Карьеры по добыче полезных ископаемых открытым способом

Карьеры по добыче полезных ископаемых открытым способом thumbnail

Добыча полезных ископаемых составляет важную часть экономики многих государств, включая Россию. Кроме подземной добычи ее важную часть составляет разработка открытым способом — в том случае, если залежи располагаются сравнительно неглубоко. Для этого используются современные технологии, применяется множество видов карьерной спецтехники.

Трудно сказать, когда человечество начало разработку первого в своей истории карьера. Но наверняка это произошло раньше, чем был вырыт первый рудник: добывать ископаемые, находящиеся непосредственно под поверхностью, а то и на ней, — много проще. Так или иначе, будет верным сказать, что человечество эволюционировало вместе с технологией добычи полезных минералов и строительных материалов. В ходе разработки карьера вынимаются и подвергаются сортировке миллионы тонн породы, что не может не влиять на состояние окружающей среды, как минимум — в местном масштабе. Тем не менее потребность цивилизации в полезных ископаемых, начиная с угля и заканчивая драгоценными металлами, век от века растет — а соответственно, растут и масштабы добычи.

К положительным сторонам добычи полезных ископаемых открытым способом нужно отнести такие факторы, как простота подготовительных (вскрышных и других) работ, относительная безопасность участников производственного процесса, сравнительно невысокие затраты на изыскательские работы и собственно добычу, большая производительность при извлечении породы.

Однако, помимо достоинств, у открытой разработки есть и свои недостатки. К ним относятся большое число работающей в карьере техники и оборудования, а значит, и немалые затраты на его приобретение и обслуживание. С углублением котлована растут и расходы на разработку залежей: доставка породы на обогатительный комбинат или пункт предварительной сортировки требует все больших усилий и все более длинных маршрутов для техники, следовательно, растут и затраты компании-разработчика.

Технологический цикл добычи полезных ископаемых открытым способом начинается с геологоразведки.

Необходимо не только найти залежи, но и оценить их объем, состав породы и глубину залегания на предмет целесообразности добычи. Далее проводятся предварительные работы на месте будущих разработок, которые включают в себя осушение (иногда обводнение) территории, прокладку коммуникаций (подъездные пути, электричество, связь, Интернет), выкорчевывание леса и возведение административных и вспомогательных построек. Сколько времени проходит с момента завершения геологоразведки до окончания предварительных работ, однозначно сказать нельзя: это зависит от инвестиций в будущий карьер, характера местности, климатических и погодных факторов.

Карьерный экскаватор

При добыче полезных ископаемых открытым способом — будь то залежи угля, марганца, руд, содержащих металлы, — широко используют карьерные экскаваторы — машины циклического действия, малосвязные или черпающие разрушенные породы и перемещающие их последовательно, прерывая копание на время перемещения породы. Вскрытие месторождений, выемка минералов и их последующая погрузка в транспортные средства — основные функции этих машин. Наряду с гигантскими многоковшовыми шагающими экскаваторами, роторными и канатными электрическими машинами наибольшее распространение при разработках открытым способом получили гидравлические карьерные экскаваторы на гусеничном ходу. Характерный образец машин этого типа — Liebherr R9250. Оснащенный ковшом объемом 15 кубометров, он отлично подходит для работы с самосвалами 100-тонного класса. В зависимости от условий работы модель оснащается дизельной либо электрической силовой установкой мощностью 287 л.с.. Скорость вращения поворотного мотора — 8 оборотов в минуту. Машина может оснащаться как прямой, так и обратной лопатой и способна работать даже при экстремально низких температурах: до минус 40—50 градусов Цельсия. У модели  R9250, как и у других машин семейства экскаваторов Liebherr, низкий центр тяжести и большая глубина копания: 8,7 метра. Полная масса машины — 253,5 тонны.

Собственно разработка карьера начинается со вскрышных работ.

Необходимо удалить поверхностный, пустой слой породы, под которой находятся залежи полезных ископаемых. Для этого слоями удаляется грунт, в результате чего по периметру будущего карьера образуется каскад уступов. Если раньше для этих целей широко применялись буровзрывные работы, то сегодня для вскрышных работ чаще используется специальная техника, прежде всего — экскаваторы и погрузчики, а для вывоза пустой породы — карьерные самосвалы. Чем тоньше поверхностный слой — тем более эффективны горные работы: эффективность разработки открытым способом определяется соотношением перемещенной пустой породы к результату добычи. Количество кубических метров снятого грунта делится на тоннаж изъятого ископаемого.

Карьерный погрузчик
Обладающие куда более внушительными размерами, чем их строительные собратья, эти землеройно-транспортные машины на колесном или гусеничном ходу имеют в качестве главного рабочего органа ковш вместимостью до 10 кубометров и более, шарнирно закрепленный на конце стрелы и разгружающийся вперед. К функциям карьерных погрузчиков относятся рыхлительные и бульдозерные работы, резка и транспортировка породы, а также ее загрузка в кузов самосвала. 
Современные машины этого типа имеют эксплуатационную массу до 62 тонн. Кроме фронтального ковша в качестве сменного оборудования для карьерных погрузчиков используются бульдозерный нож, рыхлитель, грузоподъемная платформа и другие агрегаты.
Яркий представитель семейства карьерных погрузчиков — модель именитого японского производителя спецтехники Komatsu WA600-8. Этот карьерный погрузчик имеет эксплуатационную массу 55 тонн и оснащен ковшом объема 7,03 кубометра. Оригинальный силовой агрегат погрузчика  SAS6D170E-7 мощностью 529 лошадиных сил соответствует стандартам экологичности Tier 4 Final. По словам компании-разработчика, модель имеет целый ряд улучшений сравнительно с техникой Komatsu предыдущих поколений — в частности, у WA600-8 существенно улучшена обзорность кабины, а кресло оператора снабжено функцией подогрева.

Та же самая техника используется для непосредственной добычи полезных ископаемых.

В настоящее время из соображений экономической целесообразности многие процессы автоматизируются — например, все более широкое распространение получают беспилотные самосвалы, не требующие наличия водителя и часто вообще не имеющие кабины; встречаются и объекты, где управление процессом добычи осуществляется полностью дистанционно («умный карьер»). При более высоких первоначальных затратах такой подход гарантирует значительную экономию на оплате труда персонала, а кроме того,  обеспечивает безопасность жизни и здоровья сотрудников добывающего предприятия. Тем не менее даже работа в технически оснащенном карьере по-прежнему считается довольно тяжелой, а порой и экстремальной для человеческого организма и поэтому требует высокой физической и психологической стабильности. В то же время вред от работы в карьере для человеческого организма намного меньше, чем в шахте, а уровень травматизма — существенно ниже.

Полезные ископаемые, добываемые в карьере, подвергаются дроблению и сортировке на месте либо транспортируются самосвалами в перевалочные пункты и далее — на обогатительные комбинаты. Вывоз породы из карьера осуществляется карьерными самосвалами; наиболее вместительные образцы этой техники способны транспортировать около пятисот тонн груза — однако по дорогам общего пользования эта техника в силу своих габаритов передвигаться не может, поэтому к месту работ ее обычно доставляют в разобранном виде, по железной дороге, автотрассе или морским транспортом.

Карьерный комбайн

На смену буро-взрывным методам при разработке полезных ископаемых открытым способом все чаще приходят карьерные комбайны, позволяющие не только добывать материал, но и погружать его напрямую в грузовики либо укладывать в отвалы. Если самосвал занят другой работой, срезанная комбайном порода подается по конвейеру и отсыпается в отвал. Именно так работают комбайны компании Wirtgen. В зависимости от угла поворота их конвейера материал может складироваться в один отвал с 3—5 заходов срезания породы. В дальнейшем материал загружается в кузов самосвала с помощью карьерного погрузчика. В зависимости от высоты полученного отвала при помощи фронтального погрузчика возможно выполнять погрузку материала.
Наиболее производительные карьерные комбайны Wirtgen для разработки мягких и крепких горных пород 4200SM рассчитаны на глубину  фрезерования до 830 и 650 миллиметров при ширине фрезерования 4,2 метра. Кроме своей основной задачи — добычи угля, известняка, боксита, железной руды, фосфатов, горючего сланца, кимберлита, соли — эти карьерные комбайны способны эффективно работать в строительстве, включая дорожное. В частности, этим машинам по силам выполнение таких функций, как прокладка трассы для строительства дорог и сооружения рельсового пути, точное фрезерование траншей, плоскостей и откосов, фрезерование каналов, формирование подошвы тоннеля и восстановление дорог.

Открытым способом добывают множество ценных ископаемых: уголь, янтарь, мрамор, алмазы — список можно продолжать очень долго. А разработка карьера может продолжаться от нескольких лет до многих десятилетий. Например, разработка карьера Бингем-Каньон в США, штат Юта, глубина котлована которого в настоящее время составляет 1200 метров, продолжается с 1863 года.

На особенности добычи влияет множество факторов; горняки говорят, что двух идентичных карьеров в принципе не существует. Тем не менее большинство этих сооружений имеет ряд общих элементов; среди них — рабочий и нерабочий борт; дно или подошва — нижняя площадка уступа; нижний и верхний контуры; вскрышные и очистные уступы; площадки (ниже откоса, выше откоса); пункт приема породы; транспортные коммуникации. Периметр подошвы карьера определяется удобством добычи породы и ее погрузки в карьерные самосвалы.

Карьерный самосвал

Карьерные самосвалы — разновидность внедорожных машин этого типа, используемых при разработке месторождений открытым способом. Из-за внушительных размеров их эксплуатация на дорогах общего пользования невозможна — и к месту работ их доставляют в разобранном виде. Наиболее целесообразной для тяжелых самосвалов признана схема с двумя осями, с разгрузкой назад, с задним или полным приводом Отдельный подкласс карьерных самосвалов составляют машины шарнирно-сочлененной конструкции, для которых используется трехосная схема. Например, такие, как выпускает южноафриканская компания Bell — каждый пятый шарнирно-сочлененный самосвал в мире сходит с ее конвейера. Главная особенность этой техники — наименьшая масса во всех классах грузоподъемности, что достигается благодаря применению высокопрочного сварного шасси из легированной стали и долговечных, оптимизированных для уменьшения веса, компонентов. Среди других особенностей — мощные двигатели  Mercedes Benz и трансмиссии со встроенным замедлителем ZF и Allison. Одна из популярных моделей — BELL B50D с колесной формулой 6×6 при собственной массе 34,5 тонны способна перевозить 45,4 тонны груза. Она оснащена дизельным двигателем мощностью 523 л.с. и 640-литровым топливным баком. Из систем безопасности самосвала нужно отметить автоматический горный тормоз, функцию быстрой заливки топлива с сухим затвором и мониторинг давления в шинах и защиту кабины от опрокидывания и падающих предметов.

Как уже было сказано выше, добыча полезных ископаемых не проходит даром для экологии.

Устройство карьера разрушает ландшафт, складывавшийся веками, а порой и тысячелетиями. Выкорчевываются многие гектары лесов, осушаются озера, производятся взрывные работы, изменяется уровень грунтовых вод. Тысячи кубометров почвы, которые могли бы быть использованы в сельскохозяйственных целях, в ходе вскрышных работ превращаются в отвалы. В зависимости от химического состава грунта отвалы могут содержать элементы, опасные не только для растительного и животного мира, но и для здоровья людей, живущих в близлежащих населенных пунктах. Их жители также страдают от высокого уровня шума, загрязнения сточных вод и выбросов угарного газа от двигателей спецтехники и оборудования.

Несмотря на то, что добыча полезных ископаемых открытым способом наносит ощутимый вред окружающей среде, вредные последствия от нее можно минимизировать. Для этого выработанные карьеры часто заполняют водой, создавая искусственные водоемы, а на прилегающих территориях проводят рекультивацию, засаживая их деревьями и кустарниками. Что касается отвальных пород, из них нередко получают минеральные удобрения, глинозем, а также некоторые виды строительных материалов. Все эти меры позволяют не только частично компенсировать ущерб, нанесенный природе открытыми разработками, но зачастую и получить экономическую выгоду. В мире год от года растет число предприятий, специализирующихся, занятых окультуриванием территории выработанных карьеров и переработкой отходов добычи.

Дробильное оборудование

Нередко первичная переработка полезных ископаемых выполняется непосредственно на месте добычи. Для этого используется различное дробильно-сортировочное оборудование. Например, для обработки известняка и других материалов с невысокой абразивностью хорошо подходят роторные дробилки с горизонтальным валом Telsmith первичного и вторичного дробления. Они сконструированы с большим запасом прочности и имеют цельный массивный ротор, что является их основным преимуществом сравнительно с представленными на рынке аналогами, а также большую камеру дробления, которая обеспечивает высокую производительность и кубовидную форму материала на выходе. Наиболее производительная из дробилок для первичного дробления — Telsmith 6071 с приводом мощностью 800—1500 л.с., которая имеет производительность 1000—2100 тонн в час. Дробилка эксплуатационной массой 89 тонн рассчитана на максимальный размер входящего куска 1422 мм. Из дробилок для вторичного дробления наиболее производительная — Telsmith 5263 с приводом мощностью 300 л.с,; ее производительность достигает 320 тонн в час. Эта модель рассчитана на максимальный размер входящего куска 406 мм; вес дробилки — 22 тонны.

Источник: https://proteh.org/

Источник

На чтение 8 мин. Просмотров 438 Обновлено 27.10.2020

На современном этапе развития горнодобывающей промышленности самым используемым способом добычи ценнейших полезных ископаемых стали уникальные открытые шахты, или проще говоря, карьеры. Их используют в тех случаях, когда ископаемые находятся недалеко от поверхности земли. При таком способе разработки получаются невероятно огромные и завораживающие выработки. Вот такие самые большие карьеры мы и представим в небольшом обзоре.

10

 Медный рудник Эскондида. Чили

Карьер «Эскондида»

Размеры: ∼4,0 км * 2,4 км

Глубина: ∼645 м.

Среди необъятных просторов чилийской пустыни Атакама разминулись два красавца-карьера, образовавшие единый медный рудник Эскондина. Имеют они и собственные имена — Пит и Норта.

Добычу меди начали в 1990 году, и на сегодня в нем добывают больше всего меди, чем в подобных разработках мира. За многие годы выработки удалось спуститься уже на глубину 645 метров.

К тому же это один из самых высоких карьеров, находящийся над уровнем моря на высоте более 3 тысяч метров. Добыча меди здесь даёт работу более, чем 6 тысячам местных жителей.

9

 Алмазный рудник Удачный. Россия

Размеры: ∼1,9 км * 1,3 км

Глубина: ∼604 м.

«Удачный» находится на территории России и специализируется на добыче алмазов начиная с 1955 года. Сегодня его мощность составляет почти 4 миллиона руды в год.

В 2014 году открытый способ добычи частично свернули, и в кимберлитовой трубке Восточной Сибири начал работу подземный рудник. Открытая разработка в «Удачном» остановилась на отметке в 604 метра, что делает его одним из самых глубоких карьеров России.

Из интересного отметим, что в 2013 году глубочайший карьер России подарил миру алмаз, размером в 320,65 карата. Уникальную находку назвали в честь великого русского поэта Александра Пушкина. Мы узнали, что следующую подобную находку администрация рудника планирует назвать TheBiggest.ru, в честь нашего сайта. (Шутка)

8

 Медный карьер Чукикамата. Чили

Размеры: ∼4,3 км * 2,8 км

Глубина: ∼850 м.

В центральной части Анд в 1915 году началась добыча медной руды. И на сегодня Чукикамата наибольший карьер в мире, в которых добывается медь.

По своим размерам он действительно рекордсмен, а вот по объему выработки уступил первое место своему собрату Эскондида. Это технологическое чудо является крупнейшим в мире по своим размерам, а головокружительная глубина чилийского кратера составляет 850 метров.

Уже разработан проект по переходу к подземной добыче, где в земле остается по подсчетам специалистов около 2 миллионов тонн руды.

7

 Месторождение Грасберг. Индонезия

Диаметр: ∼2,8 км

Глубина: ∼550 м.

Из космоса и с высоты птичьего полета этот громадный карьер, находящийся высоко в горах индонезийской провинции Папуа, похож на величественную чашу. Здесь добывают золото и медь, а на различных работах занято 20 тысяч человек.
Последние десятилетия американские компании стали активно инвестировать в проекты по добыче золота по всему миру, в том числе купив и акции «Грасберг».

Но правительству Индонезии удалось сохранить за собой чуть более 9% от общего пакета акций. Глубина горного месторождения золота с медным отливом составляет 550 метров.

6

 Махонинг Майн. США

Длина: ∼8 км

Глубина: ∼180 м.

Уникальность этого добывающего объекта, раскинувшегося среди просторов американского штата Миннесота, в том, что сначала начали добычу железных руд в подземных шахтах, а потом вышли на поверхность.

В результате работ образовался огромный карьер неправильной овальной формы, длина которого 8 километров, а ширина более 3 километров. На относительно небольшой глубине в 180 метров работает техника и более тысячи рабочих. Большая часть всей железной руды, производимой на руднике, отгружается на обогатительные фабрики США.

Кстати, о технике… Совсем недавно у нас вышла интересная статья об очень больших карьерных экскаваторах. Очень советуем посмотреть эти чудеса инженерной мысли, которые ежедневно трудятся на разработках.

Американцы с гордостью называют рудник в Миннесоте «Северным Большим Каньоном», а совсем недавно признан национальным антропогенным памятником штата.

5

 Алмазный карьер Дьявик. Канада

Диаметр: ∼ 860 м

Кимберлитовая трубка Дьявик расположена на территории Канады, а открыта она в 2003 году. Уже на сегодня канадская разработка является крупнейшим в мире месторождением по добыче ценнейших алмазов.

Объемы добычи просто поражают — более 9 миллионов карат алмазов в год. Уникальнейшее месторождение располагается среди живописнейших пейзажей канадского острова Лак де Грас, а ширина карьера уже сегодня превысила 7 километров.

Как и все другие месторождения, где есть выход алмазных и урановых руд имеет сложную геологическую структуру. Для разработок используется новейшие технологии, позволяющие избежать потерь и предотвратить уничтожение природного ландшафта.

4

 Алмазный карьер Кимберли. ЮАР

Диаметр: ∼1,6 км

Глубина: ∼250 м.

Бесспорно, ЮАР — лидер по добыче алмазов. А дыр в Земле, из которых добывают ценные камешки, в этой стране больше всего. К таким вот уникальным дырам относится и карьер «Кимберли», размеры которого просто впечатляют, ведь вырыли его без применения спецтехники.

«Большая дыра», как называют ее европейцы, занимает площадь в 17 гектаров, а ее глубина в момент работ составляла 240 метров. В период с 1866 по 1914 года около 50 тысяч копателей вырыли карьер только при помощи кирок и лопат.

При этом из недр земли ЮАР было добыто в этом месте 2 722 килограмма удивительных алмазов, разлетевшихся по всему миру после обработки в виде великолепнейших бриллиантов.

TheBiggest уже писал о крупнейших алмазах мира, можете взглянуть на эти удивительные камни.

3

 Супер-карьер Калгурли. Австралия

Длина: ∼3,8 км

Глубина: 325 м.

Не осталась в стороне от добычи золота открытым способом и Австралия. В результате образовался огромнейший рудник, который австралийцы называют просто «Большая яма».

Многие туристы, которые посещают зеленый континент, стараются попасть сюда, чтобы посмотреть значимость победы человека над природой, ведь глубина выработки равна 325 метрам, что не может не удивлять.

При работах на большую глубину опускается более чем одна тысяча рабочих и современнейшая горнодобывающая техника. Ежегодно эти смелые и мужественные люди добывают около 850 унций золота в год.

2

 Алмазный рудник Мир. Россия

Диаметр: ∼1,2 км

Глубина: 525 м.

В Якутии в первозданной глубинке России расположен самый большой алмазный карьер в мире, за все годы работы которого с 1955 по 2001 годы вывезено более 350 млн кубометров породы.

Это место еще в конце XIX века стало культовым местом алмазоискателей и искателей приключений, когда в 1871 году в недрах Восточной Сибири обнаружили самородок весом в 85 карат.

Все добытое тут же перерабатывалось на крупнейшем в России горно-обогатительном комбинате компании «АЛРОСА». И на сегодня это самый большой алмазный карьер, выработка пород на котором происходила без использования взрывчатых средств.

1

 Бингем-Каньон. США

Диаметр: ∼4 км

Глубина: 1 200 м.

Месторождение руды в американском штате Юта, на котором ведет работы британский холдинг Rio Tinto, на сегодня самый глубокий карьер, глубина которого достигает 1,2 километра.

Крупнейшее антропогенное образование обслуживает 64 самосвала, а всего на нем трудятся более 1 500 человек. Уникальность еще в том, что открытый еще в 1848 году, в середине ХХ столетия ему был присвоен статус национального исторического памятника на территории США.

Ширина этого гиганта 4 километра. По своим размерам это самый большой карьер в мире, а по продолжительности добычи медной руды это еще и самый старый.

Рускеала. Россия

Нельзя, говоря об открытых карьерах, не упомянуть и о красивом месте Карелии — горном комплексе «Рускеала», гордостью которого по праву считается самый большой мраморный карьер.

Когда-то здесь активно добывали мрамор, но после прекращения работ вода полностью заполнила кратер выработки. Проходя естественную очистку, вода кажется кристально чистой, что появляется ощущение, что дно совсем рядом. А ведь до дна более 50 метров.

Уникальность памятника еще и в том, что его стены пронизаны штольнями, горизонтальными штреками. Тысячи туристов приезжают посмотреть на великолепную гармонию природы и дело рук человеческих.

Интересные факты

Для полной картины упомянем несколько интересных фактов, связанных с карьерными разработками:

  • на российском «Удачном» в самом конце 2014 года был исследован камень, содержащий в себе 30 000 алмазов. Примечательно, что это в миллионы раз превысило их обычную концентрацию в породах.
  • в 2013 году самый глубокий карьер в мире «Бингем-Каньон» пережил громадную катастрофу, когда тонны земли устремились вниз. В результате оползня работы были приостановлены, была разрушена инфраструктура и техника, а вот число жертв было засекречено.
  • крупные карьеры, величественные и завораживающие, расположенные в разных частях света, многие специалисты, любители приключений и ценители прекрасного относят к антропогенным чудесам света, ставя в один ряд с пирамидами Египта и мавзолеем в Галикарнасе.
  • на алмазных разработках у Мирного ходит легенда, что Бог, пролетая над Сибирью, обморозил руки и выронил мешок с драгоценными камнями, которые россыпью усыпали леса и горы этого чудесного края.
  • в карьере у российского поселка Коенга, где добывается величественный белый мрамор, по подсчетам геологов, мрамора хватит на 350 лет, так как формировались горные отложения на протяжении миллионов лет, и залегают на глубину до 130 метров.

Представленные самые глубокие карьеры поражают своими масштабами и силой человеческой мысли, способной освоить такой сложных, высокотехнологичный процесс добычи полезных ископаемых.

В завершение стоит отметить, что эти огромные антропогенные кратеры видны из космоса, как незаживающие раны на многострадальном теле нашей матушки Земли. Но без этих выработок человечество бы не получило ценнейшие ископаемые, которые необходимы в промышленности и жизнедеятельности человечества.

Редакция TheBiggest просит вас написать в комментариях какие большие открытые карьеры вы видели в своей жизни. Расскажите нам об этом.

Источник