Какие упражнения полезней всего для мозга
Поделиться в соцсетях
- 5
Умение концентрироваться на мелких деталях, ориентироваться в потоках информации, моментально реагировать на смену обстановки и быстро принимать эффективные решения — важные навыки, которые помогают бизнесменам достигать поставленных целей. А чтобы развить в себе такие бизнес-качества и прокачать свой ум, нужно регулярно делать специальные упражнения для мозга, так называемый фитнес для головы!
Точно так же, как атрофируются мышцы без физической нагрузки, мозг человека слабеет без различных умственных активностей. И наоборот, чем больше вы тренируете его, тем больше образуется в нем нервных связей, а чем выше активность головного мозга, тем больше в него поступает обогащенной кислородом крови. А от этого, собственно, и зависит интеллектуальное здоровье человека.
Для того, чтобы мозг функционировал эффективно, важно специально активизировать рост нервных связей с помощью новых впечатлений. В период обучения в школе, университете количество новой информации позволяло стабильно тренировать мозг. Но для взрослого человека, в жизни и работе которого преобладают рутинные процессы, чтобы держать интеллект в хорошей форме, приходится прибегать к стимуляции
при помощи специальных упражнений для развития мозга. Поэтому так важно научиться решать типичные задачи нестандартными методами.
Улучшение памяти и работы мозга: лучшие упражнения
Для начала важно отметить, чтобы хорошенько прокачать мозг и развить гибкость ума, важно обратить внимание на питание, привычки и образ жизни в целом. Свежий воздух, здоровый сон, физические нагрузки и здоровую пищу еще никто не отменял. Поэтому, чтобы достичь желаемого результата, нужно в первую очередь обратить внимание именно на эти важные факторы.
Эффективная тренировка мозга — это упражнения, которые направлены на развитие памяти, внимательности, а также отдельно правого и левого полушария мозга.
Основная специализация левого полушария — логическое мышление. Оно также отвечает за такие важные способности:
- язык и речь;
- логика, анализ;
- буквальное понимание слов;
- математические способности;
- последовательная обработка информации.
Также левое полушарие контролирует движения правой половины тела, а правое — за левую часть.
В свою очередь, правое полушарие отвечает за интуицию и творческие способности, а также выполняет функции:
- обработки невербальной информации;
- ориентации в пространстве;
- музыкальности;
- распознания метафорических смыслов;
- воображения, художественных способностей;
- эмоций;
- параллельной обработки информации;
- распознавания лиц.
Итак, как развить правое полушарие мозга? Эти упражнения помогут вам усилить интуицию и творческие способности.
Зеркальное рисование
Возьмите большой лист бумаги и по карандашу в каждую руку. Начните рисовать одинаковые фигуры одновременно правой и левой рукой. Сначала это могут быть круги, петли, квадраты. Со временем задачу нужно усложнить — изображать обеими руками полноценные картинки.
Восстановление реальности в воображении
Ключевой момент развития правого полушария мозга — упражнения на визуализацию. Тут важно подключать воображение, зрительную, слуховую и обонятельную память. Для начала избавьтесь от посторонних раздражителей и закройте глаза. Вспомните хорошо знакомого вам человека: черты лица, цвет волос и глаз. После того, как вы создадите в воображении его лицо, постарайтесь восстановить по памяти звучание голоса и запах парфюма. Проработайте образ максимально подробно.
Когда вы научитесь восстанавливать образы людей, нужно продвигаться дальше, создавая в фантазии целую параллельную реальность. Такой комплекс упражнений здорово развивает креативность, творческое видение, воображение.
Случайные слова
Суть упражнения заключается в том, чтобы выбрать несколько совершенно случайных слов и связать их с помощью рассказа. Сначала вам будет сложно, и чтобы связать эти слова, понадобится пара-тройка длинных предложений. Но в ходе тренировок вы сможете связывать на первый взгляд несвязанные слова с помощью буквально пары фраз.
Кроме этого, творческое мышление можно развить с помощью рисования мандалы. Замысловатый узор всех цветов радуги отлично успокаивает нервы, концентрирует внимание и развивает художественное восприятие.
Говоря о тренировках левого полушария мозга, в первую очередь мы подразумеваем решение математических задач, кроссвордов, ребусов, а также логические игры, такие, как шахматы. Важно отметить, что именно
левое полушарие доминирует у большинства людей. Поэтому отдельно развивать его не имеет смысла. В этом случае лучше применить комплексные упражнения для мозга взрослого человека.
Нейробика
Это такая зарядка для мозга с упражнениями, которые включают в работу сразу все пять органов чувств. Методика была разработана американским нейробиологом Л. Катцем. Суть такова: все обыденные вещи нужно делать непривычным для вас способом. Например:
- передвигаться по дому с закрытыми глазами;
- писать левой рукой (если вы правша);
- изменить привычный маршрут;
- вдыхать и смаковать аромат еды, цветов, духов;
- определять вещи на ощупь (например, номинал монеты);
- выполнять малознакомую работу;
- отвечать нестандартно на привычные вопросы и т.д.
Необычные действия, ощущения, запахи, обстановка провоцируют появление новых нервных связей, что, в свою очередь, помогает развитию интеллектуальных способностей.
Цветные слова
Полезная гимнастика для мозга или упражнение на внимательность. Она помогает повысить уровень концентрации, улучшает внимание, развивает оба полушария мозга.
Итак, ваша задача — быстро назвать цвет слов. На первый взгляд все просто, но попробуйте сделать это максимально быстро, и левое полушарие тут же начнет концентрироваться на словах, сбивая вас с толку. Вам нужно синхронизировать работу обоих полушарий.
Алфавит
Это упражнение для развития мышления, внимания и улучшения работоспособности. Кроме того, «Алфавит» помогает снять эмоциональное напряжение и перезапустить мозг.
Работа заключается в следующем. Под каждой буквой есть пометка — Л, П, В. «Л» означает, что нужно поднять левую руку, «П» — правую, «В» — обе руки. Вам необходимо одновременно произнести букву алфавита и выполнить движение, отмеченное под буквой.
Первая часть упражнения — пройти от А до Я. Во второй части — от Я до А.
Нелогичная цепочка
Это упражнение-тест для тренировки мозга и памяти. Посмотрите внимательно на список слов в течение 90 секунд. Маленький совет: разбейте слова на пары и постарайтесь связать их с помощью визуальных ассоциаций.
Постарайтесь воспроизвести все слова по порядку. Если не можете, то напишите на листке все слова, которые вспомните. Теперь посчитаем: от 15 до 20 слов — у вас отлично развита память. 10-14 слов — среднестатистический результат. Меньше 10 — вы совершенно не умеете пользоваться памятью.
Выполняйте эти простые упражнения для мозга, и уже скоро вы заметите качественное улучшение работы обоих полушарий, памяти и мышления.
Вместо заключения
Чтобы тренировать ум, достаточно делать рутинные вещи необычными способами, выполнять новые действия, больше читать, играть в интеллектуальные игры. Прекрасный способ развить гибкость мышления — изучение иностранных языков и занятие музыкой. Это побуждает мозг активно производить новые нейронные связи, а значит — активно и эффективно работать.
Чтобы систематизировать занятия по улучшению интеллектуального здоровья, можно воспользоваться специальными онлайн-сервисами, которые предлагают десятки различных упражнений, заданий, тестов для развития мышления.
Напишите в комментариях, какие полезные упражнения для мозга знаете вы? Поделитесь с нами своим опытом!
Поделиться в соцсетях
- 5
Татьяна Шередеко, 20 ноября 2019
Столько последнее время валится информации на тему взаимосвязи физической активности, даже, точнее говоря, специфической физической активности с состоянием мозговой деятельности, когнитивными функциями, что захотелось поделиться.
Итак, статья в New York Times «How Exercise Could Lead to a Better Brain». Спасибо за ссылку Георгию Попову.
Для тех, кому легче читать по-русски, я перевела: Ценность игр, связанных с тренировкой ума, может быть гипотетической — так отвечает на вопрос, как сделать себя умнее, в своей статье Dan Hurley, но есть другой, легкий в достижении, научно доказанный путь сделать себя умнее. Ходите пешком или плавайте.
За более, чем десять лет, специалисты в нейронауках и психофизиологи накопили фактические доказательства существенной связи между физическими упражнениями и мыслительными (интеллектуальными) способностями. Но самые последние результаты исследований проясняют, что это не просто какая-то связь, а явная взаимосвязь.
Используя усложненные технологии для проверки работы отдельных нейронов – и для наращивания мозгового вещества – ученые в последние несколько месяцев открыли, что физические упражнения, по-видимому, строят мозг, который сопротивляется физическому уменьшению и увеличивает когнитивную гибкость. Упражнения, как предлагают считать последние данные нейронаук, делают больше для поддержки (стимуляции) мышления, чем делает само мышление.
Самые убедительные доказательства приходят из нескольких новых исследований лабораторных животных, живущих в наполненных, стимулирующих клетках. Давно известно, что так называемые «обогащенные» среды – дома, наполненные игрушками и увлекательными, оригинальными задачами – приводят к улучшению мыслительных способностей лабораторных животных.
В большинстве случаев такие средовые обогащения включают и «беличье» колесо, потому что мыши и крысы вообще любят бегать. Так было до недавнего времени, когда было проведено небольшое исследование для выяснения отдельных эффектов бега и игр с новыми игрушками или другими увлекательными для ума занятиями, которые не увеличивают частоту сердечных сокращений.
Таким образом, в прошлом году команда исследователей под руководством Justin S.Rhodes, профессором психологии в Beckman Institute for Advanced Science and Technology в Университете Иллинойса, объединила мышей в четыре группы и посадила их в четыре типа различных условий жизни.
Одна группа жила в мире чувственного и вкусового изобилия, обедая лесными орешками, фруктами и сыром, иногда их пищу посыпали корицей, всю ее омывали по-разному пахнущей водой. Их «постели» были с разноцветными пластиковыми куполоами, занимающими угол клетки. Мячики неоновых цветов, пластиковые тоннели, кубики для обгрызания, зеркала и качели наполняли разные части клетки.
Группа 2 имела доступ ко всем тем же удовольствиям плюс у них было маленькое дискообразное «беличье» колесо (колесо для бега). В клетке третьей группы не было никаких украшений и развлечений, и эти мыши получали стандартную, простую еду.
И дома четвертой группы содержали колеса для бега, но больше ни одной игрушки или удовольствия (развлечения). Все животные прошли серии когнитивных тестов в начале исследования и у них была взята инъекция мозгового вещества, позволяющая ученым отслеживать изменения в их мозговых структурах.
Затем они бегали, играли или если их среда была обедненной, валялись в своих клетках в течение нескольких месяцев. После этого команда Rhodes’а поместила мышей снова в серию тех же когнитивных тестов и проверила состояние мозговых тканей.
Оказалось, что игрушки и вкусы, независимо от вида стимуляции, не улучшали мозг животных. «Только одна вещь имеет значение», — сказал Rhodes, — «и это то, было ли у них беговое колесо». У животных, которые тренировались, неважно, имели они другие занятия в клетках или нет, был более здоровый мозг, и они показали значительно лучшие результаты в когнитивных тестах, чем другие мыши.
Животные, которые не бегали, каким бы обогащенным их мир ни был, не улучшили свои результаты по мыслительным способностям в сложных, продолжительных исследованиях, которые проводила команда Rhodes’а. «Им нравятся игрушки», — сказал Rhodes, и мыши редко сидели в пустых, тихих участках их клеток.
Но несмотря на то, что они тоже тренировались, они не становились умнее. Почему физические упражнения формируют мыслительные способности так, как мышление не может? Мозг, как все мускулы и органы, — это ткань, и ее функция ухудшается при низком уровне использования и с возрастом.
Начиная со второй половины нашего третьего десятилетия, большинство из нас теряет ежегодно около 1 процента от объема гиппокампа, ключевой части мозга, связанной с памятью и определенными видами обучения. Упражнения при этом, думается, замедляют или поворачивают вспять физическое увядание мозга, как это происходит и с мышцами. Хотя ученые думали до последнего времени, что люди были рождены с определенным количеством нервных клеток и что невозможно сгенерировать еще, сейчас они знают больше.
В 1990-х годах, используя технику маркирования клеток новорожденных клеток, исследователи определили с помощью вскрытий, что взрослый человеческий мозг содержит несколько новых нейронов.
Новые клетки были особенно распространены в гиппокампе, показывая, что нейрогенез – или создание новых клеток мозга – сначала происходил здесь. Даже более воодушевляюще, ученые обнаружили, что физические упражнения запускают нейрогенез.
Мыши и крысы, которые бегали в течение нескольких недель, в целом имели в два раза больше новых нейронов в их гиппокампах, чем малоподвижные животные. Их мозг, как и другие мускулы, «набирал вес». Но это был неописуемый эффект — физические упражнения имели преимущества в функционировании вновь сформировавшихся нейронов — это было наиболее потрясающим.
Мозговые клетки могут улучшить интеллект, только если они присоединяются к существующей работе нейронных сетей, а многие не делают этого, вместо этого создавая лишь бесцельное дребезжание около себя в мозге долгое время до самой смерти. Единственный путь встроить нейроны в нейронные сети, однако, — это чему-то учиться.
В исследовании 2007 года новые мозговые клетки мышей создавали петли в нейронных сетях этих животных, если мыши учились ориентироваться в водном лабиринте, это задание было когнитивно, а не физически трудным. Но эти мозговые клетки были очень ограничены в том, что они могли делать.
Когда после исследователи изучали мозговую активность, они обнаружили, что новые связавшиеся, переплетенные клетки загорались (активизировались), только когда животные снова ориентировались в лабиринте, а не в то время, когда они практиковались в других когнитивных заданиях. Навыки, записанные в этих клетках, не переносились на другие виды мышления грызунов.
С другой стороны, физические упражнения, похоже, делают нейроны подвижными. Когда исследователи в отдельном исследовании заставляли мышей бегать, мозг этих животных с готовностью связывал много новых нейронов в нейронные сети. Но эти нейроны не активизировались позже только во время бега. Они также загорались, когда животные применяли когнитивные навыки, такие как исследование незнакомой окружающей среды.
У мышей бег, в отличие от обучения, создавал мозговые клетки, которые могут быть многозадачными.
Как именно упражнения переделывают умственные способности на молекулярном уровне пока полностью не ясно, но исследование предполагает, что упражнения помогают увеличиваться чему-то, называемому нейротрофическим фактором головного мозга (brain-derived neurotropic factor) или BDNF, — это вещество, усиливающее клетки и аксоны, защищает соединения между нейронами и вызывает нейрогенез.
Ученые не могут непрямую изучить подобные эффекты на мозге человека, но они обнаружили, что после тренировок у большинства людей повышается уровень BDNF в их крови.
Мало кто из исследователей думает, что большее количество BDNF объясняет все мозговые изменения, связанные с физическими упражнениями. Полный процесс почти обязательно вовлекает множественные сложные биохимические и генетические каскады реакций.
Последнее исследование мозга пожилых мышей, например, нашло 117 генов, которые экспрессировались (проявлялись) по-разному в мозге животных, начавших программу по бегу, в сравнении с теми, которые оставались малоподвижными, и ученые смотрели только на маленькую порцию из множества генов, которые могли бы различно экспрессироваться в мозге из-за упражнений. Какой же тип упражнений производит эти желанные эффекты – это другой неотвеченный и интригующий вопрос для изучения.
«Не ясно, должна ли активность быть упражнениями на выносливость», — сказал психолог и специалист в нейронауках Arthur F. Kramer, директор Beckman Institute в Университете Иллинойса и выдающийся эксперт в области упражений и мозга.
Ограниченное количество исследований за несколько прошедших лет обнаружили когнитивные преимущества среди пожилых людей, которые занимались тяжелой атлетикой (поднимали различные веса) в течение года и не занимались другими упражнениями.
Но большая часть исследований в настоящий момент и все эксперименты на животных включают бег и другие аэробные нагрузки. Какой бы ни была активность, из большинства последних научных исследований возникла мысль, что упражнения не должны быть изнуряющими, чтобы они были эффективными для мозга.
Когда группе из 120 пожилых мужчин и женщин предписали программу по ходьбе пешком и растяжкам для большого исследования в 2011 году, у тех, кто ходил пешком, к концу исследования, через год, вырос размер гиппокампа. В то время, как те, кто занимался растяжками, потеряли в его объеме в соответствии с нормальной атрофией.
Кроме того, занимавшиеся ходьбой показали более высокие результаты по уровню BDNF в их крови, чем группа по растяжке, а также они лучше прошли когнитивные тесты.
В результате, исследователи делают вывод, что те, кто ходил пешком, восстановили в молодости своего гиппокампа 2 года и более. 65-летние достигли уровня 63-летних просто благодаря ходьбе, что является вдохновляющей новостью для каждого, кто волновался, что все мы столкнемся в наши поздние годы с жизнью медленного (или не очень медленного) мыслительного ухудшения.
Автор: Gretchen Reynolds
Перевод: Татьяна Шередеко
Источник: https://www.nytimes.com/2012/04/22/magazine/how-exercise-could-lead-to-a-better-brain.htm
Если после прочтения статьи у вас остались вопросы, вы можете проконсультироваться со мной в Яндекс.Здоровье.
Татьяна Шередеко
Психолог, сказкотерапевт, арт- и телесно-ориентированный терапевт, супервизор команды психологов сервиса Яндекс.Здоровье
Наше тело не обладает эксклюзивными правами на фитнес, потому что упражнения существуют не только для трицепса и мышц бедра, но и для такого важного органа, как мозг! Регулярно упражняя разум, можно значительно развить и улучшить способности мозга, начать запоминать больше, ориентироваться в потоках информации лучше, и мыслить конструктивнее. Ознакомьтесь с семью упражнениями и рекомендациями, которые мы подобрали специально для наших читателей, и держите мозг в тонусе везде и всегда!
1. Развиваем креативность
Отличное упражнение для развития правого креативного полушария — визуализация картин из прошлого. Попробуйте вспомнить недавние или, наоборот, очень давние события своей жизни в мельчайших деталях. Чтобы выполнить упражнение максимально эффективно, создайте комфортную и спокойную обстановку вокруг: закройте глаза и сконцентрируйтесь на собственном воображении (а точнее, на воспоминаниях). Вы можете заметить, что поначалу удерживать в голове цельную картину достаточно сложно, поэтому начните с небольшого воспоминания, маленькой части. Представьте человека, которого видите каждый день, вспомните его конкретный образ, запах, прическу, улыбку и т. д. Уделите внимание каждой детали, которая возникнет в вашей голове.
Если вы чего-то не помните, словно у вас провалы в памяти, не пугайтесь — это вполне нормально для людей, которые в обычной жизни не делают акцента на визуальной составляющей. Просто подключите свое воображение, чтобы заполнить пробелы.
Упражнение по визуализации поможет развить воображение и даст волю вашей креативности. Занимайтесь регулярно, каждый раз усложняя свою мысленную картину. Рано или поздно, если вы полностью сконцентрируетесь на процессе, вы начнете создавать в своей голове альтернативные миры, в которых можно будет найти вдохновение или креативную идею.
Творческое мышление — очень ценный навык, который позволяет достигать значительного жизненного успеха. Поскольку мы в Smart Reading хотим, чтобы каждый наш читатель жил лучшей жизнью из возможных, мы создали специальный коуч-календарь (первый в мире!) с инфографикой, с помощью которого вы сможете развивать ключевые навыки современного человека каждый день!
2. Стандартно нестандартно
Одну интересную методику разработал американский нейробиолог Л. Катц, суть которой достаточно проста — выполняйте абсолютно привычные действия необычным для вас способом. Звучит сложно? Вот несколько подсказок, как можно это сделать:
- Ходите по привычному вам месту с закрытыми глазами (лучше и безопаснее всего делать это у себя дома), так вы будете развивать работу других органов чувств, поскольку основной орган, помогающий вам ориентироваться в пространстве, будет временно отключен.
- … или просто измените привычный маршрут: это привнесет разнообразие в вашу жизнь и будет держать мозг в тонусе, т. к. обычно к привычным местам мы ходим на автомате.
- Пишите другой рукой — это, как и первое упражнение, поможет развить другое полушарие и сфокусируется работу мозга на новом, непривычном для него действии.
- Трогайте вещи с закрытыми глазами и определяйте, что перед вами (можно проделывать это упражнение вместе с друзьями или близкими в формате игры). Заранее подготовьте несколько предметов из разных материалов с разной фактурой и формой, чтобы было сложнее. Предлагайте друг другу по очереди отгадать, что находится в руках, и придумайте какой-то приз для победителя.
- Ходите босиком по непривычным поверхностям. Столь простое действие очень необычно для мозга, поэтому сигнал от ощущений будет поступать более четкий и осознанный. Ваша голова очень заинтересуется тем, чем вы занимаетесь, и полностью сфокусирует внимание на органах чувств.
3. Упражнение на внимательность
«Цветные слова» — достаточно известное упражнение, которое помогает синхронизировать работу двух полушарий мозга. Найдите в интернете картинку (их много, проблем не составит), на которых названия цветов написаны другим, отличающимся цветом (например, надпись «желтый» раскрашена в красный цвет), а затем быстро и вслух называйте цвета, которыми написаны слова. Левое полушарие захочет просто читать слова, правое будет стараться воспринять цвет — отличная тренировка для мозга, которая заставит ваши полушария работать одновременно и очень дружно.
Упражнение помогает развить концентрацию и внимательность. Повторять его также стоит регулярно, но лучше каждый раз подбирать новые картинки, поскольку со временем вы просто запомните последовательность цветов, и упражнение станет бессмысленным.
4. Развиваем память
Запишите 20 слов в случайном порядке и постарайтесь сделать это так, чтобы слова не были связаны друг с другом. Еще лучше — попросите кого-то другого составить для вас список, чтобы записанные на листе слова были вам неизвестны. Теперь возьмите лист, почитайте слова в течение 90 секунд, а затем постарайтесь воспроизвести их по памяти и в правильном порядке.
Совет: старайтесь слова, записанные рядом, группировать по парам с помощью ассоциаций. Так вы будете развивать не только память, но и ассоциативное мышление.
Если память у вас не очень хорошая, вым сможете воспроизвести менее 10 слов, 10–15 — среднее значение, а 15–20 — отличное. Впрочем, даже при наилучшем результате не нужно забрасывать упражнения на развитие памяти. Она имеет свойство слабеть, если ею особо не пользоваться.
5. Концентрируемся!
Хорошее упражнение на концентрацию — чтение вслух по очереди. Найдите себе партнера для упражнения и читайте книгу, чередуя роли читателя-слушателя. Особенно полезно упражнение тем, кто плохо воспринимает речь и ее содержание на слух.
Регулярно повторяя упражнения, со временем вы заметите, что начали лучше усваивать информацию не только в формате текста, но и аудио.
6. Играйте в настольные игры
Любая игра — это и отдых, и работа для нашего мозга. Нужно изучить правила, наладить процесс, хорошенько подумать… Все это, во-первых, развивает навыки освоения новой информации, во-вторых, учит планировать. Компьютерные игры, кстати, также хороши, но лучше ими все же не злоупотреблять (как, впрочем, и любыми другими упражнениями). В противном случае вместо пользы, если вы не знаете меры, это приведет к усталости и перенапряжению, что, конечно, не особо положительно скажется на работоспособности вашего мозга.
7. Не переставайте осваивать новое
Пускай даже в мелочах, но всегда учитесь чему-то новому, узнавайте мир вокруг. Если мозг вынужден думать больше, чем обычно, это всегда пойдет ему на пользу и поддержит ваш интеллектуальный тонус.
***
Тренируйтесь регулярно, но прежде чем приступить к занятиям, уделите немного внимания своему образу жизни. Помните, что нагружать и без того уставший мозг будет излишним! Поэтому здоровый и спокойный сон, регулярный отдых и своевременное питание — ваши самые верные помощники на пути к тренировкам разума. Не допускайте излишней нагрузки, чаще меняйте вид деятельности и отдыхайте от рутины. Желаем удачи 🙂