Карта по географии 10 класс полезные ископаемые
Технологическая карта урока
Класс: –10
Предмет: география
Учитель: Зябликова Тамара Ивановна-учитель географии МОУ СОШ п. Сазанье: Сердобского района
Тема урока: «Минеральные ресурсы – основа хозяйственной деятельности человека»
Тип урока: Урок-проект, изучение нового материала с использованием ИКТ.
Формы работы на уроке:
– аудиторная, коллективная под руководством учителя;
– самостоятельная индивидуальная и групповая;
Образовательная цель урока: Оценка мировых минеральных ресурсов, установление закономерностей их размещения, определения значения минеральных ресурсов для развития мировой экономики. Оценка обеспеченности отдельных стран и регионов мира минеральными ресурсами;
Деятельностная цель урока:
Продолжить формирование умений анализировать карты, диаграммы, таблицы; выполнять расчеты, заполнять таблицы и делать выводы.
Планируемый результат обучения, в том числе и формирование УУД:
Образовательная цель урока: Оценка мировых минеральных ресурсов, установление закономерностей их размещения, определение значения минеральных ресурсов для развития мировой экономики. Оценка обеспеченности отдельных стран и регионов мира минеральными ресурсами;
Деятельностная цель урока: Продолжить формирование умений анализировать карты, диаграммы, таблицы; выполнять расчеты, заполнять таблицы и делать выводы.
Планируемые результаты деятельности учащихся:
Предметные:
изучение мировых минеральных ресурсов, определение их значения для развития мирового хозяйства;
Метапредметный (УУД):
Регулятивные:
Развитие умения: определять и формулировать цель урока, оценивать свою деятельность, вносить коррективы по ходу своей работы.
Коммуникативные:
Формулирование и аргументация своего мнение, умение принимать совместное решение.
Познавательные:
Умение осуществлять информационный поиск, сбор и выделение существенной информации из различных информационных источников: учебника, дополнительной литературы, интернета, проявлять инициативу и самостоятельность
Личностные:
Развивать умение работать в группе, воспитывать бережное отношение к природе и природным ресурсам формирование толерантности, уважения к чужому мнению.
Ресурсы: учебник Е.М. Домогацких; Н.И. Алексеевский География 10 класс М. «Русское слово » 2016.
тетради, справочные материалы, раздаточный материал (тесты, инструктивные карты, нет буки по числу проектных групп, мультимедийный проектор с интерактивной доской. Атласы, контурные карты, интерактивная карта
« Добывающая промышленность мира»
Структура урока усвоения новых знаний
Содержание учебного материала.
Деятельность учителя
Деятельность
обучающихся
Формирование УУД
I. Самоопределение и
мотивация учебной деятельности учащихся
Включение детей в деятельность на личностно-значимом уровне. Психологический настрой учащихся; обеспечение нормальной обстановки на уроке приветствует учащихся
отмечает присутствующих
организует внимание
настраивает учащихся на работу
желает успеха .Слова учителя
Здравствуйте, ребята. Мне приятно видеть вас на уроке. Надеюсь, что сегодняшний урок будет полезным и приятным для вас и для меня. Сблизит нас и поможет нам узнать много нового и интересного
Приветствуют учителя,
контролируют готовность к уроку
настраиваются на работу
слушают учителя
Личностные: мобилизация внимания, уважение к окружающим
Познавательные: выделение существенной информации из слов учителя
Коммуникативные: слушание учителя
Регулятивные: управление поведением и деятельностью, умение настраиваться на занятие
Определение темы урока. Постановка цели и задач урока.
Целепологание
Активизирует знания учащихся – беседует по вопросам
Вопросы учителя: экспресс-опрос) 1.Какую тему сейчас изучаем
1. Что такое природные ресурсы?
2. Какие виды классификации природных ресурсов существуют?
3. На какие группы делятся природные ресурсы по происхождению?
Включение учащихся в деятельность, обеспечение восприятия, осмысление новой темы.
В качестве эпиграфа сегодняшнего урока я хочу предложить вам слова замечательного писателя
В. Бианки «Весь огромный мир вокруг меня, надо мной и подо мной полон неизвестных тайн. Я буду открывать их всю жизнь, потому что это самое увлекательное занятие в мире » Сегодня на уроке мы будем открывать тайны, находящимися «под нами, под нашими ногами»
Какая группа природных ресурсов находится у нас под ногами? Какое значение имеют минеральные ресурсы в жизни человека?
Попробуйте сформулировать тему нашего урока
Тема мировых минеральных ресурсов интересная, актуальная сегодня для всего человечества.
Есть ли у вас вопросы по этой проблеме, и на какие из них вы хотели бы найти ответ на уроке.
;
Отвечают на вопросы учителя
Отвечают на вопросы учителя.
Формулируют тему урока, записывают тему урока в тетради.
«Минеральные ресурсы – основа хозяйственной деятельности человека»
Отвечают на вопросы учителя. Формулируют вопросы.
Определяют образовательную цель урока. Образовательная цель урока: «Оценка мировых минеральных ресурсов, установление закономерностей их размещения, определения значения минеральных ресурсов для развития мировой экономики. Оценка обеспеченности отдельных стран и регионов мира минеральными ресурсами, разработка приемов рационального использования минеральных ресурсов.»
Личностные: осознание своих возможностей
Познавательные: первичные компетенции обучающихся в области географии
Коммуникативные: слушание учителя и сверстников, умение выражать свои мысли. Развитие монологической речи
Регулятивные: выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что подлежит усвоению
Личностные: самоопределение
Познавательные: выделение существенной информации из слов учителя, формулирование умозаключения
Коммуникативные:инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками Регулятивные: принятие и сохранение учебной цели и задачи
3. Актуализация знаний.
– Активизация знаний учащихся – беседует по вопросам. Повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания»
Выполняют Контрольно-подготовительный тест
Почему совпадают ответы строк 3 и 4?
Почему к минеральным ресурсам человек должен относиться бережно, экономно?
.
Контрольно-подготовительный тест
– Выпишите номера природных ресурсов в зависимости от их положения при классификации по исчерпаемости, по происхождению.
1 уголь 2. вода 3. энергия ветра 4.почва 5.растения 6.песок 7. медные руды 8.железные руды 9. Рыба
10. нефть 11.глина 12.солнечная энергия 13.золото 14. энергия внутреннего тепла Земли.
Учащиеся отвечают на вопросы. Обобщают. Делают вывод : Важным
Материальным и энергетическим источником хозяйственной деятельности человека являются минеральные ресурсы. но так как эти виды ресурсов исчерпаемые и не возобновимые их необходимо рационально использовать
Познавательные: первичные компетенции обучающихся в теме: «Мировые природные ресурсы и экологические проблемы » Коммуникативные: слушание учителя и сверстников, умение выражать свои мысли. Развитие монологической речи
Регулятивные: выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что подлежит усвоению
4.Первичное усвоение новых знаний.
Устанавливаю правильность и осознанность изучаемого материала. Организую практическую работу в группах
Итак, ребята цель нашего путешествия в недра земли определена. Задачи поставлены. Теоретически к путешествию мы с вами готовы. В путь!
Мини исследование (нетбуки, инструктивные карточки учебник, доп. литература)
Давать характеристику мировых минеральных ресурсов мы будем, работая в поисковых отрядах.
Каждых поисковый отряд выступит в роли геологов – разведчиков.(профориентация «Геолог»)
Работать будет 4 поисковых отряда: 1- й изучает виды минеральных ресурсов и определяет закономерности их размещения.2-й изучает топливные ресурсы; 3-й изучает рудные полезные
ископаемые.
4-й изучает нерудные полезные ископаемые.
Работают с учебниками. Заполняют таблицы.
Создают слайды презентации
( 3,4 слайда)
Учитель – консультант
Восприятие, осмысление и первичное запоминание знаний.
1-й отряд
Работа с учебником стр. 87 и доп. литературой
– Составление алгоритма действий согласно инструктивной карточке.
Создание 3,4 слайдов презентации.
2-й отряд
Работа с учебником стр. 87- 91 и доп. литературой
– Составление алгоритма действий согласно инструктивной карточке.
Создание 3,4 слайдов презентации
3-й отряд
– Работа с учебником стр. 92-93 и доп. литературой
– Составление алгоритма действий согласно инструктивной карточке. Создание 3,4 слайдов презентации
4-й отряд
-Работа с учебником стр. 93-94 и доп. литературой
– Составление алгоритма действий согласно инструктивной карточке.
-Создание 3,4 слайдов презентации
Защита проектов с использованием презентации.
Работа с интерактивной картой «Добывающая промышленность мира»
Учитель – консультант.
Познавательные: извлечение необходимой информации из текстов, структурирование знаний, формирование умения анализировать
Коммуникативные: умение договариваться и приходить к общему мнению в совместной деятельности, учитывать мнение других
Регулятивные: планирование своих действий, оценка объективных трудностей, самостоятельное исправление ошибок
5. Первичное закрепление
обеспечить в ходе закрепления повышение уровня осмысления изученного материала, глубины понимания – Устанавливает осознанность восприятия, делает первичное обобщение и предлагает задания для закрепления
Вопросы для закрепления
1 Закономерности размещения топливных полезных ископаемых
2 Закономерности размещения рудных полезных ископаемых
3. Закономерности размещения нерудных полезных ископаемых.
4. Что такое ресурсообеспеченность?
5. Почему о ресурсообеспеченности нельзя судить только по размерам запасов?
6. Какие страны имеют наибольшую обеспеченность углем? 7. Какие страны наиболее обеспечены нефтью?
8. Назовите страны, имеющие наибольшую обеспеченность газом.
9.Назовите страны, имеющие наибольшие запасы железных руд.
10.Назовите страны, имеющие наибольшие запасы медных, никелевых, алюминиевых руд.
11. Перечислите приемы рационального использования минеральных ресурсов.
12. Предложите свои приемы рационального использования минеральных ресурсов.
Учащиеся отвечают на поставленные вопросы.
Записывают лидирующие страны на интерактивной доске.
Отмечают страны лидеры на контурной карте
Заполняют на доске кластер «Сохраним полезные ископаемые»
Личностные: самоопределение.
Познавательные: построение речевых высказываний в устной форме
Коммуникативные: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью
Регулятивные: уточнение и дополнение высказываний одноклассников
6 . Первичная проверка понимания
Установить правильность и осознанность изученного материала, выявить пробелы, провести коррекцию пробелов в осмыслении материала
-Называют особенности, делают вывод
– Задают друг другу вопросы, слушают ответы, исправляют ошибки
Выполняют первичный тест.
Выполняют самопроверку (ответы слайды презентации) Оценивают свои первичные знания
Познавательные: анализ содержания параграфа, выделение существенной информации, осознанное построение речевых высказываний, составление и анализ схемы
Коммуникативные: сотрудничество в поиске и выборе информации, аргументация своего мнения и позиции
Регулятивные: умение устанавливать последовательность действий по выполнению задания, осуществление самоконтроля и контроля
7. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению
обеспечить понимание учащимися цели, содержания и способов выполнения домашнего задания –Задаю и комментирую дифференцированное дзОпережающее задание
Подготовить сообщения: «Земельные ресурсы», «Лесные ресурсы» задание выполняется по желанию
Подготовить буклет – обращение « Сохраним природу! » задание выполняется по желанию
п 12 п.13 стр. 87-96
Слушают учителя
Записывают д.з. в дневник.
8.Рефлексия (подведение итогов урока)
Организую рефлексию учебной деятельности на уроке. Формирую осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценки результатов деятельности
– Назовите тему сегодняшнего урока.
– Какую образовательную цель ставили перед собой?
-Достигли ли образовательной цели? (слайд с образовательной целью)
-Чему вы научились на уроке?
-Где можно применить полученные знания?
– Оцените свою работу на уроке.
поднимите сигнальные карточки.
Красную – «доволен своей работой на уроке»
Зеленую- «мог работать лучше»
Благодарю всех за плодотворную совместную работу.
Выставление оценок.
Отвечают на вопросы. Оценивают свою работу на уроке.
Личностные: самооценка на основе успешности, адекватное понимание причин успехе/неуспеха в учебной деятельности
Познавательные: рефлексия способов и условий действия
контроль и оценка процесса и результатов деятельности
Коммуникативные: умение выражать свои мысли вступать в диалог, с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли умение соотнести результат своей деятельности с целью и оценить его
Конспект урока по теме: «Природные ресурсы и их виды. Минеральные природные ресурсы. Ресурсообеспеченность» – 10 класс
Тип урока: урок совершенствования знаний, умений и навыков.
Технология: урок – практикум.
Оборудование урока:
- карта «Полезные ископаемые мира»
- компьютер, проектор, экран
- УМК для учащихся: учебник В.П. Максаковского «Экономическая и социальная география мира», тетрадь с печатной основой к учебнику, атлас
- Гладкий Ю.Н. и Лавров С.Б. Экономическая и социальная география мира. 10 класс. М.: Просвещение, 2010
- раздаточный материал для выполнения практической работы
- настенная контурная карта
Программное обеспечение: Microsoft Power Point – презентация «Природные ресурсы мира».
Цель урока: сформировать понятие «ресурсообеспеченность» и умение рассчитывать ресурсообеспеченность отдельных стран мира, используя формулу для вычисления, а также статистические данные, предложенные учителем и размещенные в учебнике и представлять результаты работы в различных формах (таблица, картосхема), делать выводы на основе полученной информации.
Задачи урока:
- Закрепить понятие «природные ресурсы», «минеральные ресурсы».
- Развивать коммуникативные навыки работы в группах при выполнении практической работы.
- Развивать навыки взаимоконтроля и взаимооценки.
- Воспитывать культуру умственного труда и уважение к работе с товарищами.
План урока:
- Организационный этап. Актуализация знаний – 2 мин.
- Изучение нового материала и повторение изученного – 10 мин.
- Работа в группах – выполнение практической работы – 15 мин.
- Проверка выполнения работы и обобщение полученных знаний – 10 мин.
- Подведение итогов урока. Рефлексия учащихся – 5 мин.
- Домашнее задание – 3мин.
Ход урока.
I. Организационный этап урока. Актуализация знаний.
Учитель объявляет тему урока, знакомит с целью и задачами. Слайд №1-2.
Учащиеся настраиваются на урок. Готовятся вести конспект урока в рабочей тетради.
II. Изучение нового материала и повторение изученного ранее.
1.Развитие человеческого общества связано с использованием им разнообразных богатств природы. Это и тепло, и влага, и древесина, и дары леса, и энергия воды, и полезные ископаемые, и многое другое. На разных уровнях развития общества потребность человека в разных видах природных ресурсов неодинакова. Различны и возможности их использования. Они напрямую зависят от уровня развития науки и техники.
Таким образом, природные ресурсы – это компоненты природы, используемые в хозяйственной деятельности человека на данном этапе развития общества – слайд №3.
С делением природных ресурсов можно на группы мы познакомились в курсе географии 8 и 9 классов. Давайте вспомним эти классификации: в зависимости от происхождения – слайд №4.
способа использования – слайд №5.
и наиболее распространенную классификацию природных ресурсов по исчерпаемости – слайд №6.
2.Запасы разных природных ресурсов истощаются, и перед многими странами остро встает проблема обеспечения основными видами сырья.
Другой проблемой, связанной с использованием природных ресурсов, является неравномерность их распределения. Отдельные районы, страны, регионы, даже материки имеют различную ресурсообеспеченность.
Ресурсообеспеченность – это соотношение между величиной запасов природных ресурсов и объемами их использования – слад №7.
Оценить ресурсообеспеченность страны можно двумя способами:
- определить, на сколько лет хватит данного вида ресурса при современном уровне использования
- определить, какое количество данного вида ресурса приходится на душу населения.
3.Минеральные ресурсы – это природные вещества минерального происхождения, находящиеся в земной коре, используемые человеком в качестве сырья в различных отраслях материального производства – слайд №8.
Освоение минеральных ресурсов началось в древности. Уже в 12-11 тыс. до н.э. выплавляли медь. Примерно с тех же времен стали добывать золото. Позднее люди оценили свойства сплавов. В конце 4 тыс. до н.э. начался бронзовый век – появился сплав меди и олова, а затем научились добывать руду и получать железо.
Значительно расширилась минерально-сырьевая база в XVIII – XIX с началом активной разработки топливных полезных ископаемых, также некоторых руд, фосфоритов, калийных солей и др.
Коренное изменение минерально-сырьевой базы произошло в середине XX века после включения титана, кобальта, берилла в современное производство, а также увеличения объемов добычи природного газа, нефти и урановых руд.
В настоящее время используется более 200 видов полезных ископаемых.
4.Минеральные ресурсы, как и любой вид ресурсов, имеют свои особенности. К ним относятся:
- невозобновимость;
- неравномерность размещения
- возможность транспортировки на дальние расстояния;
- возможность пополнения запасов за счет разведки и освоения новых месторождений.
Минеральные ресурсы классифицируются следующим образом – слайд №9.
5.Размещение минеральных ресурсов связано с геологической историей Земли.
- Назовите происхождение и места образования топливных полезных ископаемых?
(осадочное происхождение, приурочены к чехлу древних платформ и их прогибам, добыча ведется в основном на равнинах).
- Назовите происхождение и места образования рудных полезных ископаемых?
(магматического происхождения, приурочены к складчатым областям и выступам древних платформ, добываются в горных областях, в местах разлома земной коры).
- Назовите происхождение и места образования нерудных полезных ископаемых?
(осадочного, магматического и метаморфического происхождения, встречаются как в складчатых, так и платформенных областях).
III. Работа в группах.
Практическая работа: определение ресурсообеспеченности стран мира по различным видам минеральных природных ресурсов – слад№7.
Учащиеся делятся на 5 групп по 4-5 человек, в зависимости от количества присутствующих. Каждая группа получает карточку-задание для выполнения работы.
Карточка №1
1.Определите ресурсообеспеченность стран мира углем.
2. Сделайте вывод о ресурсообеспеченности разных стран мира углем: ведущие страны по ресурсообеспеченности в количестве лет, на душу населения; принадлежность ведущих стран к типу по уровню развития экономики и региональной принадлежности.
3.Создайте картосхему добычи угля по данным таблицы на контурной карте.
Страна | Запасы (млрд.т) | Добыча (млн.т) | Ресурсообес- печенность (в кол-ве лет) | Численность населения (млн.чел) | Ресурсообес-печенность на душу населения |
США | 445 | 1020 | 303 | ||
Китай | 296 | 1240 | 1360 | ||
Россия | 202 | 250 | 142 | ||
ЮАР | 116 | 220 | 48 | ||
Австралия | 116 | 280 | 21 | ||
ФРГ | 106 | 250 | 82 | ||
Индия | 78 | 330 | 1148 | ||
Украина | 47 | 75 | 45 | ||
Великобритания | 45 | 50 | 61 | ||
Казахстан | 34 | 70 | 15 |
Вывод:__________________________________________________________________________________________________________________________________
Карточка №2
1.Определите ресурсообеспеченность стран мира нефтью.
2. Сделайте вывод о ресурсообеспеченности разных стран мира нефтью: ведущие страны по ресурсообеспеченности в количестве лет, на душу населения; принадлежность ведущих стран к типу по уровню развития экономики и региональной принадлежности.
3.Создайте картосхему добычи нефти по данным таблицы на контурной карте.
Страна | Запасы (млрд.т) | Добыча (млн.т) | Ресурсообес- печенность (в кол-ве лет) | Численность населения (млн.чел) | Ресурсообес-печенность на душу населения |
Саудовская Аравия | 43,1 | 450 | 28 | ||
Ирак | 16,7 | 55 | 28 | ||
ОАЭ | 16,2 | 120 | 5 | ||
Кувейт | 15,7 | 105 | 2,5 | ||
Иран | 14,9 | 185 | 66 | ||
Венесуэла | 10,3 | 175 | 26 | ||
Мексика | 8,5 | 170 | 110 | ||
Россия | 6,7 | 300 | 142 | ||
Китай | 4,0 | 160 | 1360 | ||
США | 3,8 | 380 | 303 |
Вывод:__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Карточка №3
1.Определите ресурсообеспеченность стран мира природным газом.
2. Сделайте вывод о ресурсообеспеченности разных стран мира природным газом: ведущие страны по ресурсообеспеченности в количестве лет, на душу населения; принадлежность ведущих стран к типу по уровню развития экономики и региональной принадлежности.
3.Создайте картосхему добычи природного газа по данным таблицы на контурной карте.
Страна | Запасы (трлн.м³) | Добыча млрд.м³ | Ресурсообес-печенность (в кол-ве лет) | Численность населения (млн.чел) | Ресурсообес-печенность на душу населения |
Россия | 48,1 | 550 | 142 | ||
Иран | 22,9 | 45 | 66 | ||
Нидерланды | 1,9 | 70 | 16 | ||
ОАЭ | 5,8 | 40 | 5 | ||
Саудовская Аравия | 5,4 | 45 | 28 | ||
США | 4,7 | 540 | 303 | ||
Венесуэла | 84,1 | 30 | 26 | ||
Алжир | 3,7 | 65 | 34 | ||
Канада | 42,2 | 170 | 33 | ||
Норвегия | 2,0 | 45 | 4,6 |
Вывод:__________________________________________________________________________________________________________________________________
Карточка №4
1.Определите ресурсообеспеченность стран мира железной рудой.
2. Сделайте вывод о ресурсообеспеченности разных стран мира железной рудой: ведущие страны по ресурсообеспеченности в количестве лет, на душу населения; принадлежность ведущих стран к типу по уровню развития экономики и региональной принадлежности.
3.Создайте картосхему добычи железной руды по данным таблицы на контурной карте.
Страна | Запасы (млрд.т) | Добыча (млн.т) | Ресурсообес-печенность в количестве лет | Численность населения (млн.чел) | Ресурсообес-печенность на душу населения |
Россия | 57,8 | 87 | 142 | ||
Украина | 20,0 | 77 | 45 | ||
Бразилия | 17,6 | 195 | 196 | ||
Австралия | 16,0 | 168 | 21 | ||
США | 15,9 | 63 | 303 | ||
Канада | 11,7 | 35 | 33 | ||
Индия | 11,5 | 75 | 1148 | ||
Китай | 9,0 | 224 | 1360 | ||
Казахстан | 8,0 | 16 | 15 |
Вывод:__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Карточка №5
1.Создайте картосхему добычи бокситов, медной руды, оловянной руды, золота и алмазов по данным таблицы на контурной карте – задания №6 (Рабочая тетрадь по географии:10 кл,: пособие для учащихся общеобразоват. учреждений/ В.П.Максаковский).
2.Сделайте вывод о закономерностях размещения крупных месторождений.
3.Назовите регионы размещения.
Бокситы (тыс.т) | Медная руда (тыс.т) | Алмазы | Золото |
Австралия | Чили | Ботсвана | Китай |
КНР | США | Австралия | Австралия |
Бразилия | Россия | Россия | США |
Индия | Перу | Конго | Россия |
Гвинея | Индонезия | ЮАР | ЮАР |
Ямайка | КНР | Ангола | Перу |
Казахстан | Казахстан | Канада | Индонезия |
Венесуэла | Мексика | Китай | Канада |
Суринам | Замбия | Бразилия | Гана |
Россия | Канада | Гана | Мексика |
Вывод:__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
IV. Проверка выполнения заданий и обобщение полученных знаний.
- Проверка выполнения заданий по карточке №1 – слайд №10 и обозначение месторождений угля на настенной контурной карте
- Проверка выполнения заданий по карточке №2 – слайд №11 и обозначение месторождений нефти на настенной контурной карте
- Проверка выполнения заданий по карточке №3 – слайд №12 и обозначение месторождений природного газа на настенной контурной карте
- Проверка выполнения заданий по карточке №4 – слайд №13 и обозначение месторождений железной руды на настенной контурной карте
- Проверка выполнения заданий по карточке №5 – выполнение задания №6 (Рабочая тетрадь по географии:10 кл,: пособие для учащихся общеобразоват. учреждений/ В.П.Максаковский) и обозначение месторождений на настенной контурной карте.
- Какие страны обладают разнообразным минеральным сырьем?
(Россия, США, Китай, Индия, Бразилия, Австралия)
- Какие страны обеспечены преимущественно одним видом минерального сырья?
(Кувейт – нефтью, Нидерланды – газом, Гвинея – бокситами, Узбекистан – ураном)
- Какие страны бедны минеральным сырьем?
(Япония, Швейцария, Республика Корея).
V. Подведение итогов урока. Рефлексия учащихся.
Объем добычи полезных ископаемых в последние десятилетие резко вырос. Ежегодно добывается более 100 млрд. тонн различного минерального сырья и топлива. Наиболее доступные месторождения полезных ископаемых в настоящее время истощаются: железорудные бассейны в Лотарингии (Франция) и на Урале (Россия), угольные бассейны – Подмосковный (Россия), Рурский (Германия), месторождения меди в Заире и др. Однако при возрастающем объеме добычи сырья на производство готовой продукции идет не более 20%.
- Каковы проблемы использования минерального сырья?
(Истощение запасов, неполное использование добываемых ресурсов).
- Каковы возможные пути решения данной проблемы?
(Комплексное использование добываемого сырья; оборотное использование ресурсов при глубокой утилизации отходов; более широкое внедрение новых искусственных и синтетических материалов, заменяющих природное сырье, и и применение альтернативных источников энергии).
- Можно ли утверждать, что высокий уровень обеспеченности страны минеральными ресурсами определяет уровень экономического развития?
(Нельзя. Обеспеченность минеральными ресурсами способствует развитию промышленного производства и повышению уровня экономического развития страны, ноне является определяющим фактором. Например, Япония бедна минеральными ресурсами, но достигла высокого уровня экономического развития полностью за счет импортного сырья. Наша страна является сырьевым придатком для Японии и других более развитых стран Западной Европы).
- Как изменится роль минеральных ресурсов в развитии экономики мира в будущем? Выскажите свою точку зрения. Обоснуйте ее.
- Ваше мнение об уроке: что получилось, что нет?
Отметить успехи учащихся. Выставить отметки за урок по группам и индивидуально.
VI.Инструктаж по выполнению домашнего задания:
Для его выполнения необходимо сформировать 5 групп по 4-5 человек. Группа получает индивидуальное задание по одному из видов природных ресурсов и инструктаж для выполнения задания. Порядок подготовки домашнего задания комментируется учителем.
- Земельные ресурсы. Стр.29-32
- Ресурсы пресной воды. Стр.32-33
- Лесные ресурсы. Стр.33-35
- Ресурсы Мирового океана. Стр.35-36
- Рекреационные ресурсы. Стр.36-37
Список литературы:
- Максаковский В.П. География 10 класса. М.: Просвещение, 2010.
- Гладкий Ю.Н. и Лавров С.Б. Экономическая и социальная география мира. 10 класс. М.: Просвещение, 2010.
- Петрова Н.Н. ЕГЭ 2013. География. Сдаем без проблем! / Н.Н.Петрова, Ю.А. Соловьева. – М.: Эксмо, 2012.
- Еженедельник «География»: №3/2004; №9/2006; №17/2006; №21/2006; №23/2006; №24/2006;№1/2007; №2/2007.