Какую работу выполняет балерина чем она полезна

Какую работу выполняет балерина чем она полезна thumbnail

Окружающий мир. Чем полезна профессия балерина для общества.

Профессии полезные обществу.

QM
[75.4K]

более года назад

Людей нужно чем-то занимать.

И полезнее, когда люди в балете восхищаются искусством балерины, а не, например, бегают по майданам с кастрюлями и пробивают друг другу головы. Это иной интеллектуальный уровень и культурный.

Это также возможность проведения красивого вечера, когда можно в нарядных костюмах и платьях выйти “в свет”. Люди желают быть красивыми, но также и возможностей проявить себя в своей красоте. Театр – одно из таких мест.

Искусство балета вдохновляет на саморазвитие и в целом желание соответствовать высокому культурному уровню во всем – в делах, поведении, материальном достатке и пр. Что отражается полезно на развитии общества в целом. В противовес, например, “гопнической культуре” с щелканием семок на корточках в подворотне с пивком.

автор вопроса выбрал этот ответ лучшим

Enot-Nina
[90.8K]

более года назад

Балерина – это артистка балета, она исполняет танец, но обязательно “на пальцах”, т.е. на пуантах. Балерины работают в театре, а также преподают в балетных школах.

Поэтому, чем профессия балерины полезна обществу:

  1. Повышает культурный уровень людей, приучает их к искусству. Люди получают эстетическое удовольствие, наблюдая за балетом.
  2. При помощи танца можно передать свой взгляд на произведение, по иному его трактовать, дать новое звучание. Сейчас много новых модерн-балетов появляется. Балет может быть не только классическим.
  3. Для детей балет – это сказка, радость, особенно под новогодние праздники.
  4. В балетных школах дети учатся дисциплине, тренируют выносливость, растяжку, умение контролировать себе. Развиваются физически и эмоционально. Тот, кто хоть немного ходил в балетную школу, имеет очень красивую осанку.

Профессия балерины -это работа, которая дарит радость людям, отвлекает их от грустных мыслей и забот, помогает делать мир красивее, а маленьким балеринам -физически развиваться. Хотя нужно понимать, что это очень тяжелая профессия: растяжки, травмы, одни пуанты с покалеченными пальцами и жесткие диеты чего стоят.

fox01
[7.2K]

более года назад

Профессия балерины является важной профессией в плане духовной культуры, поскольку балет затрагивает сразу три вида искусства: танцевальное, музыкальное, театральное. В балете сюжет произведения передается через пластику тела и движений, воздействуя сразу на несколько органов чувств, развивая эстетический вкус. Балет – сложное и красивое искусство, один из самых эстетических в визуальном плане видов искусства, которое оказывает большое влияние на культурное развитие человека. Все, занимающиеся балетом, обладают тонким музыкальным слухом, у них очень развита пластика тела и красота и гармония движений. Поэтому профессия балерин очень полезна, но в то же время очень сложна, поскольку их основной инструмент – собственное тело.

88Sky­Walke­r88
[294K]

более года назад

Профессия балерины также важна для общества, как и любая другая профессия.

В чем же ее важность ?

Балерины выступают, как правило, в театрах. их можно увидеть на сцене в различных театральных постановках. Люди ходят в театр, в частности, на балет, чтобы получить эстетическое удовольствие, приобщиться к искусству, также развивать чувство прекрасного, эстетический вкус. Особенно это касается детей. Если с ранних лет приучить ребенка ходить в театр, он будет отличать настоящее искусство от жалкого подобия.

Если ребенок хочет стать балериной, то начать заниматься нужно в детстве. Стать профессилналом – непросто, нужно много учиться.

Илта
[305K]

более года назад

Балет – это в первую очередь искусство. С помощью него можно повысить культурный уровень людей, или если проще сказать так люди могут развиваться. Многие же ходят в театр, и вот как раз там и можно увидеть балет, а главными действующими лицами и являются балерины – женщины, и балеруны – мужчины. Балет вдохновляет на саморазвитие и самосовершенствовани­е. Люди когда идут в театр, то они красиво одеваются чтобы выглядеть хорошо и отвлекаются хоть ненамного от бытовой суеты. С помощью танца в балете можно многое показать и даже целый сюжет произведения. Когда девочки выбирают профессию балерины, то их туда отдают в маленьком возрасте. Там они тренируют свое тело, а так же учатся выносливости и выдержке. Профессия балерины важна в обществе, можно смотря балет приобщиться к прекрасному.

Кошка Муроч­ка
[296K]

более года назад

Балет относится к одному из видов искусства.

Балерина – это очень творческая профессия, чтобы стать балериной одного таланта недостаточно нужно иметь трудолюбие, твердый характер, упорство. Надо заметить, что в балет девочек отдают совсем маленькими, у них постоянные тренировки и занятия, это очень сложный труд.

Балерины дарят зрителям чувство прекрасного, люди наблюдает за их танцами с удовольствием и интересом, балет повышает культурный уровень зрителей.

Поэтому, безусловно профессия балерины очень важна для развития культуры людей, для понимания прекрасного, искусство – это всегда что-то необыкновенное.

а3
[61.5K]

более года назад

Балерина, участвуя в таком красивом действии, как балет, прежде всего украшает мир. Так как балет – это искусство, он приобщает к нему широкие массы людей, что делает наше общество чуточку добрее и культурнее. Просмотр балета доставляет эстетическое удовольствие его любителям. А так же балет – это шоу бизнес, который приносит его создателям немалые доходы.

-Irink­a-
[153K]

более года назад

Балет это красивейшее искусство, которое способно делать человека лучше, его духовный и культурный мир богаче.

Балет приобщает людей к искусству, к творчеству.

Балерины несут в своем образе чистоту, нежность. Смотреть на них очень интересно, их танец трепетный и нежный.

Конечно, балет является неотъемлемой частью культуры. Профессия балерины помогает обществу прикоснуться к прекрасному, к миру искусства, тем самым делая мир, общество чуточку лучше.

Lasca
[5.8K]

более года назад

Балет вызывает чувство прекрасного.Его всегда сопровождает хорошая классическая музыка.Дети после просмотра представления пытаются повторить па,совершаемые балеринами.Это очень тяжёлый труд во имя прекрасного.Разбитые в кровь ноги строжайшая диета,тяжёлые физические нагрузки.

Наверное все профессии полезны для общества.Будь это врач или дворник.

Главное как человек сам относится к выполняемой работе.

Солне­чный день
[64.4K]

более года назад

Тем, что даёт приобщиться к прекрасному. Думаю, что у большинства людей при просмотре балета возникает трепетное, возвышенное ощущение. Балерины кажутся невесомыми, хрупкими, чудесными, волшебными созданиями.

Знаете ответ?

Источник

Балет – это танцевальное направление в искусстве, которое уходит своими корнями в Средневековье. Первые выступления артистов балета можно отнести к эпохе ренессанса. При этом изначально балет не имел сложности движений и костюмов как в наше время.

Балетные традиции формировались постепенно. Рост и вес балерин менялся с самого становления этого вида искусства. Первые балерины весили примерно 50 килограммов, а их рост составлял всего 150 сантиметров. Современные балерины имеют такой же вес при более высоком росте и возросшей сложности движений. Сейчас можно выделить несколько основных требований к танцовщицам: изящество и внешняя простота движений. Впрочем, каждое из них требует значительной физической подготовки и долгих выматывающий тренировок.

Сегодня балет несет в себе дух элитарного вида искусства, которое будет понятно и востребовано далеко не каждым. Но вне зависимости от предпочтений все признают, что балет несет в себе легкость и изящество движений, а его артисты воплощают в своем облике гармоничность человеческой природы.

Суть работы балерины

прима балерина это

Балет — это искусство, очень сложное в освоении. Учиться ему нужно с раннего детства, упорно осваивая на протяжении десятилетий.

Артистов балета отдают в балетные школы в 4-6 лет, так как в этом возрасте тело ребенка наиболее пластично.

При этом он только начинает в полной мере ощущать свой организм, поэтому гораздо легче поддается обучению.

Читайте также:  Классификатор по срокам полезного использования основных средств классификатор

Сколько должна весить балерина?

Балерины должны соответствовать определенным физическим параметрам. Требования к среднему росту и весу балерины не меняются в течение более сотни лет. Ее рост должен составлять примерно 163 сантиметра, а вес – не более 50 килограммов. В профессиональной среде требования еще строже — вес высчитывается по формуле «рост минус 122». Если параметры балерины изменились, то художественный руководитель имеет право уволить ее.

Мужчины, занимающиеся балетом, обычно имеют рост не выше 180 сантиметров, а их вес составляет 65 – 68 килограммов.

Балерун и балерина: особенности тела для балета

За долгую историю этого искусства сформировались четкие требования к танцорам и танцовщицам:

  • Выворотность — это разворот ноги наружу. Чем он больше, тем лучше. Без достаточной выворотности невозможно выполнить большинство элементов. Это врожденная особенность, которую невозможно приобрести никакими упражнениями.
  • Гибкость. Это качество, которое можно развить при помощи упражнений. Без достаточной гибкости танец балерины будет скованным.
  • Высокий подъем — это то, что делает балерина, стоя на носках. Для этого у нее должны быть сильные стопы и пальцы на ногах.
  • Длинные конечности. Чем длиннее конечности у танцора или танцовщицы, тем лучше, так как это основные инструменты артистов. В школах балета есть «индекс длинноногости», который должен быть в пределах 50% или ниже.
  • Хороший прыжок. Эта особенность, как и выворотность, дается от природы. Если балерина не умеет высоко прыгать, то она может создать иллюзию высокого прыжка. Но со стороны всегда виден «настоящий» прыжок.

Балеруны должны иметь проработанную мышечную массу, которая не будет мешать подвижности. Это требуется, так как мужчины делают все поддержки балерин и выполняют больше физической работы.

Для поддержания подобной формы, конечно, необходимо прилагать множество усилий. Поэтому танцоры не только посвящают множество часов репетициям, но и занимаются физическими тренировками, придерживаются специально разработанных диет.

Во многих театрах также есть специальные комиссии, проверяющие физическую форму артистов балета. И в их праве отстранить балерину или танцовщика, если его вес или физическая подготовка не соответствует заявленным нормам.

Столь жесткие условия требует от артиста железной выдержки, целеустремленности, стрессоустойчивости, в противном случае он просто не сможет работать в столь сложных условиях.

Прима-балерина — кто это?

параметры балерины

Большая часть артистов балета — это девушки, а все ключевые партии также предназначены для балерин. Поэтому в балетном мире существуют такая позиция, как прима.

Прима-балерина – это исполнительница главной роли, ведущая солистка труппы. На эту позицию не всегда попадает танцовщица, обладающая идеальными для балерины параметрами, пропорциями и физическими возможностями. Чаще примами становятся балерины, имеющие неповторимое своеобразие в исполнении ролей.

Непосвященные в это искусство не понимают, какую работу выполняет балерина, чтобы достичь такой высоты. Кроме физических и артистических требований требуется постоянное поддержание себя в форме и отказ от излишеств в еде.

Противопоказания к занятиям балетом

Перед тем как связать свою жизнь с балетом необходимо понять, как занимаются балерины. За внешней легкостью и грациозностью па и пируэтов скрывается выматывающий труд, требующий отличного здоровья и физической подготовки.

Идеальная балерина — здоровая балерина.

У профессии есть ряд серьезных противопоказаний:

  1. высокое артериальное давление;
  2. артроз или артрит;
  3. плоскостопие;
  4. переломы;
  5. разрывы связок;
  6. лишний вес или ожирение.

Также на сцене не задерживаются танцовщицы, имеющие проблемы со зрением и слухом.

Требования к артистам балета

Для того чтобы стать артистом балета, необходимо соответствовать следующим требованиям:

  • соотношения веса и роста по правилам балетной практики;
  • отсутствие пирсинга и татуировок;
  • отсутствие заболеваний и травм, влияющий на пластичность;
  • наличие музыкального слуха.

Не только рост и вес балерины имеет ключевое значение для балета. Идеальная балерина должна быть еще и красивой. В профессии не приветствуются выступающие носы, подбородки и круглые щеки. Без миловидного лица невозможно сыграть утонченных персонажей Лебединого озера.

Где работают балерины?

Танцоры балета и балерины работают в труппах и малых творческих коллективах. Профессиональная жизнь этих исполнителей крайне коротка по отношению к другим творческим профессиям. Большая часть артистов балета завершает свою творческую деятельность в возрасте 35 лет. И после этого следует «выход на пенсию». Лишь отдельные балерины успешно выступают и в 40, и даже в 50 лет.

В целом карьера балерины зависит от двух составляющих: таланта и известности. После ухода из театра она может открыть собственную школу или устроиться педагогом при уже существующем учебном заведении. А при должном уровне известности у балерины есть возможность «переквалифицироваться» в актера театра и кино или организовывать сольные выступления.

Как стать балериной

сколько должна весить балерина

Подготовка балерины — это длительный и сложный процесс, включающий в себя:

  • подготовительные занятия в детской балетной школе, на уроках хореографии;
  • поступление в балетное училище;
  • обучение в академиях и мировых школах балета.

Именно русская балетная школа считается самой сильной и престижной. Во всем мире выпускники традиционной балетной школы России считаются первоклассными профессионалами с непревзойденной подготовкой.

Наиболее престижные училища располагаются в Москве и Санкт-Петербурге – там же, где самые старые и прославленные балетные театры: Мариинский театр оперы и балета, Государственный академический Большой театр.

Если танцовщице удается достичь уровня примы-балерины в этих школах, то это дает возможность выступать в самых популярных театрах мира.

Черты характера артиста балета

Чтобы стать танцовщиком в балетной группе нужно обладать не только подходящими физическими параметрами и спортивной подготовкой, но и определенными чертами характера:

  1. трудолюбие;
  2. упорство;
  3. выносливость;
  4. целеустремленность;
  5. артистичность;
  6. харизматичность;
  7. сила воли;
  8. выдержка;
  9. стрессоустойчивость;
  10. дисциплинированность.

Сколько зарабатывают балерины в России

Уровень зарплаты балерины зависит от следующих факторов:

  • уровень подготовки;
  • квалификация;
  • место в труппе;
  • известность театра.

По данным интернет-издания «The Village», танцовщики второго плана крупного столичного театра могут получать в среднем 50 000 рублей. Зарплата также зависит от количества выходов на сцену и сложности постановки. Сольный исполнитель может рассчитывать на доход около 100 тысяч рублей. Так как, например, прима-балерина имеет более высокий статус, то это позволяет ей получать примерно 150 000 рублей и более.

По данным интернет-сервисов по поиску работы, бывшие балерины могут работать хореографами, получая зарплату около 30 тысяч рублей в месяц.

Плюсы и минусы профессии артист балета

К числу положительных аспектов профессии следует отнести:

  • возможность принимать участие в интересных проектах;
  • гастроли, выступления в различных городах и странах;
  • возможность открыть собственную школу;
  • высокий заработок;
  • престижность профессии;
  • хорошая фигура и внешний вид.

Минусами стоит считать:

  • изнурительный труд;
  • большой конкурс при поступлении в училища;
  • высокий уровень конкуренции в профессии;
  • сложности с поиском работы;
  • серьезные ограничения по питанию, образу жизни, а также внешнему виду;
  • риски получения серьезных травм, приобретения «профессиональных заболеваний».

Источник

На странице профсоюзной газеты “Солидарность” вышло еще одно интервью со мной.

Интервью получилось очень интересное, структурированное. Вроде по телефону отвечала… Непривычно. И собеседника не видела.

Спасибо Камилю )))

Публикую … Частично. Полностью по ссылке в конце…

Балерина на сцене выглядит как воплощение женственности. Но в любом театре спектакль – лишь итог многотрудной работы. Куда больше времени и усилий уходит на подготовку. Балет, наверное, самое требовательное из сценических искусств: сложно войти в профессию, еще сложнее добиться успеха и практически невозможно посвятить танцу всю жизнь. На вопросы “Солидарности” о жестких требованиях, диете, зарплате, субъективном отношении руководства, ранней пенсии и главных качествах профессии отвечала артистка балета Большого театра Анна Русских.

О ТРУДЕ И ДИЕТЕ

– Анна, в каком возрасте вы пришли в балет?

– Я начала заниматься балетом лет в девять. Перед этим занималась фигурным катанием и художественной гимнастикой. Когда мама привела меня в художественную гимнастику, ей сказали буквально следующее: “Мы берем вашу дочь, но при условии, что вы ее через пару лет не заберете в балет”. И это стало для мамы своеобразным толчком – чуть позже она забрала меня в балет. Сначала в подготовительный класс, а потом в десять лет я сдала экзамены и начала учиться в тогда еще Московском академическом хореографическом училище (сейчас – Московская государственная академия хореографии. – К.А.)

Читайте также:  Вкусный и полезный завтрак из творога

– За легкостью, изяществом на сцене стоят годы изнурительного труда. Каков примерный распорядок дня в Большом?

– В театре обычный распорядок таков: в 10 или в 11 начинается класс. Основной рабочий день начинается в 11, но можно приходить на час раньше, чем я и пользовалась. Потом перерыв. В 12:20 начинаются утренние репетиции, идут два часа, потом, в зависимости от того, есть вечером спектакль или нет, приходишь или в 6 или к 7 на спектакль или на вечернюю репетицию. Спектакль длится в зависимости от постановки, а вечерняя репетиция до двадцати минут десятого. Если репетиция идет с перерывом, то она заканчивается позже. Работают в театре шесть дней в неделю, выходной – понедельник.

– Нередко говорят о подковерной игре среди артистов, борющихся за партии, – от использования административного ресурса, стучания кулаками по столу до булавок в костюмах. Вы сталкивались с подобным?

– Когда пришла в театр, с булавками в костюме и стеклом в туфлях я не сталкивалась. Такое у меня однажды было в училище. Я пришла на экзамен и обнаружила, что у меня пропал купальник, а у балетных туфель подрезаны ленточки. В театре такого не было. Но, естественно, конкуренция есть. Случаи бывали разные. В начале 90-х годов в театр пришли молодые артисты, а у нас тогда шел детский балет “Чиполлино” – замечательный спектакль, и понятно, что партии там были соответствующие: фрукты, овощи. И девочки пришли к начальству и сказали: “Мы восемь лет учились не для того, чтобы танцевать эти партии”. А что касается того, кто какую партию будет танцевать, во многих организациях без блата и протежирования никуда, и балет не исключение.

– Насколько серьезны требования по росту и весу в балете, как это решается на практике?

– В школе это жестче контролировалось. Была примерно такая формула: рост минус вес должен давать 120 как минимум. Но есть нюансы: у кого-то кость тяжелее, а кто-то тонкокостный и легче, что тоже надо учитывать. У нас в классе была довольно полная девочка, но мальчики любили с ней стоять “на дуэте”, потому что с ней было легко. В школе нас контролировали: мерили, взвешивали. В театре это больше отдается на откуп визуальной эстетике. С приходом нового руководства стали смотреть даже на форму мальчиков, чтоб и мальчики были худые. Эстетика тела меняется.

– Существует стереотип о якобы скудном рационе артистов балета, дабы поддерживать фигуру. Ясно, что с балетными нагрузками на одном яблочке далеко не уедешь. Как питаются балерины?

– Однажды на работе я даже провела опрос среди девочек по этому поводу. Вы знаете, это зависит от генетики: кто-то расположен к полноте и вынужден следить за своей формой, а кто-то наоборот; это индивидуально. У меня был период, когда я очень поправилась – наверное, это было возрастное – и вынуждена была контролировать свой вес. А было время, когда моя диета включала на завтрак мороженое, на обед торт с мороженым, а на ужин просто торт. И при этом была в хорошей форме. Но артистам в любом случае надо есть мясо – без этого никуда, это силы, энергия. А диеты чисто индивидуальные. У нас в буфете есть и булочки, и пирожные, и мясо, и салаты. Каждый артист выбирает рацион под себя, но яблочко в день – это, разумеется, неправда.

О ПЛЮСАХ И МИНУСАХ

– Складывается впечатление, что кроме тех немногих артистов балета, кто является “лицом” профессии, медийными персонами, для всех остальных балет формирует отдельный, замкнутый и в чем-то оторванный от реальности мир. Это так?

– Это зависит от человека, я думаю. Есть свои минусы. Скажем, когда у всех “нормальных людей” выходные в субботу и воскресенье – у нас репетиции и спектакли. Общаться в привычном круге друзей и знакомых – не балетных людей – сложно. Но мне удавалось совмещать. Я ходила в драматические театры, на выставки, в музеи. Меня многое интересовало, и я старалась удовлетворять свои интересы.

– Часто ли бывает так, что семьи возникают “за кулисами”?

– Можно сказать, что да, часто. И так же часто распадаются. Но, думаю, так везде. С одной стороны, это легко, а с другой – проводить вместе практически 24 часа в сутки – это не для всех.

– Что вы больше всего любите в профессии?

– С годами произошло некоторое переосмысление. Мама меня отдала в эту профессию потому, что я по улицам не ходила, а танцевала. С тех пор как начала ходить, едва слышала музыку – сразу начинала танцевать. Но сугубо балетных воспоминаний из детства у меня нет – я занималась и фигурным катанием, и художественной гимнастикой. А сейчас, наверное, люблю ощущение выхода на сцену и возможности танцевать то, что нравится, в свое удовольствие. Но ко мне это пришло не вдруг. У меня была травма, потом я была в декрете, и, когда вернулась в театр после большого перерыва, возможность выходить и танцевать то, что тебе нравится, и получать от этого удовольствие для меня стала очень важна.

– И наоборот – что ненавидите или считаете очень несправедливым?

– Субъективное отношение руководства. Не лично ко мне, а к артистам. Это такая профессия, когда могут не поставить в какие-то партии и спектакли только по причине нелюбви со стороны руководства. Или могут ответить: “Постановщик тебя не видит в этой партии”. Если руководитель снял тебя со спектакля, ничего с этим не поделаешь. И не важно, пусть ты танцуешь в сто раз лучше, чем кто-то другой, но за того попросили, заплатили или у него хорошие отношения с руководством. Считаю несправедливым субъективное оценивание тебя как личности и как артиста только одним человеком.

О ЗАРПЛАТЕ И ПЕНСИИ

– Если не говорить о ведущих артистах, таких как Вишнева, Образцова или Крысанова, каков примерный заработок балерины?

– Поскольку сейчас у нас исключительно капиталистический подход, то заработок зависит от того, сколько ты танцуешь спектаклей. Официальная ставка артиста балета высшей категории примерно 8700 рублей. Пару лет назад была 8050, а в прошлом году нам подняли зарплату в два этапа, кажется, на 673 рубля. К этому добавляется президентский грант – еще примерно 23 тысячи рублей. Есть надбавки за выслугу – если ты танцуешь в театре больше 15 лет. Причем эти проценты надбавки идут не от суммы ставки и гранта, а только от ставки. Есть так называемый переменный грант, как он рассчитывается, я не знаю. Получается в среднем 35 – 40 тыс. Остальные деньги – это гонорары от станцованных спектаклей. Если мало танцуешь – то и зарплата будет маленькая. В среднем артист получает где-то от сорока до восьмидесяти тысяч.

– И это, конечно, зависит еще от той партии, которую танцует артист?

– Безусловно. Каждая партия имеет свою стоимость.

– Правду ли говорят, что мужчина в балете получает больше, чем женщина, – как более редкий кадр?

– Нет, это тоже миф. У мужчин заработок тоже зависит от спектаклей и партий. И если одна и та же партия есть у мужчин и у женщин – например, в “Лебедином озере” есть вальс, где танцуют и мужчины, и женщины, – у тех и других партия стоит одинаково.

– Наверное, в вашей профессии часты профессиональные заболевания и травмы. Есть ли регулярные медосмотры, отпуска, санатории и прочее – в общем, забота о здоровье кадров?

– У нас в Большом театре есть массажисты. Они работают непосредственно в театре, и можно договориться, записаться – это бесплатно. Есть высококвалифицированные хирурги в нашей театральной поликлинике. Есть страховка, нас всех официально страхуют от травм и прочего. У меня была травма в 2000 году, и операцию мне делали по страховке, я оплачивала только инструменты, так как они не входили в страховку. Раз в год мы должны проходить медосмотр. Женщин года три назад освободили от этого, видимо, решив, что женщины и так его проходят, как более ответственные. Для мужчин ежегодный осмотр остался обязательным; буквально на днях повесили списки, кто в какие дни медосмотр проходит.

Читайте также:  Чай пуэр полезные свойства и противопоказания как заваривать

– В Серебряном бору в Москве, насколько я помню, есть дом отдыха Большого театра?

– Да, это бывший дом известной артистки Антонины Неждановой. Артисты раньше бронировали путевки, выезжали туда на воскресенье-понедельник, собирались компаниями. Не знаю, популярно ли это сейчас – я сама там была последний раз лет двадцать назад. Еще у театра есть санаторий в Анапе. Но, как я понимаю, артисты балета очень редко этим пользуются, предпочитают сами куда-то за границу выбраться.

– Что делают балерины на пенсии, которая наступает значительно раньше, чем у людей других профессий?

– Кто что. Чаще всего преподают, причем не только в балетных школах, но и у фигуристов, у синхронисток. Педагог-хореограф востребован, но это при условии, что есть второе образование. Кто-то идет учиться, например на журфак МГУ или в МГИМО. Кто-то открывает свой бизнес – связанный с балетом или нет. Были те, кто открывал рестораны, кто-то открывал риелторские агентства. Находят себя в разных специальностях.

О ПРОФСОЮЗЕ И ПРОФЕССИИ

– Состоите ли вы в профсоюзе?

– Да, я состою в профсоюзе, являюсь представителем коллектива балета. В Большом театре первичка очень активна. У нас довольно сильный профсоюз, который отстаивает интересы артистов. Уже лет десять существует коллективный договор между театром и артистами – не только балета: артисты оперы, хор, оркестр. Конечно, это было сделано не без активного участия профсоюза.

– Ваши коллеги участвуют в деятельности профсоюза? Или есть он – хорошо, нет – ну и ладно?

– Для большинства так: есть профсоюз – хорошо. Новогодние подарки, для детей бесплатные билеты на новогодние представления, возможность поехать отдохнуть со скидкой в санаторий. Профсоюз пытается что-то делать, но в связи с тем, что в театре введена контрактная система, очень многие боятся говорить открыто о проблемах. Я сама с этим сталкивалась: в гримерке обсуждается, что опять задержали на репетиции, опять вызывают в одиннадцать, опять переработки. И я говорю, что готова пойти в профсоюз и поднять этот вопрос, но нужны заявления. Без бумажки ничего сделать нельзя. А писать все боятся. Потому что понимают: если имя всплывет, то велик шанс, что руководство тебя снимет с партии, не поставит в спектакль – и останешься без денег.

– Самые главные качества, которыми должна обладать балерина?

– Не хочется банальностей, но получается так: трудолюбие, выносливость, целеустремленность. Для меня всегда еще была важна эрудированность, разносторонность интересов. Я считаю, что вообще любой человек, в том числе артист балета, должен быть разносторонне развит.

– Если бы вы выбирали профессию сейчас – выбрали бы снова эту?

– Не знаю… За меня этот выбор в свое время сделала мама, и я нисколько об этом не жалею, потому что занималась тем, что мне нравилось. Если бы была возможность выбирать, наверное, снова пошла бы в балет. Но несмотря на то, что я много лет жизни отдала этой профессии, я всегда старалась заниматься чем-то другим, что мне тоже было интересно. Я не была зациклена на балете, хотя, возможно, поэтому и не стала ведущей солисткой. На это, наверное, есть и объективные, и субъективные причины. Но скажу еще раз: никогда специально не задумывалась над этим, но полагаю, что снова выбрала бы балет.

– Какие у вас увлечения помимо балета?

– Много чем занималась, по правде говоря. Увлекалась всегда чисто женскими домашними хобби: люблю вязать, шить, готовить. Люблю рисовать. Было время, когда активно занималась горными лыжами. До сих пор занимаюсь плаванием. Когда-то давно дружила с ребятами из МЧС, из поисково-спасательных отрядов, сейчас они по-другому называются. Иногда жила у них на базе. Ездила со спасателями на вызовы. Понедельник у меня выходной, и я приезжала на базу в воскресенье, ночевала там. Если в дежурной бригаде спасателей не хватало человека, а ребята уезжали на выезд, могла сесть на базовую станцию, чтобы принимать вызовы и согласовывать действия.

О РОЛЯХ И МЕЧТЕ

– Ваша первая роль?

– Первая репетиция, когда я только пришла в театр, – это был балет “Ангара” Юрия Григоровича на музыку Андрея Эшпая. Этот балет долго не шел в Большом, и его восстанавливали в репертуаре. А первый спектакль, в котором я вышла на сцену, – “Дон Кихот”. По-моему, я танцевала польку – это танец подруг тореадоров в первом акте, а во втором акте – в сцене сна Дон Кихота. – Любимая роль? – Я не могу сказать, что у меня была какая-то любимая роль. Я очень люблю балет “Иван Грозный”. Там я танцевала в партии народа. Вообще люблю балеты Григоровича. Но сказать, что была одна какая-то любимая роль, не могу. Очень люблю балет “Анюта” Владимира Васильева на музыку Гаврилина.

– Роль-мечта? Если оставить все ограничения, именно мечта?

– Я бы с удовольствием станцевала главную партию в балете “Анюта”. У меня даже было такое предложение – уже не помню, почему не получилось тогда. Но было очень жалко. Позже, в 2001 году, я ездила в Краснодар и переносила этот балет на сцену Краснодарского музыкального театра. Однако мне не везет с этим балетом – он так и не вышел там на сцене.

– У вас есть дети?

– Да. Дочери одиннадцать лет.

– Значит, теперь уже можно точно сказать, выбрала ли она профессию артиста балета?

– Да, конечно. Балериной она не будет однозначно: раньше в балет шли с десяти лет, сейчас с одиннадцати. Ей уже одиннадцать, и она учится в простой школе в пятом классе. Я из тех мам, которые адекватно относятся к данным и возможностям своего ребенка. Когда она была маленькая, ей нравилось танцевать, но еще нравилось петь, изображать что-то, играть с воображаемыми предметами – то, что изучается в театральных вузах. Когда я ей предложила пойти по моим стопам, она сказала: “Нет”. Ведь данные еще надо развивать. Что-то у нее было, скажем, легкий прыжок и вращение, но не было подъема, шага, выворотности – и не было желания это развивать. Настаивать я не стала, потому что понимаю, что этим надо гореть, это надо хотеть, понимать, ради чего ты все это делаешь. Не захотела – и не захотела. Значит, буду помогать ей в чем-то другом.

– Совет для девочек, мечтающих о балете, и их мам?

– В первую очередь мой совет адресован родителям – трезво оценивать возможности своего ребенка. Это очень важно. Если ребенок хочет, а у него не хватает каких-то данных, но вы готовы преодолевать, перешагивать через трудности, – тогда идите, и идите до конца. Но если вы понимаете, что у ребенка данных нет или они минимальны – в этом случае надо поддержать ребенка и найти смысл в других вещах. И помните, что жизнь не ограничивается одним балетом. Очень хорошо помню фразу одного из своих педагогов: ты не стала ведущей балериной, но зато в твоей жизни было столько всего интересного, что все это окупает. И я согласна с этим.

Источник: https://www.solidarnost.org/articles/izyaschestvo-i-stalnoy-harakter.html
Центральная профсоюзная газета «Солидарность» ©

Автор материала: Айсин Камиль

Источник