Какие полезные ископаемые на озере баскунчак
Баскунча́к — солёное озеро в Ахтубинском районе Астраханской области. Площадь — около 106[2] км². Площадь водосбора — 467[2] км². Располагается на территории Богдинско-Баскунчакского заповедника, примерно в 270 км к северу от Каспийского моря, и в 53 км к востоку от Волги.
Общие сведения[править | править код]
Вода удерживает тело человека на поверхности озера благодаря высокой концентрации солей
Вблизи озера находятся посёлки Верхний Баскунчак, Средний Баскунчак и Нижний Баскунчак. Можно доехать до озера на автобусе или маршрутном такси из города Ахтубинск[3].
Урез воды в озере находится на 21 м ниже уровня моря. Вода в озере пополняется частично пересыхающей Горькой Речкой[4], площадь водосбора которой составляет 11 км², и водой из 25 родников. Солёность озера — около 300 г/л. Мощность поверхностной залежи соли на озере достигает 10-18 м. В результате добычи соли образовались выломы глубиной до 8 метров. Глубина залегания соли достигает 6 км. Весной и осенью уровень рапы в озере максимальный — до 1 метра. В рапе обитают только бактерии, которые выносят соль. Рапа в озере на 37 % насыщена солью.
Баскунчак представляет собой своеобразное углубление на вершине соляной горы, уходящей основанием на тысячи метров вглубь земли и прикрытой толщей осадочных пород. Питание озера происходит главным образом за счет источников. Многочисленные ключи впадают в озеро по его северо-западному берегу, принося в течение суток в озеро более 2,5 тысяч тонн солей.
С VIII века на озере добывали соль и отправляли её по шёлковому пути. Впервые озеро Баскунчак официально упоминается в 1627 году в «Книге Большому чертежу» — первом географическом описании России — как место, «где ломают соль чистую, как лёд».
С 1960 по 1963 год на озере Баскунчак была организована 20-километровая кольцевая трасса для установления всесоюзных рекордов скорости. При необходимости мог быть подготовлен 13-километровый прямой отрезок. В ходе заездов на озере Баскунчак было установлено 29 всесоюзных рекордов скорости (19 из них превосходили международные), в том числе абсолютный всесоюзный рекорд — 311,4 км/ч (1963, И. Тихомиров, «Пионер-2»). Но в связи с увеличением добычи соли и последовавшим ухудшением гидрогеологической обстановки поверхность озера стала непригодной для рекордных заездов, и отечественные автогонщики лишились уникального места для соревнований, немногим уступавшего легендарной трассе на озере Бонневилль.
Сегодня чрезвычайно чистая соль озера (99,8 % NaCl) составляет до 80 % от общей добычи соли в России. В зависимости от потребности, здесь добывают от 1,5 до 5 миллионов тонн соли в год. Для вывоза соли была построена Баскунчакская железная дорога.
На южном берегу озера стоит гора Большое Богдо — единственная гора естественного происхождения в Прикаспийской низменности.
Озеро Баскунчак входит в состав уникального природного комплекса, включающего гору Большое Богдо. В 1997 году Богдинско-Баскунчакский природный комплекс был объявлен заповедником (Богдинско-Баскунчакский заповедник), где на площади 53,7 тысячи гектаров установлен специальный природоохранный режим.
В советское время поверхность озера активно использовалась для заездов на установление всесоюзных и международных рекордов скорости на гоночных автомобилях[5][6].
Этимология[править | править код]
Название озера — тюркское, со значением «солнечное», «славное»; предположительно связано с близлежащей священной горой Большое Богдо[7].
Лечебные свойства[править | править код]
На побережье озера имеются залежи лечебных глин. В июне — августе на озеро приезжают туристы, которые купаются в рапе и принимают грязевые ванны.
На берегу солёного озера Баскунчак расположено ООО «Санаторий-профилакторий „Баскунчак“».
Галерея[править | править код]
На пути к озеру
Столб, покрытый солью
Солёные берега
Небольшая часть озера (вид с горы Богдо)
См. также[править | править код]
- Эльтон
Примечания[править | править код]
Литература[править | править код]
- Баскунчак. Фотоальбом-путеводитель (рус.) / Под общей редакцией А. П. Лактионова. — Астрахань: Астрахан. гос. ун-т, Гос. природный заповедник “Богдинско-Баскунчакский”, Рус. геогр. о-во, Астрахан. отд-ние, 2012. — 143 с. — ISBN 978-5-903-901-03-06.
- Баскунчакское озеро. М., Л.: ОНТИ, 1933. 72 с.
- Семихатов А. Н., Страхов Н. М. Геологическое строение окрестностей Баскунчака (Предварительный отчет о работах 1927 г.) // Известия Геологического комитета. 1929. Т. 48. № 4. С. 439—453.
Ссылки[править | править код]
- Баскунчак на сайте «Чудеса России» (недоступная ссылка). Архивировано 12 января 2010 года.
- Окно в природу: Щепотка соли. www.kp.ru. Дата обращения: 8 февраля 2020.
- Баскунчакское солёное озеро // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
- Баскунчакское озеро // Большая советская энциклопедия : в 66 т. (65 т. и 1 доп.) / гл. ред. О. Ю. Шмидт. — М. : Советская энциклопедия, 1926—1947.
© img.geliophoto.com
На солёном озере Баскунчак добывают 80% всей российской соли. Под водоёмом находится соляная гора, которая уходит вглубь примерно на 6 километров. Соледобытчики компании «Руссоль» работают открытым способом, то есть срезают самый верхний слой. Соль с Баскунчака подходит и для еды, и для технического использования.
1. Баскунчак — большое солёное озеро на севере Астраханской области, его площадь составляет 115 квадратных километров. С VIII века здесь ведётся добыча соли, которую раньше отправляли на продажу по Шёлковому пути. В 60-е годы XIX века месторождения стало главным поставщиком соли на внутренний рынок России. В то время соль добывалась вручную. Стоя по пояс в воде, рабочие рыхлили соль пешней, и при помощи лопат грузили её в телеги, запряжённые верблюдами. В 1918 году здесь появились экскаваторы, а в 1930-е годы — первые солесосы, которые стали прототипами современных солекомбайнов.
© img.geliophoto.com
2. Сегодня соль на Баскунчаке добывают при помощи специального технологического комплекса, основа которого — солекомбайн. А участок для добычи выбирают с помощью геологоразведки.
© img.geliophoto.com
3. Солекомбайн медленно едет по рельсам, которые переносят по мере выработки пласта соли.
© img.geliophoto.com
4. Комбайн — уникальная машина, которую спроектировали и построили прямо на месторождении ещё в 90-е годы. Название у неё соответствующее — «Баскунчак-1».
© img.geliophoto.com
5. Комбайн движется по рельсам, ломает пласт с помощью двух фрез и смешивает соль с водой. Эта масса называется соляная пульпа. Она попадает в систему обезвоживания, а затем в дробилку. Потом измельченная соль отделяется от воды и грузится в вагоны или тягач. Лишняя вода тут же сливается обратно в озеро.
© img.geliophoto.com
6. Машинист солекомбайна. Он управляет машиной вместе с помощником машиниста.
© img.geliophoto.com
7. Комбайн режет пласты на глубине до 8 метров, во время работы хрупкая соляная кромка может раскрошиться, и машина потеряет равновесие. Чтобы контролировать это, используют креномер. Инструмент следит, чтобы техника не наклонялась сильнее нормы. Если это происходит — на креномере срабатывает сигнализация и добычча останавливается.
© img.geliophoto.com
8. Помощник машиниста солекомбайна направляет стрелу таким образом, чтобы соль попала в тягач или грузовой вагон. Еще он держит связь с водителем тягача с помощью рации. Когда прицеп наполняется, он сообщает, что пора передвигать машину вперед. Таким образом рабочие синхронизируют процесс погрузки и скорость автомобиля.
© img.geliophoto.com
9. Элеватор, по которому соль поднимается на стрелу. За это время с неё стекает лишняя вода.
© img.geliophoto.com
10. Из комбайна соль сыпется в прицепы тягачей.
© img.geliophoto.com
11. Карьерный тягач — огромная машина с тремя прицепами. За раз в них грузят 450 тонн соли, это примерно семь железнодорожных вагонов.
© img.geliophoto.com
12.
© img.geliophoto.com
13. На то, чтобы загрузить один тягач уходит около 90 минут.
© img.geliophoto.com
14. За сутки здесь добывают примерно 100 железнодорожных вагонов соли.
© img.geliophoto.com
15. Когда пласт выработан, железнодорожное полотно сдвигают на 180 сантиметров. Обычно между траншеями оставляют целики шириной не более 10 сантиметров. Они нужны чтобы уменьшить потери от разрушения пласта.
© img.geliophoto.com
16. Чтобы передвинуть пути, используют специальные рихтовочные машины, монтируемые на тракторах. Полностью разбирать рельсы не нужно.
© img.geliophoto.com
17. За год на Баскунчаке добывают от 1,5 до 2 миллионов тонн соли.
© img.geliophoto.com
18. На том месте, где прошёлся комбайн, образуются выломы. Они выглядят как прямоугольные бассейны, разделенные соляными «волнорезами». Границы бассейнов помечают специальными ограждениями, чтобы никто из водителей не заехал на опасный участок с восьмиметровой глубиной.
© img.geliophoto.com
19. Тягачи работают только в светлое время суток. По ночам соль грузят в железнодорожные вагоны. Работа на предприятии ведётся круглосуточно в три рабочих смены.
© img.geliophoto.com
20. Вагоны под погрузку перемещают с помощью тракторов, которые цепляют к составу металлическими тросами.
© img.geliophoto.com
21. Комбайн грузит соль в вагоны.
© img.geliophoto.com
22. Процесс почти не отличается от погрузки в тягач.
© img.geliophoto.com
23. Соль грузят круглыми сутками. На самом Баскунчаке обрабатывают далеко не всё, остальное по Волге везут на другие предприятия в центральной части России.
© img.geliophoto.com
24. Тягачи привозят соль в пункт разгрузки, который расположен на предприятии.
© img.geliophoto.com
25. За восьмичасовую смену водитель тягача успевает сделать 3-4 рейса.
© img.geliophoto.com
26. Привезённую соль выгружают на приёмное устройство — бункер.
© img.geliophoto.com
27. Приёмник выглядит как огромное сито, через которое постепенно просыпается крупная, ещё не обработанная, соль.
© img.geliophoto.com
28. Дальше соль попадает на 700-метровый конвейер.
© img.geliophoto.com
29. По нему соль движется к стакеру-реклаймеру. Это автоматизированный комплекс, который принимает соль, укладывает её в большую гору для просушки. Потом соль подает дробление, а затем на фабрику. Стакер-реклаймер — немецкая машина высотой 40 метров, которая предназначена для укладки и забора соли.
© img.geliophoto.com
30. Стакер оставляет на соляной горе красивые узоры.
© img.geliophoto.com
31. Пищевая соль попадает на фабрику. Сначала её дробят до первого помола и сушат, а затем фасуют.
© img.geliophoto.com
32. Линия, где фасуют и упаковывают пищевую соль.
© img.geliophoto.com
33. Пищевую соль насыпают в целлофановые пакеты или большие 50-килограммовые мешки. Дальше соль отправляется на продажу по всей стране. А часть уходит на экспорт. Интересно, что в магазинах самого Баскунчака часто встречается соль которую привезли из соседних регионов.
© img.geliophoto.com
34. На пакеты ставят маркировку со сроком изготовления.
© img.geliophoto.com
35. Добытая соль различается по цвету, размеру гранул и количеству примесей. Молодая соль более светлая, мелкая и чистая, именно она подходит для еды. Пищевая соль, расфасованная на этой фабрике, не выглядит идеально белой. Её не очищают при помощи химии, поэтому она сохраняет природный сероватый или бежевый оттенок. И это нормально. Темная и крупная соль пролежала в озере дольше и успела впитать слишком много ила и другой органики. Её называют технической. Степень чистоты продукта определяют в лаборатории.
© img.geliophoto.com
36. Участок, на котором разгружают вагоны с солью.
© img.geliophoto.com
37. Чтобы опустошить вагоны со слегка слежавшейся солью, используют специальные ковши.
© img.geliophoto.com
38. В большинстве российских городов техническую соль используют для того, чтобы посыпать дороги и тротуары. Также в своей работе её применяют химики, строители и энергетики.
© img.geliophoto.com
39. Из-за особенности технологии добыча происходит только в тёплый сезон — с весны до осени. Поэтому, помимо ежедневной упаковки и отправки, нужно создавать запасы на зиму.
© img.geliophoto.com
40. Автомобили, которые привозят рабочих на месторождение, служат всего 5-6 лет. За это время хлористый натрий, который содержится в соли, разрушает металл и выводит машину из строя.
© img.geliophoto.com
41. Ближайший к озеру населённый пункт — посёлок Нижний Баскунчак. Большинство его жителей работает на соледобыче из поколения в поколение.
© img.geliophoto.com
42. Солевые пласты Баскунчакского месторождения продолжают формироваться и по сей день. Со временем на месте выломов образуется новая соль. Сейчас практически полностью восстановились участки, работы на которых велись в 40-е годы. То есть, если соблюдать технологию, добывать соль с Баскунчака можно бесконечно.
© img.geliophoto.com
На солёном озере Баскунчак добывают 80% всей российской соли. Под водоёмом находится соляная гора, которая уходит вглубь примерно на 6 километров. Соледобытчики компании «Руссоль» работают открытым способом, то есть срезают самый верхний слой. Соль с Баскунчака подходит и для еды, и для технического использования.
1. Баскунчак — большое солёное озеро на севере Астраханской области, его площадь составляет 115 квадратных километров. С VIII века здесь ведётся добыча соли, которую раньше отправляли на продажу по Шёлковому пути.
В 60-е годы XIX века месторождения стало главным поставщиком соли на внутренний рынок России. В то время соль добывалась вручную. Стоя по пояс в воде, рабочие рыхлили соль пешней, и при помощи лопат грузили её в телеги, запряжённые верблюдами. В 1918 году здесь появились экскаваторы, а в 1930-е годы — первые солесосы, которые стали прототипами современных солекомбайнов.
2. Сегодня соль на Баскунчаке добывают при помощи специального технологического комплекса, основа которого — солекомбайн. А участок для добычи выбирают с помощью геологоразведки.
3. Солекомбайн медленно едет по рельсам, которые переносят по мере выработки пласта соли.
4. Комбайн — уникальная машина, которую спроектировали и построили прямо на месторождении ещё в 90-е годы. Название у неё соответствующее — «Баскунчак-1».
5. Комбайн движется по рельсам, ломает пласт с помощью двух фрез и смешивает соль с водой. Эта масса называется соляная пульпа. Она попадает в систему обезвоживания, а затем в дробилку. Потом измельченная соль отделяется от воды и грузится в вагоны или тягач. Лишняя вода тут же сливается обратно в озеро.
6. Машинист солекомбайна. Он управляет машиной вместе с помощником машиниста.
7. Комбайн режет пласты на глубине до 8 метров, во время работы хрупкая соляная кромка может раскрошиться, и машина потеряет равновесие. Чтобы контролировать это, используют креномер. Инструмент следит, чтобы техника не наклонялась сильнее нормы. Если это происходит — на креномере срабатывает сигнализация и добычча останавливается.
8. Помощник машиниста солекомбайна направляет стрелу таким образом, чтобы соль попала в тягач или грузовой вагон. Еще он держит связь с водителем тягача с помощью рации. Когда прицеп наполняется, он сообщает, что пора передвигать машину вперед . Таким образом рабочие синхронизируют процесс погрузки и скорость автомобиля.
9. Элеватор, по которому соль поднимается на стрелу. За это время с неё стекает лишняя вода.
10. Из комбайна соль сыпется в прицепы тягачей.
11. Карьерный тягач — огромная машина с тремя прицепами. За раз в них грузят 450 тонн соли, это примерно семь железнодорожных вагонов.
12.
13. На то, чтобы загрузить один тягач уходит около 90 минут.
14. За сутки здесь добывают примерно 100 железнодорожных вагонов соли.
15. Когда пласт выработан, железнодорожное полотно сдвигают на 180 сантиметров. Обычно между траншеями оставляют целики шириной не более 10 сантиметров. Они нужны чтобы уменьшить потери от разрушения пласта.
16. Чтобы передвинуть пути, используют специальные рихтовочные машины, монтируемые на тракторах. Полностью разбирать рельсы не нужно.
17. За год на Баскунчаке добывают от 1,5 до 2 миллионов тонн соли.
18. На том месте, где прошёлся комбайн, образуются выломы. Они выглядят как прямоугольные бассейны, разделенные соляными «волнорезами». Границы бассейнов помечают специальными ограждениями, чтобы никто из водителей не заехал на опасный участок с восьмиметровой глубиной.
19. Тягачи работают только в светлое время суток. По ночам соль грузят в железнодорожные вагоны. Работа на предприятии ведётся круглосуточно в три рабочих смены.
20. Вагоны под погрузку перемещают с помощью тракторов, которые цепляют к составу металлическими тросами.
21. Комбайн грузит соль в вагоны.
22. Процесс почти не отличается от погрузки в тягач.
23. Соль грузят круглыми сутками. На самом Баскунчаке обрабатывают далеко не всё, остальное по Волге везут на другие предприятия в центральной части России.
24. Тягачи привозят соль в пункт разгрузки, который расположен на предприятии.
25. За восьмичасовую смену водитель тягача успевает сделать 3–4 рейса.
26. Привезённую соль выгружают на приёмное устройство — бункер.
27. Приёмник выглядит как огромное сито, через которое постепенно просыпается крупная, ещё не обработанная, соль.
28. Дальше соль попадает на 700-метровый конвейер.
29. По нему соль движется к стакеру-реклаймеру. Это автоматизированный комплекс, который принимает соль, укладывает её в большую гору для просушки. Потом соль подает дробление, а затем на фабрику.
Стакер-реклаймер — немецкая машина высотой 40 метров, которая предназначена для укладки и забора соли.
30. Стакер оставляет на соляной горе красивые узоры.
31. Пищевая соль попадает на фабрику. Сначала её дробят до первого помола и сушат а затем фасуют.
32. Линия, где фасуют и упаковывают пищевую соль.
33. Пищевую соль насыпают в целлофановые пакеты или большие 50-килограммовые мешки. Дальше соль отправляется на продажу по всей стране. А часть уходит на экспорт. Интересно, что в магазинах самого Баскунчака часто встречается соль которую привезли из соседних регионов.
34. На пакеты ставят маркировку со сроком изготовления.
35. Добытая соль различается по цвету, размеру гранул и количеству примесей. Молодая соль более светлая, мелкая и чистая, именно она подходит для еды.
Пищевая соль, расфасованная на этой фабрике, не выглядит идеально белой. Её не очищают при помощи химии, поэтому она сохраняет природный сероватый или бежевый оттенок. И это нормально.
Темная и крупная соль пролежала в озере дольше и успела впитать слишком много ила и другой органики. Её называют технической. Степень чистоты продукта определяют в лаборатории.
36. Участок, на котором разгружают вагоны с солью.
37. Чтобы опустошить вагоны со слегка слежавшейся солью, используют специальные ковши.
38. В большинстве российских городов техническую соль используют для того, чтобы посыпать дороги и тротуары. Также в своей работе её применяют химики, строители и энергетики.
39. Из-за особенности технологии добыча происходит только в тёплый сезон — с весны до осени. Поэтому, помимо ежедневной упаковки и отправки, нужно создавать запасы на зиму.
40. Автомобили, которые привозят рабочих на месторождение, служат всего 5–6 лет. За это время хлористый натрий, который содержится в соли, разрушает металл и выводит машину из строя.
41. Ближайший к озеру населённый пункт — посёлок Нижний Баскунчак. Большинство его жителей работает на соледобыче из поколения в поколение.
42. Солевые пласты Баскунчакского месторождения продолжают формироваться и по сей день. Со временем на месте выломов образуется новая соль. Сейчас практически полностью восстановились участки, работы на которых велись в 40-е годы. То есть, если соблюдать технологию, добывать соль с Баскунчака можно бесконечно.