Какова связь между рельефом и размещением полезных ископаемых

Какова связь между рельефом и размещением полезных ископаемых thumbnail

        Здравствуйте!

*

        В настоящее время незнание истории своей малой Родины – одна из главных проблем. Но все знают, что без прошлого не было бы и настоящего. История, которую мы хотим вам представить , началась чуть более полувека назад, но, к примеру, для многих наших одноклассников она так же далека, как Средневековье.

*

 Мы здесь родились, здесь же живут наши родные. Со временем мы поняли, что хотим узнать: как же все начиналось.

        Так с чего же начинается  Родина?  Наша – началась с бурого угля.

*

        Нередко бывает, что добывать уголь в шахтах трудоемко и невыгодно. Иногда и в его пластах встречается так много бесполезных примесей, что разрабатывать такие пласты совершенно нецелесообразно. Казалось бы, что такой уголь навсегда останется лежать в земле бесполезно для человека.

        А нельзя ли превращать его в газ прямо в недрах земли, не вынимая на поверхность?

*

        Решить эту проблему помогла идея подземной газификации угля. Впервые ее высказал великий русский ученый Д.И. Менделеев в 1888 году.

*цитата фото  зачитать

«Настанет, вероятно, со временем такая эпоха, что уголь из земли вынимать не будут, а там, в земле, его сумеют превращать в горючие газы и их по трубам будут распределять на далекие расстояния.»

*фото

        К этой идее возвращались в 30-е годы прошлого века, но во время войны почти все станции ПГУ в Советском Союзе были уничтожены. В тяжелые послевоенные годы стране понадобились огромные энергетические ресурсы для восстановления экономики, сельского хозяйства и других сфер. И тогда

было принято решение о возвращении к ПГУ.

*

В эти же годы были запроектированы Подмосковная и Шатская станции ПГУ в районе города Тула, Каменская — в Ростовской области, Ангренская — в Узбекистане, Южно-Абинская — в Кузбассе и другие.

Сырьевой базой для Шатская станции ПГУ  должны были стать угли Подмосковного буроугольного бассейна.

*

   В августе 1948 года в Главном управлении искусственного жидкого топлива и газа – “Главгазтоппром” при Совете министров СССР была создана комиссия для выбора под Тулой, на одной из угольных залежей, площадки для строительства новой станции “Подземгаз”.

*

 Назначение станции состояло в выработке методом подземной газификации углей энергетического газа для использования его как топлива в газовых электротурбинах. Получаемую турбиной электроэнергию планировалось передавать в государственную энергосистему.

*видеожурнал

* Шатская станция «ПОДЗЕМГАЗ» стала первой в мире электростанцией с газовыми турбинами, работающими на газе ПГУ.

*

В этой технологии был заинтересован не только Советский Союз, но и другие страны.

Проекты газогенераторных станций разрабатывались также для Китайской Народной Республики, Корейской народно-демократической Республики, Индии.

Нашу станцию не раз посещали иностранные делегации, в том числе китайская и английская, члены которых наблюдали за процессом и перенимали опыт у наших работников.  В Великобритании, Бельгии, США, Польше, Чехословакии, Вьетнаме и в других странах были сделаны попытки повторить опыт нашей страны по ПГУ. 

Несмотря на то, что были получены в принципе положительные результаты, эти работы дальнейшего развития не получили

*

Но вернемся к строительству. Место было определено сравнительно быстро – им оказалось месторождение, позднее названное Шатским, в 15км к юго-востоку от Тулы, запасы которого должны были обеспечить работу станции на 20 лет. И вот в 1949 году начинается строительство станции.

*

На строительство, а в последующем и на работу на новой станции, приезжали люди со всех концов Советского Союза и, в отличие от жителей окрестных деревень, имевших свои дома, первые несколько месяцев жили в палатках, а немного позже вблизи промплощадки построили временный жилой поселок из сборно-щитовых бараков, который просуществовал до 1975 года.

*

Строительство началось в 1950 году.

*

 Тогда здесь не было ни одного деревца, улицы. Все было перерыто траншеями для прокладки водопровода, канализации и теплосети, причем центральное отопление предусматривалось только в 2-этажных домах по улице Ленина и Садовой, в остальных печное отопление. Грязь после дождей была настолько вязкая, что от сапог отрывались подошвы.

*

Но постепенно поселок благоустраивался, озеленялся, асфальтировался.

*

 В два следующих года помимо жилых домов были построены: здравпункт, аптека, баня,

*

 столовая, клуб, школа и детский сад.

*

 Названием поселок Шатск, как и Шатская станция «Подземгаз» обязаны протекающей вблизи речушке Шат.

Жизнь в поселке кипела во всех смыслах.

*

 Стали организовываться футбольные матчи, хоккейные турниры, лыжные гонки и велокроссы. Заводской хор был одним из лучших

,*

 а футбольная команда одной из сильнейших среди коллективов Киреевского района, к которому в то время относился Шатск.

*

 В Доме Культуры был замечательный духовой оркестр и вокально-инструментальный ансамбль. *

За клубом была оборудована танцплощадка, так же было обустроено футбольное поле, и каждую зиму заливали каток.

Планировалась застройка микрорайона поселка Шатск, собирались проложить трамвайные пути  в Тулу и строить аэропорт. Скучно жителям никогда не было!

*

Но вернемся к заводу.

*Видео Савельева

   В 60-е годы, настала эра природного газа. Открытие мощных месторождений подвигло руководство страны искать более быстрые пути к энергоносителям. В 1964 году было решено прекратить работы по проектированию и строительству новых станций «Подземгаза» и свернуть научно-исследовательские работы в этой области.

*

 Шатская станция «Подземгаз» как и другие станции (кроме Ангренской и Южно-Абинской) была перепрофилирована на производство строительных конструкций и нестандартного оборудования для промыслов природного газа. Окончательно производство газа ПГУ было прекращено на Шатской станции «Подземгаз» в 1974 году, когда был закрыт (затушен) последний подземный газогенератор.

По мнению С. Лазаренко, д.т.н., ведущего научного сотрудника Института угля и углехимии СО РАН, технология ПГУ открывает новые возможности в разработке угольных пластов со сложными горно-геологическими условиями залегания. Безусловно, что ПГУ сегодня нужно рассматривать как технологию ближней и средней перспективы — технологию, которая, не будучи в состоянии сегодня конкурировать со сравнительно дешевым природным газом и нефтью, через определенный период будет обязательно востребована.

В заключении мы  хотим сказать, что это лишь маленькая часть истории поселка Шатск и завода ООО «Промстройгаз». Здесь нет ничего о людях, которые творили эту историю. Мы надеемся, что и у нас будет возможность внести свой посильный вклад в развитие поселка .

Источник

Урок-практикум по теме «Рельеф России», 8 класс

Цели урока:

Образовательные: повторить, обобщить и закрепить изученный материал по теме: «Геологическое строение, рельеф и полезные ископаемые»;  формировать умение разбираться в многообразии геологического строения, рельефа, полезных ископаемых, выделять главное в этом многообразии, находить закономерности между тектоническими структурами и формами рельефа; формировать умение применять полученные знания в нестандартной ситуации.

Развивающие: развивать географическое мышление, устную речь, способность применять имеющиеся знания для решения проблемных ситуаций в условиях новых учебных задач; развивать  умение работать с картами (настенные, атлас).

Воспитательные: воспитать чувство дружбы, умение работать в коллективе, умение работать в группе; самостоятельно и ответственно готовиться  к уроку; способствовать формированию интереса к  предмету; осуществление экологического и патриотического воспитания на основе преподаваемого материала.

Тип урока: урок-пракикум

Оборудование: карты: «Физическая карта России», «Геология», «Тектоническая карта России»; атласы для 8 класса.

I.

Организационный

момент

Вступительное слово учителя.

Мы познакомились с науками, изучающими земную кору, имеем представление о геохронологической таблице, с тектоническими структурами. Сегодня научимся работать с тектонической и геологической картами атласа. Изучим состав полезных ископаемых, постараемся установить закономерность между размещением форм рельефа, тектоническими структурами и полезными ископаемыми.

Цели и задачи урока.

( формулируют учащиеся)

-Обобщить и закрепить знания о рельефе России, закономерностями размещения гор и равнин.

-Вспомнить определения понятий по теме: Рельеф.

-Иметь представление о связях между полезными ископаемыми, рельефом и тектоническим строением.

II.

1.Актуализация знаний.

Задание: Дайте определение следующим понятиям …

рельеф – …

платформа – …

складчатый пояс – …

полезные ископаемые – …

месторождения – …

бассейны – …

Учащиеся дают определение данным понятиям.

Показывая знания об основных тектонических структурах.

Коммуникативные (умение слушать)

2.Практическая работа. «Взаимосвязь рельефа, геологического строения и полезных ископаемых»

Заполнить таблицу, используя карты атласа.

3.Формулирование вывода на основе заполненной таблицы.

Вывод: Форма рельефа и разновидности полезных ископаемых зависят от геологического строения территории. Равнины расположены на ______________, на них встречаются (рудные, нерудные) полезные ископаемые. Горные системы расположены в ________________, на них встречаются (рудные, нерудные) полезные ископаемые.

III . Подведение итогов урока. Рефлексивно – оценочный этап.

Взаимопроверка.

Личностные, коммуникативные.

Слово учителя – Дети сегодня на уроке  мы повторили и обобщили полученные нами ранее знания о рельефе, геологическом прошлом и полезных ископаемых нашей страны, работали с картами.

– Я предлагаю вам составить синквейн к слову рельеф. При

1-я строка – одно ключевое слово, определяющее содержание синквейна;

2-я строка – два прилагательных, характеризующих данное понятие;

3-я строка – три глагола, обозначающих действие в рамках заданной темы;

4-я строка – короткое предложение, раскрывающее суть темы или отношение к ней;

5-я строка – синоним ключевого слова (существительное).

Спасибо вам, ребята за работу,

Оценка деятельности учащихся.

Источник

8 класс. Практическая работа по географии

«Определение зависимости между строением земной коры, рельефом и полезными ископаемыми территории России»

Цель: научиться устанавливать взаимосвязь между тектоническими структурами, формами рельефа и ПИ страны; продолжить формировать навыки работы с физической и тектонической картами.

Задание 1. Установите наличие взаимосвязи между тектоническим строением, рельефом и Полезными ископаемыми на отдельных территориях России и заполните таблицу.

Области байкальской

складчатости

Области герцинской

складчатости

Области мезозойской

складчатости

Области кайнозойской

складчатости

Задание 2. Сделайте вывод о закономерностях размещения ПИ.

Вариант заполнения таблицы для проверки учителем

Восточно-Европейская равнина

Для древних платформ покрытых мощным слоем осадочных горных пород, характерны равнины любого вида (низменности, возвышенности или плоскогорья)

Преобладают полезные ископаемые осадочного и метаморфического происхождения, причём встречаются все основные виды полезных ископаемых: топливные, рудные и нерудные. богатейшие залежи железных руд (Курская магнитная аномалия) . С осадочным чехлом платформы связаны месторождения каменного угля (восточная часть Донбасса, Подмосковный бассейн) , нефти и газа в палеозойских и мезозойских отложениях (Урало-Волжский бассейн) , горючих сланцев (близ Сызрани) . Широко распространены строительные материалы (песни, гравий, глины, известняки) . С осадочным чехлом связаны также бурые железняки (близ Липецка) , бокситы (у Тихвина) , фосфориты (в ряде районов) и соли (Прикаспий).

Сибирская платформа

Среднесибирское плоскогорье

(древняя платформа)

 Крупные угольные бассейны: Ленский угольный бассейн, Тунгусский угольный бассейн, Иркутский угольный бассейн. Нефть, газ.

Западно – Сибирская платформа

Западно-Сибирская равнина (молодая платформа)

Преобладание осадочных горных пород (нефть, природный газ, соли). 

Скифская плита

Равнинный Крым (молодая платформа)

Преобладание осадочных горных пород (нефть, природный газ, соли). 

Балтийский щит

Возвышенности и платформенные горы 

Преобладание рудного и нерудного сырья магматического и метаморфического происхождения 

Алданский щит

Алданское нагорье 

Преобладание рудного и нерудного сырья магматического и метаморфического происхождения 

Области байкальской , каледонской

складчатости

Древняя складчатость, 
низкие сильно разрушенные горы. Енисейский кряж, Восточный Саян, Хамар-Дабан, Байкальский хребет, Патомское нагорье, Тиманский кряж

Большое разнообразие рудных и нерудных полезных ископаемых магматического и метаморфического происхождения .

C каледонским тектогенезом связаны месторождения руд

 железа, титана, золота и отчасти молибдена, асбеста, талька, магнезита и хрома, платины, титаномагнетитов, никеля и самородной меди

Области герцинской

складчатости

Урал, Аппалачи, Алтай

медь, свинец, цинк, олово, вольфрам,золото, серебро, уран

Области мезозойской

складчатости

Верхоянский хребет, хребет Черского, Чукотское нагорье, Сихотэ-Алинь,) 

Преобладают рудные и нерудные полезные ископаемые магматического и метаморфического происхождения. 

Железные руды, руды цветных металлов, вольфрам, молибден, золото и др. С осадочными отложениями связаны месторождения каменных и бурых углей, газа, нефти и т. д.

Области кайнозойской

складчатости

Большой и Малый Кавказ, горы Камчатки, Альпийско-Гималайский пояс, Кордильеры, Анды, 

Активнейший вулканизм и сейсмичность, где преобладают рудные и нерудные полезные ископаемые магматического происхождения. 

Нефть, газ, железные и марганцевые руды, кам.уголь, бокситы, фосфориты, строительные материалы.

Источник

Разнообразие условий, в которых происходило образование полезных ископаемых, привело к их неравномерному размещению по территории Земли. Однако определенная закономерность в их распределении все же существует.

Основная закономерность – осадочные полезные ископаемые расположены в чехлах платформ, рудные полезные ископаемые – в районах складчатых поясов.

Руды образовались в основном из магмы и выделяющихся из неё горячих водных растворов. Магма подымалась из недр Земли по разломам и застывала в толще горных пород на различной глубине. Обычно внедрение магмы происходило в периоды активных тектонических движений, поэтому рудные полезные ископаемые связаны со складчатыми областями гор. На платформенных равнинах они приурочены к нижнему ярусу – складчатому фундаменту.

Разные металлы имеют различную температуру плавления. Следовательно, от температуры магмы, внедрившейся в пласты горных пород, зависит и состав рудных скоплений.

Крупные скопления руд имеют промышленное значение. Их называют месторождениями.

Группы близко расположенных месторождений одного и того же полезного ископаемого называют бассейнами полезных ископаемых.

Богатство руд, их запасы и глубина залегания в разных месторождениях неодинаковы. В молодых горах многие месторождения находится под толщей смятых в складки осадочных пород и обнаружить их бывает трудно.

При разрушении гор скопления рудных полезных ископаемых постепенно обнажаются и оказываются близ поверхности земли. Здесь их добывать легче и дешевле.

К древним складчатым областям приурочены месторождения железных руд (Западный Саян ) и полиметаллических руд (Восточное Забайкалье) , золота (нагорья Северного Забайкалья) , ртути (Алтай) и др.

Особенно богат разнообразными рудными ископаемыми, драгоценными и полудрагоценными камнями Урал. Здесь находится месторождение железа и меди, хрома и никеля, платины и золота.

В горах северо-восточной Сибири и Дальнего Востока сосредоточены месторождения олова и вольфрама, золота, на Кавказе – полиметаллические руды.

Полезные ископаемые платформ

На платформах рудные месторождения приурочены к щитам либо к тем частям плит, где мощность осадочного чехла невелика и фундамент подходит близко к поверхности. Здесь расположены бассейны железных руд: Курская Магнитная Аномалия (КМА) , месторождение Южной Якутии (Алданский Щит) . На Кольском полуострове находятся месторождения апатитов – важнейшего сырья для производства фосфорных удобрений.

Однако для платформ наиболее характерны ископаемые осадочного происхождения сосредоточенные в породах платформенного чехла.

Преимущественно это нерудные минеральные ресурсы. Ведущую роль среди них играют горючие ископаемые: газ, уголь, горючие сланцы.

Они образовались из остатков растений и животных, накопившихся в прибрежных частях мелководных морей и озёрно-болотных условиях суши.

Эти обильные органические остатки могли накопится лишь в достаточно влажных и теплых условиях, благоприятных для повышенного развития растительности.

Крупнейшими угольными бассейнами России являются:

  • Тунгусский, Ленский, Южно Якутский (средняя Сибирь)
  • Кузнецкий, Канско-Ачинский (в краевых частях гор Южной Сибири)
  • Печорский, Подмосковный (на Русской равнине)

Месторождения нефти и газа сосредоточены в приуральской части Русской равнины. От побережья Баренцева до Каспийского моря, в Предкавказье.

Но самые крупные запасы нефти – в недрах центральной части Западной Сибири – Самотлор и др. газа – в северных её районах (Уренгой, Ямбург и др. )

В жарких засушливых условиях в мелководных морях и прибрежных лагунах происходило накопление солей. В Предуралье, в Прикаспии и в южной части Западной Сибири имеются их крупные месторождения.

Вывод:

Месторождения руд черных и цветных металлов, золота, алмазов приурочены к выходам кристаллического фундамента древних платформ.
Месторождения нефти, углей, природного газа приурочены к мощным осадочным чехлам платформ, предгорным прогибам, шельфовым зонам. Руды цветных металлов так же встречаются в складчатых областях.

Источник



УСТАНОВЛЕНИЕ ВЗАИМОСВЯЗЕЙ МЕЖДУ ТЕКТОНИЧЕСКИМ СТРОЕНИЕМ, РЕЛЬЕФОМ И МЕСТОРОЖДЕНИЯМИ ПОЛЕЗНЫХ ИСКОПАЕМЫХ — Мегаобучалка

Цель работы: совершенствовать умения устанавливать взаимосвязи между тектони-ческими структурами, формами рельефа и полезными ископаемыми нашего края; за-крепить знания о причинах, которые обусловливают эти закономерности; продолжить формировать навыки работы с физической и тектонической картами.

Оборудование: картографическое приложение «Луганщина»

Ход работы

Задание 1.Вспомните, как формирование рельефа зависит от тектонического строе-ния. Установите соответствие между тектоническими структурами и формами релье-фа.

тектонические структуры формы рельефа
Платформы и плиты  
 
Области складчатости  
 

Задание 2. Наблюдаются ли сейсмические явления на территории нашего края?

Объясните, почему вы так думаете?

Задание 3.Определите,накакой крупной тектонической структуре находится террито-рия Луганщины?

Задание 4.Определите,на какой тектонической структуре находится ваш населенныйпункт.

Задание 5.Установите наличие взаимосвязи между тектоническим строением, релье-фом и полезными ископаемыми на территории Луганщины.

Тектонические струк- Формы рельефа, соответствующие   Полезные ископаемые
туры этим тектоническим структурам    
 

Восточно-Европейская платформа

 
1.Склоны Воронеж-      
ского кристаллическо-  
 
   
го массива      
2.Днепровско-      
Донецкая впадина  
 
   
       
3.Донецкая складчатая      
область  
 
   
       

Задание 6*.Составьте краткую характеристику геологического строения и рельефасвоей местности по плану:

1. Где находится территория?

2. К какой геотектонической структуре приурочена?

3. Какого возраста горные породы ее слагают?

4. Как это отразилось в рельефе?

5. Как изменяются высоты по территории?

6. Каковы максимальные и минимальные отметки высот?

7. Какие внешние ведущие процессы участвовали в формировании рельефа?

8. Какие полезные ископаемые добываются в вашей местности? Почему?

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Задание 7*.Совершите воображаемое путешествие вглубь веков,на машине времени.Свои «впечатления» о путешествии запишите в тетрадь. Постарайтесь включить в свое описание наиболее спокойные и тревожные моменты путешествия, связанные с осо-бенностями геологического развития территории. Не забудьте отметить, когда про-изошло образование важнейших полезных ископаемых Луганщины. Удачного Вам пу-тешествия!

Вывод. Какова зависимость между тектоническим строением,рельефом и полезнымиископаемыми нашего края?

Практическая работа № 9

ОПРЕДЕЛЕНИЕ МИНЕРАЛОВ И ГОРНЫХ ПОРОД СВОЕЙ МЕСТНОСТИ ПО ДИАГНОСТИЧЕСКИМ ПРИЗНАКАМ

Цель работы: закрепить знания о видах горных пород; формировать умения по внеш-ним признакам определять осадочные, магматические и метаморфические горные по-роды, классифицировать их по происхождению.

Оборудование: образцы горных пород, фотографии горных пород, фарфоровая пла-стинка, раствор кислоты (7% -ной уксусной или 10% -ной соляной), пипетка.

Ход работы

Задание 1.А.Заполните таблицу, поместив в пустые колонки перечисленные нижегорные породы в соответствии с их происхождением: гранит, пемза, галька, песок, глина, поваренная соль, каменный уголь, торф, мел, известняк, мрамор, гнейс, базальт.

Магматические

  Осадочные   Метаморфи-  
     

ческие

 
излившиеся глубинные

неорганические

органические  
             
    обломочные химические      

Б. Найдите соответствие между горными породами и их происхождением и примене-нием.

1) базальт А) метаморфическая
     
2) гнейс Б) осадочная химического происхождения
     
3) каменный уголь В) осадочная органического происхождения
     
4) поваренная соль Г) используется для получения электроэнергии
     
5) гранит Д) широко применяется в строительстве
     
    Е) образуется в процессе метаморфизации из рыхлого слоя песчаника
     
    Ж) является сырьем для изготовления соды
     
    З) магматическая

Задание 2. Определите отличительные признаки приведенных в задании горных пород(по плану характеристики). Составьте цепочку превращений горных пород

а) торф – …                                                            б) известняк – …

в) песчаник – …                                                  г) гранит – …

План характеристики

1. Плотная или рыхлая горная порода?

2. Кристаллическая или зернистая?

3. Структура (размеры слагающих породу обломков или минеральных зерен). Выбери подходящее:

•Крупнозернистая – более 2 мм;

•Среднезернистая – 1-2 мм;

•Мелкозернистая – 1 мм (пыль).

4. Текстура (строение породы). Выбери подходящее:

• Массивная;

• Слоистая;

• Со следами течения;

• Волокнистая.

5. Твердость: твердая или мягкая?

6. Масса: легкая или тяжелая?

7. Наблюдаются ли остатки организмов?

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Задание 3. Заполните таблицу.Опишите горные породы по плану,используя памяткусвойств горных пород.

Свойства горных Образец 1 Образец 2 Образец 3 Образец 4
пород:        
цвет  
 
     
прозрачность  
 
     
Блеск
 
       
         
Излом
 
       
Твердость
 
       
         
Вес
 
       
Происхождение
 
       

1. Цвет. Описывая цвет, следует стремиться к возможно более точному описанию цвета. Если в минерале (горной породе) цвет меняется, необходимо указать характер смены окраски.

2. Прозрачность. Характеризуется способность минерала пропускать свет. Выде-ляют непрозрачные – не пропускающие солнечные лучи; прозрачные – пропускающие свет подобно обычному стеклу; полупрозрачные или просвечивающие – пропускаю-щие свет подобно матовому стеклу.

3. Блеск показывает способность минералов преломлять свет. Выделяют минералы

с металлическим блеском, стеклянным, жирным, перламутровым, восковым, без блес-ка – матовые.

4. Излом определяется поверхностью, по которой раскалывается минерал. Излом бывает: зернистый, плотный, землистый (оставляет след на руках).

5. Твердость: твердая, мягкая, хрупкая.

6. Вес: тяжёлый, средней тяжести, лёгкий

Задание 4.Сравните горные породы.

Отличительные признаки: Гранит Мел

цвет

прозрачность

блеск

излом

твёрдость

вес

происхождение

Задание 5.Гранит и базальт–магматические горные породы.Проанализируйте,что уних общего, а чем они отличаются.

Горные породы Сходство Различие

Гранит

Базальт

Задание 6.Определите горные породы по их свойствам с помощью определителя ивпишите название каждой в таблицу.

Образец 1 Образец 2 Образец 3 Образец 4
       

Читайте также:

©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (361)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку…

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы

(0.014 сек.)

Источник