Какие полезные ископаемые используются для изготовления посуды
Окружающий мир наполнен вещами и предметами, без которых невозможно существования человечества. Но в повседневной суете люди редко задумываются о том, что всем благам современной жизни мы обязаны природным ресурсам.
Захватывает дух от наших достижений правда? Человек- вершина эволюции, самое совершенное создание на Земле! А теперь на минуточку задумаемся, почему мы достигли всех этих благ, какие силы должны мы благодарить, чему и кому люди обязаны за все свои блага?
Внимательно присмотревшись, ко всем окружающим нас предметам, многие из нас впервые осознают простую истину, что человек это не царь природы, а лишь одна из ее составляющих частей.
Так как большинству современных благ люди обязаны природным ископаемым добываемых из недр Земли
Современная жизнь на нашей планете не возможна без использования природных ресурсов. Одни из них более ценные, другие менее, а без некоторых человечество на данном этапе своего развития существовать не может.
Мы используем их для того что бы обогреть и осветить свои дома, быстро добраться из одного континента на другой. От других зависит поддержание нашего здоровья (например, это могут быть минеральные воды).Перечень ценных для человека полезных ископаемых огромен, но можно попытаться выделить десять наиболее важных природных элементов, без которых трудно представить дальнейшее развитие нашей цивилизации.
1.Нефть — «черное золото» Земли
Не зря ее называют «черным золотом» ведь с развитием транспортной индустрии жизнь человеческого общества стала напрямую зависеть от ее добычи и распределения. Ученые считают, что нефть это продукт разложения органических остатков. Состоит она из углеводородов. Не многие люди догадываются о том, что нефть входит в состав самых обыкновенных и необходимых нам вещей.
Кроме того, что она является, основой топлива для большинства видов транспорта она широко используется в медицине, парфюмерии и химической промышленности. Например, нефть используют для производства полиэтилена и разных видов пластика. В медицине нефть применяется для производства вазелина и незаменимого во многих случаях аспирина. Самым неожиданным применением нефти для многих из нас будет то, что она участвует в производстве жевательной резинки. Незаменимые в космической промышленности солнечные батареи также производятся с добавлением нефти. Современную текстильную отрасль сложно представить без производства нейлона, который также изготавливают из нефти. Самые большие залежи нефти находятся в России, Мексике, Ливии, Алжире, США, Венесуэле.
2.Природный газ- источник тепла на планете
Значимость данного полезного ископаемого сложно переоценить. Большинство месторождений природного газа тесно связаны, с залежами нефти. Газ применяют в качестве недорогого топлива для обогрева жилых домов и предприятий. Ценность природного газа заключается в том, что он является экологически чистым топливом. Химическая промышленность использует природный газ для производства пластмасс, спирта, каучука, кислоты. Залежи природного газа могут достигать объема в сотни миллиардов кубометров.
3.Каменный уголь- энергия света и тепла
Это горючая порода с высокой отдачей тепла при горении и содержанием углерода до 98%. Уголь используется в качестве топлива для электростанций и котельных, металлургии. Этот ископаемый минерал также применяют в химической индустрии как сырье для изготовления:
- пластмасс;
- лекарственных средств;
- духов;
- различных красителей.
4.Асфальт — универсальная ископаемая смола
Роль этой ископаемой смолы в развитии современной транспортной индустрии бесценна. Кроме того асфальт используют в производстве электротехники, изготовлении резины и разных лаков используемых для гидроизоляции. Широко применяется в строительной и химической промышленности. Добывается во Франции, Иордании, Израиле, России.
5.Алюминиевая руда (бокситы, нефелины, алуниты)
Бокситы – основной источник окиси алюминия. Добываются в России, Австралии.
Алуниты – используются не только для производства алюминия, а и при производстве серной кислоты и удобрений.
Нефелины – содержат большое количество алюминия. С помощью этого минерала создают надежные сплавы, используемые в машиностроении.
6.Железные руды — металлическое сердце Земли
Различаются по содержанию железа и химическому составу. Залежи железных руд находятся во многих странах мира. Железо играет значительную роль в развитии цивилизации. Железная руда основной компонент для производства чугуна. В производных из железной руды остро нуждаются такие отрасли промышленности как:
- металлообработка и машиностроение;
- космическая и военная промышленности;
- автомобильная и кораблестроительная промышленность;
- отрасли легкой и пищевой промышленности;
Лидерами по добычи железной руды являются Россия, Китай, США.
7.Золото
В природе встречается в основном в виде самородков (самый крупный был обнаружен в Австралии и весил около 70 кг.). Встречается так же и в виде россыпей. Главным потребителям золота (после ювелирной отрасли) является электронная отрасль (золото широко применяется в микросхемах и разных электронных компонентах для вычислительной техники). Золото широко применяется в стоматологии для изготовления зубных протезов и коронок. Поскольку золото практически не окисляется и не подвергается коррозии его применяют и в химической промышленности.Добывается в Южной Африке, Австралии, России, Канаде.
8.Алмаз – один из самых твердых материалов
Широко используется в ювелирном деле (ограненный алмаз называют бриллиантом), кроме того за счет его твердости алмаз используют для обработки металлов, стекла и камней. Алмазы широко используются в приборостроительной, электротехнической и электронной отраслях народного хозяйства. Алмазная крошка отличное абразивное сырье для производства шлифовальных паст и порошков. Добываются алмазы в Африке (98%), России.
9.Платина – ценнейший драгоценный металл
Широко применяется в сфере электротехники. Кроме того используется в ювелирной индустрии и космической промышленности. Платина используется для производства:
- специальных зеркал для лазерной техники;
- в автомобильной промышленности для очистки выхлопных газов;
- для защиты от коррозии корпусов подводных лодок;
- из платины и ее сплавов изготавливают хирургические инструменты;
- высокоточных стеклянных приборов.
10.Урано-радиевые руды — опасная энергия
Имеют громадное значение в современном мире, так как используются в качестве топлива на атомных электростанциях. Добывают эти руды в ЮАР, России, Конго и в ряде других стран.
Страшно представить, что может случиться, если на данном этапе своего развития человечество лишится доступа к перечисленным природным ископаемым. К тому же не все страны имеют равный доступ к природным богатствам Земли. Залежи природных ископаемых расположены не равномерно. Часто именно из-за этого обстоятельства возникают конфликты между государствами. По сути, вся история современной цивилизации это постоянная борьба за обладание ценными ресурсами планеты.
Нефть — природная густая маслянистая горючая жидкость тёмного цвета со специфическим запахом. Большинство учёных считает, что нефть образовалась из органического вещества осадочных пород (остатков древних живых организмов).
Из нефти получают топливо (бензин, керосин, дизельное топливо, реактивное топливо), пластмассы, смазочные масла, химические волокна для производства тканей.
Нефть добывается с помощью специально пробуренных скважин и мощных насосов.
Нефть является главной статьёй российского экспорта. (Экспорт — это вывоз товаров в другие страны для их продажи.) Нефть поступает в различные районы России и за границу по нефтепроводам (длинные подземные трубы). Ещё нефть перевозят на нефтеналивных танкерах (специальных морских судах) и по железным дорогам в цистернах.
Природный газ не имеет цвета и запаха. Относится к горючим ископаемым. Используется как топливо для обогрева помещений, для приготовления пищи, на электростанциях, в котельных, на заводах, а также как сырьё для получения пластмасс, резины, волокна и других полезных веществ.
Россия — один из крупнейших экспортёров газа в мире. Природный газ поступает по газопроводам.
Торф — это горючее полезное ископаемое тёмно-коричневого цвета. Торф образуется из растительных остатков при их перегнивании в условиях недостатка кислорода. Как правило, основным местом формирования торфа являются болота.
Некоторое время назад торф практически повсеместно использовался в качестве топлива. Кроме этого, торф — отличное органическое удобрение, широко использующееся в сельском хозяйстве. На фермах торф служит подстилкой для животных.
Залежи торфа необходимо оберегать от пожаров, так как такие пожары очень трудно тушить.
Уголь — горная порода, которая образуется в недрах Земли из остатков древних растений. Сначала образовался торф, а со временем он превратился в уголь. Существует несколько разновидностей угля: бурый уголь, каменный уголь, антрацит.
Бурый уголь. Сорт образовался из остатков торфа позже всех, поэтому он считается самым молодым. Особенность его в том, что у него очень низкая температура сгорания.
Каменный уголь. Это самая распространённая разновидность угля в деятельности человека. Он используется как топливо, из него получают пластмассы, краски и другие полезные материалы. Добывается как открытым способом, так и закрытым, в шахтах.
Антрацит. По своей структуре этот вид очень твёрдый, имеет самую высокую температуру сгорания. Залежи этого угля находятся очень глубоко под землёй.
Железо — это прочный металл, использовать который люди начали ещё много веков назад. Но найти его в чистом виде невозможно. Железо содержится во многих горных породах в виде соединения с другими минералами. Самое большое содержание железа — в железной руде.
Самое главное свойство железной руды — плавкость. Из железной руды на металлургических заводах выплавляют чугун, а из чугуна — сталь.
На сегодняшний день чугун и сталь используются во многих сферах жизни и деятельности человека, в том числе и во всех видах промышленного производства. Сталь — основное сырьё для машиностроения.
Известняк — обычно белый, серый или желтоватый камень. Он образовался из остатков морских организмов. Их отпечатки можно хорошо рассмотреть в известняке-ракушечнике. Применяется при строительстве зданий и дорог. Из известняка получают известь для приготовления строительных растворов. Особая разновидность известняка — мел.
Песок и глина — одни из самых распространённых горных пород. Они образуются в природе при разрушении других горных пород, например гранита.
Глина бывает белая, красная, коричневая, жёлтая, серая. Она непрозрачная, твёрдая, плотная, негорючая. При намокании глина становится вязкой и пластичной, а при высыхании сохраняет свою форму. Из глины изготавливают кирпичи, черепицу, посуду. Изделия из обожжённой глины называются керамическими.
Песок — сыпучая горная порода жёлтого или белого цвета, непрозрачная. Используется в строительстве, при изготовлении стекла.
Гранит — горная порода, состоящая из зёрен полевого шпата, кварца и слюды. Гранит очень прочный. Хорошо полируется. Применяется в строительстве. Из него изготавливают лестницы, колонны, памятники. Многие станции метро облицованы гранитом. Красная площадь в Москве вымощена гранитной брусчаткой.
Гранит залегает глубоко в недрах Земли, но в некоторых местах глыбы горной породы выходят на поверхность. Здесь его и добывают.
Безумова Ольга Борисовна,
учитель начальных классов
ГБОУ НАО «СШ №3»
Технологическая карта урока
организовать исследование школьниками основных свойств полезных ископаемых;
показать их важную роль в экономике страны.
Развивающие:
развивать умения анализировать и на основе анализа строить гипотезы, выводы, доказательства.
Воспитательные:
показать важность и необходимость бережного отношения к полезным ископаемым нашей страны;
поддерживать осознание причастности каждого школьника в результат совместной учебной деятельности;
воспитывать товарищеские чувства и способность радоваться успехам других.
Планируемые результаты
Предметные:
-знать понятие «полезные ископаемые»;
-знать свойства полезных ископаемых; их применение и способы добычи;
-уметь определять полезные ископаемые;
-уметь объяснить значение полезных ископаемых для экономики и хозяйственной деятельности людей.
Личностные УУД: понимать и оценивать роль изучения предмета, свой вклад в решение общих задач, быть толерантным к мнениям других детей и чужим ошибкам, доброжелательное отношение между учащимися при работе в паре; понимать важность и необходимость бережного отношения к полезным ископаемым нашей страны.
Регулятивные УУД: умение формулировать тему урока, принимать и сохранять учебную задачу, принимать участие в обсуждениях, возникающих на уроке, выполнять работу в соответствии с заданием, применять самооценку.
Коммуникативные УУД: участвовать в обсуждениях, возникающих на уроке, при работе в группе, слушать и понимать собеседника, ясно формулировать ответы на вопросы педагога и других детей.
Познавательные УУД: умение извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, иллюстрация), перерабатывать информацию для получения необходимого результата, находить ответы на вопросы,
используя свой жизненный опыт,делать выводы на основе обобщения знаний.
Оборудование
Учебный комплект (учебник, рабочая тетрадь) А.А. Плешакова;
презентация, проектор, компьютер, карточки;
образцы полезных ископаемых: глины и песка, гранита, каменного угля, железной руды, известняка, нефти; оборудование для опытов: магнит, молоток.
Дидактическая структура урока
Этапы урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Универсальные учебные действия
Организационный момент
Я рада вас всех видеть! Давайте подарим друг другу хорошее настроение. Улыбнитесь друг другу.
Проверяют готовность к уроку, настраиваются на работу.
Регулятивные УУД:
саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии.
Актуализация знаний. Проверка домашнего задания
1. Фронтальный опрос
– Какой раздел изучаем?
– Что составляет основу экономики?
– Какие природные богатства составляют основу экономики?
– Приведите примеры использования природных богатств.
-Чему учит экономика?
– Природные богатства и труд людей.
– Воздух, вода, полезные ископаемые, почва, растения, животные.
Ответы учащихся.
Коммуникативные УУД: участвовать в обсуждениях, возникающих на уроке
Самоопределение к деятельности. Определение темы урока
1.Беседа
-Как вы думаете, из чего изготавливают автомобили, самолёты, поезда?
– Из чего делают сталь, металл?
– Вот построили автомобили, самолёты, поезда, только они сами не поедут и не полетят. Что ещё надо для них?
– Из чего делают горючее?
Учитель вывешивает карточки, на которых написаны слова: железная руда, нефть.
– Дополните запись.
– Как можно это всё назвать?
– Сформулируйте тему урока .
2.Постановка проблемы на уроке
– Как вы считаете, можно ли обойтись без полезных ископаемых?
1) да, можно; 2) нет, нельзя.
-Какие вопросы у вас возникают при изучении этой темы?
– На ваш взгляд, как можно ответить на эти вопросы?
Презентация слайд 1
– Из стали, металла.
-Из железной руды.
– Бензин, горючее.
– Из нефти.
Каменный уголь, торф, гранит и т.д.
– Это полезные ископаемые.
– Полезные ископаемые.
Ответы учащихся.
Что такое полезные ископаемые?
Свойства полезных ископаемых.
Где используют полезные ископаемые?
Как добывают полезные ископаемые?
Какие полезные ископаемые добывают у нас в округе?
Как надо охранять полезные ископаемые?
– Можем провести опыты, прочитать в учебнике, книгах, энциклопедиях…
Регулятивные УУД: умение формулировать тему урока,
постановка учебной задачи.
Коммуникативные УУД:
ясно формулировать ответы на вопросы педагога.
Регулятивные УУД:
постановка учебной задачи.
Открытие нового знания
Работа по теме урока
1. Беседа
– От какого слова произошло слово «ископаемые»?
– Почему «ископаемые»?
– Почему они полезные?
– Попробуйте дать определение, что такое полезные ископаемые.
– Прочитайте, какое определение даёт нам учебник, с.46. Сравните.
2. Практическая работа
– Чтобы знать, как использовать полезные ископаемые, где применять, что ещё мы должны о них знать?
– Кто изучает полезные ископаемые, отыскивает месторождения?
– Представим себя геологами, чтобы познакомиться с полезными ископаемыми, узнать их свойства.
Работа в группах
– У вас в коробке полезные ископаемые. Отгадайте загадку о полезном ископаемом, найдите его среди полезных ископаемых и исследуйте. Данные запишите.
Название полезного ископаемого ___________________________
Твёрдое или жидкое ______________________________________
Цвет _____________________
Прозрачное или непрозрачное ______________________________
Горючее или негорючее ___________________________________
Проверка работы. Выступление групп
1 группа
Он очень прочен и упруг,
Строителям – надежный друг:
Дома, ступени, постаменты
Красивы станут и заметны.
– Давайте выясним с помощью опыта ещё одно свойство гранита.
Опыт
Постучать молоточком по образцам мела и гранита. Мел разломился, а гранит нет.
-Какой можно сделать вывод?
2 группа
Покрывают им дороги,
Улицы в селении,
А еще он есть в цементе,
Сам он – удобрение.
3 группа
Без нее не побежит
Ни такси, ни мотоцикл.
Не поднимется ракета.
Отгадайте, что же это?
4 группа
Если встретишь на дороге,
То увязнут сильно ноги,
А сделать миску или вазу –
Она понадобится сразу.
– Смочите малым количеством воды кусочек глины, разомните и скатайте шарик. Сделайте выводы.
5группа
Он несет в дома тепло,
От него кругом светло,
Помогает плавить стали,
Делать краски и эмали.
Он черный, блестящий,
Помощник настоящий.
Мы исследовали … (Рассказывают по карточке.)
6 группа
Не зря она варилась в доменной печи.
На славу получились ножницы, ключи…
– Давайте выясним с помощью опыта ещё одно железной руды.
Опыт
Поднесите магнит к кусочку руды. Что наблюдаете?
Вывод: обладает магнитными свойствами.
Главное свойство – плавкость.
– Какой можно сделать вывод о свойствах полезных ископаемых?
3.Рассказ ученика о профессии геолога
Презентация слайд 2
Физминутка
Мы геологами станем
Да? – да! ( Хлопок над головой.)
Будут все гордиться нами.
Да? – да! ( Хлопок над головой.)
Что ждет нас впереди?
Высокая гора (показывают руками),
Бурная река (показывают руками)
Ее мы обойдем (топают ногами),
Ее мы проплывем (плывут),
Все мы сможем, все сумеем
И своей достигнем цели.
Да? – да! ( Хлопок над головой).
4.Работа с научно – популярной литературой
– Следующий вопрос, на который мы должны дать ответ, это…
– Зная свойства полезных ископаемых, выскажите свои предположения, где можно использовать полезные ископаемые?
Учитель вывешивает карточки на доску.
В строительстве
Топливо
Для получения металлов и т.д.
– У вас возникло несколько предположений. Как проверить?
Работа в группах
Я вам раздам отрывки из научно – популярных статей. Вы их прочитайте, обсудите и выступите перед нами с доказательствами или опровержениями ваших предположений.
Приложение 1
Проверка работы. Выступление групп
Пример
– 1 группа готова выступить перед нами?
– Какие предположения подтвердила статья? Что нового узнали из статьи о применении полезного ископаемого?
Презентация слайды 3-8
– В ваших статьях есть факты, которые подтверждают все ваши гипотезы?
Вывод:
– Где используют полезные ископаемые?
-Все полезные ископаемые делятся на три группы:
горючие
рудные (металлические.)
нерудные (строительные.)
– Приведите несколько примеров полезных ископаемых для каждой группы
5. Работа с иллюстрациями
– На какой вопрос мы ещё должны ответить?
– Предположите, как люди добывают полезные ископаемые? Используя иллюстрации, ответьте на вопросы:
– Какое полезное ископаемое добывают в шахте?
Расскажите о добыче каменного угля.
Презентация слайд 9.
– Какие полезные ископаемые добывают в карьере?
Железную руду, гранит добывают из недр Земли и на поверхности. Раньше это делали с помощью кирки и молотка, сейчас с помощью взрывов, затем экскаваторы подбирают породу и отправляют на завод, где её обрабатывают.
– Какие полезные ископаемые добывают из скважин?
Расскажите о добыче нефти.
Презентация слайд 10
– Сделайте вывод о добыче полезных ископаемых.
– Как вы думаете, могут ли иссякнуть полезные ископаемые на нашей планете? Что же тогда будут делать люди?
– Как надо охранять полезные ископаемые? Прочитать в учебнике.
– Какие полезные ископаемые добывают в нашем округе? – Где используют природный газ?
– От слова «копать».
– Потому что многие находятся под землёй, закрыты от нашего взгляда, их надо извлечь из-под земли, «ископать» говорили в старину.
-Приносят пользу человеку.
Учащиеся пробуют сформулировать определение.
Чтение определения в учебнике
– Свойства полезных ископаемых.
– Геологи
Работа в группах, дети исследуют полезное ископаемое, результаты записывают. Выбирают учащегося для
представления своей работы.
Представитель группы рассказывает о свойствах полезного ископаемого.
Рассказы учеников сопровождаются показом образцов природных материалов из коллекции.
– Гранит.
– Мы исследовали … (Рассказывают по карточке)
Учащиеся делают вывод, что гранит прочный.
– Известняк
– Мы исследовали … (Рассказывают по карточке)
-Нефть
– Мы исследовали … (Рассказывают по карточке)
– Глина
– Мы исследовали … (Рассказывают по карточке)
Учащиеся делают вывод, что глина вязкая, пластичная, можно придать любую форму.
– Каменный уголь
– Мы исследовали … (Рассказывают по карточке)
– Железная руда
– Мы исследовали … (Рассказывают по карточке)
Учащиеся делают вывод, что железная руда обладает магнитными свойствами.
Главное свойство – плавкость.
Ответы учащихся
Мы уже сказали, что изучают полезные ископаемые, отыскивают месторождения … геологи. Это очень интересная профессия. Нередко геологи несколько месяцев проводят вдали от дома: в тайге, в горах, в море. Настоящему разведчику земных недр нужны немалая физическая сила и выносливость, смелость и настойчивость. Главный закон жизни геологов – дружба, взаимовыручка. Раньше поиск земных богатств вели с помощью кирки, лопаты, бура. Теперь заглянуть в глубь Земли помогают сложные приборы. К услугам геологов самолёт, вездеход, многие расчёты выполняет компьютер и другие сложные приборы. В результате долгой, кропотливой работы многих людей рождается вывод: где лежит нужный минерал, много ли его, как к нему удобнее подступиться.
-Где используют полезные ископаемые?
Ответы учащихся.
– Можно прочитать в учебнике, посмотреть научный фильм.
Учащиеся читают статьи
Пример
Из статьи мы узнали…
Ответы учащихся
В строительстве
Топливо
Для получения металлов и т.д.
Учащиеся приводят примеры
– Как добывают полезные ископаемые?
– Каменный уголь
Рассказ учащегося о добыче каменного угля.
– Глину, песок, железную руду, известняк, гранит.
– Нефть, природный газ.
Рассказ учащегося о добыче каменного угля.
Вывод:
Полезные ископаемые добывают по – разному: одни – в карьерах (открытых котлованах), другие – в шахтах, а для того, чтобы добыть нефть или газ, строят буровые установки и глубокие скважины.
Ответы учащихся
Чтение статьи в учебнике
– Нефть, газ.
Ответы учащихся
Познавательные УУД:
анализ, подведение под понятие.
Коммуникативные УУД: участвовать в обсуждениях, возникающих на уроке.
Регулятивные УУД:
работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя.
Коммуникативные УУД: участвовать в обсуждениях, возникающих на уроке, при работе в группе, оформлять свои мысли в устной и письменной речи.
Личностные УУД: понимать свой вклад в решение общих задач.
Познавательные УУД:
поиск решения задачи в зависимости от конкретных условий.
ПознавательныеУУД:
умение извлекать информацию, представленную в тексте,
умение делать выводы на основе обобщения знаний.
Коммуникативные УУД: участвовать в обсуждениях, возникающих при работе в группе, оформлять свои мысли в устной речи.
ПознавательныеУУД:
умение извлекать информацию, представленную на иллюстрации.
Коммуникативные УУД:
участвовать в обсуждениях,
ясно формулировать ответы на вопросы педагога.
Личностные УУД:
понимать важность и необходимость бережного отношения к полезным ископаемым нашей страны.
Закрепление изученного материала
1. Выполнение заданий в рабочей тетради
№3 (с.26-27)
– Прочитайте первое предложение. Догадайтесь, о каком полезном ископаемом идёт речь?
– Впишите название полезного ископаемого в клеточки.
– Продолжите выполнение задания.
Проверка задания
– Какие полезные ископаемые записали?
– Оцените свою работу.
№ 4 (с.27)
– Прочитайте задание. Заполните таблицу. Поставьте знак «+» в соответствующую графу.
– Глина применяется в строительстве, служит топливом или используется для получения металлов?
– Ставим знак «+» в соответствующей графе.
– Продолжите выполнение задания.
Проверка задания
– Оцените свою работу.
– О нефти
Учащиеся самостоятельно выполняют задание.
– Газ, глина, руда, песок, гранит, торф, уголь, соль, известняк.
Проверяют работу, обсуждают, исправляют ошибки.
– Используется в строительстве.
Учащиеся самостоятельно заполняют таблицу.
Проверяют работу, обсуждают, исправляют ошибки.
Познавательные УУД:
Самостоятельное решение проблемы, доказательство.
Регулятивные УУД:
планирование действий,
выполнять работу в соответствии с заданием,
контроль, самоконтроль, оценка.
Регулятивные УУД:
планирование действий,
выполнять работу в соответствии с заданием,
контроль, самоконтроль, оценка.
Домашнее задание
Домашнее задание каждый выберет себе сам из предложенных
1) Самостоятельно определи свойства песка, результаты запиши в тетрадь.
2) Выполни задания в рабочей тетради, с.31, № 8
3) Составь кроссворд на тему «Полезные ископаемые»
4) Выясни, какие полезные ископаемые добывают в нашем крае, подготовь сообщение об одном из них.
Подведение итогов.
Рефлексия
Решение проблемного вопроса.
Можно ли обойтись без полезных ископаемых? Почему нельзя?
Прочитать вывод в учебнике, стр. 50
Спасибо за работу. Вспомните свои чувства, впечатления на уроке и закончите предложения
1. Урок был – полезный, познавательный…
2. Я чувствовал себя….
3. Я … доволенсвоей работой на уроке.
4. Я испытывал затруднения, когда…
5. Я бы хотел стать более ….
Ответы учащихся
Чтение вывода в учебнике
Ответы учащихся
Познавательные УУД:
решение проблемы, доказательство,
умение делать выводы на основе обобщения знаний.
Личностные УУД:
установление связи между учебной задачей и мотивом деятельности.
Приложение 1
Нефть
Наша страна очень богата нефтью. Без нефти сейчас нельзя обойтись в современном мире. Много веществ изготавливают из этой маслянистой коричневатой жидкости. Автомобилям, мотоциклам нужен бензин, самолетам — авиабензин или керосин. Тракторы, комбайны не могут обойтись без дизельного топлива, корабли — без мазута. Асфальтированным шоссе в мире без нефти тоже не будет места, потому что асфальт делают из остатков, образующихся при ее перегонке.
Из нефти делают типографские краски — значит, без нефти не будет журналов, газет, книг. Кино бы у нас тоже не стало бы, поскольку не стало бы фото- и кинопленки, их ведь тоже делают из нефти. Да и на цифровые носители ничего записать бы не получилось, так как и они — продукт переработки нефти. Мир без книг, газет, журналов, телевидения, фотографии — вот что такое мир без нефти.
Нефть — это пластиковые бутылки и полиэтиленовые пакеты, прочно вошедшие в наш обиход, хозяйственные сумки, нитки, леска, пластилин. И, наконец, это различные пластмассы, из которых производят мебель, бытовую технику, компьютеры и многое другое. Современный мир — это мир, созданный из нефти в самом прямом смысле слова.
Песок и глина
Глина образуется в результате выветривания различных горных пород. В воде она намокает, становится вязкой, пластичной. Глина используется в строительстве: из глины с добавлением песка изготавливают кирпич.
Хорошо лепится, мягкая под действием воды применяется для изготовления посуды, из неё делают красивую фарфоровую, фаянсовую посуду и другие изделия.
Глина используется в медицине, например, глина входит в состав некоторых лечебных мазей. В косметике глина является основой масок, некоторых мазей.
Песок сыпучий, хорошо пропускает воду, благодаря этому его используют в строительстве дорог. Кварцевый песок используют при производстве стекла.
Гранит
Гранит является одной из самых плотных, твердых и прочных пород. Используется в строительстве в качестве облицовочного материала. Кроме того, гранит имеет низкое водопоглощение и высокую устойчивость к морозу и загрязнениям. Вот почему он оптимален для мощения как внутри помещения, так и снаружи. В интерьере гранит применяется также для отделки стен, лестниц, создания столешниц и колонн.
Каменный уголь
Применение каменного угля многообразно. Он используется как бытовое, энергетическое топливо, сырье для металлургической и химической промышленности. Очень перспективным является сжижение угля с образованием жидкого топлива. Для производства 1т нефти расходуется 2-3т каменного угля. Из каменных углей получают искусственный графит. Уголь используется также в качестве поделочного камня. Хрупкий, блестящий на солнце каменный уголь не каждому подвластен.
Известняк
Осадочная горная порода органического происхождения состоит преимущественно из раковин морских животных и их обломков ракушечника. Входящие в состав известняка вещества способны хотя и в малых количествах, но растворяться в воде. Разлагаясь, способствует образованию карстовых пещер, а также на больших глубинах под действием глубинного тепла земли, даёт источник газа для минеральных вод.
Известняк широко применялся в качестве строительного материала, мелкозернистые разновидности использовали для создания скульптур.
Обжиг известняка даёт негашёную известь – древний вяжущий материал, до сего времени применяемый в строительстве.
Железная руда
С давних пор человек ищет месторождения РУД, содержащих различные металлы. Из руд чёрных металлов выплавляют железо, чугун, сталь. А из руд цветных металлов – алюминий, медь, цинк, свинец. Как правило, изделия изготавливают не из чистых металлов, а из сплавов. Как много вокруг нас металлических предметов: ножницы, ложки, кастрюли, вёдра, а станки на заводе, самолеты и автомобили, поезда на рельсах, да и сами рельсы. Все это из металлов! А металлы получены из РУД, добытых в природе