Каменный уголь полезные ископаемые 3 класс

Каменный уголь полезные ископаемые 3 класс thumbnail
  • Доклады и сообщения
  • География
  • Уголь полезные ископаемые

Уголь – полезное ископаемое, образовавшееся вследствие разложения погибших растений. Углём пользовались ещё наши предки. И до сих пор это полезное ископаемое широко используется. Образно считают, что в чёрном камне законсервирована солнечная энергия.

Виды угля

Существует три вида угля. Все они залегают пластами в недрах Земли.

  1. Антрациты. По своей структуре этот вид очень твёрдый, имеет самую высокую температуру сгорания. Залежи этого угля находятся очень глубоко под землёй.

  2. Каменный уголь. Это самая распространённая разновидность угля в деятельности человека. Им топят печки, из него получают искусственный графит, жидкое топливо, краски, смазочные масла. Добывается как открытым способом, так и закрытым, в шахтах.

  3. Бурый уголь. Сорт образовался из остатков торфа позже всех, поэтому он считается самым молодым. Особенность его в том, что у него очень низкая температура сгорания.

Методы добычи угля

Насколько глубоко под землёй находятся пласты, напрямую будет влиять на способ его добычи. Всего два способа:

  • Открытый способ применяется, когда порода находится не глубоко. Перед тем, как приступить к добыче, проводится анализ почвы на твёрдость, выясняется, насколько выветриваема почва и толщина покрывающего слоя. Отталкиваясь от этого, пригоняется техника для копания. Бульдозеры и скреперы пригоняют для вскапывания мягкого грунта. Экскаваторы и драглайны для толстого слоя. Производят взрыв мощного слоя породы.
  • Закрытый способ применяют, когда уголь находится глубоко. Для добычи строят штольни и шахты. Если глубина достигает более 45 метров, строят шахтные стволы. От неё ведут штольни – горизонтальные тоннели.

Такой способ имеет две системы добычи ископаемого: длинными очистными забоями или же камерно-столбовая. Вторая система менее экономична. Первая гораздо безопаснее и эффективнее. Благодаря ей можно извлекать до 79 процентов угля и равномерно доставить его на поверхность.

Происхождение полезного ископаемого

Когда давно на нашей планете был влажный тёплый климат, в котором развивалась разная растительность. Именно из неё и образовался каменный уголь. Под мощным прессом воды, пород и песка, растительность медленно разлагалась. Вся эта масса начала затвердевать под воздействием огромных температур, после чего всё превратилось в привычный для нас каменный уголь.

Крупные месторождения угля

Угольным бассейном называют место, где залегает уголь. Во всём мире насчитывается свыше 3,5 тыс. угольных бассейнов. Суммарно площадь всех бассейнов занимает 14,9 % земной суши. Страной, в которой больше всего находится залежей угля, является США. Мировой запас там составляет 23%. Следующей страной является Россия, в которой находится около 13% мирового запас. С 11 процентами следующим третьим лидером идёт Китай. В Соединённых Штатах, Аппалачский бассейн – место, с самыми крупными залежами во всём мире. 1600 миллиардов тонн – запасы этого месторождения.

В нашей стране самым большим бассейном является Кузнецкий. Место положения – Кемеровская область. По его запасам насчитывают около 640 млрд. тонн.

Использование угля

Область использования полезного ископаемого огромна

  • Из него добывают свиней, серу, ванадий, цинк.
  • Его применяют в качестве топлива.
  • Расходуется для выплавки металлов.
  • Из угля выводятся вещества, которые необходимы для производства лаков и красок, а так же других продуктов – бензол и ксилол.
  • Его сжигают и получают жидкое топливо.

На сегодняшний день, в результате хим. обработки, изготавливают более 400 различных видов промышленных продуктов.

Доклад Уголь полезные ископаемые сообщение

Природное полезное ископаемое, такое как уголь, использовали, с древних времен и по сей, день в качестве незаменимого топлива. Цвет характерный ему от черного к серо-черному, иного преобладает глянцевый блеск. Размер и форма преобладает разнообразная от мелкого размера к крупному размеру угля.

Как образуется уголь?

Начало его лежит глубоко под землей. А начало образования угля произошло из-за остатков древних растений, которые находились очень глубоко под земле, это было более 300 миллионов лет тому назад. Так как растения находились, под толстым слоем земли без поступления воздуха и на него воздействовала, довольно большая температуры, постепенно эти растения начинали приобретать вид в торфа. По истечению не малого времени, торф терял влагу и газ, и подвергался прессованию, постепенно приобретал вид и свойства угля.

Из чего состоит уголь?

В состав угля входит углерод, водород, кислород, зола и сера. Уголь хоть и выглядит довольно крепким, но являться очень хрупким и легко разбивается на маленькие кусочки. Для того чтобы уголь дошел до людей, для этого понадобиться приложить не мало усилий и времени.

В случае если уголь расположен не глубоко под землей, а можно сказать что на поверхности, то его могли, добывать на поверхности не подгружаясь, под землю. Его вывозят при помощи специальной техники. А если уголь находиться на глубине более одного километра, то в таком случае его добывают при помощи подземных шахт, где с помощью шахтеров уголь добывается и отправляется в реализацию для дальнейшего его использования по назначению.

Делая вывод, можно сказать, что такое природное ископаемое как уголь, очень ценное и нужное. Его используют в бытовых условия для отопления многих помещений, а так же государственных предприятий, а так же это ископаемое применяют в металлургии и химической промышленности. Это черное золото для человечества просто незаменимое.

3, 4, 5 класс, окружающий мир

Уголь полезные ископаемые

Уголь полезные ископаемые

Популярные темы сообщений

  • Равнокрылые насекомые

    От равнокрылых насекомых не большая польза для человека. Они способны уничтожать сельскохозяйственные культуры и переносить разнообразные, порой даже смертельные болезни. Насчитывается 30 тыс. видов данных насекомых.

  • Дисциплина (что такое дисциплина)

    Дисциплина и контроль – это важнейший фактор, как и для человека, так и для всего общества в целом. Вся это служит для того, чтобы человек не выбивался из намеченной калии, так как человеческий фактор присутствует всегда,

  • Цветок Гвоздика

    Гвоздика – многолетний цветок семейства гвоздичных, в переводе с греческого «цветок Зевса». Красные, белые, желтые, розовые, сиреневые гвоздики всегда привлекали внимание и символизировали события, чувства, страны.

Источник

Каменный уголь полезные ископаемые 3 класс

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Каменный уголь полезные ископаемые 3 класс

2 слайд

Полезные ископаемые- это все природные богатства, которые люди добывают из гл

Описание слайда:

Полезные ископаемые- это все природные богатства, которые люди добывают из глубины земли или с её поверхности и используют в хозяйстве.

3 слайд

 Полезные ископаемые как? почему? свойства добыча использование охрана

Описание слайда:

Полезные ископаемые как? почему? свойства добыча использование охрана

4 слайд

Природное ископаемое - Уголь Уголь — вид ископаемого топлива, образовавшийся

Описание слайда:

Природное ископаемое – Уголь Уголь — вид ископаемого топлива, образовавшийся из частей древних растений под землей без доступа кислорода. Международное название углерода происходит от лат. carbō («уголь»). Уголь был первым из используемых человеком видов ископаемого топлива. Он позволил совершить промышленную революцию, которая в свою очередь способствовала развитию угольной промышленности, обеспечив её более современной технологией.

5 слайд

План изучения каменного угля 1. Рассмотрите образец каменного угля. Определит

Описание слайда:

План изучения каменного угля 1. Рассмотрите образец каменного угля. Определить его цвет. Имеет ли блеск? 2. Опустите кусочек в воду. Он плавает на её поверхности или тонет? Плавает Тонет   легче воды тяжелее воды 3. Проведите ногтем по породе: Если остался след, то порода мягкая; Если можно поцарапать гвоздем, то она твердая; Если нет следа от гвоздя, то очень твердая. 4. Уголь твердый, но предположим, что хрупкий. Докажите! Найдите способ доказательства. 5. Где используют каменный уголь и на основании какого свойства?

6 слайд

Образования угля Своим происхождением уголь обязан древним торфяным болотам.В

Описание слайда:

Образования угля Своим происхождением уголь обязан древним торфяным болотам.Возраст самых древних углей оценивается примерно в 350 миллионов лет. Образование угля: Далее, в течение многих миллионов лет, под действием температуры и давления происходило превращение торфа в уголь. Углефикация сопровождается увеличением концентрации углерода и уменьшением содержания кислорода, азота и водорода. Можно сказать, что нынешние залежи торфа – это есть будущие угольные пласты. В результате движения земной коры, угольные пласты испытывали поднятие и складкообразование. С течением времени приподнятые части разрушались за счет эрозии, а опущенные сохранялись в широких неглубоких бассейнах, где уголь находится на уровне не менее 900 метров от земной поверхности. Самые глубокие шахты на территории Российской Федерации добывают уголь с уровня чуть более 1200 метров. Во время образования углей, в них попадают различные элементы, большая часть из которых остается в золе. При сгорании угля, некоторые летучие элементы выделяются в атмосферу, причем сера образует загрязняющее атмосферу вещество, оксид серы. Зола – это вещества, которые не сгорают при сжигании угля и тем самым, увеличивают стоимость перевозки, а, кроме того, попадают в атмосферу и загрязняют ее. В зависимости от условий залегания угольных месторождений, разработка ведется, как правило, открытым или подземным способом. Разработка ведется обычно, открытым способом, если глубина залегания угольно пласта не превышает 100 метров. Не редки и такие случаи, когда при все большем углублении карьера, далее выгодно вести разработку подземным способом.

7 слайд

Каменный уголь Он черный, блестящий, Людям помощник настоящий. Он несет в дом

Описание слайда:

Каменный уголь Он черный, блестящий, Людям помощник настоящий. Он несет в дома тепло, От него кругом светло, Помогает плавить стали, Делать краски и эмали.

8 слайд

Как добывают каменный уголь Уголь добывают в шахтах. В открытых котловинах- к

Описание слайда:

Как добывают каменный уголь Уголь добывают в шахтах. В открытых котловинах- карьерах. Карьер – это открытый котлован. Шахты – это глубокие колодцы.

9 слайд

Нефть

10 слайд

Синквейн 1 строка- 1 слово, название синквейна. 2 строка – 2 прилагательных.

Описание слайда:

Синквейн 1 строка- 1 слово, название синквейна. 2 строка – 2 прилагательных. 3 строка- 3 глагола. 4 строка- общее понятие, смысл . 5 строка- синоним к названию пятистишия

11 слайд

Природные ресурсы -возобновляемые -невозобновляемые -неисчерпаемые

Описание слайда:

Природные ресурсы -возобновляемые -невозобновляемые -неисчерпаемые

12 слайд

Полезные ископаемые - огромное, бесценное богатство Земли. 	Добывать природны

Описание слайда:

Полезные ископаемые – огромное, бесценное богатство Земли. Добывать природные богатства становится всё труднее. Чтобы освоить новые месторождения, приходится отправляться в далёкие, труднодоступные места. Всё дороже обходится каждая тонна добытой руды, угля, нефти. Бережно, по-хозяйски, используйте все полезные ископаемые!

13 слайд

1.Экономно использовать. 2.Оберегать от пожаров. 3.Соблюдать правила перевозк

Описание слайда:

1.Экономно использовать. 2.Оберегать от пожаров. 3.Соблюдать правила перевозки. 4.Заменять по возможности искусственными материалами. Как нужно охранять полезные ископаемые?

14 слайд

Карточка «Помогай-ка» 1. Название. 2. Свойства: а) цвет; б) твердое или жидко

Описание слайда:

Карточка «Помогай-ка» 1. Название. 2. Свойства: а) цвет; б) твердое или жидкое; в) прозрачное или непрозрачное; г) плотное или рыхлое. 3. Способы добычи. 4. Значение и применение. 5. Условное обозначение на карте.

15 слайд

Рефлексия Какая проблема стояла перед нами в начале урока? Как вы думаете, сп

Описание слайда:

Рефлексия Какая проблема стояла перед нами в начале урока? Как вы думаете, справились ли мы на уроке с поставленной задачей? Что помогло нам в работе? Какие открытия вы для себя сделали?Оцените свою работу.

16 слайд

Домашнее задание 	Много полезных ископаемых на земле. Вот и я предлагаю вам п

Описание слайда:

Домашнее задание Много полезных ископаемых на земле. Вот и я предлагаю вам приготовить сообщение о месторождении угля.

Выберите книгу со скидкой:

БОЛЕЕ 58 000 КНИГ И ШИРОКИЙ ВЫБОР КАНЦТОВАРОВ! ИНФОЛАВКА

Инфолавка – книжный магазин для педагогов и родителей от проекта «Инфоурок»

Каменный уголь полезные ископаемые 3 класс

Курс повышения квалификации

Каменный уголь полезные ископаемые 3 класс

Курс повышения квалификации

Каменный уголь полезные ископаемые 3 класс

Курс профессиональной переподготовки

Учитель начальных классов

Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

также Вы можете выбрать тип материала:

Краткое описание документа:

Презентация к уроку познание мира 3 класс. * Тема урока: Уголь.

* Технология развития критического мышления через чтение и письмо.

* Цель урока: формирование благоприятных условий в рамках темы для развития самостоятельно мыслящей личности

* Задачи урока:

1) Дать представление об угле, как полезном ископаемом на основе практической работы.

2) Закреплять умение ориентироваться в пространстве.

3) Познакомить с применением угля и его отходов в различных отраслях народного хозяйства.

4) Активизировать лексику и лексико-грамматические конструкции по теме;

5) Учить использованию в процессе чтения различных компенсаторных стратегий;

6) Выражать свою точку зрения и личное отношение к предмету обсуждения;

7) Развивать критическое мышление через чтение информационного текста

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Источник

Конспект по окружающему миру для 3 класса.

Тема: Полезные ископаемые: каменный уголь”.

УМК: “Школа России”

Тип урока: предметный.

Цели урока:

Познавательные:

  • формировать у детей понятие о каменном угле, как об одном из полезных ископаемых, его составе и применении;

  • формировать практических умений при организации практических действий.

Развивающие:

  • развитие наблюдательности при выполнении практической работы, позволяющие выделить свойства каменного угля;

  • развитие логических УУД:

– анализ при выделении свойств каменного угля;

– сравнение разных видов угля по их отличительным свойствам;

– установление причинно-следственных связей между свойствами каменного угля и способами его применения;

– группировка при отнесении каменного угля к группе горючих полезных ископаемых;

– обобщение при описательной характеристики каменного угля как полезного ископаемого.

  • развитие самостоятельности при работе по алгоритму.

Воспитательные:

  • воспитание устойчивого познавательного интереса;

  • воспитание культуры общения;

  • воспитание аккуратности при выполнении опытов и работе с раздаточным материалом;

  • воспитание чувства гордости за богатства нашей страны, которое экспортируется в другие страны;

  • воспитание рационального отношения к использованию полезных ископаемых;

  • воспитание уважения к людям труда.

Оборудование:

для демонстрации опыта – для учителя: спиртовка, пинцет, образцы каменного угля, мультимедийное оборудование: презентация по теме “Способы добычи каменного угля”;

для учащихся: раздаточный материал: молоточки, кусочки каменного угля, стакан с водой, ложечка, лист белой бумаги, салфетки.

Подготовительная работа:

  • сообщение о происхождении каменного угля (готовит один ученик);

  • применение каменного угля (учитель обязательно указывает литературу, где он может прочитать) – ( готовит ученик);

  • месторождение и добыча каменного угля.

ХОД УРОКА.

I. Организационный момент.

– Здравствуйте, ребята! Поприветствуйте улыбкой друг друга. Я рада вас вести дорогой знаний.

Мы снова вместе – вы и я

Начинаем наш урок – он для вас

Мы будем вместе грызть

Гранит науки, в добрый час.

Оцените свой настрой, покажите его карточкой настроения.

Ученик:

– Желаю сохранить радостное настроение на протяжении всего урока. Желаю открытия новых знаний и отличных отметок.

II. Проверка домашнего задания по теме “Природные богатства и труд людей – основа экономики”. (Тест.)

hello_html_19c1a176.jpg

III. Самоопределение к деятельности.

– Из чего изготовляют автомобили, самолёты, поезда? (Из стали, металла.)

– Вот построили автомобили, самолёты, поезда, только они сами не поедут и не полетят. Что ещё надо для них? (Бензин, горючее.)

– Из чего делается горючее? (Из нефти.)

– Недра Земли и её поверхность хранят в себе многочисленные природные богатства. Те богатства, которые добывают из недр земли или с её поверхности, называют полезными ископаемыми. Современная жизнь невозможна без добычи и использования полезных ископаемых. Все полезные ископаемые в нашей стране подлежат охране. Наше государство заботится о сохранении природных богатств для будущих поколений. Добытые полезные ископаемые полностью используются. Места, где залегают полезные ископаемые, оберегаются от пожаров и затоплений.

– Тема нашего урока: “Полезные ископаемые: каменный уголь”.

– Мы узнаем о полезном ископаемом, о его значении, и способах добычи.

IV. Работа по теме урока.

1) Сообщение о происхождении каменного угля.

Традиционно считается, что история происхождения каменного угля на планете начинается с девонского периода палеозойской эры (около 400 миллионов лет назад). Именно в это время, в связи с потеплением климата и увеличением влажности, на Земле начинается бурный рост доисторических разновидностей флоры. Большинство месторождений каменного угля образовалось в результате отмирания и особой консервации древних папоротников, хвощей и плаунов. Растения разлагались и превращались в торф, затем их перекрыли плотные слои почвы, которые под высоким давлением законсервировали и приостановили гниение.

Так начинается углеобразование: вначале появляется бурый уголь, постепенно превращающийся в каменный уголь, и затем – в антрацит с 98 процентным содержанием углерода.

Как видим, непредсказуемость климатических процессов на планете Земля предоставила человечеству уникальную возможность использования природных богатств задолго до нашего появления.

2) Применение каменного угля.

Область использования каменного угля просто огромна.

• Из угля добывают серу, ванадий, германий, цинк, свинец.

• Сам уголь – превосходное топливо.

• Используется в металлургии для выплавки железа, при производстве чугуна, стали.

• Полученную после сжигания угля золу используют в производстве строительных материалов.

• Из угля после его специальной обработки получают бензол и ксилол, которые используют в производстве лаков, красок, растворителей, линолеума.

• Путем сжижения угля получают первоклассное жидкое топливо.

• Уголь – сырье для получения графита. А также нафталина и еще ряда ароматических соединений.

В результате химической обработки каменного угля на сегодняшний день получают свыше 400 видов промышленных продуктов.

3) Месторождение и добыча каменного угля.

Месторождение каменного угля.

Место залегания каменного угля называют угольным бассейном. В мире известно свыше 3,6 тысяч угольных бассейнов. Их площадь занимает около 15% территории земной суши. Самый большой процент залежей мирового запаса угля в США – 23%.На втором месте – Россия, 13%. Замыкает тройку стран-лидеров Китай – 11%. Самые крупные залежи угля в мире находятся в США. Это Аппалачский каменноугольный бассейн, чьи запасы превышают отметку в 1600 млрд. тонн.

В России самый большой угольной бассейн – Кузнецкий, что в Кемеровской области. Запасы Кузбасса составляют 640 млрд. тонн.

Перспективна разработка месторождений в Якутии (Эльгинское) и в Тыве (Элегестское).

Добыча каменного угля.

В зависимости от глубины залегания угля применяют либо закрытый способ добычи, либо открытый.

• Закрытый, или подземный метод добычи. Для этого метода строят шахтные стволы и штольни. Шахтные стволы строят, если глубина залегания угля 45 метров и выше. От нее ведут горизонтальный тоннель – штольню.

Существуют 2 системы закрытой добычи: камерно-столбовая и добыча длинными очистными забоями. Первая система менее экономична. Ее используют лишь в тех случаях, когда обнаруженные пласты мощные. Вторая система гораздо безопаснее и практичнее. Она позволяет извлекать до 80% породы и равномерно доставлять уголь на поверхность.

• Открытый метод применяют, когда уголь залегает неглубоко. Для начала проводят анализ твердости почвы, выясняют степень выветриваемости почвы и слоистость покрывающего слоя. Если грунт над пластами угля мягкий, достаточно использования бульдозеров и скреперов. Если верхний пласт толстый, то пригоняют экскаваторы и драглайны. Пролегающий над углем мощный слой твердой породы взрывают.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА.

V. Практическая работа: “Каменный уголь”.

План работы:

1. Актуализация.

2. Постановка проблемы или проблемной ситуации.

3. Свойства каменного угля (практическая работа):

  • название,

  • состояние,

  • цвет,

  • блеск,

  • запах,

  • хрупкость,

  • прочность,

  • отношение к воде (легче – тяжелее; раствором ли в воде),

  • применение,

  • условное обозначение,

  • местонахождение в России, в Калужской области,

  • как добывается (как образуется).

Алгоритм выполнения практической работы по теме: “Каменный уголь”.

  1. Запишите название полезного ископаемого в таблицу.

  2. Какое состояние имеет уголь: твёрдое, жидкое, газообразное. Выбери и запиши.

  3. Возьмите кусочек каменного угля и проведи по белой бумаге. Какой цвет оставляет? Запиши.

  4. Посмотрите есть ли блеск. Для того чтобы узнать сравни три кусочка угля. Запишите.

  5. Есть ли запах? Понюхайте кусочки каменного угля обнаружили ли вы специфический запах по которому можно узнать каменный уголь не видя его. Запиши выделенное тобой свойство.

  6. Чтобы узнать это свойство необходимо завернуть кусочек угля в салфетку и стукнуть по нему молоточком (выполняет один ученик). Как можно назвать это свойство? Прочный или хрупкий?

  7. Опустите кусочек каменного угля в стакан с водой. Что вы при этом наблюдаете? Как вы думаете легче или тяжелее каменный уголь воды?

  8. Помешайте в стаканчике ложкой. Что произошло с ним? Как вы думаете растворим каменный уголь или нет. Запишите.

  9. Горючесть (выполняет учитель).

VI. Анализ полученный представлений.

  • С какой целью выполняли практическую работу?

  • Что при этом должны были делать?

  • Что при этом наблюдали?

  • Почему эти наблюдения могут служить доказательством?

  • Какой вывод можно сделать?

VII. Итог урока.

– Давайте поиграем в игру “Хорошо – плохо”.

– Чем хорош уголь?

  • топливо

  • электричество

  • лекарства

  • краски

  • искусственные ткани

  • бензин

– Чем плох уголь?

  • разрушается почва

  • не возобновляется

  • копоть

  • сажа

  • загрязняет атмосферу

Заключительная беседа.

– С каким новым полезным ископаемым мы сегодня познакомились на уроке?

– Чем уголь опасен для человека?

– Какое главное свойство угля узнали?

– Где на территории России добывают уголь?

– Почему горючесть является главным свойством?

– Давайте ребята сформулируем вывод о каменном угле.

VII. Рефлексия.

– У вас на столе 2 шахтера (один – улыбается, другой – хмурится). Выберите и покажите того, чьё эмоциональное состояние вы испытывали на уроке.

Домашнее задание.

1. Найти загадки про уголь.

2. Учебник с. 46 – 50.

Источник