Карта полезные ископаемые для 3 класса

Урок окружающего мира.

Тема урока:                                                        Полезные ископаемые.

Организационная структура урока.

Этапы урока

Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формы совзаимодействия

Универсальные учебные действия

Промежуточный контроль

1

2

3

4

5

6

7

I.Мотивация к учебной деятель

ности

Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала

Создает условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность. Уточняет тематические рамки. Организует формулировку темы и постановку цели урока учащимися.

Знакомятся с темой урока, обсуждают цели урока и пытаются самостоятельно их сформулировать.

Фронтальная работа.

Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его; имеют желание учиться; положительно отзываются о школе; стремятся хорошо учиться и сориентированы на участие в делах школьника; правильно идентифицируют себя с позицией школьника.

Регулятивные: самостоятельно формулируют цели урока после предварительного обсуждения.

Устные ответы.

II.Актуализация знаний.

Беседа на тему «Полезные ископаемые»

Организует беседу по вопросам:

– Из чего изготавливают автомобили, самолёты, поезда?

– Вот построили автомобили, самолёты, поезда, только они сами не поедут и не полетят. Что ещё надо для них?

– Из чего делается горючее?

– Дополните предложение: сталь, нефть…

– Как назвать их общим словом?

Слушают учителя, отвечают на вопросы.

Фронтальная работа.

Познавательные: перерабатывают полученную информацию: делают выводы на основе обобщения знаний.

Коммуникативные: доносят свою позицию до других; оформляют свои мысли в устной речи с учётом своего жизненного опыта.

Устные ответы.

III.Поиск решения пробле

мы (открытие нового знания).

1.Презентация «Полезные ископаемые».

2.Исследование в малых группах. Работа с учебником, с. 60-65. Заполнение таблицы «Паспорт полезного ископаемого».

3. Обмен информацией.

4. Физкультми

нутка.

5.Организация информации. Связывание информации. Обобщение.

1. Знакомит со слайдами презентации, комментирует новую информацию, организует её обсуждение.

2. Предлагает исследовать полезное ископаемое по плану, составить план работы в группах. Предлагает вспомнить правила работы в группах.

3. Организует беседу по вопросам:

– Какое свойство является основным (главным) для данного полезного ископаемого?

– Где используется данное полезное ископаемое? На каких свойствах основано его применение?

4. Проводит физкультминутку.

5. Организует, связывает информацию, полученную учащимися на уроке.

– Как много полезных ископаемых мы с вами выделили! Каждое из них обладает определёнными отличительными свойствами. А можем ли объединить их в какие-то группы по признаку сходства?

– Все полезные ископаемые, залегающие в недрах земли, делятся на две большие группы: рудные и нерудные. Нерудные полезные ископаемые в свою очередь делятся на две подгруппы. Как вы думаете, на какие? (Строительные и горючие.)

– Эту таблицу можно дополнить группой, в которую входят драгоценные камни, их ещё называют ювелирными. Это алмаз, рубин, топаз, малахит, яшма и др.

1. Знакомятся с новой информацией, задают уточняющие вопросы.

2. Учащиеся работают в группах, заполняют таблицу.

3. Каждая группа представляет информацию – информационный продукт «Паспорт полезного ископаемого» (гранит, известняк, песок, глина, каменный уголь, каменная соль).

4. Выполняют физические упражнения.

5. Классифициру

ют полезные ископаемые по их применению (строительство, топливо, металлургия) и по их состоянию (жидкие, твёрдые, газообразные).

Коллективное заполнение сводной таблицы.

1.Фронтальная работа.

2. Работа в группах.

3.Индивидуальная работа.

4.Фронтальная работа.

5.Фронтальная работа.

Личностные: в предложенных ситуациях опираются на общие для всех правила поведения, делают выбор, какой поступок совершить.

Регулятивные: совместно с учителем обнаруживают и формулируют учебную проблему; в диалоге с учителем вырабатывают критерии оценки и определяют степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев.

Познавательные: ориентируются в своей системе знаний: самостоятельно предполагают, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг; перерабатывают полученную информацию: сравнивают и группируют факты и явления; определяют причины явлений, событий.

Коммуникативные: доносят свою позицию до других: оформляют свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.

1.Устные ответы.

2.Заполне

ние таблицы.

3.Сообще

ния по данной теме.

4. Контроль выполнения упражнений.

5.Устные ответы.

IV.Первичное осмысление и закрепление.

1. Выполнить задание в рабочей тетради, с. 24-25 № 56, 57, 59, 60, 61.

2.Дидактическая игра «Четвёртый лишний»

1. Поясняет задания, выполняемые учащимися в рабочей тетради, проводит индивидуальный контроль.

2. Создаёт игровую ситуацию.

1.Самостоятельно выполняют задания в рабочих тетрадях.

2. Активно участвуют в игре.

1.Индивидуальная работа.

2.Фронтальная работа.

Познавательные: самостоятельно осуществляют поиск необходимой информации (из материалов учебника, рассказа учителя, по воспроизведению в памяти).

Регулятивные: ориентируются в учебнике и рабочей тетради.

1.Задание в рабочей тетради.

2. Устные ответы.

V. Итоги урока. Рефлексия.

Обобщить полученные на уроке сведения.

Проводит беседу по вопросам:

– Что нового вы сегодня узнали на уроке?

– Что вас больше всего заинтересовало?

1. Отвечают на вопросы.

2. Определяют своё эмоциональное состояние на уроке.

Фронтальная работа.

Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его.

Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала.

Оценивание работы учащихся на уроке.

VI.Домашнее задание.

Учебник, с. 60-65; рабочая тетрадь, с. 25 № 58.

Конкретизирует задания.

– Подготовить рассказ об одном полезном ископаемом по плану, не называя его. Задача класса: узнать полезное ископаемое.

Записывают домашнее задание.

Индивидуальная работа.

Источник

Тема

«Полезные ископаемые»

Цели

Образовательные: сформировать понятие «полезные ископаемые»; познакомить с  группами полезных ископаемых и их представителями; со свойствами полезных ископаемых; их применением и способом добычи; месторождениями полезных ископаемых.

 Развивающие: развивать мышление, наблюдательность, умение обобщать материал, делать выводы, выделять главное, излагать мысли логически верно.

Воспитательные: воспитывать бережное отношение к природным богатствам 

Формировать УУД:

– Личностные: способствовать к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

– Регулятивные: умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; оценивать правильность выполнения действий; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки; высказывать своё предположение.

– Коммуникативные: умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других.

– Познавательные: умение ориентироваться в своей системе знаний; отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Планируемый результат

Предметные:

Познакомятся с группами полезных ископаемых и их представителями, научатся определять свойства полезных ископаемых, узнают способы добычи и применение полезных ископаемых.

Личностные:

уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.

Метапредметные:

уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; оценивать правильность выполнения действий; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта  характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение (Регулятивные УУД).

Уметь оформлять свои мысли в устной речи; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им (Коммуникативные).

Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, презентацию, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке (Познавательные).

Межпредметные связи

Окружающий мир

Ресурсы:

– основные

– дополнительные

УМК «Школа России». Плешаков А.А. Окружающий мир. 3 класс, 2 часть, с.46 – 50

Рабочая тетрадь к учебнику «Окружающий мир» Плешаков А.А. 2 часть, с. 28 – 31, 

атлас-определитель «От земли до неба»

Презентация на тему: «Полезные ископаемые»

Образцы полезных ископаемых, ручки, фломастеры, воздушные шарики, ниточки

Организация пространства

Фронтальная работа, индивидуальная работа, работа в парах.

План урока

1. Организационный момент

2. Актуализация знаний

3. Постановка учебной задачи

4. «Открытие» нового знания

5. Физ. минутка

6. Практическая работа

7. Усвоение новых знаний

8. Итог

9. Закрепление

10. Рефлексия

11. Домашнее задание

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Слайд

УУД

1.Организационный момент(1 мин)

Цель:

– мотивировать учащихся к учебной деятельности посредством создания благоприятной эмоциональной обстановки;

– Здравствуйте! Садитесь . Давайте представим, что мы с вами оказались в научной лаборатории.

Мы с вами – научные сотрудники. Я жду от вас активности, надеюсь на сотрудничество.

Но, сначала, каждая группа выберите и надуйте воздушный шарик.

– Я надеюсь, что это хорошее настроение останется у вас до конца урока.

Внимательно слушают, рассаживаются по группам. Выбирают шарик и надувают его. Дарят улыбки друг другу.

Слайд 1

Уметь совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им

(Коммуникативные УУД).

2. Актуализация знаний(3 мин)

Цель:

– актуализировать мыслительные операции необходимые и достаточные для восприятия нового материала :наблюдения, сравнения, аналогии;

– А сейчас вспомним, какие природные богатства мы изучали на прошлом уроке.

– На парте у каждой группы лежат карточки с вопросами. Вам нужно вставить пропущенные слова .

– Проверяем ответы.

(1.воздуха, 2.вода, 3.земли ,4.растения и животные)

– Хорошо!

Отвечают на вопросы (воздух, почва, вода, растения, животные,)

Работа по карточкам

Сравнивают со своими ответами.

1)Слайд 2

2)Слайд 3

3)Слайд 4

4)Слайд 5

Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя (Познавательные УУД)

3. Постановка учебной задачи

(2 мин)

Цель:        

– постановка учащимися цели урока, выхода из затруднения;

– уточнение и согласование темы урока;

– определение средства (алгоритм);

– формулирование шагов, которые необходимо сделать для реализации поставленной цели;

-Скажите, пожалуйста, какое природное богатство мы не назвали?

-Верно!

– А теперь переходим к теме урока.

Как вы думаете, о чём мы будим говорить на уроке?

Что же нам предстоит узнать на  уроке ?

– Изучая полезные ископаемые, мы должны будем ответить на проблемный вопрос.

Проблема:  «Можно ли обойтись без полезных ископаемых?»

Предметы исследования:      полезные ископаемые.

Предположения 1) да, можно;  2) нет, нельзя.

Полезные ископаемые

О полезных ископаемых

1.Мы узнаем, что мы  называем полезными ископаемыми.

2.Какими они бывают, узнаем их основные свойства, месторождения полезных ископаемых и для чего их добывают, какие полезные ископаемые добывают в нашей местности.

Слайд 6

Слайд 7

Слайд 8

Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя (Регулятивные УУД).

4. «Открытие» нового знания

(15 мин)

Цель:

– реализация построенного проекта в соответствии с планом;

– фиксация нового способа действия в речи;

– фиксация преодоления затруднения;

– уточнение общего характера нового знания; заполнение таблицы.

Фронтальная беседа:

 – А сейчас ответьте на вопрос: из чего строят дома, школы, заводы?

  – А из чего изготавливают автомобили, самолёты, поезда?

  – Правильно. Для того, чтобы построить дом, нужно много песка, цемента, известняка;

чтобы сделать машины, станки, необходимы чугун, сталь, медь,

алюминий.

–  Но вот построили автомобили, самолёты, только ведь сами они не поедут и не полетят.

 Что ещё нужно для них?

    – Да, им нужно горючее, которое получают из нефти. 

Топливо необходимо и для отопления жилых помещений и промышленных предприятий. Все эти вещества залегают на разной глубине в недрах земли и на её поверхности. Чтобы пользоваться этими богатствами, их необходимо добыть. Поэтому нефть, уголь, торф, песок и другие, необходимые для людей вещества, которые добывают из недр земли или с её поверхности, называют ископаемыми.

Скажите, а от какого слово произошло слово «ископаемые»?

 – А почему они полезные?

   – Молодцы!

 А сейчас откройте учебники на с. 46, найдите и прочитайте определение что такое полезные .

Что такое полезные ископаемые?

– Какие бывают полезные ископаемые?

  с.47 прочитаем , для чего добывают полезные ископаемые.

–  Какие полезные ископаемые используют в качестве топлива?

    – Правильно, это горючие полезные ископаемые, потому что они горят и дают тепло. Всё это разные виды ископаемого топлива.

– Откройте рабочую тетрадь на с.29 и отметьте в таблице, природные ископаемые, которые служат топливом.

– Проверяем, какие полезные ископаемые служат топливом?

 -Ископаемое топливо является ценным сырьём для химической промышленности.

 Например, из нефти делают вазелин, лекарства, мыло, пластмассы, бензин, керосин.

 А из каменного угля – краски, духи, также лекарства и пластмассы. Пластмассы делают и из природного газа.

     – Поговорим о рудных полезных ископаемых. Многие из окружающих нас предметов сделаны из чугуна, стали, железа, которые не встречаются в природе в чистом виде. Эти металлы выплавляют из руды. Из железной руды –  выплавляют чугун, сталь, из медной– медь.

Разведано 800 млрд. тонн железной руды.

     – Скажите, какие предметы сделаны из металлов?

– Отметьте в таблице полезные ископаемые, которые применяются для получения металлов.

– Что вы отметили?

  – Молодцы.

 – Какие полезные ископаемые из таблицы у нас остались?

– Как вы думаете, как они называются?

  – Почему?

– Отметьте это в таблице.

– Все полезные ископаемые добывают из – под, земли, но сначала геологи отыскивают месторождения полезных ископаемых.

– Давайте прочитаем в учебнике на с.48, как добывают полезные ископаемые.

–  Назовите профессию людей, которые отыскивают месторождения полезных ископаемых?

– с.48 посмотрите, это шахта.

–  Как вы думаете, что там добывают?

 с.49. посмотрите, это карьер.

– Как вы думаете, что там добывают?

-с.49 посмотрите, это буровые установки, которые бурят скважины.

–  Как вы думаете, что там добывают?

– Какие полезные ископаемые добывают в нашей местности.

Кирпич, глина, песок, цемент, доска и т. д.

Из стали, металла.

Железо, чугун, медь и т.д.

Горючее (керосин, бензин и т.д.)

От слова «копать»

Приносят пользу человеку.

Нужны для экономики страны.

Богатства земных кладовых, которые используются в хозяйстве

Твёрдые, жидкие,

газообразные.

Уголь, природный газ, бензин

Работа с таблицей по рабочей тетради

Нефть, природный газ, каменный уголь.

Столовые приборы, ножницы и т.д

Железная руда

Глина, известняк, песок.

Строительными.

Применяются в строительстве

Работа по учебнику

Геологи

Гранит, каменный уголь, железная руда

Глина, песок, известняк.

Нефть и природный газ

На нашей территории нет крупных месторождений полезных ископаемых, за исключением строительных материалов.

Глина, песок, мел, известняк, торф, минеральные краски.

Слайд 9

(пустой)

Слайд 10

Слайд 11

(пустой)

Слайд 12

Уметь добывать новые знания находить ответы на вопросы, используя учебник, презентацию, свой жизненный опыт и информацию,

полученную на уроке.

(Познавательные УУД)

Уметь оформлять свои мысли в речи;

Слушать и понимать речь других

(Коммуникативные УУД)

Уметь работать по коллективно составленному плану

(Регулятивные)

5. Физ. минутка.

(1 мин)

– Теперь пора отдохнуть.

(Видео)

Слайды  

13 -18

6.Практическая работа

(10 мин)

Цель:

-организовать выполнение учащимися самостоятельной работы;

– организовать фронтальную проверку и исправление ошибок;

 Работа в тетради с.28 №2

(стр.15 №1)

 – А сейчас мы проведём практическую работу по группам .У вас на столах лежат образцы полезных ископаемых. И сейчас мы будим их исследовать .

Ваша задача: рассмотреть  полезное ископаемое, изучить, перечислить его свойства. Поможет вам в этом учебник и атлас-определитель «От земли до неба». Все исследования вам надо записать в рабочую тетрадь на с.28 и сделать вывод о возможном применении этого полезного ископаемого.

1)Гранит

2)Каменный уголь

3)Известняк

4)Песок

ПЛАН:

1.Название полезного ископаемого.

2. Свойство

3.Применение

(Выступление каждой группы)

– Делаем вывод: Какой из полезных ископаемых самый важный? Почему?

Работа в группах

1)Горная порода, зернистая, твёрдая. Применяется в строительстве.

2) Горная порода, черного цвета, твердая, но хрупкая, горючая. Применяется как топливо, краски, лекарства, пластмассы

3)Горная порода, белого, серого, желтого цвета. Применяется в строительстве.

4)Горная порода, в виде крупинок, сыпучая.

Полезные ископаемые нужны все. Это природное богатство, которое нужно беречь, расходовать экономно, бережно

Слайд 19

Слайд 20

Уметь выполнять работу по предложенному плану

(Регулятивные)

Способствовать к самооценке на основе успешности учебной деятельности

(Личностные)

7. Усвоение новых знаний

 (5 мин)

Цель:

–  организовать закрепление знаний о полезных ископаемых

А теперь послушайте загадки:

Без неё не побежит

Ни  такси, ни мотоцикл,

Не поднимется ракета.

Отгадайте, что же это?

– Рассмотрите, опишите .

– Где её применяют?

– Как её добывают?

Он, очень нужен, детворе,

Он на дорожках во дворе.

Он и на стройке, и на пляже,

Он и в стекле расплавлен даже.

– Рассмотрите, опишите .

– Где его применяют?

– Как его добывают?

Он чёрный, блестящий,

Людям помощник настоящий.

Он несёт в дома тепло,

От него кругом светло,

Помогает плавить сталь,

Делать краски и эмаль.

– Рассмотрите, опишите .

– Где его применяют?

– Как его добывают?

Если встретить на дороге,

То увязнут сильно ноги.

А сделать миску или вазу-

Она понадобится сразу.

– Рассмотрите, опишите .

– Где её применяют?

– Как её добывают?

Она варилась долго

В доменной печи,

На славу получились

Ножницы, ключи.

– Рассмотрите, опишите .

– Где её применяют?

– Как её добывают?

Этот мастер белый- белый

В школе не лежит без дела:

Пробегает по доске,

Оставляет белый след.

– Рассмотрите, опишите .

– Где его применяют?

– Как его добывают?

Он очень прочен и упруг,

Строителям- надёжный друг:

Дома, ступени, постаменты

Красивы станут и заметны.

– Рассмотрите, опишите .

– Где его применяют?

– Как его добывают?

Нефть

Масляная жидкость темного цвета.

Служит топливом

При помощи буровой установки

Песок

Сыпучий, жёлтый

В строительстве

В карьере

Каменный уголь

Твердый, но хрупкий .чёрного цвета

Служит топливом

В шахте

Глина

Рыхлая, мелкозернистая,

коричневая

В строительстве

В карьере

Железная руда

Твёрдая , прочная

Применяется при получении металлов

В шахте

Известняк

Белый, хрупкий

В строительстве

В карьере

Гранит

Твёрдый , красного цвета

Применяется в строительстве.

В карьере

Слайд 21

Слайд 22

Слайд 23

Слайд 24

Слайд 25

Слайд 26

Слайд 27

Уметь оформлять свои мысли в устной речи; слушать и понимать речь других.

(Коммуникативные УУД)

Способствовать к самооценке

(Личностные УУД)

8. Итог

 (2 мин)

Цель:

– умение обобщать свои знания и делать выводы

– Вернёмся к проблеме нашего урока.

Так можно ли обойтись без  полезных ископаемых?

– Вы все, ребята, правы: наша экономика не может обойтись без полезных ископаемых

Нет, нельзя, потому что полезные ископаемые нужны для строительства; служат топливом; применяются для получения металлов.

Слайд 28

Уметь проговаривать последовательность действий на уроке

(Регулятивные)

9. Закрепление

(3 мин)

Цель: – фиксация нового содержания, изученного на уроке

– Вы хорошо работали на уроке. А сейчас ответьте мне на вопросы.

– Какие из полезных ископаемых используют в строительстве?

– Какие из полезных ископаемых служат топливом?

– Какие полезные ископаемые добывают при помощи буровых установок?

– Люди, какой профессии отыскивают месторождения полезных ископаемых?

– Какие полезные ископаемые добывают в нашей местности?

( На нашей территории нет крупных месторождений полезных ископаемых, за исключением строительных материалов.

Глина, песок, мел, известняк, торф, минеральные краски)

Гранит, известняк.

Нефть, природный газ

Геологи

Слайд 29

Уметь оценивать правильность выполнения действий на уроке.

(Регулятивные)

10. Рефлексия

(2 мин)

Цель: – оценивание учащимися собственной  деятельности на уроке;

– А теперь каждый из вас оцените свою активность  (работу в группе) и изобразите своё настроение смайликом – нарисуйте  его на вашем шарике .

Рисуют на шарике своё настроение

Способность к самооценке на основе критерия успешности  учебной деятельности.

(Личностные УУД)

11. Домашнее задание

(1 мин)

– Прочитать в учебнике параграф

 «Полезные ископаемые» с.46 – 50; в рабочих тетрадях выполнить № 4,5 с.30

Записывают в дневники

Слайд 30

1.Без____________ не будет гореть топливо в котельной и в двигателе автомобиля.

2.Исчезнет вдруг _________и остановятся  заводы и фабрики, закроются столовые и парикмахерские.

Станет ненужным весь водный транспорт.

3.Без __________было бы невозможно сельское хозяйство и производство продуктов питания.

4.Большое значение для экономики имеют ______________и _______________.

1.Без____________ не будет гореть топливо в котельной и в двигателе автомобиля.

2.Исчезнет вдруг _________и остановятся  заводы и фабрики, закроются столовые и парикмахерские.

Станет ненужным весь водный транспорт.

3.Без __________было бы невозможно сельское хозяйство и производство продуктов питания.

4.Большое значение для экономики имеют ______________и _______________.

1.Без____________ не будет гореть топливо в котельной и в двигателе автомобиля.

2.Исчезнет вдруг _________и остановятся  заводы и фабрики, закроются столовые и парикмахерские.

Станет ненужным весь водный транспорт.

3.Без __________было бы невозможно сельское хозяйство и производство продуктов питания.

4.Большое значение для экономики имеют ______________и _______________.

Источник