Карта полезных ископаемых казахстана 4 класс
Конспект занятия №8
по крымоведению для 4 класса
по теме «Горные породы и минеральные ресурсы полуострова. Полезные ископаемые», дата: 19.10.20
Учитель: Кладка С.Н.
Цель урока: углубить знания о минералах, горных породах и полезных ископаемых, рассмотреть их классификацию.
Задачи:
Образовательные: объяснить понятие терминов «минералы», «горные породы», «полезные ископаемые»; познакомить с наиболее распространёнными горными породами, слагающими земную кору; закрепить знания учащихся о полезных ископаемых Крымского полуострова.
Развивающие: развитие памяти, внимания, любознательности, расширение кругозора; умение работать в группе; способствовать развитию товарищеских отношений и взаимопонимания при групповой работе.
Воспитательные: формирование гражданственности, патриотизма через осознание важности заботы о природе родного края (в частности, об охране полезных ископаемых); воспитывать чувство гордости за страну богатую полезными ископаемыми.
Оборудование: ноутбук, проектор, ид, коллекция минералов и горных пород, конверты, толковый словарь, атласы определители.
Ход занятия:
Организационный момент.
Здравствуйте, ребята! Я рада видеть вас на нашем занятии крымоведения, но на занятия вы пришли с разным настроением – отразите его, подняв руки вверх– хорошее настроение, развести в стороныне очень хорошее, а может даже грустное). Улыбнитесь друг другу и мысленно пожелайте успехов на уроке.
Мотивация учебной деятельности
Эпиграфом нашего урока я взяла слова К.Г. Паустовского «Мы живем в громадном, плохо разгаданном мире и топчем камни … не подозревая, что знакомство с ними обогатило бы наш опыт во всех областях жизни».
Прослушайте отрывок из сказки П. Бажова «Хозяйка Медной горы хозяйка» и определите тему нашего урока. (просмотр видео)
«И вот повела Хозяйка Медной горы рудобоя Степана показывать свои богатства. Куда она идет — все ей открыто. Комнаты большие под землей стали, а стены у них разные. То все зеленые, то желтые с золотыми крапинками. На которых цветы медные. Одним словом, изукрашено подземелье, что и сказать нельзя. И платье на ней — на Хозяйке-то — меняется. То оно блестит, будто стекло, то вдруг полиняет, а то алмазной россыпью засверкает, потом опять шелком зеленим отливает..
—… А тут у меня самое дорогое место, — говорит Хозяйка Медной горы…
И видит Степан огромадную комнату, а в ней постели, столы, табуреточки — все из корольковой меди. Стены малахитовые с алмазом, а потолок темно-красный, а на нем цветки медны…».
– Как звучит тема сегодняшнего занятия?
Учащиеся определяют тему и характеризуют цели занятия.
III. Актуализация опорных знаний.
IV. Изучение нового материала
Учитель: Ребята, мы с вами ходим по земной коре. А задумывались ли вы, когда ни будь, что находится у нас под ногами? (Ответы учеников)
Дорогие ребята, природа наделила Землю неоценимым богатством, подарив нам более 2 тыс. минералов и более 1,5 тыс. горных пород. Что же это за природные тела? (на доску вывесить слова и посмотреть словарь)
Т.е., минералы – это природные тела, состоящие из одного вещества.
Минералами являются вода (самый драгоценный минерал на Земле), золото, графит, полевой шпат, кварц, слюда и многие др. (демонстрирует коллекцию горных пород).
Какими же минералами богаты недра Крымского пол-ва.
Учитель: Настоящей минеральной жемчужиной называют древний вулкан
Кара-Даг, который находится на юго-восточном побережье Крыма (в районе Коктебеля, Феодосия).
На территории Кара-Дага добывают драгоценные и полудрагоценные камни: яшму, агаты, сердолик, который является самым известными популярным ювелирным камнем Крыма, аметисты, горный хрусталь и др. (объяснение сопровождается показом фото минералов). Но их так мало, что запасы этих камней не подсчитывают и промышленную добычу не ведут.
? Что же такое горная порода. Давайте выясним, чем горные породы отличаются от минералов.(словарь)
(Просмотр видео)
Т.е., горные породы состоят из минералов. Это сочетание нескольких минералов или скопление одного в большом количестве.
Н-р, в состав горной породы гранита входит три минерала: кварц, слюда, полевой шпат, а нагромождение минерала кальцита в большом количестве образует горную породу – известняк. Так же к горным породам относятся: базальт, мрамор, глина, гнейс, торф, пемза и др.
Все горные породы по происхождению делят на три группы: магматические, метаморфические и осадочные.
Ребята, а вы любите сказки? (ответ)
Сегодня я вам расскажу сказку: «Как Иван Царевич ключ Земли искал?», из которой мы с вами подробнее узнаем о горных породах недр Земли.
В некотором царстве, в некотором государстве жил-был царь Додон. Был у него сын – удалой добрый молодец Иван-царевич. Тяжело царю править стало, состарился он. Решил царь испытать сына. Отправляет он его в дальнюю дорогу, а сам дает наказ: «Отправляйся, Иван-царевич, мир повидать да себя показать. Отыщи ты мне ключ Земли, а потом будешь ты царем».
Отправился Иван в путь-дорогу. Долго ли шел, коротко ли, дошел до чужого царства-государства. Видит: пред ним белый дворец с золотой крышей, а над ним надпись – «Литосфера». Прочитал Иван надпись и призадумался.
Стоит Иван у ворот, а мимо старец проходит и спрашивает: «Что, мил человек, голову повесил?» «Да вот, ключ Земли мне нужно сыскать. Есть ли в вашей стране таковой?» – спрашивает царевич. «Есть, но найти его непросто. Хранится он глубоко под землей, а стережет его прекрасная царевна». «А как же мне туда попасть?» – спрашивает Иван. «Нужно вырыть глубокий колодец», – отвечает ему старик. Взял Иван в руки лопату и начал рыть колодец. Сначала царевичу землю легко было рыть, породы попадались легкие, рыхлые: песок, глина, мел, соль каменная, известняки, нефть, уголь, торф. Эти горные породы образуются при разрушении более твердых пород, при скоплении остатков растений и животных, при химических реакциях, а называют эту группу осадочные горные породы.
Глубже роет Иван, тверже становятся горные породы. Попадаются ему железняки – бурый, магнитный, руды полезных металлов, гранит, базальт, пемза.
Все эти породы образовались из застывшей лавы, поэтому и называются они магматическими.
Совсем глубоко опустился Иван-царевич под землю. Тяжело рыть ему: твердые, крепкие горные породы встречает он на своем пути, да и дышать ему трудно, воздух горячий, тяжелый.
Эти горные породы образовались на глубине под воздействием высокой температуры и большого давления, поэтому они сильно изменены. Их называют метаморфическими. Из одних пород образуются другие:
песок – песчаник – кварцит – кварц; известняк – мрамор; гранит – гнейс; графит – алмаз.
Увлекся работой Иван-царевич, ударил раз, ударил другой, и отвалилась огромная глыба. Очутился Иван в большой пещере. Стены ее блестят, переливаются драгоценными камнями. А в центре зала на троне сидит прекрасная царевна. Поклонился ей Иван и говорит: «Люди молвят, что скрываешь ты ключ Земли, а он мне очень нужен, обещал я батюшке добыть его!» «Ну что ж, отгадаешь мои загадки, отдам тебе заветный ключ!» -ответила царевна. «Загадывай, – сказал Иван-царевич, – попробую отгадать!»
– Ребята, поможем отгадать загадки Ивану – Царевичу?
Он очень нужен детворе.
Он на дорожке во дворе,
Он и на стройке, и на пляже,
И он в стекле расплавлен даже. (Песок)
Очень прочен и упруг,
Строителям надежный друг.
Дома, ступени, постаменты
Красивы станут и заметны. (Гранит).
Он несет в дома тепло,
От него кругом светло,
Помогает плавить стали,
Делать краски и эмали.
Он черный, блестящий,
Помощник настоящий. (Уголь)
Если встретишь на дороге,
То увязнут сильно ноги.
А сделать миску или вазу,
Она понадобится сразу. (Глина)
Покрывают им дороги,
Улицы в селениях.
А еще он есть в цементе.
Сам он — удобрение.(Известняк)
Без нее не побежит
Ни троллейбус, ни такси
Не поднимется ракета.
Отгадайте, что же это? (Нефть)
На кухне у мамы
Помощник отличный.
Он синим цветком
Расцветает от спички (Газ)
«Молодец, Иван-царевич, правильно отгадал мои загадки, вот тебе ключ Земли и помни: только знания, как ключ, открывают любые замки и двери», — сказала ему царевна.
Поклонился Иван и отправился домой.
Учитель: Ребята, а давайте мы с вами проведем Царевича домой и сделаем физкультминутку.
Учитель: Люди еще в древности научились применять многие минералы и горные породы для своих нужд.
Все горные породы и минералы, которые человек использует в своей хозяйственной деятельности, называются полезными ископаемым
Задание «Почта».
Необходимо названия п/и оправить в соответствующий адрес, т.е. в группу, в которую оно входит. На доске прикреплены 3 конверта с надписями групп : жидкие, твердые, газообразные.
? Какие п/и залегают в недрах Крымского полуострова.
– нефть(Керченский п-ов)
– газ(Джанкойское и Стрелковое месторождения), на шельфе Черного моря (Голицынское, Штормовое и Архангельское месторождения) и Азовского моря (Восточно-Казантипское месторождение).
– железные руды (Керченский п-ов).
– известняк (в предгорном Крыму, степном, на Керченском п-ве);
– глина (в предгорном Крыму-Симферополь, Белогорск, Старый Крым);
– песок(ю-з часть, в долинах рек Альма и Кача);
– гипс (Керченский п-ов).
– каменная соль (залив Сиваш, оз. Сасык).
Богат Крым лечебными грязями и минеральным водами.
V. Закрепление изученного материала.
Прием «Верю – Не верю».
Верите ли вы, что вода – это горная порода (нет, минерал);
Верите ли вы, что минеральной жемчужиной Крыма является Керченский полуостров (нет, влк. Кара-Даг);
Верите ли вы, что горные породы состоят из минералов (да);
Верите ли вы, что к топливным п/и относится известняк (нет);
Верите ли вы, что в Крыму добывают газ на шельфе Черного моря (да);
Верите ли вы, что к осадочным горным породам относится песок, глина (да).А теперь давайте рассмотрим полезные искропаемые и сравним их с описаниями в атласе0-определителе.
Работа с атласами определителями и образцами п/и
VI. Рефлексия деятельности
Ребята, достиг ли урок заданных целей, которые мы с вами ставили в начале урока?
– Ребята, хлопните в ладоши те, кто на этом уроке узнал что-то новое.
– Поднимите обе руки те, для кого урок оказался нужным, полезным и интересным.
Покажите на карточке, достигли ли мы своей цели сегодня на занятии.
Казахстан занимает девятое место среди самых больших государств планеты. Однако республика славится не только величиной территории, но и богатством природных ресурсов. Какие полезные ископаемые Казахстана добывают на юге, а какие на западе? Добычей каких ресурсов знаменита республика? Ответим на все вопросы.
Месторождения угля в Казахстане
Карта полезных ископаемых Казахстана богата и разнообразна. На территории республики добывают 99 элементов из Периодической таблицы Менделеева. Однако главным ресурсом РК были и есть горючие полезные ископаемые, а именно уголь.
Основные места добычи угля располагаются в Центральном Казахстане. Наиболее известен Карагандинский угольный бассейн, раскинувшийся на территории степи Казахский мелкосопочник.
Его развитие в 30-е годы XX века дало толчок для работы сталелитейных производств, которые остро нуждались в сырье. Добыча угля повлияла и на развитие металлургии.
Вторым по значимости является Экибастузский угольный бассейн, который располагается на северо-востоке Казахстана.
Всего в Республике найдено более 300 месторождений и разрабатываются 10 угольных бассейнов.
Коксующийся уголь, добываемый в РК, обладает высоким качеством, благодаря чему ценится на родине и за рубежом.
Уголь: pixabay.comРудные полезные ископаемые
Развитие металлургии в Республике было бы не возможным без рудных полезных ископаемых.
Казахстан богат месторождениями таких ресурсов, как:
- железо;
- хром;
- марганец;
- никель;
- полиметаллы;
- золото;
- медь;
- редкие металлы.
Месторождения железа в Казахстане сосредоточены на севере. Самые богатые и развитые — Качарская и Соколовско-Сарбайская залежи.
Практически все природные запасы хрома Республики обнаружены в Мугоджарских горах, в Кемпирсайских и Донских месторождениях.
Марганцевые ресурсы Казахстана добывают в центральных областях. Самыми крупными признаны Атасуская и Жездинская залежи.
Как и хром, основную массу никеля добывают в Мугоджарских горах на западе Республики. В центральных и северных районах есть около 50 богатых месторождений, которые активно разрабатываются геологами.
Природные ресурсы Казахстана, называемые полиметаллами, содержат ценные медные соединения, а также вкрапления цинка, свинца, золота, серебра. Эти минеральные ресурсы Казахстана добываются на Рудном Алтае и в Текели.
Золото: wikipedia.orgЗолото в Казахстане обнаружено почти в 200 месторождениях. В основном они находятся на востоке и северо-западе РК. Небольшие залежи есть также в Центральном Казахстане и на северо-востоке страны.
Месторождения меди в Казахстане славятся на весь мир. 92% медной руды экспортируется за границу. Самые богатые места добычи сосредоточены в центральной части Республики вблизи Жезказгана.
Что касается редких металлов, то они представлены на карте полезных ископаемых РК вольфрамом, сурьмой, ванадием, молибденом, висмутом и другими металлами. Чаще всего они встречаются в месторождениях полиметаллов, расположенных в Джунгарии и на Алтае.
Нерудные полезные ископаемые
Республика богата не одними только металлами. Наряду с ними в стране процветает добыча нерудных полезных ископаемых. Самые известные из них:
- асбест;
- фосфориты;
- природный газ;
- нефть;
- уран;
- соль.
Асбестовые месторождения Казахстана занимают лидирующие позиции во всем мире. Самые известные и крупные из них — в Жезкагане и Жетыгаре.
Фосфориты добывают на юге Казахстана. В богатстве этим нерудным ископаемым РК едва не обошла США. На данный момент в мировом списке по добыче фосфоритов государство занимает второе место после Штатов.
Природный газ в Казахстане добывают в основном в западных областях. Наиболее прибыльные и богатые — Кызылойское, Карачаганакское и Жанажольское месторождения.
Нефтяные месторождения Казахстана составляют около 4% запаса нефти в мире. Среди них есть и «знаменитость» — уникальное гигантское месторождение Кашаган, которое славится своей величиной на весь мир.
Добыча нефти: UGCЭто прибыльное месторождение нефти в Казахстане расположено на западе Республики и приносит около 25 млн тонн нефти в год. Благодаря этому страна имеет все шансы войти в десятку крупнейших мировых нефтедобывающих государств.
Не только нефть в Казахстане славит Республику на весь мир. Добыча и поставки урана относят РК к тройке мировых лидеров наряду с Канадой и Францией. По поставкам концентрированного урана Казахстан даже опередил Канаду, которая около 20 лет оставалась мировым лидером, но в 2009 году уступила первые позиции.
Равно как уникальные месторождения нефти в Казахстане, поражают богатейшие запасы соли. В Прикаспийской низменности есть пласты мощностью более 2 км.
На данный момент основными экономически успешными являются добыча угля, газа и нефти в центре и на западе Республики.
Однако месторождения полезных ископаемых разбросаны по всей территории Казахстана. Должная разработка позволит стране стать богаче и выведет экономику на новый уровень.
Читайте также: Экологические проблемы Казахстана и пути их решения
Оригинал статьи: https://www.nur.kz/1712125-poleznye-iskopaemye-kazahstana-i-ih-mestorozdenia.html
Деление
на группы с помощью карточек с названиями
полезных ископаемых:
рудные ископаемые – алюминий, золото, медь,
серебро, железо, свинец.
горючие ископаемые – каменный уголь, нефть,
бурый уголь, природный газ, антрацит, торф.
нерудные ископаемые – соль, фосфор, гранит,
песок, глина, мрамор.
– Ребята, что обозначают слова на ваших
карточках? (Полезные ископаемые).
Выбираю по одному представителю каждой группы,
например: медь, соль, уголь.
– На какие группы можно разбить полезные
ископаемые?
(Рудные, нерудные, горючие полезные ископаемые).
Психологический настрой.
– Распределитесь по группам и скажите пожелания
командам соперников.
2. Актуализация знаний. Кластер.
– Ребята, каждая из команд представляет группу
полезных ископаемых. Составьте кластер о группе
ваших полезных ископаемых.
(Каждая команда представляет свой кластер).
За лучший кластер, где тема раскрыта наиболее
подробно, команды дарят друг другу смайлики.
3. Определение темы урока.
– Выполнив эту работу, как вы думаете, как
называется тема нашего урока? (Полезные
ископаемые. Закрепление.)
4. Физкультминутка.
Тихо все ребята встали.
Руки дружно все подняли,
Развели их в стороны,
Посмотрели, ровно ли,
Опустили разом вниз,
Тихо, тихо все садись.
5. Работа по теме урока.
– Посмотрите на физическую карту нашей страны.
Какие полезные ископаемые есть в нашей стране?
(Перечисление полезных ископаемых).
– Как называются районы, где находятся полезные
ископаемые? (Места, где полезные ископаемые
находятся в количествах, достаточных для
разработки, называются месторождениями).
6. Работа с новым материалом.
– Казахстан богат полезными ископаемыми. Почти
вся таблица Менделеева скрыта в недрах нашей
земли. Таблица Менделеева – это периодическая
таблица химических элементов, с которой вы
познакомитесь в старших классах на уроках химии.
А сейчас отгадайте загадки.
Загадки
1. Чёрный, блестящий,
Помощник настоящий,
Он несет в дома тепло,
От него кругом светло,
Помогает плавить сталь,
Делать краски и эмаль. (Уголь)
2. Без нее не побежит,
Ни такси, ни мотоцикл,
Не поднимется ракета,
Отгадайте, что же это? (Нефть)
3. На кухне у мамы помощник отличный,
Он синим цветком расцветает от спичек. (Природный
газ)
– К какой группе полезных ископаемых относятся
слова отгадки? (Горючие полезные ископаемые).
– Горючие полезные ископаемые являются –
НЕВОЗОБНОВЛЯЕМЫМИ природными ресурсами.
Как вы понимаете слово “НЕВОЗОБНОВЛЯЕМЫЕ”?
(Невосполнимые, не появляются, исчезают и т.д.)
– Горючие полезные ископаемые накапливались в
недрах нашей земли миллионы лет. А теперь мы
имеем возможность пользоваться ими. Если они
невозобновляемые, то, как мы должны их
расходовать? (Рационально, бережно и т.д.).
– Так как они относятся к горючим полезным
ископаемым, то как их надо использовать?
(Аккуратно, осторожно и т.д.).
На доске появляется запись:
ГОРЮЧИЕ ПОЛЕЗНЫЕ ИСКОПАЕМЫЕ – невозобновляемые
РАСХОДОВАТЬ – бережно
ИСПОЛЬЗОВАТЬ – осторожно
(Просмотр слайдов и видеороликов о добыче
горючих полезных ископаемых).
– Какими полезными ископаемыми богата наша
область? (Нефтью, газом, солью).
– Ребята, в нашей области есть район Доссор. В
этом районе в 1911 году было открыто первое
нефтяное месторождение. В том году нефтяники
Доссора отмечали 100-летний юбилей. А в 1914 году
было открыто второе нефтяное месторождение в
Макате. Нефть вывозили в бурдюках на верблюдах в
Хиву, так как не было транспортных дорог.
7. Работа с текстом. Инсерт.
Каждая группа получает тексты “Нефть”,
“Уголь”, “Природный газ”.
– Ознакомьтесь с текстами, согласуйте, что для
вас новое, что вас удивило и о чём бы вы еще хотели
узнать. (Дети читают.Обсуждают).
– Перескажите для соседних команд только самую
интересную и новую информацию. (За лучший
пересказ ребята дарят командам смайлики).
8. Работа с тестами. Обобщение.
1. Люди какой профессии отыскивают
месторождения полезных ископаемых в природе?
А) Врачи Б) Строители В) Геологи
2. Какие из полезных ископаемых используются в
строительстве?
А) Песок, глина Б) Гранит, торф В) Каменный уголь,
поваренная соль
3. Какие из полезных ископаемых служат топливом?
А) Оловянная и медная руды Б) Каменный уголь,
природный газ В) Графит, сера
4. Какие полезные ископаемые добывают при
помощи буровых установок?
А) Природный газ, нефть Б) Мрамор, гранит В)
Золото
5. Зачем люди собирают металлолом?
А) Очищается территория от мусора Б) Так
сохраняются запасы руды В) Люди участвуют в
соревнованиях
6. С какими полезными ископаемыми надо
обращаться осторожно?
А) Содержащие руду Б) Нерудные ископаемые В)
Горючие ископаемые
Ребята работают по тестам, звучит приятная
мелодия. Осуществляют самопроверку и выставляют
себе баллы. (Слайды).
9. Творческая работа. Синквейн.
– Каждая команда составляет синквейн о
природном ископаемом, о котором был текст.
Залучший синквей команды награждают друг друга
смайликами.
10. Комментирование оценок.
Выставление оценок за урок.
11. Рефлексия.
– О чём сегодня мы говорили на уроке?
– Чем занимались?
– Что нового вы узнали?
Каждой группе раздаю значки полезных
ископаемых.
– Прикрепите эти значки на физическую карту
Казахстана на те места, где располагаются
месторождения данных полезных ископаемых.