Какой класс общества полезен по аристотелю
Денис Пикус
7 сентября 2017 · 1,1 K
По Аристотелю общество подразделяется на 3 части: “очень состоятельные, крайне неимущие и те, кто посередине-класс, стабилизирующий общество. Богатая плутократия и пролетариат по сути представляют собой социальные девиации, которым присущи множество недостатков. Аристократия была праздным классом, зачастую не занимающаяся полезным трудом, но… Читать далее
Аристотель не использовал понятие “общество”, не думал категориями “общество – государство”.
Аристотель не считал… Читать дальше
Аристотелю вообще нравился принцип, что середина это хорошо, а крайности это плохо. Применительно к политике доводы были такие.
Полис существует для совместной благой жизни, граждане в нем должны уметь договариваться, должны быть связаны, как сказали бы теперь, солидарностью (Аристотель говорил про “дружбу”, philia). Всего этого сложно достичь, когда… Читать далее
По Марксу любой формации соответсвовали пара классов-антагонистов. Почему же при социализме, якобы это правило было нарушено?
Являюсь специалистом по темам – политология, социология, история. Увлекаюсь как…
Для того, чтобы ответить на данный вопрос, нам потребуется кое-что прояснить. А именно следующее К. Маркс исповедовал несколько другую схему формаций, чем марксисты после него. В советское время все учили “пятичленку” – первобытнообщинный строй-рабовладельческий строй-феодальный строй – капиталистический строй – коммунистический строй. И даже тогда, в советское время говорилось, что социалим – это не строй, а всего лишь первая фаза построения (!!!) коммунизма. То есть даже на этом, примитивном уровне объяснения (а это объясняли в средней школе) мы видим, что социализм – это не совсем формация. Далее, общеизвестным фактом является то, что все формации делятся на антагонистические и неантагонистические. Неантагонистические формации отличаются от антагонистических тем, что в них отсутствуют классы, частная собственность на средства производства и государство. Так как социализм – это первая фаза неантагонистической формации, то в ней должны отсутствовать классы и собственность (но сохраняется государство). А теперь о Марксе. У К. Маркса формаций было три:
1) Архаическая (первобытно-коммунистическая) формация – отсутствуют классы, частная собственность на средства производства, государство, существует социальное равенство, производительность труда низкая, человечество разобщено, живет племенным строем.
2) Классовая (эксплуататорская) формация – возникают классы, частная собственность на средства производства, государство, существует социальное неравенство и социальный конфликт классов, производительные силы развиваются, человечество объединяется, постепенно достигая уровня крупных наций. В рамках классовой формации К. Маркс выделял следующие способы производства:
а) Азиатский способ производства (Др. Ближний Восток, Др. Китай)- существуют классы, частная собственность носит коллективный характер, государственный аппарат является эксплуататорским классом, зависимые общинники являются эксплуатируемым классом, формы зависимости косвенные – “повинность” и “налог”, в рамках государства политическое и экономическое угнетение полностью совпадают.
б) Рабовладельческий способ производства (античность, Др. Греция, Др. Рим) – существуют классы, частная собственность носит коллективный или индивидуальный характер, класс рабовладельцев является эксплуататорским классом, рабы – эксплуатируемый класс, форма зависимости – прямое владение человека человеком (объект – человек), в рамках государства экономическое угнетение предопределяет политическое неравенство.
в) Феодальный способ производства (средневековая Европа, Русь после освобождения от монголо-татарского ига) – существуют классы, частная собственность носит коллективный или индивидуальный характер, класс феодалов (шире – сословная знать) – эксплуататорский, класс крестьян – эксплуатируемый, форма зависимости – владение наделом земли с предоставлением её аренды (объект – земельный надел), в рамках государство экономическое угнетение определяет политическое неравенство.
г) Капиталистический способ производства (современные страны мира, кроме стран-изгоев), существуют классы и частная собственность, которая носит индивидуальный или коллективный характер, класс капиталистов – эксплуататоры, класс наемных рабочих – эксплуатируемые, форма зависимости – экономическая (продажа и покупка рабочей силы на рынке труда), экономическое и политическое угнетение разделены, но функционально политическое угнетение зависит от экономического неравенства.
3) Коммунистическая формация (будущее) – классы, частная собственность и государство отмирают, существует социальное равенство, производительные силы достигают максимума (опережают общественные потребности), человечество объединено в масштабах планеты.
Как вы видите, К. Маркс вообще не предполагал, что в будущем возникнет социализм как отдельная длительно существующая фаза коммунизма. У него капитализм сменяется дальше мировой революцией и коммунизмом. Поэтому вопрос еще и не совсем корректно задан. Как-то так.
Прочитать ещё 6 ответов
Почему средний класс важен для общества?
Международные отношения: МГИМО, Дипломатическая Академия МИД России
Широкий слой среднего класса – залог спокойствия и процветания общества по многим причинам:
Средний класс достаточно материально обеспечен, а следовательно, много потребляет товаров и услуг. Создается высокий спрос, который порождает предложение. Бизнес, стремясь удовлетворить этот спрос, создает новые фабрики и заводы, кинотеатры и магазины. Экономика развивается, страна богатеет.
Средний класс социально стабилен. Люди получают достойную зарплату, имеют возможность саморазвиваться, имеют широкие возможности для проведения досуга. Как следствие, люди не склонны к протестам, людей практически невозможно вербовать в террористические/экстремистские группировки.
Важнейшая задача общества и государства – обеспечить достойный уровень жизни для своего населения. Очевидно, что все не могут быть богатыми. Но если государство может сделать так, чтобы большинство населения относилось к среднему классу, а не к бедноте, это, бесспорно, значительное достижение.
Чем отличается (идеологически) социализм от либерализма, ведь они оба подразумевают справедливость и равенство людей?
dreamfreedom.ru t.me/politdela
Либерализм и социализм диаметрально противоположны друг другу, так же как день и ночь. Их цели и практика совершенно различны.
Либерализм не подразумевает и не обещает никаких утопических идей наподобие справедливости и равенства. Социализм же только подразумевает справедливость и равенство, но на самом деле он о другом – о принуждении.
В центре противостояния двух идеологий стоит отношение к человеку. В то время как либерализм фокусируется на человеке, причём таком, какой он есть, социализм устремлён к абстракции, утопии, ради осуществления которой необходимо воспитать «нового» человека, согласного на ограничения, жертву и лишения. Цель социализма – переделать человека под иллюзию справедливости и равенства, оборачивающейся в жизни уравниловкой и бесправием.
Либерализм не переделывает человека, он освобождает его от принуждения и даёт свободу действия. Экономическая свобода создаёт массу производителей и потребителей, обеспечивая каждому выбор. Свободно обменивая результаты своего труда на нужные результаты чужого труда, человек увеличивает своё благосостояние и благополучие, обретает чувство собственного достоинства и реальные возможности решать свои проблемы. Цель либерализма – умножать богатство для всё большего количества людей.
Социализм манит человека обещанием социальной идиллии, но заводит его на дорогу к рабству. Социализм искусственно вводится за счёт насильственного изъятия и обобществления собственности, ограничения и ущемления прав человека ради «общего», превращения всех людей в «коллектив» – стадо, для управления которым необходимо принуждение. Отказ в справедливости и равенстве одним приводит в итоге к отказу в справедливости и равенстве всем. Свобода человека для социализма – это окислитель, ведущий к гибели системы.
Либерализм является естественной формой жизнедеятельности человека.
Социализм – это принуждение.
Либерализм – это отсутствие принуждения.
Прочитать ещё 4 ответа
Почему общество, несмотря на технический прогресс, деградирует?
Мining (добыча полезных ископаемых).
христианин.
Потому что технический прогресс не имеет прямого влияния на нравственность, и эти две стороны человеческого бытия не являются прямопропорциональными и взаимозависимыми так, что при увеличении или развитии одной стороны, тут же росла и развивалась в прямой зависимости другая сторона. Конечно, связь здесь существует, однако она не прямая, иногда она может быть даже обратной связью, но это не жесткое правило, а как один из вариантов.
Еще Аристотель заметил два эти направления человеческой деятельности и противоречия между ними, а также возможность выстраивать неверную иерархию ценностей. Он сформулировал это следующим образом: если человечество преуспевает в науках, но отстаёт в нравственности то оно идёт больше назад чем вперед. Тем самым Аристотель отметил примат внутреннего развития над развитием внешних форм.
Вера в технократию и науку как панацею и спасительницу мира, способную переустроить мир и создать «Эдем» на земле привела к перекосу и сильному крену в вопросах выбора пути для развития общества. И этот крен все более и более являет себя разными формами в том числе и через замеченную вами деградацию общества.
«Россия — государство, успешно объединившее в себе как несправедливость капитализма, так и несвободу социализма». Вы согласны с этим утверждением?
dreamfreedom.ru t.me/politdela
Нет, не согласен. Цитируемое выражение представляет собой лирическое и поверхностное восприятие того, что происходит в нашей стране при отстраненном нежелании понять истинное положение дел.
Как совершенно верно отметил пользователь Роман Белкин, в России нет капитализма – если бы он был, то уровень жизни россиян был бы намного выше. Но экономика России по большей части принадлежит власти, а в той части, которая ей не принадлежит, управляется ею. Частная собственность является условной и может быть под любым предлогом и в любое время изъята и перераспределена, чему есть много примеров. Проблемы с независимостью судебной системы признает даже исполнительная власть, которая сосредоточила в своих руках все нити государственного управления. Предприниматели готовы вкладывать свои капиталы в российскую экономику только при условии специальных гарантий со стороны власти – это ли не признак дисфункции экономической системы?
Вместо конкуренции и свободы предпринимательства – важнейших признаков рыночной (капиталистической) системы – создаются привилегии группе “придворных” предпринимателей, в пользу которых и распределяются казенные средства. Только в этих условиях возможно такое уродливое явление, когда, с одной стороны, половина россиян живет на зарплату менее 20.000 руб/мес и не в состоянии позволить себе 2 пары обуви, а с другой – появилось 100 долларовых миллиардеров, несколько тысяч мультимиллионеров и десятки тысяч просто миллионеров.
При капитализме люди процветают, потому что имеют возможность заниматься своими делами, а рынок из года в год насыщается товарами. Ничего этого в России нет.
Это не капитализм, это – государственная экономика.
Там, где во всем доминирует государство, свободе места практически нет. Это точно.
Свобода и капитализм есть там, где очень мало государства, где власть ограничена в своих возможностях, где она подконтрольна и подчинена закону.
Автора красивой фразы (не самого вопроса), хочется спросить: а что Вас удивляет? Разве 20 лет назад, когда была провозглашена “вертикаль” власти, не было ясно, к чему приведет централизация? Разве разорение ЮКОСа, НТВ и многих других компаний и организаций ничего не сказало о направлении и характере политики? Разве объявление России в 2004 “великой энергетической державой” не говорило о посадке на нефтегазовую иглу и одностороннем развитии экономики?
Зачем же сейчас изображать удивление и непонимание, откуда что взялось?
Прочитать ещё 18 ответов
Впервые понятие «средние слои» применительно к обществу начал употреблять еще Аристотель. Он считал, что хребтом социального порядка выступают классы, но не все и не любой, а именно средний класс. Вот кто стабилизирует общество. Два других, полярных, класса, а именно богатая плутократия и пролетариат, расположенные в самой верхней и в самой нижней частях общественной пирамиды, представляют своего рода социальные девиации (отклонения) и им свойственны множество недостатков. Аристократия – это праздный класс, не занимающийся общественно-полезным трудом, но зато вовлеченный в постоянные интриги, козни и борьбу за власть. На социальном дне находится плебс (низшие соц. слои, “простонарод”), который существует за счет государственной помощи, привилегий и отчислений. И его можно называть социальным паразитом. Рабы вообще не включались ни Платоном, ни Аристотелем в общественную структуру, так как к обществу античные философы причисляли только свободное население, прежде всего афинских граждан. Представитель среднего класса – ремесленник, торговец, моряк, воин, земледелец – внимателен к любому новшеству, любому усовершенствованию (и отечественному, и заграничному), способному хоть ненамного повысить производительность и качество продукции.
Если привести в действие указанные выше три условия процветания античного общества у Аристотеля, а именно опора на многочисленный средний класс, привлечение к управлению широких слоев населения и обуздание политических амбиций элиты, мы получим современную ромбовиную форму социальной стратификации: богатых 5-6%, бедных 14-15%, и 80% – средний класс.
Только при таком профиле социальной структуры можно достичь стабильности в обществе. В подобных условиях средний класс выполняет функцию промежуточного звена, которое разъединяет два полюса стратификационной шкалы, не позволяя им конфликтовать между собой. Средний класс разводит по разные стороны две враждебные группировки – класс богатых, в руках которого концентрируются наибольшие богатства, которому завидуют другие слои, и класс бедных, который ничем не обладает, которому никто не завидует, но который, в свою очередь, завидует всем другим слоям общества. Многочисленный средний класс выполняет функцию межклассовой прослойки, которая разводит враждующие стороны и позволяет достичь социальной стабильности. По существу Аристотель 2500 лет назад предвосхитил ту модель, которую сегодня на практике реализует постиндустриальное общество. Это, на мой взгляд, является главным тезисом сочинения Аристотеля о политике применительно к теме реферата. Приведу «ударную» цитату по этому вопросу:
«В каждом государстве есть три части: очень состоятельные, крайне неимущие и третьи, стоящие посредине между теми и другими. Так как, по общепринятому мнению, умеренность и середина — наилучшее, то, очевидно, и средний достаток из всех благ всего лучше. При наличии его легче всего повиноваться доводам разума; напротив, трудно следовать этим доводам человеку сверхпрекрасному, сверхсильному, сверхзнатному, сверхбогатому или, наоборот, человеку сверхбедному, сверхслабому, сверхуниженному по своему общественному положению. Люди первого типа становятся по преимуществу наглецами и крупными мерзавцами. Люди второго типа часто делаются злодеями и мелкими мерзавцами. А из преступлений одни совершаются из-за наглости, другие — вследствие подлости. Сверх того, люди обоих этих типов не уклоняются от власти, но ревностно стремятся к ней, а ведь и то и другое приносит государствам вред. Далее, люди первого типа, имея избыток благополучия, силы, богатства дружеских связей и тому подобное, не желают, да и не умеют подчиняться. И это наблюдается уже дома, с детского возраста: избалованные роскошью, в которой они живут, они не обнаруживают привычки повиноваться даже в школах. Поведение людей второго типа из-за их крайней необеспеченности чрезвычайно униженное. Таким образом, одни не способны властвовать и умеют подчиняться только той власти, которая проявляется у господ над рабами; другие же не способны подчиняться никакой власти, а властвовать умеют только так, как властвуют господа над рабами. Получается государство, состоящее из рабов и господ, а не из свободных людей, государство, где одни исполнены зависти, другие — презрения. А такого рода чувства очень далеки от чувства дружбы в политическом общении, которое должно заключать в себе дружественное начало. Упомянутые же нами люди не желают даже идти по одной дороге со своими противниками. Государство более всего стремится к тому, чтобы все в нем были равны и одинаковы, а это свойственно преимущественно людям средним. Таким образом, если исходить из естественного, по нашему утверждению, состава государства, неизбежно следует, что государство, состоящее из средних людей, будет иметь и наилучший государственный строй».[5]
Стоит отметить, Аристотель говорил о том, что бедные ни в коем случае не должны быть отстранены от участия в управлении общественной жизнью, что очень актуально сегодня. По существу в нем сконцентрирована формула современной демократии. Государство политически процветает лишь при всеобщем участии граждан в политической жизни. Привлечение к управлению социальных низов открывает им доступ к каналам социальной мобильности, продвижению наверх, дает возможность наиболее одаренным личностям проявить себя и добиться политического успеха во благо общему делу. Средний класс должен рекрутироваться за счет лучших представителей низшего класса. Ему необходима свежая и здоровая кровь. Хуже обстоит дело, если средний класс будет пополняться за счет представителей высшего класса, поскольку для них межклассовый переход означает падение, а не восхождение. Опускаются на ступеньку ниже те, кто не выдержал конкуренции, погряз в разврате и чревоугодии, промотал состояние, вытеснен представителями своего же класса. Короче говоря, таким путем средний класс пополняется наихудшими элементами.
Подводя итог, нужно сказать, что проблема среднего класса (состояния, сословия и т.д.) является ровесницей первых философских размышлений о политике и обществе. Ее популярность переменчива, но в исторической почтенности отказать ей никак нельзя. Этим тема среднего класса обязана «Политике» Аристотеля. Чтобы понять, почему она столь привлекательна на протяжении уже даже не одного тысячелетия, достаточно прочитать соответствующее аристотелевское рассуждение, которое на данный момент является фундаментальной основой современной политики и социологии.