы теперь как настоящие геологи,вы знаете о месторождениях полезных ископаемых. Назовите их. Земля, буровая скважина, горы.
-Решили мы с вами вторую задачу?
-А теперь снова сделаем запись в нашей интеллект карте.
-Хорошо. Мы ответили на две поставленные перед нами задачи.
Давайте вспомним следующую.
-Как вы думаете, как люди добывают полезные ископаемые? Что для этого делают?
-Каковы ваши предположения?
– Давайте посмотрим как это происходит. (слайд )
– По богатству природных ископаемых Россия самая богатая в мире страна, и нам есть чем гордится.
(Слайд карта России) –Ребята,эти значки обозначают ископаемые месторождения.
– Ребята, а вы знаете, что наш Клепиковский район богат полезными ископаемыми.
– Кто знает, какими?
У нас имеются месторождения глины, песка и торфа. (Слайд с картой Клепиковского района)
-Давайте вернемся к задачам нашего урока.
-Давайте с вами подумаем, мы изучили свойства полезных ископаемых, мы знаем основные месторождения полезных ископаемых, а теперь давайте подумаем о способах добычи.
-Подумайте, как добываются полезные ископаемые? Вы наверное это видели во многих телевизионных программах.(Затрудняетесь, я вам напомню
Слайд шахта, карьер, скважина (постепенно)
-Выяснили, запишем в нашей интеллект карте способы добычи.
-Теперь вы знаете, где добываются полезные ископаемые(Слайд)
–Решили мы с вами третью задачу?(Да)
-Переходим к решению последней задачи.(Применение полезных ископаемых)
-Я буду демонстрировать конкретное полезное ископаемое, а вы будете предлагать свои идеи его применения (мел – школа, газ- приготовление еды, нефть – бензин, глина- посуда)(демонстрация картинок)
– Запишем в нашей интеллект карте о применение полезных ископаемых.
-Ребята, можем мы теперь ответить на вопрос, где человек использует полезное ископаемое.
-Итак, решая задачи нашего урока, достигли ли мы с вами цели нашего урока ?-Давайте вспомним цели нашего урока.(Слайд с целями и задачами)
-О какой профессии сегодня говорили?
-Кто хотел бы стать геологом?
-Специалистов такой профессии готовят во многих вузах нашей страны. Но для вас это пока будущее.
-Ребята, а для чего мы с вами сегодня создавали интеллект карту?
-Сможет ли она нам помочь вспомнить материал нашего урока дома? Да .А как ? (быстрее, время меньше будет затрачено)
Правильно, интеллект карта поможет вам подготовиться к контрольной работе, и в подготовке домашнего задания.
– Вы сегодня действительно молодцы .
Перечисляют
Бережно, аккуратно, не подносить близко к лицу, а после работы протереть руки салфеткой.
-Каждая группа выполняет работу в соответствии с инструкцией.
-Капитаны выходят с готовой работой, сравнивают с эталоном и оценивают вместе с учителем работу группы
Отвечают.Все выполнили.
-узнать о способах добычи полезного ископамого.
-варианты ответов.
-Узнать, как использует природные ископаемые человек.
– варианты ответов детей
-варианты ответов
Полезные ископаемые закончились
-варианты ответов
П.: выбор наиболее эффективных способов решения задач;
К: учитывать разные мнения и стремиться к сотрудничеству при выполнении в паре учебного задания;
П: самостоятельно предполагать, проводить аналогии между изучаемой темой и собственным опытом
Р:осуществлять самопроверку и самооценку при выполнении учебного задания.
К: сравнивать свои ответы с ответами одноклассников, внимательно слушают друг друга
Р: регулировать свои усилия для решения возникшей проблемы.
Р: планируют свое действие в соответствии с задачей
П: уметь осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме
Л: проявлять любознательность при получении знаний.
Р: самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия.
Л: проявлять любознательность при получении знаний.
Р: регулировать свои усилия для решения возникшей проблемы.
П: уметь осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме;
К: умеют выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации
Р: осуществляют итоговый контроль
П: уметь осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме
7. Итог урока
Отвечают на вопросы
-варианты ответов
Да, нам удалось определить свойства полезных ископаемых, узнали о способах их добычи и как человек использует полезные ископаемые .
-геолог
Р: осуществляют итоговый контроль
Р:соотносят полученный результат с поставленной целью.
8. Рефлексия
– Вспомните, как вы работали на уроке. В моем сундучке есть различные по цвету монетки. Желтые – это золотые, для тех, кто активно работал и ни разу не ошибся. Серебряные– кто хорошо работал, но не все получилось. Медные – красные монетки для тех, кто испытывал трудности.Оцените свою работу и возьмите ту монету, которую заслужили.
Дети подходят и берут монету
Л: оценивают результат учебной деятельности.
9. Информация о домашнем задании
О каких полезных ископаемых мы не говорили на нашем уроке?
-Откройте учебник с.46 и назовите их.
-Я вам предлагаю дома, пользуясь интеллект картой подготовить
небольшое сообщение. А какие источники ивам помогут собрать информацияю?.
Слушают задание, делают пометки по выполнению домашнего задания
Р.: умение принимать учебную задачу
К: умение слушать и слышать