Каковы основные закономерности размещения полезных ископаемых
Разнообразие условий, в которых происходило образование полезных ископаемых, привело к их неравномерному размещению по территории Земли. Однако определенная закономерность в их распределении все же существует.
Основная закономерность – осадочные полезные ископаемые расположены в чехлах платформ, рудные полезные ископаемые – в районах складчатых поясов.
Руды образовались в основном из магмы и выделяющихся из неё горячих водных растворов. Магма подымалась из недр Земли по разломам и застывала в толще горных пород на различной глубине. Обычно внедрение магмы происходило в периоды активных тектонических движений, поэтому рудные полезные ископаемые связаны со складчатыми областями гор. На платформенных равнинах они приурочены к нижнему ярусу – складчатому фундаменту.
Разные металлы имеют различную температуру плавления. Следовательно, от температуры магмы, внедрившейся в пласты горных пород, зависит и состав рудных скоплений.
Крупные скопления руд имеют промышленное значение. Их называют месторождениями.
Группы близко расположенных месторождений одного и того же полезного ископаемого называют бассейнами полезных ископаемых.
Богатство руд, их запасы и глубина залегания в разных месторождениях неодинаковы. В молодых горах многие месторождения находится под толщей смятых в складки осадочных пород и обнаружить их бывает трудно.
При разрушении гор скопления рудных полезных ископаемых постепенно обнажаются и оказываются близ поверхности земли. Здесь их добывать легче и дешевле.
К древним складчатым областям приурочены месторождения железных руд (Западный Саян ) и полиметаллических руд (Восточное Забайкалье) , золота (нагорья Северного Забайкалья) , ртути (Алтай) и др.
Особенно богат разнообразными рудными ископаемыми, драгоценными и полудрагоценными камнями Урал. Здесь находится месторождение железа и меди, хрома и никеля, платины и золота.
В горах северо-восточной Сибири и Дальнего Востока сосредоточены месторождения олова и вольфрама, золота, на Кавказе – полиметаллические руды.
Полезные ископаемые платформ
На платформах рудные месторождения приурочены к щитам либо к тем частям плит, где мощность осадочного чехла невелика и фундамент подходит близко к поверхности. Здесь расположены бассейны железных руд: Курская Магнитная Аномалия (КМА) , месторождение Южной Якутии (Алданский Щит) . На Кольском полуострове находятся месторождения апатитов – важнейшего сырья для производства фосфорных удобрений.
Однако для платформ наиболее характерны ископаемые осадочного происхождения сосредоточенные в породах платформенного чехла.
Преимущественно это нерудные минеральные ресурсы. Ведущую роль среди них играют горючие ископаемые: газ, уголь, горючие сланцы.
Они образовались из остатков растений и животных, накопившихся в прибрежных частях мелководных морей и озёрно-болотных условиях суши.
Эти обильные органические остатки могли накопится лишь в достаточно влажных и теплых условиях, благоприятных для повышенного развития растительности.
Крупнейшими угольными бассейнами России являются:
- Тунгусский, Ленский, Южно Якутский (средняя Сибирь)
- Кузнецкий, Канско-Ачинский (в краевых частях гор Южной Сибири)
- Печорский, Подмосковный (на Русской равнине)
Месторождения нефти и газа сосредоточены в приуральской части Русской равнины. От побережья Баренцева до Каспийского моря, в Предкавказье.
Но самые крупные запасы нефти – в недрах центральной части Западной Сибири – Самотлор и др. газа – в северных её районах (Уренгой, Ямбург и др. )
В жарких засушливых условиях в мелководных морях и прибрежных лагунах происходило накопление солей. В Предуралье, в Прикаспии и в южной части Западной Сибири имеются их крупные месторождения.
Вывод:
Месторождения руд черных и цветных металлов, золота, алмазов приурочены к выходам кристаллического фундамента древних платформ.
Месторождения нефти, углей, природного газа приурочены к мощным осадочным чехлам платформ, предгорным прогибам, шельфовым зонам. Руды цветных металлов так же встречаются в складчатых областях.
Инфоурок
›
География
›Презентации›Презентация: Закономерности размещения крупных форм рельефа и месторождение полезных ископаемых
Описание презентации по отдельным слайдам:
1 слайд
Описание слайда:
Закономерности размещения крупных форм рельефа и месторождений полезных ископаемых
2 слайд
Описание слайда:
Полезные ископаемые по происхождению делят на три большие группы: Магматические Метаморфические Осадочные
3 слайд
4 слайд
Описание слайда:
Базальт — горная порода вулканического происхождения. Он отличается износоустойчивостью и необычными морфологическими характеристиками. Такое сочетание особенностей делает камень незаменимым в строительном деле, ремонтных работах, а также в качестве декоративных элементов. Базальт — камень, состоящий из магматических пород. В переводе с эфиопского его название означает «кипящий» или «железосодержащий». Это имя дано минералу из-за способа образования. Крупнейшие месторождения камня — вулканы, располагающиеся во всех частях света.
5 слайд
6 слайд
7 слайд
Описание слайда:
Гранит – камень, славящийся твердостью и долговечностью. С точки зрения науки, это минерал со сложным составом, полезное ископаемое. Распространен повсеместно. В переводе с латинского – зерно. Натуральный гранит формируется в природе на протяжении миллионов лет. Известны 2 вида происхождения камня: Вулканическое. Застывшая лава вулкана остывая, обретает каменистую структуру. За долгие годы в ней кристаллизуется камень гранит в виде зерен разных размеров. По этому же пути происходит процесс превращения песка в гранит. Гранитизация. При тектоническом смещении континентальных плит разные горные породы уходили вглубь земли. Высокие температура и давление в купе с химическими веществами вызывали гранитизацию.
8 слайд
9 слайд
10 слайд
11 слайд
12 слайд
Описание слайда:
Туф — это горная порода, обладающая маленьким весом и декоративным внешним видом. Благодаря этим качествам активно применяется в строительстве, дизайнерском деле. Камень не является ювелирным, для изготовления украшений не годится. Выделяют несколько видов породы: вулканический туф — образуется из пепла, кусочков магмы, выброшенных во время извержения вулкана; известковый туф — образуется в воде, насыщенной карбонатом кальция; кремнистый туф — оседает на земле вблизи горячих источников, содержащих кремний.
13 слайд
14 слайд
15 слайд
16 слайд
Описание слайда:
Пo oднoй из вepcий, kameнь диaбaз пoявилcя в mecтaх выбpoca лaвы пocлe cтoлkнoвeния Зemли c meтeopитom. Пpoчный, пpeзeнтaбeльный, oн любиm cтpoитeляmи, дekopaтopamи и фaнaтamи пapилки. Tипичный диaбaз – нeпpoзpaчнaя плoтнaя пoлнokpиcтaлличeckaя гopнaя пopoдa. Пaлитpa нe ocoбo бoгaтa: cepый, чepный, зeлeный цвeт нa maтoвoй пoвepхнocти. Ee дoпoлняют вkpaплeния aпaтитa, poгoвoй oбmaнkи, cepпeнтинa(oфит), лиmoнитa, kaльцитa. Пopoдa cтaнoвитcя эcтeтичeckи пpивлekaтeльнoй, ee лeгko oтличить oт oбычнoй гaльkи, koтopyю чacтo пытaютcя выдaть зa диaбaз.
17 слайд
18 слайд
19 слайд
20 слайд
21 слайд
22 слайд
23 слайд
Описание слайда:
Песча́ник — обломочная осадочная горная порода, представляющая собой однородный или слоистый агрегат обломочных зёрен размером от 0,05 мм (по российским критериям) или от 0,0625 мм (по зарубежным критериям) до 2 мм (песчинок), связанных каким-либо минеральным веществом (цементом).
24 слайд
25 слайд
26 слайд
Описание слайда:
Кварц — камень, составляющий большую часть земной коры. Существует множество разновидностей кварца, обладающих многообразием цветов и форм. Кварцевая порода используется в строительстве, изготовлении украшений и сувениров, технической промышленности.
27 слайд
28 слайд
29 слайд
30 слайд
Описание слайда:
Известняк – это минеральная порода, содержащая кальцит. Имеет много разновидностей. В ходе образования формируется в камень различной плотности и цвета, в основном пастельных оттенков. Он применяется в промышленности, а также в народной медицине, магии. Что такое известняк. Известняк – полезное ископаемое. Бывает светлого или темного окраса. Строение с тонкими либо крупными зернами.
31 слайд
32 слайд
33 слайд
Описание слайда:
Мрамор (др.-греч. μάρμαρος — «белый или блестящий камень») — метаморфическая горная порода, состоящая только из кальцита CaCO3. При перекристаллизации доломита CaMg(CO3)2 образуются доломитовые мраморы.
34 слайд
35 слайд
36 слайд
Описание слайда:
Гранит – камень, славящийся твердостью и долговечностью. С точки зрения науки, это минерал со сложным составом, полезное ископаемое. Распространен повсеместно. Что такое гранит. В переводе с латинского – зерно. Натуральный гранит формируется в природе на протяжении миллионов лет. Известны 2 вида происхождения камня: Вулканическое. Застывшая лава вулкана остывая, обретает каменистую структуру.
37 слайд
38 слайд
39 слайд
Описание слайда:
Гнейс входит в число грубозернистых метаморфических горных пород (меняющих минеральный состав). Его отличает характерная многослойная структура, когда слои представлены разными минералами. Камень используется в строительстве и мощении дорог. Описание и происхождение камня. Гнейс – очень старая горная порода, возраст некоторых гнейсов, например, серых, по мнению геологов, превышает четыре миллиарда лет, то есть близок к возрасту планеты Земля.
40 слайд
41 слайд
42 слайд
Описание слайда:
Графит – это представитель класса самородных камней. По своей структуре он многослойный, но мягкий настолько, что его можно резать ножом. Кристаллы вещества часто задействуют во многих промышленных сферах. Что такое графит. Графит представлен веществом серого цвета с металлическим отблеском. Минерал очень распространен в природе, он образует крупные скопления кристаллов.
43 слайд
44 слайд
45 слайд
Описание слайда:
Алмаз — камень, название которого с древнегреческого переводится «несокрушимый». Этот минерал действительно очень прочный. Используют алмазы в промышленных и декоративных целях, а некоторые наделяют их магическими свойствами. Что такое алмаз. Это минерал, образованный при изменении пространственной структуры решетки углерода. То есть камень имеет органическое и минеральное происхождение одновременно.
46 слайд
47 слайд
48 слайд
49 слайд
50 слайд
51 слайд
52 слайд
53 слайд
54 слайд
55 слайд
Курс повышения квалификации
Курс профессиональной переподготовки
Учитель географии
Курс повышения квалификации
Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
также Вы можете выбрать тип материала:
Проверен экспертом
Общая информация
Учебник:
«География материков и океанов», Коринская В.А., Душина И.В., Щенев В.А.
Номер материала:
ДБ-1498243
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Тема урока. Закономерности размещения полезных ископаемых
на территории России
Тип урока: комбинированный
Дидактическая цель: создать условия для осознания и осмысления блока новой учебной информации, применения их в знакомой и новой учебной ситуации, проверки уровня усвоения системы знаний и умений.
Цели по содержанию:
А) образовательная: продолжить формировать знания о полезных ископаемых страны, особенностей их размещения и образования, показать важное научно- познавательное и практическое значение тектонической и геологической карт – ценного источника знаний о геологическом строении и закономерностях размещения полезных ископаемых на территории страны;
Б) развивающая:продолжать развивать умения сопоставлять тематические карты для комплексной характеристики тектонического строения, рельефа, размещения полезных ископаемых на территории страны, продолжать учить работать с диском «Образовательная коллекция…», находить нужную информацию;
В) воспитательная: продолжать раскрывать перед школьниками идею длительного и постоянного развития рельефа в результате взаимодействия геологических процессов, отражение этих процессов на формирование полезных ископаемых и их размещения.
Методы: проблемного изложения, частично-поисковый, исследовательский
Формы организации познавательной деятельности учащихся: фронтальная, индивидуальная, парная.
Средства обучения: Компьютер. Диск «Образовательная коллекция. География. Россия. Природа и население».Карты: физическая, тектоническая, геологическая. Учебник География России. Природа. 8 класс. Баринова И.И. 17-е изд. Стер.-М. 2011
Атлас. Коллекции горных пород и полезных ископаемых. Рабочие тетради для выполнения практической работы.
Содержание и ход урока
2. Мотивирует деятельность учащихся.
Записывают тему и цели в тетрадь.
Актуализация знаний и умений
1 группа. Работа с контурной картой.
На контурную карту обозначить объекты.
2 группа. Работа с контурной картой.
По цифрам определите географические объекты (см. приложение №1)
3 группа. Отвечает на вопросы.
1. Что такое рельеф? Чем объясняется разнообразие рельефа России?
2. На каких плитах располагается территория России?
3. Что такое платформа? Какие платформы выделяются на территории страны?
4. Какие формы рельефа соответствуют платформам? Наведите пример.
5. Что такое складчатость? Какие формы рельефа соответствуют складчатостям? Наведите пример.
Выполняют задания.
Отвечают на вопросы.
Первичное усвоение учебного материала.
Осознание и осмысление учебного материала.
1 Блок проблемных задач
Наша страна богата разнообразными полезными ископаемыми.
1.Дайте определение:
– полезные ископаемые,
– горные породы,
– минералы;
– месторождение;
– бассейн.
2. Как образовались полезные ископаемые магматического происхождения? Какие полезные ископаемые имеют магматическое происхождение?
3. Как образовались полезные ископаемые осадочного происхождения? Наведите пример.
2 Блок проблемных задач.
1. Используя текст учебника, расскажите, какие полезные ископаемые расположены в складчатых областях. Как они образовались?
2. Какие полезные ископаемые расположены на платформах? Как они образовались?
Ответ зарисуйте в виде схемы.
3 Блок проблемных задач
Используя диск «Образовательная коллекция…», определите районы распространения полезных ископаемых на территории России, заполните таблицу.
Словарная работа.
Запись в тетрадь:
Магматические полезные ископаемые:…………………..
…………………………………
…………………………………
Осадочные полезные ископаемые……………………
…………………………………
Полезные ископаемые
Магматические Осадочные
складчатости платформы
щиты плиты
краевые
прогибы
Марганцевые руды
Политические руды
Золото
Алмазы
Апатиты
Фосфориты
Соли: калийные
поваренная
глауберова
Применение знаний и умений.
Практическая работа.
Обозначение основных месторождений полезных ископаемых на контурной карте, объяснение причин из размещения.
Выполняют практическую работу.
Домашнее задание.
Подготовить ответы на вопросы:
Какие экологические проблемы связаны с добычей полезных ископаемых?
Назвать меры по сбережению полезных ископаемых.
Какими полезными ископаемыми богата территория нашего края?
Какая зависимость от форм рельефа и строения территории существует в их размещении?
Записывают вопросы в тетрадь.
Приложение №1.
Задание 1.
На контурную карту обозначить: Восточно-Европейскую равнину, Алданский щит, Воронежский массив, Срединный хребет, г. Казбек, Хребет Черского, Сихотэ – Алинь, Алтай, г. Народная, Западный Саян, Западно-Сибирскую плиту.
Приложение №2.
Материалы к уроку.
Это интересно…
– Обнаружить месторождения полезных ископаемых геологам нередко помогают растения. Например, на Алтае растение качим хорошо растет на почвах, богатых медью. Однако возможен и «вариант наоборот», когда растения «не хотят» расти там, где повышено содержание какого-либо элемента. Так можно обнаружить месторождение бора и хрома. Нередко химические элементы меняют облик растений: никель обесцвечивает цветки, медь придает синий оттенок, цинк способствует развитию карликовых форм.
-Самый крупный алмаз на территории России (лимонно-желтого цвета размером с куриное яйцо) был найден в Якутии в 1980 году.
– Самый крупный из сохранившихся золотых самородков – «Большой треугольник» весом 36 кг 16 г был найден 26 сентября 1842 г. на Южном Урале около Миасса и хранится в Алмазном фонде Кремля.