Какое полезное ископаемое является горючим ответы

Какое полезное ископаемое является горючим ответы thumbnail

Тип урока: урок изучения нового материала.

Оборудование: мультимедийное оборудование,
компьютер, презентация, образцы каменного угля,
торфа, нефти, физическая карта России, таблицы
для записи выводов по результатам исследования
свойств полезных ископаемых.

Цели урока как планируемые результаты
обучения, планируемый уровень их достижений.

Вид планируемых
результатов
Учебные действияПланируемый уровень
достижений результатов обучения
Предметные ДИзучить свойства нефти и каменного
угля, торфа; познакомить со способами добычи
полезных ископаемых.
Уметь формулировать свойства

горючих
полезных ископаемых

метапредметныеПознавательные УУДОсуществлять поиск необходимой
информации для выполнения учебного задания;
пользоваться знаковыми символическими
средствами; анализировать изучаемые объекты с
выделением существенных и несущественных
признаков.
Уметь находить нужную информацию в

текстах
учебника, других источниках

Регулятивные УУДПринимать и сохранять учебную задачу,
планировать свои действия, оценивать совместно с
учителем результат своих действий.
Уметь работать по плану и оценивать

результат
своих действий

Коммуникативные УУДПринимать участие в работе парами,
группами, делать выводы, приходить к общему
решению в спорных вопросах и проблемных
ситуациях.
Уметь приходить к общему решению

в
спорных вопросах и проблемных ситуациях

ЛичностныеПроявлять учебную и коммуникативную
активность.
Уметь взаимодействовать в группе

в
соответствии с правилами, развитие
познавательных

интересов, учебных мотивов

Ход урока

I. Минутка вхождения в урок (создание
психологического комфорта)

– Добрый день, ребята и взрослые. Я желаю вам
успешной работы на уроке, узнать новое, увидеть
удивительное в природе.

II. Проверка усвоения предыдущих знаний.

– На прошлом уроке мы изучили тему “ Руды
металлов”. Проверим ваши знания в форме теста. Я
предлагаю вам ответить на вопросы и выполнить
задания по вариантам, я думаю, что вы с ним
успешно справитесь и получите хорошие отметки.

(листы с тестовой работой ( по вариантам) лежат
на партах, учитель предлагает детям ответить на
вопросы и выполнить задания, дети выполняют тест.
Оценивают себя по контрольным ответам на слайде)

Тест. 1 вариант

1. Выбери 1 верное утверждение:

А)Полезные ископаемые – это все, что находится
в земле.

Б) Полезные ископаемые – это природные
богатства, которые люди добывают из глубин и
поверхности земли и используют в своей
деятельности.

В) Полезные ископаемые – это все, что служит
человеку.

2. Горные породы, из которых получают металлы,
называются:

А) гранит

Б) рубин

В) руда

3. Металлы – это:

А) соль, агат, базальт

Б) медь, алюминий, железо, олово

В) известняк, глина, песок

4. Из железной руды получают:

А) чугун, сталь

Б) алюминий, гранит;

В) бриллиант, малахит.

5. Условное обозначение месторождения
железной руды:

Тест. 2 вариант

1. Выбери 1 верное утверждение:

А) Полезные ископаемые – это природные
богатства, которые люди добывают из глубин и
поверхности земли и используют в своей
деятельности

Б) Полезные ископаемые – это все, что находится
в земле.

В) Полезные ископаемые – это все, что служит
человеку.

2. Горные породы, из которых получают металлы,
называются:

А) олово

Б) руда

В) гранит

3. Металлы – это:

А) известняк, глина, песок

Б) соль, агат, базальт

В) медь, алюминий, железо

4. Из железной руды получают:

А) олово, гранит

Б) чугун, сталь

В) малахит, бриллиант

5. Условное обозначение месторождения
железной руды:

– Проверим. Оцените свою работу. У кого “5”
поднимите руки, у кого “ 4” ? Вы успешно
справились с тестом! Хвалю!

III. Постановка цели и задач урока. Актуализация
опорных знаний.

– Ребята, посмотрите, что лежит у вас на столах?(дети
отвечают
)

О каких полезных ископаемых будем говорить
сегодня на уроке? (каменный уголь, торф, нефть (дети
– таблички на доску
)

– А вот ещё об одном ископаемом загадка:

На кухне у мамы
Помощник отличный.
Он синим цветком
Расцветает от спички. (Природный газ) (табличка)

– Какое общее свойство у этих полезных
ископаемых? (Они горят)

– Сформулируйте тему урока. (Горючие полезные
ископаемые
)

– Какие вопросы можем обсудить на уроке? (карточка
– помощник на доске)

  • Какие свойства имеют горючие полезные
    ископаемые?
  • Кто открывает, как добывают горючие
    полезные ископаемые?
  • Где они применяются?
  • Нужно ли беречь горючие полезные
    ископаемые?

– Какие источники информации нам помогут
ответить на данные вопросы? (учебник, карты..)

IV. Изучение нового материала.

1. Практика под руководством учителя.

1) Беседа. 1 минута

– Для самых разных нужд человека необходимо
топливо.

– Как вы думаете, чем раньше отапливались дома?
(дровами, древесиной)

– Почему на дрова нельзя было надеяться? (истреблялись
леса, дрова не могли выделять нужное количество
теплоты
…)

– Дополнительную информацию узнаем из учебника.

2) Работа с учебником. 2 минуты

Чтение 1-3 абзацев (стр. 109, 97)

– Что заменило дрова? (Каменный уголь, бурый
уголь, торф
)

– Почему все они родственны? (Все
образовались из остатков растений)

3) Практическая работа по группам.

Исследование свойств полезных ископаемых.

– У кого возникло желание исследовать
свойства горючих полезных ископаемых? Сейчас мы
с вами снова окажемся в “лаборатории” и
исследуем их свойства.

Работаем в группах, на столе инструкция по
исследованию полезных ископаемых, таблица для
записи результатов исследований:

    Каменный уголь

  • Торф
  • Нефть
  • Газ
  • Цель работы: Исследование свойств
    каменного угля, торфа, нефти.

    Ход работы:

    1. Рассмотрите образцы. Определите состояние и
    цвет, их состав и свойства. Вам помогут ваши
    органы чувств.

    2. Разбейте молотком кусочки каменного угля и
    торфа. Определите их твёрдость и прочность.

    3. Опустите кусочки угля в воду. Что заметили?
    Опустите кусочки торфа в воду. Что заметили?
    Запишите в графу “Легче или тяжелее воды”.

    4. В учебнике на стр.111,99 найдите описание
    свойств природного газа, занесите данные в
    таблицу.

    5. В графе таблицы “ Состав и свойства”
    напишите следующие характеристики: состояние:
    твёрдое, жидкое или газообразное; состав:
    однородное вещество или смесь веществ, цвет, запах:
    имеет запах, без запаха; горючесть.

    Сделайте вывод: Чем схожи? Чем отличаются
    друг от друга?

    6. Найдите на Физической карте России (форзац
    учебника)
    обозначение: нефти, газа, угля, торфа ;
    приготовьтесь, из предложенных карточек, на
    доске и на карте показать их местонахождение.

    Полезное ископаемоекаменный угольторфнефтьгаз
    состояниетвердоетвёрдоежидкоегазообразное
    составоднороденоднороденсмесь веществсмесь веществ
    цветчёрныйкоричневый

    бурый

    чёрныйбесцветный
    запахбез запахабез запахарезкий запахбез запаха
    легче или тяжелее воды
    (воздуха)
    тяжелеелегчелегчелегче воздуха
    горючестьгоритгоритгоритгорит

    – Проверим результаты исследования. Слайд

    (Сверяются с ответами на слайде, на доску и на
    карту вывешивают карточки-обозначения
    )

    V. Музыкальная физминутка.

    VI. Сообщения детей о способах добычи горючих
    полезных ископаемых.

    – На какой вопрос ответили?

    (Узнали о свойствах горючих полезных
    ископаемых.
    )

    Что будем делать дальше? (Узнаем , кто
    открывает, как добывают полезные ископаемые?)

    – Кто открывает полезные ископаемые? (Геологи).

    – Что необходимо знать и уметь геологам? (Дети
    говорят
    )

    – Как добывают полезные ископаемые? (Дети
    могут сказать про нефтяные вышки, шахты)

    – Ребята приготовили сообщенияи сейчас
    подробнее узнаем о том, как добывают полезные
    ископаемые и где их применяют.

    Торф слайды

    Презентация

    Образуется на дне болот. Здесь его и
    добывают. А образуется торф очень медленно – за
    год всего 1 мм!

    В старину торф называли “горючей землёй”.

    Петр 1 в 1703 году издал указ: “искать всемерно
    торфу, чтобы было подспорье дровам”. В 1920 году в
    Подмосковье была построена Шатурская
    электростанция, которая до сих пор работает на
    торфе. Таких электростанций в России около 80.

    Старинный способ добычи торфа: лопата.

    Сейчас торф добывают при помощи экскаватора.

    Торф используется как

    Каменный уголь

    Основные залежи угля находятся в Сибири.

    Добывают уголь двумя способами: в карьерах
    (открытым способом) и в шахтах (закрытый
    способ).

    В старину уголь добывали киркой и лопатой.
    Сейчас специальные отбойные молотки и комбайны
    дробят пласты угля. На открытых месторождениях
    огромные шагающие экскаваторы сначала
    срезают верхние породы. Затем роторные экскаваторы
    дробят уголь и грузят его в мощные 100-тонные
    самосвалы.

    Уголь используется как

    Нефть и газ.

    Огромные запасы разнообразных полезных
    ископаемых скрыты в недрах морского дна. Со дна
    морей добывают нефть и газ.

    Для добычи нефти и газа бурят скважины, по
    которым они поступают на поверхность, а затем по
    трубопроводам перекачиваются к местам
    переработки и потребления.

    Как используют

    VII..Закрепление.

    1) Посмотрим видео о добыче полезных ископаемых.

    2) Работа в тетради (Самостоятельно.Проверка
    фронтально)

    – Закрепим наши знания. В тетради на стр.22
    найдите № 45.Что нужно сделать? (Записать
    способы добычи полезных ископаемых
    )

    3 )Минутка безопасности.

    – Чем опасен газ в быту? (дети отвечают)

    – На стр. 113, 99 старничка ОБЖ (читаем, в парах
    проговариваем)

    – Дома напомните родителям о безопасном
    использовании газа.

    -А как используют нефть? (бензин , керосин,
    дизельное топливо,даже духи
    )

    – Я думаю, что теперь вы сможете рассказать о том
    как и где добывают полезные ископаемые.

    4) Беседа.

    – А теперь представьте себе, что на Земле
    закончились все запасы горючих полезных
    ископаемых? Что произойдёт?

    (ответы детей)

    -Что же должен делать человек, чтобы полезных
    ископаемых хватило на много лет? (Надо их беречь
    и охранять
    )

    Каким образом человек может сберечь полезные
    ископаемые? (Ответы учащихся).

    3) Вывод на слайде (ученик рассказывает)

    Как нужно беречь полезные ископаемые?

    1. Экономно использовать.

    2. Оберегать от пожаров.

    3. Соблюдать правила перевозки.

    4. Заменять по возможности искусственными
    материалами.

    5. Собирать металлолом и макулатуру.

    • 1 тонна металлолома сберегает 2 тонны железной
      руды.
    • 1 тонна пластмассы заменяет 6 тонн стали!

    – Ребята, как вы можете помочь взрослым
    сберегать бесценные богатсва нашей земли? (экономить
    свет, тепло в квартире, в школе; бережно
    относиться ко всему,что нас окружает)

    IX. Итог урока.

    – Наш урок подходит к концу. Подведём итоги
    нашей работы.

    – На какие вопросы мы ответили на уроке?

    • Какие свойства имеют горючие полезные
      ископаемые?
    • Кто и как открывают и добывают горючие
      полезные ископаемые?
    • Где они применяются?
    • Нужно ли охранять горючие полезные
      ископаемые?

    – Кому сегодняшний урок был полезен?

    – Какие маленькие открытия сделали?

    – Что ещё захотелось узнать?

    X. Домашнее задание.

    -Прочитать дополнительный материал по
    учебнику стр. 113-116, 100-102, приготовиться к
    проверочной работе по теме “Полезные
    ископаемые”

    – № 44,48 (кроссворд) в тетради на стр. 22,23

    – по желанию составить кроссворд “Полезные
    ископаемые”

    Источник

    Предмет:

    Естествознание

    Школа: №12

    Дата:

    ФИО учителя: Бейсенова М.Т.

    Класс: 4Б

    Количество

    присутствующих:

    Количество

    отсутствующих:

    Раздел

    (сквозная тема):

    Раздел 3 – Вещества и их свойства.

    Тема урока:

    Что такое горючие полезные ископаемые

    Цели обучения, которым посвящен урок:

    4.3.4.1 определять области применения некоторых полезных ископаемых (мел, соль, известь, глина, нефть, гранит, уголь)
    4.3.4.2 показывать на карте месторождения основных полезных ископаемых Казахстана

    4.1.2.2 представлять полученные результаты в форме по выбору учащегося

    Развитие навыков:

    1.2 Методы познания природы

    3.4 Природные ресурсы

    Предполагаемый результат:

    Все учащиеся смогут: определять области применения некоторых полезных ископаемых (мел, соль, известь, глина, нефть, гранит, уголь)

    Большинство учащихся смогут: показывать на карте месторождения основных полезных ископаемых Казахстана

    Некоторые учащиеся смогут: представлять полученные результаты в форме по выбору учащегося

    Языковая цель

    Учащиеся могут: определять области применения некоторых полезных ископаемых (мел, соль, известь, глина, нефть, гранит, уголь)

    Предметная лексика и терминология: горючие полезные ископаемые уголь нефть

    газ

    Серия полезных фраз для диалога/письма

    – Что такое горючие полезные ископаемые?

    Материал прошедших уроков:

    Вещества и их свойства

    Ход урока:

    Этапы урока

    Запланированная деятельность на уроке

    Ресурсы

    0-1 мин

    1. Создание положительного эмоционального настроя:

    Ну-ка проверь, дружок,

    Ты готов начать урок?

    Все ль на месте,

    Все ль в порядке-

    Ручка, книжка и тетрадка?

    Все ли правильно сидят?

    Все ль внимательно глядят?

    Тут затеи и задачи,

    Игры, шутки – все для вас!

    Пожелаю всем удачи.

    За работу, в добрый час!

    Стартер.

    Середина урока

    2-5 мин

    5-35 мин

    2. (П) Актуализация знаний.

    – Проверка домашнего задания. Игра «Кто Знайка?»

    Ученики парами выходят и показывают друг другу карточки с условными обозначениями полезных ископаемых (по 3 карточки каждый). Кто верно ответил, тот и выигрывает.

    -ФО «3 хлопка»

    3. Работа в группах.

    – Реши кроссворд на тему «Полезные ископаемые»

    Г1

    1. Твёрдое полезное ископаемое, внешне напоминает камень чёрного цвета с металлическим блеском.

    2. Невидимое вещество, способное распространяться по пространству. Используется в виде топлива

    3. Благородный металл, из которого делают украшения

    Г2

    1)Невидимое вещество, способное распространяться по пространству. Используется в виде топлива

    1. Твёрдое полезное ископаемое, внешне напоминает камень чёрного цвета с металлическим блеском.

    2. Горный лен или тонковолокнистый минералл применяемый в строительстве

    Г3

    1)Жидкое тягучее вещество черного цвета. Из него получают бензин

    2)Драгоценный блестящий металл серовато белого цвета

    3)Твёрдое полезное ископаемое, внешне напоминает камень чёрного цвета с металлическим блеском.

    Дескрипторы:

    – за каждый верный ответ – +

    Всего 3 вопроса

    ФО «Три хлопка»

    (К) Физминутка.

    Вот помощники мои, (Хлопки в ладоши)

    Их как хочешь поверни. (Вращение рук в кистях)

    По дороге белой, гладкой (Ладошка «моет» другую)

    Скачут пальцы, как лошадки. (Пальцы «бегают» по столу)

    Чок – чок – чок, чок – чок – чок (Постучать в кулачки)

    Скачет резвый табунок. (Хлопки в ладоши)

    (К) Формулирование темы и цели урока.

    В чём сходство в ключевых словах кроссворда? (горючие полезные ископаемые)

    Тема нашего урока «Что такое горючие полезные ископаемые».

    Сегодня мы узнаем:

    – Какие полезные ископаемые называются горючими?

    – Как образуются горючие полезные ископаемые?

    – В чем польза горючих полезных ископаемых?

    Работа с учебником.

    – откройте учебники, тетради. Запишите сегодняшнее число, классная работа и тему урока.

    Рассмотри фотографии. Что на них изображено?

    hello_html_7582056.png

    Как ты думаешь, в чём особенность этих ресурсов?

    Уголь, нефть и газ – это горючие полезные ископаемые.

    (Г) Исследовательская работа.

    Г 1 Что такое уголь?

    Уголь образовался из древних погибших деревьев в результате их наслаивания друг на друга и уплотнения в течение миллионов лет. Уголь применяется в быту в качестве топлива. Из него изготавливают лак, краску, пластмассу, духи и вещества для лекарств. Уголь черного цвета, блестящий, не имеет запаха, нежидкий, легко ломается, не растворяется так как твёрдый, горит. В Казахстане уголь добывается в месторождениях Караганды, Экибастуза. Каменный уголь.Уголь был первым из используемых человеком видов ископаемого топлива..

    Цвет

    Запах

    Блеск

    Растворимость

    Г2

    Что такое нефть?

    Нефть образовалась в результате скопления на дне морей и океанов останков живых организмов. Из нефти получают бензин, керосин, дизельное топливо, парафин, краску, лак, синтетические волокна, а также многие другие ценные вещества. Из нефти получают – моторные топлива, смазочные и специальные масла, пластиковую массу, синтетические волокона и синтетические моющие средства.

    Нефть жидкое тягучее вещество, чёрного цвета, блестящий, c запахом, в составе есть газ, не растворяется в воде, относится к горючим полезным ископаемым.Добыча нефти сопровождается добычей природного газа и ведётся на трёх крупнейших месторождениях: Карачаганаке, Кашагане и Тенгизе.

    Цвет

    Запах

    Блеск

    Растворимость

    Г3

    Что такое газ?

    Природный газ — этот ресурс возник в результате разложения органических веществ в недрах Земли. Экологи признают природный газ самым чистым видом органического топлива. Он легче воздуха, не имеет ни цвета, ни запаха. Быстро растворяется в воздухе. Для облегчения определения места утечки, к нему подмешивают (одоранты) вещества с неприятным запахом. Природный газ используют как высокоэкономичное топливо для электростанций, для цементной и стеклянной промышленности, черной и цветной металлургии, производства стройматериалов, получения различных органических соединений. Этот важный ресурс используется для коммунально-бытовых нужд. Источник энергии для мегаполисов, моторное топливо, краска, клей, уксус, аммиак – все это мы имеем благодаря природному газу.

    Цвет

    Запах

    Блеск

    Растворимость в воздухе

    Г4

    Что такое бурый уголь?

    Бурый уголь является в виде плотной, землистой, деревянистой или волокнистой углистой массы с бурой чертой, со значительным содержанием летучих битуминозных веществ. В нем часто хорошо сохранилась растительная древесная структура; излом раковистый, землистый или деревянный; цвет бурый или смоляно-черный; легко горит коптящим пламенем, выделяя неприятный своеобразный запах гари. От каменного угля бурый уголь, как показывает название, отличается цветом, не блестит, частично растворяется в воде, имеет слабый запах. Существенное отличие от каменного угля заключается в менее высоком содержании углерода и значительно большем содержании летучих веществ. Этим и объясняется, почему бурый уголь легче горит, дает больше дыма, запаха, Бурые угли геологи называют незрелыми. Они не блестят, плохо горят.

    Цвет

    Запах

    Блеск

    Растворимость

    Дескрипторы:

    – за каждый верный ответ – +

    Всего 4 вопроса 4 +

    ФО «Три хлопка»

    (К) Условные обозначения.

    Где ты можешь встретить такие условные знаки? Как ты думаешь, для чего их используют?

    (Г) Ученики читают текст с учебника и работают с картой полезных ископаеиых.

    – Где на территории Казахстана находятся месторождения нефти и газа? Работа с картой.

    – описывает область применения полезного ископаемого

    hello_html_144483f4.png

    (Г) Работа в группах.

    – укажите месторождение горючих полезных ископаемых на карте Казахстана и обозначьте условными обозначениями.

    Г1 – уголь, бурый уголь Г2- нефть,газ, нефть и газ ,

    Г3 – нефть,газ, нефть и газ Г4 – . уголь, бурый уголь

    Дескрипторы:

    – верно находит месторождение полезного ископаемого(название городов) +

    – описывает область применения полезного ископаемого +

    – верно подбирает условные обозначения +

    ФО «Три хлопка»

    (И) Самостоятельная работа по закреплению изученного материала.

    Горючие полезные ископаемые

    Выбери и отметь знаком галочка () горючие полезные

    ископаемые.

    hello_html_5775af24.png

    Оценивание в парах. Альфа, бета, гамма на МПМ

    (И) Самостоятельная работа.

    Свойства полезных ископаемых

    Прочитай описание свойств полезных ископаемых в таблице.

    hello_html_755d4370.png

    Выбери вариант ответа, подходящий под описание. Раскрась

    выбранную ячейку цветным карандашом.

    hello_html_m6100534.png

    Оценивание в парах. Альфа, бета, гамма на МПМ

    Формат А4

    маркеры

    Тетрадь ученика

    Формат А4

    маркеры

    информ.тексты

    Конец урока

    35- 40 мин

    Итог урока:

    Какую цель мы поставили на сегодняшнем уроке?

    – Достигли ли мы этой цели?

    – Какие затруднения были у вас на уроке?

    – Что нужно сделать чтобы эти затруднения не

    повторялись?

    Рефлексия «Светофор»

    Предлагает оценить свою работу при помощи смайликов

    Смайлики Зеленый

    Жёлтый

    Красный

    БУРЫЙ  УГОЛЬ. Бурые угли, рыхлые и более тусклые, их геологи называют незрелыми. Они не блестят, хуже горят.

    АНТРАЦИТ. Его геологи считают самым зрелым. Это самый лучший каменный уголь, самый крепкий и плотный, чёрного цвета, блестящий, почти не пачкает рук. При горении выделяется много тепла.

    ОБЫКНОВЕННЫЙ КАМЕННЫЙ УГОЛЬ. Сероватого цвета, матовый (меньше блестит) и больше пачкает руки. Горит он хуже, чем антрацит, и меньше выделяет тепла.

    hello_html_27946e85.jpg

    Верно – неверно

    Прочитай высказывания о горных породах.

    Оцени каждое из них. Если высказывание верное, то используй

    знак ≪галочка≫ (✓), а если неверное, то знак ≪крестик≫ (х).

    hello_html_m14b54796.png

    Цвет

    Запах

    Блеск

    Растворимость

    Цвет

    Запах

    Блеск

    Растворимость

    Цвет

    Запах

    Блеск

    Растворимость

    Цвет

    Запах

    Блеск

    Растворимость

    Цвет

    Запах

    Блеск

    Растворимость

    Задание 1

    Выбери и отметь знаком галочка () горючие полезные

    ископаемые.

    hello_html_5775af24.png

    ___________________________________________________________________________________________

    (И) Самостоятельная работа.

    Свойства полезных ископаемых

    Прочитай описание свойств полезных ископаемых в таблице.

    hello_html_755d4370.png

    Выбери вариант ответа, подходящий под описание. Раскрась

    выбранную ячейку цветным карандашом.

    hello_html_m6100534.png

    (И) Самостоятельная работа.

    Свойства полезных ископаемых

    Прочитай описание свойств полезных ископаемых в таблице.

    hello_html_755d4370.png

    Выбери вариант ответа, подходящий под описание. Раскрась

    выбранную ячейку цветным карандашом.

    hello_html_m6100534.png

    Источник