Камеральная налоговая проверка налога на добычу полезного ископаемого

Камеральная налоговая проверка налога на добычу полезного ископаемого thumbnail
  • Главная
  • Статьи
  • Отчетность
  • Статистическая отчетность

30232 февраля 2015

Камеральная проверка

По общему правилу (п. 7 ст. 88 Налогового кодекса РФ) при проведении камеральной проверки налоговики не вправе требовать у компаний дополнительные сведения и документы. Анализируя достоверность данных в декларации, они должны пользоваться источниками информационных ресурсов налоговых органов. Однако в пункте 9 статьи 88 Налогового кодекса РФ содержится оговорка, касающаяся проведения камералки по налогам, связанным с использованием природных ресурсов, в том числе НДПИ.

Проверка НДПИ предполагает, что инспектор вправе истребовать у компании иные документы. Правда, они должны быть напрямую связаны с исчислением НДПИ и являться основанием для расчета налога. Если же речь идет о документах, которые могут только косвенно помочь при анализе обоснованности исчисления налога, намерения инспектора неправомерны. Организация вправе отказаться от представления таких сведений. При этом налоговый орган не вправе штрафовать за это по статье 126 Налогового кодекса РФ.

Статистическая отчетность

Налоговики при проверке декларации по НДПИ нередко требуют представления им форм статистической отчетности. При этом они ссылаются на то, что формы статотчетности являются документами, отражающими деятельность по добыче полезных ископаемых, а значит, необходимы для проведения мероприятий налогового контроля.

В письме Минфина России от 14 октября 2013 г. № 03-06-06-01/42704 рассматривается проверка НДПИ, когда компания применяет нулевую ставку НДПИ при добыче полезных ископаемых в части нормативных потерь ископаемых. Финансисты делают вывод, что инспекторы правомерно запрашивают в рамках камеральной проверки формы статистической отчетности. Поскольку они отражают данные, непосредственно связанные с добычей полезных ископаемых. А следовательно, могут быть использованы в целях подтверждения правильности исчисления НДПИ по нулевой ставке.

Насколько это требование правомерно, зависит от наличия утвержденных Росприроднадзором нормативов потерь.

Нормативы утверждены

Нормативными признаются фактические потери полезных ископаемых при добыче, связанные с принятой схемой и технологией разработки месторождения. Но только в пределах нормативов потерь. Это установлено подпунктом 1 пункта 1 статьи 342 Налогового кодекса РФ.

Такие нормативы могут утверждаться на каждый год Росприроднадзором по заявлению конкретной компании в порядке, который прописан в постановлении Правительства РФ от 29 декабря 2001 г. № 921.

При этом к заявлению на расчет нормативов организация должна приложить определенные документы, включая копии годовых форм федерального государственного статистического наблюдения.

Получается, что данные статистики уже учтены при расчете нормативов. То есть они непосредственно применение нулевой ставки НДПИ не подтверждают, компанией для расчета не используются, а значит, не могут быть истребованы в рамках камеральной проверки.

Арбитражные суды также выносят решения, что формы статистического наблюдения не являются документами, влияющими на размер уплаченного НДПИ, не относятся к первичным бухгалтерским документам или регистрам бухгалтерского учета. Значит, и требование налоговых органов о представлении налогоплательщиком таких форм в рамках камеральной проверки не является обоснованным. Такая позиция выражена, к примеру, в определении ВАС РФ от 5 апреля 2011 г. № ВАС-3084/11, постановлениях ФАС Западно-Сибирского округа от 4 сентября 2012 г. № А27-12833/2011, от 29 ноября 2010 г. № А67-3928/2010, ФАС Московского округа от 21 мая 2010 г. № КА-А40/4782-10.

Нормативы не утверждены

Аналогично инспектор не может требовать при камеральной проверке нулевой ставки НДПИ формы статотчетности, если на момент наступления срока уплаты налога по итогам первого налогового периода у организации отсутствуют утвержденные нормативы потерь на очередной календарный год. Ведь в этом случае впредь до утверждения новых нормативов потерь применяются прошлогодние (подп. 1 п. 1 ст. 342 Налогового кодекса РФ). А вот по вновь разрабатываемым месторождениям при отсутствии утвержденных Росприроднадзором нормативов компания самостоятельно для расчета НДПИ по нулевой ставке принимает нормативы потерь, установленные техническим проектом.

В таком варианте можно согласиться с мнением Минфина России, что для подтверждения обоснованности льготы по НДПИ налоговики вправе потребовать статотчетность.

Но и в этом случае маловероятно, что формы статистической отчетности могут подтверждать данные технического проекта вновь разрабатываемого месторождения о нормативе потерь при добыче полезных ископаемых.

Статьи по теме в электронном журнале

Источник

Министерство образования и
науки РФ

ФГАОУ ВПО Северо-Восточный федеральный 
университет

им. М.К. Аммосова

Финансово-экономический институт

Кафедра «Менеджмента горно-геологической 
отрасли»

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

По дисциплине «НАЛОГИ И НАЛОГООБЛАЖЕНИЕ»

По теме «Налоговая проверка. Налог
на добычу полезных ископаемых”

Выполнил: студент  гр.  з-ЭУГП-09-в
________Попов А.П.

                                                  
  (подпись)

Проверил:
ассистент кафедры МГГО _________Парфенова
О.Т.

                                                   
  (подпись)

ЯКУТСК 2012 г.

Содержание

1. Порядок проведения камеральных
налоговых проверок……………3

2. Порядок проведения выездных
налоговых проверок………………4

3. Общая характеристика понятия
“добываемые полезные

    ископаемые”…………………………………………………………….6

4. Порядок уплаты налога на добычу
полезных ископаемых………..6

   Список 
литературы……………………………………………………..7

1. Порядок 
проведения камеральных налоговых 
проверок

Камеральная налоговая 
проверка – это одна из форм налогового
контроля. Камеральная налоговая проверка
является наиболее массовым видом проверок.
В настоящее время камеральная проверка
остается приоритетной и практически
всеобъемлющей формой налогового контроля.
Охват налогоплательщиков данными проверками
почти 100%. Порядок проведения камеральной
налоговой проверки установлен ст. 88 НК
РФ. Камеральная налоговая проверка проводится
по месту нахождения налогового органа
на основе налоговых деклараций и документов,
представленных налогоплательщиком, служащих
основанием для исчисления и уплаты налога.
Налоговый орган вправе использовать
в ходе камеральной проверки иные документы,
свидетельствующие о деятельности налогоплательщика.
Этими документами могут являться информация
контрагентов налогоплательщика, полученная
в ходе встречных проверок, информация
правоохранительных органов и т.д.

Объем информации,
которую налоговые органы изучают 
в ходе камеральной проверки, сравнительно
небольшой. Но от этого камеральная 
проверка не теряет своей значимости. Регулярность, сплошной
характер и в большинстве случаев автоматизированный
режим ее проведения позволяют обнаружить
скрытые объекты налогообложения и проверить
правильность исчисления налоговой базы.

Целью камеральной 
проверки является предупреждение и выявление налоговых
правонарушений. В ходе налоговых проверок
осуществляется:

– контроль за 
соблюдением налогоплательщиками 
законодательства о налогах и 
сборах;

– выявление 
и предотвращение налоговых правонарушений;

– привлечение 
виновных лиц к налоговой и административной ответственности
за совершение налоговых правонарушений.

Периодичность
проведения камеральных проверок определяется
исходя из установленной законодательством 
периодичности представления налоговой 
отчетности. Так, например, предприятие, представляющее налоговую
декларацию по налогу на прибыль организаций
ежеквартально, периодичность налоговой
проверки составит один раз в квартал.
А в случае принятия решения налогоплательщиком
о представлении налоговой декларации
по налогу на прибыли ежемесячно, камеральная
налоговая проверка будет проводиться
каждый месяц.

Проверка проводится
уполномоченными должностными лицами
отделов камеральных проверок в 
соответствии с их служебными обязанностями.
Специального решения руководителя
налогового органа для ее проведения не требуется.
В Налоговом кодексе не предусмотрено
информировать налогоплательщика о начале
камеральной налоговой проверки.

2. Порядок проведения 
выездных налоговых проверок

Суть выездной налоговой 
проверки – контроль за правильностью 
исчисления и уплаты налогов, указанных
в решении на проведение проверки, на основе
изучения как документальных источников
информации, так и фактического состояния
объектов налогообложения.

Выездная налоговая проверка
проводится на основании решения 
налогового органа.

Должностные лица налоговых 
органов, проводящих налоговую проверку,
обязаны предъявить руководителю проверяемой 
организации или законному ее
представителю служебные удостоверения 
и решения руководителя (его заместителя)
налогового органа о проведении выездной
налоговой проверки непосредственно после
прибытия на объект проверки.

Решение о проведении выездной
налоговой проверки является основанием
для допуска должностного лица налогового
органа на территорию налогоплательщика 
в целях проведения налогового контроля
(ст. 91 Налогового кодекса РФ), то есть свидетельствует
о начале проведения выездной налоговой
проверки.

Сначала налогоплательщик представляет
проверяющим налогового органа приходные 
и расходные документы или 
отчеты о движении материальных ценностей
и денежных средств. Председатель комиссии
ставит на этих документах свою визу с
указанием: “до инвентаризации на (дата)”.
Материально ответственные лица дают
расписки в том, что к началу инвентаризации
все документы на имущество сданы в бухгалтерию,
отражены в бухгалтерских регистрах или
переданы комиссии, все поступившие ценности
оприходованы, а выбывшие списаны в расход.

Затем члены комиссии приступают
к подсчету имущества налогоплательщика.
Налогоплательщик обязан создать проверяющим 
все необходимые для этого условия:
предоставить в помощь людей, измерительные
и контрольные приборы, мерную тару и т.д.

Сведения об имуществе 
записывают в инвентаризационные описи 
и акты, которые составляют в двух
экземплярах. Эти документы подписывают 
все члены инвентаризационной комиссии
и материально ответственные лица. Причем
материально ответственные лица в конце
описи дают расписку в том, что они присутствовали
на инвентаризации и не имеют к членам
комиссии никаких претензий.

В ходе выездной налоговой 
проверки проверяющие налогового органа
имеют право провести осмотр (обследование)
любых используемых налогоплательщиком
для осуществления предпринимательской
деятельности производственных, складских,
торговых и иных помещений и территорий,
используемых проверяемым для извлечения
дохода либо связанных с содержанием объектов
налогообложения, производится для определения
соответствия фактических данных документальным
данным, представленным налогоплательщиком.

Осмотр производится в 
присутствии понятых (не менее 2 человек).
В проведении осмотра вправе участвовать
лицо, в отношении которого осуществляется
налоговая проверка, или его представитель,
а также специалисты. В необходимых случаях
при осмотре производятся фото- и киносъемка,
видеозапись, снимаются копии с документов
или другие действия.

О производстве осмотра составляется
протокол, в котором фиксируются 
существенные для дела фактические 
данные, полученные в результате непосредственного 
зрительного изучения объектов осмотра,
представляющих интерес для проверки.

         
3. Общая характеристика понятия “добываемые
полезные ископаемые”

К полезным ископаемым относится
продукция горнодобывающей промышленности
и разработки карьеров, содержащаяся в
фактически добытом из недр (или отходов)
минеральном сырье (или породе, жидкости).

Данная продукция по своему качеству
должна соответствовать государственному
стандарту Российской Федерации, стандарту 
отрасли, региональному стандарту,
международному стандарту.

В случае их отсутствия для отдельного
добытого полезного ископаемого –
стандарту организации.

Не относится к полезным ископаемым
продукция обрабатывающей промышленности,
полученная при их дальнейшей переработке
(например, нефтепродукты, известь).

4. Порядок 
уплаты налога на добычу полезных 
ископаемых

Налогоплательщиками налога на добычу
полезных ископаемых (НДПИ) являются организации
и индивидуальные предприниматели, признаваемые
пользователями недр.

Налогоплательщики подлежат постановке
на учет в субъекте Российской Федерации 
по месту нахождения предоставленного
в пользование участка недр в течение
30 дней с момента государственной регистрации
лицензии (разрешения) на пользование
участком недр.

Лицензирующие органы передают в налоговые 
органы сведения о предоставлении прав
на пользование недрами. Налоговые
органы направляют налогоплательщику
уведомление о постановке на учет.

Плательщики, осуществляющие добычу
полезных ископаемых на континентальном 
шельфе, в исключительной экономической 
зоне Российской Федерации, на территориях,
находящихся под ее юрисдикцией,
на участке недр, предоставленном
налогоплательщику в пользование, подлежат
постановке на учет по месту нахождения
организации или по месту жительства физического
лица. Особенности постановки на учет
в налоговом органе организации или индивидуального
предпринимателя в качестве налогоплательщика
налога на добычу полезных ископаемых
утверждены приказом МНС России от 31 декабря
2003 г. № БГ-3-09/731.

Налоговая база по НДПИ формируется 
на основе двух составляющих:

количества добытых полезных ископаемых;

стоимости добытых полезных ископаемых.

Налоговая база при добыче нефти 
обезвоженной, обессоленной и стабилизированной,
попутного газа и газа горючего природного
определяется как количество добытых 
полезных ископаемых и натуральном
выражении.

По другим полезным ископаемым
налоговая база определяется как стоимость
добытых полезных ископаемых (кроме попутного
газа и газа горючего природного из всех
видов месторождений углеводородного
сырья).

При добыче попутного газа и газа
горючего природного из всех видов 
месторождений углеводородного сырья
налоговая база определяется как количество
добытых полезных ископаемых в натуральном
выражении.

Налоговая база определяется отдельно
по каждому добытому полезному ископаемому.

В отношении добытых полезных ископаемых,
для которых установлены различные
налоговые ставки либо налоговая ставка
рассчитывается с учетом коэффициента,
налоговая база определяется отдельно
применительно к каждой налоговой ставке.

В зависимости от добытого полезного 
ископаемого его количество определяется
в единицах массы или объема прямым
или косвенным методом (ст.339 НК РФ).

При прямом методе применяются соответствующие измерительные
средства и устройства.

При косвенном методе количество добытого полезного ископаемого
определяется расчетно по данным о его
содержании в извлекаемом из недр (отходов,
потерь) минеральном сырье.

В случае отсутствия возможности определения 
количества добытых полезных ископаемых
прямым методом применяется косвенный 
метод.

Применяемый налогоплательщиком метод 
утверждается в учетной политике
для целей налогообложения и используется
им в течение всего периода деятельности.
Выбранный метод может быть изменен только
в случае внесения изменений в технический
проект разработки месторождения полезных
ископаемых в связи с изменением применяемой
технологии добычи полезных ископаемых.

При использовании прямого метода
количество добытого полезного ископаемого 
определяется с учетом фактических 
потерь полезного ископаемого.
Фактическими потерями признается разница
между расчетным количеством полезного
ископаемого, на которое уменьшаются его
запасы, и количеством фактически добытого
полезного ископаемого, определяемым
после завершения полного технологического
цикла по его добыче.

Расчетное количество полезного ископаемого 
определяет геолого-маркшейдерская
служба на основании замеров. При добыче
углеводородного сырья – на основании
замеров на устье скважины.

При извлечении драгоценных металлов
из коренных (рудных), россыпных и техногенных
месторождений количество добытого полезного
ископаемого определяется по данным обязательного
учета при добыче, осуществляемого в соответствии
с законодательством Российской Федерации
о драгоценных металлах и камнях. При извлечении
драгоценных камней из коренных, россыпных
и техногенных месторождений количество
добытого полезного ископаемого определяется
после первичной сортировки, первичной
классификации и первичной оценки необработанных
камней. При этом уникальные драгоценные
камни учитываются отдельно, и налоговая
база по ним определяется также отдельно.

Количество добытого полезного
ископаемого, определяемого исходя из
полезных компонентов, содержащихся в
добытой многокомпонентной комплексной
руде, считается как количество компонента
руды в химически чистом виде.

При определении количества добытого
в налоговом периоде полезного
ископаемого учитывается полезное ископаемое,
в отношении которого в налоговом периоде
завершен комплекс технологических операций
по его добыче из недр (или отходов). При
этом при разработке месторождения полезного
ископаемого в соответствии с лицензией
(разрешением) на его добычу учитывается
весь комплекс технологических операций,
предусмотренных техническим проектом
разработки месторождения.

При реализации и (или) использовании
минерального сырья до завершения комплекса
технологических операций, предусмотренных
техническим проектом, количество добытого
в налоговом периоде полезного ископаемого
рассчитывается как количество полезного
ископаемого в минеральном сырье, реализованном
или использованном на собственные нужды
в данном налоговом периоде.

Источник