Какие полезные ископаемые являются продуктами жизнедеятельности в прошлом

Одна из главных задач воспитания подрастающего
поколения – формирование самостоятельности
мышления, подготовка к творческой деятельности.
Это требование времени, социальная задача,
которую призвана решать, прежде всего, школа.
России нужны сейчас не просто знающие люди, а
люди творческого склада, инициативные и
пытливые, способные активно трудиться, развивать
науку, технику, культуру. Школа должна готовить
учащихся к непрерывному образованию и
самообразованию, вырабатывать у них навыки
самостоятельно пополнять свои знания, умело и
быстро ориентироваться в потоке научной и
политической информации.

Как научить самостоятельности учащихся? Путей
в педагогическом арсенале много. Рождены и
проверены они опытом, учительским чутьем,
творчеством. При всем их многообразии путь
усвоения содержания учебного материала,
изложенного в учебнике, является
основополагающий. Можно говорить об удачности и
неудачности учебников по биологии, отмечать
упрощенность одних или, напротив, усложненность
других. Главное умение и желание работать.

Учебник является необходимым условием для
того, чтобы учащиеся прочно усвоили материал,
объясненный учителем. Учебная книга создает для
ребят возможность возвращаться к данному
материалу, для того чтобы глубже продумать и
закрепить этот материал или отдельные его части.
Работа по формированию у учащихся умений и
навыков работы с учебником должна вестись
учителями на всех этапах обучения: при сообщении
нового материала, при осмысливании и закреплении
знаний, при проверке домашних заданий. За время
обучения в школе учащиеся должны овладеть
следующими умениями и навыками в работе с
учебником: уметь выделять главное в тексте,
рисунке, таблице; устанавливать логическую связь
и зависимость между сведениями, изложенными в
параграфе учебника; сравнивать изучаемые
явления; делать обобщения, выводы по одному или
нескольким параграфам учебника; составлять
схемы, таблицы, графики по тексту учебника;
делать анализ содержания рисунков; составлять
словарь по теме; самостоятельно изучать
отдельную тему учебника; составлять план по
тексту учебника; уметь составлять задачи,
используя текст учебника; писать конспекты,
сочинения; выполнять опыты, описанные в учебнике.
Перечисленные умения и навыки могут быть
сформированы у школьников лишь при условии
специально организованного обучения
рациональным приемам работы с учебником.

В старших классах учащиеся легко могут,
выполняя, данные им письменно задание изучить,
усвоить, закрепить любой учебный материал
самостоятельно, используя учебник. Главное –
задания для учащихся должны быть интересными и
разнообразными по форме и содержанию.
Современные ученики хорошо освоили систему
он-лайн общения, в листах самостоятельной работы,
которые я предлагаю учащимся, это используется.

При изучении темы «История формирования
сообществ живых организмов. Биогеоценозы и
биоценозы» в 9 или 11 классе учащимся предлагаю
приведённый ниже лист для самостоятельной
работы учащихся.

Урок самостоятельного закрепления
темы «Биосфера, её структура и функции» и
изучения темы «История формирования сообществ
живых организмов. Биогеоценозы и биоценозы»

Задачи урока:

  • закрепить знания о биосфере, круговоротах
    веществ в природе и биогеологической роли живых
    организмов,
  • объяснить причины (факторы), влияющие на
    формирование различий растительного и животного
    мира континентов,
  • сформировать понятия биогеоценоз, биоценоз,
    биомасса, первичная продукция, потребители.

Обращение:

Чтобы решить поставленные задачи вам
потребуется подумать, познакомиться с
материалом учебника, возможно, посоветоваться с
товарищами или учителем.

 Уровень 1: Проверка знаний по теме
«Биосфера, её структура и функции».

Задание 1.

Познакомьтесь с тезисами из работ Владимира
Ивановича Вернадского и сделайте выводы о
значении его трудов для развития науки в целом.
« …Явления жизни и явления мёртвой природы,
взятые с геологической, т.е. планетарной точки
зрения, являются проявления единого процесса.
… Мы получили в науке ряд наблюдений и
достижений, которые указывают на огромное
значение организмов в земной коре, в частности в
химических её процессах…
…На земной поверхности нет химической силы
более постоянно действующей, а поэтому более
могущественной по своим конечным последствиям,
чем живые организмы, взятые в целом» В.И.
Вернадский

Задание 2.

Выберите из приведённых ниже определений, то
которое раскрывает понятие «Биосфера – это …»
А) оболочка Земли .в которой существуют и
взаимодействуют с окружающей средой ( или когда
– либо существовали и взаимодействовали) живые
существа;
Б) оболочка Земли, включающая часть литосферы,
атмосферы, гидросферы;
В) оболочка Земли, в которой существует
человечество.

Задание 3.

Границы биосферы определяются факторами
земной среды, которые делают невозможным
существование живых организмов. Найдите
соответствие
между оболочками Земли и факторами, которые
являются ограничивающими для той или иной
оболочки:

АтмосфераГидросфераЛитосфера
   

А) недостаток света и избыточное давление,
Б) губительное для жизни коротковолновая часть
ультрафиолетового излучения Солнца,
В) температура и уровень проникновения воды в
жидком состоянии.

Задание 4.

Какие полезные ископаемые являются продуктами
жизнедеятельности организмов в прошлом?
Приведите не менее 7 примеров таких полезных
ископаемых.

Задание 5.

Какие газы атмосферы имеют преимущественно
биогенное происхождение? Выберите правильные
ответы:

а) кислород;  
            б) водород;
               в)
озон;          
                       
г) азот;
д) гелий;
                  
е) аргон;
                   
ж) углекислый газ;
з) оксиды серы;         и) оксиды
азота.

Блиц-опрос (дайте краткий ответ):

  1. Процесс в результате которого углерод в виде
    углекислого газа поступает в атмосферу…
  2. Основной источник кислорода на Земле …
  3. Оболочка Земли заселённая живыми организмами…
  4. Чем образована атмосфера Земли?
  5. 70% поверхности земного шара занимает …
  6. Их называют продуцентами.
  7. Защитный экран планеты Земля…
  8. Бактерии, которые атмосферный азот включают в
    круговорот веществ …
  9. Какие организмы можно назвать концентраторами?
  10. Вернадский для живого вещества определил
    газовую биогеохимическую функции. Какие газы
    поглощают и выделяют живые организмы?

Задание 6. Найдите соответствие между
веществами, входящими в структуру биосферы и
приведёнными ниже примерами:

Живое веществоБиогенное веществоКосное веществоБиокосное вещество
    

1)
водоросли;           
 2) кислород;  
           
                      3)
почва;       
            4)
вулканическая лава;
5) углекислый газ;     6)
уголь;        
                                  
7)* янтарь;    
            8) опавшие
листья;
9) навоз;
                   
10) * пыльца
растений;                  
11) озон;        
           12) * паутина;
13)
.мел;                    
14) лишайники;        
                       15)*
гумус;    
            16) грибы;
17) метеориты;          18)* туман;
  
                                  
19) базальт;   
            20)* глина.

Уровень 2: Изучение нового материала по
теме «История формирования сообществ живых
организмов. Биогеоценозы и биоценозы»

Задание 1.

Учёные выделяют три основных фактора,
послуживших причиной и влияющих на формирование
различий растительного и животного мира
континентов. Приведите примеры, которые
доказывают существование этих факторов:
1. Геологическая история материков.
2. Различие климатических условий в широтном
направлении, формирование биомов (тундра, тайга,
леса, степи, пустыни и т.д.).
3. Изоляции.

Задание 2.

А) Рассмотрите рисунок различных
биогеоценозов.
Прочитайте определения «биогеоценоз» и
составьте его схематичное изображение с
использованием математических символов «+», «–»,
«=».
Б) Приведите примеры продуцентов, консументов
первого порядка, консументов второго порядка,
редуцентов.
В) Закончите высказывания:
Биомасса – это …
Первичная продукция – это …

Уровень 3.

Запишите домашнее задание

Обращение. Желаю успеха в изучении биологии! На
следующем уроке мы узнаем о биотических факторах
среды и их взаимодействии.   :–) !!!!!

На следующем уроке обязательно проводится
обсуждение выполненной работы и приводятся
ответы к заданиям.

Ответы к заданиям 1 уровня «Проверка знаний»

Блиц-опрос:

  1. Процесс в результате, которого углерод в виде
    углекислого газа поступает в атмосферу. (Дыхание)
  2. Основной источник кислорода на Земле. (Фотосинтез)
  3. Оболочка Земли заселённая живыми организмами. (Биосфера)
  4. Чем образована атмосфера Земли? (Воздух)
  5. 70% поверхности земного шара занимает. (Вода)
  6. Их называют продуцентами. (Растения)
  7. Защитный экран планеты Земля. (Озоновый экран)
  8. Бактерии, которые атмосферный азот включают в
    круговорот веществ. (Азотфиксирующие)
  9. Какие организмы можно назвать концентраторами? (Растения)
  10.  Вернадский для живого вещества определил
    газовую биогеохимическую функцию? Какие газы
    поглощают и выделяют живые организмы? (О2,
    СО2, азот, аммиак, сероводород и др.)

Задание 4.

7 примеров таких полезных ископаемых, которые
являются продуктами жизнедеятельности
организмов в прошлом: уголь, нефть, торф,
известняк, мел, кремнистые сланцы, фосфориты,
природный газ.

Задание 6.

Соответствие между веществами, входящими в
структуру биосферы и приведёнными ниже
примерами:

живое

биогенное

косное

биокосное

1, 10*,14, 162, 5, 6, 8, 11, 13, 7, 12, 94, 17,18, 19, 20.3, 15

1)
водоросли;           
 2) кислород;  
                                  3)
почва;        4) вулканическая
лава;
5) углекислый газ;     6)
уголь;        
                                  
7)* янтарь;     8) опавшие листья;
9) навоз;
                   
10) * пыльца
растений;                  
11) озон;         12) * паутина;
13)
.мел;                    
14) лишайники;        
                       
15)* гумус;     16) грибы;
17) метеориты;          18)* туман;
  
                                  
19) базальт;    20)* глина

Ответы к заданиям 2 уровня «Изучение нового
материала»

Задание 2. Схематичное изображение
определения «биогеоценоз» с использованием
математических символов «+», «–», «=»
Растения + животные + микроорганизмы + факторы
среды = биогеоценоз

Приведённый ниже лист самостоятельной работы
учащихся можно использовать как при изучении
темы «Биосинтез белка», так и при её закреплении
и повторении. Учащимся даётся задание вставить в
скобках пропущенные слова. Если задание
выполняется при изучении учебного материла, то
учащиеся работают с помощью учебника.
Лист самостоятельной работы предлагаю
следующий:

Лист самостоятельной работы по теме
«Биосинтез белка»

Задание (проще некуда): Вставьте в
скобках пропущенные слова и знания по трудной
теме «Биосинтез белка» вам обеспечены, а если ещё
посмотреть схемы или мультимидийные презентации
по теме, то гарантированы. Начали …

Биосинтез это процесс образования при участии
ферментов из низкомолекулярных веществ
(    
?            ) сложных
высокомолекулярных веществ
(         
?          ): из аминокислот
синтезируются
(           
?            ), сложные
углеводы (         
?          ) синтезируются из
( ?          ). Нуклеиновые
кислоты образуются из
(           
?          ). Молекулы липидов
образованы остатком (      
?          ) и (    
?          ).
Совокупность реакций биологического синтеза
называется (   ?         
или     ?         
или     ?          ),
его сущность: образование из (
?          ), поступающих в
клетку из внешней среды (      
?          ). характерных для
данной клетки.

Рассмотрим одну из важнейших форм
пластического обмена – биосинтез белков. Он
состоит из нескольких этапов.

В ядре:

Транскрипция (от латинского
«транскрипцио» – переписывание) – это процесс
образования и-РНК на основе одной из цепей ДНК.
Как это происходит? Да вот так!

Специальный фермент – полимераза, двигаясь по
ДНК, разрушает (водородные) связи соединяющие две
цепи ДНК и затем по принципу
(             
?          ) подбирает
нуклеотиды для и-РНК и соединяет их в единую
цепочку. Если в нити ДНК стоит нуклеотид,
содержищий Тимин, то в нить и-РНК встроится
нуклеотид с (           
?          ), если в ДНК –
Гуанин, то в и-РНК (      
?          ),
если в ДНК – Аденин, то в и – РНК
(      
?          ),
если в ДНК – Цитозин, то в и –
РНК(     
?          ),
информационная РНК-копия не всей молекулы ДНК, а
только её части, одного гена (иногда группы генов,
но редко).

Внимание! Правило! Ген – это участок
молекулы ДНК, несущий информацию о структуре
одного белка!

А как это? Да элементарно!
Каждой аминокислоте соответствует триплет – это
(    ?          ),
например, ГЦУ в и-РНК – это шифр аминокислоты
аланина, ЦГУ – аминокислоты аргинина, ААУ –
аминокислоты аспарагина, АУУ – аминокислоты
изолейцина и т.д. Кстати, как по написанным
триплетам можно определить, что речь идёт именно
о РНК?
Вот и получается, и – РНК по своему строению, т.е.
по расположению нуклеотидов точно соответствует
расположению нуклеотидов в ДНК, т.е. несёт
информацию о каком-то(      
?          ), а
триплетнозашифрованная информация на ДНК –
информация о последовательности
(      ?          )
в каком-то белке.
Всё, и-РНК готова, она проходит через поры в
ядерной мембране (ух, какая!) и выходит в
(      ?          ),
а потом попадает в место синтеза белка, т.е. на
(             
?          )
А дальше что?
Да собственно сам биосинтез белка,
который ещё называют трансляцией
латинского «трансляцио» – передача). Всё
происходит на рибосомах.

Первый этап биосинтеза белка.

Рибосомы – мельчайшие органоиды, состоят из
двух субъединиц большой и малой, а каждая
субъединица построена из
(                      
?          ) и белка. Вот как
раз между этими самыми субъединицами и
встраивается и-РНК. В цитоплазме клетки
находятся ещё РНК, совершенно особого вида и по
форме напоминают
(          
?          ) и называются
(                  
?          ), к каждой т-РНК
совершенно определённым образом (ну об этом в 10
классе, дорасти надо) прикрепляется строго
определённая аминокислота ( аминокислот в
цитоплазме достаточно, не зря пища поглощается,
да переваривается, да на мономеры в
пищеварительном канале расщепляется) Вот
собственно в этом и суть первого этапа
биосинтеза белка. А в чём? Да чтобы к каждой
т-РНК присоединилась «своя» аминокислота – это
результат первого этап биосинтеза
. (Хотя
не так то там всё и просто, мы про кадоны и
антикодоны, да про ферменты не говорили. Дорасти
надо!)

Второй этап биосинтеза белка. На рибосоме!
(Опять же).

Т-РНК «подтаскивает» « свою» ( 
?          ) к рибосоме, а в
ней, в рибосоме уже встроилась
(          
?          ), которая состоит
из триплетов, т.е. троек (      
?          ). Если триплетный
код и-РНК совпадает с триплетным кодом на т-РНК
аминокислота отрывается от своей т-РНК, следом к
и-РНК подходит следующая т-РНК, и если её
(              
?          ) соответствует
коду на
(                
?          ), то аминокислота
отрывается от своей
(         
?          ), следом … то же
самое.

Таким образом, второй этап биосинтеза –
это перевод « языка» нуклеотидов РНК на «язык»
аминокислот.

Третий этап биосинтеза белка.

Фермент синтетазаприсоединяет
оторвавшуюся аминокислоту с помощью
(           
?          ) связи к уже
растущей на рибосоме цепи белка В итого
образуется молекула (       
?          ), строение которой
строго соответствует гену.
А где он, ген, расположен?
(                     
?          )
А белок в клетке зачем? Ответ жду на следующем
уроке!!! )))

Работа с использованием листов
самостоятельной работы идёт активнее, если
ребята работают на компьютерах. Я думаю, что
такие задания можно выполнять через сетевые
Интернет-сообщества, даже используя, любимые
детьми «Контакты».

С одной стороны при такой организации
самостоятельной работы постановка цели и
планирование деятельности ученик осуществляет с
помощью учителя.

С другой стороны наличие задач, проблемных
вопросов, особого времени на решение,
необходимость умственного напряжения даёт
возможность для проявления самостоятельности,
сознательности, активности.

На первый взгляд самостоятельная работа
организуется по заданной форме и образцу, в то же
время происходит модификация алгоритма в
изменённой ситуации, используется
конструктивный метод работы с переносом знаний в
необычную ситуацию.

Разнообразие заданий позволяет так строить
процесс обучения, что предъявляются достаточно
высокие требования к более подготовленным
школьникам, обеспечивает их интеллектуальное
развитие, и в то же время создаются условия для
успешного овладения знаниями и развития менее
подготовленных учащихся.

В заключении притча. Один ученик приставал к
Мастеру с бесконечными вопросами. Мастер сказал
ему: «В твоем сердце ответы на все твои вопросы, и
только ты знаешь, как найти их». На следующий день
он добавил: «Твой путь к Истине не может быть
освещен кем-то другим. Ты хочешь взять взаймы мой
фонарь. Я же хочу научить тебя, как сделать свой
собственный».

Источник