Камеральная налоговая проверка по налогу на добычу полезных ископаемых

Камеральная налоговая проверка по налогу на добычу полезных ископаемых thumbnail
  • Главная
  • Статьи
  • Отчетность
  • Статистическая отчетность

29492 февраля 2015

Камеральная проверка

По общему правилу (п. 7 ст. 88 Налогового кодекса РФ) при проведении камеральной проверки налоговики не вправе требовать у компаний дополнительные сведения и документы. Анализируя достоверность данных в декларации, они должны пользоваться источниками информационных ресурсов налоговых органов. Однако в пункте 9 статьи 88 Налогового кодекса РФ содержится оговорка, касающаяся проведения камералки по налогам, связанным с использованием природных ресурсов, в том числе НДПИ.

Проверка НДПИ предполагает, что инспектор вправе истребовать у компании иные документы. Правда, они должны быть напрямую связаны с исчислением НДПИ и являться основанием для расчета налога. Если же речь идет о документах, которые могут только косвенно помочь при анализе обоснованности исчисления налога, намерения инспектора неправомерны. Организация вправе отказаться от представления таких сведений. При этом налоговый орган не вправе штрафовать за это по статье 126 Налогового кодекса РФ.

Статистическая отчетность

Налоговики при проверке декларации по НДПИ нередко требуют представления им форм статистической отчетности. При этом они ссылаются на то, что формы статотчетности являются документами, отражающими деятельность по добыче полезных ископаемых, а значит, необходимы для проведения мероприятий налогового контроля.

В письме Минфина России от 14 октября 2013 г. № 03-06-06-01/42704 рассматривается проверка НДПИ, когда компания применяет нулевую ставку НДПИ при добыче полезных ископаемых в части нормативных потерь ископаемых. Финансисты делают вывод, что инспекторы правомерно запрашивают в рамках камеральной проверки формы статистической отчетности. Поскольку они отражают данные, непосредственно связанные с добычей полезных ископаемых. А следовательно, могут быть использованы в целях подтверждения правильности исчисления НДПИ по нулевой ставке.

Насколько это требование правомерно, зависит от наличия утвержденных Росприроднадзором нормативов потерь.

Нормативы утверждены

Нормативными признаются фактические потери полезных ископаемых при добыче, связанные с принятой схемой и технологией разработки месторождения. Но только в пределах нормативов потерь. Это установлено подпунктом 1 пункта 1 статьи 342 Налогового кодекса РФ.

Такие нормативы могут утверждаться на каждый год Росприроднадзором по заявлению конкретной компании в порядке, который прописан в постановлении Правительства РФ от 29 декабря 2001 г. № 921.

При этом к заявлению на расчет нормативов организация должна приложить определенные документы, включая копии годовых форм федерального государственного статистического наблюдения.

Получается, что данные статистики уже учтены при расчете нормативов. То есть они непосредственно применение нулевой ставки НДПИ не подтверждают, компанией для расчета не используются, а значит, не могут быть истребованы в рамках камеральной проверки.

Арбитражные суды также выносят решения, что формы статистического наблюдения не являются документами, влияющими на размер уплаченного НДПИ, не относятся к первичным бухгалтерским документам или регистрам бухгалтерского учета. Значит, и требование налоговых органов о представлении налогоплательщиком таких форм в рамках камеральной проверки не является обоснованным. Такая позиция выражена, к примеру, в определении ВАС РФ от 5 апреля 2011 г. № ВАС-3084/11, постановлениях ФАС Западно-Сибирского округа от 4 сентября 2012 г. № А27-12833/2011, от 29 ноября 2010 г. № А67-3928/2010, ФАС Московского округа от 21 мая 2010 г. № КА-А40/4782-10.

Нормативы не утверждены

Аналогично инспектор не может требовать при камеральной проверке нулевой ставки НДПИ формы статотчетности, если на момент наступления срока уплаты налога по итогам первого налогового периода у организации отсутствуют утвержденные нормативы потерь на очередной календарный год. Ведь в этом случае впредь до утверждения новых нормативов потерь применяются прошлогодние (подп. 1 п. 1 ст. 342 Налогового кодекса РФ). А вот по вновь разрабатываемым месторождениям при отсутствии утвержденных Росприроднадзором нормативов компания самостоятельно для расчета НДПИ по нулевой ставке принимает нормативы потерь, установленные техническим проектом.

В таком варианте можно согласиться с мнением Минфина России, что для подтверждения обоснованности льготы по НДПИ налоговики вправе потребовать статотчетность.

Но и в этом случае маловероятно, что формы статистической отчетности могут подтверждать данные технического проекта вновь разрабатываемого месторождения о нормативе потерь при добыче полезных ископаемых.

Статьи по теме в электронном журнале

Источник

Камеральная налоговая проверка по налогу на добычу полезных ископаемыхEv111спросил 3 августа 2015 в 18:22

Здравствуйте, наша организация занимается добычей песка. Сдала декларацию первый раз, т.к. до этого деятельности не было. Сегодня пришло требование с налоговой о представление документов. По мимо бух-их доков они просят технический паспорт на разработку участка и еще кучу документов не связанных с расчетом налога. Вопрос: какие именно документы они вправе потребовать при проверке декларации по ндпи? Спасибо.

Камеральная налоговая проверка по налогу на добычу полезных ископаемых

Камеральная налоговая проверка по налогу на добычу полезных ископаемых

Добрый день.

Цитата (Ev111):какие именно документы они вправе потребовать при проверке декларации по ндпи?

Ст. 88 НК РФ:
9. При проведении камеральной налоговой проверки по налогам, связанным с использованием природных ресурсов, налоговые органы вправе помимо документов, указанных в пункте 1 настоящей статьи, истребовать у налогоплательщика иные документы, являющиеся основанием для исчисления и уплаты таких налогов.
Какие это могут быть документы, зависит от порядка расчета налога, применяемого конкретным налогоплательщиком.

Бухгалтерия

Заполняйте путевые листы с указанием маршрута и обязательными реквизитами в сервисе «Контур.Путевые листы»

Камеральная налоговая проверка по налогу на добычу полезных ископаемых

Камеральная налоговая проверка по налогу на добычу полезных ископаемых

Добрый день!

Цитата (Ev111):наша организация занимается добычей песка. Сдала декларацию первый раз, т.к. до этого деятельности не было. Сегодня пришло требование с налоговой о представление документов. По мимо бух-их доков они просят технический паспорт на разработку участка и еще кучу документов не связанных с расчетом налога. Вопрос: какие именно документы они вправе потребовать при проверке декларации по ндпи?

Зря Вы думаете, что налоговики могут потребовать только бухгалтерские документы.
Если при расчете налога нужны технические (технологические, горно-геологические и т.п.) детали добычи, они имеют полное право их затребовать.

Дать перечень того, что они могут, а что не могут невозможно. Каждое месторождение не похоже на другое и у каждого свои особенности.

Если документы, которые запрашивают налоговики, не секретные, то я советую их предоставить. Доказывать их непричастность к налогообложению, когда будете оспаривать в суде штрафы, выйдет дороже. Тем более, что, всё равно придется копировать и, даже, возможно, в большем объеме, чем для налоговиков.

Успехов!

Камеральная налоговая проверка по налогу на добычу полезных ископаемых

Камеральная налоговая проверка по налогу на добычу полезных ископаемых

Цитата (Ev111):какие именно документы

Добрый день! Если тема еще актуальна,

Выписку из приказа об учетной политике, план развития горных работ, отчеты маркшейдера, расчет стоимости единицы ПИ, Книги учета доходов и расходов организаций, применяющих УСН; Договоры купли-продажи (поставки) полезных ископаемых с покупателями; товарные накладные на реализацию полезных ископаемых.

Камеральная налоговая проверка по налогу на добычу полезных ископаемых

Камеральная налоговая проверка по налогу на добычу полезных ископаемых

большое спасибо, а где вы нашли такой список?

Бухгалтерия

Заполняйте накладные, акты, счета‑фактуры и ведите бухгалтерию ИП

Камеральная налоговая проверка по налогу на добычу полезных ископаемых

Камеральная налоговая проверка по налогу на добычу полезных ископаемых

сдавали, наша организация тоже производит добычу

Камеральная налоговая проверка по налогу на добычу полезных ископаемых

Камеральная налоговая проверка по налогу на добычу полезных ископаемых

я уже тоже сдала, а КУДиР я не сдавала? А в связи с чем они у вас затребовали эти документы?

Камеральная налоговая проверка по налогу на добычу полезных ископаемых

Камеральная налоговая проверка по налогу на добычу полезных ископаемых

Цитата (Ev111):а КУДиР я не сдавала?

мы сдали как регистр налогового учета, для сравнения со строкой “выручка” в декларации НДПИ. (кассовый метод)

Бухгалтерия

Заполняйте путевые листы с указанием маршрута и обязательными реквизитами в сервисе «Контур.Путевые листы»

Камеральная налоговая проверка по налогу на добычу полезных ископаемых

Камеральная налоговая проверка по налогу на добычу полезных ископаемых

а у нас просили налоговые регистры по расходам я написала что такого нет т.к налогообложение  доходы. сдала в понедельник еще не звонили значит все устраивает, надеюсьУлыбаюсь

Источник

Вопрос: В процессе проведения камеральной
налоговой проверки налоговой декларации по
налогу на добычу полезных ископаемых
налоговый орган направил
налогоплательщику требование о
представлении проекта разработки
месторождения полезного ископаемого,
осуществляемой налогоплательщиком. В
результате непредставления такого проекта
в налоговый орган в срок, указанный в
направленном налогоплательщику
требовании, налоговый орган вынес решение о
привлечении налогоплательщика к налоговой
ответственности по п. 1 ст. 126 НК РФ.
Правомерно ли такое решение налогового
органа?
Ответ: Пункт 1 ст. 126 Налогового
кодекса РФ предусматривает налоговую
ответственность за непредставление в
установленный срок налогоплательщиком
(плательщиком сбора, налоговым агентом) в
налоговые органы документов и (или) иных
сведений, предусмотренных НК РФ и иными
актами законодательства о налогах и
сборах,
В п. 1 ст. 93 НК РФ закреплено, что
должностное лицо налогового органа,
проводящее налоговую проверку, вправе
истребовать у проверяемого лица
необходимые для проверки документы
посредством вручения этому лицу (его
представителю) требования о представлении
документов.
В п. 7 ст. 88 НК РФ
сформулировано общее правило, согласно
которому при проведении камеральной
налоговой проверки налоговый орган не
вправе истребовать у налогоплательщика
дополнительные сведения и документы, если
иное не предусмотрено ст. 88 НК РФ или если
представление таких документов вместе с
налоговой декларацией (расчетом) не
предусмотрено НК РФ.
В то же время в п. п.
6, 8, 9 ст. 88 НК РФ закреплены исключения из
общего правила. В частности, при проведении
камеральной налоговой проверки по налогам,
связанным с использованием природных
ресурсов, налоговые органы вправе помимо
документов, указанных в п. 1 ст. 88 НК РФ,
истребовать у налогоплательщика иные
документы, являющиеся основанием для
исчисления и уплаты налогов (п. 9 ст. 88 НК
РФ).
Как следует из п. 2 ст. 339 НК РФ,
технический проект разработки
месторождения полезных ископаемых
является документом, на основании которого
определяется технология добычи полезного
ископаемого и, как следствие, метод
определения количества добытого полезного
ископаемого, используемый при исчислении
налога на добычу полезных ископаемых.
Изменение технического проекта является
основанием для изменения метода
определения количества добытого полезного
ископаемого.
Кроме того, в п. 7 ст. 339 НК РФ
указано, что при определении количества
добытого в налоговом периоде полезного
ископаемого учитывается, если иное не
предусмотрено п. 8 названной статьи,
полезное ископаемое, в отношении которого в
налоговом периоде завершен комплекс
технологических операций (процессов) по
добыче (извлечению) полезного ископаемого
из недр (отходов, потерь).
При этом при
разработке месторождения полезного
ископаемого в соответствии с лицензией
(разрешением) на добычу полезного
ископаемого учитывается весь комплекс
технологических операций (процессов),
предусмотренных техническим проектом
разработки месторождения полезного
ископаемого.
Исходя из положений
вышеизложенных норм технический проект
разработки месторождения полезного
ископаемого является документом, связанным
с порядком исчисления и уплаты налога на
добычу полезных ископаемых, и налоговый
орган вправе затребовать у
налогоплательщика при проведении
налоговой проверки этот документ.

Следует отметить, что в судебной практике
по данному вопросу единой позиции нет. Так,
правомерность истребования у
налогоплательщика проекта разработки
месторождения полезного ископаемого
подтверждает позиция ФАС Северо-Западного
округа в Постановлении от 21.02.2005 N
А42-9236/04-27.
Однако в судебной практике по
данному вопросу существует и
противоположная позиция.
ФАС
Волго-Вятского округа в Постановлении от
25.01.2007 N А29-4492/2006А рассмотрел ситуацию, в
которой налоговый орган для проведения
камеральной налоговой проверки налоговых
деклараций по налогу на добычу полезных
ископаемых за декабрь 2005 г. и январь 2006 г.
истребовал у налогоплательщика акт
приема-сдачи нефти, накладную на
сдачу-прием нефти за декабрь 2005 г.,
технический проект разработки
месторождения, карту технологического
процесса по добыче полезного ископаемого,
договоры на транспортировку нефти, акты на
списание потерь за январь – декабрь 2005 г.
Однако суд указал, что из содержания ст. ст.
339 и 342 НК РФ следует, что для исчисления
налога на добычу полезных ископаемых за
конкретный налоговый период сведения о
фактических потерях значения не имеют.
Технологический проект разработки
месторождения содержит лишь информацию о
предполагаемых объемах добычи нефти,
причем за период, превышающий налоговый
период по названному налогу, и о
фактических объемах добытой нефти не
свидетельствует. Составление справки об
отсутствии добычи титановых руд и редких
земельных металлов и ее форма действующим
законодательством не предусмотрены.

Суд также обратил внимание, что журнал
регистрации показаний средств измерений
СИКН на предприятии налогоплательщика не
ведется, так как измерительные приборы не
применяются, а количество добытого
полезного ископаемого определяется
косвенным (расчетным) путем. Форма БПН-1
“Отчет об исполнительном балансе добычи и
сдачи нефти и газового конденсата” за
декабрь 2005 г. и технический проект
разработки месторождения на предприятии
также отсутствуют. Доказательств наличия у
налогоплательщика указанных документов
налоговый орган вопреки требованиям ч. 1 ст.
65 и ч. 5 ст. 200 АПК РФ в суд не представил.

При таких обстоятельствах суд сделал
правильный вывод об отсутствии у
налогового органа оснований для
привлечения налогоплательщика к налоговой
ответственности по п. 1 ст. 126 НК РФ в виде
штрафа за непредставление указанных
документов.
Поддержал
налогоплательщика и ФАС Западно-Сибирского
округа в Постановлении от 07.12.2005 N
Ф04-8783/2005(17652-А27-6), придя к выводу, что
налоговый орган не доказал, что
перечисленные в требовании документы, в
частности технический проект разработки
месторождения, карта технологического
процесса по добыче полезного ископаемого,
предусмотрены НК РФ или иными актами
законодательства о налогах и сборах.

Таким образом, учитывая позицию налоговых
органов на местах, а также противоречивую
судебную практику по данному вопросу,
правомерность действий налогоплательщика
по непредставлению в налоговый орган по его
требованию проекта разработки
месторождения, очевидно, придется
доказывать в суде.
Ю.М.Лермонтов

Минфин России
31.01.2008

Читайте также:  Красивые и полезные вещи для сада
Вопрос: …Налогоплательщик добывает соль природную (каменную) и занимается реализацией поваренной пищевой соли. Признается ли объектом налогообложения по налогу на добычу полезных ископаемых поваренная пищевая соль, соответствующая ГОСТ Р 51574-2000? Может ли налогоплательщик в данном случае использовать порядок оценки стоимости добытого полезного ископаемого исходя из расчетной стоимости добытых полезных ископаемых? (Консультация эксперта, Минфин РФ, 2008)
 »

Читайте также

Источник

Министерство 
сельского хозяйства Российской
Федерации     Федеральное 
государственное бюджетное образовательное 
учреждение высшего профессионального 
образования                                         
«Воронежский государственный аграрный
университет имени императора Петра

Кафедра налогов 
и налогообложения

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине
«Организация и методика проведения
налоговых проверок»

на тему: «Организация
и методика проверки налога на добычу
полезного ископаемого на примере ОАО
« Павловскгранит»    г. Павловска»

                                                    
Выполнила студентка

                                                                        
факультета бухгалтерского учета

                                   
и финансов

                                                       
очной формы обучения

                                               
группы БФ-5-6 (н)

                                                                           
Макудера Екатерина Вадимовна

                                                               
Руководитель: к.э.н., доцент

                                                          
Леонова Ольга Ивановна                                                                   

ВОРОНЕЖ 2012

СОДЕРЖАНИЕ

Введение 3

Глава
1. Теоретические основы проведения проверки
по налогу на добычу полезного ископаемого 5

1.1 Общая характеристика
налога на добычу полезных ископаемых 5

1.2 Понятие 
и виды налоговых проверок, основные 
приемы их проведения 12

Глава2.
Проведение налоговой проверки по налогу
на добычу полезных ископаемых ОАО «Павловскгранит» 18

2.1 Краткая 
экономическая характеристика ОАО 
« Павловскгранит» и оценка 
налоговой нагрузки 18

2.2 Проведение 
камеральной налоговой проверки 
по налогу на добычу полезных 
ископаемых ОАО «Павловскгранит» 26

2.3 Проведение 
выездной налоговой проверки 
налога на добычу полезного 
ископаемого ОАО « Павловскгранит» 27

Заключение 32

Список
использованной литературы 35

Приложение

ВВЕДЕНИЕ

Государственный налоговый 
контроль занимает особое место в 
государственном финансовом контроле
и является обязательным условием эффективного
функционирования финансовой системы 
страны. Он представляет собой систему 
мер по проверке законности, целесообразности
и эффективности действий по формированию
денежных фондов на всех уровнях государственного
управления.

 Налоговый контроль 
является одной из важнейших 
категорий налогового права, определяющей 
основу государственного управления 
в сфере налогообложения. Именно 
в рамках налогового контроля 
непосредственно реализуются государственные 
интересы в области государственных 
финансов, бюджета и налогов.

 Налоговый контроль 
осуществляется в целях обеспечения 
соблюдения законодательства о 
налогах и сборах. Основная цель 
осуществления налогового контроля 
заключается в обеспечении соблюдения 
тех требований, которые установлены 
законодательством о налогах 
и сборах. Для осуществления этой 
общей цели налоговые органы 
наделены соответствующими властно-принудительными 
полномочиями.

Читайте также:  Сколько варить овощи чтобы было полезно

 Выездные налоговые 
проверки являются самым мощным 
и эффективным инструментом контроля 
за соблюдением законодательства 
о налогах и сборах.

 Выездные налоговые 
проверки – наиболее серьезная 
форма налогового контроля, поскольку 
она связана с непосредственной 
проверкой показателей деятельности 
налогоплательщика и предполагает 
непосредственное соприкосновение 
последнего с проверяющими. Кроме 
того, именно в рамках выездной 
налоговой проверки к налогоплательщику 
могут быть применены наиболее радикальные
принудительные меры (выемка, осмотр, инвентаризация
и другие).

 С позиции проверяющих, 
выездные налоговые проверки 
рассматриваются как наиболее 
эффективная форма налогового 
контроля, поскольку многие налоговые 
правонарушения могут быть выявлены 
именно при проведении выездных 
проверок.

 На сегодняшний день 
вопросы, касающиеся проведения выездных
проверок являются наиболее актуальными,
так как выездные налоговые проверки являются
более эффективными, позволяют налоговому
органу использовать разнообразные методы
контрольной деятельности и соответственно
получить гораздо больше информации о
налогоплательщике и его деятельности.

 Налоги составляют 
основу доходной части бюджета 
РФ и являются необходимым 
элементом функционирования государства 
в целом. Хотя НДПИ и не 
является основным доходообразующим 
налогом, его поступления имеют 
место быть, и их роль важна как на федеральном,
так и на региональном уровне. Поэтому
выбранная тема курсовой работы, позволяет
наиболее полно и обстоятельно проверить
правильность исчисления и уплаты НДПИ,
актуальна в данный момент и будет актуальной
в будущем.

 Целью данной работы 
является изучение методики проведения 
выездной и камеральной  проверки 
по НДПИ.

 Для достижения цели 
данной работы поставлены следующие 
задачи:

-охарактеризовать основные 
элементы налога на добычу 
полезного ископаемого;

-рассмотреть виды налоговых 
проверок и приемы их проведения;

-проанализировать действующий 
порядок проведения камеральных 
и выездных налоговых проверок 
по налогу на добычу полезного 
ископаемого на примере ОАО « Павловскгранит».

Объектом исследования является
контрольная деятельность ОАО  «Павловскгранит».      

ГЛАВА
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОВЕДЕНИЯ ПРОВЕРКИ
ПО НАЛОГУ НА ДОБЫЧУ ПОЛЕЗНЫХ ИСКОПАЕМЫХ

    1. Общая характеристика
      налога на добычу полезных ископаемых

Налогоплательщиками налога
на добычу полезных ископаемых признаются
организации и индивидуальные предприниматели,
признаваемые пользователями недр в 
соответствии с законодательством 
Российской Федерации.

Организации и индивидуальные
предприниматели, признаваемые пользователями
недр, подлежат обязательной постановке
на учет по месту нахождения предоставленного
участка недр в течение 30 дней после 
государственной регистрации.

При добыче полезных ископаемых
на континентальном шельфе РФ, в 
экономических зонах РФ, за пределами 
РФ на условиях аренды и международных 
договоров постановка на учет – по месту 
нахождения организации или физического 
лица.

Объекты налогообложения:

полезные ископаемые:

1)добытые из недр на территории
РФ на предоставленном по закону участке
недр;

2)извлеченные из отходов (потерь)
производства, подлежащие отдельному
лицензированию;

3)добытые из недр за пределами
РФ, если эта добыча осуществляется на
территориях, находящихся под юрисдикцией
РФ, а также арендуемых или используемых
по международным договорам.

Читайте также:  Полезная таблица роста и веса ребенка

Не являются объектами 
налогообложения:

1.Общераспространенные ископаемые,
в т.ч. подземные воды, добытые индивидуальным
предпринимателем и используемые им непосредственно
для личного потребления;

2.Добытые (собранные) минералогические,
палеонтологические и др. геологические
коллекционные материалы;

3.Добытые из недр при образовании,
использовании, реконструкции и ремонте
охраняемых объектов, имеющих научное,
культурное значение;

4.Извлеченные из собственных
отходов (потерь) добывающего и перерабатывающего
производства;

5.Дренажные подземные воды.
[7]

Видами добытого полезного 
ископаемого являются:

1)антрацит, уголь каменный,
уголь бурый и горючие сланцы;

2)торф;

3)углеводородное сырье;

4)товарные руды;

5)полезные компоненты многокомпонентной
комплексной руды, извлекаемые из нее,
при их направлении внутри организации
на дальнейшую переработку (обогащение,
технологический передел);

6)горно-химическое неметаллическое
сырье (апатит-нефелиновые и фосфоритовые
руды, калийные, магниевые и каменные соли,
борные руды, сульфат натрия, сера природная
и сера в газовых, серно-колчеданных и
комплексных рудных месторождениях, бариты,
асбест, йод, бром, плавиковый шпат, краски
земляные (минеральные пигменты), карбонатные
породы и другие виды неметаллических
полезных ископаемых для химической промышленности
и производства минеральных удобрений);

7)горнорудное неметаллическое
сырье (абразивные породы, жильный кварц
(за исключением особо чистого кварцевого
и пьезооптического сырья), кварциты, карбонатные
породы для металлургии, кварц-полешпатовое
и кремнистое сырье, стекольные пески,
графит природный, тальк (стеатит), магнезит,
талько-магнезит, пирофиллит, слюда-московит,
слюда-флогопит, вермикулит, глины огнеупорные
для производства буровых растворов и
сорбенты, другие полезные ископаемые,
не включенные в другие группы);

8)битуминозные породы (за исключением
указанных в подпункте 3 настоящего пункта);

9)и так далее.

Для формирования налоговой 
базы по налогу необходимо в первую
очередь определить количество добытого
полезного ископаемого. Оно определяется
в единицах массы или объема и 
устанавливается налогоплательщиком
самостоятельно в зависимости от добытого
полезного ископаемого.

Налоговое законодательство
установило два возможных к применению
метода определения количества добытого
полезного ископаемого. Суть прямого 
метода состоит в применении измерительных 
средств и устройств. В соответствии
с косвенным методом количество
добытого полезного ископаемого 
устанавливается расчетно, по данным
о содержании в извлекаемом из
недр, отходов или потерь минеральном 
сырье. Косвенный метод применяется 
только в том случае, когда невозможно
определение количества добытых 
полезных ископаемых прямым методом.[1]

При этом установлено, что 
применяемый налогоплательщиком метод 
определения количества добытого полезного 
ископаемого должен быть утвержден 
в его учетной политике и применяться 
им в течение всей деятельности по
добыче полезного ископаемого. Переход
от одного метода к другому допускается
только в случае изменений технического
проекта разработки месторождения в связи
с изменением применяемой технологии
добычи.

При применении прямого метода
количество добытого полезного ископаемого
определяется с учетом его фактических
потерь.

Особый порядок определения 
добытого полезного ископаемого 
установлен по драгоценным металлам. При
извлечении их из месторождений количество
добытого полезного ископаемого определяется
по данным обязательного учета при добыче,
который должен осуществляться в соответствии
с законодательством о драгоценных металлах
и драгоценных камнях. При этом не подлежащие
переработке самородки драгоценных металлов
должны быть учтены отдельно и в расчет
количества добытого полезного ископаемого,
установленного по данным обязательного
учета, включаться не должны. Отдельно
по ним определяется и налоговая база.

Вторым этапом формирования
налоговой базы по налогу является
определение стоимости добытых полезных
ископаемых. Оценка стоимости добытых
полезных ископаемых должна определяться
налогоплательщиком также самостоятельно
с помощью трех возможных способов:

1.Исходя из сложившихся у налогоплательщика
за соответствующий налоговый период
цен реализации без учета государственных
субвенций;

2.Исходя из сложившихся у налогоплательщика
за соответствующий налоговый период
цен реализации добытого полезного ископаемого;

3.Исходя из расчетной стоимости
добытых полезных ископаемых.

При первом способе оценка
производится исходя из суммы выручки,
определенной с учетом сложившихся 
в текущем налоговом периоде 
у налогоплательщика цен реализации
добытого полезного ископаемого, но без
учета субвенций из бюджета на возмещение
разницы между оптовой ценой и расчетной
стоимостью. При этом при определении
цены должны учитываться следующие принципиальные
положения, установленные первой частью
НК РФ. В соответствии с ними для целей
налогообложения должна приниматься цена
товаров, работ и/или услуг, указанная
сторонами сделки. И пока не доказано обратное,
считается, что эта цена соответствует
уровню рыночных цен. Налоговые органы
имеют право проверять и контролировать
правильность применения цен лишь в случаях
совершения сделки между взаимозависимыми
лицами, при совершении товарообменных
или бартерных операции, внешнеторговых
сделок, а также значительном колебании
(более чем на 20% в ту или иную сторону)
уровня цен, применяемых налогоплательщиком
по идентичным или однородным товарам
в пределах непродолжительного периода
времени.

Если при проверке по изложенным
четырем основаниям окажется, что 
применяемые налогоплательщиком цены
отклоняются от рыночных на идентичные
или однородные товары более чем 
на 20%, то налоговый орган имеет 
право сделать досчет объема реализации
до уровня рыночных цен.

Источник